Личность как субъект политической жизни политические роли. Личность как субъект политики

Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта: 1) собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми; 2) личность как представитель группы: статусной, классовой, соци&чьно-этнической, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария; 3) личность как сознательный, активный участник общественной и политической жизни, человек, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного, бессознательного участника политики.

В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека - индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но в отличие от Платона он - противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начато негативное, а отношения между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли, правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях. Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей - государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, вождей, т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XX в. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин.

Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. И наоборот, чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, участия членов общества на всех стадиях политического решения.

Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта - участие рядовых граждан в общественно-политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

Для обозначения действий рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие» Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами, ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс.

Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан проявляется главным образом участием в голосовании на выборах, референдумах, в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий, общественно-политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициаторами и организаторами таких действий граждан, как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность может носить деструктивный характер.

Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затра гивающих существенные интересы граждан. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же, наоборот, стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

С точки зрения политической субъектности выделяются следующие основные типы личности:

а) личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них. Это может быть гражданин - член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественный, общественно-политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель, лидер высшей инстанции - формальный или неформальный;

б) личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, проявляющая интерес к политике, но лично в нем не участвующая. Если участвует, то лишь под воздействием каких-либо доводов или обстоятельств, которые она считает доминирующими. Эта категория людей также постоянно интересуется политикой, имеет свое мнение о ней и может оказывать политическое влияние на окружающих, нередко формируя общественное мнение;

в) личность достаточно компетентного критика, участвующая или не участвующая в политике. Она хорошо информирована, но ее отношение к власти и политике, как правило, негативное;

г) пассивная личность с нейтральным, отрицательным или безразличным отношением к политике;

д) аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

У активистов отношение к личному участию в политической жизни, демократическим институтам положительное, они проявляют значительный интерес к политике, общественной жизни, обладают большой информированностью. Преимущественно из их среды выдвигаются лидеры, возглавляющие политические движения, институты. И наоборот, отчужденные от общественной жизни отрицательно относятся к политике, инертны. Разумеется, пас сивные, аполитичные и отчужденные граждане не могут быть подлинными субъектами политики. Они чаше всего являются объектом политических манипуляций.

Основой различий между активными и пассивными участниками общественно-политической жизни являются мотивы и установки, по которым конкретные личности включаются в политическую деятельность.

Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти или участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими. Эгоцентрические - это мотивы, которые концентрируются на собственной личности индивида. Социо- центрические (или общественные) - мотивы, концентрирующиеся на благе какой-то более широкой социальной группы людей, национальной общности, жителей определенного региона. Эти два мотива поведения часто сочетаются, взаимно усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий.

Каковы мотивы, по которым при одинаковых условиях один человек проявляет готовность к участию в политической жизни, а другой - будет сторониться ее. В этой ситуации причины активности одного и пассивности другого следует искать в чертах их личности, семейном воспитании, социальной среде, образе жизни.

Какие черты личности взрослого или молодого человека способствуют уходу от политики, принятию более или менее сознательно аполитичной роли в обществе? Политическая активность или пассивность индивида является следствием целого ряда личностных качеств.

Это прежде всего сила индивидуальности, включающая такие черты, как уверенность в себе, в собственной компетентности, склонность к общению, стремление к самоутверждению, попытка доказать свое превосходство и т.д. Эти черты положительно соотносятся с участием в политической и общественной жизни. У большинства людей, избегающих политики, проявляется слабая индивидуальность, неуверенность в своих силах и возможностях.

Положительно соотносится с участием в политической жизни личная вовлеченность индивида, которая заставляет его принимать активное участие в различных жизненных ситуациях. Избегают политики и участия в обшественной жизни люди, которые и в других жизненных ситуациях проявляют слабую вовлеченность, пассивность.

Положительно сказывается на отношении людей к политике их высокий интеллектуальный уровень, интерес к познанию нового, а уклонение от участия в политической жизни часто характерно для людей с невысокой интеллектуальной активностью.

Психологи считают, что участию в политике могут способствовать экстравертные склонности, характерные для лиц, наиболее готовых и непосредственно откликающихся на внешние события, ищущих общения с другими и хорошо чувствующих себя в их обществе. А противоположные им - интравертные склонности, характерные для личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств, и представляют собой психологическую предпосылку «бегства от политики».

Необходимость разрядки внутренней напряженности нередко склоняет людей к участию в общественной деятельности, но одновременно мешает достижению в ней успеха. Люди, отличающиеся очень сильной психологической напряженностью и агрессивностью, терпят неудачу и поэтому избегают участия в политике. В то же время лица, свободные от агрессивности и психологической напряженности, не стремятся участвовать в политике и даже могут ее избегать из-за связанных с этой напряженностью конфликтов.

На участие в политической деятельности может оказывать пример популярного политического лидера, представление о достаточности для участия в политике простого здравого смысла. Под воздействием средств массовой информации, пропагандирующих в популярной форме политические идеи, многие люди считают себя вправе давать политические оценки и рекомендации.


Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.Какую бы значительную роль ни играли социальные группы,массовые общественные движения,политические партии,в конечном счете ее главным субъектом выступает личность,поскольку сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержанием и направленность политического процесса,всей политической жизни общества.

Понятие «человеческое измерение политики» прочно вошло в политический лексикон конца XX в. Включенность граждан в общественно-политический процесс как сознательных его участников провозглашается повсеместно идеалом большинства политических доктрин, движений,организаций. Разумеется,конкретная политическая практика достаточно далека от этого идеала. Поэтому разработка вопросов, связанных с политической ролью личности, является важной для современной политической практики.Личностное измерение политики имеет исключительно важное значение при анализе текущих политических процессов,конфликтов и ситуаций.Проблема личностного фактора в политики –это проблема соотношения личности и общества, личности и государства, процессов политической социализации личности и ее участия в политической жизни.


