Порядок прохождения платежей в компании. Положение о бюджете движения платежных средств

Сегодня возникновение у компании кассовых разрывов во многом зависит от того, насколько точно финансовый директор компании может составить платежный календарь. Есть несколько проверенных на практике рецептов. Какие разделы платежного календаря предприятия важно предусмотреть мы расскажем в статье и приведем образец платежного календаря.

Реестр платежей в платежном календаре

Важная составляющая рабочего платежного календаря – реестр запланированных выплат. Как правило, именно этот документ отдается на подпись финансовому или генеральному директору. Причем в идеале в реестре платежей присутст­вуют не только такие стандартные колонки, как дата составления заявки на платеж, номера счета и договора, наименование контрагента и сумма к оплате, но и ряд дополнительных полей, которые помогут руководителю департамента казначейства (или финансовому директору, если как таковая казначейская функция не выделена) сформировать платежный календарь, а именно:

  • наименование статьи бюджета , в рамках которой будет осуществлен платеж. Одна из классических процедур, выполняемых при согласовании заявок на платеж, – проверка на соответствие бюджету. Такую проверку будет намного проще проводить не по отдельной заявке, а по реестру платежей. Для этого по каждому заявленному платежу будет оправдано указать наименование статьи бюджета;
  • источник оплаты – указывается, с какого расчетного счета (из какой кассы) планируется выплатить деньги по заявке. Без этого при составлении платежного календаря сложно будет спланировать остатки на начало и конец дня в разрезе расчетных счетов компании;
  • авторизация – дополнительный признак, отражающий состояние заявки: согласована или не согласована. Кстати, это поле можно разбить на несколько составляющих, например по должностям ответственных лиц, принимающих участие в согласовании. В итоге финансовый директор, получивший на подпись в начале недели (или в конце предыдущей) реестр платежей, будет четко видеть, какие заявки получили одобрение на предыдущих этапах, а какие еще лежат на согласовании и у кого;
  • факт исполнения заявки – поле, которое будет содержать пометку о том, оплачена заявка или нет, а также дату платежа. В случае необходимости инициатор сможет быстро получить информацию о состоя­нии своей заявки, а финансовый директор – быстро актуализировать платежный календарь, внеся в него те оплаты, которые уже прошли на текущей неделе.

Правила сбора и прохождения заявок

Можно смело утверждать, что составление платежного календаря , сколько-нибудь достоверного, на ближайшую неделю не получится, если в компании нет регламента платежей. Всегда найдутся руководители подразделений, которые будут требовать немедленно оплатить тот или иной счет. И это при том, что на практике крайне редко возникают ситуации, когда предвидеть необходимость тех или иных выплат хотя бы за неделю невозможно. Чаще всего «срочность» – причина забывчивости и халатности отдельных сотрудников, которая в отношении денег сегодня просто недопустима. Регламент платежей определяет правила заполнения заявок, порядок согласования, а также сроки, в которые может быть подана заявка, и время, когда она будет исполнена. Например, формирование инициатором платежа заявки и ее акцепт руководителем подразделения – каждый понедельник до 16.00, выдача наличных средств по согласованным заявкам – среда, четверг, пятница после 11.00; безналичная оплата по заявкам первого приоритета – каждый четверг до 14.00 и т. д.

Регламент проведения платежей утверждается приказом генерального директора по предприятию и доводится до сведения всех сотрудников. Кстати, самое главное в регламенте платежей – уделить особое внимание тому, как будет проходить заявка, если нарушены сроки ее предоставления, превышен лимит по бюджетной статье. Это не только определит порядок действий в непредвиденной ситуации, но и будет мотивировать людей жестче следовать регламенту. Например, если нарушен срок формирования заявки, а в регламенте на этот случай предусмотрено общение с финансовым или генеральным директором, для подавляющего большинства сотрудников это серьезный стимул впредь заблаговременно информировать о любых платежах финансовую службу. Скачать регламент проведения платежей можно внизу под статьей.

Планируем поступления средств при составлении платежного календаря

Как это ни парадоксально, самое сложное – спланировать в платежном календаре сумму поступающих средств за день. Чаще всего действуют следующим образом. Поступления, запланированные в бюджете движения денежных средств, делят на количество рабочих дней в месяце и полученную цифру заносят в платежный календарь как входящий денежный поток одного дня. Собственно, другого решения и нет, особенно если речь идет о компании, работающей с розничными покупателями без заключения предварительных договоров. Но это необходимо учитывать, планируя выплаты. Например, у компании остатки на счетах на начало дня составляют 150 тыс. рублей, к поступлению ожидается 300 тыс. рублей. На основании этих данных запланировано оплатить счета на сумму 450 тыс. рублей. В итоге выяснится, что из запланированных 300 тыс. рублей до конца банковского дня поступило лишь 200 тыс. рублей. А весь платежный календарь надо переделывать. Более того, остатки на расчетных счетах были спланированы в ноль, а у предприятия на руках договор с банком, по которому оно обязуется поддерживать на счете неснижаемый остаток – 10 тыс. рублей. Ниже мы привели пример платежного календаря .

