Классификация религиозных верований принципы и содержание. Типология религий

История мировых религий: конспект лекций Панкин С Ф

1. Классификация религий

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти – с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра – с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Карта 3. Распространение религий в середине XII в. Общее замечание. Наряду с политической раздробленностью отчетливо выступает наличие этнокультурных массивов, определенных исповеданиями: римско-католический мир, православные страны и несторианская церковь,

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Начало истории религий с X–XI веков Согласно нашей реконструкции, «мусульмане» XI века - военные противники крестоносцев, - это «иудеи» того времени. Это отождествление не означает, что предки современных мусульман были тогда иудеями в современном смысле этого слова

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

1. История религий По-видимому, до XVI века христианская церковь в Империи была едина. Конечно, в отдаленных друг от друга частях Империи церковная жизнь со временем приобретала свои, местные формы. Но все-таки формального разделения церквей до XVI века, вероятно, не было. В

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Классификация Всего известно четыре Великих Китайских стены:Первая – стена династии Цинь (208 год до н. э.).Вторая – укрепления династии Хань (I век до н. э.).Третья – стена времен Пяти династий и Десяти королевств (1138-1198).И наконец, четвертая стена, чье строительство

Из книги Вечный Человек автора Честертон Гилберт Кийт

Из книги Тайны пропавшей цивилизации автора Богданов Александр Владимирович

Расхождение религий Выбирая Богов, мы выбираем судьбу. Вергилий Я полностью согласен с Гумилевым, что вне контекста невозможно понимать историю!А контекст человеческого бытия, всей совокупности отношений - экономических, социально-политических, идеологических,

Из книги Земли Чингисхана автора Пензев Константин Александрович

Из жизни религий Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-нибудь наполнить. Если чем-либо острым все время пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою остроту. Если зал наполнен золотом и яшмой, никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные люди

Из книги В поисках вымышленного царства [Ёфикация] автора Гумилев Лев Николаевич

Карта 3. Распространение религий в середине XII в. Общее замечание. Наряду с политической раздробленностью отчётливо выступает наличие этнокультурных массивов, определённых исповеданиями: римско-католический мир, православные страны и несторианская церковь,

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

6. История религий. Египет. Индия В заключение кратко обрисуем ситуацию с историей религий. Традиционно считается, что каждая хронологическая эпоха имела свои собственные, индивидуальные религиозные культы, разделенные столетиями и даже тысячелетиями. В то же время

Из книги Исследование истории. Том II [Цивилизации во времени и пространстве] автора Тойнби Арнольд Джозеф

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

18.5. Военно-государственная поддержка четырех религий XVII века и современное, то есть скалигеровское, упорядочение религий по их древности Таким образом, если упорядочить четыре основные новые ветви-религии XVII–XVIII веков по мере убывания военной мощи государств,

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ОСЛАБЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЙ В течение XIX в. в старых восточных религиях не появились новые, динамичные секты или духовные лидеры. Мусульманскими халифами были слабые турецкие султаны, чье светское государство (светское государство в Турции было учреждено лишь

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Классификация Наша жизнь связана с постоянной классификацией и сортировкой огромного количества информации. Мы классифицируем типы столовых приборов: ножи, вилки и ложки, причем у каждого типа разное предназначение, и он хранится в отдельной секции в ящике. Мы

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

2.3. Об истории религий и эпохе Христа Может возникнуть вопрос – как, согласно Новой хронологии, выглядит история религий? Какая религия самая древняя? Как и когда от нее ответвились все известные сегодня вероучения?Более или менее полный ответ на эти вопросы – предмет

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.10.1. Классификация Первым и основным критерием классификации источников личного происхождения выступает направленность устанавливаемых ими коммуникационных связей, которая, в свою очередь, рассматривается в двух аспектах.Во-первых, источники личного происхождения

Содержание статьи

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии ; систематическую – догматика, апологетика ; практическую – гомилетика , катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный , Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский , философы Р.Декарт , Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К теистическим религиям относятся иудаизм , христианство , ислам . Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм , христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете : «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

В современном мире насчитывается более пяти тысяч религий. За время существования религиоведческой науки было предложено множество вариантов религиозной типологии. Предлагаемые варианты опираются на тот или иной критерий , представленный как наиболее предпочтительный и продуктивный. Критерий заключает в себе тот вопрос , с которым подходят к исследованию религиозной жизни; в зависимости от того «ответа», который дают различные религии, они могут быть «выстроены» (взаимно размещены) в некотором систематическом порядке.

Основные подходы для классификации религий:

1.Нормативный. Религии делятся по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Нормативная классификация - старейшая в религиоведении и небезупречна из-за пристрастности и необъективности. Уже к V в. в христианской литературе было выделены три основные религии: христианство - истинная религия и две ложные - иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви - учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви - направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные). Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: сатья санатану дхарму - истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и уподхармы - временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, - все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги: христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические).

2.Эволюционный подход. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение в человеческом обществе, существование и угасание. С XIX в. бытует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Так, история религии, по Г. Гегелю, - процесс, посредством которого Дух (реальность истории) приходит к полному самоосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа. Г. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа. Соответственно, религии распределены на три класса:

а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские религии, индуизм, буддизм, а также зороастризм и религию древнего Египта);

б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Греции и древнего Рима);

в) абсолютная религия (христианство).

Гегелевская классификация христиано-центрична, в ней нет места исламу, сложно квалифицировать последующее религиозное развитие, так как в ней нет места появлению новых форм религии. Но это построение систематично, внутренне логично и целостно, пронизано духом историзма. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему (ср. современные концепции инклюзивности)

3.Географический подход.

По наличию общего ареала происхождения религии разделяются на западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

Иное деление:

Религии Ближнего Востока: иудаизм, христианство, ислам.

Религии Индии: индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм.

Религии Африки: племенные культы Черной Африки.

Религии Америки: верования индейцев.

