Доходы будущих периодов счет 401.40. Операционная аренда у арендодателя: первое применение СГС «Аренда

Для учета результатов финансовой деятельности учреждений за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды предназначен

счет 0 401 00 000

«Финансовый результат хозяйствующего субъекта», ко

торый включает следующие группировочные счета:

«Доходы текущего финансового года»

«Расходы текущего финансового года»

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

«Доходы будущих периодов»

«Расходы будущих периодов».

Для определения финансового результата текущего финансового года сумма полученных в течение отчетного года и учтенных на счете 0 401 10 000 доходов сопоставляется с суммой произведенных и учтенных на счете 0 401 20 000 расходов. Если в результате по указанным счетам получен кредитовый остаток, финансовый результат будет положительным; если получен дебетовый остаток, финансовый результат – отрицательный. При этом финансовый результат деятельности учреждений определяется отдельно по основной (бюджетной) и приносящей доход деятельности. Следует подчеркнуть, что отдельного счета по формированию финансового результата текущего финансового года в плане счетов нет.Признание доходов производится по методу начисления. Дата признания доходов определяется по дате перехода права собственности на услугу, готовую продукцию, работу.

2.Учет доходов

Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года». К этому счету применяются коды КОСГУ 100 (операции с доходами) и открываются следующие аналитические счета:

0 401 10 100 «Доходы хозяйствующего субъекта»;

0 401 10 120 «Доходы от собственности»;

0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»;

0 401 10 150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»;

0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами»;

0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»;

0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

0 401 10 180 «Прочие доходы» и другие счета в соответствии с КОСГУ доходов.

Начисление отдельных доходов отражается, в частности, следующими бухгалтерскими записями:

– при начислении доходов от сдачи имущества в аренду (не основная деятельность учреждения) Д 2 205 81 560 («Расчеты с плательщиками прочих доходов») К 2 401 10 180 «Прочие доходы»;

– при начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, работ, услуг: Д 2 205 31 560 К 2 401 10 130;

– начисление доходов от продажи основных средств, материальных запасов отражается: Д 0 205 71 560, 0 205 74 560 К 0 401 10 172;

– принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, отражается: Д 0 101 00 310, 0 105 00 340, К 0 401 10 180;

– при принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 0 105 00 340 К 0 401 10 172

– при начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 0 205 81 560 («Расчеты с дебиторами по прочим доходам») К 0 401 10 180;

– при начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания: Д 4 205 81 560 К 0 401 10 180.

Уменьшение доходов производится в следующих случаях:

– при начислении налогов:

НДС: Д 0 401 10 130, 0 401 10 172 и т. д. К 0 303 04 730; налога на прибыль: Д 0 401 10 130, 0 401 10 172, 0 401 10 180 К 0 303 03 730

– при списании стоимости выбывших, в том числе реализованных не-финансовых активов: Д 0 401 10 172 К 0 101 00 410, 0 105 00 440.

– при списании себестоимости выполненных работ и услуг, готовой продукции: Д 0 401 10 130 К 0 109 60 200 («Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»), 0 105 07 440 («Готовая продукция»). Если суммы уменьшения доходов превысят сумму начисленного дохода, то соответствующий аналитический счет 0 401 10 000 будет иметь дебетовый остаток.

Финансовый результат учреждения отражает разницу между доходами и расходами, полученными и произведенными в текущем отчетном периоде. Но если учреждение получило единовременно доходы или произвело единовременные расходы, в экономическом смысле которые должны быть распределены на последующие отчетные периоды, то для целей учета и обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах используются счета 0 401 40 ООО «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов».

В соответствии си. 301 Инструкции № 157н в составе доходов будущих периодов учитывают поступления, полученные бюджетным учреждением в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам:

  • 1) доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
  • 2) доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • 3) доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • 4) доходы по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • 5) доходы по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • 6) доходы по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • 7) иные аналогичные доходы.

В соответствии с действующей нормативной правовой базой бухгалтерского учета можно сказать, что доходы будущих периодов - это уже полученные активы, но согласно принципу сопоставимости их надлежит сравнить с теми расходами, которые к этим доходам относятся.

Учет доходов будущих периодов ведется на одноименном счете 0 401 40 000 по видам доходов (поступлений), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В соответствии си. 157 Инструкции № 174н для отражения доходов бюджетного учреждения, относящихся к будущим периодам, применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции по доходам учреждения:

  • 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;
  • 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».

В рамках формирования учетной политики бюджетные учреждения вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) государственного и муниципального учреждения.