Лучше заранее определить, какую долю из запланированных к поступлению средств можно направить на оплату тех или иных счетов. Чаще всего это делается экспертным путем, исходя из опыта компании или же на основании анализа движения средств. Более того, в регламенте платежей лучше заранее определить размер страхового остатка средств на конец каждого рабочего дня, который будет приниматься в расчет при составлении платежного календаря.

А в дополнение ко всему не лишним будет в платежный календарь включить данные о существующих у компании невыбранных лимитах в рамках кредитных линий. Например, эту информацию можно указывать там же, где и сведения о входящих остатках. В таком случае сведения о финансовых возможностях предприятия в платежном календаре будут представлены максимально полно, и финансовый директор сможет эффективнее распоряжаться доступными ресурсами.

Определение приоритетов, если денег для оплаты всех счетов нет

Сегодня для многих компаний вполне характерна ситуация, когда доступных средств не хватает для оплаты всех акцептованных заявок. Как правило, это приводит к тому, что собирается совещание со всеми руководителями подразделений, в ходе которого обсуждается, какие платежи можно отложить. На подобную процедуру тратится немало времени и сил. Более оперативно управлять деньгами можно, если в каждой заявке будут указаны приоритет платежа и срок оплаты по договору. Располагая этими данными, финансовый директор сможет самостоятельно принимать решение о переносе тех или иных выплат на более поздние сроки. Как правило, в первую очередь погашается задолженность по заработной плате, перед бюджетом, банками. Вторая очередь – ключевые контрагенты, разрыв взаимоотношений с которыми грозит компании остановкой производства или существенными пенями. Третья очередь – все остальные платежи.

Кстати, для того, чтобы удобнее было отслеживать неоплаченные заявки, лучше не только указывать факт исполнения (или неисполнения заявки), но и предусмотреть в платежном календаре помимо классического деления платежей по статьям затрат также аналитику по контрагентам. Проще всего сформировать платежный календарь в Excel. Если создается платежный календарь в Excel , достаточно будет ввести дополнительный столбец, в котором указывать получателя. В итоге можно будет достаточно быстро вывести список дебиторов, которым нужно заплатить в ближайшее время.

Исполнение платежного календаря

После того как платежный календарь составлен, остается его актуализировать. Как правило, это делается в конце дня на основании выписки из системы «банк-клиент». Вместо плановых данных в платежный календарь вносятся сведения о фактически осуществленных оплатах, поступлениях и самое главное – остатках. При необходимости можно предусмотреть возможность ежедневного анализа отклонений плановых значений от фактических. Но, как правило, подобный анализ оправдан по итогам недели.

Еще один нюанс, который стоит учесть при составлении платежного календаря предприятия, – сделать укрупненный план поступлений и выплат с делением по неделям (а не по дням) на ближайший месяц. Это поможет лучше ориентироваться в предстоящих платежах, особенно если какие-то из них уже переносилось из-за нехватки средств.

Еще о том, как составить платежный календарь и как с ним работать, смотрите на видео. Рассказывает Елена Митрофанова, руководитель проектов ОФЭР компании IBS. Она также привела образец платежного календаря.

Видео

Чтобы избежать кассовых разрывов из-за отсутствия контроля над текущими платежами, руководство компании RALF RINGER разработало положение, четко регламентирующее внутренний документооборот заявок на платеж. В результате на согласование платежа уходит не более трех дней, а отклонения запланированных платежей от фактических минимальны.

Положение о порядке оформления документов для проведения наличных и безналичных расчетов в компании RALF RINGER разработано и внедрено в 2009 году. Его главной задачей было обеспечить соответствие фактических выплат платежам, заложенным в бюджете движения денежных средств . По мнению Алексея Пурусова, финансового директора компании, этот документ не только решил проблемы строгого исполнения бюджета, но и свел к минимуму риск проведения несанкционированных оплат, а также любых злоупотреблений со стороны сотрудников компании.

В положении, используемом компанией, подробно описываются все этапы согласования и осуществления выплат - начиная с заполнения заявки сотрудником подразделения и заканчивая отправкой платежных поручений в банк. Кроме того, в документе указаны сроки и последовательность согласования заявок, а также время, которое отводится для выполнения тех или иных операций, связанных с управлением исходящими денежными потоками . Каждая заявка на платеж проходит как минимум четыре уровня контроля.

Благодаря жесткому контролю времени по каждому из этапов, на согласование платежа уходит не более трех дней. А для экстренных случаев предусмотрена сокращенная процедура визирования заявки и оплаты.

Положение о порядке оформления документов для проведения наличных и безналичных расчетов денежными средствами (извлечение)
комментирует Алексей Пурусов, финансовый директор RALF RINGER

I. Общие положения

1.1.Инструкция разработана в целях стандартизации деятельности по обеспечению плановости в вопросах финансовой деятельности. Данная инструкция определяет порядок оформления ожидаемого платежа и основные требования к инициатору платежа по подаче заявки на своевременный платеж.

1.2.Своевременность реализации каждой заявки в первую очередь зависит от подачи надлежаще оформленной заявки на платеж в установленные сроки.

1.3.Срок подачи инициатором платежа заявки - три дня до ожидаемого срока платежа.

1.4.Заявка на платеж дает право на проведение расчетов, оплат, расходования денежных средств компании.

1.5.Запрещается выдача, получение, проведение расчетов с внешними контрагентами, а также внутрифирменное движение денежных средств без надлежаще оформленной заявки на платеж.

1.6.Оплата производится при наличии надлежаще заполненной и согласованной заявки. Надлежаще оформленной считается заявка, заполненная в соответствии с инструкцией и с наличием переданных документов для проведения оплат (счет, акт выполненных работ, копия договора при необходимости и т. п.).

1.7. Ответственным лицом от департамента за инициирование платежа по статьям бюджета движения денежных средств может быть должностное лицо, обозначенное в списке руководителей ЦФО.

2. Правила оформления заявки на платеж

2.1. В каждой заявке на платеж специалист, инициирующий платеж (денежных средств), обязан последовательно указать в графах заявки на платеж следующие данные:

2.1.2.В опции «Операция» выбрать соответствующую операцию:

«оплата поставщику» - расчеты за ТМЦ, работы, услуги;

«прочие расчеты с контрагентами» - расчеты за таможню, штрафы, СЭС, пошлины, пени и т. п.;

«возврат денежных средств покупателю»;

«выдача денежных средств подотчетнику»;

«перечисление налогов» - расчеты с госорганами по налогам, штрафам ИФМС, пени по просрочке налогов, пособия по уходу за ребенком, отчисления от ФОТ;

Если заявка будет подана позже, велика вероятность того, что выплаты в требуемый срок не будут осуществлены. Это жесткое правило дисциплинирует сотрудников и избавляет от привычки все делать в последний момент.

Это не означает, что все заявки инициируются только руководителями ЦФО. Но руководители центров финансовой ответственности обязательно согласуют платежи, заявляемые сотрудниками ЦФО. В целом по компании 34 центра финансовой ответственности.

- «снятие наличных» - получение денежных средств из банка в кассу юридического лица;

«перечисление заработной платы на карты» - безналичные переводы сотрудникам ГК RALF RINGER (аванс, заработная плата) на карты или индивидуальные счета сотрудников;

«перечисление комиссии по картам» - оплата комиссии за перечисление на карты.

2.1.3. В опции «Расчеты с контрагентом»:

дата расхода (крайний Срок платежа) - указать срок ожидаемого осуществления платежа;

валюта платежа - выбрать валюту, в которой будет производиться расчет с контрагентом- Все расчеты на территории РФ проводятся в рублях;

контрагент - выбрать наименование получателя платежа;

договор - выбрать договор;

сумма необходимых средств - заполняется цифрами;

форма оплаты - выбрать наличные, безналичные;

статья движения денежных средств - выбрать в соответствии с утвержденными статьями бюджета;

организация (плательщик) - следует указать источник осуществления платежа, от которого будут осуществлены ожидаемые платежи, - наименование юридического лица;

центр финансовой ответственности ЦФО - наименование департамента или отдела держателя бюджета;

«ответственный» - проставляются автоматически;

комментарии (назначение платежа) - обосновать целесообразность предстоящих затрат. При безналичной оплате необходимо указать точную формулировку платежа, которая должна быть отражена в платежном поручении, с обязательным выделением НДС и указанием ставки. Если платеж не облагается НДС, необходимо указать «НДС не облагается».

3. Порядок согласования заявки на платеж

3.1. Специалист, инициирующий осуществление платежа, заверяет оформленную заявку своей подписью в графе «Ответственный», и затем она переходит на стадию согласования:

1-й уровень - согласование с руководителем ЦФО;

2-й уровень - согласование с руководителем департамента (отдела или направления);

3-й уровень - согласование с бюджетным контролером;

4-й уровень - согласование с контролером управления учета;

5-й уровень - согласование с бухгалтерией;

6-й уровень - согласование с финансовым контролером.

При указании сроков исполнения платежа инициатор заявки должен учитывать, что с момента ее получения до непосредственного перевода средств необходимо не менее трех рабочих дней.

У каждого ЦФО есть свои статьи в бюджете движения денежных средств. Ошибка в указании ЦФО, разумеется, еще не грозит перерасходом, а вот в том, что заявка попадет на согласование не к тому руководителю, можно быть уверенным. А тот, в свою очередь, вернет ее на доработку. Кстати, контроль платежей в разрезе не только статей, но и ЦФО позволяет лучше следить за исполнением бюджета.

3.2. Инициатор заявки на платеж обязан до срока согласования бухгалтерией предоставить все надлежаще оформленные первичные документы в бухгалтерию того юридического лица, от которого производится оплата.

Согласование заявки на оплату бухгалтерией осуществляется главными бухгалтерами или ответственными сотрудниками бухгалтерии юридического лица (плательщика), назначенными руководителем подразделения. Ответственный сотрудник отдела бухгалтерии согласовывает заявку на оплату только в разрезе своего юридического лица, на основании имеющейся первичной учетной документации по хозяйственной деятельности юридического лица и подтверждающей необходимость проведения данной оплаты.

3.3. Финансовый контролер проводит платежи на основании утвержденного на текущий банковский день потока денежных средств и приоритетности заявки на оплату.

3.6. Заявка на платеж получает статус «Отклонена» только в случае отказа от платежа или запрета проведения платежа. Заявка на платеж, помещенная в папку «Отклонена», удаляется автоматически из базы на следующий рабочий день.

5. Сроки согласования заявки на платеж

5.1. Заявка на платеж со статусом «На утверждение» проходит согласование в следующие сроки:

руководителями ЦФО - в течение текущего рабочего дня;

руководителем департамента - в течение текущего рабочего дня;

бюджетным контролером - с 15.00 до 16.30 текущего рабочего дня;

контролером управления учета - до 17.00;

бухгалтерией - до 17.30;

финансовым контролером - в момент распределения денежных средств и определения их потоков с 10.30 до 12.30 по заявкам, находящимся в папке финансового контроля.

Поводом для отклонения заявки может быть превышение бюджетного лимита по данной статье или, например, отсутствие бухгалтерских документов, подтверждающих обоснованность проведения платежа. Заявки могут быть направлены на доработку, но с указанием причины такого решения.

Бюджетный контролер согласовывает все заявки без исключения. Главная задача - проверить будущие выплаты на соответствие лимитам, установленным в бюджете движения денежных средств.

Добавить фирму Добавить прайс


ООО «»
Введено в действие с
"27"_апреля_ 2001 г.
Стандарт Компании
Порядок согласования, оформления и проведения платежей в Компании
Версия 1.0
г. Москва
2001г.

Предисловие
Разработано
Утверждено Распоряжение от «26» 2001г. № 58-Р
Подразделение Отдел консалтинга
Изменено
Подразделение
Оглавление
1.Введение 3
2.Общие положения 3
3.Порядок исполнения Задания на платеж 4
Приложение 1 Форма Задания на платеж 5
Приложение 2 Схема прохождения Задания на платеж в АРИСе 7

1. Введение
1.1. Настоящий Стандарт устанавливает порядок прохождения платежей в ООО «»;
1.2. Принятые термины и обозначения.
- Компания - ООО “”.
- Бюджет Компании – (далее – Бюджет) - документ, определяющий направления, объемы и формы поступления и расходования средств Компании за установленный бюджетный период.
- Смета расходов Компании – (далее – Смета) – составная часть бюджета Компании, отражающая затраты на содержание аппарата управления (стоимость рабочих мест и страховые выплаты). Смета формируется на год, квартал, месяц. Смета ведется в разрезе подразделений Компании.
? Задание на платеж (далее – Задание) - документ, являющийся основанием для осуществления платежей.
? Исполнение задания на платеж - списание средств, указанных в Задании, с одного из счетов Компании.
- Стоимость содержания рабочего места – составная часть расходной части бюджета Компании (сметы) - величина расходов, отражающая затраты на ИТ, аренду, содержание и обслуживание рабочего места сотрудника Компании.
- Реестр на оплату – (далее – Реестр) - список подлежащих проведению платежей, предоставляемый Управлением консолидированных финансов в Бухгалтерию, с приложением соответствующих ЗП;
- Исполнитель Задания на платеж (далее – Исполнитель) – сотрудник Компании, инициирующий платеж в рамках утвержденного бюджета (сметы расходов). Исполнитель несет ответственность за:
- достоверность информации, содержащейся в платежных документах;
- правильность оформления платежных документов и полноту пакета документов;
- наличие всех согласующих подписей на Задании.
- Согласующее лицо – должностное лицо Компании, визирующее Задание на платеж. Назначается Президентом Компании или лицом, им уполномоченным. При необходимости согласующее лицо имеет право потребовать от Исполнителя дополнительные комментарии и разъяснения по проводимому платежу.
1.3. В выполнении операций, предусмотренных данным Стандартом, участвуют:
- Инициатор платежа;
- Управление Корпоративных Финансов (далее -УКФ);
- Бухгалтерия Компании - (далее – Бухгалтерия);
- Отдел финансового планирования и бюджета (далее – ОФП)
- Президент Компании или лицо, им уполномоченное (далее – Президент).
2. Общие положения
2.1. Все платежи, проводимые со счетов Компании, оформляются Заданием на платеж. Задание на платеж является внутренним платежным документом.
2.2. Задание на платеж проходит согласование в бумажном виде с приложением всех сопроводительных документов.
2.3. Согласующее лицо должно принять решение о согласовании или не согласовании Задания на платеж в течение 1 рабочего дня:
- если Задание на платеж поступило до 13.00 текущего дня согласующее лицо обязано принять решение о согласовании текущим днем;
- если Задание на платеж поступило после 13.00 согласующее лицо имеет право принять решение следующим рабочим днем до 13.00.
2.3.1. Задание на платеж и комплект сопроводительных документов хранится в Бухгалтерии Компании.
3. Порядок исполнения Задания на платеж.
3.1. Оформление и исполнение
3.1.1. Исполнитель:
- оформляет “Задание на платёж” по форме Приложения 1, при этом в соответствующих графах Задания указываются Организация-плательщик, реквизиты документа (Договор, Акт, Счет-фактура и т.д.), являющегося основанием данного платежа, сумма, назначение платежа и реквизиты получателя, наименование проекта (в рамках бюджета которого осуществляется платеж);
- подписывает Задание у руководителя подразделения или руководителя проекта;
- проставляет Код проекта (если платеж осуществляется в рамках реализуемого проекта) или указывается принадлежность платежа к текущей хозяйственной деятельности Компании;
- формирует Пояснительную записку к Заданию с комментариями и разъяснениями по проводимому платежу;
- направляет Задание в ОФП.
3.1.2. ОФП:
- проверяет наличие средств в бюджете Компании (смете расходов);
- определяет приоритетность платежей и возможность их осуществления в рамках утвержденного бюджета Компании;
- проверяет не превышение заявленных платежей накопленным итогом общему бюджету проекта/мероприятия;
- подписывает Задание и направляет его в Бухгалтерию либо возвращают его Исполнителю с указанием причины отказа в согласовании.
3.1.3. Бухгалтерия:
- осуществляет общий контроль за наличием оснований платежа и правильностью оформления документов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета;
- осуществляет оплату с расчетного счета Компании (отражает платеж в бухгалтерском учете);
- рассматривает платеж с точки зрения налоговой оптимизации и принимает решение об отнесении платежа на прибыль/себестоимость;
- отвечает за налоговую оптимизацию расходов;
- подписывает Задание и направляет его на согласование Президенту, либо возвращает его Исполнителю с указанием причины отказа в согласовании.
- На основании подписанного Президентом Задания проводит платеж в соответствии с действующим в Компании регламентом.
- Передает в ОФП информацию об осуществленных платежах для ведения Реестра платежей и учета расходов по проектам.

Приложение 1
Форма Задания на платеж
На одном листе

(рассылается отдельным файлом)

Приложение 2
Схема прохождения Задания на платеж
На одном листе

Регламент БДДС (Бюджетирование движения денежных средств) на примере Производства

Целью любого регламента является упорядочивание деятельности участников бюджетного процесса при планировании, анализ и контроль исполнения бюджета движения денежных средств, а так же подробное описание всех значимых составляющих системы. В данной статье будет рассмотрен регламент Бюджетирование движения денежных средств на предприятии, в соответствии с установленными едиными методологическими правилами.

Цели регламента

Регламентом устанавливается состав данных, необходимых для формирования бюджета, порядок их предоставления, принципы учета и обработки плановой и отчетной информации, права и обязанности участников бюджетного процесса.

Ответственность за организацию работы согласно положений Регламента осуществляет Финансовый директор, обеспечивая неукоснительное выполнение регламентированных процедур всеми подразделениями и службами, а так же работниками организации.

Регламент бизнес-процесса «Бюджетирование» обязателен для исполнения всеми указанными в нем службами, его исполнение может служить критерием оценки эффективности работы подразделения.

Функции системы бюджетирования движения денежных средств

К основным функциям системы бюджетирования ДДС относятся:

Для повышения эффективности деятельности системы бюджетирования предусмотрен матричный принцип распределения ответственности посредством организации планирования по горизонтали (по статьям бюджета) и по вертикали (по центрам/субцентрам ответственности).

Методология работы Регламента

Работа Регламента осуществляется в соответствии со следующими блоками.

1. Блок планирование ДДС (годовой план и план месяца)
1.1 Заполнение и проведение бюджетов ЦФО (для месяца: до начала планируемого месяца за 5 дней; для года: ноябрь).
1.2. Оптимизация плана ДДС и устранение кассовых разрывов (для месяца: до начала планируемого месяца за 3 дня; для года: первая неделя декабря).
1.3. Согласование плана ДДС в разрезе ЦФО с их руководителями (для месяца: до начала планируемого месяца за 2 дня; для года: 2-я и 3-я неделя декабря).
1.4. Утверждение генерального, операционных бюджетов ЦФО (для месяца: до начала планируемого месяца за 1 дня; для года: 4-я неделя декабря).

2. Блок платежей и текущего контроля
2.1. Заполнение и проведение реестра входящих платежей. На этом этапе осуществляется также контроль соответствия фактических входящих платежей плану в дневном и месячном разрезе.
2.2. Заполнение реестра исходящих платежей и его проведение. На этом этапе осуществляется также контроль соответствия фактических исходящих платежей плану в дневном и месячном разрезе.

Формирование исходящих реестров платежей проводится на основании заявок на платеж подаваемых в электронной (бумажной) форме

3. Прогнозирование
Прогнозирование представляет собой инструмент предоставления данных, касательно перспектив финансовой ситуации на предприятии на основе планов и фактических тенденций поступления и расходования денежных средств.

Другими словами, это процесс моделирования будущей ситуации на предприятии или фирме, который основан как на плановых, так и фактических показателях.

Механизм прогнозирования основывается на выборе базового периода. Базовый период представляет собой период, при выборе которого, данные с начала месяца (года) по выбранную дату (месяц) включительно берутся по фактическим движениям, далее - от следующего за базовой датой числа (месяца) до конца месяца (года) - по плановым движениям.

Наиболее эффективно за базовую дату брать последний период (дату), по которому факт уже заполнен.
Основная задача прогнозирования месяца - заранее предвидеть возможное снижение остатков денежных средств от плана или наступления кассовых разрывов.

Прогноз года необходимо осуществлять ежемесячно в конце месяца.

4. Контрольный блок
План-факт анализ соответствия планируемых и фактических платежей ДДС. Последовательность, ответственные лица и сроки проведения управленческих операций, указанных в таблице 1:

Таблица 1

Операция

Ответственное лицо

Срок проведения

Документ

Блок «Планирование ДДС»

Заполнение и проведение бюджетов ЦФО

Ответственное лицо ЦФО (см. раздел 2 пункт 2.1.)

Для месяца: до 25-го числа каждого месяца, для года: ноябрь.

Форма «БДДС по ЦФО»

Оптимизация плана ДДС и устранение кассовых разрывов

Экономическая служба

Для месяца: до 27-го числа каждого месяца, для года: 1-я неделя декабря

Форма «БДДС консолидированная»

Согласование плана ДДС (ознакомление с планом) в разрезе ЦФО с их руководителями

Экономическая служба

Для месяца: до 28-го числа каждого месяца;
для года: 2-я и 3-я неделя декабря

Утверждение генерального бюджета

Финансовый директор

Для месяца: до 30-го числа каждого месяца; для года: 4-я неделя декабря

Распечатанные формы бюджетов

Блок «Платежи и текущий контроль»

Заполнение и проведение реестра входящих платежей

Бухгалтер, Коммерческий отдел

Ежедневно, до 10.00

Форма «Реестр Вх.»

Предоставление счетов и прочих документов на оплату (или проведение заявок на оплату ЦФО в электронном виде)

Уполномоченное лицо ЦФО - Бухгалтеру

Ежедневно, до 9.00

Заявка на оплату

Заполнение реестра исходящих платежей

Бухгалтер

Ежедневно, до 10.00

Форма «Реестр Исх.»

Утверждение реестра исходящих платежей

Экономическая служба;
Финансовый директор

Ежедневно, до 11.00

Блок «Контрольный»

Сопоставление плановых и фактических платежей

Экономическая служба

Ежедневно, в течение дня

Запрос начальнику ЦФО по отклонениям бюджета

Экономическая служба

По мере необходимости. При отклонениях от текущего бюджета более 5 %.

Обоснование отклонения от бюджета

Ответственное лицо ЦФО

В течение 4-х часов после поступления запроса

Форма запроса и обоснования в Приложении 2 Регламента

Прогнозирование

Прогноз месяца

Экономическая служба

Прогноз года

Экономическая служба

Ежемесячно, при закрытии планирования месяца

* подписывается приказ на исполнение обязанностей по утверждению реестров и осуществление текущего контроля платежей в отсутствие основного исполнителя (Генерального директора).

Перечень бюджетов предприятия

Основным бюджетом, регламентирующим деятельность предприятия на месяц, является месячный бюджет ДДС (генеральный бюджет месяца).

Основным бюджетом, регламентирующим деятельность предприятия на год, является годовой бюджет ДДС (генеральный бюджет года.

Финансовая структура предприятия использует семь операционных бюджетов.

1. Основным бюджетом является генеральный бюджет движения денежных потоков (по году и по месяцу), составляемый в двух видах:

  • план движения денежных потоков;
  • факт движения денежных потоков.

2. Операционные бюджеты:

Таблица 2

Данные операционных бюджетов формируются как совокупность данных определенных статей ДДС.

Корректировка бюджета

В случае значительного изменения текущей производственной или финансовой ситуации на предприятии Генеральный бюджет месяца (года) может быть скорректирован по одной или нескольким статьям.
Заявка оформляется начальником ЦФО, ответственным за планирование и расходование средств по изменяемым статьям.

Причины корректировки бюджета:

  • перенос денежных средств с одной статьи на другую;
  • изменения результата движения денежных средств по ЦФО (изменения доходной или расходной составляющей).

Открытие планирования осуществляется на срок, указанный в служебной записке.

Оптимизация плана движения денежных средств

Оптимизация плана ДДС может быть следующих видов:

  • первичная оптимизация, проводимая в период утверждения плана ДДС (блок «Планирование»;
  • последующие оптимизации, проводимые после корректировки плана ДДС (блок «Текущая деятельность»).

Основными задачами оптимизации плана ДДС являются:

  1. Устранение кассовых разрывов (недостатка денежных средств для оплаты счетов и прочей задолженности).
  2. Планирование остатков денежных средств и повышение эффективности их использования.
  3. Четкое финансирование запланированных проектов в целях выполнения стратегических планов предприятия.

Оптимизация плана ДДС осуществляется экономической службой.

Анализ исполнения бюджета финансовых потоков

При наличии план-факт отклонений в бюджете месяца ЦФО по статье, превышающее 10%, ответственное лицо (руководитель) ЦФО предоставляет служебную записку с описанием причин отклонений месячного бюджета.

Описание причин отклонений при превышении указанных предельных процентов осуществляется как при перерасходе, так и при экономии по статьям и относится как к доходным, так и расходным статьям.

Общий анализ исполнения бюджета осуществляется посредством план-факт анализа ДДС.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ПЛАТЫ

И О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ УСЛУГ БАНКА РОССИИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ

В СИСТЕМЕ ВАЛОВЫХ РАСЧЕТОВ В РЕЖИМЕ

РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ БАНКА РОССИИ

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10, N 10, ст. 1151, N 18, ст. 2117), в соответствии с Положением Банка России от 25 апреля 2007 года N 303-П "О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2007 года N 9490 ("Вестник Банка России" от 25 мая 2007 года N 31) (далее - Положение Банка России N 303-П), и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 июня 2007 года N 13) устанавливает порядок расчета платы и порядок оплаты клиентами Банка России - участниками системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, именуемой системой банковских электронных срочных платежей (далее - система БЭСП), услуг Банка России при проведении платежей и осуществлении расчетов в системе БЭСП.

Глава 1. Общие положения

1.1. В настоящем Положении термины применяются в значении, установленном в Положении Банка России N 303-П и Указании Банка России от 25 апреля 2007 года N 1822-У "О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2007 года N 9493 ("Вестник Банка России" от 25 мая 2007 года N 31).

1.2. К услугам Банка России в системе БЭСП относятся: услуги по проведению платежей клиентов Банка России - участников системы БЭСП (далее - участник системы БЭСП) на валовой основе в режиме реального времени (далее - расчетная услуга); информационные услуги Банка России в системе БЭСП, оказываемые участникам системы БЭСП (далее - информационная услуга); услуги по изготовлению и выдаче участнику системы БЭСП бумажной копии ЭПС, проведенного через систему БЭСП.

1.3. Расчетная услуга включает: прием ЭПС и его обработку; отражение суммы платежа, проведенного через систему БЭСП по банковским (корреспондентским) счетам (субсчетам) участников; составление и передачу ЭПС и соответствующих ЭСИС о списании и о зачислении сумм платежей участнику-плательщику и участнику - получателю платежа.

1.4. Информационные услуги включают предоставление участникам системы БЭСП по их запросу:

Информации - ПУР (головному офису кредитной организации) - о ликвидности для расчетов в системе БЭСП его филиалов, являющихся ПУР, и об остатках денежных средств на корреспондентских субсчетах его филиалов, являющихся ПУР;

Информации из архива электронных сообщений на соответствующие даты завершенных операционных дней системы БЭСП;

Дубликатов ЭСИС, направленных Банком России ПУР в соответствии с установленным регламентом.

1.5. Банк России вправе устанавливать плату за услуги Банка России в системе БЭСП, за исключением операций, бесплатное проведение которых установлено законодательством Российской Федерации.

1.6. Банк России вправе снижать плату за расчетную услугу в течение месяца в соответствии с величиной применяемых скидок (далее - дисконт) в зависимости от количества проведенных через систему БЭСП ЭПС участника системы БЭСП.

1.7. Тарифы за расчетные и информационные услуги, услуги по изготовлению и выдаче участнику системы БЭСП бумажной копии ЭПС, проведенного через систему БЭСП, а также величина дисконта устанавливаются Банком России и публикуются в "Вестнике Банка России".

1.8. Плата за расчетные услуги взимается с участника системы БЭСП, по банковскому (корреспондентскому) счету (субсчету) которого проводятся операции по списанию денежных средств на основании ЭПС.

Плата за информационные услуги взимается с участника системы БЭСП, направившего запрос для получения информации.

Плата за изготовление бумажной копии ЭПС взимается с участника системы БЭСП, по запросу которого изготовлена бумажная копия ЭПС, проведенного через систему БЭСП.

Глава 2. Порядок расчета платы за услуги

Банка России в системе БЭСП, составления и представления

ведомостей предоставленных услуг

2.1. Расчет платы за услуги Банка России в системе БЭСП осуществляется для каждого участника системы БЭСП в соответствии с установленными тарифами и величиной дисконта, исходя из количества проведенных через систему БЭСП платежей, количества исполненных запросов по информационным услугам, а также распечатанных бумажных копий ЭПС участников, проведенных через систему БЭСП.

2.2. На основе произведенного расчета платы за услуги Банка России для каждого участника системы БЭСП обслуживающим учреждением Банка России формируется Ведомость предоставленных Банком России услуг в системе БЭСП в соответствии с приложением к настоящему Положению (далее - ведомость).

2.3. В ведомости указываются количество и сумма проведенных за день (месяц) операций по списанию средств с банковских (корреспондентских) счетов (субсчетов) участников системы БЭСП, открытых в обслуживающих учреждениях Банка России, в разрезе балансовых счетов второго порядка, платных и бесплатных операций, а также количество предоставленных Банком России информационных услуг, количество распечатанных бумажных копий ЭПС, проведенных через систему БЭСП, и сумма платы за оказанные услуги Банка России в системе БЭСП.

2.4. Ведомость за день предназначена для информирования участника системы БЭСП о сумме начисленной платы за услуги Банка России в системе БЭСП за этот день.

2.5. Ведомость за день представляется участнику системы БЭСП обслуживающим его учреждением Банка России в электронном виде после выполнения завершающего сеанса системы БЭСП и проведения ежедневной сверки между платежной системой Банка России на уровне территориального учреждения и системой БЭСП.

Срок представления участнику системы БЭСП ведомости за день определяется договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

Ведомость за день не представляется участнику системы БЭСП, если услуги Банка России были оказаны ему на бесплатной основе.

2.6. Участник системы БЭСП при получении ведомости за день вправе сверить ее с данными своего учета и при наличии разногласий обратиться в обслуживающее учреждение Банка России с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, с указанием причин разногласий для их урегулирования.

Срок подачи указанного заявления о разногласиях по ведомости за день, а также срок и порядок их урегулирования устанавливаются договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

Ведомость за день хранится в архиве обслуживающего учреждения Банка России.

2.7. Ведомость за месяц является подтверждением обязательства участника системы БЭСП по оплате услуг Банка России в системе БЭСП.

2.8. Ведомость за месяц представляется участнику системы БЭСП обслуживающим учреждением Банка России в последний рабочий день отчетного месяца после выполнения завершающего сеанса системы БЭСП и проведения ежедневной сверки между платежной системой Банка России на уровне территориального учреждения и системой БЭСП.

Способ представления участнику системы БЭСП ведомости за месяц определяется договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

2.9. Участник системы БЭСП при получении ведомости за месяц вправе сверить ее с данными своего учета и при наличии разногласий обратиться не позднее срока, установленного для оплаты услуг Банка России в системе БЭСП в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Положения, в обслуживающее учреждение Банка России с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, с указанием причин разногласий для их урегулирования.

Ведомость за месяц хранится в архиве обслуживающего учреждения Банка России.

2.10. Ведомость за месяц не представляется участнику системы БЭСП, если услуги Банка России были оказаны ему на бесплатной основе.

2.11. Урегулирование разногласий по ведомости за месяц производится в следующем порядке.

Для урегулирования разногласий создается Согласительная комиссия из уполномоченных представителей обслуживающего учреждения Банка России и участника системы БЭСП. Представитель участника системы БЭСП указывается в заявлении участника системы БЭСП, представитель обслуживающего учреждения Банка России назначается руководителем обслуживающего учреждения Банка России в день получения заявления от участника системы БЭСП.

Урегулирование разногласий должно быть завершено не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем предоставления услуг в системе БЭСП.

Выводы Согласительной комиссии оформляются актом, составленным в произвольной форме, который подписывается уполномоченными представителями участника системы БЭСП и обслуживающего учреждения Банка России.

В случае подтверждения Согласительной комиссией заявленных участником системы БЭСП разногласий обслуживающее учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления акта, осуществляет корректировку ведомости за месяц.

В случае невозможности урегулирования разногласий они подлежат разрешению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.12. Ведомость за месяц, скорректированная по результатам урегулирования разногласий, передается представителю участника системы БЭСП в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем корректировки ведомости.

2.13. В случае исключения участника системы БЭСП из состава участников системы БЭСП обслуживающее учреждение Банка России направляет ему ведомость, содержащую данные о плате за фактический период оказания услуг Банком России в системе БЭСП в течение отчетного месяца.

Представление ведомости участнику, исключенному из состава участников системы БЭСП, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения.

Глава 3. Порядок оплаты услуг Банка России в системе БЭСП

3.1. Участник системы БЭСП оплачивает услуги Банка России в системе БЭСП в соответствии с ведомостью за месяц в порядке, установленном главой 4 Положения Банка России от 7 октября 2002 года N 198-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 года N 4069, 30 сентября 2004 года N 6051, 4 сентября 2006 года N 8198 ("Вестник Банка России от 2 апреля 2003 года N 17, от 6 октября 2004 года N 59, от 13 сентября 2006 года N 51).

3.2. В случае исключения участника из состава участников системы БЭСП и отсутствия разногласий по ведомости указанный участник обязан произвести оплату услуг Банка России в системе БЭСП за фактический период проведения в течение месяца платежей через систему БЭСП платежным поручением в срок не позднее 5-го рабочего дня после дня получения ведомости.

Глава. 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 июля 2007 года.

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

С.М.ИГНАТЬЕВ

Приложение

к Положению Банка России

"О порядке расчета платы

и о порядке оплаты услуг

Банка России при проведении

платежей и осуществлении

расчетов в системе валовых

расчетов в режиме реального

времени Банка России"

Код формы документа по ОКУД 0401360 за день/месяц _______________________________________ (наименование обслуживающего учреждения Банка России) БИК ______________________ Ведомость предоставленных Банком России услуг в системе БЭСП за "__" __________ ____ г. <1> / за __________ ____ г. <2> N ___ от "__" __________ ____ г. ___________________________________________________________ (наименование участника системы БЭСП) БИК __________________ <3> , счет _______________ <4> количество - в единицах сумма - в рублях с двумя десятичными знаками ┌───┬────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬──────┬─────┬──────┐ │ N │Наименование показателя │ Платные │Бесплатные │ Всего │Начис-│Дис- │Подле-│ │п/п│ │ операции │ операции │ операций │ленная│конт │жит │ │ │ │ │ │ │плата │ │оплате│ │ │ ├──────┬────┼──────┬────┼──────┬────┼──────┼─────┼──────┤ │ │ │коли- │сум-│коли- │сум-│коли- │сум-│сумма │сумма│сумма │ │ │ │чество│ма │чество│ма │чество│ма │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼─────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├───┼────────────────────────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴─────┴──────┤ │ │БС 2-го порядка │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ 1 │Раздел 1. Перевод денежных средств в системе БЭСП │ ├───┼────────────────────────┬──────┬────┬──────┬────┬──────┬────┬──────┬─────┬──────┤