Икона корсунской божьей матери в изборске. Икона божией матери «изборская псковская

О Всесвятая Владычице, молимся Твоему благосердию, щедроты Твоя прияти людем Твоим и достоянию Твоему, стани Молитвенница к рождшемуся из Тебе Богу нашему, да поможет нам, конечно погибающим, да измет ны от напастей неисцельных. Зриши, Владычице, коликими слезами потопляеми есмы, умилостивися убо и не отрини нас до конца. Вскую, Царице, лице Твое отвращаеши и забываеши нищету нашу и печаль нашу, расточи належащий на ны страх и трепет, утиши подвигшийся на ны гнев Божий, и пагубу укроти, и сущия посреде нас распри и мятежи умири, и тишину и мир подаждь рабом Твоим благодеянием, и, сия приложивше, проповедаем всегда Твоя чудеса, чающе дойти Твоими молитвами вечныя жизни, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске образ честный Твой, Богородице Дево, от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя, егоже тогда видевше народи изборстии, мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему, мы же, взирающе умильно, сице глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди нас, грешных раб Своих, молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам.

Кондак, глас 8

Заступнице христианом усердная и Предстательнице граду нашему Изборску непостыдная, не презри моления нас, грешных, якоже иногда от Твоего честнаго образа слезы источила еси из обою очию, молящися прилежно, но предвари, яко Блага, на помощь нашу, верно к Тебе припадающих, услыши наша моления, Богородице, избави нас от нахождения поганых, от всякаго зла, ускори же на молитву нашу и потщися на умоление, заступающи присно, Богородице, чтущих Тя и вопиющих Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

Возведение Корсунской часовни произошло в 1931 году недалеко от Талавской башни, это было связано со знаменитой иконой Корсунской Божией Матери - изборской реликвией, которая на протяжении долгих лет хранилась в Никольском соборе.

До нашего времени дошла легенда о том, как город Изборск чуть не оказался во власти немцев. Данное событие произошло 22 марта 1685 года. В это время вражеские войска подожгли посад, расположенный в Печорском монастыре и планировали взять в свои руки и Изборскую крепость. Весть об этом дошла до некой вдовы Евдокии. Она зажгла свечку перед иконой Корсунской Божией Материи в течение всей ночи читала молитвы со своей дочкой Фотинией. Случилось знамение, которое исходило прямо от образа иконы, а из глаз Богородицы текли слезы. Обо всем увиденном вдова рассказала клирику Симону, который принял решение отнести икону в собор Николая, при этом воевода и Священный Собор стали новыми свидетелями чуда, когда увидели потоки слез, истекающих из глаз Божией Матери. Не затягивая, жители города сообщили о невероятном чуде Псковскому архиепископу Макарию. Макарий повелел в течение 40 дней петь молебны перед иконой, после чего город Изборск избавился от вражеского нашествия святыми молитвами Богородицы. С этой поры изборяне поняли, кто их небесная заступница, и старались всячески воздать ей честь и свою благодарность.

Точно известно, что и в 20 веке невероятная спасительная сила, которая исходила от Богоматери, смогла найти подтверждение в реальной жизни горожан Изборска. Событие произошло под конец 1920-х годов, когда жена бывшего офицера и купца Костенко-Радзиевского, больная неизлечимой болезнью, вдруг с Божией помощью излечилась. Ее супруг был настолько потрясен свершившимся чудом, что решил вложить все свои средства в возведение часовни в честь иконы Корсунской Божией Матери. Данное событие стало известным не так давно, чем в значительной мере дополнило историю создания культового небольшого сооружения.

Имел место быть и еще один не менее интересный случай, который произошел во время Великой Отечественной войны 30 июля 1944 года – в этот день произошло освобождение города Изборска от фашистских войск. В крышу часовни попал большой снаряд, а укрывающиеся от обстрела люди остались целы, ведь весь удар приняла на себя икона Корсунской Богоматери, на изображении которой обнаружилось большое количество осколков.

Один из немногих списков Корсунской иконы весной 1981 года был похищен, но часовня стоит на своем месте совершенно нетронутая. Понятно, что памятники нашего времени никак не могут соперничать с культурой древней крепости, но все же часовня отлично вписалась в фоновую композицию суровых стен и башен, гармонично и плавно сочетаясь своим архитектурным обликом.

Возведение часовни произошло на древнем могильнике, который был обложен крестами и каменными плитами. На стене с восточной стороны имеется надпись о том, что проект часовни был составлен архитектором Владовским Александром Игнатьевичем. На расположенной рядом доске имеется надпись с датой основания закладки, но она очень трудно читается. Скорей всего, здание было построено в 1929 году, когда город Изборск относился к республике Эстония.

Здание часовни в плане является квадратным и перекрыто кровлей на несколько скатов. На своде имеется световой барабан, имеющий узкие окна по всем сторонам света, а также удлиненная луковичная главка и расположенный наверху крест. Основание сложено при помощи тесаного гранита. Украшение входа оформлено архитектурным порталом и киотом, а углы закреплены при помощи лопаток; псковский орнамент опоясывает барабан. Во всем интерьере свод зрительно поддерживается угловыми столбиками. В западной и восточной стенах имеется закладной крест и его деталь из ранее существующего на этом месте могильника.

Часовни Изборска (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

В Изборске и его ближайших окрестностях можно увидеть несколько небольших и очень разных часовенок. Они не слишком бросаются в глаза, но с каждой связана длинная, иногда многовековая история.

Крошечную Троицкую часовенку можно найти на перекрёстке двух старых дорог: на Печоры и на Труворово городище. Несмотря на воистину миниатюрные размеры самой постройки и её крайнюю простоту (часовенка скорее напоминает избушку), толщина её каменных стен поражает. Часовня была построена в 18 веке, хотя она явно наследовала более раннюю постройку: в стене нынешней часовни можно увидеть крест 16 века.

Корсунская часовня была выстроена в 1929 г. на месте, где, согласно легенде, в 17 веке была явлена чудотворная икона Корсунской Богоматери. Это произошло близ Талавской башни. Икона, как считалось, обладала силой защищать город от неприятеля, что и делала несколько раз. Самое знаменитое из подобных чудес произошло в 1685 г., когда икона начала слезоточить. Изборяне верят, что в этом году только молитвами Божьей матери, которые возносили перед иконой 40 дней, город был избавлен от разорения немцами.

До недавнего времени копия чудотворной иконы находилась в часовне, но в 1982 г. она была выкрадена. Реликвию так и не обнаружили.

Часовня Илии Мокрого стоит на краю города, близ Печерской дороги. Часовня была выстроена в 19 веке из камня, и она очень проста по своей конструкции. Близ часовни находится родник, почему монахи и выбрали это место для строительства: путники могли передохнуть здесь, а изборяне, чтившие Илью-пророка как повелителя дождя, ходили сюда с крестным ходом и молитвами об избавлении от засухи.

Также невелика скромная деревянная часовня Фрола и Лавра. Согласно легенде, она была выстроена на могиле воинов, погибших в бою с ливонскими рыцарями в 1480 г. Битва пришлась как раз на день святых мучеников, по имени которых была названа часовня. Сама по себе часовенка была выстроена гораздо позже. Зато каменный крест, установленный внутри, согласно высеченной на нём надписи, поставлен в 1492 г. Это так называемый Стефанов крест, который стоит, как следует из надписи, на могиле воина - некого Стефана, о котором, увы, никаких свидетельств более не сохранилось.

Каменный крест, установленный внутри скромной деревянной часовни Фрола и Лавра, согласно высеченной на нём надписи, был поставлен в 1492 г.

Часовня Успения Божьей Матери стоит за пределами города, по пути в древнюю деревню Васцы, где жили представители народности сето. Когда-то на месте, где ныне стоит часовня, был расположен древний жальничный могильник. Квадратное здание часовни сложено из известняка, а простую крышу украшает крошечная глава с металлическим куполом-луковкой. Внутр часовни до сих пор можно увидеть крупный крест из камня, на котором изображена голова Адама.

Ну а тем, кто собирается обойти музей-заповедник «Изборск» пешком, следуя по туристическому экомаршруту, обязательно встретится бревенчатая часовня Св. Анастасии. О том, когда именно она была построена, нет точных данных, но весь её облик кажется очень традиционным. Часовня находится в деревне Брод, прямо посередине, где ранее, как предполагается, был выставлен поклонный крест из камня. На двускатной крыше часовни установлена небольшая глава с крестом.