Глава1.ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере три главных аспекта:

1. Собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми;

2. Личность как представитель группы:статусной, классовой,социально-этнической,элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария;

3. Личность как сознательный,активный участник общественной и политической жизни человека, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях.Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них –учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е пассивного, бессознательного участника политики.

В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе.В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека-индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином,но в отличие от Платона он-противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начало негативное, а отношение между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли,правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях.Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей- государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, вождей и т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XXв. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин. Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальны, социально- культурные и политико – правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит, что неграмотный человек вне лично осознанной политики, является объектом политических действий а не их субъектом. И наоборот, чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

Существенной предпосылкой активного политического участия является также политико- правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, участия членов общества на всех стадиях политического решения.

Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно- политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Тема2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта – участие рядовых граждан в общественно- политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

Для обозначения действия рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие». Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами, ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс.

Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан появляется главным образом участием в голосовании на выборах, референдумах, в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий, общественно- политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициатором и организаторами таких действий граждан, как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность может носить деструктивный характер.

Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же, наоборот, стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

С точки зрения политической субъектности выделяется следующие основные типы личности:

a) личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них. Это может быть гражданин- член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественный, общественно- политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель, лидер высшей инстанции- формальный или неформальной;

b) личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, проявляющая интерес к политике, но лично в ней не участвующая.Если участвует, то лишь под воздействием каких- либо доводов или обстоятельств, которые она считает доминирующими. Эта категория людей также постоянно интересуется политикой, имеет свое мнение о ней и может оказывать политическое влияние на окружающих, нередко формируя общественное мнение;

c) личность достаточно компетентного критика, участвующая или не участвующая в политике. Она хорошо информирована, но ее отношение к власти и политике, как правило, негативное;

d) пассивная личность с нейтральным, отрицательным или безразличным отношением к политике;

e) аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

У активистов отношение к личному участию в политической жизни, демократическим институтом положительное, они проявляют значительный интерес к политике, общественной жизни, обладают большой информированностью. Преимущественно из их среды выдвигаются лидеры, возглавляющие политические движения, институты. И наоборот, отчужденные от общественной жизни отрицательно относятся к политике,инертны. Разумеется, пассивные, аполитичные и отчужденные граждане не могут быть подлинными субъектами политики. Они чаще всего являются объектом политических манипуляций.

Основой различий между активными и пассивными участниками общественно- политической жизни являются мотивы и установки, по которым конкретные личности включаются в политическую деятельность.

Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти или участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими. Эгоцентрические – это мотивы, которые концентрируются на собственной личности индивида. Социоцентрические (или общественные) – мотивы,концентрирующиеся на благе какой- то более широкой социальной группы людей, национальной общности, жителей определенного региона. Эти два мотива поведения часто сочетаются, взаимно усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий.

Каковы мотивы, по которым при одинаковых условиях один человек проявляет готовность к участию в политической жизни, а другой –будет сторониться ее. В этой ситуации причины активности одного и пассивности другого следует искать в чертах их личности, семейном воспитании, социальной среде, образе жизни.

Какие черты личности взрослого или молодого человека способствуют уходу от политики, принятию более или менее сознательно аполитичной роли в обществе? Политическая активность или пассивность индивида является следствием целого ряда личностных качеств.

Это прежде всего сила индивидуальности, включающая такие черты, как уверенность в себе, в собственной компетентности, склонность к общению, стремление к самоутверждению, попытка доказать свое превосходство и т.д. Эти черты положительно соотносятся с участием в политической и общественной жизни. У большинства людей, избегающих политики, проявляется слабая индивидуальность, неуверенность в своих силах и возможностях.

Положительно соотносится с участием в политической жизни личная вовлеченность индивида, которая заставляет его принимать активное участие в различных жизненных ситуациях. Избегают политики и участия в общественной жизни люди, которые и в других жизненных ситуациях проявляют слабую вовлеченность, пассивность.

Положительно сказывается на отношении людей к политике их высокий интеллектуальный уровень, интерес к познанию нового, а уклонение от участия в политической жизни часто характерно для людей с невысокой интеллектуальной активностью.

Психологи считают, что участие в политике могут способствовать экстравертные склонности, характерные для лиц, наиболее готовых и непосредственно откликающихся на внешние события, ищущих общения с другими и хорошо чувствующих себя в их обществе. А противоположные им- интравертные склонности, характерные для личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств, и представляют собой психологическую предпосылку «бегства от политики».

Необходимость разрядки внутренней напряженности нередко склоняет людей к участию в общественной деятельности, но одновременно мешает достижению в ней успеха. Люди, отличающиеся очень сильно психологической напряженностью и агрессивностью, терпят неудачу и поэтому избегают участия в политике. В то же время лица, свободные от агрессивности и психологической напряженности, не стремятся участвовать в политике и даже могут ее избегать из-за связанных с этой напряженностью конфликтов.

На участие в политической деятельности может оказывать пример популярного политического лидера, представление о достаточности для участия в политике простого здравого смысла. Под воздействием средств массовой информации, пропагандирующих в популярной форме политические идеи, многие люди считают себя вправе давать политические оценки и рекомендации.

Таковы мотивы, по которым одни люди участвуют в политике, а другие избегают участия в политической жизни.

Следует учитывать, что общественно- политическая активность не является обычным мерилом общей жизненной активности, но может различным образом с ней совпадать. Обычно выделяют четыре основных типа людей с точки зрения соотношения политической активности(или ее отсутствия) с другими формами активности.

