Петр 1 на верфи в голландии. Петр первый и его победный марш в голландию

Россию без флота давным-давно уже и представить невозможно. А когда-то у гигантской державы ничего значительнее рыбыловецких лодок и в помине не было. И потому трудно переоценить подвиг Петра I, который рванул в Голландию за освоением судостроительного опыта. Ради того, чтобы научиться новому делу и построить русский флот, император для начала поселился в небольшом городке Заандам и стал выдавать себя за простого плотника Петра Михайлова.

До Заандама из столицы Нидерландов на автомобиле ехать каких-то 20 минут. По нашим московским меркам, это вообще пригород Амстердама.

Это сейчас мы только и критикуем Европу за геев и лесбиянок – дескать, загнивает старушка, население разлагается. Якобы, лишь в России, при активном участии ООО "РПЦ", идет возрождение нации)). О том, как относился Пётр к ЛГБТ, история, конечно, умалчивает. Но в остальном Европа вызывала у него неподдельный восторг.

Уровень развития культуры, науки, общества были столь высоки, что у царя и сомнения не оставалось: Россия дремуча, и надо срочно ее из этой непролазности вытаскивать. Сейчас почему-то наука мало кого волнует. "Первыйканал" сосредоточился на самом главном – на секс-ориентации, и кто с кем спит!

Заандам - типичный голландский городок. Тишина, спокойствие, велосипедные дорожки и близость воды.

Велосипедная парковка в Заандаме.

Большая часть Нидерландов расположена ниже уровня моря. Вода здесь повсюду. В очень многих городах есть разводные мосты, и маленький Заандам не исключение.

Последний русский царь и потомок Петра - Николай II - подарил Заандаму памятник. По легенде, на этом месте Пётр встретил своего знакомого кузнеца Геррита Киста, с которым когда-то они строили первые в России корабли для азовских походов Императора. Кузнец Кист пригласил Царя пожить в его небольшом домике.

Голландия в XVIII веке была крупнейшей морской державой. Пётр упивался ей. И хоть и приехал сюда учиться корабельному делу, а в результате уволок в Россию не только азы судостроения, но и много всего, не счесть. Это именно он ввёл в обиход русского языка огромное количество голландских слов от "айсберга" до "шланга" и "шкипера". Царь часто употреблял словосочетание "мин херц" (мое сердце), причем, первое слово - из голландского языка, а второе - из немецкого. И, кстати, не нужно внимательно всматриваться, чтобы заметить сходство российского триколора и флага Нидерландов. Разница лишь в очерёдности полос.

Рядом с памятником Петру в Заандаме есть отпечаток ноги российского самодержца. Согласно статистики голландцы - самая высокая нация в мире. Но Петр со своим ростом 2 метра 4 сантиметра и здесь казался великаном.

От памятника по указателям можно дойди до домика Петра. Czar Peter Huisje как раз и означает – «домик царя Петра», ну то есть дом кузнеца Киста.

Во времена Николая II домик голландского кузнеца закрыли большим павильоном.

Внутри сейчас музей. На следующей фотографии - родословное древо династии Романовых.

Но жил здесь Петр всего 1 неделю. Слухи о приезде русского Царя в маленький голландский Заандам распространялись со скоростью молнии. И уже через 8 дней самодержец вынужден был буквально бежать в Амстердам от докучавших его местных жителей.

Но мы пока еще здесь, и никуда не бежим. Этот шкаф - место где, спал Петр Первый. Раньше это считалось полезным. Дескать, спишь полусидя - и кровь к голове не притекает.

Считается, что Наполеон Бонапарт, побывав здесь, произнёс фразу, вошедшую впоследствии в историю - "Великому человеку ничто не мало". А в музее представлен её несколько "вольный" перевод.

Домик русского царя посещал и поэт Василий Жуковский. Будучи здесь он написал:

"Над бедной хижиною сей
витают ангелы святые:
Великий князь благоговей!
Здесь колыбель империи твоей
Здесь родилась великая Россия!"

Если приглядеться, то эту надпись в карандаше, можно увидеть и сейчас.

Впоследствии Петр, вернувшись из Голландии, издал свой знаменитый указ боярам бороды рубить. Сам царь никогда волосы на лице не отращивал, как и вся европейская знать. Вот вернулся на родину и начал Россию-матушку "окультуривать". Наверное во всей династии Романовых царь Петр был самым большим реформатором на троне.

Интересная надпись на голландском. Все что здесь лежит, я использую для работы. Поэтому я очень прошу жену и детей не трогать это!

Петр так любил Голландию, что даже нашу северную столицу построил по образу и подобию Амстердама. Васильевский остров в Петербурге приказал изрезать симметричными каналами, как и главный город Нидерландов. Каналы начали рыть, но потом сочли эту затею нецелесообразной и закопали. А вот улицы на "Ваське" так и остались линями.

Великое направилось в Европу в марте 1697-го для поиска союзников в войне с Османской империей. После изучения артиллерийского дела в Пруссии прибыл в Голландию. Здесь познакомился с голландской архитектурой и живописью, а затем пригласил в Россию зарубежных скульпторов и художников. Так, например, он заказал картину Яну Тютекурену, а позже принял его на службу в Оружейную палату. В расходных книгах Оружейной палаты упоминается следующее: «Дано арапу Яну Тютекурену, который принят в службу великого государя в Оружейную палату в живописцы, за дело стола, который он делал по приказу великих и полномочных послов остинскою работою, и за дерево и за ящик и за золото и за краски за медные пробои и кольца 44 ефимка».

