Грановская элементы практической психологии скачать pdf. Грановская Р.М
Цель данной книги - ознакомить с элементами психологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее решение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» . Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» . В ϶ᴛᴏм большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду ϲʙᴏей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психических процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии исключительно несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе собственного жизненного опыта. Но ϶ᴛᴏ не так. В первую очередь, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.
Знание основ психологии крайне важно любому гражданину. И вот
почему.
Стоит отметить, что особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение
роли человеческого фактора. Отсюда знание человеком путей самоорганизации для
сохранения оптимальной, работоспособности в любом возрасте, выработка
психологической готовности к переменам, к восприятию нового - залог
продуктивной организации ϲʙᴏего поведения. Именно психологическая грамотность
позволит человеку понять сущность возрастных изменений как в юности, так и в
пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических
приспособительных механизмов, сохранению активной жизненной позиции до глубокой
старости.
Не обойтись без психологических знаний и при решении задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять ϲʙᴏими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих располагают к творческим контактам и сотрудничеству в обстановке дружелюбия и взаимопонимания.
Особенностью психологической науки, существенно отличающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, будет то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае - с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, применяя сведения, добытые экспериментальной и теоретической психологией, человек способен радикально усовершенствовать ϲʙᴏи высшие психические функции. Станут достижимыми управление ϲʙᴏим вниманием, сосредоточение и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение ϲʙᴏей памятью, с тем, ɥᴛᴏбы, не раздражая внезапной забывчивостью, она ϲʙᴏевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодолевать различные внутренние барьеры на пути к оригинальным творческим решениям, организовать и дисциплинировать ϲʙᴏи эмоции с тем, ɥᴛᴏбы возникающие переживания не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием - речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно перерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, ɥᴛᴏбы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.
Отметим, что теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, которыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.
Логика изложения материала такова. Вначале обсуждаются проблемы прижизненного развития высших психических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них - восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы взаимосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологического фундамента личности - темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, которая пробудет в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматривается становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются современные представления об активных методах обучения, кᴏᴛᴏᴩые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава - «Целостность психических процессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со спецификой каждого процесса. По϶ᴛᴏму, с одной стороны, ее задача - синтез всего изложенного, с другой,- являясь целостным представлением авторской концепции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.
В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В психологии, как и в других науках, при формировании представлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию существа психических процессов, без чего затрудняется разумное применение психологических знаний на практике. Кроме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.
Стоит сказать, что каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в ϲʙᴏей повседневной жизни. При этом крайне важно иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реальных ситуациях.
Автором сделана попытка организовать текст так, чтобы он отвечал интересам разнообразных категорий читателей. При ϶ᴛᴏм порядок прочтения глав может быть изменен в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с личными запросами. Главное, ɥᴛᴏбы каждый нашел значимый для себя материал. Например, преподаватель может расширить ϲʙᴏи знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удерживать внимание слушателей, представлять учебный материал, ɥᴛᴏбы облегчить его запоминание, активизировать образные представления и мыслительную деятельность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сформировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.
Многим читателям будет полезно узнать, как корректировать проявления ϲʙᴏих эмоций, ɥᴛᴏбы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Стоит сказать, для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возрастном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить ϲʙᴏи внутренние установки, ɥᴛᴏбы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфликтов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах ϲʙᴏей психики - памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать ϲʙᴏи способности и склонности на благо общества.
В условиях ускорения социально-экономического развития страны особая задача - «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс» . «Отметим, что теперь многое, а по существу, все,- отмечалось на XXVII съезде КПСС,- будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с изменившимися условиями» . В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, формирования целенаправленного активного, творческого отношения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышление» введен раздел «Характеристики мыслительного процесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Сознание» завершает новый параграф «Преодоление психологической защиты», раскрывающий некᴏᴛᴏᴩые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические процессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некᴏᴛᴏᴩыми практическими рекомендациями для молодых супругов.
Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями перестройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в полной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике . В ϶ᴛᴏм разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.
Использованный в книге материал основан на классических исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.
Автор считает ϲʙᴏим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повышения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.
С величайшей благодарностью автор вспоминает ϲʙᴏих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием кᴏᴛᴏᴩых возник замысел ϶ᴛᴏй книги. Особенную благодарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неизменный интерес к книге, существенная поддержка и дружеское участие позволили завершить работу над рукописью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способствовавшей появлению в печати ϶ᴛᴏй книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и последовательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере будет результатом совместной работы.
www.koob.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 6
Становление психических процессов 6
Погружение и свертывание 10
Формирование произвольности 14
Использование принципа погружения при обучении 16
ВОСПРИЯТИЕ 17
Основные характеристики восприятия 18
Активность восприятия и значение обратной связи 22
Объем и структура информации и адекватное восприятие 27
Перестройка восприятия при обучении 30
ВНИМАНИЕ 36
Внимание как ограничение поля восприятия 36
Характеристики внимания 41
Развитие произвольного внимания. 44
Замечания по управлению вниманием 46
Виды памяти. 53
Формы памяти. 62
Промежуточная память и механизмы сна 71
Долговременная память 80
Способы управления памятью 93
МЫШЛЕНИЕ 100
Допонятийное и понятийное мышление 101
Этапы мыслительного процесса 110
Характеристики мыслительного процесса 115
Способы активизации мышления 126
ЭМОЦИИ 137
Биологическое и психологическое значение эмоций 137
Развитие эмоций 146
Стресс и его особенности 149
Управление эмоциями 158
РЕЧЬ И ЯЗЫК 166
Развитие речи 167
Вспомогательные средства языка 179
СОЗНАНИЕ 186
Сознание как высшая ступень развития психики 186
Взаимодействие сознания и подсознания 193
Способы психологической защиты 198
Преодоление психологической защиты 206
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ 215
Асимметрия полушарий и специфика психических процессов 216
Интуиция: многократная смена доминирования 227
Пути развития интуиции 233
Эффективность обучения и роль правого полушария 242
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ 247
Темперамент и продуктивность деятельности 254
Задатки и способности 259
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 265
Особенности психологии юношеского возраста 266
Специфика психологической активности в зрелом возрасте 276
ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ 285
Самооценка и уровень притязаний 287
Куратор и двойная адаптация студента 305
Проблемы общения в семье 310
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 327
Конкретные ситуации 339
Метод инцидента 342
Тренировка чувствительности 345
Мозговая атака 349
Деловые игры 354
Метод погружения 358
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 371
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 396
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 398
Рецензенты:
д-р психол наук Л. Д. Логвиненко (Моск. ун-т), д-р психол наук И. П Волков (Ленингр. ин-т физической культуры)
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета
Грановская Р. М.
Г 77 Элементы практической психологии .- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важнейшими процессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендации, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять ими в процессе обучения, труда и общения.
Книга предназначена для преподавателей вузов, руководителей предприятий, инженеров, всех, кто по роду своей деятельности должен уметь правильно общаться с людьми.
Издательство Ленинградского университета, 1988
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данной книги - ознакомить с элементами психологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее решение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» . Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» . В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психических процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе собственного жизненного опыта. Но это не так. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.Знание основ психологии необходимо любому гражданину. И вот почему. Особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение роли человеческого фактора. Отсюда знание человеком путей самоорганизации для сохранения оптимальной, работоспособности в любом возрасте, выработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового - залог продуктивной организации своего поведения. Именно психологическая грамотность позволит человеку понять сущность возрастных изменений как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических приспособительных механизмов, сохранению активной жизненной позиции до глубокой старости.
Не обойтись без психологических знаний и при решении задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих располагают к творческим контактам и сотрудничеству в обстановке дружелюбия и взаимопонимания.
Особенностью психологической науки, существенно отличающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае - с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, применяя сведения, добытые экспериментальной и теоретической психологией, человек способен радикально усовершенствовать свои высшие психические функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточение и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодолевать различные внутренние барьеры на пути к оригинальным творческим решениям, организовать и дисциплинировать свои эмоции с тем, чтобы возникающие переживания не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием - речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно перерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.
Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, которыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.
Логика изложения материала такова. Вначале обсуждаются проблемы прижизненного развития высших психических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них - восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы взаимосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологического фундамента личности - темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, которая проявляется в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматривается становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются современные представления об активных методах обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава - «Целостность психических процессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со спецификой каждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача - синтез всего изложенного, с другой,- являясь целостным представлением авторской концепции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.
В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В психологии, как и в других науках, при формировании представлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию существа психических процессов, без чего затрудняется разумное применение психологических знаний на практике. Кроме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.
Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако необходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реальных ситуациях.
Автором сделана попытка организовать текст так, чтобы он отвечал интересам разнообразных категорий читателей. При этом порядок прочтения глав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чтобы каждый нашел значимый для себя материал. Например, преподаватель может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удерживать внимание слушателей, представлять учебный материал, чтобы облегчить его запоминание, активизировать образные представления и мыслительную деятельность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сформировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.
Многим читателям будет полезно узнать, как корректировать проявления своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возрастном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутренние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфликтов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики - памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать свои способности и склонности на благо общества.
В условиях ускорения социально-экономического развития страны особая задача - «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс» . «Теперь многое, а по существу, все,- отмечалось на XXVII съезде КПСС,- будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие с изменившимися условиями» . В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, формирования целенаправленного активного, творческого отношения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышление» введен раздел «Характеристики мыслительного процесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Сознание» завершает новый параграф «Преодоление психологической защиты», раскрывающий некоторые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические процессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некоторыми практическими рекомендациями для молодых супругов.
Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями перестройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в полной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике . В этом разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.
Использованный в книге материал основан на классических исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.
Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повышения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.
С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. Особенную благодарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неизменный интерес к книге, существенная поддержка и дружеское участие позволили завершить работу над рукописью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и последовательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере является результатом совместной работы.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии . Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важнейшими процессами, изучаемыми психологией : восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендации, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять ими в процессе обучения, труда и общения.
https://www..html
Психология масс и анализ человеческого Я
Психология масс и анализ человеческого Я. Зигмунд Фрейд. Отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его любви, к его учителю к его врачу, то есть...
https://www..html
Психология Суфизма
Психология Суфизма. Джавад Нурбахш. Суфизм - мистическая традиция в исламе, оказывающая на протяжении веков значительное влияние на восточную, равно как и на западную культуру. Наиболее известными последователями... : материальная природа - нафс (Я) - сердце - дух - глубинное сознание - сокровенное сознание. Приводятся взгляды различных наставников Пути на данный предмет. Во второй книге дается обзор элементов практики суфизма.
https://www..html
Практическая социология
Практическая социология Круковер В.И. В последние годы социология стала непременным предметом не только в высщих учебных заведениях, но и в колледжах, лицеях, специализированных школах. Большинство специализированных учебников... , слишком специализированны, наукообразны, трудны для восприятия. Мой учебник написан популярно. Он доступен даже школьникам. Кроме того, две трети учебника содержат практические занятия по социологии, так что он одинаково полезен как студентам, так и преподавателям.
https://www..html
Практическая магия
Практическая магия. Папюс. Разница между Магией и Общим Оккультизмом та, что Магия - наука практическая , тогда как Общий Оккультизм излагает теорию: но желать производить магические опыты, не зная Оккультизма, это то же, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с Механикой...
https://www..html
Практическая астрология
Практическая астрология или искусство предвидения и противостояния судьбе Книга посвящена одному из древних направлений в развитии человеческой культуры - астрологическому знанию. По существу это превый учебник...
https://www..html
Практическое использование анализа сновидений
Практическое использование анализа сновидений. К.Г. Юнг. Терапевтическая применимость анализа сновидений - все еще очень спорная тема. Многие считают анализ сновидений в лечении неврозов обязательным и... их маловажным, побочным психическим продуктом. Само собой разумеется, что всякая точка зрения, приписывающая бессознательному решающую роль в этиологии неврозов, одновременно признает важное практическое значение сновидений как непосредственного проявления бессознательного...
Грановская Р. М. Элементы практической психологии . – 2-е изд. – Л.: Издательство Ленинградского университета., 1988. –560 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 8
Становление психических процессов 8
Погружение и свертывание 12
Формирование произвольности 16
Использование принципа погружения при обучении 18
ВОСПРИЯТИЕ 20
Основные характеристики восприятия 21
Активность восприятия и значение обратной связи 25
Объем и структура информации и адекватное восприятие 31
Перестройка восприятия при обучении 35
ВНИМАНИЕ 41
Внимание как ограничение поля восприятия 42
Характеристики внимания 48
Развитие произвольного внимания. 50
Замечания по управлению вниманием 53
Виды памяти. 62
Формы памяти. 72
Промежуточная память и механизмы сна 82
Долговременная память 93
Способы управления памятью 108
МЫШЛЕНИЕ 116
Допонятийное и понятийное мышление 117
Этапы мыслительного процесса 129
Характеристики мыслительного процесса 134
Способы активизации мышления 147
ЭМОЦИИ 160
Биологическое и психологическое значение эмоций 161
Развитие эмоций 170
Стресс и его особенности 174
Управление эмоциями 184
РЕЧЬ И ЯЗЫК 192
Развитие речи 194
Вспомогательные средства языка 208
СОЗНАНИЕ 216
Сознание как высшая ступень развития психики 216
Взаимодействие сознания и подсознания 224
Способы психологической защиты 229
Преодоление психологической защиты 239
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ 250
Асимметрия полушарий и специфика психических процессов 250
Интуиция: многократная смена доминирования 264
Пути развития интуиции 270
Эффективность обучения и роль правого полушария 281
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ 286
Темперамент и продуктивность деятельности 295
Задатки и способности 300
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 307
Особенности психологии юношеского возраста 308
Специфика психологической активности в зрелом возрасте 319
ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ 330
Самооценка и уровень притязаний 332
Куратор и двойная адаптация студента 352
Проблемы общения в семье 358
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 377
Конкретные ситуации 392
Метод инцидента 395
Тренировка чувствительности 398
Мозговая атака 403
Деловые игры 409
Метод погружения 413
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 428
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 457
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 460
Предисловие
Цель данной книги – ознакомить с элементами психологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее решение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» . Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» . В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психических процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе собственного жизненного опыта. Но это не так. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.
Знание основ психологии необходимо любому гражданину. И вот почему. Особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение роли человеческого фактора. Отсюда знание человеком путей самоорганизации для сохранения оптимальной, работоспособности в любом возрасте, выработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового – залог продуктивной организации своего поведения. Именно психологическая грамотность позволит человеку понять сущность возрастных изменений как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических приспособительных механизмов, сохранению активной жизненной позиции до глубокой старости.
Не обойтись без психологических знаний и при решении задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих располагают к творческим контактам и сотрудничеству в обстановке дружелюбия и взаимопонимания.
Особенностью психологической науки, существенно отличающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае – с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, применяя сведения, добытые экспериментальной и теоретической психологией, человек способен радикально усовершенствовать свои высшие психические функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточение и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодолевать различные внутренние барьеры на пути к оригинальным творческим решениям, организовать и дисциплинировать свои эмоции с тем, чтобы возникающие переживания не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием – речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно перерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.
Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, которыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.
Логика изложения материала такова. Вначале обсуждаются проблемы прижизненного развития высших психических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них – восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы взаимосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологического фундамента личности – темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, которая проявляется в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматривается становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются современные представления об активных методах обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава – «Целостность психических процессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со спецификой каждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача – синтез всего изложенного, с другой,– являясь целостным представлением авторской концепции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.
В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В психологии, как и в других науках, при формировании представлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию существа психических процессов, без чего затрудняется разумное применение психологических знаний на практике. Кроме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.
Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако необходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реальных ситуациях.
Автором сделана попытка организовать текст так, чтобы он отвечал интересам разнообразных категорий читателей. При этом порядок прочтения глав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чтобы каждый нашел значимый для себя материал. Например, преподаватель может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удерживать внимание слушателей, представлять учебный материал, чтобы облегчить его запоминание, активизировать образные представления и мыслительную деятельность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сформировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.
Многим читателям будет полезно узнать, как корректировать проявления своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возрастном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутренние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфликтов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики – памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать свои способности и склонности на благо общества.
В условиях ускорения социально-экономического развития страны особая задача – «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма – всего, что сдерживает общественный прогресс» . «Теперь многое, а по существу, все,– отмечалось на XXVII съезде КПСС,– будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие с изменившимися условиями» . В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, формирования целенаправленного активного, творческого отношения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышление» введен раздел «Характеристики мыслительного процесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Сознание» завершает новый параграф «Преодоление психологической защиты», раскрывающий некоторые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические процессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некоторыми практическими рекомендациями для молодых супругов.
Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями перестройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в полной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике . В этом разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.
Использованный в книге материал основан на классических исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.
Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повышения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.
С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. Особенную благодарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неизменный интерес к книге, существенная поддержка и дружеское участие позволили завершить работу над рукописью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и последовательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере является результатом совместной работы.
Аграшенков А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, АСТ, 1977. – 480 с.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. –672 с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1.- М.: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
11. Общая психология./ Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.- 448 с.
12. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2- х т. Т.1. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 416 с.
13. Психология и педагогика: Уч. пособие / Николаенко В.М. и др. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. Ком, 1999.- 720 с.
15. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия/ Сост. Г. В. Калягина. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.
Дополнительная литература
18. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. - СПб: Питер, 2000.- 160 с.
19. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Пер. с фр. - М.: Мир, 1966.
21. Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком, 1998.- 752 с.
22. Краткий психологический словарь / Ред.-составитель Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 512 с.
23. Немов Р.С. Практическая психология: Уч. пос. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 320 с.
24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Уч. пос. / В.Д. Балин и др. - СПб.: Питер, 2000.- 560 с.
25. Практическая психология. Учебник. Под ред. М.К. Тутушкинй. - СПб: «Дидактика Плюс», 1998.- 336 с.
26. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пос. - Самара: «БАХРАХ», 1998.- 672с.
27. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. Самара: «БАХРАХ», 1999.
28. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.
29. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
30. Кондаков И. М. Психологический словарь. 2000 г. Электронная версия.
32. Социология, психология и педагогика: Метод. рекомендации к семинарским занятиям / Сост.: Алхасов А. Я., Манахова И. А., Тарханова Т. И. - Ульяновск: УлГТУ, 2000. - 36с. - 6.00.
33. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1999.- 592с.
34. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608с.
35. Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
36. Интернет – лекции по ПиП.
P.S. Можно пользоваться и другими источниками, а также Интернетом.
Есть и другие классификации наук, единой пока нет. Например, в Государственном образовательном стандарте все изучаемые дисциплины делятся на следующие циклы дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации.
Психология входит в цикл ГСЭ, поэтому её можно отнести к гуманитарным дисциплинам.
Леви В.Л.Травматология любви. – М. : Метафора, 2003. – 192 с.: ил. – (Серия «Азбука здравомыслия»).
Сладострастие – 1. Сильное влечение к удовлетворению полового чувства, чувственность. 2. перен. Наслаждение, страстная увлечённость [Ожегов].
Похоть – грубо-чувственное половое влечение, сладострастие [Ожегов].
Гордыня – непомерная гордость (гордость как высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь, а не в первом значении этого слова как чувства собственного достоинства, самоуважения. 4. Гордый – чересчур самоуверенный, надменный, самолюбивый).
Алчность – жадность, корыстолюбие. Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность. Нажива – нечестно полученная прибыль.
Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности; любовная связь.
Забитый – измученный, запуганный.
Затуркать (просторечное) – то же что и затюкать.
Затюкать (разговорное) – постоянными придирками, нападками сделать робким, запуганным [Ож.].
Эйзенберг А. и др. В ожидании ребёнка: Руководство для будущих матерей и отцов: Пер. с англ. Минск: БАДППГ, 1994. – 656 с. С. 66.
* в том числе информационно-поискового (прим. авт.)