Во- первых, это люди, активные во всех областях жизни; во- вторых, люди, активные в неполитических областях, но пассивные в политической сфере; в- третьих, люди, проявляющие слабую активность в неполитических областях жизни, но весьма политически активные; в- четвертых, люди, пассивные во всех сферах жизни.

Таким образом, подлинным политическим субъектом личность может стать только в демократическом обществе и правовом государстве при условии высокой политической культуры, активной совместной деятельности с другими личностями и при наличии условий для политической деятельности.

Тема 3.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации.

Политическая социализация- это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентаций и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры.

Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщение к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. Другими словами, речь идет о формировании жизненной позиции человека на основе усвоения социального опыта, его гражданском становлении.

В процессе политической социализации личность получает определенные знания о политической жизни, приобретает навыки общественно- политической деятельности, позволяющие ей стать полноправным участником политических отношений. Вместе с тем происходит и формирование определенных ориентаций, предпочтений, вкусов, установок личности в сфере политической реальности.

В результате политической социализации формируется политическое сознание, закладываются основы для его политического поведения. Однако социализация личности не предполагает пассивного усвоения культивируемых политической системой ценностей. Огромное значение имеют политическая практика, собственный социальный опыт личности и выработка на этой основе рационального, адекватного складывающимся реалиям политического поведения.

Политическая социализация – сложный многофакторный процесс. Темпы и степень социализации обусловливаются многими факторами. В их числе влияние:

a) макросреды –общественно-экономической формации, государства, класса, нации, других социальных групп, политической культуры общества;

b) микросреды – институционных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей;

c) биопсихологических характеристик

d) самовоспитания

Политическая социализация осуществляется двумя способами:

1. Это целенаправленные усилия политической системы по политическому просвещению населения. Сюда относятся прежде всего социализирующее воздействие изучения политической науки, исторических и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, особенно в ходе предвыборных кампаний.

2. Это стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне- международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий и т.д. Правда, стихийность этого влияния относительна: оно опосредуется средствами массовой информации, вносящими свою лепту в интерпретации социальной и политической практики.

Важным фактором политической социализации является личное участие индивида в общественно- политической жизни. Именно в процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений. Собственный опыт помогает человеку

корректировать ранее приобретенные представления, усваивать новые для него ценности и образцы политического поведения.

Политическая социализация личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. В наиболее общем виде в ней можно выделить два этапа.

Первый этап- это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение конституционного права участия в выборах. На этом этапе происходит накапливание политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций.

На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической активности, освоением новых социальных и политических ролей.

Первичной ячейкой социализации выступает семья, где закладываются фундаментальные мотивационные нормы социального поведения, или социализации, личности. Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под влиянием в семье настроений. В процессе вхождения ребенка в окружающий мир семья знакомит его с некоторыми установками, которые в дальнейшем отражаются на его участии в общественных учреждениях. Приобретаемые в семье психологические установки и ценности во многом определяют дальнейшее отношение юноши или девушки к власти. Политические представления и ценности, приобретенные в семейном кругу (в процессе первичной политической социализации), могут либо сохраняться, либо видоизменяться впоследствии под влиянием дальнейшего опыта социализации.

В рамках политической системы действуют различные институты, целью которых является развитие процессов политической социализации. Ими является: средняя школа, средние профессиональные учебные заведения, вузы, молодежные организации, служба в армии, общественно- политическая организация или политическая партия. Особенно важна роль средней школы, без которой трудно представить процесс политической социализации. Во многих случаях уровень образования влияет на восприятие человеком политической реальности.

Социализация не завершается с молодостью, она продолжается в течение всей жизни человека, по мере вхождения его в те или иные социальные группы и движения, приобретения им опыта в реальном потоке политических событий. Определенным итогом политической социализации является формирование политической культуры личности.Усвоенные политические нормы и ценности, установки к осуществлению определенных социально- политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у человека более или менее стабильные модели поведения в сфере политики. Человек не просто усваивает социальный опыт,но и преобразовывает его в собственные ценности,установки, ориентации, поступки. Результаты политической социализации непосредственно отражаются на практическом участии его в общественно- политической жизни, на степени реализации им своей роли субъекта политики.

«Личность как субъект политики»

Выполнил:

Студентка ФК 312

Морозова Т.В.

Проверил:

Балахнин В.В.

Новосибирск,2008
Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Модели взаимоотношения власти и человека……………………….…4

Основные права, свободы и обязанности личности…………………...7

Правовой статус личности……………………………………………....9

Процесс политической социализации личности……………………...11

Политическое поведение личности…………………………………....13

Политическое участие личности……………………………………….15

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………...18

Субъект политики – это ее творец, он оказывает реальное воздействие на власть в соответствии со своими целями и намерениями. Субъектами политики являются такие участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъектами политики являются: государство, партия, лидер, нация, избиратель, рабочий класс, буржуазия, крестьянство и отдельная личность. Все они обладают определённой самостоятельностью.

Личность является исходным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Личностями являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Интересы, цели, стремления личности, интегрированные в раз­личные социальные и экономические структуры, определяют в конечном счете на­правление политического развития общества. И потому личность симво­лизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности и конечно же поли­тической деятельности. Субъектом политики личность становиться тогда, когда начинает осознавать свои социальные потребности и интересы, понимать причинную обусловленность социальных противоречий, ориентироваться в правилах и механизме политической жизни общества, постигать способы реализации поставленных перед собой целей и задач. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Личность выступает как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом.

