Экскурсия сезонные изменения в природе зимой. Конспект игры-экскурсии «Сезонные изменения в природе

Осенняя экскурсия в природу

Учитель географии:

с. Ельцовка

Тема: Сезонные изменения в природе

Методическая разработка экскурсии по географии

(6 класс, 1 четверть) по программе.

Цель экскурсии : Наблюдение за погодой, за её сезонными изменениями.

Задачи:

1. Закрепить на местном материале понятие и представление о сезонных изменениях в природе.

2. Познакомить учащихся с приемами определения высоты солнца над горизонтом, определение температуры воздуха, направления ветра, облачности, видов осадков.

Оборудование:

Термометр, флюгер, гномон, рабочие тетради.

Учебная деятельность учащихся:

1.Овладевают приемами наблюдений за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетрадь.

2. Выполняют практические работы на местности: ведут наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности.

Ход экскурсии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

2. Сообщение темы и цели экскурсии

Информирует о цели экскурсии

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Игра «Совы и вороны»

Объясняет правила игры

1. Эта игра позволяет вспомнить полученные ранее знания по теме. Группа делится на две равные команды, которые выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии не более метра. Позади каждой команды на расстоянии около 5 метров проводится черта, обозначающая ДОМ.


Ведущий произносит фразу. Если она соответствует действительности, совы ловят воронов прежде, чем они добегут до ДОМА. Если фраза не соответствует действительности, вороны ловят сов. Кто пойман, тот присоединяется к команде соперников.

Примерные вопросы:

1.Термометр – прибор для определения сторон горизонта.(нет)

2. Ветер, который преобладает в нашей местности - западный. (да)

3. Парадное крыльцо нашей школы выходит на север. (нет)

4. Мох на дереве растет с северной стороны. (да)

5. Барометр-прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.(нет)

6. Белка –обитатель нашего леса.(нет)

7. Галки к нам прилетают весной.(да)

8. Скворцы зимуют в наших лесах.(нет)

9. Зимой птицам страшнее голод, чем холод.(да)

10. Грязный снег тает быстрее.(да)

11. Рано весной на Алтае цветут георгины.(нет).

12. Весной на опушках нашего леса обильно цветет горицвет.(да)

13. Барсук зимой приносит большую пользу.(нет)

14. На Алтае май богат грибами.(нет)

15.Прибор для определения высоты Солнца над горизонтом - гномон.(да)

16. Река в нашей местности протекает с востока на запад.(да)

Во время игры повторяют ранее изученный материал, отвечают на вопросы из других областей знаний.

Выполнение практической работы

Дает задание

1. Овладевают приемами наблюдения за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетрадь.

2.Выполняют практические задания на местности:

· На разных участках склона при помощи приборов (термометра, флюгера) фиксируют данные о состоянии погоды (подошва склона, вершина склона), делают записи в тетрадь.

· При помощи гномона определяют высоту Солнца над горизонтом (делают измерение длины тени).

· Наблюдают за сезонными изменениями растительности, делают записи в тетрадь.

4.Вывод к экскурсии

Подведение итогов

На конечной остановке маршрута учитель подводит итоги экскурсии, напоминает какие формы рельефа видели сегодня учащиеся, какие явления наблюдали ит. д.

Систематизирует приобретенные знания учащимися во время экскурсии, знания об охране природы и хозяйственном использовании природных ресурсов своей местности.

Делают вывод и запись в тетрадь

5.Постановка домашнего задания.

Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание:

1. Закончить расчеты высоты Солнца над горизонтом.

2.Заполнить день наблюдений по предлагаемой форме:

Температура воздуха(средняя);

Направление ветра;

Облачность;

3.Сделать записи о состоянии растительности.

6. Рефлексия

Я удовлетворен (а) экскурсией

Экскурсия была полезна для меня

Я много и с пользой работал (а)

Я понимал (а) всё, о чём говорилось и делалось на экскурсии

Список литературы:

1. Методическое пособие к учебнику географии. Волгоград, 2002 г.

2. . Дидактические материалы по физической географии. Просвещение,1987 г.

3. . Методическое пособие по физической географии. Просвещение,1987 г.

4. . Дидактические материалы по географии России. Просвещение 1996г.

5. . По страницам занимательной географии. Просвещение 1989г.

Тема: «Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Цели:

Уточнить представления уч-ся о сезонных изменениях в природе осенью, расширять их кругозор;

Коррекция познавательной деятельности, развитие умений наблюдать за живой и неживой природой, обогащение

Словаря и развитие связной устной речи;

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», серия картинок по теме «Труд людей осенью», демонстрационный материал «Времена года», коррекционная игра «Времена года и погода», календарь природы и труда, знаки погоды, тетради, простые и цветные карандаши, инструктаж по ТБ и правилам поведения на экскурсии, мяч, листы экскурсии.

Ход урока.

Структурные части урока,

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Оборудование

Задание на дом

1. Организационный момент.

1.1.Проверка готовности к уроку.

1.2. Коррекционная игра «Времена года и погода».

1.3. Определение погоды дня.

1.2. Повторяют названия времён года, их основные признаки и погодные изменения.

1.3. В классе, на стенде «Календарь природы и труда», в разделе «Погода дня» отмечают знаками погодные характеристики текущего дня.

Демонстрационный материал «Времена года», иллюстрации по теме «Осень»

Календарь природы и труда, основные знаки погоды

II. Основная часть.

2.1.Сообщение темы и цели урока.

2.2.Знакомство уч-ся с маршрутом движения, экскурсии.

2.3.Инструктаж уч-ся по ТБ и правилам поведения на экскурсии.

2.4.Организованное построение и выход на экскурсию.

2.2.Принимают участие в обсуждении маршрута движения.

2.3.Повторяют основные правила ПДД, поведения на экскурсии.

2.4.Строятся и выходят на экскурсию.

Намеченный экскурсионный маршрут движения уч-ся, папка с инструкциями и правилами по ТБ и охране жизни и здоровья уч-ся

III. Проведение экскурсии.

3.1. Движение по маршруту, выявление признаков наступления осени.

3.2.Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью, за изменениями погоды осенью.

3.3.Комментарии по заполнению листов экскурсии.

3.1. Следуют за учителем по избранному маршруту.

3.2. Наблюдают за изменениями в природе осенью.

3.3.Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии, выполняют задания.

Листы экскурсии,

простые карандаши

IV. Игра «Большой - маленький».

4.1.Строятся в круг, в произвольном порядке бросают друг другу мяч и называют объекты живой и неживой природы, природные явления, например: «камень-камешек», «ручей-ручеёк» и т.п.

Резиновый мяч

V. Заключительная часть.

5.1.Возвращение в школу, класс.

5.2.Подведение итогов экскурсии, оформление результатов:

5.2.1. Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей.

5.2.2. Выполнение рисунков в тетрадях.

5.1. Следуют обратно за учителем по избранному маршруту.

5.2. Заполняют листы экскурсии.

5.2.1. Принимают участие в обсуждении итогов экскурсии.

5.2.2. Выполняют рисунки по теме экскурсии.

Тетради, иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», простые и цветные карандаши

Сделать подписи под картинками «Труд людей осенью»

VI. Домашнее задание.

Выполнить последний рисунок

VII. Итог урока.

7.1. Уборка рабочих мест.

7.1. Убирают рабочие места.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Экскурсия как этап формирования обобщенных представлений о том или ином времени года

2. Роль экскурсии в системе работы по экологическому образованию и воспитанию

3. Подготовка воспитателя и детей к экскурсии

4. Основные требования к методике проведения сезонных экскурсий

5. Работа с детьми после экскурсии

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

С.Н. Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

1. Экскурсия как этап формирования обобщенных представле ний о том или ином времени года

Экскурсия -- это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно поэтому особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба -- коричневого, у ивы --зеленовато-желтого, у осины -- красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии это особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения.11 Преимущества экскурсий-занятий состоит в том, что здесь дети имеют возможность в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Значительное место при формировании представлений о сезонных изменениях во время экскурсий отводится методу наблюдения. Наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности.

Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе -- установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (старшая группа), после знакомства с огородными культурами -- игра «Узнай по описанию» (средняя группа).

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника.В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе -- значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

2. Роль экскурсии в системе работы по экологич ескому образованию и воспитанию

Экскурсия - особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического образования и воспитания. Она включает подготовку воспитателя к экскурсии (разработку программных задач, определение места и маршрута, подготовку детей к экскурсии, подбор оборудования для сбора природного материала, использование воспитателем разнообразных методов и приёмов на экскурсии, организацию разнообразной деятельности детей.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с определёнными объектами наблюдения.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем организованную деятельность в группе, поэтому её успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.)