При наступлении периода, к которому относятся доходы будущих периодов, их сумму списывают. Ее включают в состав текущих доходов бюджетного учреждения и отражают в соответствии с аналитическим счетом. Корреспонденция счетов по учету доходов будущих периодов представлена в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Корреспонденция счетов по учету доходов будущих периодов в бюджетных учреждениях

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Получены доходы будущих периодов от выполнения работ или оказания услуг

Получены доходы будущих периодов от продукции животноводства и земледелия

0 105 26 340 0 105 36 340

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 30 000 (4 205 31 560)

Доходы будущих периодов включены в состав текущих доходов

Бухгалтеру бюджетного учреждения необходимо отделять доходы (поступления) будущих периодов от сумм полученных авансов. Так, авансы перечисляют в счет оплаты товаров, работ или услуг, которые будут поставлены или выполнены в будущем. В противном случае аванс подлежит возврату. В то же время доходы будущих периодов - это те доходы, которые, скорее всего, возвращены не будут. Связано это с тем, что свои обязательства, в счет которых доходы будущих периодов были получены, бюджетное учреждение уже выполнило (например, осуществило выполнение отдельного этапа работы).

В последнее время довольно распространенным явлением становится ситуация, когда бюджетные учреждения заключают договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Научные исследования могут проводиться в течение длительного периода времени. Договоры с длительным сроком выполнения можно классифицировать:

  • 1) как договоры, предусматривающие особые условия перехода права собственности на результаты работ с поэтапным выполнением;
  • 2) договоры, не имеющие особых условий их выполнения.

Договоры на проведение работ с длительным сроком исполнения

могут предусматривать особые условия перехода права собственности, а именно переход к заказчику права собственности в момент подписания акта выполненных работ в целом по договору.

Также возможна поэтапная передача работ. Учет по таким договорам имеет некоторые особенности. Как правило, до окончания работ доход от сданных заказчику этапов работ подлежит отражению в учете исполнителя в качестве доходов будущих периодов.

При окончательной сдаче работ по договору суммы указанных доходов списываются на доходы текущего периода. Следовательно, счет О 401 40 ООО «Доходы будущих периодов» следует открывать, если в договоре прописано, что право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения научно-исследовательской или конструкторской работы, а работы при этом сдаются поэтапно.

Пример 1. Государственное бюджетное учреждение заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы. В соответствии с соглашением работа сдается заказчику в два этапа, а право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения работы. Стоимость работ по договору - 300 000 руб. (в том числе стоимость первого этапа работ - 140 000 руб., второго - 160 000 руб.).

В бухгалтерском учете государственного бюджетного учреждения должны быть составлены записи, представленные в табл. 1.

Если в договоре на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не предусмотрено особых условий перехода права собственности, а предусматривается только срок выполнения работ без разделения на отдельные этапы, то нет необходимости в учете использовать счет 0 401 40 ООО «Доходы будущих периоТаблица 1

Учет выполнения научно-исследовательской работы в два этапа (право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения работы)

дов». В этом случае сразу признаются доходы текущего периода (счет 0 401 10 000).

Счета, выставленные на предоплату заказчикам, т.е. авансы к получению, не являются доходами будущих периодов.

Пример 2. Государственное бюджетное учреждение заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы для института дополнительного профессионального образования. Стоимость работы по договору составила 300 000 руб. Срок исполнения установлен 30 апреля 2016 г. Акт выполненных работ подписан 25 апреля 2016 г.

Оплата за выполненную работу производится заказчиком в течение пяти дней со дня подписания акта сдачи-приемки работы. Работа налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В бухгалтерском учете государственного бюджетного учреждения составляются записи, представленные в табл. 1.

Если стоимость работ (услуг), в оплату которых получены «будущие» доходы, облагается НДС, то при их поступлении бюджетному учреждению нужно начислить его сумму.

В дальнейшем ее можно принять к вычету. В данном случае НДС нужно рассчитывать в том же порядке, что и при получении аванса (т.е. по расчетной ставке 10/110, 18/118).

Таблица 1

Бухгалтерский учет операций бюджетного учреждения при выполнении научно-исследовательской работы (не предусмотрено особых условий перехода права собственности)

Пример 3. Бюджетное учреждение получает доходы от продажи абонементов на посещение оздоровительного центра. Стоимость полугодового абонемента составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 18%).

Доходы бюджетного учреждения, которое в соответствие со ст. 298 ГК РФ может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, поступают в его самостоятельное распоряжение.

В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные бюджетным учреждением от продажи таких абонементов, относятся на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Реализация подобных услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения НДС (поди. 1 и. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база для исчисления НДС будет определяться дважды: в день получения платы за абонемент и на день оказания услуг, т.е. ежемесячно в последний день месяца исходя из 1/6 стоимости абонемента без НДС (абзац 6 п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ).

В первом случае применяется налоговая ставка 18/118% в соответствии с и. 4 ст. 164 НК РФ, а во второй раз применяется налоговая ставка 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Исходя из и. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления, такие доходы признаются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, и облагаются налогом на прибыль организаций в соответствии с и. 1 ст. 248, и. 1 ст. 249 НК РФ.