Модели взаимоотношений власти и человека

В истории политической мысли представлен целый ряд моделей взаимоотно­шений государства, власти и личности. Очень древнее происхождение имеет па­терналистская трактовка роли личности в политической жизни. Основы такой трак­товки встречаются уже в учении Конфуция, отдельные моменты - в философии государства древнегрече­ского философа Платона, в работах средневековых схоластов, в учениях Нового времени. Российская многовековая традиция политической и социальной мысли насквозь пронизана патерналистскими взглядами.

Согласно патерналистским представлениям все общество представляется в качестве одной большой патриархальной семьи, во главе которой стоит государь-отец. Само общество делится на старших и простой народ. Рядовому члену общества отводится роль исполнителя, кото­рый лишен самостоятельного выбора в своем политическом поведении. Личность не является самостоятельным участником полити­ческого процесса. Он не принимает политических решений, вся ответственность за которые возлагается на государя, отца своего народа, покрови­теля и т. д.

В рамках патерналистской трактовки личности в политике роль политического лидера (государя) и политической элиты освящается как рели­гиозными обрядами и установлениями, так и многовековой традицией отношений власти. Традиционная система властных отношений в обществе, четко распределя­ющая экономические, политические, общекультурные характеристики каждого со­циального строя или сословия, гарантирует каждому человеку стабильное суще­ствование в определенных социальных рамках и в условиях психической гармонии, культурного постоянства. Патерналистская трактов­ка роли личности сохраняет свое значение и в наши дни.

Тоталитарная трактовка роли личности в политической жизни общества полу­чила свое в значительной мере завершенное оформление в трудах Платона. Раз­рабатывая проект идеального государства, он исходил из того, что каждый его член в своей политической деятельности подчинен интересам всего госу­дарства.

В таком государстве мудрые правители-философы, обладая верховным знанием и добродетелью, подробно регламентируют всю жизнедеятельность граждан, тща­тельно распределяя права и обязанности каждого гражданина. Регламентированию подвергается в таком государстве любая активность личности, в том числе и полити­ческая. Тоталитарный подход к роли личности в политике дает возможность осуществ­лять быструю мобилизацию всех материальных и духовных ресурсов общества для решения не только неотложных, но и крупномасштабных задач. Тоталитарные и авторитарные политические режимы, как показывает исторический опыт, оказыва­ются особенно эффективными в период кризисов, экономических и политических потрясений.

Аристотель выводит политику, отталкиваясь от природы человека. Он, в частности, утвер­ждал, что проживание человека в обществе - естественная предопределенность человека. Общение с другими людьми отвечает самой природе человека. И это общение происходит на трех уровнях: семья, селение и государство, как высшей формы человеческого общежития.

Именно в государственной жизни реализуется высшее назначение человека. С его помощью организуется гармоничное взаимодействие людей как членов единого организма и тем самым создаются условия для счастливой жизни всех.

Аристотель признавал право индивида на его извест­ную автономию, на обладание частной собственностью и т. д. Признавая право личности на участие в политической жизни, Аристотель не отделяет его от государ­ства. И потому личность рассматривается им как субъект и объект политики.

Качественно новое понимание роли личности в политической жизни об­щества возникло в рамках либеральной политической мысли. Либеральные мыслители объявляли человека высшей социальной ценностью, на основе потреб­ностей которой и должна строиться вся государственная система власти. Согласно либерализму, личность отделяется от государства. Она наделяется неотъемлемы­ми правами. Личность, согласно либеральным воззрениям, становится источником власти и ее легитим­ности.Государство в зна­чительной мере исключалось из сферы личной жизни человека. Ограничивались права государства по отношению к гражданскому обществу, где формируются основные запросы личности.

Немалый интерес представляет христианско-демократическая трактовка роли личности в политике. Данная теория исходит из того, что жизнь человека как творение Божие духов­на и уникальна. А это предполагает внимательное и осторожное отношение к сфе­ре личной жизни человека как со стороны государства, так и со стороны общества в целом. Человек сам вправе определять свое поведение в экономической, полити­ческой, культурной и национальной жизни.

Государство рассматривается не столько как источник при­нуждения, сколько как орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглажи­вания социальных контрастов, поддержания слабых.

В силу этого государство и индивид должны действовать в соответствии с прин­ципами солидарности и субсидарности. Принцип солидарности призван гуманизировать общество, придать ему большую социальную стабильность.

Принцип субсидарности говорит о том, что каждый член общества обязан сам заботиться о своем благосостоянии, государственная помощь должна носить изби­рательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку социального ижди­венчества.

Иными словами, не отвергая приоритета индивида и его прав, сторонники тако­го подхода настаивают на сохранении серьезных социальных функций государства.

Права человека и их классификация

Права человека восходят к достаточно древней идее естественного права, воз­никшей в первом тысячелетии до н.э. Еще древние софисты утверждали, что чело­век независимо от его положения в обществе обладает равными с другими права­ми, которые даны ему самой природой.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманисти­ческим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственны­ми ценностями. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Неудивитель­но, что проповеди Христа обращены, в первую очередь, к униженным и оскорблен­ным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем измерении - в отношении к Богу.

Права и свободы личности можно классифицировать также в зависимости от сферы их реализации.

Гражданские, или личные, права - это круг присущих человеку от рождения прав, которые обеспечивают индивидуальную свободу личности, защищают инди­вида от притеснений и произвольного вмешательства государства, различных организаций, других лиц. Эти права носят, в основном, негативный характер и являются, фундаментальными для самоиндентификации личности как части общества.

К гражданским правам относят право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, право на тайну переписки и телефонных разговоров, право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также свободы личных действий, не противоречащих закону.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в управле­нии делами государства и общества. К такого рода правам относят свободу слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свободу избирать и быть из­бранным, свободу союзов, демонстраций и собраний и ряд других.

Гражданские и политические права первоначально были основным предметом борьбы человека и власти, государства и общества. Благодаря их утверждению личность постепенно обретала новые возможности в обществе, усиливала свое влияние на государство и проводимую им политику.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения каждым членом общества предметами потребления и основными элементами хо­зяйственной жизни: собственностью, трудом, возможностью проявлять хозяйствен­ную инициативу.

Важнейшим из экономических прав является право на частную собственность, которое рассматривается в качестве одного из основополагающих прав человека.Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Повсеместно для нее устанавливаются некие пределы, а также говорится об ее использовании в интересах общества.

Личные. Политические и экономические права нередко называют правами ли­беральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преиму­щественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающегося лишь в охране со стороны государства.

Социальные права относят к так называемому второму поколению прав чело­века. Они призваны обеспечить большинству населения приемлемый уровень жиз­ни, социальную защищенность. Сюда относят право, на социальное обеспечение, жилище, благоприятную природную среду, здравоохранение и т.д.

В последние десятилетия заявляют о себе права «третьего поколения», регули­рующие отношения между государством и личностью в сфере культуры и экологии.

Культурные права обеспечивают свободное и беспрепятственное духовное развитие личности. Эти права охраняют возможность индивида заниматься художе­ственным, техническим и прочими видами творчества без опасности произвольного вмешательства государственных, религиозных, национальных и прочих организа­ций и учреждений.

На основе концепции прав человека утверждается роль личности в политике как первичного ее носителя.

Права и свободы личности тесно связаны с обязанностями граждан: соблюдать законы государства, обязанность уважать права и свободы других людей, платить налоги, подчиняться распоряжениям законных органов власти, бережного относиться к окружающей среде, охранять памятники культуры.

Правовой статус личности

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно – правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом.

Рядовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельной категории людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права обязанности: военнослужащих, пенсионеров. Инвалидов, работников Крайнего Севера.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.д.

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут бать реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях. Без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Процесс политической социализации

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социали­зации.

Политическая социализация - это процесс вхождения человека в мир поли­тики; формирование политических представлений, ориентации и установок; усвое­ние опыта, норм и традиций политической культуры.

Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколе­ниями людей. В процессе социализации формируется жизненная позиция чело­века на основе усвоения социального опыта. Особую роль в этом процессе игра­ет культура.С помощью социализации система навязывает новым поколениям граждан сложившиеся ценности и нормы политического поведения предшествующих поко­лений с целью обеспечения их постоянного воспроизводства. Политическая социа­лизация не только обеспечивает вертикальную связь поколений, что является пред­посылкой непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, спло­ченности и гражданском мире.

Словом, в силу своей сложности и противоречивости политическая социализа­ция по-разному трактуется в политической науке, предоставляя ученым возмож­ность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. А потому, несмотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется, еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации еще не выявлено.

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценнос­тей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представле­ния, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Можно со всей определенностью говорить, что в процессе социализации инди­вид не пассивен. Политическое воздействие, которое испытывает каждый индивид, является первой фазой в этом процессе. Это воздействие оказывает влияние на политическое поведение индивида в итоге взаимодействия двух систем - системы личности и политики. Результатом этого взаимодействия являются индивидуаль­ные политические ориентации. Они выражаются в позициях, мнениях и политиче­ском поведении индивидов. Следует сказать и о том, что способность индивида воспринимать и усваивать присущие социуму ценности, стандарты поведения зави­сят от набора политических знаний, умений и навыков человека,

Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие спо­собностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.

Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов: возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также условий его существования.

Взаимодействие всех агентов политической социализации осуществляется государством и обществом. В случае, когда решающее влияние на процесс социализации оказывает государство, поощряется распространение конформистских на строений и консервативных убеждений. Нередко государство поощряет пассивность населения.

Политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов научения индивида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.

Политическое поведение личности

Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека может приобретать разнообразные формы и определяется исключительно многими факторами. Оно может быть активистским и пассивным, носить характер лидерства или являться массовым, сводиться к политическому участию или политической деятельности.

Важнейшим критерием политического поведения человека является степень его активности. Внешне политическая активность индивида или группы определяется сугубо психологическими особенностями - реактивными порогами, волевыми установками, эмоциональностью, импульсивностью, темпераментом. Но в то же время политическая активность характеризует устойчивые линии взаимодействия человека с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса.

Активистское поведение можно охарактеризовать как состояние перманентной приобщенности человека к политике, выражающееся в стремлении решать те или иные жизненно важные для него и его группы проблемы через воздействие на систему политической власти. Пассивное поведение, напротив, связано с отчуждением индивида от политической жизни, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в рамках гражданского общества.

Преобладание в обществе той или иной формы политической активности может быть связано с самыми различными особенностями общественного развития. Безусловное, массовое преобладание активистского типа характерно для общественных систем переходного типа, с высокой внутренней конфликтностью, находящихся в состоянии коренной ломки властных институтов, социальной структуры, ценностных установок и поведенческих стереотипов. С другой стороны, активистское поведение может быть связано и с высокой степенью гражданской идентичности, прочностью общепринятых идеологических установок и социальных норм. Политическая активность носит в таком случае конструктивный характер, а ее мотивация отражает высокий уровень гражданской ответственности. Пассивное поведение может быть вызвано, как объективной невозможностью влиять на политические решения, так и неспособностью, добровольным нежеланием принимать в них участие. В основе его может лежать гражданский конформизм, пассивное принятие существующего общественного порядка, так и полное несогласие с ним, выраженное в самоизоляции.