Как писал В.А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

Навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;

Сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов; цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); экскурсия дошкольный воспитание экологический

Мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

Воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

3. Подготовка воспитателя и детей к экскурсии

Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

4. Основные требования к методик е проведения сезонных экскурсий

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!») В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

5. Работа с детьми после экскурсии

Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.

Через 2 - 3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.

Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.

На занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.

Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.

Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы. Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее язык и передавать в музыкально-двигательных импровизациях свое настроение.

Педагогический процесс, организованный таким образом, совмещает все аспекты развития личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.

В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель продумывает систему вопросом так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.

Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за своими действия, влияющие на состояние природы.

Заключение

Использование интегративно - тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).

В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных представлений о явлениях и объектах «неживой» природы, которые необходимы детям для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.

Отношение к окружающей природе в дошкольном возрасте неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент, каждый из которых оказывает влияние на поведение и деятельность ребенка.

Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Это также позволяет нам утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно-эстетического воспитания детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

1. Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

3. Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ

4. Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.

Список литературы

1.Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.

2. Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Значение природы как универсальной ценности. Задачи и содержание экологического образования в дошкольном возрасте. Изучение опыта педагогов-новаторов в решении проблемы экологического воспитания.

    реферат , добавлен 10.10.2015

    Историческое становление экологического воспитания дошкольников. Место этого направления в дошкольной педагогике. Современное состояние методики экологического образования. Структурно-функциональная модель преподавания в системе современного ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Роль экологического образования. Место экскурсии в процессе экологического обучения в начальной школе. Виды, условия и технология организации экскурсий. Анализ уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2011

    Исследование особенностей экологического образования детей в дошкольном возрасте. Проведение опытно–экспериментальной деятельности по экологии с ребятами в современном учебном заведении. Организация эмпирического исследования, методики исследования.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2014

    Методика проведения производственных экскурсий для студентов и учащихся школ. Этапы подготовки и основные требования к экскурсии. Техника безопасности при проведении производственной экскурсии. Разработка производственной экскурсии на ОАО "Искитимцемент".

    курсовая работа , добавлен 03.07.2015

    Формы и методы экологического образования младших школьников, используемые педагогические приемы. Организация и методика проведения природоведческих экскурсий с младшими школьниками. Анализ общеобразовательных программ по предмету "Окружающий мир".

    дипломная работа , добавлен 18.09.2017

    Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Обзор психолого-педагогических особенностей экологического образования. Изучение состава наблюдения как метода экологического воспитания. Анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании старших дошкольник в условиях детского сада.

Изучение сезонных изменений в природе невозможно без умения осуществлять наблюдения, фиксировать их результаты, обобщать, делать выводы.

Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, для которой требуется ряд умений: целенаправленно воспринимать объект или явление; выделять и принимать учебную задачу; определять способы наблюдения, выделять те свойства, качества, которые позволяют ее решать. Для того чтобы дошкольники научились наблюдать, воспитатель должен умело руководить этой деятельностью.

В каждом случае, в зависимости от сложности учебной задачи, воспитатель должен ориентироваться на уровень развития детей.

При отборе содержания для наблюдения надо стараться, чтобы оно давало ребенку возможность увидеть, разглядеть неизвестное, новое в привычном, давно знакомом, ранее незамеченное. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В процессе наблюдений воспитатель поддерживает эмоциональный настрой. Для поддержания активности и заинтересованности у детей к данному наблюдению, решения учебной задачи воспитатель использует игровые моменты, вопросы в беседе, сам высказывает заведомо неверное предположение, привлекая детей к обсуждению, побуждая их к самостоятельному поиску верного решения.

Связи и зависимости «неживой» и «живой» природы особенно ярко выступают при ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе.

Главное значение экскурсий, прогулок в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у них развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Осенью дети замечают, что день становится все короче и короче, а ночь длиннее. По утрам уже холодно, выпадает роса, над рекой стоит туман, чаще идут моросящие дожди, люди надевают куртки, плащи.

