Детский сад для детей инвалидов – особенности дошкольного образования. Как устроить ребенка-инвалида в детский сад? Ребенка инвалида в детский сад

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Законодательная база вопроса

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями :


Законодательными
документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов .

Можно выделить следующие учреждения:

Отличия имеет и педагогический состав . В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Организация воспитательного и обучающего процесса

В дошкольных организациях такого типа образовательный и воспитательный процесс формируется в соответствии с возможностями каждого учащегося, который обучается в нем.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами :

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы , которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Индивидуальная программа сопровождения представляет собой документ, на основании которого специалистами осуществляется коррекция выявленных в ходе обследования отклонений в здоровье.

Она включает в себя следующие виды сопровождения :

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям . К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы :

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Распространение ДОУ для инвалидов по России

В настоящее время распространение стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

К сожалению, не все дети рождаются с хорошим здоровьем, и это очень печально осознавать. Хорошо, если недуг можно быстро побороть и ребенок, как правило, просто перерастает данный период.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но если нет, и болезнь становиться частью его жизни, то родителям приходиться многое принимать с трудом, преодолевать все эти трудности.

Государством на детей-инвалидов полагаются социальные выплаты в поддержку семьям, льготы и т.д. Значит, стараются заботиться.

Но большую часть вопросов родителям приходится решать самим, своими силами. Данный вопрос касается выбора ДОУ – садика для ребенка с ограниченными возможностями и проблемным здоровьем.

Общие моменты

Несомненно, имеются отличия между обычным садиком и садиком для деток с ограничениями, например с опорно-двигательными нарушениями.

Последние именуются как ДОУ (дошкольное общеобразовательное учреждение), где воспитание и обучение ребенка проводится согласно уровню и состоянию его здоровья.

По каждому случаю, специалистами разрабатываются программы обучения, включающие наличие проблем здоровья воспитанника и порядок проведения его реабилитации.

Важные понятия

Не стоит бояться таких заведений, поскольку даже если в вашей группе, где абсолютно здоровые дети, имеется некоторые с отклонениями, вовсе не означает наличие угрозы вашему ребенку.

Подбор состава группы проводится в допустимых нормах положения здоровья детей между собой, контакта и взросления.

Обычно детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья берет в группу не более 10-15 детей, а при более сложных ситуациях – до 5 человек

Воспитатели являются педагогами высшей категории, которые проходили обучение относительно данных проблем здоровья детей и ее корректировке в будущем.

Садики такого типа подлежат специализированному обеспечению от государства и спонсоров, поддержка родителей само собой.

Виды учреждений

Садики РФ разделяются на виды, по которым уже определяют родители и комиссия, куда направить ребенка:

Комбинированный тип Садики данного типа принимают деток здоровых и с небольшими отклонениями по здоровью, но в пределах нормы. Понятное дело, что в абсолютно здоровую группу детей не возьмут слепого ребенка. Группы формируются в стандартном порядке, ко всем воспитанникам применяются одинаковые правила и требования. Деткам со слабым здоровьем разрабатывается немного индивидуальная программа воспитания и обучения, но не сильно отличающаяся от остальных
Компенсирующий тип Сюда относятся детки, у которых наблюдаются значительные отклонения по состоянию здоровья – плохое зрение или его отсутствие, слуха или опорно-двигательного аппарата, нарушение психического состояния (сильная возбудимость, нервозность и т.д.), нарушение речи. С такими воспитанниками проводятся глобальные обучающие программы, методика которых разработана специально для максимального устранения дефектов здоровья ребенка и способствующие дальнейшему социальной адаптации

Педагогический состав также подбирается исходя из типа ДОУ:

  1. Логопед.
  2. Терапевт.
  3. Психолог.
  4. Массажист.
  5. Дефектолог.
  6. Доктора физического оздоровления и т.д.

К каждому педагогу, воспитателю применяются требования относительно группы воспитания.

Действующие нормативы

Следуя , на уровне права устанавливается порядок проведения организаций для обучения детей с ОВЗ.

Нормативно устанавливается понимание воспитанника с ограничениями по состоянию здоровья, отдельной программы обучения для каждого, процесс адаптации.

Каждый садик компенсирующего типа для детей с ОВЗ проходит ежегодную аттестацию. Главное, соблюдение санитарно-гигиенических норм в ДОУ (указ Главного санврача РФ № 26 за 10.07.15г).

Программа обучения проводится согласно за 30.08.13 г.

Правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Обучающий процесс определяется в соответствии с выявленными ранее или в ходе обучения возможностями ребенка.

После чего по принципам проходит весь порядок воспитания:

  1. Подход к каждому ребенку по принципу индивидуальности.
  2. Поддержание желания ребенка учиться, развиваться, проведения его активности.
  3. Взаимодействие в социальном окружении.
  4. Разностороннее развитие ребенка.
  5. Соблюдение индивидуальности к ребенку, но при совмещении общей группы воспитанников.
  6. Поддержка семьи ребенка и взаимосвязи в ней.
  7. Динамика развития ребенка в ходе всего учебного процесса.

Составление индивидуальных программ

Детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья предстает для них новым миром. Отношения в нем должны быть дружелюбными и способствующими развитию ребенка к взрослой жизни.

Педагоги таких учреждений должны выложиться на максимум при работе с таким ребенком, помочь ему осознать мир вокруг себя

Относительно индивидуальности каждого ребенка в садике, руководством разрабатываются программы воспитания и обучения.

Эти программы устанавливаются специалистами ДОУ на основании проведенных ранее общений с ребенком и его семьей.

Что это за программы? Представляет собой документ, на основании которого устанавливается порядок работ с детьми после определения конкретных отклонений здоровья и его причин.

Программы включают в себя ряд вложений:

  1. Понимание личности и своего места в мире, восприятие мира – эмоции, любознательство, поведение и т.д.
  2. Логопедия, заключается в помощи корректировки речи ребенка. Возможно, он не выговаривает шипящие или рычащие звуки, примеров много.
  3. Педагогика, обучение детей самостоятельности поведения и обслуживания себя, проявление интереса к учебе и познанием нового.
  4. Изучения прав человека, его место в социуме.
  5. Лечебное и оздоровительное воспитание, понимание сути гигиены, ведения здорового образа жизни.
  6. Трудовая дисциплина.

Обычно таким деткам приходится сложно в привыкании к детскому саду. Особенно, если ребенок подвержен психическому расстройству, то его реакция на новых людей, когда он привык только к маме, вещам и стенам, может проявляться эмоционально.

Справиться с порядком адаптации к садику помогает адаптационная программа. В среднем, педагогам понадобится около 2-х месяцев, чтобы наладить контакт с ребенком и приблизить его доверие к себе.


После чего уже становится легче и можно приступать к основным направлениям воспитания. После привыкания к садику, в дело приходит реабилитационная программа.

Воспитателями ДОУ проводятся работы по восприятию ребенком и пониманию в отношении к обществу, обучение элементарных навыков и самостоятельному обслуживанию себя.

Что можно отнести еще к реабилитации:

  1. Духовное развитие ребенка, проявление его творческой натуры, любознательности к чему-либо.
  2. Ведение здорового образа жизни, личная гигиена.
  3. Самоанализ происходящего.
  4. Развитие себя как личности.
  5. Социум.

Касательно воспитанию права, уделяется особое внимание. Тут специфика работы проводится по нескольким направлениям, а именно:

  1. Окружающее общество.
  2. Ребенок.
  3. Семья.

При разработке данной программы, которая не настолько проста, как кажется, должны учитывать некоторые нюансы:

Самое главное, такие садики должны обладать оздоровительными программами. В первую очередь, помочь развить в ребенке понимание сути и важности ведения здорового образа жизни, предотвратит или помочь предупредить возможность заболевания, проведение профилактик.

На должном уровне осуществлять поддержку физического здоровья малыша, занятия физкультурой и оздоровительные процедуры.

Кому нужно посещать такие учреждения

Какой именно садик вам подойдет, могут сказать точно только медврачи и комиссия, выдающая постановление о состоянии здоровья ребенка.

Если не имеется сильных отклонений, то вполне реально посещать садики комбинированного типа. При наличии серьезных нарушений, только садики со специализированным направлением

Особенности занятий

Занятия проводятся в общей программе обучения детей. Их восприятия и понимания происходящего, что от них требуют сделать и т.д.

Конечно, соблюдение порядка правил проведения уроков, но при этом, не забывая о подходе к каждому ребенку, по мере его достижений.

Распространение ДОУ для инвалидов в Москве

В Москве имеется, на сегодняшний день, около 235 садиковских учреждений вида. С каждым годом это число растет.