Полученный доход от продажи абонементов распределяется бюджетным учреждением самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, т.е. ежемесячно в размере 1/6 стоимости абонемента. Порядок отражения записей в бухгалтерском учете бюджетного учреждения представлен в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения полученного дохода от продажи абонементов

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

Сумма,

вичный

документ

дебет

кредит

Получены в кассу учреждения денежные средства за абонемент

Начисление доходов будущих периодов

Бухгалтерская

Отражен НДС с полученной оплаты (11 800 х 18%/118%)

Бухгалтерская

В период действия абонемента (ежемесячно в последний день месяца)

Отражение в доходах текущего отчетного периода стоимости оказанных (11 800/6)

Бухгалтерская

Отражен НДС с доходов от оказания услуг (1 966,67 / 118) х 18%

Бухгалтерская

Принятие к вычету НДС, начисленного при получении оплаты

Бухгалтерская

Бюджетному учреждению в учетной политике следует отразить порядок и сроки отнесения доходов будущих периодов к доходам текущего периода.

Счет 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (п. 302 Инструкции № 157н).

В частности, на этом счете, в случае когда организация не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные:

  • с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников организации;
  • приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
  • неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
  • иными аналогичными расходами.

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат) организации, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

Бухгалтерский учет расходов будущих периодов бюджетными организациями ведется, соответственно, в порядке, установленном п. 160 Инструкции № 174н.

Таблица 9.4

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходов будущих периодов

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отражение расходов, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам: 1) по заработной плате;

2) прочим выплатам;

4) прочим работам, услугам;

5) социальным пособиям

Признание расходов, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих отчетных периодов, расходами текущего финансового года, в том числе: 1) по заработной плате;

2) прочим выплатам;

3) работам, услугам на содержание иму-

4) прочим работам, услугам;

5) социальным пособиям

Затраты, произведенные бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000) в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся (табл. 9.4).

В рамках формирования учетной политики бюджетное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности организации, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) организации.

В учетной политике бюджетному учреждению следует отразить порядок и сроки списания расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года.

Аналитический учет расходов будущих периодов бюджетным учреждением осуществляется в разрезе видов расходов, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, по договорам (и. 302 Инструкции № 157н).

При формировании учетной политики учреждение может устанавливать и дополнительные требования к аналитическому учету доходов и расходов будущих периодов с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения и требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов и поступлений учреждения.

С 2018 года бухгалтерский учет объектов аренды осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). В связи с этим Минфин подготовил Письмо от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, в котором даны методические рекомендации по переходу на применение новых правил.

Начиная с 2018 года объекты учета аренды делятся следующим образом: объекты учета операционной аренды (права пользования имуществом); объекты учета неоперационной (финансовой) аренды (права пользования имуществом); объекты основных средств (при финансовой аренде). При этом к операциям, связанным с учетом данных объектов, также относятся (в зависимости от ситуации): начисление амортизации на объекты учета аренды (в том числе на права пользования имуществом); начисление обязательств, возникающих из условий договоров по оплате арендных и условно арендных платежей, и осуществление расчетов по ним; начисление доходов (расходов); учет налоговых обязательств по доходам от аренды.

Необходимо отметить, что у государственных (муниципальных) учреждений имущество, переданное (полученное) в аренду, в основном признается объектом операционной аренды.

В данной статье рассмотрим основные мероприятия которые необходимо провести для выявления и оценки арендодателем объектов операционной аренды при первом применении СГС "Аренда", а так же формирования входящих остатков по объектам учета аренды в редакции 2 программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8".

СГС "Аренда" не содержит переходных положений при его первом применении. Методические указания по переходным положениям Стандарта при первом применении доведены Письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, далее – Методические указания.

Если на 1 января 2018 года в учреждении – арендодателе есть действующие переходящие договоры аренды, необходимо:

  • провести инвентаризацию объектов имущества, переданных в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующими в период применения СГС "Аренда";
  • определить оставшиеся сроки полезного использования объектов операционной аренды;
  • определить суммы обязательств по уплате арендных платежей за оставшиеся сроки полезного использования объектов (начиная с 2018 года и до завершения сроков действия договоров аренды);
  • по каждому действующему договору аренды отразить в учете дебиторскую задолженность по арендным обязательствам арендатора и предстоящие доходы от предоставления права пользования активом в сумме арендных платежей за оставшийся срок пользования объектом учета аренды.

Таким образом, по каждому действующему договору аренды арендодателем в межотчетный период должны быть сформированы следующие бухгалтерские записи в сумме расчетов с пользователями имущества по арендным платежам за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды:

- Дебет 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды"

Кредит 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";

- Дебет 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"

Кредит 401 40 121 "Доходы будущих периодов по операционной аренде".