Религии Океании: народов островов Тихого Океана, Новой Зеландии и Австралии.

Классические религии древней Греции и древнего Рима.

4. Морфологический подход. Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа и пр. Так, религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний иудаизм, сатанизм, саентология), супратеизм, или «надбожие» (монистческий индуизм Шанкары, эллинистический космизм)

5.Генетический подход. Учитывает характер происхождения религий, при котором они подразделяются на естественные (народные) религии и религии откровения (личностные религии). Первые появились не вследствие деятельности пророков, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм. Религии откровения связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения.

6.Исторический подход. Тип религии увязан со стадией развития общества и этноса. Выделяют национальные, мировые (наднациональные), родоплеменные религии. Родоплеменные религии в виде культа предков, примитивной магии, фетишизма и др. сохранились у некоторых народов Африки, Америки и Океании. Национальные религии имеют особую этническую окраску, возникли из родоплеменных и отражали процесс формирования конкретных этносов (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др.). Мировые (наднациональные) религии, не признают земных границ и претендуют на глобальный статус (христианство, ислам, буддизм). Эти религии, имея конкретный исторический ареал возникновения (буддизм - север Индии, христианство- область древней Палестины, ислам- Аравийский полуостров), в определенный момент времени разорвали связи с исторической родиной и обрели мировой характер распространения. Представляясь наиболее простой, очевидной и удобной, данная классификация несет некоторые ограничения: она ничего не сообщает о «качестве» религии, о её сущности и главных принципах.

7. Хронологический подход. Разделение религий на мертвые и живые (современные). Мертвые религии - это те, которые существовали в прошедшие исторические периоды. Судить о них мы можем по оставшимся святыням - архитектурным объектам, а также религиозной литературе, легендам, мифам и т.д. Живые религии - это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей. В последнее время среди современных религий выделяют новые религиозные, движения (НРД). Возникшие совсем недавно, они часто даже в названии содержат корень «нео»: неохристианство, необуддизм, неоиндуизм, неоориентализм.

8. Социальный подход. Выражает отношение религии к миру, человеку. Религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение к миру, например гностическое (познавательное), мистическое (магия), или, наоборот, прагматическое (религии процветания, сайентология). Выделяют также религии спасения: христианство, иудаизм, ислам, зороастризм и др., т.е. религии, где сильно развита сотериология - учение о спасении и искуплении. Эти религии обещают спасение человека после смерти на определенных условиях, и земной мир для их адептов - лишь преддверие к вечной жизни.

9. Феноменологический подход. Классификация религий в данном аспекте представляет собой попытку рассмотрения религий, представляющих собой целостный феномен человеческой жизни. Наиболее известна феноменологическая классификация религий голландского ученого Г. ван дер Леува, приведенная в его груде «Феноменология религии». Г. ван дер Леув выделил типы религий:

Религии борьбы(зороастризм) – религии уединенности(др.Китай и деизм ХУШ в.)

Религия силы и формы(античность)- религия бесконечности и аскетизма(др. Индия)

Религия величия и унижения(ислам) – религия любви(христианство)

Религия пустоты и сострадания(буддизм) - религия воли и послушания(иудаизм)

Религия покоя (проявляется во всех религиях в форме мистицизма) – религия беспокойства иди теизм (проявляется во всех религиях)

13. Статистический подход.Критерий здесь – эмпирический: количество верующих, степень распространенности.

Так, по данным 2009 г.

Христиане – 2215 млн.

Ислам – 1571 млн.

Индуизм – 1020 млн. и т.д.

14. Государственно-провавой подход.По государственному статусу существуют религии, имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплен государственными документами.

По правовому статусу выделяют: религии, которые поддерживаются государством; религии. не поддерживаемые государством; религии, к которым государство относится нейтрально. В царской России все религиозные организации по признаку отношения к ним государства делились на три основные группы: “государственная” (православие), “терпимые” (католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм, язычество и др.) и “нетерпимые” (сектанты - “люди божьи”, молокане, старообрядцы-беспоповцы и др.).

15. Организационный подход. По уровню организации религии подразделяются на жестко централизованные, слабо централизованные и децентрализованные. По степени зрелости религиозные организации подразделяются на церкви, секты и культы.

Для церкви характерны централизованное иерархическое правление, единая догматика и культовая практика. Секта – организация, отколовшаяся от церкви, претендующая на исключительность исповедания, склонна к изоляционизму.

Культ – организация объединяющая людей вокруг какой-то харизматической личности; не имеет разработанной доктрины, основная идея – вера в божественность лидера и избранность членов.

С.С. Аванесов предложил оригинальную классификацию религий, она христианоцентрична, при этом богата и содержательна, вовлекает для анализа широкий круг верований. Автор поместить в основание типологии религий вопрос о том, как представлено «сверхъестественное» (то есть вне-человеческая сторона религиозной коммуникации) в той или иной религии. В зависимости от степени сложности ответа на указанный вопрос можно выделить основные религиозные типы и на этом основании расположить все религии по принципу «возрастания». Особенностью данной классификации является следующая логическая последовательность семи типов религии (или семи религиозных форм).

1. Простейшая форма религии, которая известна в светской литературе как «первобытная» или «элементарные религии» или «элементарные формы религиозной жизни». Этот тип религии в образном смысле может быть назван «религией родства»: действительно, «та» сторона религиозной коммуникации представлена здесь как мир духов, то есть конечных существ, родственных человеку, чрезвычайно близких к нему. Граница между человеческим миром и миром духов либо отсутствует, либо достаточно легко проходима с обеих сторон; более того, люди и духи обращаются друг в друга. Можно сказать, что место сверхъестественного в данном типе религии занимает «потустороннее» - область всего не человеческого, иного, но в то же время близкого человеку и включённого в общий (телесно-психический) порядок природы. Элементарные формы религии сохраняются у аборигенных народов Африки, Америки, Австралии, Океании, Северной Азии.