Педагоги, которые работают в таких садиках, существенно настаивают на поддержке и гособеспечении своих садиков, потому как деткам с ограниченными возможностями нужен особый, индивидуальный подход.


Молодое поколение, обучающееся на педагогических специальностях, должно быть привлечено к активности в таких ДОУ.

Ирина Щепетинникова
Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад

Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании лицензии от (дата, год, №, выданной Инспекцией области по надзору и контролю в сфере образования, именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице заведующего, ФИО, действующего на основании Устава, и «Заказчик» (родители, законные представители Воспитанника, ребенка-инвалида, в лице (ФИО родителя (законного представителя, действующего в интересах несовершеннолетнего (фамилия, имя, отчество, дата рождения, проживающего по адресу (адрес места жительства ребенка с указанием места постоянной регистрации с указанием индекса, именуемого в дальнейшем "Воспитанник", совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Предметом Договора являются оказание МКДОУ Воспитаннику образовательных услуг при осуществлении квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической помощи, поддержки ребенку-инвалиду, коррекции имеющихся отклонений в развитии, содержание, присмотр и уход за Воспитанником.

1.2. Форма обучения очная.

1.3. Наименование образовательной программы: Адаптированная основная образовательная программа МКДОУ (включая раздел «Содержание коррекционной работы») для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1.4. В соответствии с индивидуальными особенностями развития, содержанием образовательной программы, для детей-инвалидов предусмотрена: Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида.

1.5. Срок реализации Индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида рассчитан на текущий учебный год.

1.6. Режим пребывания Воспитанника в МКДОУ - пятидневная рабочая неделя с 10,5-часовым пребыванием детей. Время работы: с 7.00 до 17.30; нерабочие дни - суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. По запросу Заказчика возможно посещение группы продленного дня (с 17.30 до 20.00). Допускается посещение по индивидуальному графику (кроме выходных и праздничных дней).

1.7. Воспитанник, ребенок-инвалид, зачисляется в группу, в первоочередном порядке, при наличии подтверждающих документов, в том числе справки ВК, (Указ президента РФ от 02.10.1992 г №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»). Прием осуществляется на основании электронной очереди, при наличии заключения ПМПК, а также заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей) и свидетельства о рождении ребенка.

2. Взаимодействие Сторон.

2.1. Исполнитель вправе:

2.1.1. Самостоятельно осуществлять образовательную деятельность для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

2.1.2. Предоставлять услуги помощника (тьютора) для психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, реализации Индивидуальной образовательной программы и программы реабилитации (при наличии штатных единиц).

2.2. Заказчик вправе:

2.2.1. Участвовать в образовательной деятельности МКДОУ.

2.2.2. Получать от Исполнителя информацию:

По вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора;

О состоянии здоровья, поведении, эмоциональном состоянии Воспитанника во время его пребывания в МКДОУ, его развитии и коррекции.

2.2.3. Знакомиться с Уставом МКДОУ, с лицензией на право оказывать образовательные услуги, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими деятельность МКДОУ, права и обязанности Воспитанника и Заказчика.

2.2.4. Находиться с Воспитанником в МКДОУ в период его адаптации до 10 дней; в индивидуальных случаях по согласованию с администрацией.

2.2.5. Принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий с детьми (утренники, развлечения, досуги и др.).

2.2.6. Принимать активное участие в деятельности коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом МКДОУ через Родительский комитет, в работе педагогического совета с правом совещательного голоса. Создавать различные родительские клубы, ассоциации; оказывать посильную помощь по оснащению развивающей среды и благоустройству территории МКДОУ.

2.2.7. Пользоваться льготами по оплате за присмотр и уход за детьми-инвалидами, в соответствии с действующим законодательством (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 ст. 65 п. 3): родительская плата не взимается.

2.2.8. Заказчик согласен (не согласен) на использовании информации, касающейся жизни Воспитанника в МКДОУ (фото и др.) в средствах массовой информации, а также на обработку персональных данных.

2.3. Исполнитель обязан:

2.3.1. Обеспечить Заказчику доступ к информации для ознакомления с уставом МКДОУ, лицензией, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими деятельность МКДОУ, права и обязанности Воспитанников и Заказчика; а также доступность и открытость информации на сайте МКДОУ, в соответствии с требованиями действующего Российского законодательства.

2.3.2. Обеспечить надлежащее предоставление услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора, в полном объеме.

