Истории российского кино. Жди меня

«Жди меня» – советский художественный фильм-мелодрама, снятая в 1943 году во время Великой Отечественной войны на Центральной Объединённой киностудии художественных фильмов (г. Алма-Ата) по мотивам произведений К.М. Симонова.

Сценарий: Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) и Александр Борисович Столпер (1907 – 1979).

Постановка: А.Б. Столпер и Борис Григорьевич Иванов (1908 – 1964).

Режиссёр: Иосиф Соломонович Шапиро (1907 – 1989).

Композиторы: Николай Николаевич Крюков (1908 – 1961) и Юрий Сергеевич Бирюков (1908 – 1976).

В главных ролях:
– журналист Миша Ванштейн – Лев Наумович Свердлин (1901 – 1969);
– пилот Николай Ермолов – Борис Владимирович Блинов (1909 – 1943);
– пилот Андрей Панов – Михаил Михайлович Названов (1914 – 1964);
– жена Ермолова Лиза – Валентина Васильевна Серова (1917 – 1975).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КИНОФИЛЬМА «ЖДИ МЕНЯ»

Фильм рассказывает о фронтовой дружбе и любви.

Три друга – журналист Миша Вайнштейн и два пилота – Николай Ермолов и Андрей Панов обещали друг другу встретиться после войны.

Во время одного из разведвылетов самолёт был сбит фашистами, друзья спаслись и укрылись в заброшенной избушке, где решили обороняться до последнего. Но командир Ермолов приказывает военному корреспонденту Вайнштейну доставить в часть плёнку с заснятыми аэродромами врага и записку для жены. Отойдя от лесной землянки, где остался Ермолов, Вайнштейн слышит короткую перестрелку. Позже он уверенно скажет Лизе о смерти Николая, но та не поверит.

Панов погиб, но Ермолов уцелел, пробрался к партизанам и стал командиром одного из отрядов. В это время все считали Николая погибшим. Не хотела в это верить только его жена – Лиза.

Вайнштейн был направлен в тыл врага, чтобы взять интервью у удачливого партизанского командира, в котором он неожиданно для себя узнаёт своего друга Николая Ермолова. Пользуясь случаем, партизан посылает весточку жене. Но самолёт, в котором летел Михаил Вайнштейн, был сбит – корреспондент погибает. Письмо так и не доходит до своего адресата.

Каждый день Лиза продолжала ждать мужа, уверенная в том, что скоро они увидятся. И когда Ермолов возвращается домой, то встречает свою жену, которая, несмотря ни на что верила в его спасение и дождалась мужа.

Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Оно помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя десятилетия, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда создал это стихотворение в 1942 году, посвятив его своей любимой женщине – актрисе Валентине Серовой. Чуть позже эти стихи стали популярной песней на музыку Матвея Исааковича Блантера (1903 – 1990) в исполнении Георгия Павловича Виноградова (1908 – 1980).

ЖДИ МЕНЯ

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Отечественный фильм «Жди меня» был снят в военное время. Однако это в первую очередь не военный фильм, а драма, так как повествует он не о героизме во время военных действий, а о глубинных чувствах человеческой души. Здесь ярко выражены такие чувства, как вера, надежда и любовь, в самых ярких их воплощениях.

Фильм «Жди меня» рассказывает нам о тех чувствах, которые испытывают люди на войне. Довольно нечасто приходится смотреть фильмы такого глубокого смысла. И удивителен тот факт, что фильм прошёл жестокую сталинскую цензуру. Однако он во времена Великой Отечественной войны помогал бойцам выжить, и многие писали своим любимым: «Жди меня, и я вернусь!» Именно эти слова стали лозунгом, который позволял бойцам не терять надежду и верить, что их дождутся. Их жёны и любимые, тоже верили, что любимый человек вернется к ним, и в доме снова станет светло и весело.

Фильм «Жди меня» – музыкальный. В ситуациях, когда люди отдыхают от войны, звучат романсы и песни. В них – мечты о скорой победе, о возвращении в родные дома к своим близким.

Лиза (Валентина Серова с гитарой) и Николай (Борис Блинов) исполняют романс «Сколько б ни было в жизни разлук…» («Песню Лизы»).