На прогулках, экскурсиях в разное время осени педагог организует наблюдения за изменениями в живой природе. Он обращает внимание на состояние деревьев и кустарников в различный период осени: ранний - листья еще не опали, пожелтели, но не полностью, трава стоит еще зеленой, цветут декоративные травянистые растения на клумбах, на огородах созревают овощи, в садах – фрукты; люди собирают урожай. В середине осени листва золотая, багряная: цветы уже увядают, трава подсыхает, желтеет, люди собирают урожай культурных растений: картофеля, корнеплодов свеклы, моркови. Эта пора «Золотой осени».

Последняя экскурсия в данное место организуется в пору поздней осени. Это время характеризуется первыми заморозками – утренниками. Птицы улетели на юг, а остались лишь зимующие, из леса переселились некоторые виды птиц поближе к жилью человека – здесь можно прокормиться, исчезли насекомые. Деревья стоят без листвы, зелеными остаются лишь сосны, ели.

На водоемах появляется береговая кромка льда. Природа приготовилась к холодной зиме.

Такая методика организации наблюдений за сезонными изменениями в природе позволяет проследить за динамикой природных явлений, показать красоту, пышность этого времени года.

Наблюдения дают возможность раскрыть перед детьми несложные связи, существующие между явлениями в живой и неживой природе.

Такие связи хорошо отражены в народных приметах. Например, гром в сентябре предвещает теплую осень. Красный закат - к сухой погоде. Облака идут низко – скоро похолодает. Ласточка летает низко – к дождю.

Наблюдения за поведение птиц в осенний период дают возможность сформировать такие понятия как «перелетные», «зимующие» птицы. Педагог в беседе с детьми подводит их к решению важного вопроса: «Что является причиной отлета некоторых птиц на юг?», «Почему другие птицы могут зимовать в местах гнездования?»

Формируя понятие «зимующие птицы» педагог обращает внимание дошкольников на такое явление как переселение некоторых птиц из парков, леса поближе к жилью человеку (кочевья птиц). Причиной таких кочевок птиц является нехватка корма. К такому выводу дети приходят из наблюдений за птицами, которые появляются у жилья человека, где они находят достаточно корма, а некоторые птицы даже меняют на зимний период вид корма.

Знания о перелетных и зимующих птицах закрепляются в дидактических играх «Кто летит на юг?», «Зимующие птицы».

Внимание детей следует обратить и на факты приспособления животных (зверей) к изменению условий внешней среды – исчезновение корма для них.

Дошкольники узнают, что с наступлением похолодания одни животные впадают в спячку (медведь, еж, хомяк, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (лоси, олени), третьи заблаговременно запасают себе корм (белка).

Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у некоторых животных шерстяной покров становится густым, меняется окраска: заяц из серого становится белым, рыжая белка становится серой. Из произведений художественной литературы дети получают представления о том, как зимуют разные звери, птицы, как приспосабливаются к суровым зимним условиям.

Зимнюю экскурсию хорошо проводить в тех местах, где проходят экскурсионные тропы осенью. Это значительно обогатит и облегчит ее проведение. Экскурсии можно провести в сквере, парке, на участке детского сада.

Начинать наблюдения на зимней экскурсии лучше всего с древесных растений: деревьев и кустарников.

При знакомстве с древесными растениями педагог обращает внимание детей на особенности, по которым дерево отличается от кустарника. У дерева обычно один-два ствола, много ветвей, расположенных на стволе высоко от земли, у кустарника много стеблей-стволиков с ветками, расположенными по всему стеблю и низко над землей. Ствол и ветки вместе составляют силуэт дерева или кустарника.

Педагог предлагает дошкольникам обратить внимание на очертание дерева, т. е. его силуэт, особенно четко заметный на заснеженных открытых местах. Для лучшего восприятия детьми различных деревьев, воспитатель заранее готовит рисунки – силуэты 2-3 деревьев, характерных для данной местности, четко отличающихся друг от друга: тополь, клен, береза.

В беседе педагог выясняет с детьми, чем отличаются, например тополь от березы. Выясняется, что эти деревья имеют различный силуэт, т.е. форму кроны, стволы отличаются цветом коры, ветки различными почками. Дети рассматривают почки на ветках, определяют отличия. В беседе у воспитанников формируется представление о разнообразии деревьев и кустарников.

На экскурсии дошкольники могут собрать плоды этих растений, т.к. некоторые деревья и кустарники только зимой начинают сбрасывать с ветвей свои плоды (клен ясеневидный, сирень, липа). Собранные плоды можно использовать для подкормки птиц на кормушках.