В окрестностях Изборска разбросано немало этих трогательных небольших христианских построек. Обычно это отдельно стоящая постройка на месте памятных событий, возле дорог, на перекрестках и кладбищах. Часовни не только служили местом духовного и телесного отдыха, указателями на дорогах, не только заменяли церкви в бедных деревнях (в них, например, оставляли покойника до погребения). Внутри часовни устраиваются небольшие иконостасы или отдельные особо почитаемые иконы. Часто, такая часовенка становилась центром села - и архитектурным и общественным. Двери часовен всегда открыты для путника. Местные жители оберегают часовни, ухаживают этими милыми их сердцу достопримечательностями, окружая часовни легендами.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра XVIII в.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра расположена к югу от крепости, на погосте, окруженном каменной оградой - это небольшой, бесстолпный одноапсидный одноглавый храм. Архитектурный облик храма определяет двухпролетная звонница, построенная по аналогии с древней звонницей на Колокольной башне. На звоннице Сергиевской церкви до начала XX века висело 3 колокола.

Первоначально деревянная церковь в честь Сергия Радонежского была построена внутри Изборской крепости после 1510 года, в знак поддержки вхождения Псковской земли в Московское государство. Но церковь во время одного из пожаров сгорела. Новый, уже каменный храм, который стал носить имена двух святых - Сергия Радонежского и Никандра Псковского поставили за пределами крепостных стен. Точная дата постройки церкви неизвестна, клировые ведомости конца 18 века дают три разные даты постройки каменной церкви на погосте:1755, 1765, 1795 годы.

До 1831 года церковь имела свой приход и священника с дьяконом, затем была приписана к Никольскому собору. В 1963 году ее закрыли и передали местной общественности. С 1965 года в храме находилась экспозиция музея. В 2014 г. храм передан в пользование Русской Православной Церкви.

Церковь Рождества Богородицы XVII в.

Церковь Рождества Богородицы расположена на посаде. В Писцовых книгах 1585-1587 годов упоминается женский монастырь Рождества Богородицы. Монастырь был упразднен в 1764 году, и Рождественская церковь стала приходской. Существующий ныне храм, заменил прежнюю деревянную церковь Рождественского монастыря и датируется 17 веком, придел Покрова Богородицы появился позже в 18 веке. Церковь дошла до нас в основном в своем прежнем виде - перестраивалась она лишь частично.

С этой церковью связывают историю о двух колоколах Ивана Грозного, которые он повелел отлить специально для Рождественского девичьего монастыря в Изборске во время возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря. Один из этих колоколов, помеченных 1575 годом, долгие годы хранился в церкви, как драгоценная реликвия.

Сцена венчания Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» снималась в церкви Рождества Богородицы.

Неподалеку от церкви Рождества Богородицы бьет Богородицкий родничок, один из наиболее почитаемых ключей в Изборске. В настоящее время у родника возведена часовня в честь Серапиона Изборского и устроена купель.

Церковь Николы на городище XVII в.

Памятник архитектуры федерального значения, находящийся под охраной согласно Постановлению СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.

Церковь Николы расположена в юго-восточном углу Труворова городища. Труворово городище - место, связанное с легендарным повествованием о призвании на Русь в 862 году трех варяжских братьев-князей, один из которых Трувор, сел в «Изборьсте».

Когда жизнь на Труворовом городище уже замерла, на месте города расположился мужской монастырь, приписанный в 1585 году к Псково-Печорскому монастырю. При Екатерине II этот монастырь был упразднен, а построенная в 17 веке церковь Николы с городища стала приходской. Церковь эта - памятник псковской архитектурной школы позднего времени. Есть основание предполагать, что стоит она на месте более древнего храма. Это вытянутое с востока на запад сооружения, состоящее из трех связанных между собой и равных объемов. Центральная часть - безстолпный одноапсидный четверик, который перекрывает четырехскатная кровля. Венчает её маленький глухой барабан с главкой в виде колокольчика и большим крестом. К четверику примыкает трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Кровля двухскатная. На северном фасаде - открытое крыльцо.

Над кровлей - великолепная двухъярусная трехпролетная звонница (первый ярус имеет два пролета, второй - один). В целом эта композиция напоминает московские храмы XVII века, но все же церковь внешне сохраняет псковский, местный характер. Теперь её вид - результат перестроек XVIII века - именно тогда были пристроены трапезная и звонница, переложен свод.

