Грановская элементы практической психологии скачать pdf. Грановская Р.М

Цель данной книги - ознакомить с элементами пси­хологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее ре­шение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отноше­ний, перестройкой мышления, выработкой новой психо­логии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» . Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» . В ϶ᴛᴏм большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду ϲʙᴏей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психи­ческих процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии исключительно несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе соб­ственного жизненного опыта. Но ϶ᴛᴏ не так. В первую очередь, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.

Знание основ психологии крайне важно любому гражда­нину. И вот почему.
Стоит отметить, что особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение роли человече­ского фактора. Отсюда знание человеком путей самоор­ганизации для сохранения оптимальной, работоспособ­ности в любом возрасте, выработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового - залог продуктивной организации ϲʙᴏего поведения. Именно пси­хологическая грамотность позволит человеку понять сущ­ность возрастных изменений как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических приспособительных механизмов, сохране­нию активной жизненной позиции до глубокой старости.

Не обойтись без психологических знаний и при реше­нии задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять ϲʙᴏими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих рас­полагают к творческим контактам и сотрудничеству в об­становке дружелюбия и взаимопонимания.

Особенностью психологической науки, существенно от­личающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, будет то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае - с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, при­меняя сведения, добытые экспериментальной и теорети­ческой психологией, человек способен радикально усовер­шенствовать ϲʙᴏи высшие психические функции. Станут достижимыми управление ϲʙᴏим вниманием, сосредоточе­ние и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение ϲʙᴏей памятью, с тем, ɥᴛᴏбы, не раздражая внезапной забывчивостью, она ϲʙᴏевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодоле­вать различные внутренние барьеры на пути к оригиналь­ным творческим решениям, организовать и дисциплини­ровать ϲʙᴏи эмоции с тем, ɥᴛᴏбы возникающие пережива­ния не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием - речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно пе­рерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, ɥᴛᴏбы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.

Отметим, что теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основ­ных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, кото­рыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.

Логика изложения материала такова. Вначале обсуж­даются проблемы прижизненного развития высших пси­хических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них - восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы вза­имосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологи­ческого фундамента личности - темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, ко­торая пробудет в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматрива­ется становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются совре­менные представления об активных методах обучения, кᴏᴛᴏᴩые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава - «Целостность психических про­цессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со специ­фикой каждого процесса. По϶ᴛᴏму, с одной стороны, ее задача - синтез всего изложенного, с другой,- являясь целостным представлением авторской концеп­ции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.

В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В пси­хологии, как и в других науках, при формировании пред­ставлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию сущест­ва психических процессов, без чего затрудняется разум­ное применение психологических знаний на практике. Кро­ме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.

Стоит сказать, что каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в ϲʙᴏей повседневной жизни. При этом крайне важно иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реаль­ных ситуациях.

Автором сделана попытка организовать текст так, что­бы он отвечал интересам разнообразных категорий чи­тателей. При ϶ᴛᴏм порядок прочтения глав может быть изменен в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с личными запросами. Главное, ɥᴛᴏбы каждый нашел значимый для себя материал. На­пример, преподаватель может расширить ϲʙᴏи знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удер­живать внимание слушателей, представлять учебный материал, ɥᴛᴏбы облегчить его запоминание, активизи­ровать образные представления и мыслительную деятель­ность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сфор­мировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.

Многим читателям будет полезно узнать, как коррек­тировать проявления ϲʙᴏих эмоций, ɥᴛᴏбы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Стоит сказать, для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возраст­ном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить ϲʙᴏи внутренние установки, ɥᴛᴏбы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфлик­тов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах ϲʙᴏей психики - памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать ϲʙᴏи способности и склонности на благо общества.

В условиях ускорения социально-экономического раз­вития страны особая задача - «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма - всего, что сдер­живает общественный прогресс» . «Отметим, что теперь мно­гое, а по существу, все,- отмечалось на XXVII съезде КПСС,- будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с из­менившимися условиями» . В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, форми­рования целенаправленного активного, творческого отно­шения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышле­ние» введен раздел «Характеристики мыслительного про­цесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Соз­нание» завершает новый параграф «Преодоление психо­логической защиты», раскрывающий некᴏᴛᴏᴩые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические про­цессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некᴏᴛᴏᴩыми практи­ческими рекомендациями для молодых супругов.

Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями пере­стройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в пол­ной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике . В ϶ᴛᴏм разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.

Использованный в книге материал основан на класси­ческих исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Вы­готского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.

Автор считает ϲʙᴏим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повы­шения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ле­нинградском политехническом институте имени М. И. Ка­линина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политех­ническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.

С величайшей благодарностью автор вспоминает ϲʙᴏих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием кᴏᴛᴏᴩых возник замысел ϶ᴛᴏй книги. Особенную благо­дарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неиз­менный интерес к книге, существенная поддержка и дру­жеское участие позволили завершить работу над руко­писью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способ­ствовавшей появлению в печати ϶ᴛᴏй книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и после­довательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере будет результатом совместной работы.

www.koob.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 6

Становление психических процессов 6

Погружение и свертывание 10

Формирование произвольности 14

Использование принципа погружения при обучении 16

ВОСПРИЯТИЕ 17

Основные характеристики восприятия 18

Активность восприятия и значение обратной связи 22

Объем и структура информации и адекватное восприятие 27

Перестройка восприятия при обучении 30

ВНИМАНИЕ 36

Внимание как ограничение поля восприятия 36

Характеристики внимания 41

Развитие произвольного внимания. 44

Замечания по управлению вниманием 46

Виды памяти. 53

Формы памяти. 62

Промежуточная память и механизмы сна 71

Долговременная память 80

Способы управления памятью 93

МЫШЛЕНИЕ 100

Допонятийное и понятийное мышление 101

Этапы мыслительного процесса 110

Характеристики мыслительного процесса 115

Способы активизации мышления 126

ЭМОЦИИ 137

Биологическое и психологическое значение эмоций 137

Развитие эмоций 146

Стресс и его особенности 149

Управление эмоциями 158

РЕЧЬ И ЯЗЫК 166

Развитие речи 167

Вспомогательные средства языка 179

СОЗНАНИЕ 186

Сознание как высшая ступень развития психики 186

Взаимодействие сознания и подсознания 193

Способы психологической защиты 198

Преодоление психологической защиты 206

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ 215

Асимметрия полушарий и специфика психических процессов 216

Интуиция: многократная смена доминирования 227

Пути развития интуиции 233

Эффективность обучения и роль правого полушария 242

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ 247

Темперамент и продуктивность деятельности 254

Задатки и способности 259

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 265

Особенности психологии юношеского возраста 266

Специфика психологической активности в зрелом возрасте 276

ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ 285

Самооценка и уровень притязаний 287

Куратор и двойная адаптация студента 305

Проблемы общения в семье 310

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 327

Конкретные ситуации 339

Метод инцидента 342

Тренировка чувствительности 345

Мозговая атака 349

Деловые игры 354

Метод погружения 358

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 371

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 396

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 398

Рецензенты:

д-р психол наук Л. Д. Логвиненко (Моск. ун-т), д-р психол наук И. П Волков (Ленингр. ин-т физиче­ской культуры)

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета

Грановская Р. М.

Г 77 Элементы практической психологии .- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.

Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важ­нейшими процессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендации, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять ими в про­цессе обучения, труда и общения.

Книга предназначена для преподавателей вузов, руководи­телей предприятий, инженеров, всех, кто по роду своей деятель­ности должен уметь правильно общаться с людьми.

Издательство Ленинградского университета, 1988

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данной книги - ознакомить с элементами пси­хологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее ре­шение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отноше­ний, перестройкой мышления, выработкой новой психо­логии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» . Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» . В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психи­ческих процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе соб­ственного жизненного опыта. Но это не так. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.

Знание основ психологии необходимо любому гражда­нину. И вот почему. Особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение роли человече­ского фактора. Отсюда знание человеком путей самоор­ганизации для сохранения оптимальной, работоспособ­ности в любом возрасте, выработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового - залог продуктивной организации своего поведения. Именно пси­хологическая грамотность позволит человеку понять сущ­ность возрастных изменений как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических приспособительных механизмов, сохране­нию активной жизненной позиции до глубокой старости.

Не обойтись без психологических знаний и при реше­нии задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих рас­полагают к творческим контактам и сотрудничеству в об­становке дружелюбия и взаимопонимания.

Особенностью психологической науки, существенно от­личающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае - с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, при­меняя сведения, добытые экспериментальной и теорети­ческой психологией, человек способен радикально усовер­шенствовать свои высшие психические функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточе­ние и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодоле­вать различные внутренние барьеры на пути к оригиналь­ным творческим решениям, организовать и дисциплини­ровать свои эмоции с тем, чтобы возникающие пережива­ния не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием - речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно пе­рерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.

Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основ­ных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, кото­рыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.

Логика изложения материала такова. Вначале обсуж­даются проблемы прижизненного развития высших пси­хических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них - восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы вза­имосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологи­ческого фундамента личности - темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, ко­торая проявляется в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматрива­ется становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются совре­менные представления об активных методах обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава - «Целостность психических про­цессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со специ­фикой каждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача - синтез всего изложенного, с другой,- являясь целостным представлением авторской концеп­ции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.

В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В пси­хологии, как и в других науках, при формировании пред­ставлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию сущест­ва психических процессов, без чего затрудняется разум­ное применение психологических знаний на практике. Кро­ме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.

Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако необходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реаль­ных ситуациях.

Автором сделана попытка организовать текст так, что­бы он отвечал интересам разнообразных категорий чи­тателей. При этом порядок прочтения глав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чтобы каждый нашел значимый для себя материал. На­пример, преподаватель может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удер­живать внимание слушателей, представлять учебный материал, чтобы облегчить его запоминание, активизи­ровать образные представления и мыслительную деятель­ность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сфор­мировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.

Многим читателям будет полезно узнать, как коррек­тировать проявления своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возраст­ном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутренние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфлик­тов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики - памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать свои способности и склонности на благо общества.

В условиях ускорения социально-экономического раз­вития страны особая задача - «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма - всего, что сдер­живает общественный прогресс» . «Теперь мно­гое, а по существу, все,- отмечалось на XXVII съезде КПСС,- будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие с из­менившимися условиями» . В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, форми­рования целенаправленного активного, творческого отно­шения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышле­ние» введен раздел «Характеристики мыслительного про­цесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Соз­нание» завершает новый параграф «Преодоление психо­логической защиты», раскрывающий некоторые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические про­цессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некоторыми практи­ческими рекомендациями для молодых супругов.

Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями пере­стройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в пол­ной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике . В этом разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.

Использованный в книге материал основан на класси­ческих исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Вы­готского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.

Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повы­шения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ле­нинградском политехническом институте имени М. И. Ка­линина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политех­ническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.

С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. Особенную благо­дарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неиз­менный интерес к книге, существенная поддержка и дру­жеское участие позволили завершить работу над руко­писью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способ­ствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и после­довательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере является результатом совместной работы.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии . Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важнейшими процессами, изучаемыми психологией : восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендации, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять ими в процессе обучения, труда и общения.

https://www..html

Психология масс и анализ человеческого Я

Психология масс и анализ человеческого Я. Зигмунд Фрейд. Отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его любви, к его учителю к его врачу, то есть...

https://www..html

Психология Суфизма

Психология Суфизма. Джавад Нурбахш. Суфизм - мистическая традиция в исламе, оказывающая на протяжении веков значительное влияние на восточную, равно как и на западную культуру. Наиболее известными последователями... : материальная природа - нафс (Я) - сердце - дух - глубинное сознание - сокровенное сознание. Приводятся взгляды различных наставников Пути на данный предмет. Во второй книге дается обзор элементов практики суфизма.

https://www..html

Практическая социология

Практическая социология Круковер В.И. В последние годы социология стала непременным предметом не только в высщих учебных заведениях, но и в колледжах, лицеях, специализированных школах. Большинство специализированных учебников... , слишком специализированны, наукообразны, трудны для восприятия. Мой учебник написан популярно. Он доступен даже школьникам. Кроме того, две трети учебника содержат практические занятия по социологии, так что он одинаково полезен как студентам, так и преподавателям.

https://www..html

Практическая магия

Практическая магия. Папюс. Разница между Магией и Общим Оккультизмом та, что Магия - наука практическая , тогда как Общий Оккультизм излагает теорию: но желать производить магические опыты, не зная Оккультизма, это то же, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с Механикой...

https://www..html

Практическая астрология

Практическая астрология или искусство предвидения и противостояния судьбе Книга посвящена одному из древних направлений в развитии человеческой культуры - астрологическому знанию. По существу это превый учебник...

https://www..html

Практическое использование анализа сновидений

Практическое использование анализа сновидений. К.Г. Юнг. Терапевтическая применимость анализа сновидений - все еще очень спорная тема. Многие считают анализ сновидений в лечении неврозов обязательным и... их маловажным, побочным психическим продуктом. Само собой разумеется, что всякая точка зрения, приписывающая бессознательному решающую роль в этиологии неврозов, одновременно признает важное практическое значение сновидений как непосредственного проявления бессознательного...

Грановская Р. М. Элементы практической психологии . – 2-е изд. – Л.: Издательство Ленинградского университета., 1988. –560 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 8

Становление психических процессов 8

Погружение и свертывание 12

Формирование произвольности 16

Использование принципа погружения при обучении 18

ВОСПРИЯТИЕ 20

Основные характеристики восприятия 21

Активность восприятия и значение обратной связи 25

Объем и структура информации и адекватное восприятие 31

Перестройка восприятия при обучении 35

ВНИМАНИЕ 41

Внимание как ограничение поля восприятия 42

Характеристики внимания 48

Развитие произвольного внимания. 50

Замечания по управлению вниманием 53

Виды памяти. 62

Формы памяти. 72

Промежуточная память и механизмы сна 82

Долговременная память 93

Способы управления памятью 108

МЫШЛЕНИЕ 116

Допонятийное и понятийное мышление 117

Этапы мыслительного процесса 129

Характеристики мыслительного процесса 134

Способы активизации мышления 147

ЭМОЦИИ 160

Биологическое и психологическое значение эмоций 161

Развитие эмоций 170

Стресс и его особенности 174

Управление эмоциями 184

РЕЧЬ И ЯЗЫК 192

Развитие речи 194

Вспомогательные средства языка 208

СОЗНАНИЕ 216

Сознание как высшая ступень развития психики 216

Взаимодействие сознания и подсознания 224

Способы психологической защиты 229

Преодоление психологической защиты 239

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ 250

Асимметрия полушарий и специфика психических процессов 250

Интуиция: многократная смена доминирования 264

Пути развития интуиции 270

Эффективность обучения и роль правого полушария 281

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ 286

Темперамент и продуктивность деятельности 295

Задатки и способности 300

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 307

Особенности психологии юношеского возраста 308

Специфика психологической активности в зрелом возрасте 319

ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ 330

Самооценка и уровень притязаний 332

Куратор и двойная адаптация студента 352

Проблемы общения в семье 358

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 377

Конкретные ситуации 392

Метод инцидента 395

Тренировка чувствительности 398

Мозговая атака 403

Деловые игры 409

Метод погружения 413

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 428

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 457

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 460

Предисловие

Цель данной книги – ознакомить с элементами пси­хологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее ре­шение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отноше­ний, перестройкой мышления, выработкой новой психо­логии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» . Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» . В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психи­ческих процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе соб­ственного жизненного опыта. Но это не так. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.

Знание основ психологии необходимо любому гражда­нину. И вот почему. Особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение роли человече­ского фактора. Отсюда знание человеком путей самоор­ганизации для сохранения оптимальной, работоспособ­ности в любом возрасте, выработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового – залог продуктивной организации своего поведения. Именно пси­хологическая грамотность позволит человеку понять сущ­ность возрастных изменений как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических приспособительных механизмов, сохране­нию активной жизненной позиции до глубокой старости.

Не обойтись без психологических знаний и при реше­нии задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих рас­полагают к творческим контактам и сотрудничеству в об­становке дружелюбия и взаимопонимания.

Особенностью психологической науки, существенно от­личающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае – с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, при­меняя сведения, добытые экспериментальной и теорети­ческой психологией, человек способен радикально усовер­шенствовать свои высшие психические функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточе­ние и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодоле­вать различные внутренние барьеры на пути к оригиналь­ным творческим решениям, организовать и дисциплини­ровать свои эмоции с тем, чтобы возникающие пережива­ния не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием – речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно пе­рерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.

Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основ­ных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, кото­рыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.

Логика изложения материала такова. Вначале обсуж­даются проблемы прижизненного развития высших пси­хических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них – восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы вза­имосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологи­ческого фундамента личности – темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, ко­торая проявляется в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматрива­ется становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются совре­менные представления об активных методах обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава – «Целостность психических про­цессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со специ­фикой каждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача – синтез всего изложенного, с другой,– являясь целостным представлением авторской концеп­ции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.

В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В пси­хологии, как и в других науках, при формировании пред­ставлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию сущест­ва психических процессов, без чего затрудняется разум­ное применение психологических знаний на практике. Кро­ме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.

Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако необходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реаль­ных ситуациях.

Автором сделана попытка организовать текст так, что­бы он отвечал интересам разнообразных категорий чи­тателей. При этом порядок прочтения глав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чтобы каждый нашел значимый для себя материал. На­пример, преподаватель может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удер­живать внимание слушателей, представлять учебный материал, чтобы облегчить его запоминание, активизи­ровать образные представления и мыслительную деятель­ность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сфор­мировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.

Многим читателям будет полезно узнать, как коррек­тировать проявления своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возраст­ном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутренние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфлик­тов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики – памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать свои способности и склонности на благо общества.

В условиях ускорения социально-экономического раз­вития страны особая задача – «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма – всего, что сдер­живает общественный прогресс» . «Теперь мно­гое, а по существу, все,– отмечалось на XXVII съезде КПСС,– будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие с из­менившимися условиями» . В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, форми­рования целенаправленного активного, творческого отно­шения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышле­ние» введен раздел «Характеристики мыслительного про­цесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Соз­нание» завершает новый параграф «Преодоление психо­логической защиты», раскрывающий некоторые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические про­цессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некоторыми практи­ческими рекомендациями для молодых супругов.

Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями пере­стройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в пол­ной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике . В этом разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.

Использованный в книге материал основан на класси­ческих исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Вы­готского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.

Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повы­шения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ле­нинградском политехническом институте имени М. И. Ка­линина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политех­ническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.

С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. Особенную благо­дарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неиз­менный интерес к книге, существенная поддержка и дру­жеское участие позволили завершить работу над руко­писью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способ­ствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и после­довательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере является результатом совместной работы.

Аграшенков А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, АСТ, 1977. – 480 с.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. –672 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1.- М.: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

11. Общая психология./ Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.- 448 с.

12. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2- х т. Т.1. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 416 с.

13. Психология и педагогика: Уч. пособие / Николаенко В.М. и др. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. Ком, 1999.- 720 с.

15. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия/ Сост. Г. В. Калягина. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.

Дополнительная литература

18. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. - СПб: Питер, 2000.- 160 с.

19. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Пер. с фр. - М.: Мир, 1966.

21. Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком, 1998.- 752 с.

22. Краткий психологический словарь / Ред.-составитель Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 512 с.

23. Немов Р.С. Практическая психология: Уч. пос. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 320 с.

24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Уч. пос. / В.Д. Балин и др. - СПб.: Питер, 2000.- 560 с.

25. Практическая психология. Учебник. Под ред. М.К. Тутушкинй. - СПб: «Дидактика Плюс», 1998.- 336 с.

26. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пос. - Самара: «БАХРАХ», 1998.- 672с.

27. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. Самара: «БАХРАХ», 1999.

28. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

29. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1997. – 800 с.

30. Кондаков И. М. Психологический словарь. 2000 г. Электронная версия.

32. Социология, психология и педагогика: Метод. рекомендации к семинарским занятиям / Сост.: Алхасов А. Я., Манахова И. А., Тарханова Т. И. - Ульяновск: УлГТУ, 2000. - 36с. - 6.00.

33. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1999.- 592с.

34. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608с.

35. Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.



36. Интернет – лекции по ПиП.

P.S. Можно пользоваться и другими источниками, а также Интернетом.


Есть и другие классификации наук, единой пока нет. Например, в Государственном образовательном стандарте все изучаемые дисциплины делятся на следующие циклы дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации.

Психология входит в цикл ГСЭ, поэтому её можно отнести к гуманитарным дисциплинам.

Леви В.Л.Травматология любви. – М. : Метафора, 2003. – 192 с.: ил. – (Серия «Азбука здравомыслия»).

Сладострастие – 1. Сильное влечение к удовлетворению полового чувства, чувственность. 2. перен. Наслаждение, страстная увлечённость [Ожегов].

Похоть – грубо-чувственное половое влечение, сладострастие [Ожегов].

Гордыня – непомерная гордость (гордость как высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь, а не в первом значении этого слова как чувства собственного достоинства, самоуважения. 4. Гордый – чересчур самоуверенный, надменный, самолюбивый).

Алчность – жадность, корыстолюбие. Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность. Нажива – нечестно полученная прибыль.

Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности; любовная связь.

Забитый – измученный, запуганный.

Затуркать (просторечное) – то же что и затюкать.

Затюкать (разговорное) – постоянными придирками, нападками сделать робким, запуганным [Ож.].

Эйзенберг А. и др. В ожидании ребёнка: Руководство для будущих матерей и отцов: Пер. с англ. Минск: БАДППГ, 1994. – 656 с. С. 66.

* в том числе информационно-поискового (прим. авт.)