По свидетельствам современников, Петр I не проводил в праздности и нескольких часов. Он вставал в 4 утра, чтобы успеть на верфь, в больницу, на лекцию или в ботанический сад.

Беседа Петра I в Голландии. (wikipedia.org)

Дамы отмечали приятную наружность русского царя, но при этом жаловались на отсутствие у него хороших манер. «Царь — высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определителен, жаль только, что ему недостает при таких природных выгодах полной светской утонченности», — писала принцесса пфальцская София Ганноверская.

София Ганноверская. (wikipedia.org)

Итальянский певчий Филипп Балатри не скупился на похвалу, рассказывая о внешности русского государя: «Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные, с длинными ресницами, рот хорошей формы. Выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение». Впоследствии Балатри переехал в Россию.

Полтора пуда баранины

В Англии Петр I провел три месяца. Здесь не обходилось без застолий, которые буквально озолотили владельцев питейных заведений. В одном из счетов значилось, что на завтрак двадцати русским подали половину барана, десять кур, коньяк и глинтвейн. Еще внушительнее выглядел обед — 16 килограмм баранины, 12 бутылок красного вина и, опять же, несколько кур. В 1719 году слухи об этих застольях заставили прусскую королеву отдать распоряжение: из дворца должны были убрать все ценные вещи. Русский император приехал сюда со своей супругой и решил сделать себе подарок, прихватив несколько старинных статуэток.


Петр I в Заандаме голландскими мастерами. (wikipedia.org)

В Англии Петр I изучил устройство политической системы и сделал следующий вывод: «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан».

В 1716 правитель вновь отправился Европу. Он побывал в Париже, Амстердаме, Данциге и Гамбурге. В Париже Петр посетил суконную фабрику, Французскую академию наук, литейную мастерскую, познакомился с учеными и врачами.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин

Великое посольство Петра 1 в Голландию.

Голландия одна из самых передовых и развитых стран того времени. Одна из первых республик и сильная торговая, и морская страна. Она могла бросить вызов таким крупным державам как Испания и Англия. Большая часть ходящих в мировом океане кораблей (под разными флагами, как торговых, так и военных) были спущены с голландских верфей. Петр не случайно выбрал Голландию, как первую страну для своего посещения: удивительная веротерпимость и любовь ко всему иностранному; огромные успехи практически во всех областях знания - от философии до картографии.

У Руси, а впоследствии у Московского царства с Голландией всегда были не плохие отношения. Торговля между голландцами и русскими имели место еще на рубеже Х-ХI веков на известном торговом пути "из варяг в греки", когда складывалась сама система европейских политических, экономических и культурных связей. Судя по старинным документам, торговые связи между голландцами и русскими существовали уже около тысячного года. Пути проходили вдоль огромных русских рек и тянулись от Балтийского моря на севере до Каспийского и Черного морей на юге. Начало постоянных связей с Голландией относится к периоду правления Ивана Грозного, когда нидерландские купцы первый раз появились в Архангельском порту. Именно тогда они смогли, составить первые морские карты данного пути. Первые официальные контакты между двумя государствами относятся к началу XVII века. Смутное время подорвало торговые отношения Руси с Голландией, однако в 1614 году русским посольством, голландцам была выдана грамота, подтверждавшая прежние права голландской компании на торговлю своими товарами по вольной цене. В 1615 г. в период польско-шведской интервенции Нидерланды предложили России своё посредничество в примирении со Швецией, и послы Нидерландов, прибывшие в Новгород, способствовала заключению Столбовского мира со шведами. В 1632 году, нидерландский купец Андрей Виниус получил право на строительство чугуноплавильных, железоделательных и оружейных заводов близ Тулы и по рекам Шексне, Костроме и Ваге. При нем впервые была установлена продажа лекарств из царских аптек, и было положено начало школе "аптекарского учения", а также собрана библиотека медицинских книг. Он заведовал Сибирским приказом, артиллерийскими делами, в 1695 году принимал участие в доставке артиллерийских припасов к Азову, а в 1701 году при посредстве Виниуса Атласовым была открыта и присоединена к России Камчатка.Во время Северной войны благодаря А.А.Виниусу после нарвского поражения была восстановлена в кратчайшие сроки русская артиллерия. Голландские торговые кампании, получив право на торговлю по Руси, стремились как можно быстрее обзавестись своими конторами и постоянными складочными пунктами в важных торговых городах. Голландское купечество имело свои склады по Двинской водной линии путей. Так же оно расположило свои конторы в Архангельске, Вологде. В 1675 году голландец Ван-Стаден по заданию российского царя Алексея Михайловича был послан за границу с заданием привезти оттуда рудокопов, трубачей и комедиантов. 1 Бургомистр Амстердама Николай Витзен объехал пол-России, выполнял поручения царского двора и лично Алексея Михайловича по заказу кораблей и мастеров-корабельщиков в Голландии.

Первыми учителями Петра 1 в морском деле и кораблестроении были голландцы, которые строили корабли (на воронежских верфях) для взятия Азова. Единственный язык, которым свободно владел Пётр 1- это голландский. С самого детства Петра окружали голландцы, самые известные из которых Франц Тиммерман (Петр познакомился с ним, когда искал в Немецкой слободе иностранцев, которые могли бы оказать ему помощь и поддержку в заинтересованности морскими путешествиями.В 1697 году, сразу после рождественских праздников Петр назначил судный приказ (ведавший строительством кораблей), где главным поставил Александра Протасьева, дав ему первым помощником Франца Тиммермана.) и Карстена Бранта. Он отремонтировал первый бот и вместе с Петром выводил его на просторные воды. Брант участвовал во всех корабельных строительских делах Петра, давал дельные советы, передавая ему свое умение. По просьбе Петра он ездил в Переславль, чтобы лично проследить за ходом строительства фрегата. В 1692 года на воду был спущен построенный под руководством голландских мастеров корабль "Марс", на мачте которого впервые появился трехцветный флаг царя. Работами по строительству корабля руководил голландец Клас, который был намного моложе Карстена; под его началом трудились голландские мастера и плотники. Нельзя не упомянуть ближайшего сподвижника царя Франца Лефорта, который хоть и не был голландцем по происхождению, долгое время состоял в Нидерландах на службе. Именно по их предложениям Пётр 1 дважды посещал Голландию. Это заложило основу крепкой дружбы между странами, которая способствовала развитию торговли и упрочению статуса обеих держав на международной арене.

Великое посольство – дипломатическая миссия Российского царя в Европу в 1697-1698 годы (одна из легенд гласит что во время этого посольства царь был подменен). Главными его целями являлись:

    Создать союз с европейскими государствами для борьбы с Турцией.

    Поднять престиж России на международной арене.

    Создать союз с европейскими государствами против Швеции.

    Изучение иностранных технологий.

    Вербовка иностранных специалистов.

    Ознакомление посольства с европейскими порядками и культурой.

    Закупка образцов иностранных вооружений и технологий.

Возглавили посольство Лефорт Франц Яковлевич - генерал-адмирал, Новгородский наместник; Головин Фёдор Алексеевич - генерал, Сибирский наместник; Возницын Прокофий Богданович - думный дьяк, Белёвский наместник. Их сопровождали более 50 дворян и добровольцев среди которых и был Пётр1 инкогнито. Инкогнито царя в плане протокола соблюдалось, однако его легко было узнать по большому росту и подергиванию лица.

Его отъезд был омрачён попыткой стрелецкого и казачьего мятежа, который был жестоко подавлен. До приезда в Голландию Великое посольство проезжало Швецию, затем Курляндию где Петру 1 был оказан отличнейший приём, а затем Бранденбург и Пруссия. 2 Только к началу августа Пётр 1 добрался до Голландии.

Минуя столицу Нидерландов, царь сразу пребывает в Заандам, небольшой городок, славившейся множеством верфей и кораблестроительных мастерских. Примерно там, где ему впоследствии поставят памятник, царь встречает знакомого по воронежской верфи кузнеца Геррита Киста и отправляется к нему на постой. Поселили Петра в коморке под сеновалом, спал Петр в шкафу, так было принято тогда в Голландии. Считалось, что если спать, полусидя – кровь не притекает к голове, очень полезно для здоровья. Здесь при посещении этого городка Наполеон Бонапарт сказал: «Для великого человека ничто не бывает малым».

На другой день царь под именем Петра Михайлова записался на верфи Линста Рогге, простым плотником.

Заандам, и дом царя, теперь достопримечательность небольшого нидерландского городка, приобрели известность только в конце восемнадцатого столетия. Он долгое время переходил от одной королевской семьи Нидерландов к другой, пока не был подарен Виллемом III российскому императору Александру III. После революции дом на некоторое время остался бесхозным, и в 1921 году заведование музеем взял на себя Пустошкин – секретарь царской миссии в Гааге. В 1948 году два наследника рода Романовых официально отказались от прав на этот дом, после чего он вновь вернулся в ведение Нидерландов.

Историки в это время так описывают его жизнь:

    Он сам себе готовит обед.

    Сам себя обслуживает и одевает

    Строит модель корабля и ветряной мельницы

    Покупает себе небольшую парусную яхту,пытаясь её усовершенствовать.

    Целый день проводит на верфях с молотком и рубанком в руке, обучаясь кораблестроительству.

    Вечерами посещает лесопильни, прядильни, мастерские по изготовлению компасов.

    Несколько дней работает на бумажной фабрике, отлично справляясь с поставленной задачей, параллельно изучая технологию создания бумаги.

В Заандам Пётр попал по чистой случайности, так как большая часть кораблестроителей работавших в России при строительстве флота в Воронеже были с верфей этого города. Пётр Алексеевич с десятком добровольцев пробыл в этом городе 8 дней, но быстро разочаровался и был вынужден уехать в Амстердам по нескольким причинам:

    На Заандамских верфях строились только торговые корабли не больших размеров.

    Пётр 1 не увидел особой технологии в строительстве данных кораблей (очень многое определялось «на глаз»).

    Царь в силу своего характера несколько раз вступал в конфликты с местными жителями, что вызвало недовольство местных властей.

    Прибытие основной части посольства в Амстердам требовали немедленного возвращения Петра в столицу для выполнения тайных переговоров.

    Появление иноземцев в Заандаме, явление для того времени необычное, привлекало любопытных. В городок стали съезжаться люди со всей страны, чтобы посмотреть на загадочного московского царя. 3

Гораздо больше пользы извлек Петр в Амстердаме. Там ожидал его друг, работавший в своё время на его отца, городской бургомистр, Николай Витсен. Посетив Россию в царствование Алексея Михайловича, переписывавшийся с Лефортом и служивший посредником для его повелителя при заказах кораблей и других покупках, производимых в Голландии, он не мог не принять путешественника с распростертыми объятиями.

Витсен выхлопотал разрешение Петру на работу в больших верфях Ост-индской компании, руководство которой смогло оградить его от лишнего внимания. Его записали в плотники к одному из лучших корабельных мастеров Герриту Клаасу Поолю, а для того чтобы он смог принять участие в постройке корабля с самого начала, заложили новый фрегат «Петр и Павел».

На верфи, кроме Петра, трудились еще десять русских, в том числе царский любимец Алексашка Меньшиков, он единственный после целого дня махания топором не жаловался на боль в руках. Русские почти профессионалы, они здесь как бы на производственной практике, строят от начала до конца большой фрегат. Строят три месяца. Этот корабль будет ходить потом на остров Ява, голландскую колонию в Индонезии.

16 ноября корабль был спущен на воду, а в честь русского царя, голландским флотом, было устроено показательное морское сражение, за которым наблюдало всё Великое посольство.

В свободное от тяжёлой работы время царь вместе с бургомистром посещал фабрики, госпитали, мастерские, лаборатории и музеи, встречался с инженерами, учеными и художниками. Одновременно посольство успешно занималось наймом специалистов для работы в России. Всего было нанято около 1000 человек (военные, инженеры, кораблестроители, моряки, учёные и др.). 4

При переезде из Амстердама в Гаагу он постоянно останавливал экипаж, то измеряя длины встречающихся мостов на сваях, то пытался понять механизмы встречающихся мельниц, то входил в дома простых голландцев пытаясь понять их жизненный уклад. Он чуть не искалечился, пытаясь остановить лесопилку; вешался на маховое колесо ткацкой фабрики, рискуя, что его зацепит одно из вспомогательных колес.

За время пребывание в Голландии Пётр изучал:

    Архитектуру с Симоном Шшювутом из Лейдена.

    Механику с Ван дер Генденом.

    Фортификацию с Гохорном.

    Книгопечатание с одним из братьев Тессинг.

    Анатомию с Рюйшем.

    Естественную историю с Левенгуком.

    В Лейдене в анатомическом театре Бургаве Пётр сам принимал участие во вскрытии трупов

За четыре с половиной месяца, проведённых в Нидерландах, Пётр 1 научился:

    Пользоваться циркулем, рубанком, пилой.

    Проводить вскрытие трупов. Хотя отец Петра Алексей Михайлович запрещал в России вскрытие трупов под страхом смертной казни.

    Удалять зубы.

    Рисовать и гравировать по меди.

    Готовить еду.

Построил и смастерил:

  • Русскую баню.

Пётр 1 посещал мастерскую Иоанны Кёртен Блок, позировал для портрета, который она с него написала, расписался в ее альбоме и сам исполнил гравюру на доске, изображающую торжество христианской религии над верой Магомета. 5

Важным событием пребывания Петра I в Голландии стало знакомство с Вильгельмом III–верховным правителем Нидерландов и Англии. Несмотря на сильную разницу в возрасте между ними установилось взаимопонимание по многим вопросам. Дипломаты выразили пожелание заключить с Нидерландами и другими европейскими странами союз против Османской империи и со своей стороны заявили о готовности создать благоприятный климат для голландских купцов в России. Они просили также помочь в строительстве 40 военных кораблей и более сотни галер, которые предполагалось использовать против турецкого флота. Генеральные Штаты ответили, что не могут дать ни денег, ни вооружения, боясь поставить под удар свою торговлю с Ближним Востоком через контролируемое османами Средиземное море. Таким образом, заключить, как предполагалось, политический и военный союз не удалось, как и не удалось получить денежную субсидию на создание флота. Через два месяца обучение на амстердамских верфях было окончено, что подтверждал специальный аттестат, выданный царю мастером Полем. Изучив нидерландский опыт судостроения, Петр понял его главный недостаток – отсутствие теории кораблестроения – и, воспользовавшись приглашением Вильгельма III, в январе 1698 г. он отправился учиться к корабелам Англии. 6

Голландские верфи пользовались в семнадцатом столетии заслуженной славой; но это была скорее практика, нежели ученье (набор теоретических алгоритмов для кораблестроения). Употребляемые ими приемы менялись сообразно с верфями, без всякой теоретической последовательности, без всякого осмысленного оправдания размеров и преемственно передаваемой методы. Совершенствуясь в изучении ремесла, Петр заметил это и огорчился. Вследствие этого он вынужден был продолжить свою образовательную программу в Англии. В написанном им предисловии к Морскому регламенту, Пётр так объясняет причину своего недовольства:

«На Остъ-Индской верфи, вдавъ себя съ прочими волонтерами въ наученіе корабельной архитектуры, государь въ краткое время совершился въ томъ, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерствомъ новый корабль построилъ и на воду спустилъ. Потомъ просилъ тоя верфи баса Яна Поля, дабы училъ его пропорціи корабельной, который ему черезъ четыре дня показалъ. Но понеже въ Голландіи нѣтъ на сіе мастерство совершенства геометрическимъ образомъ, но точію некоторыя принципіи, прочее же съ долговременной практики, о чемъ и вышереченный басъ сказалъ, и что всего на чертежъ показать не умѣетъ, тогда дѣло ему стало противно, что такой дальній путь для сего воспріял, а желаемаго конца не достигъ. И по нѣсколькихъ дняхъ прилучилось быть его величеству на загородномъ дворѣ купца Яна Тессинга въ компаніи, гдѣ сидѣл гораздо невеселъ ради вышеописанной причины, но когда между разговоровъ спрошенъ былъ: для чего такъ печаленъ, тогда оную причину объявилъ. Въ той компаніи былъ одинъ англичанинъ, который, слыша сіе, сказалъ, что у нихъ, въ Англіи, сія архитектура такъ въ совершенствѣ, какъ и другія, и что краткимъ временемъ научиться можно. Сіе слово его величество зѣло обрадовало, по которому немедленно въ Англію поѣхал и тамъ черезъ четыре мѣсяца оную науку окончилъ.»

Хотя политических целей посольства достигнуто небыло, все остальные задачи были выполнены с блеском. Говоря о завербованных специалистах в Голландии, нельзя не упомянуть фигуру вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, который внёс огромный вклад в развитие российского флота. Благодаря этому человеку уже впервые годы своего существования российский флот на Балтике достиг таких высоких позиций, что без труда смог отражать атаки шведской армады и побеждать ее, что, без преувелечения, способствовало успеху российской армии в Северной войне. На протяжении многих лет, пользующийся особой благосклонностью императора, вице-адмирал много лет проработал в Адмиралтействе, где был незаменимым работником. Он стоял у истоков становления Адмиралтейства. Родился Корнелиус Крюйс в норвежском городке Ставангере 3 июня 1657 года. Уже хорошо известным человеком этот норвежец, уволившийся с Голландской службы в связи с сокращением военных штатов, в 1697 году поступил на русскую службу: в Амстердаме Крюйс приглянулся Петру Михайлову то есть царю Петру 1, и с того момента участь моряка была решена. Правда, боясь потерять свою независимость и свободу, Крюйс не сразу согласился приехать в Россию. Петр Алексеевич не брал в расчет отговорки и в знак своего покровительства и расположения пожаловал ему чин вице-адмирала и шпагу с серебряным эфесом. Корнелий имел такие поручения от Петра: составлял карту течений Дона; ездил в Голландию нанимать для русской службы иностранцев, а дворянских детей, прихваченных с собой, устраивать в порты и школы для обучения морским делам. Корнелий Крюйс проявил себя и как изобретатель. Так, например, ему принадлежала идея создать особые ящики, содержащие около 1000 фунтов пороха. Такими ящиками предполагалось сбивать валы и стены неприятельских крепостей и взрывать на воздух неприятельские суда. К крепостной стене ящик должен был быть прикреплен вплотную, а к неприятельскому судну подвешен в брандере и зажжен у корабельного борта. Уже прославившись, как автор первого морского кодекса, строитель кораблей на верфях Воронежа и участник первых Азовских походов русского флота, Крюйс стал и первым защитником новой русской столицы с моря. Осенью 1705 года после отражения нападения шведского флота на только что отстроенный форт Кроншлот и остров Котлин эскадра балтийского флота под гром канонад возвращалась в Петербург. Корнелис Крюйс шел на флагмане балтийского флота корабле "Дефам" в роли триумфатора. Однако со смертью императора и Крюйс прожил недолго, силы постепенно оставляли его, здоровье становилось все хуже и хуже. Последние два года, страдая тяжелейшими приступами грудной и каменной болезни, адмирал почти безвыездно провел в своем доме, умудряясь при этом руководить работами в Адмиралтействе. 3 июня 1727 года Корнелиус Крюйс, в день своего семидесятилетия, он и скончался. 7 Неоценим вклад этого человека в становлении Азовского и Балтийского флотов и в целом в создание адмиралтейской структуры.

В целом следствием поездки Петра1 в Голландию стали:

    Фортификаторами, привезёнными Петром из Нидерландов (и своими, кто прошёл у них обучение) строилась крепость Алексея и Петра, а в Таганроге строилась крепость с портом и гаванью во имя Св. Троицы и Апостола Павла.

    Было ускорено строительство российского флота.

    Шведский король, в свете укрепившийся дружбы между Европой и Россией беспрепятственно отправил триста корабельных пушек (неожидан, что они потом будут направлены против него же).

    Пётр смог подружиться с Вильгельмом 3 и заручиться его поддержкой при переговорах с остальными европейскими монархами, что укрепило международный авторитет России.

