Ппт и позт: проект планировки или организации и застройки территории. Проект планировки территории снт План организации и застройки снт

сметно-финансовые расчеты;



____________________________________________________________________

Организация и застройка территории садового или дачного земельного объединения

Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются:

тип источников водоснабжения;

2. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.

Генеральный план застройки садоводческого некоммерческого товарищества

Следует помнить, что права на землю и на строения оформляются и удостоверяются разными свидетельствами о праве собственности на недвижимое имущество.

ПРОЕКТ организации и застройки территории дачного некоммерческого объединения вблизи дер. Витино

Однако садоводческое некоммерческое товарищество – это зона комплексной организации и застройки. И план на разграничение земельных участков и на застройку территории СНТ (если он существует) – общий. Поэтому при изменении границ участков внутри самого товарищества требуется согласовать измененный проект не только в земельных органах, но и в органах архитектуры.

Генеральный план застройки СНТ является основанием определения размера и положения каждого участка, отдаваемого садоводу в собственность, в пределах общего землеотвода садоводческого товарищества.

Садоводческие товарищества, организованные в период с 1989 по 1992 год, могут на законных основаниях не иметь генерального плана застройки (о чем свидетельствует статистика), так как нормативными актами этого периода такой план для садоводческих товариществ не был обязателен.

В соответствии с нормами современного законодательства территория комплексной застройки (в том числе территория садоводческого товарищества) может осваиваться только после утверждения генерального плана застройки.

С точки зрения закона наличие или отсутствие генерального плана застройки формально не имеет определяющего значения, так как все индивидуальные участки на территориях таких товариществ давно находятся в индивидуальном владении граждан. Однако там, где процедура передачи не состоялась, т. е. гражданам не предоставили индивидуальные права на землю, отсутствие плана застройки до последнего времени очень сильно осложняло процесс передачи индивидуальных участков в собственность граждан. Практика показывает, что даже суд испытывал затруднения с установлением права собственности на такие земельные участки: в связи с тем, что для установления прав на земельный объект сначала было необходимо доказать существование самого объекта и прав на добросовестное владение им с помощью трех правоустанавливающих документов, подтверждающих право члена товарищества на земельный участок на территории товарищества:

● документ на общий землеотвод товариществу;

● документ, подтверждающий членство в товариществе;

● план участка товарищества (выкопировка из генерального плана застройки товарищества), определяющий положение и размер индивидуального участка внутри общего землеотвода.

Одно из самых употребляемых в настоящее время слов, особенно по отношению к садоводам, – самозахват, который в соответствии с нормами нового Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» может быть легализован в упрощенном порядке, но только для добросовестных пользователей (формально основываясь на нормах приобретательной давности). Если фактический размер общего земельного участка СНТ превышает размеры землеотвода на бумаге, садоводы и органы, имеющие юридическое право на распоряжение землей садоводов, могут достичь мирного соглашения о порядке оформления прав на такую землю.

Даже до введения в действие закона о «дачной амнистии» у садоводческих товариществ была возможность для узаконивания подобных самозахватов. Для этого представитель садоводов не только был должен написать заявление о предоставлении «лишних» участков в собственность садоводов – общую или индивидуальную, но и провести довольно длительные согласования с соответствующими структурами: органами землеустройства, архитектуры, Санэпиднадзора, пожарниками и т. д. Формально и до введения в действие «дачной амнистии» каждый гражданин мог самостоятельно ходатайствовать о предоставлении «излишнего» куска в его собственность или аренду; в этом случае проект СНТ подтверждался в старых границах и не подлежал дополнительным согласованиям, а гражданин получал в собственность или аренду (если орган местного самоуправления принимал положительное решение) два участка с разными кадастровыми номерами, не подлежащие слиянию (во время существования данного СНТ).

При наличии излишних земель и гражданам, и СНТ как юридическому лицу до принятия нового закона, упрощающего подобную легализацию для добросовестных землевладельцев, излишняя земля не переоформлялась, а выделялась заново по правилам статей 13–18 для СНТ и статьи 28 ЗК РФ для всех лиц (включая граждан). Хотя, конечно, из общего правила всегда существовали и будут существовать определенные исключения.