2.3.3. Обеспечить охрану жизни, укрепление физического и психического здоровья Воспитанника, его речевое, интеллектуальное, физическое и личностное развитие, а также индивидуальный подход с учетом особенностей, эмоциональное благополучие.

2.3.4. При оказании услуг, предусмотренных настоящим Договором, учитывать состояние здоровья, индивидуальные возможности, особенности, потребности Воспитанника.

2.3.5. При оказании услуг, предусмотренных настоящим Договором, проявлять уважение к личности Воспитанника, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия для укрепления его нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия с учетом индивидуальных особенностей, толерантности среди сверстников и взрослых.

2.3.6. Создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за Воспитанником, его содержания в МКДОУ в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими его жизнь и сохранность здоровья, а также специальные условия, учитывающие особые потребности.

2.3.7. Обучать Воспитанника по Индивидуальной образовательной программе ребенка-инвалида, предусмотренной пунктом 1.3 настоящего Договора.

2.3.8. Обеспечить реализацию Индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида средствами коррекционно-развивающего и индивидуального обучения и воспитания, необходимыми для организации коррекционного процесса и создания предметно-пространственной развивающей среды, в том числе безбарьерной и специальной.

2.3.9. Уведомить Заказчика о целесообразности дополнительного обследования и лечения Воспитанника в случае отсутствия динамики в развитии, ввиду его состояния здоровья, индивидуальных особенностей и возможностей, а также о дальнейшем прогнозе развития.

2.3.10. Обеспечивать Воспитанника необходимым сбалансированным питанием в соответствии с предоставляемым меню.

2.3.11. Производить основное комплектование групп, в том числе и групп для посещения детьми-инвалидами, в соответствии с документами, регламентирующими деятельность ДОУ в этом направлении.

2.3.12. Отчислить ребенка-инвалида при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья, не допускающем его дальнейшее пребывание в МКДОУ.

2.3.13. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в части сбора, хранения и обработки персональных данных Заказчика и Воспитанника.

2.4. Заказчик обязан:

2.4.1. Соблюдать требования учредительных документов Исполнителя, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов, общепринятых норм поведения, в том числе, касающихся размещения фотографий детей в соответствии с действующим законодательством и этикой публичных просмотров, а также проявлять уважение к педагогическим работникам, административно-хозяйственному, медицинскому и иному персоналу Исполнителя и другим воспитанникам.

2.4.2. При поступлении Воспитанника в МКДОУ и в период действия настоящего Договора, своевременно предоставлять Исполнителю все необходимые документы, предусмотренные Уставом.

2.4.3. В течение 10 дней сообщать об изменениях паспортных данных, контактного телефона и места жительства.

2.4.4. Обеспечить посещение Воспитанником МКДОУ согласно правилам внутреннего распорядка Исполнителя, режимом пребывания. В случае обращения по телефону(№ телефона, к заведующему, воспитателям, вежливо представляться: указывать свои фамилию, имя, отчество и фамилию, имя ребенка, группу.

2.4.5. Информировать Исполнителя о предстоящем отсутствии Воспитанника в МКДОУ или его болезни не позднее 8 часов 30 минут по телефону (№ телефона) первого дня отсутствия. При заболевании Воспитанника, подтвержденного заключением медицинской организации либо выявленного медицинской сестрой, работающей по договору с Исполнителем, принять меры по восстановлению его здоровья и не допускать посещения МКДОУ Воспитанником в период заболевания.

2.4.6. Предоставлять справку после перенесенного заболевания, а также отсутствия Воспитанника более 5 календарных дней (не включая выходные и праздничные дни, с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

2.4.7. Предоставлять письменное заявление о сохранении места в МКДОУ за Воспитанником в случае: полного медицинского обследования с последующим лечением (интервал: 3-6 месяцев, санаторно-курортного лечения, карантина любого вида, отпуска и временного отсутствия родителя (законного представителя) по уважительным причинам, на время летнего периода, сроком до 75 дней, и в иных случаях (домашний режим, каникулы и т. п., предусмотренных законодательством.

2.4.8. Приводить Воспитанника в опрятном виде, чистой одежде и обуви, в соответствии с сезоном, погодными условиями. Приносить в МКДОУ личные вещи ребенка, необходимые ему для обеспечения его нормальной жизни (в том числе сменные одежду и обувь, носовой платок).

2.4.9. Не приводить Воспитанника в различных украшениях (серьги, цепочки, крестики и т. п.). В случае невыполнения данного пункта администрация и сотрудники ответственность за сохранность украшений не несут.

2.4.10. Не приносить Воспитаннику в ДОУ игрушки, в целях выполнения требований СанПиН и безопасности.

2.4.11. Лично передавать и забирать Воспитанника у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 14-летнего возраста, в случае если Родитель доверяет другим лицам забирать Воспитанника из МКДОУ, предоставить заявление с указанием лиц, имеющих право забирать Воспитанника или доверенность, заверенную нотариально или руководителем МКДОУ.

2.4.12. Взаимодействовать с МКДОУ по всем направлениям, оказывая посильную помощь в осуществлении полноценного образовательного процесса, коррекционно-развивающей работы в соответствии с Индивидуальной образовательной программой ребенка-инвалида.

2.4.13. Бережно относиться к имуществу Исполнителя, возмещать ущерб, причиненный Воспитанником имуществу Исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, порядок разрешения споров.

3.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Исполнитель и Заказчик несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

4. Основания изменения и расторжения договора.

4.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены (продлены, дополнены) по соглашению Сторон. Основанием продления Договора является решение ПМПК, справка о состоянии здоровья ВК.

4.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

4.3. Настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон. По инициативе одной из Сторон настоящий Договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до выпуска Воспитанника из учреждения либо в соответствии с разделом 4.

5.2. Настоящий Договор составлен в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

5.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

5.4. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.5. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.

5.6. При выполнении условий настоящего Договора Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

6. Реквизиты и подписи сторон

Исполнитель:

МКДОУ (полное наименование в соответствии с Уставом)

Юридический адрес

Фактический адрес

ИНН, КПП, УФК, л/сч, р/сч, БИК

Заведующий: ФИО, подпись, печать, расшифровка подписи

Заказчик:

Фамилия, имя, отчество Заказчика

Паспорт: серия, №, когда, кем выдан

Адрес регистрации

Адрес фактического проживания

Телефон: домашний, рабочий, сотовый

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают .

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет - паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья - Форму медицинского заключения можно посмотреть в приказе Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (см. приложение № 3). Там же, на страницах 2‒4, есть список медицинских организаций, которые выдают эти заключения (см. приложение № 1).">медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов - справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций - характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья - медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов - справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому - приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

4. Как записаться на обследование?

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников; центр развития ребенка — детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется Уставом. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы. На основании заявления родителей и экспертного заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно, занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие. В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями. В маленьких городах, поселках городского типа и иных небольших населенных пунктах специализированные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов, как правило, не создаются. Детям-инвалидам приходится посещать детские сады общего типа или ездить в областной центр. В детских садах создаются особые условия для обучения и воспитания детей-инвалидов: спортивные и тренажерные залы, бассейны, изостудии, театральные студии, музыкальные залы, фитобары и т. п. При необходимости дети получают усиленное питание и массаж, а также находятся под постоянным контролем логопеда или дефектолога. Образовательный процесс для детей-инвалидов может осуществляться по специальным программам. Например, в московском Дошкольном образовательном учреждении № 1790 с целью оздоровления детей с патологиями двигательного аппарата проводятся закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла), массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж, фитотерапия, кислородный коктейль, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, сеансы с использованием люстры Чижевского, сеансы «Маремед». Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М. Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам. Педагоги и родители неоднозначно относятся к идее обучать всех детей-инвалидов в одном учреждении. С одной стороны, многие говорят о том, что их ребенок чувствует себя некомфортно в одной группе со здоровыми детьми. С другой стороны, есть примеры, доказывающие, что не всегда уместно проводить черту между здоровым ребенком и инвалидом.20 Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от состояния здоровья малыша. Ведь дети, которые имеЮт серьезные проблемы со здоровьем, например, дети с пороками сердца, сахарным диабетом или бронхиальной астмой, несомненно, нуждаются в особом уходе, а педагоги, работающие с такими детьми, должны ооладать специальными знаниями. Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено федеральными законами Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Остальной перечень льгот устанавливается на уровне субъектов РФ. Во многих субъектах РФ льготная плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях или бесплатное содержание детей предусмотрена в том случае, если оба родителя инвалиды I или II группы, если семья ребенка-инвалида является многодетной, если семья ребенка относится к категории семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей. Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.