Особая форма политической активности складывается в тоталитарном обществе, когда наступает полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Пассивное в своей основе положение индивида может быть интегрировано в этом случае с формально активистскими формами поведения, предписанными и стимулируемыми государственной системой.

Политическое участие личности

Процесс взаимодействия общества и политики находит свое выражение в конкретных шагах, акциях и действиях политических субъектов. Эти действия играют решающую роль в демократических обществах, где политическая власть берет свое начало в народе-суверене, а принципы функционирования и способы организации общества предполагают активное участие личности во всех общественных делах, в политической жизни.

До середины XX в. понятие «политическое участие» рассматривалось как нор­мативная категория, т. е. как некое «долженствование», обязанность личности. Из­менения в таком понимании политического участия были связаны с работами аме­риканских ученых-«бихевиористов».

Для многих граждан характерен особый интерес к политике, а участие в политической жизни является эпизодическим. Многие граждане зачас­тую слабо информированы, а потому в своих политических действиях и решениях испытывают «внешние» влияния, например, влияние социальной группы, к которой гони принадлежат. Российские политологи рассматривают полити­ческое участие как влияние граждан на функционирование политической систе­мы, формирование политических институтов и выработку политических решений.

Политологи различают традиционные и нетрадиционные типы политического участия. К традиционному (ортодоксальному) типу политиче­ского участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, моби­лизующего значительные политические ресурсы. Этот тип участия обеспечивает устойчивое функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженных в законных формах.

Виды традиционного политического участия:

Подвергаться воздействию политических стимулов;

Принимать участие в политической дискуссии;

Выражать публично общественное мнение с тем, чтобы убедить в его в правоте других лиц;

Контактировать (лично или письменно) с политиком или представителем властной структуры;

Оказывать финансовое содействие партии или избирательной кампании того или иного кандидата в избранники;

Принимать участие в политических митингах;

Быть активным членом политической партии или организации.

Такая иерархия традиционного политического участия основана на учете интенсивности индивидуального обязательства,которое требует политическое участие.

Нетрадиционные формы политического участия отличает прямой характер действия, т. е. ставящий лицом к лицу граждан и обладателей власти в обход привычных каналов политического взаимодействия представительной демократии и посредничества элит. Эти действия являются автономными, нередко выходящими за правовые и институционные рамки государства. Инициатива в таких действиях ис­ходит от граждан, которые самостоятельно определяют цели, момент и средства действия. Данные виды политического участия являются действиями протеста, ста­вящими под вопрос установленный общественный порядок, существующие инсти­туты, власть или проводимую ею политику. Порывая с привычных ходом вещей, они способны прибегать к негативным действиям, иногда насильственным (столкнове­ния с силами порядка, баррикады, покушения и т. п.).

Заключение

Первичным субъектом политики является личность. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий.

Идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание в истории политической мысли. Проблему роли личности в политике поднимали в своих трудах Платон и Аристотель, развивали в своих теориях Т. Гоббс и Дж. Локк, а в интерпретации марксизма личность вообще является центром

Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны. Этим объясняется наличие лидеров и людей, их поддерживающих.

Для понимания роли и значения личности в политике принципиально важное значение имеет характер отношений государства и личности. Государство является символом принуждения человека к обязательному для него пове­дению. И в этом смысле государство является агентом неизбежного ограничения прав и свобод человека. Со своей стороны, личность выступает как начало свобод­ного и естественного волеизъявления, обладая собственной программой жизнеде­ятельности.

Список литературы

1. Мухаев Р.Т. политология: учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000

3. Клюев А.В. Человек в политическом измерении. Спб., 2000.

4. Желтов В.В. основы политологии – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004.

5. Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. – М.: НМЦ СПО, 1998.

6. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Дрофа, 1998.

7. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента, М., 2001.

8. Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1999.

Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.Какую бы значительную роль ни играли социальные группы,массовые общественные движения,политические партии,в конечном счете ее главным субъектом выступает личность,поскольку сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержанием и направленность политического процесса,всей политической жизни общества.

Понятие «человеческое измерение политики» прочно вошло в политический лексикон конца XX в. Включенность граждан в общественно-политический процесс как сознательных его участников провозглашается повсеместно идеалом большинства политических доктрин, движений,организаций. Разумеется,конкретная политическая практика достаточно далека от этого идеала. Поэтому разработка вопросов, связанных с политической ролью личности, является важной для современной политической практики.Личностное измерение политики имеет исключительно важное значение при анализе текущих политических процессов,конфликтов и ситуаций.Проблема личностного фактора в политики –это проблема соотношения личности и общества, личности и государства, процессов политической социализации личности и ее участия в политической жизни.

Глава1.ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере три главных аспекта:

    Собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми;

    Личность как представитель группы:статусной, классовой,социально-этнической,элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария;

    Личность как сознательный,активный участник общественной и политической жизни человека, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях.Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них –учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е пассивного, бессознательного участника политики.

В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе.В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека-индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином,но в отличие от Платона он-противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начало негативное, а отношение между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли,правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях.Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей- государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, вождей и т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XXв. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин. Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальны, социально- культурные и политико – правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит, что неграмотный человек вне лично осознанной политики, является объектом политических действий а не их субъектом. И наоборот, чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

Существенной предпосылкой активного политического участия является также политико- правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, участия членов общества на всех стадиях политического решения.

Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно- политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Тема2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта – участие рядовых граждан в общественно- политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

Для обозначения действия рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие». Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами, ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс.

Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан появляется главным образом участием в голосовании на выборах, референдумах, в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий, общественно- политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициатором и организаторами таких действий граждан, как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность может носить деструктивный характер.

Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же, наоборот, стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

С точки зрения политической субъектности выделяется следующие основные типы личности:

    личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них. Это может быть гражданин- член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественный, общественно- политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель, лидер высшей инстанции- формальный или неформальной;

    личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, проявляющая интерес к политике, но лично в ней не участвующая.Если участвует, то лишь под воздействием каких- либо доводов или обстоятельств, которые она считает доминирующими. Эта категория людей также постоянно интересуется политикой, имеет свое мнение о ней и может оказывать политическое влияние на окружающих, нередко формируя общественное мнение;

    личность достаточно компетентного критика, участвующая или не участвующая в политике. Она хорошо информирована, но ее отношение к власти и политике, как правило, негативное;

    пассивная личность с нейтральным, отрицательным или безразличным отношением к политике;

    аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

У активистов отношение к личному участию в политической жизни, демократическим институтом положительное, они проявляют значительный интерес к политике, общественной жизни, обладают большой информированностью. Преимущественно из их среды выдвигаются лидеры, возглавляющие политические движения, институты. И наоборот, отчужденные от общественной жизни отрицательно относятся к политике,инертны. Разумеется, пассивные, аполитичные и отчужденные граждане не могут быть подлинными субъектами политики. Они чаще всего являются объектом политических манипуляций.

Основой различий между активными и пассивными участниками общественно- политической жизни являются мотивы и установки, по которым конкретные личности включаются в политическую деятельность.

Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти или участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими. Эгоцентрические – это мотивы, которые концентрируются на собственной личности индивида. Социоцентрические (или общественные) – мотивы,концентрирующиеся на благе какой- то более широкой социальной группы людей, национальной общности, жителей определенного региона. Эти два мотива поведения часто сочетаются, взаимно усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий.

Каковы мотивы, по которым при одинаковых условиях один человек проявляет готовность к участию в политической жизни, а другой –будет сторониться ее. В этой ситуации причины активности одного и пассивности другого следует искать в чертах их личности, семейном воспитании, социальной среде, образе жизни.

Какие черты личности взрослого или молодого человека способствуют уходу от политики, принятию более или менее сознательно аполитичной роли в обществе? Политическая активность или пассивность индивида является следствием целого ряда личностных качеств.

Это прежде всего сила индивидуальности, включающая такие черты, как уверенность в себе, в собственной компетентности, склонность к общению, стремление к самоутверждению, попытка доказать свое превосходство и т.д. Эти черты положительно соотносятся с участием в политической и общественной жизни. У большинства людей, избегающих политики, проявляется слабая индивидуальность, неуверенность в своих силах и возможностях.

Положительно соотносится с участием в политической жизни личная вовлеченность индивида, которая заставляет его принимать активное участие в различных жизненных ситуациях. Избегают политики и участия в общественной жизни люди, которые и в других жизненных ситуациях проявляют слабую вовлеченность, пассивность.

Положительно сказывается на отношении людей к политике их высокий интеллектуальный уровень, интерес к познанию нового, а уклонение от участия в политической жизни часто характерно для людей с невысокой интеллектуальной активностью.

Психологи считают, что участие в политике могут способствовать экстравертные склонности, характерные для лиц, наиболее готовых и непосредственно откликающихся на внешние события, ищущих общения с другими и хорошо чувствующих себя в их обществе. А противоположные им- интравертные склонности, характерные для личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств, и представляют собой психологическую предпосылку «бегства от политики».

Необходимость разрядки внутренней напряженности нередко склоняет людей к участию в общественной деятельности, но одновременно мешает достижению в ней успеха. Люди, отличающиеся очень сильно психологической напряженностью и агрессивностью, терпят неудачу и поэтому избегают участия в политике. В то же время лица, свободные от агрессивности и психологической напряженности, не стремятся участвовать в политике и даже могут ее избегать из-за связанных с этой напряженностью конфликтов.

На участие в политической деятельности может оказывать пример популярного политического лидера, представление о достаточности для участия в политике простого здравого смысла. Под воздействием средств массовой информации, пропагандирующих в популярной форме политические идеи, многие люди считают себя вправе давать политические оценки и рекомендации.

Таковы мотивы, по которым одни люди участвуют в политике, а другие избегают участия в политической жизни.

Следует учитывать, что общественно- политическая активность не является обычным мерилом общей жизненной активности, но может различным образом с ней совпадать. Обычно выделяют четыре основных типа людей с точки зрения соотношения политической активности(или ее отсутствия) с другими формами активности.

Во- первых, это люди, активные во всех областях жизни; во- вторых, люди, активные в неполитических областях, но пассивные в политической сфере; в- третьих, люди, проявляющие слабую активность в неполитических областях жизни, но весьма политически активные; в- четвертых, люди, пассивные во всех сферах жизни.

Таким образом, подлинным политическим субъектом личность может стать только в демократическом обществе и правовом государстве при условии высокой политической культуры, активной совместной деятельности с другими личностями и при наличии условий для политической деятельности.

Тема 3.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации.

Политическая социализация- это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентаций и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры.

Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщение к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. Другими словами, речь идет о формировании жизненной позиции человека на основе усвоения социального опыта, его гражданском становлении.

В процессе политической социализации личность получает определенные знания о политической жизни, приобретает навыки общественно- политической деятельности, позволяющие ей стать полноправным участником политических отношений. Вместе с тем происходит и формирование определенных ориентаций, предпочтений, вкусов, установок личности в сфере политической реальности.

В результате политической социализации формируется политическое сознание, закладываются основы для его политического поведения. Однако социализация личности не предполагает пассивного усвоения культивируемых политической системой ценностей. Огромное значение имеют политическая практика, собственный социальный опыт личности и выработка на этой основе рационального, адекватного складывающимся реалиям политического поведения.

Политическая социализация – сложный многофакторный процесс. Темпы и степень социализации обусловливаются многими факторами. В их числе влияние:

    макросреды –общественно-экономической формации, государства, класса, нации, других социальных групп, политической культуры общества;

    микросреды – институционных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей;

    биопсихологических характеристик

    самовоспитания

Политическая социализация осуществляется двумя способами:

    Это целенаправленные усилия политической системы по политическому просвещению населения. Сюда относятся прежде всего социализирующее воздействие изучения политической науки, исторических и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, особенно в ходе предвыборных кампаний.

    Это стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне- международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий и т.д. Правда, стихийность этого влияния относительна: оно опосредуется средствами массовой информации, вносящими свою лепту в интерпретации социальной и политической практики.

Важным фактором политической социализации является личное участие индивида в общественно- политической жизни. Именно в процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений. Собственный опыт помогает человеку

корректировать ранее приобретенные представления, усваивать новые для него ценности и образцы политического поведения.

Политическая социализация личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. В наиболее общем виде в ней можно выделить два этапа.

Первый этап- это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение конституционного права участия в выборах. На этом этапе происходит накапливание политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций.

На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической активности, освоением новых социальных и политических ролей.

Первичной ячейкой социализации выступает семья, где закладываются фундаментальные мотивационные нормы социального поведения, или социализации, личности. Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под влиянием в семье настроений. В процессе вхождения ребенка в окружающий мир семья знакомит его с некоторыми установками, которые в дальнейшем отражаются на его участии в общественных учреждениях. Приобретаемые в семье психологические установки и ценности во многом определяют дальнейшее отношение юноши или девушки к власти. Политические представления и ценности, приобретенные в семейном кругу (в процессе первичной политической социализации), могут либо сохраняться, либо видоизменяться впоследствии под влиянием дальнейшего опыта социализации.

В рамках политической системы действуют различные институты, целью которых является развитие процессов политической социализации. Ими является: средняя школа, средние профессиональные учебные заведения, вузы, молодежные организации, служба в армии, общественно- политическая организация или политическая партия. Особенно важна роль средней школы, без которой трудно представить процесс политической социализации. Во многих случаях уровень образования влияет на восприятие человеком политической реальности.

Социализация не завершается с молодостью, она продолжается в течение всей жизни человека, по мере вхождения его в те или иные социальные группы и движения, приобретения им опыта в реальном потоке политических событий. Определенным итогом политической социализации является формирование политической культуры личности.Усвоенные политические нормы и ценности, установки к осуществлению определенных социально- политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у человека более или менее стабильные модели поведения в сфере политики. Человек не просто усваивает социальный опыт,но и преобразовывает его в собственные ценности,установки, ориентации, поступки. Результаты политической социализации непосредственно отражаются на практическом участии его в общественно- политической жизни, на степени реализации им своей роли субъекта политики.

Как объектом , так и субъектом . Проблема личности как субъекта политики состоит в определении...

  • Личность как субъект управления. Сущность и теории лидерства

    Реферат >> Психология

    Введение Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в... Личность как субъект управления» и «Лидерство», справочная литература, прочие актуальные источники информации 1.Личность как субъект ... частями плана. Лидер как политик . Одной из важнейших...

  • Уже Аристотель утверждал, что человек, являясь социальным существом, не может не взаимодействовать с политической сферой жизни общества и что Homo sapiens (человек разумный) есть прежде всего Homo politicus (человек политический). Тем более в современном обществе человек, сформировавшийся в самостоятельную личность, не может не взаимодействовать с политикой.

    В истории политических учений взаимодействия личности и политики прежде всего анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть прежде всего ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода.

    Согласно патерналистским (от лат. pater - отец), тоталитаристским и вождистско-лидерским теориям, человек (обычный гражданин общества) может являться лишь объектом политического воздействия лидеров, вождей, героев, «отцов нации», профессиональных политиков.

    Причину этого обычно усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде и т. д.).

    С точки зрения сторонников либерально-демократических, социал-демократических, христианско-демократических и коммунистических теорий каждый человек, каждая личность является не только объектом, но и субъектом политики, то есть может оказывать активное влияние на политические процессы в обществе.

    Следует заметить, что в этом процессе взаимодействия личности и политики огромное значение имеет специфика социально-политической среды и, прежде всего, социально-политическое устройство общества. В недемократических обществах с жесткими режимами политического управления возможность влияния на политическую сферу человека, не занимающегося политикой профессионально, является минимальным. По мере демократизации политической сферы жизни общества роль личности в политике возрастает. Каждый человек – гражданин общества, осуществляя свои политические права, выступает в качестве активного субъекта политики, оказывая влияние на принятие политических решений, то есть активно участвуя во властных отношениях.

    Необходимо также подчеркнуть, что по сравнению с другими субъектами политики - политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом: без человека, личности невозможно было бы существование иных (их называют вторичными) субъектов политической жизни общества.

    Взаимодействие каждой конкретной личности с политической сферой жизни общества осуществляется в различных формах, с различной интенсивностью на разных этапах жизненного пути. Среди многообразных политических взаимодействий личности и общества наиболее важными являются те, которые систематически повторяются и длятся во времени (видоизменяются), то есть представляют собой длительный процесс. Особо важную роль в политической жизни общества играют: а) политическая социализация, в процессе которой человек «включается» обществом в политическую сферу; б) политическая адаптация, посредством которой личность сама приспосабливается, подстраивается, «включается» в социально-политическую сферу жизни; в) политическое участие, позволяющее личности сознательно и активно влиять на социально-политические процессы в обществе.