В частности, при наличии излишних земель у СНТ очень важное значение имеет то, какие это категории земель (если, конечно, они не изъяты из оборота). Часто бывает, что СНТ, земли которого относятся к сельскохозяйственным, самостоятельно «захватывает» смежные участки, имеющие иное целевое использование или даже иное назначение. В случае иного целевого использования решение о предоставлении земли могут принять органы местного самоуправления. А вот в случае изменения категории земель (ее назначения) или превышения размеров приватизируемых земель свыше определенного лимита (как, например, в Московской области – в среднем 3 га) органы местного самоуправления не вправе принимать решения о предоставлении земель. В таком случае заинтересованные лица (граждане-садоводы или СНТ в целом) должны подать заявление в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в Московской области это Министерство имущественных отношений и губернатор Московской области).

Вся недвижимость России должна пройти перепись к 2007 году, что подтверждается созданием в 2004 году Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (ФАКОН), в ведении которого находятся как земельный кадастр, так и остальные реестры недвижимости. Теперь зарегистрировать землю без строений уже не получится в силу того, что комитеты по землеустройству и БТИ как отдельные структуры существуют непосредственно под руководством ФАКОНа.

Исходя из этого, садоводческим и дачным объединениям одновременно придется регистрировать права на все объекты инфраструктуры: электросетевое хозяйство, водокачку и водопровод, дороги, общий забор, сторожку и другие объекты недвижимости, не считая домов и сооружений на личных участках граждан. Но нельзя забывать, что регистрируются не все объекты на участках, а только те, что признаются по закону недвижимостью, т. е. строения и сооружения, имеющие прочную связь с землей. Хотя нередко на практике встречаются случаи, когда землемеры вносят в план и опись участков сараи и садовые домики, не имеющие фундамента.

Недвижимостью считаются (регистрируются):

– капитальные дома (установленные на фундамент);

– бани, сараи, гаражи и другие строения хозяйственно-бытового назначения (установленные на фундамент);

– колодцы;

– стационарные теплицы (установленные на фундамент);

– электрические столбы и ТП (имущественный комплекс);

– водонапорная башня (имущественный комплекс);

Не считаются недвижимостью (не регистрируются):

– садовый домик, поставленный на шины;

– садовый домик, который можно перенести на другое место без ущерба его функциональному назначению, даже если он поставлен на бетонные блоки, свободно лежащие на земле (или аналогичное основание);

– переносные парники и теплицы;

– летний душ;

ГЛАВА VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

1. Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок (абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.

Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения.

3. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются:

Абзац утратил силу — Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

Материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий;

архитектурно-планировочное задание;

технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.

Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:

проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;

сметно-финансовые расчеты;

графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.

Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.

Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении) (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).
____________________________________________________________________
Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
____________________________________________________________________

1. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *33.1)

2. Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются:

количество и размеры подъездных и внутренних дорог;

минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;

тип источников водоснабжения;

техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения;

перечень необходимых противопожарных сооружений;

перечень мероприятий по охране окружающей среды.

В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.

Проект организации и застройки территории садоводческих товариществ

Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.

3. Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения.

4. Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.

5. Нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Наша компания оказывает квалифицированные услуги по проектированию СНТ, ДНТ, ДНП и коттеджных поселков других типов, выполняя весь комплекс необходимых работ, которые предусматривает конкретный проект, в самые оптимальные сроки.

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНЫ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДНП-СНТ

  1. Разработка схемы генерального плана (концептуального решения)- от 50 000 рублей;
  2. Разработка проекта организации и застройки СНТ (ДНП) по СНиП — от 300 000 рублей;
  3. Разработка принципиальных схем электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения ДНП — от 150 000 рублей;
  4. Проект организации дорожного движения в коттеджном поселке ДНП (СНТ) — от 90 000 рублей;
  5. Раздел мероприятия ГО и ЧС в ДНП (СНТ) — от 180 000 рублей;
  6. Получение технических условий и разрешений — от 500 000 рублей за комплекс работ;
  7. Расчет потребностей в электроснабжении, водоснабжении, газоснабжении коттеджного поселка (ДНП, СНТ) — от 30 000 рублей за 1 расчет;
  8. Постановка на кадастровый учет всех участков поселка ДНП, СНТ- от 6 000 рублей за 1 участок;
  9. Проведение комплекса согласований во всех заинтересованных организациях коттеджного поселка (ДНП,СНТ)- от 500 000 рублей;

Данные цены не являются публичной офертой и носят лишь ознакомительный характер. Стоимость работ во многом зависит от сложности проектирования конкретного объекта, а так же от задач, поставленных заказчиком.

Задачи проекта организации и застройки территории СНТ, ДНП

Разработка проекта организации и последующей застройки территории, т.е. планировка дачных и садоводческих объединений, предполагает выполнение целого ряда важных мероприятий, целью которых является решение следующих проблем:

  • значительно увеличивающаяся нагрузка на кадастровый отдел. Так как проект организации и застройки ДНП и коттеджных поселков других типов предполагает распределение между пайщиками дачных или садоводческих объединений большой территории под отдельные земельные участки, такой объем работ требует высокого уровня правового обеспечения;
  • геодезические изыскания. В связи с изменением объема необходимых работ, разбивка территории на участки в рамках проекта организации и застройки ДНТ, ДНП и СНТ требует привлечения большого штата специалистов и использования специальных технических средств;
  • источник воды. В ходе разработки проекта организации и застройки СНТ, ДНП и ДНТ необходимо составить план организации системы водоснабжения объекта заказчика. Это может быть организация собственного водозабора или подключение к коммунальным сетям.
  • схема организация дорожного движения, согласованная с ГИБДД – так же должны содержаться в документации

Профессиональный подход к разработке проектов организации и застройки ДНТ, ДНП и СНТ

Организация и последующая застройка территорий, выделенных под коттеджные поселки, требует грамотного подхода на стадии разработки проекта организации и застройки ДНП, ДНТ и СНТ.

Специалисты компании «ТЕРРА» имеют большой опыт в области разработки проектов организации и застройки СНТ, ДНТ и ДНП, в том числе, организации водозаборов из водоемов и скважин с последующим получением необходимых лицензий на пользование водными объектами и недрами. Наши профессионалы выполнят экспериментальное бурение скважины, рассчитают степень потребности объекта в воде, проведут анализ воды и спроектируют необходимые системы очистки воды и мониторинга.

Важным этапом разработки проектов организации и застройки территорий является обустройство системы бытовой и ливневой канализации, которые должны иметь достаточно большой уклон и залегать на определенной глубине. Существует два варианта реализации данной задачи:

  • присоединение к существующей системе водоканала;
  • строительство собственных водозаборных и очистных сооружений.

Стоит отметить, что при сильном дожде выпадает огромное количество воды, которую необходимо своевременно пропустить через специальные ливневые очистные сооружения, что предусматривает обустройство компенсирующих резервуаров. Специалисты нашей компании без труда справятся не только с этой задачей, но и с любыми другими проблемами, которые могут возникнуть в ходе разработки проекта организации и застройки ДНТ и коттеджных поселков других типов.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из:
1) сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
2) при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
3) в случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют , границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Земельный участок под СНТ образовался в 1994 году, есть свидетельство на землю. Тут не подойдет уточнение по границе которая существует на местности более 15 лет. С 1991 года в РФ монополия на государственную собственность прекратилась, появилась частная, муниципальная, государственная собственность. В 1994 году, скорее всего органы местного самоуправления по заявлению членов СНТ, предоставили им участок определенной площади и с определенным местоположением (в правоудостоверяющем документе - свидетельстве, должен быть прописан документ основание - правоустанавливающий документ (решение какое-нибудь, постановление). Так вот, если у них по факту больше площадь, чем в документе, за счет чего она увеличилась??? Они взяли и самовольно увеличили ее за счет земель муниципальной собственности, если да, то на каком основании??? Им орган местного самоуправления предоставил еще земельный участок??? Фактическая площадь может быть больше по документам, но в пределах допуска.

--- Сообщения объединены, 21 авг 2015 , Оригинальное время сообщения: 21 авг 2015 ---

Земельный участок предоставлен в собственность, СНТ скорее всего зарегистрировано как юридическое лицо, а собственность юридических лиц это частная собственность.

Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

В статье 11.3 ЗК РФ говориться об образовании из земель или земельных участков муниципальной или государственной собственности .
Мне ни разу не попадался земельный участок СНТ, который бы находился сразу в собственности, в долгосрочной аренде, в постоянном (бессрочном) пользовании да.

То есть участок под СНТ находится в частной собственности и действие статьи 11.3 на него не распространяется.