    Он завербовал искусного моряка, как было выше сказано, норвежца Корнелиуса Крюйса, которого назначил адмиралом, несколько капитанов кораблей, двадцать три командира, тридцать пять лейтенантов, семьдесят два лоцмана, пятьдесят докторов, триста сорок пять матросов, четырех поваров.

    В Москву отсылались образцы иноземного оружия и технологий (ружья, пушки, пистолеты, корабельные канаты, циркули, пилы, красное дерево, китовый ус, парусина и якоря, мрамор и чучела животных).Всего было отправлено более 260 ящиков.

В целом поездка оказала огромное влияние на развитие культурной, экономической и военной сфер государства. Важность привезённых Петром 1 идей и людей из Голландии неоспорима. Именно петровские реформы заложили фундамент для развития нашего государства на многие сотни лет вперёд.

Итак, подведём небольшие итоги проведённых реформ и преобразований петровской эпохи, оказавших огромное влияние на сегодняшнюю действительность, несмотря на прошедшие века.

В политической сфере одним из важнейших преобразований можно считать создание флага. Самый первый флаг, который Петр поднял в своей жизни, был, голландский. Построив на местной верфи корабль, Петр не мог отказать себе в таком удовольствии, а русского флага тогда еще не было. Потом, учреждая свой флаг, Петр использовал цвета голландского флага и получились одинаковые полосы, только на нашем флаге белая полоса вверху, а на голландском в середине. Такое бывает только у очень близких народов, похожи более-менее флаги норвежские и датские, и флаги некоторых арабских государств. Пётр считал Голландию очень близкой к России страной, и считал что у них сходные пути в развитии. Ну, Петр в своих преобразованиях меньше всего обращал внимание на чужое мнение. Сторонники Петра триста лет указывают на неспособность старой Руси естественным образом, без принудительной модернизации, рвануть за все более уходящей вперед Европой.

Опыт пребывания Петра I за границей в Нидерландах, сыграл неоценимую роль при проведении им крупномасштабных реформ в России, в том числе и во внешнеполитической сфере. Старый Посольский приказ уже не отвечал новым потребностям государства. Уже в начале XVIII в. при Петре возникает «походная Посольская канцелярия», к которой постепенно переходят все функции Приказа; в 1716 г. она преобразовывается в «Посольскую коллегию», а в 1720 г. - в особую Коллегию иностранных дел, которая стала прообразом современного МИД. При перестройке органа внешних сношений произошло своеобразное сочетание европейских порядков с традициями и обычаями, сложившимися в русской дипломатии в предшествующий период. Ко второй половине царствования Петра вырасло новое поколение умелых и тонких дипломатов, отлично ориентировавшихся в международных отношениях и действовавших с большой ловкостью и незаурядным тактом. Выдающимся дипломатом этого времени, умело и с достоинством защищавшим интересы России, был Б.И.Куракин, долгое время занимавший пост посла в Голландии. Куракин по существу являлся как бы заместителем канцлера – руководителя Коллегии иностранных дел за границей. По его «советам» действовали русские представители в других странах Европы. С расширением сферы дипломатической деятельности функции русских дипломатов при Петре чрезвычайно усложнились. На них была возложена, среди прочих, задача «литературной борьбы» с вредными для России политическими настроениями за границей. Когда в Гаагу пришло известие о Нарвском поражении, русский посол Матвеев составил и подал Генеральным Штатам меморандум, который должен был рассеять дурное впечатление, произведённое этим известием: шведский посол был вынужден написать опровержение. Позже князь Куракин следил в Гааге за тем, чтобы в прессе не печаталось ничего предосудительного для России, и опровергал напечатанное, жаловался на «газетёров» голландскому правительству. Однако, больше для политических реформ Пётр в Европе ничего не почерпнул, в силу своей импульсивности и непоследовательности. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам; солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений.

Культурная и научная сферы так же не осталась без внимания царя. В русском языке большинство морских слов – голландские заимствования, от «аварии» и «айсберга» и далее, вплоть до «шкипера», «шланга» и «штурвала». Во время пребывания Петра I заметное развитие получили культурные и научные связи между двумя странами. При нём были переведены на русский язык книги многих голландских авторов, что помогало распространять знания о достижениях культуры, науки и техники. В целом отношения с Нидерландами в период царствования Петра характеризовались как привилегированные, что, правда, не помешало царю арестовать в 1718 г. голландского резидента в Петербурге Деби по обвинению в посылке лживых, неблагоприятных для России донесений своему правительству и в подозрительных связях с подданными царя. К послу был приставлен караул.

Именно благодаря Голландии в России появились зимние катки и коньки, правила этикета. Привезённые из Амстердама глыбы мрамора стали основой будущей академии изящных искусств, а чучела зверей основой зоологического музея (в целом идея создания музеев была привезена из этой страны).

В Голландии интерес Петра Первого вызывала, по свидетельству современников, анатомия человека. Во время пребывания в Нидерландах молодой российский царь наряду с обучением кораблестроению посещал лекции по анатомии. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и вообще медицины, Петр купил прославившееся на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого он называл своим учителем. Есть предположение, что, продавая в 1717 году свою коллекцию русскому царю, Рюйш заодно передал способ препарирования анатомических органов, за секретами которого охотились многие в Европе, сообщил Коойманс. Автор исторического исследования считает, что по просьбе царя Рюйш записал инструкцию по препарированию на бумаге и передал царскому лейбмедику. Наиболее ранние коллекции – конца XVII-начала XVIII века, происходят из так называемого Кабинета натуралий Кунсткамеры Петра Первого. После приобретения коллекции Ф. Рюйша Петр издает Указ "О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей", после чего начинаются сборы так называемой "Русской анатомической (тератологической) коллекции", препараты которой собраны, изготовлены в России, иногда при личном участии Петра Первого. 8

В Голландии был нанят для работы в России доктор Бидлоо. Он был родственником известного профессора медицины и анатомии Лейденской академии. В России Бидлоо стал руководителем медицинской школы, в которой обучалось 50 студентов (открыта в Москве при военном госпитале в 1707 году).

Всё это оказало огромное влияние на становление отечественной медицины и системы медицинского образования в России

В Голландии Петр нанял художника Адама Сило (Стило), который научил Петра писать картины с морскими судами, делать чертежи и проектные схемы, гравера Адриана Шхонебенка - он обучал царя гравировальному искусству. Огромное впечатление на царя произвело обилие в Голландии научных трактатов. Люди ещё не исчерпали своего оптимизма по поводу могущества человеческого разума. Некоторые произведения голландских ученых были переведены на русский язык, и эти трактаты стали основой новой российской науки, пополнив кремлёвскую библиотеку. Приглашенный голландец Тессинг стал основателем типографии, печатавшей книги на русском языке. Нельзя не отметить, что наборы русских шрифтов (использующихся в печатном станке) также были привезены из Нидерландов и с 1708 года этими литерами печатались книги в России. Это оказало огромное влияние на развитие общего культурного уровня страны и развитие образовательных программ, закладывая мощный фундамент для создания независимой от европейской собственной системы образования, отвечавшей требованиям нашей страны, и в то же время не отстающей от обще мирового научного уровня.

20 октября 1696 года двадцатичетырехлетний царь Петр издал указ короткий, но убедительный: “Морским судам быть”. Так он выражал заветную идею государства Российского создать могучий регулярный военный флот.

Однако первые опыты строительства надежных кораблей для будущей Азовской флотилии убедили молодого Петра, что иностранные кораблестроители, приглашенные им на службу, были малосведущими в своем деле. И тогда Петр, стремясь постичь суть кораблестроения с азов, сам берется за топор… “Сначала научиться самому”, — решает царь. Несколько месяцев трудится он вместе с крепостными плотниками на верфи Воронежского адмиралтейства . Но скоро Петру стало ясно, что кроме энтузиазма лучших людей России и денежных отчислений из казны необходимы еще и прочные знания всех достижений кораблестроения. И вот задумывает он удивительное предприятие. Петр приказывает готовить посольство в Голландию, Англию и Венецию – самые крупные морские державы той поры.

Царь спешит. Уже в начале марта 1697 года русское посольство выезжает из Москвы в Амстердам. В его составе адмирал Лефорт, боярин Ф.А. Головин, думный дьяк Возницын, 30 волонтеров и 69 стольников. Волонтеры разделены на три группы, в одной из которых десятником под именем Петра Михайлова сам царь. В этой же группе и его любимец – Александр Меншиков. Кстати заметим, что из числа этих волонтеров впоследствии вышли известные флотоводцы России – Иван Синявин, Ипат Мухатов и Ермолай Скворцов, кораблестроитель – “мастер доброй пропорции” – Феодосий Скляев и первый русский флотский капитан Федор Урусов.

Посольский обоз двигался медленно, а царю не терпелось поскорее приступить к делу. Опередив своих спутников, Петр 7 августа 1697 года прибыл в Саардам – голландский городок на берегу залива Зюдерзее, к северо-западу от Амстердама, славящийся своими верфями. Их насчитывалось пятьдесят. Здесь строились купеческие и китобойные суда для всей Голландии.

Царь снял себе квартиру на тихой окраине, в доме якорного мастера Киста, не раз прежде бывавшего в Москве. Две маленькие комнатенки в задней половине дома. Темная каморка стала его спальней, а тесный чуланчик при входе – рабочим кабинетом. Два низких окошка еле пропускали дневной свет, но Петр был доволен своим новым жилищем.

Через три дня на верфи, принадлежащей Линстру Рогге, появился новый рабочий – Петр Михайлов. Громадного роста и недюжинной силы, человек этот из далекой России вызывал у медлительных и равнодушных голландцев удивление своим трудолюбием. Ежедневно с восходом солнца шел он на верфь в толпе мастеровых и трудился с ними до самого вечера. А когда кончался рабочий день, он не спешил уходить домой: осматривал стапели, фабрики, на которых делалась корабельная оснастка, заглядывал на другие верфи . Часто удивительный работник выходил в море на купленном им небольшом паруснике (типа буер) или навещал семьи знакомых плотников. Многие из них впоследствии приехали на работу в Россию. Не прошло и двух недель, как саардамские жители узнали, что под видом простого плотника в городке поселился русский царь. Это было так необычно, что за Петром стали ходить толпы зевак, куда бы он ни направлялся. Тогда Петр переехал в Амстердам, где вместе со своими волонтерами поступил на верфь Ост-Индской компании под начало корабельного мастера Класа Поля. Здесь он работал до прибытия русского посольства. И снова, как в Саардаме, вызвал удивление амстердамцев, превратившись из плотника в царя. Теперь уже официально осмотрел он адмиралтейство, арсенал, верфи и корабельные склады. В честь Петра бургомистр Амстердама устроил показательное морское сражение в заливе Зюдерзее. В городе только и разговоров было, что о русском царе-плотнике. Опять толпы любопытных собирались поглазеть на Петра.

Желая скрыться от любопытных, Петр поселился на территории адмиралтейства Ост-Индской компании, в доме простого канатного мастера.

Бургомистр города Амстердама старался оказать русскому царю и его посольству достойный прием. В ратуше был дан торжественный обед, после которого намечался грандиозный фейерверк. Но Петра это мало интересовало. Ему хотелось получить официальное разрешение работать на городских верфях. И такое разрешение было дано. Петр сразу же решил отправиться в Саардам за своими плотничьими инструментами. Нелегко было голландцам уговорить царя остаться до конца празднества и посмотреть приготовленный в его честь фейерверк.

Едва кончилось торжество, Петр, несмотря на предупреждения бургомистра об опасности ночного плавания, отправился на своем буере в Саардам. В час ночи добрался он до городка, собрал свои инструменты, а ранним утром явился на работу к Класу Полю.

Четыре с половиной месяца усердно трудился русский царь у корабельного мастера. Изучил все, что только мог, узнал все хитрости сложной работы. Об этом красноречиво свидетельствует аттестат, выданный царю-плотнику:

“Я, нижеподписавшийся, Геррит Клас Поль, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 года по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали) во времена благородного здесь пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата “Петр и Павел”, от первой закладки его, длиною в 100 фут (от форштевня и до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственною рукою. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 15 января в лето господне 1698 г. Геррит Клас Поль, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме”.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Казалось бы, высшей похвалы мастерству быть не могло. Но не ради этого трудился царь на голландских верфях. Проницательный и ясный ум Петра подмечал многое. Взгляд его был широк. Царь быстро понял недостатки голландской системы кораблестроения. В собственноручных записях о составлении корабельного чертежа в трех плоскостях – на боку, полушироте и корпусе, — сохранившихся и поныне, отмечается, что голландцы руководствовались при строительстве кораблей одними практическими соображениями и составляли чертежи без всяких теоретических выкладок. Необходимо было усовершенствовать свои знания. Потеряв доверие к знаниям голландских мастеров, Петр впоследствии писал: “Если бы я не поучился у англичан, то навсегда бы остался плотником”.

Как раз в это время король Вильгельм, лично знавший Петра, приглашает царственного путешественника в Англию. В устье Мааса бросают якоря два военных корабля, две яхты и гукор. Им приказано сопровождать русского царя.

11 января 1698 года Петр уже в Лондоне. Он поселился на самой окраине английской столицы, поблизости от королевской верфи, в доме корабельного мастера Джорджа Эвелина. Его задачей было пополнить знания по теории кораблестроения и морской практике . Этому Петр отдает все свое время. Рассматривая чертежи различных судов, собственноручно вычерчивает на плазе части набора кораблей, часто беседует с адмиралом лордом Кармартеном, упорно и настойчиво изучает архитектуру и теорию строительства судов.

Лучшего учителя, чем Кармартен, царю трудно было найти: адмирал считался хорошим моряком и весьма известным в Англии корабелом. К тому же у него была огромная коллекция моделей кораблей, без сомнения, очень интересовавшая любознательного ученика.

В Англии Петр посетил артиллерийский арсенал в Вулвиче, пробыл три дня на стоявшей в Портсмуте военной эскадре и на 80-пушечном корабле “Гамбург” совершил плавание к острову Уайт. Все это убедительно показывает, что русский царь не терял времени даром.

Но вот в апреле 1698 года Петр, покинув берега “туманного Альбиона”, возвращается в Голландию. Снова амстердамцы целую неделю могли видеть высокую фигуру царя-плотника в самых различных частях своей столицы.

Однако еще не полностью удовлетворен любознательный Петр. Через Вену он уже было отправился в Венецию, славившуюся своим галерным флотом, но неожиданная весть о новом бунте стрельцов заставила его поспешить с возвращением в Москву. В конце августа 1698 года, после годового отсутствия на родине, Петр опять появляется в столице своего государства.

Надежды царя на денежную помощь Голландии и Англии для строительства Российского военного флота не оправдались. И это понятно: владычицы морей вовсе не были заинтересованы в появлении еще одного конкурента.

Посольство Петра получило решительный отказ. Но знания, приобретенные царем за время путешествия, были для России несравненно плодотворнее всякого материального пособия. Глубокое изучение Петром всех отраслей морского дела оказалось той основой, на которой взросло славное будущее русского военного флота. Ученик возвратился на родину мастером. Теперь все, в чем царь прежде вынужден был полагаться на чужое мнение, он видел ясно и знал сам. Рождение российского флота было теперь делом решенным.