ПЕСНЯ ЛИЗЫ

Сколько б ни было в жизни разлук,
В этот дом я привык приходить.
Я теперь слишком старый твой друг,
Чтоб привычке своей изменить.
Если я из далеких краёв
Слишком долго известий не шлю,
Всё равно, значит, жив и здоров,
Просто писем писать не люблю.
Ты, крылатая песня, слетай
С ветром буйным в родные края,
Ждёт ли парня, как прежде, узнай,
Дорогая подруга моя.
Коль ей грустно, ты сразу поймешь –
Приласкай, за меня обними,
Понапрасну её не тревожь,
Только в сердце мельком загляни.
Я и сам бы с тобою слетал,
Да с рассветом мне в бой уходить.
Я и сам бы любимой сказал,
Что в разлуке невесело жить.
И поведать о том не боюсь,
Что для нас небольшая беда.
Я ведь скоро с победой вернусь –
Не на час, а навек, навсегда!

В том же исполнении в фильме звучит песня «Мы сегодня выпили как дома...» («Застольная»).

ЗАСТОЛЬНАЯ

Мы сегодня выпили, как дома,
Коньяку московский мой запас.
Хоть ребята с вами незнакомы.
Но с охотой выпили за Вас.
Пили мы за свадьбы золотые,
Ещё будут, будут чудеса.
Пили мы за Ваши голубые,
Дай мне, Бог, увидеть их, глаза.
Может быть, они у Вас другие,
Но ведь у солдат во все века,
Что глаза у женщин голубые,
Принято считать издалека.
Мы не все вернёмся, так и знайте.
Но ребята просят в трудный час:
Заодно со мной их вспоминайте,
Даром что ли пьют они за Вас!
Мы вас просим, я и остальные,
Лучше, чем напрасная слеза,
Пейте, пейте с нами за стальные,
Наши, смерть видавшие, глаза.
Может быть, они у нас другие,
Но ведь у невест во все века,
Что глаза у всех солдат стальные,
Принято считать издалека.

Интересные факты из жизни фильма, его героев и создателей.

Миша Вайнштейн также фигурирует в первой части трилогии Константина Симонова «Живые и мёртвые» и погибает в июле 1941 года под Чаусами (Могилёвская область), не сумев выбраться из немецкого окружения. Будучи смертельно раненым, он успевает уничтожить отснятые фотоматериалы и письма, которые вёз в Москву.

Борис Блинов играл в этом фильме, будучи смертельно больным, и умер 13 сентября 1943 года до премьеры кинокартины, состоявшейся 1 ноября.

В 2000 году отреставрированный фильм участвовал в ретроспективе кинофестиваля в Локарно (Швейцария).

Вот с такими фильмами, с такими музыкально-поэтическими произведениями воевали наши предки, победив в 1945 году ненавистного врага, так много горя принесшего людям.

По материалам сайтов Интернета, по теме, предложенной Татьяной Львовной Полуэктовой.

Возвращение к содержанию сборника "Истории российского кино" –

ЖДИ МЕНЯ
Музыка Матвея Блантера
Слова Константина Симонова

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забьггь пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди, и с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил - будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

слова - июль 1941

Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977.

Стихотворение посвящено кинозвезде Валентине Васильевне Серовой, любимой женщине Константина Симонова. Написано в июле 1941 года на фронте, где Симонов служил военным корреспондентом. Никто из знакомых не верил, что такое стихотворение кто-нибудь согласится опубликовать до окончания войны. Тем не менее Симонов прочитал его по радио, и оно появилось в "Правде" в февраль 1942 года, затем облетело все газеты и вошло в авторский сборник стихов "С тобой и без тебя", посвященный Серовой. Симонов и Серова стали символом верности, а "Жди меня" - стихийной песней, причем пели ее на произвольный мотив. Затем Матвей Блантер написал музыку (он же написал музыку к "Корреспондентской застольной").