СВОД ПРАВИЛ
СП 53.13330.2011

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ
(ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*

Москва 2011

Дата введения 2011-05-20

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование застройки территорий садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческое, дачное объединение), находящихся на них зданий и сооружений, а также служит основой разработки территориальных строительных норм субъектов Российской Федерации.

2.1 Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки, приведён в Приложении А .

П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 Термины, применяемые в настоящем нормативном документе, и их определения приведены в Приложении Б .

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Организация территории садоводческого, дачного объединения осуществляется в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого, дачного объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого, дачного объединения. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены органом местного самоуправления.

Проект может разрабатываться как для одной, так и для группы (массива) рядом расположенных территорий садоводческих, дачных объединений.

Для группы (массива) территорий садоводческих, дачных объединений, занимающих площадь более 50 га, разрабатывается концепция генерального плана, предшествующая разработке проектов планировки территорий садоводческих, дачных объединений и содержащая основные положения по развитию: внешних связей с системой поселений; транспортных коммуникаций; социальной и инженерной инфраструктуры.

Перечень основных документов, необходимых для разработки, согласования и утверждения проектной документации по планировке и застройке территорий садоводческих, дачных объединений, приведён в своде правил .

4.2 При установлении границ территории садоводческого, дачного объединения должны соблюдаться требования охраны окружающей среды, по защите территории от шума и выхлопных газов транспортных магистралей, промышленных объектов, от электрических, электромагнитных излучений, от выделяемого из земли радона и других негативных воздействий.

4.3 Размещение территорий садоводческих, дачных объединений запрещается в санитарно-защитных зонах промышленных предприятия и других охранных зонах с особыми условиями использования территории.

4.4 Территорию садоводческого, дачного объединения необходимо отделять от железных дорог любых категорий и автодорог общего пользования I, II, III категорий санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 м, от автодорог IV категории - не менее 25 м, с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м.

4.5 Территория садоводческого, дачного объединения должна отстоять от крайней нити нефтепродуктопровода на расстояние, не менее указанного в СНиП 2.05.13.

4.6 Запрещается размещение территорий садоводческих, дачных объединений на землях, расположенных под линиями высоковольтных передач 35 кВА и выше, а также с пересечением этих земель магистральными газо- и нефтепроводами. Расстояние по горизонтали от крайних проводов высоковольтных линий (при наибольшем их отклонении) до границы территорий садоводческого объединения принимается в соответствии с правилами .

4.7 Расстояние от застройки на территории садоводческих объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.

4.8 При пересечении территории садоводческого объединения инженерными коммуникациями надлежит предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

4.9 Территории садоводческих, дачных объединений в зависимости от числа земельных участков, расположенных на них, подразделяются на:

  • малые - до 100;
  • средние - от 101 до 300;
  • крупные - 301 и более участков.

5. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ САДОВОДЧЕСКОГО, ДАЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

5.1 По границе территории садоводческого, дачного объединения предусматривается ограждение. Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.)

Ограждение территории садоводческого, дачного объединения не следует заменять рвами, канавами, земляными валами.

5.2 Территория садоводческого, дачного объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

5.3 На территорию садоводческого, дачного объединения с числом садовых участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - не менее двух въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м, калитки - не менее 1 м.

5.4 Земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

Минимально необходимый состав зданий, сооружений и размеры площадок общего пользования приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Минимально необходимый состав зданий, сооружений и размеры площадок общего пользования

Наименование объекта Удельные размеры земельных участков, м² на 1 садовый участок на территории садоводческих, дачных объединений с числом участков
до 100 (малые) 101-300 (средние) 301 и более (крупные)
Сторожка с правлением объединения 1-0,7 0,7-0,5 0,4-0,4
Магазин смешанной торговли 2-0,5 0,5-0,2 0,2 и менее
Здания и сооружения для хранения средств пожаротушения 0,5 0,4 0,35
Площадки для мусоросборников 0,1 0,1 0,1
Площадка для стоянки автомобилей при въезде на территорию садоводческого объединения 0,9 0,9-0,4 0,4 и менее
Примечание:

1. Состав и площадь необходимых инженерных сооружений, размеры их земельных участков, охранная зона определяются по техническим условиям эксплуатирующих организаций.
2. Типы и размеры зданий и сооружений для хранения средств пожаротушения определяются по согласованию с органами Государственной противопожарной службы. Помещение для хранения переносной мотопомпы и противопожарного инвентаря должно иметь площадь не менее 10 м² и несгораемые стены.

5.5 При въезде на территорию общего пользования садоводческого, дачного объединения должна быть предусмотрена сторожка, состав и площади помещений которой устанавливаются уставом садоводческого, дачного объединения.

5.6 Планировочное решение территории садоводческого, дачного объединения должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем индивидуальным садовым участкам и объектам общего пользования.

5.7 На территории садоводческого, дачного объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м:

  • для улиц - не менее 15 м;
  • для проездов — не менее 9 м.

Минимальный радиус закругления края проезжей части - 6,0 м.

Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0 м, для проездов - не менее 3,5 м.

5.8. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м.

Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 15х15 м. Использование разворотной площадки для стоянки автомобилей не допускается.

5.9 Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м³, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).

Число водоёмов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330.

Садоводческие, дачные объединения , включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

5.10 Здания и сооружения общего пользования должны отстоять от границ садовых участков не менее чем на 4 м.

5.11 На территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках . Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

5.12 Отвод поверхностных стоков и дренажных вод с территории садоводческих, дачных объединений в кюветы и канавы осуществляется в соответствии с проектом планировки территории садоводческого, дачного объединения.

6. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА САДОВЫХ, ДАЧНЫХ УЧАСТКОВ

6.1 Площадь индивидуального садового, дачного участка принимается не менее 0,06 га.

6.2 По периметру индивидуальных садовых, дачных участков рекомендуется устраивать сетчатое ограждение. По обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков (согласованному правлением садоводческого, дачного объединения) возможно устройство ограждений других типов.

Допускается по решению общего собрания членов садоводческого, дачного объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.

6.3 На садовом, дачном участке следует предусматривать устройство компостной площадки, ямы или ящика, а при отсутствии канализации - и уборной.

6.4 На садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей.

Допускается возведение хозяйственных построек разных типов, определённых местными традициями и условиями обустройства. Порядок возведения, состав, размеры и назначение хозяйственных построек для содержания мелкого скота и птицы, а также требования по соблюдению санитарно-ветеринарных правил устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Члены садоводческих, дачных объединений, имеющие на своем участке мелкий скот и птицу, должны соблюдать санитарные и ветеринарные правила по их содержанию.

6.5 Противопожарные расстояния между строениями и сооружениями в пределах одного садового участка не нормируются. Противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами, расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее указанных в таблице 2.

Допускается группировать и блокировать жилые строения или жилые дома на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке.

При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями или жилыми домами групп принимаются по таблице 2.

Таблица 2

Минимальные противопожарные расстояния между крайними жилыми строениями (или домами) и группами жилых строений (или домов) на участках

Материал несущих и ограждающих конструкций строения Расстояния, м
А Б В
А Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы 6 8 10
Б То же, с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами 8 10 12
В Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов 10 12 15

6.6 Жилое строение или жилой дом должны отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния, указанные в Таблице 2. Расстояния от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должны быть не менее 5 м. По согласованию с правлением садоводческого, дачного объединения навес или гараж для автомобиля может размещаться на участке, непосредственно примыкая к ограде со стороны улицы или проезда.

6.7 Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть:

  • от жилого строения (или дома) - 3 м;
  • от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4 м;
  • от других построек - 1 м;
  • от стволов высокорослых деревьев - 4 м, среднерослых - 2 м;
  • от кустарника - 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.)

При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок.

6.8 Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть, м:

  • от жилого строения или жилого дома до душа, бани, (сауны), уборной - 8;
  • от колодца до уборной и компостного устройства - 8.

Указанные расстояния должны соблюдаться между постройками , расположенными на смежных участках.

6.9 В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению или жилому дому расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например::

  • дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м);
  • дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4 м).

6.10. Гаражи для автомобилей могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к садовому, дачному дому и хозяйственным постройкам.

6.11 На садовых, дачных участках площадью 0,06-0,12 га под строения, отмостки, дорожки и площадки с твердым покрытием следует отводить не более 30 % территории.

7. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

7.1 Жилые строения или жилые дома проектируются (возводятся) с различной объемно-планировочной структурой.

