Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья Плавание людей с ограниченными возможностями

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

: социализация и интеграция детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами адаптивного плавания, развитие у них основных двигательных качеств, координации движений, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей; достижение уровня успехов сообразно способностям и возможностям в формировании здорового образа жизни.

Задачи проекта:

Основные задачи:
- коррекционно-оздоровительные:
обучающие;
воспитательные;
развивающие.

Достигнутые результаты за последний год:

Плавание является одной из качественных методик в реабилитации детей – инвалидов.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать все возможные, технологии и методики по их адаптации, помочь влиться в общество и тогда они не будут чувствовать себя ущербными или отличными от нормальных людей. И ребёнок с ОВЗ станет полноценным членом нашего общества.

Социальная значимость проекта:

Проблема социальной адаптации детей-инвалидов – проблема приспособленности детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. В последнее время инвалидов принято называть «людьми с ограниченными возможностями». Но жизнь и достижения некоторых из них доказывают, что нет никаких ограничений, нет ничего невозможного для людей, сильных духом. Инвалидам нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская помощь, а возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

За 2013-2014 и 2014-2015, 2015-2016 ,2017 учебные годы на базе плавательного центра «Нептун» для детей инвалидов были организованы и проведены следующие мероприятия: соревнования Щелковского Муниципального района по плаванию среди детей и взрослых с ОВЗ, посвященные Дню космонавтики; районная Олимпиада по плаванию среди людей с ОВЗ; с 2013 года на базе плавательного центра ежегодно проводится Всероссийский фестиваль по плаванию для незрячих и слабовидящих детей.

Охват проекта:

МБУ Щёлковского муниципального района Центр адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец» развивает адаптивный спорт и спорт инвалидов в Щёлково, Московской области по трём основным направлениям: -Специальное Олимпийское движение; - Паралимпийское движение; - Сурдолимпийское направление

Затраченные ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:
- бассейн (малая и большая чаши);
- спортивный зал;
- тренажёрный зал.

Необходимый инвентарь для занятий оздоровительным плаванием для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для укрепления мышц торса и коррекции осанки:
- плавательные доски;
- мячи различной величины;
- бутылки пластиковые;
- надувные предметы (нарукавники, подушки, круги, плотики и др.);
- плавающие предметы (рыбки, шарики, маленькие мячи и др.);
- тонущие предметы различной величины, формы и расцветки.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ, инструктор по физической культуре, знакомый с такой работой.

Плавание по праву считается одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов, а также является великолепным средством для закаливания организма. Благодаря специфике водной среды появляются благоприятные условия для правильного формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника и уменьшаются мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений. Кроме того, улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, повышается интенсивность обменных процессов и значительно улучшается познавательная деятельность.

В процессе плавания у детей и подростков развиваются социально значимые личностные качества: дисциплинированность, смелость, самостоятельность, решительность, настойчивость и готовность в преодолении трудностей. Коррекционно-оздоровительная направленность плавания в «Центре коррекции здоровья» обусловлена необходимостью его использования при рекреативной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Плавание - занятие, доступные каждому!

«Центр коррекции здоровья » работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предлагает следующие виды плавания.

Для детей с нарушением слуха

Обучение плаванию детей с болезнями слуха позволяет решить задачу повышения социального статуса, уровня физического и психического развития, а также выступает в качестве профилактической меры при устранении несчастных случаев на воде.

Для детей с нарушением зрения

Занятия плаванием для детей с нарушенным зрением являются хорошим средством укрепления здоровья, повышают двигательную активность и являются мощным фактором социальной адаптации среди здоровых сверстников.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Гидрокинезотерапия для детей с ДЦП предоставляет оптимальные условия для рациональной тренировки мышц со сниженной функцией мышц. В процессе этого вида оздоровительного плавания используются:

  • физические упражнения в воде;
  • подводный ручной массаж;
  • элементы плавания;
  • коррекция положения в воде;
  • тренировка ходьбы в воде с применением дополнительной опоры.

Для детей с нарушением интеллекта

Если наблюдается нарушение интеллекта у ребенка, то родителям в первую очередь следует позаботиться о его физическом воспитании. Поскольку именно движение активизирует большинство функций организма, усиливает процесс дыхания, улучшает кровообращение и аппетит, нормализует здоровый сон, а также, что очень важно, нормализует психоэмоциональную сферу. При выполнении движений такому ребенку следует не только помогать, но и следить за тем, чтобы он выполнял их правильно

Работа провод ится по следующим направлениям

  • Нарушения органов слуха
  • Нарушение зрения (вплоть до полной утраты)
  • Нарушения интеллекта (синдром Дауна, аутизм, олигофрения)
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, врожденные и приобретенные патологии в развитии)

Наши преимущества

  • Данная работа подразумевает индивидуальное занятие с тренером в воде
  • Проводится участие в ежегодных спортивных мероприятиях и праздниках для детей с ограниченными возможностями

Кейсы

  1. Из истории мамы . Ребенок с нарушением интеллекта боялся воды. Возможность посещения открытого водоема, бассейна, аквапарка или путешествие на море всегда оставались под вопросом, так как он остро реагировал на воду. У него были истерические припадки, сопровождаемые криками и плачем. Но после года занятий в центре плавания ребенок не только перестал бояться воды, но и научился плавать, стал с удовольствием посещать все места, где можно искупаться.
  2. Из истории мамы . Ребенок, страдающий ДЦП, посещал массовую общеобразовательную школу, отметки по основным предметам никогда не расстраивали родителей - он прекрасно успевал и учился. Но занятия спортом или хотя бы посещения уроков физкультуры не представлялись возможным в связи с диагнозом. Обращались во всевозможные секции города, прежде всего, в бассейны, поскольку ребенок сильно хотел научиться плавать и в последующем заниматься этим видом спорта. Обучение продолжалось на протяжении полутора лет, девочка начала принимать участие, а побеждать немного и позже, на соревнованиях для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата). На сегодняшний день ребенок имеет спортивный разряд кандидата в мастера спорта (КМС) и стал седьмым на Кубке России, который проходил в Дзержинске в декабре 2013 года. Стоит отметить, что в этом заслуга не только ее инструктора, но и личное стремление сыграло большую роль.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30-50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи - это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.