Выставка «Варвара Бубнова. Палитра жизни

C 5 июля по 15 августа 2011 года Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и галерея «Шазина» приглашают на персональную выставку «Варвара Бубнова. Палитра жизни. Россия, Япония, Абхазия (к 125 - летию со дня рождения В.Д.Бубновой)

Варвара Бубнова (1886, Петербург — 1983, Ленинград) - художник, педагог и человек грандиозного внутреннего масштаба. Высокий этический уровень в сочетании с талантом художника позволил ей оставить потомкам достойный пример высокого предназначения искусства вообще и художника в частности.

Отмечая 125-летний юбилей Варвары Дмитриевны Бубновой, мы отдаем дань признания и уважения её жизни и творчеству, присоединяясь к ряду мероприятий, намеченных в честь художницы в 2011 году. Празднование юбилея началось в стенах Третьяковской галереи, где до 3 июля проходила персональная выставка В.Бубновой.

Экспозиция, представленная в стенах Дома русского зарубежья им.А.Солженицына, уникальна. Впервые будут представлены картины, о существовании которых не было информации много лет. Их появление станет открытием и дополнением к наследию художницы, представленному в музеях России, Японии и Абхазии. В экспозицию вошли работы начала ХХ века японского и абхазского периода. Почитатели творчества Варвары Бубновой увидят работы из частной коллекции, чудом уцелевшие в нескольких переездах и войнах.

Варвара Бубнова - выпускница петербургской Академии художеств, однокурсница П. Филонова и Л. Бурлюка, супруга Волдемара Матвея (В. И. Маркова) - одного из создателей «Союза молодёжи», в который была принята в один день с В.Татлиным. Член творческих союзов «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». Выставлялась вместе с К. Малевичем, В. Маяковским, М. Ларионовым, Д. Бурлюком, Н. Гончаровой, О. Розановой. Работала в ИНХУКе вместе с В. Кандинским, А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой.

Варвара Бубнова могла бы оказаться на первых ролях в движении русского авангарда, но ее больше привлекала архаическая культура, прошедшая испытание веками. Это увлечение повлияло на ее творчество не меньше, чем новое европейское искусство, но решающим в творчестве стало знакомство с японскими художественными традициями. В Японии художница прожила 36 лет (с 1922 по 1958) и сумела соединить европейские и российские тенденции со старинными японскими художественными практиками, оставаясь при этом далекой от стилизации, подражательства и «туристического взгляда». В Японии её до сих пор ценят и вспоминают с почтением. Вернувшись на Родину, Варвара Бубнова поселилась в Сухуми. Благодатная Абхазия стала ее третьей родиной, а абхазский период жизни и творчества - самым ярким и плодотворным. Здесь у нее появилась целая плеяда учеников - современных художников «Сухумской школы» благополучно миновавших «временно-обязательное» влияние советской идеологии и «сурового стиля».

Варвара Бубнова прожила долгую и непростую жизнь. Пожалуй, трудно найти другого художника, который так, как она, знал различные изобразительные культуры.

Одна из важнейших задач искусства - этическая. Именно она всегда была главной для творчества Варвары Бубновой. Художница считала свою палитру игрой цвета и орудием в борьбе между светом и тьмой. Она не стала авангардисткой в привычном понимании слова, а осталась в искусстве XX века художником, показавшим на практике рождение не механически модного, а интуитивно настоящего и высокого искусства, бесконечно привлекающего «значительностью происходящего» в простоте и величии зримой жизни.

Выставка открыта ежедневно с 12-00 до 19-00, кроме субботы и воскресенья

Варвара Бубнова, Купальщики. 1958. Бумага китайская, литография. 33,3х45,5. ГМИИ

Источник: Новый форум изобразительного искусства HalloArt.ru

ПОЕХАТЬ В ЯПОНИЮ на 36 ЛЕТ И ВЕРНУТЬСЯ В СССР.
ВАРВАРА БУБНОВА. ГРАФИКА. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)

11 мая 2011 года состоялось официальное открытие выставки художника-графика Варвары Бубновой . Осмотрев выставку, мне на ум пришло только одно слово: "скромность". Выставка очень скромная: скромная графика, в основной своей массе черно-белая, скромное оформление картин, два небольших скромных зала и очень скромная церемония открытия, на которой не было привычного официоза и громких выступлений уполномоченных на то лиц.
Пресс-показ проходил исключительно в деловой и рабочей атмосфере Однако, несмотря на столь тихое и малозаметное открытие, работы Варвары Бубновой заслуживают гораздо большего внимания со стороны любителей изобразительного искусства. Они просты, но очень и очень хороши. Я рекомендую потратить пару часов на спокойный и медленный осмотр экспозиции. Медитируя от одной минималистичной литографии к другой, постепенно начинаешь понимать прелесть этих скромных работ. Проход по второму разу заставляет многое увидеть по-новому. Третий круг по залам вызывает чувство сильного уважения к художнику. По крайней мере, так получилось у меня.
Кроме литографий и акварелей на выставке можно увидеть книги с иллюстрациями Варвары Дмитриевны. Некоторые из них очень странно смотрятся: русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, русские народные сказки и японские иероглифы.



Слева: Бубнова Варвара Дмитриевна, Дождь. 1957. Бумага глянцевая, литография. 34х24,5
Справа: Бубнова Варвара Дмитриевна, Нарциссы. 1949. Бумага китайская, цветная литография. 36,5х21,8

Из пресс-релиза выставки:

"Художественные поиски В.Д.Бубновой были во многом определены ее необычной судьбой. Рожденная в Петербурге, В.Д.Бубнова получила классическое художественное образование, в 1914 году окончила Петербургскую Академию художеств по классу пейзажа. Еще учась в Академии, она вошла в круг художников-новаторов - петербургский «Союз молодежи», участвовала в выставках вместе с Д.Бурлюком, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, К.Малевичем. Ей принадлежит перевод с французского знаменитого «Манифеста футуристов». Важную роль в жизни В.Д.Бубновой сыграл ее муж, художник и теоретик искусства, Вальдемар Матвейс (В.И.Матвей, 1878-1914). Вместе они изучали примитивную деревянную скульптуру северных народов в Этнографическом музее в Петербурге, вместе поехали в Европу (1913), чтобы познакомиться с коллекциями лучших этнографических собраний, проявили большой интерес к увиденным в Британском музее миниатюрам коптских рукописей, африканской традиционной деревянной скульптуре....

Бубнова Варвара Дмитриевна, «Изображение человека, который страдает животом». 1922 (1923-?). 18х27,4 . бумага, акварель. Собрание А.Н.Лозового

Судьба В.Д.Бубновой резко изменилась в 1922 году, когда она, сопровождая мать, направлявшуюся к младшей дочери, скрипачке А.Д.Бубновой-Оно, уехала в Японию. Предполагая задержаться на год-два, художница была вынуждена остаться там на 36 лет. Активная и деятельная по натуре, прибыв в Японию в июне, уже в сентябре художница показала свои работы, созданные в Токио, на выставке художников-авангардистов. Оказавшись в стране с многовековой традицией печатной гравюры, В.Д.Бубнова занялась ее изучением в Токийском художественно-прикладном училище. Попробовав разные техники печати, она выбрала для себя литографию. В те годы в Японии литографии отводилось место сугубо прикладной техники. В.Д.Бубнова увидела в этом виде печати большие, не использованные местными мастерами художественные возможности.....

Слева: Бубнова Варвара Дмитриевна, Девочка. 1958. Бумага китайская, литография. 46,8х31,7
Справа: Бубнова Варвара Дмитриевна, Белые цветы на сером фоне. 1942. Бумага, литография. 31,5х22

В 1958 году В.Д.Бубнова вернулась в СССР, поселилась у своей сестры в Сухуми, продолжала много работать. Из-за отсутствия возможности печатать литографии, стала использовать акварель, пастель, другие рисовальные техники. В ее произведения вновь вошел цвет...
Живя в Японии, В.Д.Бубнова занималась не только изобразительным искусством. Она была проводником и пропагандистом русской культуры: преподавала русский язык и литературу (ее ученики выполнили лучшие переводы А.С.Пушкина на японский), писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрировала классиков - А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также публиковавшиеся в этой стране детские книги русских и советских писателей. Часть этих изданий, наряду с рабочими альбомами и блокнотами В.Д.Бубновой, можно увидеть в витринах экспозиции."

Бубнова Варвара Дмитриевна, Розовые крыши. 1967 . Бумага, акварель. 32 x 40,5. Дар А.Г. Кучеряева в 1999, ГТГ

Выставка открыта с 10 мая по 3 июля 2011 года. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
Адрес: Россия, Москва, ул. Крымский Вал, д. 10, залы № 21-22
Выставку можно посмотреть вместе с постоянной экспозицией музея.

О художниках, повлиявших на историю искусства. О различных стилях и направлениях.