7.2 Под жилым строением или жилым домом и хозяйственными постройками допускается устройство подвала и погреба.

7.3 Высота жилых помещений принимается от пола до потолка не менее 2,2 м. Высоту хозяйственных помещений, в том числе расположенных в подвале, следует принимать не менее 2 м, высоту погреба - не менее 1,6 м до низа выступающих конструкций (балок, прогонов). При проектировании домов для круглогодичного проживания следует учитывать требования СП 53.13330.2011.

7.4 Лестницы, ведущие на второй этаж (в том числе, на мансарду), могут располагаться как внутри, так и снаружи жилых строений или жилых домов. Параметры указанных лестниц, а также лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи принимаются в зависимости от конкретных условий и, как правило, с учетом требований СП 55.13330.

7.5 Не допускается организация стока дождевой воды с крыш на соседний участок.

8. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБУСТРОЙСТВО

8.1 Территория садоводческого, дачного объединения должна быть оборудована системой водоснабжения, отвечающей требованиям СП 31.13330.

Снабжение хозяйственно-питьевой водой может производиться как от централизованной системы водоснабжения, так и автономно - от шахтных и мелкотрубчатых колодцев, каптажей родников с соблюдением требований, изложенных в СанПиН 2.1.4.1110. Устройство ввода водопровода в жилые строения и жилые дома согласно СП 30.13330 допускается при наличии местной канализации или при подключении к централизованной системе канализации.

Свободный напор воды в сети водопровода на территории садоводческого объединения должен быть не менее 0,1 МПа.

8.2 На землях общего пользования садоводческого, дачного объединения должны быть предусмотрены источники питьевой воды. Вокруг каждого источника организуется зона санитарной охраны радиусом от 30 до 50 м (для артезианских скважин устанавливается гидрогеологами).

Для артскважины в комплексе с водозаборным узлом зону I пояса по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы допускается сократить до 15 м.

8.3 При централизованных системах водоснабжения качество воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074. При нецентрализованном водоснабжении гигиенические требования к качеству питьевой воды должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1175.

8.4 Расчёт систем водоснабжения производится исходя из следующих норм среднесуточного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды:

  • при водопользовании из водоразборных колонок, скважин, шахтных колодцев - 30-50 л/сут на 1 жителя;
  • при обеспечении внутренним водопроводом и канализацией (без ванн) - 125-160 л/сут на 1 жителя.

Для полива посадок на приусадебных участках: овощных культур - 3-15 л/м² в сутки; плодовых деревьев - 10-15 л/м³ в сутки.

При наличии водопровода или артезианской скважины для учёта расходуемой воды на водоразборных устройствах следует предусматривать установку счётчиков.

8.5 Территории садоводческих, дачных объединений должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров.

На наружных водопроводных сетях через каждые 100 м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами.

Водонапорные башни, расположенные на территории садоводческих, дачных объединений, должны быть оборудованы устройствами (соединительными головками и т.п.) для забора воды пожарными машинами.

По согласованию с органами государственной противопожарной службы допускается для целей пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200 м от территорий садоводческих, дачных объединений.

Расход воды для пожаротушения следует принимать 5 л/с.

8.6 Сбор, удаление и обезвреживание нечистот могут быть неканализованными, с помощью местных очистных сооружений, размещение и устройство которых осуществляется с соблюдением соответствующих норм и согласованием в установленном порядке. Допускается канализование участков с количеством стоков до 5 тыс.м³/сут на единые очистные сооружения закрытого типа с современной технологией и доведением очищенных вод до нормативных показателей с санитарно-защитной зоной 20 м до жилых строений.

Возможно также подключение к централизованным системам канализации при соблюдении требований СП 32.13330. В исключительных случаях при централизованном канализовании территории на участках, расположенных в пониженных местах рельефа, разрешается устройство локальных очистных сооружений.

8.7 При неканализованном удалении фекалий надлежит обеспечивать устройства с местным компостированием - пудр-клозеты, биотуалеты.

Допускается использование выгребных устройств типа люфт-клозет и надворных уборных, а также одно и двухкамерных септиков с размещением от границ участка не менее 1 м. Не допускается устройство люфт-клозетов в IV климатическом районе и III Б подрайоне.