В 1943 году вышел спектакль "Жди меня" по одноименной пьесе Симонова, а режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов сняли фильм с тем же названием. И в спектакле, и в фильме главную роль играла Серова; в 1944 году они с Симоновым поженились. "Жди меня" прозвучала также в фильме "Парень из нашего города" (1942) тех же режиссеров по пьесе Симонова "Парень из нашего города". Оба фильма снимались в эвакуации в Алма-Ате.

Входила в репертуар Вадима Козина. Леонид Утесов исполнял песню на мелодию Николая Горбенко. На фронте было сложено множество фольклорных "Ответов" на стихотворение. См., например, "Жду тебя, хороший мой..."


Константин Симонов
(1915-1979)

Говорите мне о любви: Песенник. Песни и романсы. Для голоса и гитары (фортепиано, синтезатора). – СПб.: Композитор, 2005.

День первый

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Изменив вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет…

Константин Симонов (первая строфа стихотворения) 1941 г.

Когда его просили рассказать об истории этого стихотворения, он был немногословен. Из письма Константина Михайловича Симонова читателю, 1969 год: "У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…"

На встречах с читателями Симонов не отказывался читать "Жди меня", но как-то темнел лицом. И в глазах его было страдание. Он будто падал в сорок первый год.

В беседе с Василием Песковым на вопрос о "Жди меня" устало ответил: "Если б не написал я, написал бы кто-то другой". Он считал, что просто так совпало: любовь, война, разлука, да чудом выпавшие несколько часов одиночества. К тому же стихи были его работой. Вот и проступили стихи сквозь бумагу. Так проступает кровь сквозь бинты.

Попробуем сегодня хоть отчасти воссоздать хронику тех дней, когда было написано "Жди меня". Для другого стихотворения это было бы не так и важно, но здесь - особый случай. "Жди меня" было написано на гребне той духовной волны, что поднялась в сердцах 22 июня 1941 года.

Пока армия пыталась хоть как-то задержать немцев, мальчишки, парни и мужчины шли в военкоматы. Прощались с любимыми. Не всегда говорили "Жди меня". Это и без того было в глазах, в воздухе.

Симонов пришел на сборный пункт сразу после выступления Молотова. У него за плечами - курсы военкоров при Академии имени Фрунзе. Там четыре недели учили тактике, топографии, один раз дали пострелять из ручного пулемета.

Поэт получает назначение в газету "Боевое знамя". Выезжает на фронт, а фронт катится ему навстречу. Редакцию свою он не находит. Какая уж там редакция из трех человек! - в то лето пропадали без вести целые полки.

Скитания под бомбежками, среди мечущихся беженцев, давка на переправах, ночевки в селах, где оставались одни старики. 12 июля под Могилевым Симонова и еще двух военкоров вынесло в расположение 388-го полка 172 стрелковой дивизии, которым командовал Семен Кутепов. Его бойцы умело, без паники сдерживали немецкие танки на своем направлении. В Москву Симонов возвращается с репортажем об этих вставших насмерть людях. Только после войны он узнает, что Кутепов и его полк погибли в том же июле 41-го. Обстоятельства до сих пор неизвестны. По документам министерства обороны полковник Кутепов и сегодня числится пропавшим без вести.

Репортаж Симонова печатают "Известия". Своего жилья в Москве у Симонова нет, и его приглашает к себе Лев Кассиль. Автор "Кондуита и Швамбрании" жил в Переделкине в доме номер семь по улице Серафимовича. Деревянная дача. На первом этаже - кухня, на втором - спальня и кабинет. Симонов, получив назначение в "Красную звезду", ждет на даче Кассиля, пока подготовят к командировке редакционный пикап. Тогда, в конце июля, он и пишет "Жди меня", отсылает Валентине Серовой. Вечером читает новые стихи Кассилю. Тот снимает очки, трет переносицу: "Ты знаешь, Костя, стихи хорошие, но похожи на заклинание… Не печатай сейчас… сейчас еще не пора его печатать…"

Симонов понял, что имеет в виду его старший товарищ: стихи похожи на молитву, поэтому их лучше никому не показывать. Но он все-таки решается показать стихи редактору "Красной звезды" Давиду Ортенбергу. Тот говорит: "Эти стихи не для военной газеты. Нечего растравлять душу солдата…".

Симонов прячет стихи в полевую сумку. Кассиль был прав: сейчас еще не пора. Но пройдет всего несколько месяцев и сталинское руководство начнет судорожно хвататься за все соломинки: за им же истерзанную Церковь, за "царские" офицерские погоны, за "безыдейную" лирику.

Впервые Симонов читает "Жди меня" в октябре, на Северном фронте, своему товарищу - фотокору Григорию Зельме. Для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставит дату: 13 октября 1941 года, Мурманск.

Потом Симонов вспоминал: "Я считал, что эти стихи - мое личное дело... Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение "Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека…"

5 ноября Константин Симонов читал "Жди меня" артиллеристам на полуострове Рыбачьем, отрезанном от остального фронта. Потом - морским разведчикам, которые берут его в рейд по тылам немцев. Перед этим Симонов, как положено, сдает документы и бумаги. Оставляет тайком лишь фотографию Валентины Серовой.

9 декабря 1941-го. Из утренней сводки Совинформбюро: "Наши войска вели бои с противником на всех фронтах". Симонов в Москве, его просят заехать на радио и прочитать стихи. По дороге на студию он встречает старых друзей и в результате опаздывает к началу эфира.

"Диктор читал уже третье из четырех собранных для этой передачи стихотворений, - вспоминал он позднее, - ему осталось прочесть только "Жди меня". Я показал диктору жестами, что читать буду сам, встал рядом, потянул у него из рук лист. Диктору осталось только объявить, что стихотворение будет читать автор".

Так 70 лет назад страна впервые услышала "Жди меня". Шли 171-е сутки войны. 4-й день нашего контрнаступления под Москвой. Наши войска освободили Венев и Елец.

День второй

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть -

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди, и с ними заодно

Выпить не спеши…

"Жди меня, и я вернусь…" Мы родились с этими строчками. В них - все, что предшествовало нашему появлению на свет: любовь, война, разлука, дальние места, желтые дожди…

С конца лета 1941-го Симонов - военный корреспондент "Красной звезды". Его талант ценят на самом верху. Туда же доходят слухи, что молодой поэт ищет смерти: лезет под пули. Сталин дает указание провести с Симоновым беседу. Секретарь ЦК А.С. Щербаков требует от военкора быть благоразумнее, тот обещает и тут же уезжает на передовую.

Живет Симонов прямо в редакции, ему дали комнату с койкой. В коридоре его, заросшего щетиной, останавливает редактор "Правды" Петр Поспелов: "Нет ли стихов?".

Есть, но не для газеты. Уж точно не для "Правды".

Но Поспелов не отстает, и Симонов отдает ему "Жди меня".

30 декабря Симонов просит у редактора "Красной звезды" отпуск на два дня - слетать в Свердловск, повидаться с родителями. Редактор дает добро. Симонов звонит маме Александре Леонидовне: "Завтра увидимся!.."

В два часа ночи приходит сообщение о начале десантной операции в Крыму. Редактор отменяет Симонову отпуск и отправляет его на аэродром.

Самолет уже начинает катиться по взлетной полосе, когда к нему подбегает корреспондент. Его затаскивают в штурманскую кабину и, не имея теплого летного шлема, он обмораживает в полете лицо.

Новый год встречает с бойцами 44-й армии. Керченско-феодосийская десантная операция закончится трагически. Морская пехота будет биться в окружении на ледяных крымских скалах и, не получив подкрепления, погибнет. Часть десанта уйдет в каменоломни.

А пока Симонов читает парням в черных бушлатах стихи. Они уже знают про "Жди меня", просят прочитать именно это. 9 января 1942 года Симонов возвращается из освобожденной (увы, всего на полмесяца) Феодосии. Его тут же посылают под Можайск, а в "Правде" вечером 13 января ставят в номер "Жди меня".

Симонов не знает об этом. Только вернувшись из Можайска, он видит в "Правде" за 14 января на третьей полосе заголовок: "Жди меня". Такой заголовок трудно не заметить: он самый крупный на полосе, хотя стихи занимают меньше всего места.