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 для ввода входящих остатков по объектам учета аренды применяется документ Начисление доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда).

Для каждого договора аренды необходимо ввести отдельный документ Начисление доходов будущих периодов.

Пример 1. Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество по договору аренды с 01.01.2017 по 31.12.2018 г. Ежемесячная ставка арендной платы составляет 10 000 руб. в месяц, плюс НДС 18%. Необходимо ввести входящие остатки по объектам учета операционной аренды при первом применении СГС "Аренда".

В документе Начисление доходов будущих периодов необходимо ввести данные об объектах учета аренды за оставшийся срок пользования:

  • установить вид операции Передача в аренду;
  • выбрать контрагента (арендатора) и договор аренды;
  • указать КФО и КПС счетов 205.21 и 401.40 и КЭК счета 401.40 - 121 "Доходы от операционной аренды".

В табличной части в строке Сумма по договору колонки Арендные платежи следует указать суммы расчетов по арендным платежам за оставшийся срок согласно договору аренды. В нашем примере по состоянию на 01.01.2018 оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды составляет 12 месяцев (указывается в колонке Количество).

Если учреждение является плательщиком НДС, сумма Всего указывается с учетом НДС.

При ведении налогового учета также требуется установить параметры отражения доходов в налоговом учете по налогу на прибыль.

Согласно пункту 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) относятся к внереализационным доходам. В программе они отражаются на счете налогового учета Н91.01 "Прочие доходы" по статьям прочих доходов с видом Сдача имущества в аренду или субаренду

На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать типовую операцию Ввод входящих остатков по объектам учета аренды, указать КПС счета 401.30 и провести документ.

При проведении документа в межотчетном периоде формируются проводки согласно пункту 24 СГС "Аренда" по отражению:

  • расчетов с пользователем имущества по арендным платежам за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды по дебету счета 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды";
  • объема ожидаемого дохода от арендных платежей по кредиту счета 401 40 121 "Доходы будущих периодов по операционной аренде".

Кроме этого, в регистре сведений Параметры списания доходов будущих периодов сохраняется информация о сроке списания доходов будущих периодов и порядке отражения доходов текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете.

Из документа Начисление доходов будущих периодов формируем Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

В дальнейшем, начиная с января 2018 г., в течение срока пользования активом в соответствии с пунктом 25 Стандарта доходы от предоставления права пользования активом признаются доходами текущего финансового года в составе доходов от собственности с одновременным уменьшением предстоящих доходов от предоставления права пользования активом либо равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды, либо в соответствии с установленным договором аренды (имущественного найма) графиком получения арендных платежей. В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 соответствующие бухгалтерские записи формируются документами Списание доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда) на основании сведений о порядке отражения доходов текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете из регистра Параметры списания доходов будущих периодов по соответствующему договору.

Согласно Методическим указаниям также необходимо провести сверку прогнозных показателей по доходам бюджета (доходам по данным Плана финансово-хозяйственной деятельности) на 2018 год и плановый период, учтенных по КОСГУ 121, с объемом ожидаемых доходов от арендных платежей, отраженных на счете 0 401 40 121, и при необходимости их уточнить.

Формирование входящих остатков по объектам операционной аренды на льготных условиях в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"

Для ввода остатков по объектам операционной аренды на льготных условиях в документе Начисление доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда) в первую очередь следует выбрать соответствующий Вид операции:

  • Передача в аренду на льготных условиях;
  • Передача в безвозмездное пользование.

Рассмотрим порядок заполнения документа на условном примере.

Пример 2 . Бюджетное учреждение передало имущество по договору безвозмездного пользования на срок с 01.01.2017 по 31.12.2018 г. Если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях, ежемесячная ставка аренды составила бы 10 000 руб. в месяц, плюс НДС 18%. Необходимо ввести входящие остатки по объектам учета операционной аренды при первом применении СГС "Аренда" по справедливой стоимости арендных платежей.

В документе необходимо ввести данные об объектах учета аренды за оставшийся срок пользования:

  • установить дату 31.12.2017 и флаг Отразить в межотчетном периоде;
  • установить вид операции Передача в безвозмездное пользование;
  • выбрать контрагента - получателя имущества и договор безвозмездного пользования;
  • указать КФО, КПС счетов 205.21 и 401.40 и КЭК счета 401.40 - 121 "Доходы от операционной аренды".

В табличной части в строке Справедливая стоимость колонки Арендные платежи следует указать суммы расчетов по арендным платежам за оставшийся срок пользования имуществом «как если бы право пользования было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях» (п. 26 СГС "Аренда"). Сумма отложенных расходов по упущенной выгоде рассчитывается автоматически. В нашем примере по состоянию на 01.01.2018 оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды составляет 12 месяцев (указывается в колонке Количество).