2. Политеизм - вторая по сложности форма религии. Этот термин происходит от греческих слов πολύς («многочисленный») и θεός («бог») и означает, таким образом, «многобожие». Для религий этого типа характерно представление о наличии особого мира более могущественных, чем люди и духи, существ; эти существа (боги) значительно превосходят человека по своему статусу в космосе, по своим возможностям, по длительности существования и т.д. Боги играют главную роль в образовании и обустройстве видимого мира (являются его «демиургами», устроителями), имеют самое непосредственное отношение к происхождению человека и его судьбе. Боги являются постоянными свидетелями всего происходящего в человеческом мире, поэтому политеизм может быть назван религией присутствия. В классическом политеизме отсутствует чётко выраженная идея божественной иерархии; все боги располагаются как бы «по горизонтали», распределив между собой власть, функции и сферы влияния. Как правило, политеистические боги связаны с космическими (природными) стихиями, они выступают как олицетворения этих стихий. В отличие от элементарной религии, политеизм характеризуется чёткой определённостью культа: ритуальные действия совершаются в строго установленное время и в особом месте (как правило, в храме). Священнослужители (жрецы) составляют в политеизме отдельное замкнутое сословие. Для политеизма характерны попытки мифологически объяснить происхождение и историю мира (в том числе богов и людей). Наблюдается здесь и наличие морали (правда, зачастую лишь в самом элементарном виде). К чистому политеизму могут быть отнесены «мёртвые» религии древней Месопотамии и древнего Египта, а также (может быть, с некоторыми оговорками) ныне существующая национальная религия Японии синто.

3. Религиозный дуализм (от латинского dualis - «двойственный») - это религия, включающая более усложнённое представление о божественной сфере. Религиозный дуализм признаёт существование многочисленных «специализированных» богов и духов, однако, в отличие от политеизма, эти существа представляются собранными в две группы, организованные по иерархическому принципу. Во главе двух иерархий (одна из которых признаётся «светлой», «доброй», а другая - «тёмной», «злой») стоят два главных, примерно равносильных божества. Видимый мир, как правило, представляется результатом противоборствующих творческих действий обеих этих иерархий. Человек в такой системе мировоззрения оказывается призванным совершить выбор между двумя божественными силами и включиться в борьбу на той или другой стороне. Как видим, божественный мир в религиозном дуализме упорядочен. Тем не менее, в нём присутствует и негативный элемент конфликтности. Образное наименование для религиозного дуализма - «религия борьбы». Типичная дуалистическая религия - зороастризм. К дуалистическим религиозным традициям можно отнести также секту йезидов и религию манихейства (под влиянием манихейства, в свою очередь, образовались многочисленные дуалистические ереси в средневековом христианстве: богомилы, павликиане, катары).

4. Супремотеизм - следующая по сложности форма религии. Супремотеизм (от латинского supremus - «высший», «превосходящий» и греческого θεός - «бог») - это почитание многих богов при приоритете одного из них. Сверхъестественное понимается здесь как мир множества богов, но, в отличие от политеизма, этот мир иерархически упорядочен, причём, в отличие от дуализма, эта упорядоченность предстаёт как единая иерархия духовных существ. Во главе этой иерархии стоит один из богов, отличающийся от прочих лишь своим статусом, но не превосходящий их ни своей природой, ни каким-то исключительным происхождением, ни особым совершенством. Свой статус этот высший бог приобретает не в силу особенных заслуг или выдающегося совершенства, но благодаря прирождённым способностям, буйному темпераменту, случайному стечению обстоятельств, в общем - благодаря судьбе. Единая вертикаль (некая божественная ось) в супремотеизме пронизывает собой и организует весь мир сверхчеловеческих существ от верховного бога до полубогов и демонов. При этом боги высшего слоя, особо приближённые к главе иерархии, являются ещё и его родственниками; так что всю пирамиду (или, по крайней мере, её верхнюю часть) можно рассматривать как классическую монархию (или мафию) во главе с наиболее активным членом семьи, узурпатором власти. Классический супремотеизм - это религия древней Греции и религия древнего Рима. Образно можно назвать супремотеизм «религией порядка» или «религией гармонии» (в Греции эта гармония воспринималась преимущественно как красота, в Риме - как разумная целесообразность). Этот религиозный тип включает в себя те представления о множестве богов и духов, которые характерны и для элементарных религий, и для политеизма; но здесь эти представления имеют подчинённый характер, будучи включёнными в более сложный, иерархически «простроенный» божественный мир.

5. Пантеизм (от греческих слов παν - «всё» и θεός - «бог») - это представление о единосущности мира и божества, об их субстанциальном (или сущностном) единстве. Вместо супремотеистической иерархии разных богов мы видим здесь одно универсальное божество. Пантеистическая религия может включать в себя (и действительно включает) поклонение многочисленным богам и духам; но за всеми этими богами и за всяческими их иерархиями и генеалогиями здесь просматривается некая единая божественность, некая общая божественная сущность, являющая себя в бесконечном многообразии отдельных существ; а поскольку мир (следовательно, и всякий человек) по сути един с этим божеством, постольку указанная божественная сущность оказывается универсальной, всеобъемлющей, тотальной. Иначе говоря, кроме этой сущности ничто поистине не существует. Тотальная «божественность» не имеет характера личности; это, скорее, некая невидимая божественная «природа», скрывающаяся за природой видимой.

Видимая природа (космос) в пантеизме есть нечто определённое и конечное, из божества исходящее, затем существующее в неразрывной сущностной связи с ним (даже, можно сказать, в нём) и в конце концов возвращающееся в божество и в нём исчезающее. Такое «истечение» мира из божества (эманация) происходит неоднократно и всегда завершается обратным растворением мира в божестве. Мир, таким образом, не отличается уникальностью: позади и впереди всегда бесконечное число повторяющихся миров.

В пантеистических религиях обязательно присутствует культ многочисленных богов и духов; однако высшей религиозной целью в пантеизме считается растворение индивидуального существа во всеобщей божественной природе; способы такого растворения различаются в зависимости от того, как представляется сама эта божественность. Учитывая различия этих представлений в границах пантеизма, последний можно условно поделить на три вида.