21 января Симонов отправляет подробное письмо родителям. О "Жди меня", как и вообще о самом личном, не упоминает и понятно почему: письмо диктовал стенографистке. Чтобы успокоить маму, а заодно отвлечь от грустных мыслей девушку-стенографистку, описывает свои фронтовые поездки в стиле Джером К. Джерома: "Немцами разбомблены шерстяные кальсоны и рубашка вашего сына и в дырявом виде заброшены на телеграфные провода. Сын ваш остался цел…"

Летом 1942 года в Ташкенте выходит сборник Симонова "Лирический дневник". Книжечка размером с внутренний карман гимнастерки. У "Жди меня" здесь другое название - "С тобой и без тебя". Быть может, автору хотелось этим вернуть сокровенность уже разлетевшимся по стране стихам. Чтобы любимая вновь прочитала их как письмо, адресованное только ей и никому другому: "Посвящается В.С.".

В книжке еще 14 стихотворений. Шесть из них - о любви. "Ты говорила мне: "Люблю", но это по ночам…", "Не сердитесь, к лучшему…", "Над черным носом нашей субмарины взошла Венера - странная звезда…", "Я, перебрав весь год, не вижу того счастливого числа…", "Если Бог нас своим могуществом после смерти отправит в рай…"

До войны за такие стихи могли отправить в колымский ад. И никто бы о них не узнал, кроме следователей. А в 1942-ом все, от бойцов до генералов, посылали в письмах женам и невестам симоновские строки: "Ожиданием своим ты спасла меня…" И все понимали, что "ожиданием", значит - молитвой. И летели навстречу женские строки: "Милый, я умею ждать, как никто другой…"

В 1943 году в Алма-Ате по сценарию К. Симонова и А. Столпера был снят фильм "Жди меня". В главной роли - Валентина Серова.

Из записок Геннадия Шпаликова (когда началась война ему было четыре года): "Там была пивная. Собирались там ребята из госпиталя.., в халатах байковых, синих. И на костылях… Вот из-за бочек пивных появился мальчишка… Был на нем ватник, хотя весна, и ботинки солдатские, а у ватника рукава подвернуты были. И запел, затанцевал: "Славное море, священный Байкал…" Это было, конечно, вступлением…

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди…

И тут он неожиданно выдал чечетку - взамен невеселых этих стихов…"

День третий

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: повезло!

Не понять не ждавшим, им

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил - будем знать

Только мы с тобой -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой!

Константин Симонов (третья строфа стихотворения) 1941 г.

Прошло пятнадцать лет после ухода Константина Михайловича Симонова (он умер, когда ему было всего шестьдесят три).

На календаре было 28 января 1995 года. В ту пору я работал в "Комсомольской правде". Утром на своем рабочем столе я нашел записку от Ярослава Кирилловича Голованова. В конце - приписка: "Если сможешь - приезжай: Переделкино, ул. Серафимовича-7".

Тогда мне этот адрес ничего не говорил. Это уже потом я узнал, что после смерти Л.А. Кассиля, в начале 1970-х годов, литфонд передал половину его дома талантливому молодому писателю, научному обозревателю "Комсомолки" Ярославу Голованову.

Поселившись в Переделкино, Голованов и не догадывался, что именно в его доме написано легендарное "Жди меня", хотя в 1960-е годы он общался и с Кассилем, и с Симоновым. А узнал Ярослав Кириллович об этой истории только в 1985 году, когда ему позвонила литературовед Евгения Александровна Таратута. Она, бывшая лагерница, много лет дружила с Кассилем. После ее звонка Ярослав Кириллович потрясенно записал в дневнике: "Стихотворение Симонова "Жди меня" было написано на даче Кассиля, а точнее, - в той комнате, где я теперь сплю - наверху в центре - в августе 1941 года, когда Симонов вернулся ненадолго с фронта и жил на даче у Кассиля. Серова и жена Кассиля с сыном уехали в эвакуацию, оба они были неприкаянные и это их сблизило…"

…Шел мутный снег, какой бывает в конце зимы, и я долго плутал в поисках седьмой дачи. Вдруг откуда-то меня окликнули. Ярослав Кириллович стоял на крыльце в одной рубашке навыпуск. Мне повезло, что в момент, когда я брел мимо, он вышел проверить почтовый ящик.

После чая мы поднялись на второй этаж по узкой деревянной лестнице. Я засмотрелся на удивительный стеллаж над диваном - все три или четыре полки были плотно забиты рабочими блокнотами. Их были сотни! Разноцветные и разноформатные, они были расставлены в идеальном, да еще и хронологическом порядке!

Я завистливо рассматривал это сокровенное хозяйство. Вот, оказывается, какой великий труд стоит за славой "космического журналиста №1".

Ярослав Кириллович сказал: "Посмотри лучше в окно".

Я подошел к окну. Ничего особенного: двор в снегу, покосившийся штакетник, ворона, нахохлившись, сидит на старой сосне.

Вот у этого окна в сорок первом году Симонов написал "Жди меня". Правда, тогда было лето…

Потом я еще много раз приезжал к Ярославу Кирилловичу, но больше мы к этой теме не возвращались. Теперь в этом доме живет кто-то другой. Знает ли он историю "Жди меня"? Подводит ли гостей к окну?..

Странно, что память о "Жди меня" до сих пор никак не увековечена. А ведь стихотворений, которые стали бы событием в жизни народа - их в русской поэзии всего несколько. По большому счету - одно.

В 2012 году исполняется 70 лет со дня публикации "Жди меня". Не обязательно ставить мемориальную доску (у нас нужны долгие годы, чтобы этого добиться). Пусть будет простой указатель на улице Серафимовича. Дом номер семь стоит как раз на пути от музея К. Чуковского к музею Б. Окуджавы.

На указателе можно написать: "В этом доме в июле 1941 года Константин Симонов написал стихотворение "Жди меня".

Еще хорошо бы добавить: "В разные годы здесь жили два великих романтика: Лев Кассиль и Ярослав Голованов".

На Первом канале много лет выходит передача "Жди меня". Константину Михайловичу не было бы за нее стыдно. Эта программа стала продолжением его личности - и как военкора, и как поэта, и как человека, до конца жизни помогавшего многим и многим людям.

70 лет назад в газете «Правда» было напечатано стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно сразу стало очень популярным. А история его создания следующая.
Звезда советского кино, Валентина Серова (в девичестве Половикова), была широко известна по фильмам «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Жди меня», «Композитор Глинка» и др. В 1939 году она вышла замуж за известного летчика, участника войны в Испании, Героя Советского Союза Анатолия Серова. В этом же году Серов разбился при испытании новой авиационной техники, а Валентина родила сына, которого назвала Анатолием в честь погибшего мужа.
Чтобы забыться, все свое время Валентина старалась проводить в Театре имени Ленинского комсомола, где ее очень ценили и доверяли только главные роли. В 1940 году она начала играть в спектакле «Зыковы». Во время спектаклей в первом ряду постоянно сидел один и тот же молодой человек с букетом цветов. Это был начинающий поэт Константин Симонов. Ему было 24 года. Постепенно между ними завязался роман.
Началась война, Константин Симонов в качестве фронтового корреспондента уехал на фронт. В июле-августе 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», посвящен-
ное Серовой. По мнению Симонова это стихотворение было слишком личным и не предназначалось для публикации.
В конце 1941 – начале 1942 года Симонов неоднократно читал его друзьям и по их просьбам всё-таки согласился отдать это стихотворение в печать. Впервые оно было напечатано 14 января 1942 года. Солдаты на фронте переписывали это стихотворение и отсылали его женам домой.
В 1943 году был снят фильм «Жди меня», одним из сценаристов был К. Симонов, а главную женскую роль сыграла Валентина Серова.
Однако Серова не торопилась отвечать взаимностью Симонову. Да, Валентина принимала его ухаживания, но говорить «люблю» и становиться женой не торопилась. Весной 1942-года во время выступления в госпитале для высшего комсостава она познакомилась с генералом Рокоссовским и почувствовала, что влюбилась. Сильно, безумно, без оглядки на мнение окружающих, которые, разумеется, не упустили возможности посплетничать о верности той, которая «ждет». Будущий маршал на момент встречи с Серовой был свободен: его жена и дочь пропали без вести. Страстный роман известного военачальника, бывшего старше кинозвезды на двадцать один год, развивался на глазах у всех. Однако это не помешало
Симонову, конечно же, обо всем знавшему, сделать в 1943 году Валентине предложение, а ей принять это предложение и стать его женой. Что заставило ее так поступить, осталось загадкой.
Симонов и Серова производили впечатление счастливой семейной пары. В 1946 году Серова за одну из ролей в фильме «Композитор Глинка» получила Сталинскую премию, а в 1950 году родила дочь Машу.
Но совместная супружеская жизнь не складывалась, Валентина пыталась спиртным заглушить разлуку с любимым человеком. Через некоторое время Симонов и Серова развелись. Этот развод еще более усилил пристрастие известной актрисы к алкоголю. Дошло даже до того, что суд лишил Серову родительских прав, и Машу стала воспитывать бабушка - Клавдия Михайловна Половикова. Она навсегда запретила дочери встречаться с ребенком.
Разрыв с любимой женщиной сильно повлиял на судьбу К. Симонова. Лирических стихов он больше не писал, с дочерью Машей был нарочито сух, имя Серовой не произносил никогда. Все было кончено. У него был новый дом, новая семья, новая жена и дети. Только почему-то, когда Алла Демидова, готовясь к съемкам в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны» по сценарию Симонова, сделала себе грим Серовой, он разо-
злился не на шутку, разволновался, потребовал, чтобы Демидову сняли с роли. Так и случилось, эту роль сыграла Людмила Гурченко.
Прошло несколько лет. Серова числилась в штате Театра-студии киноактера, но работы там для нее не было. Она написала в Центральный Комитет, просила помочь ей устроиться в любой театр. В ответ – молчание.
10 декабря 1976 года Валентина Серова, которой исполнилось только 58 лет, покончила жизнь самоубийством. Симонов, отдыхавший в Кисловодске, на похороны не приехал, а только прислал 58 красных гвоздик. Но забыть Серову он не смог. Вот, что он сказал своей дочери за несколько дней до своей смерти: «Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни! И самым большим горем».
Подготовил Василий СМИРНОВ
К. Симонов
Жди меня, и я вернусь
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди.
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня,
Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло.
Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, -Просто ты умела ждать Как никто другой.

«Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента. Поэтому к тому моменту, как Германия напала на СССР, поэт уже имел представление о фронтовых буднях и не понаслышке знал, что очень скоро тысячи семей начнут получать похоронки.
Незадолго до повторной демобилизации, летом 1941 года, Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.

Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая, что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни.

Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».
Вера и любовь этой женщины является для поэта своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегает его на фронте от шальных пуль. О том, что погибнуть можно совершенно случайно и даже по глупости, Симонов знает не понаслышке. В первые дни войны ему довелось оказаться в Белоруссии, где к тому времени шли ожесточенные бои, и поэт чуть не погиб под Могилевом, попав в немецкое окружение. Однако он убежден, что именно любовь женщины сможет уберечь его и многих других солдат от гибели. Любовь и вера в то, что с ним ничего не случится.

В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека . Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено.

Однако Симонов убежден, что он обязательно вернется к своей избраннице, что бы ни случилось, так как «среди огня ожиданием своим ты спасла меня». О том, чего им обоим это будет стоить, поэт предпочитает умолчать. Хотя прекрасно знает, что неизвестность наверняка прибавит новые морщины и седины в волосах тех женщин, которые ждут своих любимых. Но именно вера в то, что они когда-нибудь вернутся, дает им силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.

Поначалу Константин Симонов отказывался публиковать это стихотворение, считая его глубоко личным и не предназначенным для широкого круга читателей. Ведь лишь несколько близких друзей поэта были посвящены в его сердечную тайну. Однако именно они настояли на том, чтобы стихотворение «Жди меня, и я вернусь», в котором так нуждались тысячи солдат, стало достоянием общественности. Оно было опубликовано в декабре 1941 года, после чего уже ни Константин Симонов, ни Валентина Серова не считали нужным скрывать свои отношения. И их яркий роман стал еще одним доказательством того, что настоящая любовь способна творить чудеса.