На закладке Порядок учета доходов следует установить параметры списания доходов будущих периодов, со счета 401.40:

  • Порядок признания доходов – "По месяцам", "По календарным дням" или "В особом порядке" (подробнее см. в справке к документу);
  • Срок списания доходов на счет учета финансового результата текущего периода (401.10). В нашем примере оставшийся срок пользования арендатором объектами аренды – с 01.01.2018 по 31.12.2018;
  • Счет и аналитику учета доходов текущего периода в бухгалтерском учете (401.10).

На закладке Бухгалтерская операция следует

  • выбрать типовую операцию Ввод входящих остатков по объектам учета аренды,
  • указать КПС счета 401.30;
  • указать КПС и КЭК счета 401.50;

Отложенные расходы по упущенной выгоде учитываются на счете 401.50 "Расходы будущих периодов" по предопределенной статье "Упущенная выгода по договорам аренды на льготных условиях" (значение субконто Расходы будущих периодов). Счет (401.20) и аналитика бухгалтерского учета расходов по упущенной выгоде в текущем периоде устанавливаются в указанном предопределенном элементе справочника Расходы будущих периодов.

При проведении документа в межотчетном периоде формируются бухгалтерские записи согласно пункту 29.1 СГС "Аренда" по отражению:

  • объема отложенных доходов от предоставления права пользования активом по кредиту счета 0 401 40 121 "Доходы будущих периодов по операционной аренде";
  • объема отложенных расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом по дебету счета 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов".

Из документа Начисление доходов будущих периодов следует сформировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

В дальнейшем, начиная с января 2018 г., в течение срока пользования активом в соответствии с пунктом 29.2 Стандарта отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом равномерно (ежемесячно) относятся на финансовый результат текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета (доходов от собственности, расходов по безвозмездным перечислениям).

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 соответствующие бухгалтерские записи формируются документами Списание доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда) на основании сведений о порядке отражения доходов текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете из регистра Параметры списания доходов будущих периодов по соответствующему договору.

В составе доходов будущих периодов (ДБП) учитывают поступления, полученные учреждением в текущем, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Подобные доходы списывают постепенно в течение того периода, к которому они относятся.

В соответствии с Инструкцией в составе ДБП могут учитываться:

Доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;

Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;

Доход по месячным, квартальным, годовым абонементам;

Иные аналогичные доходы.

К «иным аналогичным доходам», по нашему мнению, могут быть отнесены, например, доходы от предоставления неисключительных прав на нематериальные активы.

Бухгалтеру учреждения нужно отделять доходы (поступления) будущих периодов от сумм полученных авансов. Так, авансы перечисляют в счет оплаты товаров, работ или услуг, которые будут поставлены или выполнены в будущем. В противном случае аванс подлежит возврату. В то же время ДБП — это те доходы, которые, скорее всего, возвращены не будут. Связано это с тем, что свои обязательства, в счет которых ДБП были получены, учреждение уже выполнило (например, передало неисключительные права на нематериальный актив, осуществило отдельный этап работ).

Если стоимость работ (услуг), в оплату которых получены «будущие» доходы, облагают НДС, то при их поступлении учреждению нужно начислить его сумму. В дальнейшем ее можно принять к вычету. В данном случае НДС нужно рассчитывать в том же порядке, что и при получении авансов (то есть по расчетным ставкам 10/110 или 18/118).

Сумму доходов, причитающихся к получению, отражают по кредиту счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (по соответствующим аналитическим счетам) и дебету счетов:

0 205 31 000 — при получении доходов от выполнения работ или оказания услуг;

0 105 26 000 или 0 105 36 000 — при отражении дохода от продукции животноводства и земледелия.

При наступлении периода, к которому относятся ДБП, их сумму списывают. Ее включают в состав текущих доходов учреждения и отражают по соответствующим аналитическим счетам счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года». В отношении ДБП от продукции животноводства и земледелия эту запись делают в конце финансового года.

Пример

В декабре текущего года учреждение предоставило неисключительные права другой организации на программу для ЭВМ. Срок предоставления прав — 12 месяцев. Их стоимость составляет 120 000 руб. (НДС не облагается). Указанная сумма получена в полном размере в рамках приносящей доход деятельности. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.

Операции, связанные с предоставлением неисключительных прав, будут отражены записями:

Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 40 130

120 000 руб. — отражена сумма дохода от предоставления неисключительных прав;

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 30 660

120 000 руб. — зачислены денежные средства в оплату неисключительных прав на лицевой счет учреждения.

По окончании декабря в учете делают запись:

Дебет 2 401 40 130 Кредит 2 401 10 130

10 000 руб. (120 000 руб. : 12 мес.) — списана часть ДБП от предоставления неисключительных прав, приходящаяся на один месяц.

В результате данных операций на 1 января года, следующего за отчетным, на счете 0 401 40 000 сформировалось кредитовое сальдо, отражаемое в строке 620 (624) баланса в сумме:

120 000 - 10 000 = 110 000 руб.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений" под редакцией В.Верещаки

10 октября

При ведении бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений бухгалтерам необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Счет 101 00 «Основные средства» - в настоящее время по дебету счета 101 00 подлежат учету все материальные объекты имущества в качестве основных средств:

  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг (используемые в эксплуатации );
  • для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения;
  • находящиеся в запасе учреждения на основании соответствующих организационно-распорядительных документов уполномоченного органа учредителя;
  • переданные на консервацию на срок более 3 месяцев на основании распоряжения руководства учреждения;
  • переведенные на восстановительные работы (реконструкция, модернизация, достройка и дооборудование) по распоряжению руководства учреждения (вышестоящего органа) на срок более 12 месяцев;
  • сданные в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление на основании соответствующих договоров и распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного органа учредителя);
  • полученные в лизинг на основании договора лизинга, при условии передачи лизингового имущества на баланс лизингополучателя (учреждения).

Таким образом , по дебету счета 101 00 «Основные средства» учитываются все объекты основных средств учреждения, в определенное время и требующие расходы по их содержанию.

При помощи раздельного учета (открытие аналитического учета следующих порядков) следует обеспечить разделение объектов основных средств на категории: эксплуатируемые и неэксплуатируемые . Это связано с тем, что по категории «неэксплуатируемые объекты основных средств» расходов по их содержанию и эксплуатации в экономическом обосновании на стадии планирования не допускается. При этом также необходимо помнить, что категория «неэксплуатируемые объекты основных средств» должна подтверждаться оправдательными документами. В противном случае при отсутствии соответствующих документов органы финансового контроля вправе трактовать, как неэффективное использование в деятельности учреждения объектов основных средств.

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом  - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Министерство финансов Российской Федерации уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - т.е. изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений,
  • тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - т.е. вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы оформляются через уполномоченные органы учредителя по управлению имуществом бюджетной собственности (департамент, комитет, отдел и т.п.). На основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

Счет 103 00 «Непроизведенные активы» - в соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства).

Поскольку земельный налог, уплачиваемый всеми государственными и муниципальными учреждениями признается расходными обязательствами, обоснование которых покрывается для казенных учреждений за счет бюджетной сметы - лимитами бюджетных обязательств, для бюджетных и автономных учреждений за счет плана финансово-хозяйственной деятельности - субсидиями на иные цели, поэтому земельные участки в качестве актива учреждения должны подлежать учету по дебету счета 103 11 «Земля» по кадастровой стоимости. При этом в настоящее время в целях формирования достоверного годового отчета за 2014 год необходимо произвести следующую корректировку на бухгалтерском учете на основании оформленной Справки ф. 0504833:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в следующей корреспонденции:

* для казенных учреждений:

* для бюджетных и автономных учреждений:

  • поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:
  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля»:

* для казенных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

* для бюджетных и автономных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 4 103 11 330 Кредит 4 210 06 660

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

По итогам 2014 года после сдачи годового отчета в целях ведения бухгалтерского учета всем государственным и муниципальным учреждениям следует уточнить :

  • если земельные участки разграничены, но не переданы на право оперативного управления учреждениям, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки разграничены, не переданы на право оперативного управления учреждениям, а переданы в аренду на основании договоров, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки находятся на основании Свидетельства на право безвозмездного пользования в казенных, бюджетных и автономных учреждениях, то они должны учитываться на балансе этих учреждений по счету 103 11 «Земля».

Счет 106 01 «Вложения в основные средства» уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. Счет 106 01 «Вложения в основные средства» учитывает расходы на капитальные вложения и является собирательно-калькуляционным счетом, который собирает все расходы, связанные с капитальными вложениями и формирует первоначальную (инвентарную) стоимость объекта основного средства для целей принятия к учету объекта в виде имущества на счет 101 00 «Основные средства». Таким образом , на счете 106 01 «Вложения в основные средства» объект имущества отсутствует, так как отсутствуют имущественные права на объект основного средства.

В настоящее время бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений . При этом финансирование капитальных вложений в объекты недвижимости основных средств осуществляется для бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на цели осуществления капитальных вложений (18 разряд код 6). В этом случае бюджетные и автономные учреждения исполняют функции заказчика.

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Объекты завершенного строительства могут быть переданы бюджетным и автономным учреждением, исполняющим функции заказчика в казну соответствующего бюджета, а затем данный объект может быть передан на право оперативного управления учреждениям по следующей схеме счетов бухгалтерского учета:

Бюджетное (автономное) учреждение - заказчик

счет 106 01

Комитет по управлению имуществом (казна)

счет 108 51

Казенное, бюджетное, автономное учреждение

счет 101 10

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Необходимо учитывать, что обязанность регистрации имущества существовало не всегда (Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действует с 1997 г.), поэтому не зарегистрированное имущество приобретенное учреждением до ввода в действие данного закона можно учитывать по счету 101 10 «Основные средства недвижимое имущество учреждения» без регистрации.