а) Натуралистический пантеизм признаёт в качестве божества универсальный закон (или главный принцип) природы. К этому виду пантеизма можно отнести традиционные религии Китая: конфуцианство и даосизм.

б) Спиритуалистический пантеизм в качестве божества почитает не закон природы, а тот универсальный «дух», который в себе самом порождает и содержит указанный закон. Таков характер индуизма - национальной пантеистической религии Индии.

в) Нигилистический пантеизм полагает «на месте» универсального божества ничто или пустоту в качестве всеобщей природы сущего. При этом он имеет все внешние признаки религии (доктрину, этику, культ, «жреческую» иерархию). К нигилистическому пантеизму можно отнести буддизм.

Несмотря на различие видов пантеизма, во всех этих видах в основе бытия полагается самодостаточное, себе довлеющее единство (божество-субстанция-принцип), включающее в себя мир и человека. Можно образно поименовать их «религиями отвлечения», ибо все они ориентируют человека в конечном счёте на отвлечение (абстрагирование) от конкретной реальности с целью слияния адептов с тем универсальным «божественным» принципом (будь то закон природы, всеобщее сознание или пустота), который может быть выявлен «за» этой реальностью.

6. Монотеизм (от греч. μόνος - «один», «единственный» и θεός - «Бог») - это религия единобожия. В такой религии почитается лишь один Бог, кроме Которого нет никого и ничего божественного. Этот Бог представляется как абсолютное личное существо, бесконечно превосходящее всё, что только может существовать в мире человеческого опыта, а также и сам этот мир. Бог монотеизма является творцом мира из ничего, совершая это творение совершенно свободно, по собственному желанию и рассуждению. Бог творит и человека (по Своему образу и подобию), наделяя его высочайшим статусом среди всех живых существ. В монотеизме Бог выступает не только Создателем духовного и физического миров, но и источником нравственного закона (Законодателем) и высшей моральной инстанцией (Судьёй). Закон Бога лежит в центре всей религиозной жизни монотеизма, поэтому данный тип религии можно наименовать «религией закона» (или «религией послушания»). Обычно к разряду монотеистических религий относят иудаизм, христианство и ислам.

С.С. Аванесов сближает иудаизм и ислам как монотеистические религии и противопоставляет им христианство как религию теизма. Каковы основания такого построения?

1.Ислам и иудаизм (классические монотеистические религии) полагают, что Бог не только один, но и един в Себе Самом; Бог есть в Самом Себе единство и только единство; в этом - Его высшее совершенство (непротиворечивость). Однако, отрицая «противоречивость» в Боге, монотеизм вынужден сохранять противоречие в собственной доктрине: с одной стороны, это провозглашение Бога абсолютным существом, с другой, - наложение явного ограничения на эту Его абсолютность (ограничение Бога одним только единством при отрицании Его возможности быть ещё и множественным). Христианство преодолевает это доктринальное противоречие, исповедуя в Боге (как Троице) и единство сущности, и множественность Лиц, чем и утверждает действительно абсолютный (сверхъестественный и сверхрациональный) характер Бога.

2.Монотеистические религии представляют Бога совершенно противоположным видимому миру по сущности (Бог есть Дух); это же положение принимает и христианство. Однако такая запредельность (трансцендентность) Бога в монотеизме принимает характер ограничения: Бог не может мыслиться присутствующим в мире (имманентным), не может Сам войти в мир, но общается с ним через пророчества, знамения и служебных духов (то есть через посредников). Бог монотеизма только трансцендентен миру, тогда как бог пантеизма только имманентен ему; видимо, это два возможных варианта решения вопроса о соотношении абсолютного и конечного, пока он ставится как вопрос о природе; при различении же сущности и энергии (как в христианстве) появляется возможность иного решения этого вопроса. Согласно христианству, Бог и трансцендентен всему тварному (по Своей сущности), и имманентен ему (по Своим энергиям, или действиям). Эта же христианская позиция даёт возможность различить в познании сферу компетенции собственно «теологии» (отрицательного, апофатического познания человеком Бога Самого по Себе) и «икономии» (положительного, катафатического познания человеком Бога в Его отношении к миру), иными словами, антиномически уравновесить непознаваемость и познаваемость Бога (молчание и слово). В монотеизме же Бог как таковой совершенно непознаваем, а в пантеизме - познаваем до степени полного неразличения познающего и познаваемого, до взаимного растворения их друг в друге.

3.Из трансцендентности Бога в монотеизме следует невозможность Его собственного вхождения в конкретную историю; поэтому историческим основателем монотеистической религии может быть только пророк (патриархи и Моисей в иудаизме, Мухаммад в исламе), хотя «инициатива» исходит, разумеется, от Самого Бога. Христианство полагает всё своё начало и основание в Самом Боге, способном преодолеть разрыв между Собой и миром (здесь исповедуется идея «истощания», кенозиса Бога как парадоксального свидетельства о Божественном всемогуществе). Основателем христианской религии признаётся Сам вочеловечившийся Бог, Иисус Христос, который с точки зрения монотеизма может быть признан в лучшем случае великим пророком (как в исламе), в худшем случае - ложным Мессией, самозванцем (в иудаизме), но в любом случае - только человеком. Христианство же заявляет (в христологическом догмате Халкидонского собора) о неслитном соприсутствии в личности (ипостаси) Христа как вполне человеческой, так и вполне Божественной природы. Идея вочеловечения Бога неприемлема для монотеизма.

4.В монотеистическом представлении о Божественном промысле обнаруживается явный акцент на законодательной и судебной функциях Бога, Который как бы «связан» собственной справедливостью (законом). В христианстве Бог тоже выступает как Законодатель и Судья, но здесь акцентирована Его роль как любящего и милующего Отца (любовь ставится выше закона). Поэтому христианство есть религия любви и милости, превышающей справедливость, религия безумствующей надежды на Божественную несправедливость. Любовь при этом должна распространяться не только на единоверцев, но и на всякого человека (даже врага); с точки зрения христианства, все люди становятся друг другу «ближними».

Таким образом, монотеистическими религиями в классическом (точном) смысле можно считать иудаизм и ислам. В отличие от них христианство является теистической религией.

7. Теизм (от греческого θεός - «Бог») есть такая религия, в которой Бог понимается как абсолютная Личность (уникальность, совершенство. Полнота и тайна). Эта Личность способна сочетать в Себе как единство, так и множественность, поскольку для Бога нет никаких ограничений: Он имеет такую природу, какую хочет Сам. Бог трансцендентен всякой твари по Своей сущности, однако при этом Его всемогущество простирается до возможности быть имманентным тварному миру в Своём действии. Бог входит в мир и в человеческую историю, принимая непосредственное участие в деле спасения человечества. Это участие не отменяет и не ограничивает человеческую свободу: высочайший статус человека в теизме выражен в идее синергии (то есть содействия, сотрудничества) человека и Бога в деле спасения человека и мира. Только в христианстве Бог понимается и исповедуется прежде всего как Любовь; это же отношение любви (к Богу и ближнему) считается нормой для всякого христианина. Теистическая религия, таким образом, может быть названа «религией любви». В любви, с одной стороны, преодолевается отчуждение между людьми (даже враги должны быть любимы как «ближние»), с другой стороны, - достигается личная встреча с Богом. В результате этой встречи человек становится способным при помощи Божественной благодати добиться превосходства над своими грехами, преодолеть ограниченность несовершенного земного бытия и достичь высшей степени личного совершенства - святости или «обожения». При этом онтологическая (сущностная) разница между человеком и Богом сохраняется (человек никогда не «сливается» с Богом, не «растворяется» в Нём), но в парадоксальном, необъяснимом, сверх-законном акте взаимно желаемой сопричастности конечного существа и Абсолютного Бога смертный человек становится бессмертным. В этом возвышении личности от ущербности к полноте, от данного (наличного) к заданному (должному, идеальному) и заключается главная цель и основной ориентир теистической религии.

Структура религии

В религиозном отношении между человеком и сверхъестественным (и мы вновь опираемся на построения С. Аванесова) различимы следующие элементы:

1.Субъективное условие коммуникации (вера ). Это особая настроенность внутреннего мира человека, способность и готовность открыться для общения со сверхъестественным миром; она выражается как иррациональная уверенность в сверхчувственном и осуществляется как такое содержание личного опыта, которое не обосновывается и не подтверждается рациональными средствами.

2.Теоретическая «объективация» веры, иначе говоря, закреплённое в формулах и символах содержание веры (вероучение , или доктрина ). Как правило, вероучение разных религий включает в себя примерно одни и те же разделы; перечислим их:

а) теология (часто включающая и теогонию) - учение о Боге или богах, их происхождении (или не-происхождении) и устройстве божественного мира;

б) космогония и космология - учение о происхождении и устройстве космоса (эмпирического мира);

в) антропология - учение о происхождении, «устройстве» и онтологическом (бытийном) статусе человека;

г) эсхатология - учение о конце чувственного мира.

3. Практическая «объективация» веры путём индивидуального и коллективного общения со сверхъестественным миром; иначе говоря, практическое осуществление «вертикальной» коммуникации (культ ).

4.«Горизонтальная» коммуникация как посюстороннее «продолжение» коммуникации «вертикальной» (система морали , или этика ).

5.Организация верующих, обеспечивающая, упорядочивающая и регламентирующая все способы взаимоотношений со сверхъестественным миром (часто - при содействии самого этого мира). Самые известные типы религиозных организаций - это община , церковь , секта .

Первый из перечисленных элементов мы можем лишь констатировать, указав на его необходимость, но мы не в силах подвергнуть его религиоведческому анализу: вера является предметом либо теологии (если она понимается в религиозном смысле, как основание полноты жизни), либо психологии религии (если она понимается чисто психологически). На долю религиоведения остаются последующие четыре элемента религии: вероучение, культ, этика и религиозная организация.

Литература

1. Аванесов С.С. Проблема типологии религий //С.С. Аванесов. Лекции по философии религии. // http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/filreliggii/index.htm

2. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 – 432 с.

3. Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. - В 7 т. - М.: Слово/Slovo. 1991-1992.

4. Токарев С.А. Принципы морфологической классификации религий // Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

В науке существует несколько десятков классификаций религий, но самой известной и наиболее универсальной является классификация Э. Тайлора, которая делит религии по эволюционному принципу.

Культ предков

Низшую ступень в данной классификации занимает культ предков. Несмотря на то, что этот тип религий является древнейшим из всех, у него много последователей по всему миру. Народы Юго-Восточной Азии (жители Индии, Китая, Индонезии и Таиланда) делают ежедневные приношения духам предков в виде еды, питья и цветов. Кроме того, культ предков очень распространен в Японии и в странах Центральной и Южной Америки.

Фетишизм

Фетишизм или поклонение особым сакральным вещам и символам, стал распространяться с развитием общественного строя. Объектом поклонения такого плана были магические предметы и амулеты. Так или иначе, даже мировые религии включают в себя отголоски фетишизма (как пример можно привести символическое ношение нательных крестов , статуи Будды, Христа или камень Кааба).

Идолопоклонство

Идолопоклонство – то есть поклонение божества появилось с развитием художественных и технических навыков у людей. Идолы вырезались из камня или дерева и были распространены по всему миру. Частично, идолопоклонство сочеталось с шаманизмом и анимизмом (в случае деревянных изображений индейских тотемов или камней островов Пасхи). Идолопоклонство в дальнейшем развилось в многобожие.

Политеизм

Многобожие или политезм – самый объемный вид по количеству религий. В него можно включить поклонение любому пантеону божеств, начиная от древнеегипетских и древнешумерских верований, у которых давно не осталось поклонников и заканчивая одной из крупнейших мировых религий – индуизмом. К политеизму также относятся такие распространенные в современном мире религии как синтоизм, даосизм, джайнизм, частично буддизм (в котором исторически принято признавать не только существование Будды, но и различных богов, и дэвов), вика (неоязычество). На территории России политеизм распространен в восточной Сибири, на территории Алтайских гор, в Удмуртии, Чувашии, частично Башкирии.

Монотеизм

Монотеистическими считаются современные мировые религии – христианство (и все его многочисленные ответвления), ислам, иудаизм. В монотеизме, или единобожии, развивается идея существования единственного Творца либо одного божественного начала в нескольких фигурах. Из менее известных, но крупных монотеистических учений можно выделить сикхизм и зороастризм.

Чтобы разобраться во всем многообразии различных мировых верований, необходимо коснуться такого вопроса, как типология религии. Эта статья будет интересна не только специалистам данной области, но и людям, которые просто хотят понять мировоззренческие взгляды тех, кто живет с ним бок о бок в многонациональной стране.

Прежде всего, нужно сказать о том, что такое типология. Это разделение какого-либо явления на отдельные категории, согласно существенным отличительным признакам.

Множество подходов

Все предпринимавшиеся когда-либо попытки систематизировать верования можно причислить к одному из представленных ниже пунктов. Итак, вот эта несложная классификация типологий религии.

  1. Эволюционный подход.
  2. Морфологический подход.

Ряд ученых рассматривал все верования с древнейшего и до настоящего времени как эволюцию религиозного сознания. Первобытные мистические культы они причисляли к примитивным образцам культуры, которые позже были усовершенствованы.

Такая типология религии монотеизм и политеизм описывает как следующую ступень развития человеческого сознания. Эти ученые связывают появление данных верований с завершением формирования некоторых процессов мышления, таких как синтез, анализ и так далее.

Данная типология религии получила название эволюционного подхода.

Однобожие и многобожие

Монотеизм и политеизм, их сущность будут описаны ниже. Теологи, придерживающиеся эволюционной точки зрения, говорят о том, что второе из этих явлений возникло раньше. Поклонение силам природы, которое существовало в первобытном мире, постепенно привело к тому, что человек стал отождествлять каждую стихию с личностью конкретного бога, ее покровителя.

Каждое племя также имело своего небесного заступника. Постепенно это божество приобретало первичное значение по отношению к другим. Так возник монотеизм - поклонение одному-единственному богу. В качестве примеров политеистических религий можно привести поклонение сонму древнегреческих олимпийских богов. Они, как правило, не многим отличались по своему поведению и внешним характеристикам от простых смертных людей.

Эти боги так же, как и человек, не обладали нравственным совершенством. Им были присущи все пороки и грехи, характерные для людей.

Вершиной развития религиозного сознания, по мнению ученых, разрабатывающих эту типологию религии, является монотеизм - вера в единого бога.

Среди философов, придерживавшихся эволюционной точки зрения на религию, был выдающийся мыслитель Гегель.

Морфологический подход

Говоря о типологии религий и ее классификации, стоит упомянуть о том, что другие, не менее именитые ученые, были склонны разделять все верования, основываясь на отдельных характеристиках самих религий. Этот поход получил название морфологического, то есть рассматривающего отдельные составные части учений.

Согласно этим принципам типологии, многообразие религий и их разновидностей рассматривалось неоднократно в истории науки. Далее будут приведены сведения о таких попытках систематизировать верования.

Область распространения

Согласно территориальному признаку, разделяет все верования еще одна типология религий. Родоплеменные, национальные, мировые религии - таковы ее пункты.

Все древнейшие культы, существовавшие у первобытного человека до появления государственности, имели распространение, как правило, в рамках сравнительно небольших групп людей. Поэтому они называются родоплеменные. Другая трактовка этого термина говорит, что его имя указывает на первобытнообщинный строй, при котором люди создавали подобные культы.

Национальные религии

Они появились в эпоху образования первых цивилизаций, то есть, с началом государственности. Как правило, эти верования носили ярко выраженный национальный характер. То есть, они предназначались для какого-либо конкретного народа, учитывали его традиции, обычаи, менталитет и так далее.

Обычно нации, носители таких религий имели представление о своей богоизбранности. Например, иудаизм заключает в себе учение о том, что Всевышний оказывает свое покровительство в первую очередь евреям.

Мировые религии

Излагая вопрос о типологии религии кратко, невозможно обойти вниманием верования, которые не содержат в себе каких-либо национальных черт, и предназначены для людей, живущих в разных уголках мира, не зависимо от их моральных убеждений, культурных особенностей и среды их обитания.

Такие религии называются мировыми. В настоящий момент к ним можно причислить христианство, ислам и буддизм. Хотя многие ученые говорят о том, что последнюю из перечисленных религий следует относить к философским концепциям. Это объясняется тем, что в классическом варианте буддизма отрицается существование бога как такового.

Поэтому его часто называют самым атеистическим вероучением.

Проще простого

В настоящий момент не существует какой-либо единой, общепринятой типологии религии.

Верование человека - явление столь многогранное, что все его нюансы не умещаются ни в одной из существующих классификаций.

Наиболее кратко типология религии может быть представлена следующим образом. Многие люди разделяют для себя все существующие в мире верования на истинные и ложные. К первым они, как правило, относят в полной мере только свою религию, а иногда и некоторые родственные ей, но, с рядом оговорок. На принципе «верности» основан ряд других типологий религии, самой известной из которых является мусульманская. Согласно этой теории, существует три вида верований.

К первому из них, которые принято называть истинной религией, исламские богословы причисляют только мусульманство.

Ко второму типу относятся так называемые покровительственные, или религии книги. К ним причисляют христианство и иудаизм. То есть к данной группе относятся те религии, которые полностью или частично признают Ветхий Завет. В теологии есть и другое название для этой группы. Так, некоторые ученые именуют их авраамическими по имени Авраама - человека, который первым принял закон от Бога.

Все остальные верования относятся, согласно этой классификации, к ложным.

Таким образом, можно утверждать, что на принципе истинности основываются многие типологии религии и их классификации.

Отношение к Иисусу Христу

Внутри этой «исламской» типологии религии второй ее пункт, который включает в себя авраамические верования, может в свою очередь разделяться на подпункты, в зависимости от отношения той или иной религии к личности Иисуса Христа. Например, в иудаизме Сын Божий не почитается. Иисус Христос в этой религии считается лжепророком, а само христианство - назарейской ересью.

Ислам же считает Спасителя великим праведником.

Эта религия ставит Иисуса Христа на второе место по значимости после пророка Мухаммеда.

Кардинальное отличие от христианства в данном вопросе заключается в том, что ислам не признает божественной природы Спасителя, а считает его лишь одним из числа наиболее почитаемых праведников, святость которых позволила Богу послать им свое откровение. Христиане же считают Иисуса не просто одним из людей, а личностью, в которой божественная сущность соединилась с человеческой. Приверженцы этой религии воспринимают Его, как Спасителя, без которого никто из когда-либо живших людей не смог бы попасть в Царствие Божие из-за своей падшей, греховной природы.

Таким образом, согласно этой типологии религии отношения к Христу, все авраамические верования могут быть разделены на следующие группы:

  1. Религии, признающие Иисуса Христа и его божественную сущность.
  2. Верования, почитающие Спасителя, но отвергающие учение о его неземной природе.
  3. Религии, не признающие Иисуса Христа, считающие его лжепророком.

Типология религии по Осипову

Виднейший православный богослов, преподаватель Московской духовной академии, Алексей Ильич Осипов в своих лекциях дает свою классификацию верований.

Его типология религии основывается на отношении человека к Богу.

Согласно этой системе, все существующие верования можно разделить на следующие подгруппы:

  1. Мистические культы.
  2. Юридические религии.
  3. Религии предопределения.
  4. Синергии.

По словам профессора, одна и та же религия может быть одновременно причислена к нескольким пунктам данной классификации. Далее будет рассмотрена кратко эта типология религий.

Мистические культы

Для религий этого типа характерно практически полное отрицание существования Бога в том смысле, в котором его рассматривает христианство. То есть для людей с мистическим сознанием не существует божества, обладающего личностью, способного на творческие акты, а также по своей воле участвующего в жизни человечества. Огромную роль в таких религиях играют различные ритуалы, обряды и так далее. Для приверженцев верований этой группы произнесение заклинаний, выполнение тех или иных действий само по себе имеет сакральное значение. Правильное отправление культа влечет за собой благоприятные изменения в жизни человека. При этом сам верующий чаще всего не должен прилагать никаких духовных усилий, кроме контроля над верным исполнением обрядов.

Стремления, идеалы и цели жизни для приверженцев подобных верований ограничиваются видимым, материальным миром.

К таким религиям можно отнести шаманские верования народов севера, культ Вуду, религии американских индейцев и так далее. Также к этой группе причисляют различные виды язычества, такие как вера в пантеон греческих и римских богов, древнеславянские культы и так далее.

Юридические религии

Вторым пунктом этой типологии религий являются верования, основанные на так называемом юридическом восприятии действительности. То есть, верующие люди, причисляющие себя к таким конфессиям, рассматривают все происходящее в этом мире как наказание или награду, которую Господь Бог посылает своим детям, то есть людям. А соответственно, для того чтобы удостоиться милости Всевышнего, необходимо совершить определенные высоконравственные поступки. А в случае, если человек нарушает законы, данные ему свыше, он подвергается наказанию, соразмерному тому злодеянию, которое было совершенно. Поэтому люди, которые реализовали свой жизненный потенциал, имеют престижную работу, определенное финансовое состояние и так далее, заслуживают уважения собратьев по вере. Это объясняется тем, что согласно данному мировоззрению, лицо, которому были ниспосланы свыше материальные блага, вне всякого сомнения, является достойным их, поскольку Господь проявляет свою милость лишь к тем, кто исполняет все заповеди и законы духовной жизни.

К таким религиям можно отнести иудаизм, который соответствует всем критериям этого пункта данной типологии религий. Известно, что в древней иудеи существовал особый чин духовенства, который назывался фарисейством. Его представители славились беспрекословным следованием заповедям. Эти люди были одним из наиболее уважаемых общественных классов. Правда, стоит сказать и о том, что наряду с ними также существовали и другие религиозные деятели, как, например саддукеи, которые отрицали все существовавшие правила. Эти направления мирно уживались в рамках одной религии - иудаизма.

Западное христианство

Элементы юридического типа присутствуют и в современном католицизме, а также некоторых других направлениях так называемого западного христианства.

Например, в основе католического вероучения лежит понятие о заслугах перед Господом Богом. Так, человек, совершающий какой-либо поступок, который одобряется религиозной моралью, считается благодетелем. Его чувства, помыслы, а также мотивы совершения данного поступка обычно не учитываются. Важен лишь сам факт того, что действие произведено. Данный религиозный догмат нашел воплощение в таком феномене, как индульгенция. Как известно, в средневековых католических странах человек, неуверенный в достаточном количестве собственных благородных поступков, мог купить бумагу, свидетельствовавшую о том, что ему приписываются благодеяния, которые были совершены святыми людьми. Согласно католическому учению, у некоторых праведников количество добрых дел превышает число, необходимое для спасения. Поэтому заслуги угодников могут послужить на благо их менее благочестивых собратьев по вере.

Такие избыточные благодеяния носят обычно название сверх заслуг. Помимо всего прочего, к ним причисляют пострижение в монахи. Поэтому некоторые католические святые в своих молитвах приносили Богу прошения не о спасении собственной души, вместо этого они просили Всевышнего о помиловании других, в том числе, и носящих священнический чин.

Предопределение

Многообразие религий и принципы их типологий были отражены в научных трудах многих богословов. К одной из наиболее популярных классификаций относится система профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. Третий пункт этой типологии занимают религии предопределения. Как правило, в этих верованиях нет культа почитания святых, иконописных изображений и так далее. Отрицается также необходимость борьбы с человеческими грехами. Так, одна из религий данного типа, протестантизм, говорит об отсутствии необходимости покаяния.

Приверженцы этой веры объясняют данное обстоятельство тем, что, по их мнению, Христос, придя в мир, искупил все прошлые, настоящие и будущие грехи человечества. Этим самым, по словам протестантских богословов, Спаситель предоставил каждому уверовавшему в него, возможность в будущей жизни войти в Царствие Небесное. К таким религиям, кроме упомянутого протестантизма, можно отнести буддизм, поскольку сами приверженцы этого вероучения и их духовные наставники призывают к тому, чтобы забыть о своих несовершенствах, а сосредоточиться только на сильных сторонах своего характера и личности.

Синергия

Это слово в переводе с греческого означает "сотрудничество". Религии, рассматривающие взаимоотношения человека и Бога как проявление именно такого принципа, составляют четвертую группу данной классификации. Примером подобных верований может быть православие.

В этом направлении христианства цель человеческой жизни заключается в существовании по тем заветам, которые дал человечеству Иисус Христос, то есть в борьбе с собственными грехами, с падшей природой.

Но, согласно данному вероучению, такая деятельность не может принести положительного результата без помощи свыше, без общения с Богом и без совершения таинства причащения. Все это, в свою очередь, возможно только при наличии у человека веры, благоговения перед Всевышним и раскаяния за свои грехи. В подтверждение этого тезиса православные проповедники обычно приводят слова из Евангелия, где Господь говорит о том, что он стучит в дверь человеческих жилищ, и те люди, которые откроют ему, будут праздновать и веселиться с ним. Это говорит о том, что Всевышний не может идти против свободной воли человека, люди сами должны выйти навстречу Ему, то есть жить по заповедям Божьим, так как сам Спаситель сказал, что Его любит тот, кто исполняет заповеди.

Региональные особенности

В настоящей главе будет представлена еще одна классификация верований. Эта типология религий основана на географических особенностях существования конфессий.

В данной системе существует огромное множество пунктов. Например, выделяют африканские религии, верования народов Крайнего Севера, североамериканские религии и так далее.

Разделение по таким критериям интересно, прежде всего, не с точки зрения особенностей местности, в которой обитают последователи той или иной религии, ее рельефа и полезных ископаемых, в с позиции рассмотрения социокультурных нюансов.

Такие сведения в огромной степени полезны для расшифровки смысла трудных для восприятия частей религиозной литературы. Так, например, человек, не знакомый с характером жизни и быта древних евреев, вряд ли сможет понять, почему в Ветхом Завете рекомендуется приносить в жертву именно годовалого ягненка.

Дело в том, что древний Израиль был по сути своей животноводческим государством. То есть основным источником доходов и пропитания было выращивание домашнего скота. В основном это были овцы. В первый год жизни животные требуют наиболее бережного отношения к себе и ухода. Поэтому особь, достигшая годовалого возраста, воспринимается в этих условиях почти как член семьи. Принесение в жертву такого питомца - дело нелегкое с эмоциональной точки зрения.

Классификация по источнику религиозных знаний

Типология религии по происхождению говорит о том, что все верования можно разделить на естественные и откровения.

К первым следует причислить те из них, которые обожествляют различные силы природы. Знание их сущности проистекает из повседневных наблюдений.

Религия откровения - вероучение, согласно которому все необходимые законы жизни были раскрыты людям самим Богом. В настоящее время известны в типологии религии 3: христианство, ислам и иудаизм.

Классификация государств

В данной статье нельзя обойти еще один важный вопрос. Для полного понимания проблемы классификации вероучений нужно знать и типологию государств по отношению к религии.

Атеизм

Первым пунктом в типологии государств по отношении к религии стоят страны, отвергающие поклонение богу.

В них в более или менее жесткой форме проводится антирелигиозная политика. В таких странах нередко существуют организации, призванные разрабатывать мероприятия по борьбе с различными духовными культами и их служителями. Иногда в предпринимаются такие радикальные меры, как репрессии священнослужителей.

Примерами таких стран могут быть СССР, северная Корея и некоторые государства так называемого социалистического лагеря.

Светские страны

Существуют также государства, которые не запрещают их гражданам иметь какие-либо религиозные убеждения, участвовать в обрядах, богослужениях и так далее. Власти не препятствуют строительству культовых учреждений, храмов. Однако в данных странах церковь полностью отделена от государства и не имеет политической силы. В свою очередь, правительство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций, за исключением случаев, когда нарушается законодательство. Подобной страной в настоящее время является Российская Федерация.

Клерикальные страны

Такое название имеют государства, где представители церкви играют определенную политическую роль. Как правило, в них существует религия, которая занимает привилегированное положение, по отношению к остальным. В качестве примера можно назвать Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, где англиканская церковь имеет определенную политическую власть.

Теократия

Такой политический режим существует в странах, где власть полностью сосредоточена в руках церкви. Глава единственной официальной является одновременно и политическим лидером.

Самый яркий пример такой страны - малое государство Ватикан. Как известно, в этой стране Папа Римский является в одно и то же время верховным правителем и главой католической церкви.

Заключение

В данной статья была рассмотрена проблема типологии религии и ее оснований (различных существенных признаков вероучений). Это явление, как и сама вера - понятие весьма сложное и многогранное. А поэтому, не существует единой общепринятой типологии. Некоторые из имеющихся на сегодняшний день вариантов были рассмотрены в отдельных главах.

Сложность, а, по мнению многих ученых, и невозможность создания универсальной типологии, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о том, что же следует называть религией. Является ли, например, католицизм отдельной верой или это только одно из направлений христианства? Не менее сложно бывает причислить в типологии религии к монотеизму и политеизму ту или иную конфессию.