  • Альфонс Муха
    • Когда 19-й век подходил к концу, в обществе зародилась вера в то, что произойдет прорыв, ведущий к высокому предназначению человека, которое соответствует его месту в природе. Имя Альфонса Мухи тесно связано с этой верой.
  • Альфонс Муха и Жорж Фуке
    • В результате сотрудничества Мухи с ювелиром Жоржем Фуке, родились блестящие экстравагантные образцы Арт Нуво. Фантазией и экзотикой, они сильно отличаются от стандартов и свидетельствуют об интересе той эпохи ко всему новому.
  • В.А. Фаворский. Об искусстве детей
    • Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) — выдающийся график и живописец, мастер искусства книги.
  • В.А. Фаворский. Реализм детского рисунка
    • Фаворский- универсальное явление культуры, и в этом качестве его имя значит, может быть, не меньше, чем то художественное наследие в собственном смысле слова, которое осталось в гравюрах, рисунках, картинах.
  • Варвара Бубнова «Мысли об искусстве»
    • Статья Варвары Бубновой много лет трудившейся в Японии. Для японца искусство-это выражение высших стремлений души, умная и легкая игра в ремесло, создающее вещи на потребу человека. Искусство всегда и везде.
  • Варвара Бубнова «Средствами литографии»
    • Варвара Бубнова прожила в Японии 36 лет. Известный художник-график Оно Тадасигэ писал:«Ее творчество было для нас уроком протеста против кризиса искусства, кризиса человечности».
  • Варвара Бубнова - художник, исследователь, человек
    • Варваре Бубновой выпала необычная судьба, и словно предчувствуя это, природа одарила ее долголетием и жизненной силой.
  • Видение Неба и Ада в работах Иеронима Босха
    • «Призрачные фантазии», «сказочные видения», «дьявольские ужасы» - вот лишь немногие из выражений, к которым прибегали исследователи, пытавшиеся описать художественный мир Иеронима Босха.
  • Готические витражи
    • Готика это первый в истории архитектурный стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров.
  • Густав Климт — выразивший своё время
    • Климт, редко покидавший пределы не только Австрии, но и родной Вены, стал законодателем мод в мировой живописи начала 20 века. Получив классическое образование, он сумел за короткое время найти собственную манеру письма.
  • Джордж Кэтлин
    • Американский художник Джордж Кэтлин увлекся индейцами в начале 1800-х годов. Это увлечение подтолкнуло его к путешествию по всей Северной Америке. Он один из первых показал в своих картинах индейскую жизнь, как она есть, в мельчайших подробностях.
  • Кацусика Хокусай
    • Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) — уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая.
  • Русские орнаменты
    • Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе. Русский орнамент - область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным.
  • Уильям Моррис, движение «Искусства и ремесла»
    • Сто лет назад Уильям Моррис сформулировал мысль: «Помните золотое правило, которое подойдет каждому: не держите у себя в доме ничего, что вы не считаете полезным или прекрасным». Так возник модерн.

На выставке впервые на широкое обозрение будут выставлены работы Варвары Бубновой, находящиеся в частном собрании

Пресс-служба Государственного музея А.С. Пушкина

Россия – Япония – Абхазия – эти три страны стали главными в жизни художницы. Ее жизненный и творческий путь представят известные искусствоведы из Японии и Абхазии. На выставке впервые на широкое обозрение будут выставлены работы Варвары Бубновой, находящиеся в частном собрании.

Горько, но многим имя Варвары Дмитриевны Бубновой ничего не говорит до сих пор. Между тем, она - уникум в высшем смысле этого слова. Жизнь ее была длинной, непростой, насыщенной разными событиями. Варвара Бубнова начинала как художник-авангардист. Наравне с Малевичем, Филоновым, Ларионовым и Гончаровой Бубнова участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках «Союза молодежи», членом которого была; ну а в Институте художественной культуры она работала бок о бок с Кандинским, Родченко, Степановой и Поповой.

Отправляясь в 1922 году навестить сестру, которая вышла замуж за японца, Варвара Бубнова и предположить не могла, что она останется в этой стране на долгие тридцать шесть лет. Она участвовала в выставках японских художников и даже открывала выставки собственные, преподавала русский язык и литературу, уделяя особое внимание пропаганде творчества А.С. Пушкина и Андрея Белого. Она вырастила несколько поколений японских русистов, писала и публиковала статьи о русском искусстве. За вклад в развитие русско-японских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы в 1982 году Варвара Дмитриевна была награждена высшей императорской наградой Японии – орденом Драгоценной короны.

На выставке зрителям будут представлены работы "японского" периода творчества Бубновой

ФОТО: Пресс-служба Государственного музея А.С. Пушкина

Возвращение в СССР состоялось в 1958 году. Ныне работы Варвары Бубновой хранятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, в музейных собраниях Японии и в частных коллекциях. Но на выставке зрителям будут представлены работы "японского" периода ее творчества. Это оригинальные иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, и неизвестные работы художницы из частной коллекции.

Вход - бесплатный!