С 1 января 2014 года появилась новая форма субсидий - субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств. После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов.

Недопустимо производить реконструкцию зданий - объектов негосударственной собственности, находящихся в аренде бюджетных и автономных учреждений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений. При этом допускается реконструкция арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями, но при условии дальнейшего компенсирования арендодателем понесенных этими учреждениями расходов по реконструкции в одном отчетном периоде . Ремонт арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий бюджета (код 225) возможен при условии, если это прописано в договоре.

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам» уточняется применение в бухгалтерском учете в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

Таким образом , при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с контрагентом совместно с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, банковская гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные, бюджетные и автономные учреждения желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанных с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» , который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами, т. е. дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» .

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим п. 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов.

Таким образом , бюджетные и автономные учреждения при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) и ведении бухгалтерского учета в доходной части в рамках приносящей доход деятельности должны учитывать следующее:

  • приносящая доход деятельность - это деятельность, направленная на постоянное извлечение доходов, которые признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130, но возможно код 120), связанные с уставной деятельностью учреждения, являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов. Данные доходы должны утверждаться ПФХД учреждения (например, в образовательных учреждениях все доходы от оказания образовательных услуг, в медицинских учреждениях - доходы от оказания медицинских услуг и т.п.). Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные, с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, продажа активов, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т. п.) признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств, и их не следует учитывать при формировании ПФХД учреждения, так как они не являются объектом планирования. В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бухгалтерскому учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» используется для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В настоящее время данный счет в соответствии с пунктом 301 новой редакции Инструкции № 157н применяется также в следующем порядке:

  • при отражении доходов по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • при отражении доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели;
  • при отражении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • при отражении доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • при отражении иных аналогичных доходов .

Таким образом , в настоящее время счет 401 40 «Доходы будущих периодов» необходимо использовать для отражения права на получение субсидии бюджета бюджетными и автономными учреждениями.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности. При этом под утвержденные в годовом объеме субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии в следующем порядке:

  • если заключено (подписано) Соглашение в текущем периоде (декабре месяце) под государственное (муниципальное) задание и объем финансового обеспечения (субсидии) следующего финансового года или в первых числах января текущего финансового года, то последним числом декабря отчетного года (2014 г.) произвести начисление субсидии (Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180 );
  • отразить остатки по состоянию на 1 января 2015 года по счетам 205 80 актива и 401 40 пассива в балансе (ф. 0504730).

Необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила, то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный финансовый результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие в силу законодательства Российской Федерации о при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • возникающие в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Таким образом , в пассиве баланса бюджетного и автономного учреждения раскрывается информация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов», а в активе баланса раскрывается информация счета 201 11 (21) «Денежные средства учреждения на лицевых счетах» как обеспечение денежными средствами.

Финансово-экономическое обоснование некоторых управленческих решений должно учитываться на стадии планирования деятельности учреждения через начисление на бухгалтерском учете в установленном порядке следующих резервов:

  • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения). В этом случае предусматриваются (прогнозируются) предстоящие расходы, связанные с процедурой реорганизации и обосновываются все социальные выплаты (пособия) на основе принятого решения учредителем. Таким образом, на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» оценивается процедура реорганизации учреждения и на момент принятия решения о реорганизации фиксируется риск;
  • резерв на оплату отпусков работникам учреждения с целью начисления оплаты очередного отпуска, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников. Цель создания данного резерва: сумму по неиспользованным отпускам прошлых лет необходимо обосновывать и заявлять бюджету. В противном случае при увольнении работников учреждения компенсация за неиспользованный отпуск прошлых лет может значительно уменьшить фонд оплаты труда учреждения текущего периода. Таким образом , необходимо по состоянию на 1 января создавать фонд оплаты труда прошлых лет в виде резерва на оплату отпусков с целью начисления будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников учреждения.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» резервируются суммы компенсирующих выплат за неиспользованный отпуск при увольнении работников, а также фиксируется право на ежегодный оплачиваемый отпуск в виде ежемесячного начисления резерва на отпуск на текущие расходы учреждения.