Следующую экскурсию можно посвятить наблюдениям по изучению особенностей хвойных деревьев и кустарников (ель, сосна, крыжовник), которые имеются на территории детского сада или в ближайших скверах, парках.

Педагог в беседе с детьми обращает их внимание на силуэты сосны и ели, направленность расположения веток, на листья-хвоинки.

При рассматривании листьев, дети определяют различия между хвоинками сосны и ели: у ели они короткие, темно-зеленые, располагаются поочередно, хвоинки сосны длиннее, светло-зеленые и располагаются на ветках парами. Педагог дополняет сведения о том, что живут такие листья в отличие от листьев клена, тополя намного дольше: хвоинки сосны – 3-4 года, ели 5-7 лет. Воспитатель активизирует познавательную деятельность детей вопросом: «Почему эти деревья называются вечнозелеными?»

Выслушав высказывания детей, он поясняет, что в отличие от лиственных пород деревьев, у которых осенью наблюдается листопад и к зиме такие деревья остаются голыми, у хвойных деревьев хвоинки опадают, но не все сразу, поэтому большая часть листьев остается на деревьях.

Такие вечнозеленые деревья привлекли внимание человека. И с давних времен их украшают на Новый год.

На хвойных деревьях дети обнаруживают и рассматривают шишки. Они различные: зеленые, плотно-закрытые – это молодые, а коричневые и раскрытые – старые. В шишках расположены семена, которые зимой высыпаются из шишек, а ветер их разносит далеко от деревьев. Семенами хвойных деревьев питаются птицы, звери.

На территории Казахстана не так уж много хвойных лесов, но те которые есть являются украшением природы.

Педагог сообщает детям о том, что вдоль реки Иртыш по правому берегу тянется ленточный сосновый бор, который существует со времен ледникового периода.

Вырубка деревьев, лесные пожары могут погубить и привести к исчезновению таких лесов. Исчезнут деревья – исчезнут птицы, звери, насекомые, травы, грибы, обмелеет река.

В последующей работе, после экскурсии, педагог с дошкольниками устанавливают существующие связи между хвойными деревьями и животными, населяющими сосновый бор, используя модель, которая включает силуэты дерева и животных, чья жизнь связана с этим деревом (белка, заяц, клест, мышь, жук, паук). Дети с педагогом определяют каждому свое место на сосне или ели, поясняя, почему это животное поселилось именно здесь.

В зимний период дошкольники продолжают наблюдения за жизнью зимующих птиц. Необходимо создать условия для длительных наблюдений за повадками птиц, внести элементы экспериментирования. Например, к обычному корму в кормушки добавляют новый – семечки тыквы, арбуза, подсолнечника, убеждаются, что он привлек новых посетителей: на семечки подсолнечника нередко прилетают голуби.

Крупные птицы (вороны) осторожны, поэтому бояться садиться на кормушку. Воспитатель предлагает для них корм класть прямо на снег, где-то в тихом уголке участка.

Наблюдения помогают детям сделать много «открытий»: ворона насытившись, зарывает остатки еды в снег, птицы знают время кормления и ожидают, сидя на деревьях, когда вынесут корм.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе продолжаются в весенний период. Такую экскурсию лучше проводить в парке, сквере. Здесь многие растения цветут еще до распускания почек на основных древесных породах.

Весеннее пробуждение деревьев – это начало у них сокодвижения, которое легко обнаружить. Если весеннее движение сока уже началось, из ранки надломленной ветки начинает капать прозрачная сладковатая жидкость.

Педагог обращает внимание детей на это явление, поясняя, что растение без сока быстро погибнет, высохнет, поэтому ранку обязательно нужно замазать свежей глиной или пластилином.

Из раннецветущих деревьев детям знакомы, такие как тополь, из кустарников – сирень. Примечательностью таких растений является цветение до распускания листьев. Сообщая об этом факте, педагог активизирует внимание дошкольников, вовлекая их в проблемно-поисковую ситуацию.

Он вместе с детьми анализирует природное явление в ходе беседы, задавая вопросы. Дети внимательно рассматривают ветки деревьев (тополь), не обнаружив настоящих листьев на них, они задаются вопросом: «Что за почки уже распустились?». Педагог поясняет, что это цветочные почки, т.е. распустились цветы – цветут деревья. Для детей это открытие, т.к. они видели цветы лишь травянистых растений, плодовых деревьев. Воспитатель задает вопрос о разнице цветущих яблони и тополя. После рассуждений, дети приходят к выводу, что у таких деревьев, как клен цветы некрасивые, непахучие, в них нет нектара, а это значит, что на эти цветы насекомые не прилетят. А как растут эти деревья: одиночно или группами? Из наблюдений дети делают вывод, что их много и они растут рядом, друг от друга недалеко. Педагог помогает дошкольникам подвести итог наблюдения: если насекомые не прилетают на такие растения, значит, деревьям поможет ветер, вот поэтому цветы появляются на них раньше, чтобы листья не мешали переносу пыльцы на эти цветки.

Весной, в период цветения фруктовых деревьев детям часто приходиться видеть таких насекомых как шмели, осы пчелы, которые прилетают на запах цветов.

Что привлекает насекомых в цветах? Воспитатель поясняет, что их привлекает в цветах нектар – сладкая жидкость, которую слизывают или «выпивают» насекомые.

Шмель или пчела, полакомившись сладким нектаром, выползают из цветка испачканными цветочной пыльцой. Шмель или пчела не зная того, на своей спинке, лапках несут пыльцу к другому цветку, т.е. опыляют его, а ведь только после опыления образуются плоды. Значит, насекомые выполняют важное дело – помогают растениям в опылении.

Весной дети встречают на растениях различных насекомых: жуков, бабочек. На прогулке воспитатель показывает обгрызенные листья жуком-бронзовкой. Этот жук обгрызает края листьев. На соседнем растении листья продырявлены, так как - будто по ним стреляли. Это работа жуков-листоедов. Оказывается у растений много врагов. А у насекомых есть враги? Есть – это птицы, жабы, лягушки и насекомые-хищники. Жизнь муравейника всегда поражает детей своей суетой насекомых, которые всегда что-то тащат в свой дом: каких-то гусениц, сухих полуживых жучков, бабочек, тлю. Эти насекомые помогают лесу, саду избавляться от вредителей.

О том, что птицы поедают насекомых, дошкольники знают хорошо, но наблюдать за тем, как насекомые поедают других насекомых, не доводилось. Можно предложить эксперимент, который проводиться в уголке природы. В стеклянную банку необходимо поместить ветку с листьями, на которых прижилась тля – вредитель растений. На данную веточку поместить несколько хищных насекомых – божьих коровок. Через несколько дней, рассматривая внимательно листья ветки можно обнаружить следующее явление: тли стало намного меньше – их съела божья коровка, а ранее скрученные листья развернулись.

Из приведенных фактов, явлений можно с детьми выстроить пищевую цепь, существующую в природе: растения являются пищей для насекомых, сами насекомые – пищей для хищных насекомых или птиц.

После прогулки или экскурсии в поле, парк, сквер педагог может в беседе с детьми обсудить вопрос о том, видели ли они каких-либо животных, насекомых, птиц? Дети отвечают, что многих животных, птиц, насекомых им не удалось увидеть, потому что они где-то прячутся, их не видно, хотя слышали пение птиц, стрекот кузнечиков, жужжание шмелей, ос.

Воспитатель активизирует внимание дошкольников сообщением, что этот секрет природы они разгадают с помощью модели. На модели демонстрируется пример маскирующей окраски насекомого. Помещая плоскостную фигурку кузнечика зеленого на черный или зеленый фон, педагог спрашивает о том, на каком фоне фигурка кузнечика хорошо видна, на каком не видна? Дети определяют цвет фона, маскирующего кузнечика – это зеленый. А от кого же прячется кузнечик или другое насекомое? Ответ следует – от птиц.

Для закрепления понятия «маскирующая окраска» детям предлагают игру «Спрячь животное от «врага». Каждому ребенку выдаются квадраты бумаги, окрашенные в зеленый, бурый, зеленый с бурыми пятнами, с вертикальными полосками, желтый, белый, черный цвета, плоскостные фигурки различных животных: зеленая лягушка, бабочка-желтушка, коричневый жук. Дети располагают животных на различном фоне и определяют, где лучше они спрятались.

Педагог предлагает дошкольникам фигурку красной божьей коровки также спрятать на одном квадрате любого цвета. Дети озадачены – божья коровка заметна на любом фоне, а это значит, что птица ее обязательно склюет. Воспитатель поясняет, что у этого насекомого не маскирующая окраска, а предупреждающая. О чем предупреждает такая окраска? Птицы, встречая таких жучков, их не склевывают, т.к. жучок выделяет жгучую жидкость, неприятного запаха. Однажды попробовав такого «невкусного» жука, в дальнейшем птица обходит его стороной, не обращает внимания на такое «лакомство».

Учебно-практическая деятельность в уголке живой природы детского сада. Организованная практическая деятельность дошкольников в живом уголке создает все предпосылки для формирования важного понятия «среда обитания» для растений и животных. Цель данной работы заключается в формировании осознанного понимания того, что живые существа – обитатели живого уголка природы – растения и животные требуют от воспитанников постоянного внимания и заботы, т.е. поддерживания всех жизненно необходимых условий для их существования: пищи, воды, чистого воздуха, тепла, достатка света, влаги, плодородия, почвы.

Во время дежурств в уголке природы дети получают навыки ухода за растениями, животными – учатся самостоятельно организовывать свою работу: полив, рыхление, опрыскивание водой растения, смену подстилки в клетке животного, готовить несложный корм и правильно накормить.

В процессе работы дошкольники учатся распределять обязанности между собой по уходу за питомцами.

Старшие дошкольники могут вести более длительное наблюдение за животными в уголке природы. При этом они глубже знакомятся со средой обитания живых существ.

Результатом длительных наблюдений за аквариумными рыбками, может выступить обобщающая беседа педагога с детьми, в ходе, которой они вспоминают, какие условия для жизни рыб они поддерживали в аквариуме. Воспитатель предлагает им создать модель «Аквариум» с помощью аппликаций на фланелеграффе. Задача состоит в том, чтобы дети в определенном порядке расположили компоненты аквариума (вода, грунт, водоросли, кормушка, компрессор для нагнетания воздуха, лампочка для обогрева и освещения аквариума).

Таким образом, у дошкольников формируется и закрепляется важное понятие, что аквариум – это искусственная среда для рыбок, которая требует контроля и заботы со стороны человека в создании нужных условий.

Наблюдения в групповом уголке рекомендуется сочетать с опытнической работой, в ходе которой раскрываются возможности воздействия на объекты природы. Участие детей в постановке несложных опытов дает возможность выявить в предметах или явлениях новые качества, которые стимулируют мышление, способствуют возникновению вопросов, направленных на поиски причины явлений, на приобретение новых знаний.

Так со старшими дошкольниками проводиться опыт по выявлению условий прорастания семян гороха. С педагогом дети определяют, в каких условиях будут проращиваться семена: наличие достаточной влаги и ее недостаток, тепло и недостаток тепла.

Анализ условий, необходимых для успешного прорастания семян, позволит сделать вывод о необходимости тепла и влаги для развития растения из семени. Такая работа убеждает в значимости, ценности знаний о природе.

Работа с комнатными растениями уголка природы расширяет представления у дошкольников о многообразии растений, о различных условиях их существования, о способах размножения.

Дети могут наблюдать их развитие, рост, цветение в течение круглого года.

Фиалки удивительны по красоте, отличаются обильным цветением длительное время, формой листьев, окраской цветков. Знакомясь со способами размножения данных растений (отделением молодых растений от маточных, укоренением листовых черенков), дошкольники получают навыки вегетативного размножения комнатных растений, ухода за молодыми растениями, ведения наблюдения за их развитием.

В уголке природы можно размножать луковичные растения. В период, когда кучка луковиц разрастается, их отсаживают летом в отдельные горшочки. Этот способ размножения комнатного растения дети легко осваивают, могут самостоятельно выполнять все агротехнические мероприятия, ухаживать за молодыми растениями.

Большинство комнатных растений можно размножать стеблевыми черенками, что часто практикуют в дошкольных учреждениях. Как правило, лучшее время для укоренения черенков всех растений – весна или лето.

Такие травянистые растения как колеус можно размножать стеблевым черенком. Растение привлекает детей яркой окраской своих листьев, неприхотливостью в уходе, зато укореняется быстро, при условии, что правильно поддерживаются влажность воздуха и почвы. В этом случае дошкольники учатся быть наблюдательными, своевременно замечать изменения в развитии нового молодого растения, конечно, им необходима помощь воспитателя, который контролирует, подсказывает, учит аккуратности выполнения всех поручений во время дежурства в уголке природы.