Особенность церкви - узкие вертикальные углубления на северной и южной стене, доходящие до 2/3 высоты. Их назначение не ясно. В стены церкви вложены кресты из плит. Церковь на городище была построена в монастырский период. В 2014 храм передан в пользование Русской Православной Церкви.

Часовня иконы Корсунской Божией Матери

Каменная часовня Корсунской Божией Матери выстроена у стен Изборской крепости в районе Талавской башни на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами. По местному преданию, это братская могила изборян - участников обороны крепости в 1657 году. На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни - дар художника - архитектора Александра Игнатьева Владовского». На другой доске текст с датой закладки здания, которая трудно читается. Предположительно здание выстроено в 1929 году, в то время, когда Изборск территориально относился к республике Эстония. Проект разработан известным петербургским зодчим А. И. Владовским, заслуженным мастером романтического неорусского стиля. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры. Изборская часовня - одно из лучших произведений автора в этом стиле.

Строительство часовни для изборян было своеобразным актом уважения к древним традициям исконно русской земли. Здание часовни - квадратное в плане, почти кубическое, перекрытое кровлей на четыре ската. На сферическом своде покоится небольшой световой барабан с узкими окнами по сторонам света, луковичная удлиненная главка и восьмиконечный крест наверху. Основание часовни сложено из тесаного гранита. Вход украшен архитектурным порталоми с киотом над ним, углы закреплены лопатками, барабан опоясывает псковскийй орнамент. В интерьере - свод зрительно поддержан угловыми столбиками. В восточной и западной стенах, закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника. Икона «Корсунской Божьей Матери» для киота над входом подписная, 1931 года работы мастера Пимена Софронова. Часовня не только вписалась в ансамбль крепости, но и стала важным градостроительным акцентом исторического Изборска. Нельзя не залюбоваться ее небольшим белоснежным силуэтом на фоне суровой и мощной Талавской башни.

Часовня Фрола и Лавра

Часовня Фрола и Лавра в поселке Изборск выстроена на урочище Скудельня, где по преданию было братское захоронение воинов, участников отражения нападения ливонцев в 1480 году под предводительством магистра Бернгарда фон дер Борха. В летописи сказано об этих событиях: «Того же месяца августа 18, святыех мучеников Фрола и Лавра, придоша местер с немцы с все землею к Изборску городу ратью, в велице силе: с замышлением на дом святого Николы, хотяша взяти град... И много всоуе троудишася, не могоша ничто же зла створити, бог храняще град; и поидоша от Изборска к Пъскову, а стояли под Избоском 2 дни». Дата построения точно неизвестна. В XIX веке часовня обшита тесом и многократно ремонтировалась позднее. Внутрь часовни перенесен подписной «Степанов крест». Надпись на нем гласит, что в 1492 году: «миром поставлен кртъ на рабъ Бжiи на Степанъ». Крест, типичный для Изборска, высотой около метра, стоял неподалеку от часовни. Сохранилась его подпятная плита с четырехугольной выемкой, которая сейчас служит ступенькой входа. Крохотная, двускатная часовня сейчас оказалась на перекрестке дорог в самом центре поселка.

Троицкая часовня

Троицкая часовня в поселке Изборск стоит на современной улице Минской, на перекрестке старой Печерской дороги и дороги, ведущей к старому Труворову городищу. Редкий памятник традиционной псковской архитектуры. Судя по месту расположения «на крестах» (перекрестке) двух древних дорог и по вкладному кресту на наружной восточной стене (XVI века), часовня выстроена на традиционно поклонном месте, возможно, это подтверждает и тесная обсадка ее деревьями. Ее архитектурные формы не совсем обычны: в мощные стены прямоугольной кладки вписан небольшой квадрат внутреннего пространства. В восточной стене находиться большая ниша — киот с арочным завершением, глубина которой не достигает и половины толщи стены. Двухскатная кровля устроена по типу древней «самцовой», вынесена на консолях и козырьком прикрывает вход. Стены часовни побелены и их поверхности создают впечатление ркотворной пластики, слитности с природным окружением. Троицкая часовня относится к редким образцам малых форм каменного зодчества, продолжающим лучшие традиции псковского средневековья.

Часовня Ильи Мокрого

Часовня Ильи Мокрого расположена к северу от Изборска на большой дороге, ведущей к Псково-Печерскому монастырю, по местному преданию она построена монахами. По этой дороге двигались крестные ходы. К Илье Мокрому обращались с просьбами о дожде во время засухи. Об этом говорит и посвящение часовни, и местоположение у истока ручья, сбегающего в долину к речке Сходнице и дальше к деревне Брод. Через дорогу находится средневековое воинское захоронение — жальничный могильник. Часовня очень простая, квадратная с толстыми стенами, прочно стоящая на валунном фундаменте. Четырехскатная симметричная кровля завершается малой главкой с крестом. Стены оштукатурены и побелены. Проезжая по дороге на Печоры, можно полюбоваться часовней, остановиться и отдохнуть у ручья.

Часовня Успения Божией Матери

Часовня Успения Божией Матери находится по дороге в старинную сетусскую деревню Васцы. Каменная постройка XIX века, выстроена на месте древнего жальничного могильника. Эта небольшая квадратная часовенка сложена из местной известняковой плиты, пол выложен тем же плитняком, потолок дощатый. Сохранилась небольшая металлическая главка луковичной формы и украшающее ее ажурное яблоко. Большой каменный крест из местного известняка до сих пор находится в интерьере часовни с надписями «голгофского креста» и изображением головы Адама.

Часовня св. Анастасии

Часовня св. Анастасии в деревне Брод обязательно увидят те, кто пойдет по экологическому маршруту музея — заповедника. Дата постройки неизвестна, но обращает на себя внимание ярко выраженный архаичный облик. Деревенская, рубленая в «лапу», крыта по «самцам». Часовня установлена в центре деревни против древнего брода, на перекрестке сухопутного и водного пути в Изборск. Ранее на этом месте, скорее всего, стоял традиционный для Изборска каменный поклонный крест, который и теперь стоит внутри часовни. Подобные кресты из местного известняка с расширяющейся лопастями и типовой надписью и «голгофским крестом» на лицевой грани, часто встречаются в изборской округе. Как архитектурный памятник часовня относится к распространенному типу срубных, прямоугольных и покрытых двускатной крышей построек. Внутрь ведет полуоткрытое крыльцо под единой с часовней крышей. Кровлю венчает маленькая главка с простым деревянным крестом. Сруб установлен на подложенных камнях (все того же известняка).

Часовня св. Равноапостольной кн. Ольги

Самая новая часовня св. Равноапостольной кн. Ольги построена в деревне Олахово Печорское, недалеко от деревни Сигово, на дороге, ведущей в Печоры. Небольшое бревенчатое здание построили сами жители деревни, своими силами в 1999 году и посвятили святой Ольге Российской, покровительнице Псковской земли. Часовня находится в центре деревни, вокруг нее происходят праздничные гуляния. В ней никогда не заперта дверь, ее украшают приношения и подарки жителей деревни как русские, так и сетусские.

17 18 19 20 21 22 23

1488

При-го-ро-да Из-бор-ска Псков-ской гу-бер-нии и по-ме-ща-ет-ся в ико-но-ста-се глав-но-го при-де-ла, по ле-вую сто-ро-ну цар-ских врат. В ру-ко-пис-ном ска-за-нии о быв-шем от этой ико-ны чу-де са-ма ико-на на-зва-на «пяд-нич-ной», по-то-му что изо-бра-же-ние ее по ши-рине рав-но ста-рин-ной рус-ской ме-ре — «пя-ди», или 4 верш-кам.

На иконе Бо-жия Ма-терь изо-бра-же-на по пер-си. Гла-ва Ее слег-ка скло-ни-лась в ле-вую сто-ро-ну к Бо-гом-ла-ден-цу, Ко-то-рый Сво-им немно-го при-под-ня-тым ли-ком при-ник к ли-ку Пре-чи-стой Ма-те-ри, охва-тил Ее шею пра-вой ру-кой и ле-вую про-стер к Ее пра-во-му пле-чу. Све-жесть кра-сок, яс-ность и от-чет-ли-вость изо-бра-же-ния изу-ми-тель-ны! Ико-на ка-жет-ся на-пи-сан-ной в са-мое недав-нее вре-мя, а меж-ду тем ни-кто не пом-нит, чтобы жи-во-пись об-нов-ля-лась; не вид-но это-го и из цер-ков-ных до-ку-мен-тов. Мест-ные жи-те-ли рас-ска-зы-ва-ют, что ни-ко-му не уда-ет-ся вос-про-из-ве-сти вполне точ-ную ко-пию: спи-сок все-гда рез-ко от-ли-ча-ет-ся от под-лин-ни-ка су-хо-стью изо-бра-же-ния. Ико-на укра-ше-на среб-ро-по-зла-щен-ной ри-зой, укра-шен-ной жем-чу-гом; на ней сде-ла-на сле-ду-ю-щая над-пись: «Воз-об-нов-ле-на Алек-сан-дром и На-ста-сьей Ка-мен-но-го-род-ски-ми 1833 го-да июля 5 д.». Ис-то-ри-че-ские све-де-ния об этой Кор-сун-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри на-чи-на-ют-ся со вто-рой по-ло-ви-ны XVII сто-ле-тия. В од-ной со-хра-нив-шей-ся ру-ко-пи-си го-во-рит-ся сле-ду-ю-щее:

«Бла-го-сло-ви, от-че, про-че-сти. Бысть убо сие ве-ли-кое и пре-слав-ное чу-до Бо-го-ма-те-ре, еже пре-чи-стою и Чест-ною и по-кло-ня-е-мою Ея ико-ною со-де-я-ся в ле-то 7165 (1657). Во свя-тый и ве-ли-кий пост, на ше-стой неде-ли, во втор-ник, ме-ся-ца мар-та 17 день при-шед-ше но-щию по-га-нии нем-цы к Пе-чер-ской оби-те-ли на по-сад и по-жго-ша весь по-сад той, и в той день мно-го кро-во-про-ли-тия со-тво-ри-ша. Вне же гра-да Из-бор-ска, на по-са-де, то-гда жи-ву-щии хри-сти-ане та-ко-же бо-я-ще-ся на-ше-ствия по-га-ных, при-не-со-ша име-ния своя во град Из-борск. Бе же некая вдо-ви-ца, име-нем Ев-до-кия, ту-то же на по-са-де жи-вя-ше, у нея же в до-му бе пяд-нич-ная ико-на Пре-свя-тыя Вла-ды-чи-цы на-шея Бо-го-ро-ди-цы и Прис-но-де-вы Ма-рии с Пред-веч-ным Мла-ден-цем Ея, Гос-по-дем на-шим Иису-сом Хри-стом. То-гда же та вдо-ви-ца, та-ко-же бо-я-щи-ся на-ше-ствия по-га-ных, взем-ши чест-ную ону ико-ну, при-не-се ю во град Из-бо-реск и по-ста-ви ю в кле-ти сво-ей. По сем же, то-го же мар-та 22 день, в неде-лю цвет-ную (Ва-ий), егда по-и-до-ша свя-щен-ный со-бор со свя-ты-ми ико-на-ми и с чест-ны-ми кре-сты вне гра-да во оби-тель св. Ни-ко-лая в го-ро-ди-щской, то-гда же у тоя вдо-ви-цы сто-я-ше та чу-до-твор-ная ико-на Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы в кле-ти ея; в то же вре-мя та вдо-ви-ца, вжег-ши, по-ста-ви све-щу пред тою ико-ною и на-ча мо-ли-ти-ся и со дще-рию сво-ею, име-нем Фо-ти-ни-ею, и абие ви-де-ша зна-ме-ние страш-но и ужа-са ис-пол-не-но, — по-ка-заш-а-ся от тоя ико-ны от об-ра-за Пре-чи-стыя Бо-го-ма-те-ре из обою оку сле-зы те-ку-ща. По сем же та вдо-ви-ца по-ве-да неко-е-му че-ло-ве-ку кли-ри-ку, име-нем Си-мео-ну; он же, взем чест-ную ону ико-ну, при-не-се ю в со-бор-ную цер-ковь св. Ни-ко-лая, ар-хи-епи-ско-па Мир Ли-кий-ских, чу-до-твор-ца. То-го же ме-ся-ца в 24 день освя-щен-ный со-бор и во-е-во-да сви-де-тель-ство-ва-ше о сем пре-слав-ном чу-де-си в со-бор-ной церк-ви и ви-де-ша слез-ные по-то-ки от обою очию от об-ра-за Пре-чи-стыя Гос-по-жи Бо-жия Ма-те-ре, а от ле-во-го ока слез-ный по-ток про-те-че и ста на Пред-веч-ном Мла-ден-це, Гос-по-де на-шем Иису-се Хри-сте. Свя-щен-ный же со-бор и во-е-во-да со-ве-то-ва-ше о том чу-де-си и воз-ве-сти-ша пи-са-ни-ем во гра-де Пско-ве ве-ли-ко-му гос-по-ди-ну, прео-свя-щен-но-му Ма-ка-рию ар-хи-епи-ско-пу. Он же по-ве-ле пред тою ико-ною че-ты-ре-де-сять дний по вся дни мо-леб-ная пе-ти. То-гда же мо-лит-ва-ми Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы град Из-бо-реск из-бав-лен бысть от на-ше-ствия по-га-ных. По сем же то-го же ле-та, В пост свя-тых апо-стол, по по-ве-ле-нию ар-хи-епи-ско-па Ма-ка-рия при-не-се-на бысть иере-ем та чу-до-твор-ная ико-на Пре-чи-стыя Бо-жия Ма-те-ре во град Псков, во свя-тую со-бор-ную цер-ковь Св. Тро-и-цы, и пре-бысть та ико-на во гра-де Пско-ве две сед-ми-цы, и укра-ше-на бла-го-чинне окла-дом; и па-ки при-не-се-на бысть во град Из-бо-реск и по-став-ле-на в со-бор-ной церк-ви св. Ни-ко-лая, яко да убо весь град честь ей и по-кло-не-ние невоз-бран-но воз-да-ет и бла-го-да-ре-ние. По сем же вре-мя пре-иде не ма-ло, егда пре-хо-дя-щу ше-сто-му на де-сять ле-ту, от нем же бысть чу-до сие Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы, дой-де в слух о том пре-див-ном чу-де-си ве-ли-ко-му Ар-се-нию ар-хи-епи-ско-пу; он же ве-ли-кий гос-по-дин, же-лая все-гда ми-ло-сти Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и за-ступ-ле-ния Ея ро-ду хри-сти-ан-ско-му, по-ве-лел в том гра-де Из-бо-рес-ке по вся ле-та празд-но-ва-ти празд-ник Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы чест-на-го Ея зна-ме-ния ме-ся-ца мар-та в 22 день: на па-мять св. свя-щен-но-му-че-ни-ка Ва-си-лия, пре-сви-те-ра ан-кир-ския церк-ви. От то-ле же уста-ви-ся сие тво-ри-ти; на вос-по-ми-на-ние то-ли-ко-го пре-див-но-го чу-да все-нощ-ный со-де-ва-ем празд-ник, бла-годар-ствен-ныя пес-ни при-но-ся-ще Ма-те-ри Бо-жи-ей; празд-ну-ем и пред ли-тур-ги-ею, пев мо-леб-ная. И освя-ща-ют во-ду, и па-ки с мо-леб-ным же пе-ни-ем и со бла-го-вон-ным каж-де-ни-ем, взем-ше чу-до-твор-ную ону ико-ну Пре-чи-стыя Бо-го-ма-те-ре и свя-щен-ную во-ду и об-хо-дя-ще по стене гра-да бла-го-чи-ние и освя-ща-ю-ще его на вся-ко ле-то об-хож-де-ни-ем и па-ки воз-вра-щ-ше-ся в со-бор-ную цер-ковь свя-то-го Ни-ко-лая, по-став-ля-ют чест-ную ону ико-ну Бо-жия Ма-те-ри в той же церк-ви мно-же-ству бла-го-че-сти-вым при-хо-дя-щим на ви-де-ние и по-кло-не-ние; и та-ко то-го дне и про-чее цер-ков-на-го пе-ния празд-ник со-вер-ша-ют да-же и до от-пу-ста в па-мять убо про-чим ро-дом».

От древ-не-го Из-бор-ска, слу-жив-ше-го преж-де ме-стом кня-же-ской ре-зи-ден-ции бра-та Рю-ри-ко-ва Тру-во-ра, со-хра-ни-лось лишь од-но вос-по-ми-на-ние, что он су-ще-ство-вал на вер-сту к се-ве-ру, там, где ныне на-хо-дит-ся клад-би-ще с цер-ко-вью свя-ти-те-ля Ни-ко-лая. Это ме-сто те-перь но-сит на-зва-ние «го-ро-ди-ща». Совре-мен-ный же Из-борск воз-ник позд-нее — в по-ло-вине XIV ве-ка, но и он по-те-рял свою преж-нюю сла-ву и ныне по-хож боль-ше на се-ло, чем на при-го-род.