С целью создания резерва на оплату отпусков в обязательном порядке всеми учреждениями необходимо по состоянию на 1 января 2015 года исчислить объем компенсации за неиспользованные отпуска прошлых лет и среднюю заработную плату для отпусков 2015 года. Данная хозяйственная операция в бухгалтерском учете подлежит отражению на расходах учреждения следующем порядке:

Дебет 1 401 20 211, 213 - для казенных учреждений,

0 109 60(80) 211, 213 - для бюджетных и автономных учреждений

Кредит 0 401 60 211, 213

По состоянию на 1 января 2015 года в балансе бюджетных и автономных учреждений (ф. 0504730) необходимо показать кредитовое сальдо счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом , создание резерва на оплату отпусков, в том числе компенсации за неиспользованные отпуска - это необходимость фиксации рисков хозяйственной деятельности учреждений. При этом способ начисления резерва на оплату отпусков устанавливается самостоятельно учреждением в рамках принятой им учетной политики.

Использование резерва на оплату очередных отпусков и для начисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников в течение финансового года отражается в учете в следующем порядке:

Дебет 0 401 60 211, 213 Кредит 0 302 11 730, 0 303 02….730;

  • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах , так как обязательство по судебным искам к юридическим лицам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения. В бухгалтерском учете данная операция отражается в следующем порядке:
  • начисление резерва:

Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 401 60 290

  • использование резерва:

Дебет 0 401 60 290 Кредит 0 302 91 730;

  • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу , включая судебные издержки, государственную пошлину и т. п. Отражение в учете операции, связанной с данным резервом, производится аналогично по резерву на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах;
  • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях и т.п.

При создании данного резерва возникает проблема в оценке резерва на утилизацию имущества, поэтому при необходимости данный резерв должен индексироваться и по окончании года корректироваться.

Операции, связанные с движением резерва по утилизации имущества учреждения отражаются на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • начисление резерва в момент приобретения имущества на первоначальную стоимость основного средства и материальных запасов:

Дебет 0 106 01 310, 0 105 01 340 Кредит 0 401 60 226

  • использование резерва на утилизацию имущества на момент его выбытия с учета:

Дебет 0 401 60 226 Кредит 0 302 26 730

  • по окончании финансового года произведена корректировка (индексация) в сторону увеличения резерва на утилизацию имущества:

Дебет 0 401 10 171 Кредит 0 401 60 226

При необходимости бюджетные и автономные учреждения в рамках формирования учетной политики могут создавать другие резервы (например, для компенсации по проезду в отпуск, для оплаты вознаграждений за служебные изобретения и т.д.).

Счет 502 00 «Принятые обязательства» в настоящее время данный счет применяется в целях учета учреждениями принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы и бюджетными (автономными) учреждениями принятых обязательств за счет ПФХД (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). В настоящее время принятие бюджетных (плановых) обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов). В связи с этим новая редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств, бюджетными и автономными учреждениями плановых обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т.е. до заключения договоров (контрактов) , связанными со сделками.

Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются отложенными обязательствами и подлежат отражению на бухгалтерском учете по счету 502 11 «Принятые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128, ф. 0503738).

Счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» в настоящее время должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета.

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета в следующем порядке:

  • для учета учреждениями сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам);
  • для учета сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных в установленном порядке;
  • для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).

Таким образом , счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» должен применяться при ведении бухгалтерского учета:

- бюджетными и автономными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 при отражении плановых назначений доходов (поступлений) в годовом объеме согласно утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- казенными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 должны отражаться прогнозные назначения по доходам бюджета.

Новой редакцией Инструкции № 157н уточняется применение в бухгалтерском учете учреждений следующих забалансовых счетов:

Счет 03 «Бланки строгой отчетности» может использоваться также в целях учета санаторно-курортных путевок. Подчеркивается также, что при определенных условиях бланки строгой отчетности могут разрабатываться и утверждаться в рамках формирования учетной политики учреждением самостоятельно.

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» - уточняется иной срок списания данной задолженности в случае ликвидации дебитора. Также на данном счете фиксируется задолженность перед бюджетом, установленная главным администратором доходов бюджета. В соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» - уточняется процедура списания запасных частей, учитываемых на данном счете. Новая редакция п. 349 Инструкции № 157н уточняет, что при выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

В соответствии с новой редакцией п. 365, 367 Инструкции № 157н счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» должны открываться ко всем аналитическим счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в том числе к счетам 201 03 «Денежные средства учреждения в пути», 201 34 «Касса» .

При этом надо учитывать, что информация счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» раскрывает потребность в этих остатках денежных средств.

В соответствии с новой редакцией п. 381, 383 Инструкции № 157н счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» должны использоваться в бухгалтерском учете уполномоченных органов государственной власти, органов самоуправления (Комитет, отдел по управлению имуществом бюджетной собственности).

При отсутствии информации о стоимости данных объектов основных средств имущество подлежит учету в сумме арендных платежей.

Редакцией Инструкции № 157н введен новый забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» , который предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Введен новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» , который предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).

Таким образом , данный счет должен использоваться для отражения начисленных, но не полученных физическими лицами компенсаций и пособий Фонда социального страхования и социальной защиты.