На каждом индивидуальном участке допускается применять локальные очистные сооружения производительностью до 1-3 м³ с дальнейшим отводом в пониженное место.

8.8 Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 1 м от границы соседнего участка.

Допускается хозяйственные сточные воды сбрасывать в наружный кювет по специально организованной канаве, при согласовании в каждом отдельном случае с органами санитарного надзора.

8.9 В отапливаемых домах обогрев и горячее водоснабжение следует предусматривать от автономных систем, к которым относятся: источники теплоснабжения (котел, печь и др.), а также нагревательные приборы и водоразборная арматура.

8.10 Газоснабжение домов может быть от газобаллонных установок сжиженного газа, от резервуарных установок со сжиженным газом или от газовых сетей. Проектирование газовых систем, установку газовых плит и приборов учета расхода газа следует осуществлять в соответствии с требованиями правил и СП 62.13330.

8.11 Баллоны вместимостью более 12 л для снабжения газом кухонных и других плит должны располагаться в пристройке из негорючего материала или в металлическом ящике у глухого участка наружной стены не ближе 5 м от входа в здание.

8.12 Сети электроснабжения на территории садоводческого, дачного объединения следует предусматривать, как правило, воздушными линиями. Запрещается проведение воздушных линий непосредственно над участками, кроме индивидуальной подводки.

8.13 Электрооборудование и молниезащиту домов и хозяйственных построек следует проектировать в соответствии с требованиями правил и инструкции .

8.14 В жилом строении (доме) следует предусматривать установку счетчика для учета потребляемой электроэнергии.

8.15 На улицах и проездах территории садоводческого (дачного) объединения следует предусматривать наружное освещение, управление которым осуществляется, как правило, из сторожки.

8.16 Помещение сторожки должно быть обеспечено телефонной связью или мобильной радиосвязью, позволяющей осуществлять вызов неотложной медицинской помощи, пожарной, милицейской и аварийных служб.

Приложение А* (обязательное)

  • Федеральный закон № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации № 73-ФЗ от 07.05.1998 г.
  • Водный кодекс Российской Федерации.
  • СП 30.13330.2010 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
  • СП 31.13330.2010 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
  • СП 32.13330.2010 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»
  • СНиП 2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов
  • СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы»
  • СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные»
  • СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения
  • СанПиН 2.1.4.1175-02. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, санитарная охрана источников
  • СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Приложение Б (справочное)

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применяемые в настоящем нормативном документе термины и их определения приведены ниже:

Биотуалет: Устройство для переработки фекальных отходов в органическое удобрение путем использования биологического процесса окисления, активизированного электроподогревом или химическими добавками.

Веранда: Застекленное неотапливаемое помещение с крышей, пристроенное к дому или встроенное в него.

Дачный земельный участок: Земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания сельскохозяйственных культур).

Жилое строение: Здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации.

Жилой дом: Здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Каптаж: Сооружение (каменная наброска, колодец, траншея) для перехвата и сбора подземных вод в местах их вывода на поверхность.

Красные линии: Границы улиц, проездов по линиям ограждений садовых и дачных участков.

Крыльцо: Наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

Люфт-клозет: Внутридомовая теплая уборная с подземным выгребом, в который фекалии поступают через сточную (фановую) трубу. Вентиляция осуществляется через специальный люфт-канал, примыкающий к обогревательным устройствам, а выгребной люк располагается снаружи.

Надворная уборная: Лёгкая постройка, размещаемая над выгребной ямой.

Общая площадь жилого строения, жилого дома: Сумма площадей его помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0; площадь, занимаемая печью, в площадь помещений не включается. Площадь под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в площадь помещений, где расположена лестница.

Проезд: Территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.

Пудр-клозет: Туалет, в котором фекальные отходы подвергаются обработке порошкообразным составом, как правило торфом, и содержатся в сухом виде в изолированной ёмкости (осмолённый ящик с крышкой) до образования компоста.

Садоводческое (дачное) объединение граждан: Некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства или дачного хозяйства.

Садовый земельный участок: Земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания сельскохозяйственных культур, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений).

Терраса: Ограждённая открытая площадка, пристроенная к дому, размещаемая на земле или над нижерасположенным этажом и, как правило, имеющая крышу.

Территория общего пользования: Территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Улица: Территория общего пользования, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая двуполосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы