Тайный символ Тамплиеров. Символы тамплиеров Собраны все кресты тамплиеров

По легенде, когда во Франции и по всей Европе начались гонения на тамплиеров, в одной из земель Германии их казнь приостановило только «чудо». На соборе для проверки вины обвиняемых их плащи бросили в костер, но крест тамплиеров ни на одном из них не загорелся. Что означает и откуда пошла эта символика, и почему вокруг нее столько мифов?

Происхождение креста тамплиеров

Символику для костюма, по одной из версий, придумали первые магистры ордена – Гуго де Пейн и Бернард Клервосский (автор «Похвалы новому рыцарству»). В главе об образе жизни рыцарей храма их внешний вид он описывает как скромный и почти нищенский. Тамплиеры, по его описанию, не моются, не отращивают аристократичные длинные волосы, не чистят одежду. Но красный крест для них был обязательным элементом рыцарской формы.

Положение и форма креста могли быть разными в разных отделениях ордена. Главное, чтобы красный крест обязательно присутствовал на одежде тамплиеров.

Другая версия историков гласит, что белый плащ появился у храмовников уже в 1129 году, после того, как их организация была официально зарегистрирована на соборе в Труа. А крест, вероятно, был добавлен на одеяния перед вторым крестовым походом . Тогда же Римский Папа и король Франции ввели правило, согласно которому рыцари были обязаны носить символику все время – под страхом запрета на употребление воды или пищи.

Почему крест тамплиеров красный, а плащ белый?

Существуют разные объяснения выбора именно красного цвета. Самая распространенная версия связана с личностью Папы Римского Урбана II, который отправлял рыцарей-паломников во второй крестовый поход. Тогда походы еще не назывались крестовыми. Но однажды Папа для воодушевления воинов-пилигримов якобы разорвал на себе багряную накидку и стал раздавать её кусочки, а те нашивали себе эти полоски в виде креста. В итоге поход был назван крестовым, и впоследствии рыцари разных орденов также использовали в своей символике красные кресты.

Крест украшал не только одежду и флаги тамплиеров, но и их щиты и оружие. Фон был белым, что означало святость, но часто знамя и щиты храмовников изображали как сочетание черной и белой полос. Белый плащ носили рыцари-воины, а черную тунику с красным крестом и черным или коричневым плащом – сержанты ордена, которые оставались «на земле» и занимались хозяйственной деятельностью. Крест появлялся на одежде рыцаря или сержанта ордена только после обряда посвящения, на котором кандидат давал обеты бедности, целибата и послушания. Некоторые считают, что истинный фон знамени тамплиеров был черно-белый в клетку и потом, возможно, перешел в масонскую символику.

Особенности и варианты креста тамплиеров

Среди дошедших изображений встречаются кресты тамплиеров самой разной формы. Одни изображаются как тонкие с двухсторонними простыми или клиновидными засечками на концах, вторые – без засечек с небольшими расширениями, третьи – с широкими плавными раструбами и округлыми очертаниями. Некоторые кресты тамплиеров с удлиненной «ногой» по форме повторяют латинские, которые символизируют распятье, другие – кельтские, равносторонние. Цвет этого рыцарского знака также варьируется. Редко, но встречаются изображения креста тамплиеров черного цвета. Такая символика походит на символику другого – Тевтонского ордена .

Тамплиеры не всегда носили крест на груди или спине. Документально подтверждено, что сначала крест тамплиеров был простой нашивкой на левом плече.

«Жест скорби», когда правой рукой прикрывается символика на левом плече, по некоторым данным, связан именно с этим фактом. Потом этот рыцарский знак «перекочевал» на грудь, спину и даже перчатки (а также, как уже говорилось выше, на щиты и оружие). Из-за множества вариантов современных трактовок считается, что исторически не существовало единого варианта креста тамплиеров и регламента его ношения. Скорее всего, на оба этих фактора влиял и регион, и эпоха, и, возможно, воля Великого магистра ордена.

Крест тамплиеров, по преданию, был изображен на кораблях экспедиции Колумба. С этим представлением связывают и другой миф о сокровищах тамплиеров . Согласно нему, Колумб не случайно выбрал именно такую символику, поскольку знал, что богатства тамплиеров достались им из североамериканских серебряных рудников. Однако, это лишь одна из многочисленных легенд, а действительность связывает красный крест тамплиеров с их готовностью пролить кровь за христианские святыни в Иерусалиме и называет его «крестом свободы».

Ксения Жарчинская


Тамплиеры, реально существовавший в XII-XIV веках европейский рыцарский орден, в наше время благодаря журналистам и плодовитым на сенсационные книги писателям превратились в некий символ тайного оккультного общества, хранителя неких мистических знаний. В том же направлении двигается и нынешнее восприятие символики тамплиеров (определённая символика в Средние века была обязательной составной частью любой организации, начиная от рыцарских орденов и заканчивая ремесленными цехами). Теперь в символах тамплиеров стараются найти некий сокровенный оккультный смысл, при этом учёные предлагают более традиционные толкования, полагая, что ничего особенного в тамплиерских символах не было.

Основные символы тамплиеров

В настоящее время специалистам достаточно хорошо известны основные, наиболее важные и часто употреблявшиеся, символы Ордена Храма – тем более, что существует достаточно средневековых источников, объясняющих значение этих символов и рассказывающих историю их появления. Следует обратить особенное внимание на то обстоятельство, что в последнее время можно встретить немало символов, которые приписываются тамплиерам, но к реально существовавшим тамплиерам не имевшие никакого отношения. Из дошедших до нас достоверных символов тамплиеров наиболее существенны следующие:

Тамплиеры – сатанисты?

Между тем учёные признают, что в ряде построенных тамплиерами храмов и зданий присутствуют разнообразные символы: однако исследования не показали наличия каких-то особенных, присущих только тамплиерам символов. Эксперты вообще полагают, что слухи о некоей таинственности Ордена Храма сильно преувеличены: в действительности же его деятельность и внутренняя жизнь были достаточно открыты. Было лишь два исключения: тамплиеры исповедовались лишь собственному капеллану Ордена, а также не допускали посторонних на совещания своего руководства. Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Наибольшие кривотолки и споры вызывает приписываемый именно тамплиерам символ Бафомета – по одному мнению, некоего древнего языческого божества, по другому, одного из воплощений дьявола. В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. Самого Бафомета ныне представляют как восседающее на кубе андрогинное существо (то есть сочетающее в себе признаки обоих полов или бесполое) с крыльями и головой козла – якобы именно отсюда пошёл оккультный символ перевёрнутой пятиконечной звезды, ассоциирующийся чаще всего с сатанизмом. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви.

Крест Тамплиеров – это символ Ордена бедных рыцарей Христа или Храма. Более известное его название – это Орден рыцарей тамплиеров. Он был знаменит своей борьбой за христианские ценности и уничтожением тех, кто не желал принимать данную веру. Орден в свое время получил благословение Папы для освобождения гроба Господня. Рыцари, которые принадлежали к нему, стали известны своими Крестовыми походами и жестокими расправами над людьми другой веры. До сих пор у данного Ордена имеется большое количество последователей.

Крест Ордена тамплиеров считается одним из самых таинственных символов. Несмотря на то, что его использовали в качестве символики рыцари Христа, своими корнями он уходит далеко во времена язычников. Сегодня Крест тамплиеров применяется в основном в качестве талисмана. В данной статье мы расскажем об истории его возникновения, значении и правилах использования.

До сих пор доподлинно неизвестно, как возник данный крест. Однако многие историки утверждают, что его корни тянутся к кельтам. Дело в том, что этот символ представляет собой четыре одинаковых луча, которые заключены в окружность. Благодаря этим лучам он приобрел еще одно свое название – это Лапчатый крест. Именно такая символика и была присуща кельтам.

Мнение других историков состоит в том, что данный символ возник во времена язычников тогда, когда христианская вера даже еще не зародилась.

Одна версия гласит, что он был взят в качестве альтернативы символов язычников и традиционному христианскому кресту. Считалось, что таким образом люди легче примут новую веру и откажутся от преклонения старым богам.

Другая версия говорит о том, что крест был позаимствован у язычников как символ безграничной веры в Бога, почитания и преклонения ему.

В наше время тамплиерскую символику не всегда связывают с христианской верой. Крест этого ордена используют в качестве амулета даже атеисты. Дело в том, что этот символ приобрел и другие значения, а какие именно, об этом мы расскажем далее.

Значение креста тамплиеров

Считается, что основное значение Креста тамплиеров – это защита от злых сил. Дело в том, что такой символ способен притянуть негативную энергетику, преобразовать ее в положительную энергетику и только после этого отпустить ее. Поэтому его зачастую используют для защиты от сглаза, порчи, дурной молвы и сплетен. Также этот амулет оберегает владельца от людей со злыми намерениями.

Помимо этого, Крест тамплиеров благодаря своей форме способен делиться положительной энергетикой со своим владельцем. Он дарует владельцу жизненные силы, что особенно актуально для людей старшего поколения. Помимо этого, у человека, носящего данный символ, повышается работоспособность, и он становится активнее.

Крест тамплиеров используется для проведения различных обрядов и ритуалов. Дело в том, что он содержит в себе пентаграмму, которая наделена магическими свойствами. Именно она и позволяет использовать крест в данных целях.

Тамплиерский крест притягивает удачу, везение и счастье. Считается также, что с его помощью можно повысить свое благосостояние. Помимо этого, он помогает человеку выбрать верную дорогу по жизни и не свернуть с правильного пути.

Как правильно носить амулет

Крест тамплиеров, как и любой подобный символ, нужно носить таким образом, чтобы его не могли увидеть окружающие. Первое время его следует надевать так, чтобы он соприкасался с телом. Это поможет энергетике амулета слиться с энергетикой владельца. Первые две недели амулет снимать не рекомендуется. Это активирует его магические свойства, и он начнет «работать» в полную силу. После этого с ним можно будет расставаться, но на не слишком продолжительное время, в противном случае возникшая связь исчезнет.

Помимо этого, изображение этого креста можно повесить на стены жилья или над входной дверью. Тогда он дарует защиту каждому члену семьи. Помимо этого, он «отведет глаза» людям со злыми намерениями. Также он защитит дом от пожара и ограбления.

Можно сделать татуировку с изображением Креста тамплиеров. Тогда ее владелец получит сильный талисман, который будет защищать его до конца жизни. Энергетика тату сразу сливается с энергетикой человека, следовательно, амулет моментально начинает «работать». Чаще всего изображение наносится на предплечья или грудь, но можно сделать татуировку на спине. Не рекомендуется выполнять ее на ногах, поскольку это будет считаться неуважением, которое проявлено к данному символу. Следовательно, такая татуировка не будет «работать» в качестве талисмана.

Крест тамплиеров – это один из самых сильных амулетов, которые дают человеку надежную защиту от злых сил и любого злого колдовства. Его можно носить и мужчинам, и женщинам. Детям его использовать не рекомендуется, поскольку амулет имеет слишком мощную энергетику, которую не в силах принять детский организм.

Бесплатная консультация астролога, гадалки или экстрасенса после регистрации

Укажите имя Имя содержит недопустимые символы

Укажите дату рождения

День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Месяц Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря Год 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 1986 1985 1984 1983 1982 1981 1980 1979 1978 1977 1976 1975 1974 1973 1972 1971 1970 1969 1968 1967 1966 1965 1964 1963 1962 1961 1960 1959 1958 1957 1956 1955 1954 1953 1952 1951 1950 1949 1948 1947 1946 1945

Укажите номер Номер содержит недопустимые символы

Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Андорра Аргентина Армения Афганистан Багамы Беларусь Бельгия Болгария Бразилия Ватикан Великобритания Венгрия Вьетнам Германия Гибралтар Гонконг Гренландия Греция Грузия Дания Доминиканская Республика Египет Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран, Исламская Республика Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Канада Кипр Киргизия Китай Лаос Латвия Ливан Литва Лихтенштейн Люксембург Маврикий Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Молдова Монако Монголия Нидерландские Антилы Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Польша Португалия Россия Румыния Сальвадор Сербия Сингапур Словакия Словения США Таджикистан Таиланд Тунис Туркмения Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Французская Гвиана Хорватия Чехия Швейцария Швеция Эквадор Эстония Южная Африка Ямайка Япония

Состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово baussant означает «окрашенный в два цвета», в данном случае - черный и белый. Отсюда само знамя рыцари стали называть le baussant .
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно у тамплиеров , рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.»»
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая именно часть была белой, а какая - черной.
Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.

> В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora , приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum ).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра , тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатывались на воске или сургуче.
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.

И это богатство было столь большим, что предоставляли ссуды монархам и впоследствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie) .
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них».
На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него.
На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма .
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них — магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек — это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне — это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

А. Лавей

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет — золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время «чёрных месс» .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот «символ бафомета» (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

«Пять» в мистицизме катаров и тамплиеров — знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения - мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм — с ульем. Сущность их небесная, а мёд — приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе — душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза — символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa («под розой»), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий». «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте — смерть Христа. Шип розы — страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов — неблагодарность. венок из роз — небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны — Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III — белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название «крест » происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением «искривлённый «. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском — crux — крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал — женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы — чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста — крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля.

Замок Грааля

Замок Грааля назывался «Корбенуа» — «Рог изобилия» — символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости.От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле — агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах — знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев - символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет - знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями — знак Святого Духа.

Белая лебедь

Символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью — церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам. Белый орел - знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля. В духовном смысле - Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно - от блюда до человека-хранителя Грааля - отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества