Грамотная речь - мнемонические правила русского языка - русский язык. Уж замуж невтерпеж Невтерпеж исключение

Маруся Кузнецова, год назад окончившая среднюю школу, работала слесарем-сборщиком на главном конвейере автомобильного завода. В бригаде с нею трудились ещё три одноклассницы. Через год, к 60-летию Великого Октября, все они «выскочили» удачно замуж. Вернувшись из отпусков по уходу за ребёнком, начали приставать к своей подруге:
- Маруся, а ты чего ждёшь? Так можешь остаться «старой девой».
- Нет, девчонки, это вам было «замуж невтерпёж», а я спешить не буду. Поступлю в институт, потом и выйду замуж за какого-нибудь профессора.

Шли годы, в институт Маруся ни с первого, ни со второго раза поступить не смогла. Эту затею бросила. Раз и навсегда. Сдавая за ненадобностью свои школьные учебники в макулатуру, «русский язык» случайно выпал у нее из рук и раскрылся. Она его подняла и прочитала правило: «В наречиях уж, замуж, невтерпёж на конце мягкий знак не ставится». Прочитав, заулыбалась, вспомнив, как учительница русского языка говорила: «Девчонки, это просто такое правило, но, станете взрослыми, замуж выходить не спешите».

«Уж замуж невтерпёж»,- стала часто повторять указанное правило Маруся. Ей исполнилось двадцать пять лет. Получалось, что она уже выполнила ту просьбу своей учительницы. Пора и замуж.

Жила Маруся с мамой в двухкомнатной квартире. Папа умер давно. Когда она привела домой первого кандидата в мужья, мама предоставила им в полное распоряжение залу и весь воскресный день туда не заходила. Юра - её ровесник. Вечером, распрощавшись, он покинул гостеприимную хозяйку.
- Дочка, а ты почему его ночевать не оставила? Переспала бы с ним и женился бы он на тебе в таком случае,- удивилась мама.
- Нет, этот не подходит, он проговорился, что у него есть ребёнок.
- А жена?
- Этого я не уточняла. Зачем мне чужой ребёнок?

Следующим гостем уютной квартиры оказался двадцатилетний Ефим. В «гостях» он задержался на целых три года. За это время у них с Марусей родился сын Миша. Однако регистрировать брак «гость» не спешил, усердно готовился для поступления в институт, не обращая особого внимания ни на сожительницу, ни на собственного ребёнка. Старания принесли успех: его приняли на дневное отделение. Даже не помахав Марусе ручкой, он в один прекрасный день исчез из её квартиры. На учёбу поступил в другом городе, поселившись в общежитии. Поехать к нему с Мишей не получалось. Требовать алименты тоже не имело смысла: на двадцать пять процентов из студенческой стипендии ребёнка не прокормишь. Стала сына воспитывать вместе с бабушкой. По очереди.

С первого дня работы в бригаде «новенький», тридцатилетний Макар, «положил» глаз на Марусю. Та ответила взаимностью, и вскоре он с общежития переехал к будущей тёще. Брак на этот раз зарегистрировали официально. Кузнецова Маруся стала Бузлаевой. Сына тоже записала на свою фамилию. Почему её новый избранник до такого возраста не женился, она не интересовалась. В ушах её по-прежнему звучало: «Уж замуж невтерпёж». Остальное её мало волновало. А зря!

Собралась как-то тёща в отсутствие дочери и зятя (уехали на отдых) навести порядок в ванной комнате. Помыв до блеска кафель, саму ванну и раковину, она решила помыть и под ванной. Тем более, что туда давно не заглядывали. Тёща взяла короткую швабру, намотала тряпку и … достала оттуда вместо ожидаемой пыли и грязи использованные шприцы. Испугавшись, позвала соседку, работавшую медсестрой в поликлинике.
- Слушай, соседка, да зять-то твой наркоман!- пришла та к выводу.

По возвращении с отдыха мама сообщила о «находке» дочери.
- Не выдумывай, мама, этого быть не может, - возразила дочка, боясь потерять очередного «мужа».

Мама же не могла успокоиться и стала следить за зятем. На вторую ночь она его поймала «на месте преступления». Услышав, что кто-то встал в соседней комнате, тёща решила проверить, кто-это? Оказалось, зять встал в туалет. После него он зашёл в ванную комнату. «Видимо, руки помыть хочет?»- подумала она и немного успокоилась. Когда стрелки часов стали бежать всё быстрее, а зять не выходил, она разбудила дочку. Открыв дверь ванной, они застали Макара на «месте преступления»: нагнувшись, он забросил использованный шприц под ванну. В ту же ночь одним «мужем» у Маруси стало меньше.

Пока ждала результаты анализов на «СПИД» и «ВИЧ», Маруся поседела. «Будь, дочка, в следующий раз осторожней с выбором себе мужей», - посоветовала мама.
- Постараюсь, - отвечала Маруся.

Однажды она в городе чисто случайно встретила Ефима. К тому времени он считался дипломированным специалистом, вернулся в город, устроился на хорошо оплачиваемую работу. Стала его расспрашивать:
- Как живёшь, Ефим? Женился? Есть дети? Счастлив в браке?
- Нет, Маруся, ничего этого нет, к сожалению. Не повезло мне в жизни. Остался один.
- Как один? Вот твой сын Миша.
Всё это время мальчик внимательно разглядывал «чужого дядю».
- Миша, я твой папа, иди ко мне. Тебе сколько лет сейчас? В каком классе учишься?- спрашивал «дядя».
- В третьем классе, мне десять лет. А папу мама выгнала, он - наркоман.
После этих слов десятилетнего ребёнка пришлось его маме и настоящему папе доказывать, кто у него настоящий отец.
- Ладно, если купишь мне велосипед, будешь моим папой, - согласился Миша.

В тот же день мальчик ездил на новеньком велосипеде. А у мамы появился «новый» муж. Последний по счёту и настоящий. Миша стал носить фамилию, как и его мама не какого-то наркомана, а Ефима, вернувшегося через много лет в семью, где его ждали. Маруся выбросила за ненадобностью с головы известное правило русского языка.

Уж замуж невтерпеж

(наречия-исключения, пишущиеся без мягкого знака после шипящей на конце слова )

1) о желании скорее что-л. сделать;

2) о замужестве.


Живая речь. Словарь разговорных выражений. - М.: ПАИМС . В.П. Белянин, И.А. Бутенко . 1994 .

Смотреть что такое "Уж замуж невтерпеж" в других словарях:

    ЗАМУЖ: УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ - присл. 1.Упоминание о замужестве. 2. Cрочно что то нужно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    Уж замуж невтерпеж - В школе выражение употребляется как пример написания наречий без мягкого знака после шипящих. А в буквальном понимании при сильном стремлении к браку, особенно раннему … Словарь народной фразеологии

    Запоминание

    Мнемотехника - Мнемоника (греч. τα μνημονιχα искусство запоминания) (мнемотехника) совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных… … Википедия

    Бадалов, Карэн Карлосович - Карэн Бадалов Имя при рождении: Бадалов Карэн Карлосович Дата рождения: 28 марта 1965(1965 03 28) (47 лет) Место рождения: Москва, СССР … Википедия

    Рокфеллеры - (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Уж замуж невтерпеж. Как выйти замуж и остаться там. Как удачно выйти замуж (количество томов: 3) Купить за 842 руб
  • Уж замуж невтерпеж. Как удачно выйти замуж (количество томов: 2) , Стручкова Анна. "Уж замуж невтерпеж. Руководство по интернет - знакомствам для принцесс любого возраста" . Общаясь со своими друзьями и знакомыми, я поняла, что существует немало девушек, настолько"…

Русский язык в школе многим кажется предметом скучным и нелогичным. Выучишь с трудом какое-нибудь правило, а из него, оказывается, есть еще десяток
исключений, которые совершенно непонятно как запоминать. Смешные стихи облегчат вам запоминание с помощью ассоциаций.

1. Начнем с самого простого — падежей.

Иван родил девчонку,
Велел тащить пеленку

Иван — именительный ,

родил — родительный ,

девчонку — дательный ,

велел — винительный ,

тащить — творительный ,

пеленку — предложный .

2. А теперь повторим спряжение глаголов.

Стихотворение, состоящее из глаголов-исключений II спряжения, то есть таких, в личных окончаниях которых пишется И, а не Е, в школе учат все. Правда, в разных вариациях. Вот некоторые из них:


Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Таким образом: гонИшь, держИшь, смотрИшь и т. д.

3. Теперь чередование гласных в корне.

Что, например, может быть проще «правила ослика Иа»?

Звучит оно так: если за корнем суффикс А, в корне пиши И. Например, блИстАть, но блЕстЕть.

Оно справедливо для всех случаев, когда есть чередование Е-И (раздирать — раздерут, расстилать — расстелет, умирать — умереть).

4. И еще о гласных в корне.

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц».

Эта мнемофраза предназначена для запоминания слов- исключений с Ы после Ц. По общему правилу, все слова после Ц в корне пишется И: циркуль, циферблат, цирюльник.

5. О непроизносимых согласных в корне.

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно

— в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н.

6. Сложная тема, в которой часто путаются, — О и Е после шипящих.

У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё.

7. С дефисами или их отсутствием

В некоторых словах разберемся при помощи длинного слова автомотовелофототелерадиомонтер . Оно поможет запомнить, что приставки авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно.

8. Теперь к наречиям, написание которых вызывает проблемы.

Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания наречий БЕЗ мягкого знака.

Примечание: Сейчас фразу можно было бы усовершенствовать, добавив к наречиям имя собственное: «Наташ / Маш / Даш / Ксюш, уж замуж невтерпеж!» Слишком многие в последнее время зачем-то снабжают эти имена мягким знаком и пишут с ошибкой: «Наташь, привет!»

1 . Для запоминания падежей русского языка:

И ван Р убил Д рова, В арвара Т опила П ечь.

И мя Р одители Д али, В инни Т оптыжкой П розвали.

И ван
Р одионович,
Д айте
В ашу
Т рубку
П окурить!

Есть стишок и на обратный порядок падежей:
П еленку
Т ащит
В еликан:
"Д авай
Р ожай,
И ван!"

2 . Уж замуж невтерпеж - мнемофраза для запоминания слов без ь в наречиях на шипящий.

3 . Мнеморифмовки при запоминании существительных в родительном падеже множественного числа:

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

4 . Рифмовка для запоминания корней – зар-, -зор-:

Заря, зарница, озаренный, озарять –
По слову зарево я буду проверять.

5 . Пять слов, где не пишется "т" между С и Н:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно!

6 . Для запоминания написания не кто иной, как…, не что иное, как…

7 . Правило: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна буква Н , слова-исключения: оловяННый, деревяННый, стекляННый.

В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ ручки.

Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.

8 . Глаголы c -ся :

Кто в глаголах пишет ЦА , -
Настоящая овца.

9 . Дефис в неопределенных местоимениях:

То, кое, либо, нибудь -
черточку не забудь.
А частицы же, бы, ли
Ты раздельно запиши.

10 . Орфоэпические стишки (здесь примеров - великое множество!):

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.

11 . Глаголы - исключения (тут вариантов тоже много):

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

12 . Мнемоника для определения обстоятельств:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
Где? куда? когда? откуда?
Почему? зачем? и как?

13 . "О" после шипящих:

Шоколад,шоссе, крыжовник,
шов, шофер, обжора, шорник,
капюшон, жокей, чащоба,
шорох, чопорный, трущоба.

Можно найти в интернете "Веселые запоминалки" , или "Запоминалки - Правила русского языка в рифмах", или

Грамматика — наука строгая, чтобы не сказать занудная (сама лингвист, имею право). Однако школьный курс русского языка был обречен на проблеск юмора; это когда проходили единственные три наречия, кончающиеся на -ж и вынесенные в заголовок. Конечно, в учебнике они пишутся через запятую, и, конечно же, никто кроме неисправимых отличников не читал их иначе как цельную фразу, что и вызывало вспышку несанкционированного веселья к раздражению учительницы (ообенно если сама незамужняя) и к смущению отвечающей урок ученицы (сказать такое перед всем класом — это ж надо!).

Думаю, однако, что сейчас положение в корне меняется. Не знаю, заучиваются ли в школе правила грамматики. Боюсь, что нет, потому что читала статью популярного педагога о том, что-де мол зачем правила учить,

когда компьютеры есть. Но даже если и заучиваются, для нового поколения проблема замужества, кажется, представляется снятой. По Гегелю.

«Выдь замуж, голубушка!»

Факт налицо: девушки не хотят выходить замуж. Происходит некоторое, если можно так выразиться, дежа-вю с обратным знаком. Некогда просторы Европы и Азии оглашал (на разных языках) девичий вопль: «Женись, голубчик!» Из-за игнорирования этого вопля утопилась карамзинская бедная Лиза, судьбу которой тысячи людей оплакивали десятки лет. Пушкинская Русалка тоже утопилась, но судя по тексту неоконченной поэмы, коварный изменник получил-таки в конце свое суровое воздаяние. А сейчас я знаю не один случай, когда несчастный молодой человек умоляет: «Ну, выдь за меня замуж!» — и слышит хладнокровное: «Так — пожалуйста, а регистрироваться не хочу». Прямо не девушки, а какие-то черные гусары.

Почему это так — об этом можно говорить долго и проникновенно, однако ограничимся тем, что наряду с универсальной причиной — утратой христианских основ жизни — укажем еще только одну, безусловно, с ней связанную, но гораздо реже упоминающуюся: влияние матерей, жертв победившего, развивающегося, совсем-совсем развитого, зрелого и, в конечном итоге, перезревшего социализма, искалечивших свою жизнь и другой возможности просто не желающих видеть. Мне в свое время пришлось чуть ли не зубами отрывать высокоинтеллигентную и верующую женщину от зятя, которого она стремилась стереть с лица земли, утверждая, что дочери он уже не нужен: замужем побывала, штамп в паспорте есть, ребенок есть, так зачем еще такая обуза, как муж (кстати, очень порядочный, очень образованный и хорошо зарабатывающий)? Замечу кстати, хотя это к данной теме вроде бы отношения не имеет, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» значится, что если муж принуждает жену к аборту, то она имеет право с ним развестись. Про мамаш там ничего не сказано, а их подзуживание встречается гораздо чаще.

Но значительно интереснее попытаться ответить на вопрос: а зачем, в самом деле, замуж-то выходить?

Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову)

Широко распространено мнение, что муж — это бремя, рабство, множество дополнительной работы. Первое место в примерах занимают варка супа и стирка носков. Однако суп — чрезвычайно полезная и недорогая еда, так что варить его всегда невредно, а стирка в стиральной машине хоть чего — не проблема. Так что это, как говорил один из булгаковских персонажей, случай так называемого вранья. На самом деле дело не в этом, а просто лень любить . Ибо для любящей не только супы и носки, но и гораздо более сложные «испытания» превращаются в ничто и даже некоторым образом в дополнительное развлечение, в одну из маленьких радостей семейной жизни. А леность начинает действовать уже на дальних подступах к браку, и девушка, не умеющая любить и от лености вовсе не желающая этому учиться, либо вовсе не в состоянии найти свою родную половину, либо по лености соглашается на совершенно негожий вариант. При наличии ума и прилежания его, правда, тоже можно было бы сделать сносным, да лень…

Главный порок классического романа состоит в том, что он, как правило, кончается свадьбой. Между тем именно после свадьбы и начинается самое интересное — нормальная человеческая жизнь, которая строится отнюдь не по рекламным клипам. Да, семью нужно создавать, и это великий труд, но труд благодатный, и плод его — развитие личности. Именно так, а байки про то, что семья-де мешает личному развитию — это опять-таки вранье. Семья «мешает» лености, безответственности, капризам, бессмысленному сиюминутному существованию. А личность женщины в семье расцветает, что для семейной жизни является первейшим из необходимых условий.

Жена как феномен

Поскольку я все-таки лингвист, приведу небезынтересную аналогию. В грамматике считается, что глава предложения — подлежащее, по нему все строится, но квинтэссенция смысла — в сказуемом. Так вот, глава семьи — безусловно, муж, без него семьи нет (термин «неполная семья» создан не от хорошей жизни и чем-то напоминает всадника без головы и иные столь же жизнеспособные конструкции). Но сердце семьи — жена.

В осетинском фольклоре есть такая сказка. Молодежь пустилась в дискуссию о том, кто важнее в семье, и до того разгорячилась, что решено было поставить эксперимент: самая умная девушка в селе вышла замуж за самого глупого парня, а самый умный из молодых людей женился на самой глупой девице. Умная жена при всем своем уважении к мужу потихоньку-полегоньку, «по-умному», помогала ему принимать умные решения, и со временем он стал уважаемым членом общества. А глупая жена так разрушающе влияла на мужа, что он стремительно поглупел и превратился в полное ничтожество. И когда молодые жены отчаянно жалуются на то, что муж негодящий попался, я, во-первых, думаю, куда она раньше-то смотрела, а во-вторых — вспоминаю эту сказку.

Сказка — вещь мудрая, но все же она не более чем сказка. А вот один архиерей (очевидно, не менее мудрый) говорил, что когда к нему приходит кандидат на рукоположение со своей женой, то он больше смотрит на будущую матушку: «Если она — на пятерку, а муж — на тройку, то я рукополагаю, а если он — на пятерку, а она — на тройку или еще хуже, то нет». И так, без специальных деклараций, поступают многие архиереи.

А что значит — «на пятерку»? В воспоминаниях одного почтенного батюшки говорится, что когда он собирался искать себе жену, его духовник сказал: «Нужно, чтоб или христианка была как кремень, или чтоб семья из нее так и перла». Заметим, что твердость в вере здесь на первом месте: имеется в виду, что настоящая христианка по вере своей сумеет стать хорошей женой. Троекратное «увы» церковным активисткам, которые якобы по благочестию пренебрегают семьей.

Дальнейшие контраргументы

Почему-то распространено мнение о том, что если женщина — не летчик, не капитан дальнего плавания, не банкир или на худой конец не инженер-строитель, то жизнь ее прожита впустую. Короче говоря, если женщина — не мужчина, то она вроде бы и не человек. Смешно то, что эту идею горячо поддерживают феминистки, которым вроде бы больше к лицу утверждать самостоятельную ценность женщины как таковой. Ан нет, не получается, и очевидно, что из-за того, что основная идея выбрана не из лучших.

Еще у сторонниц безбрачия в моде наука (все равно какая) и творчество, ради которых стоит якобы отказаться от семьи. И здесь вранье; существует множество женщин-ученых, художниц, писательниц, живущих полноценной семейной жизнью. И сотни тысяч вечных лаборанток, мелких чиновниц, служащих и т. д., ненавидящих свою работу и лишенных утешения в виде домашнего уюта и семейного тепла. А что получится из юной противницы брака, кассирша или топ-менеджер, еще неизвестно, но известно, что статистически преобладают кассирши.

Между тем женщина есть женщина, со всеми своими свойствами и качествами. Нужно только понять, что свойства эти — не только физиологические, но и душевные и даже (страшно сказать!) духовные. Именно они и должны развиваться и достигать своего максимума, и происходит это в семье.

Не будем сейчас говорить о, так сказать, высоком безбрачии, о монашестве, потому что это — дар особый. Недаром была высказана святоотеческая мысль о том, что постриг — для тех, кто имеет любовь совершенную, а для тех, кто не имеет, существует семья как школа любви. Между тем женские монастыри сейчас стонут навзрыд от набегающих «послушниц», явившихся со смутными и возвышенными целями — и, к счастью, столь же стремительно убегающих. К счастью для монастыря, — но у них-то самих жизненная травма. Однако в основном девушки, отказывающиеся от брака, о монашестве и не помышляют, а желают жить по своей воле, по своему произволу, ни с кем не считаясь. И это — главная причина формирования класса амазонок.

Дары в супружестве

А ведь женщины наделены свыше прекрасными дарами. Женщина способна быть хорошей женой, любящей и любимой, невзирая на возраст и изменения внешности. Противно смотреть на цветущих рекламных супругов, вместе обожающих дрянной маргарин, сомнительный молокопродукт или моющее средство, но нет более дивного зрелища, чем супруги, вместе прожившие долгую жизнь и вместе состарившиеся. На их лицах — покой души, основанный на внутреннем мире и глубочайшем, выверенном десятилетиями взаимопонимании. Им хорошо, им очень хорошо. Их жизнь полна любви, и их миновало тяжкое проклятие старости — одиночество.

Конечно, можно возразить, что никто не мешает свободной женщине свободно родить ребенка, а то и не одного. Но уже можно наблюдать старость таких матерей, и она незавидна, потому что дети не прощают неполноты своего детства — если она произошла по воле матери; при этом если женщина овдовела или муж ее недостойно бросил, дети это понимают. А кроме того, понимают — и видят, и ощущают, как гордая своей самостоятельностью мать с годами не мягчает, а черствеет, не мудреет, а становится агрессивной, ограниченной женщиной, на глазах обрекающей себя на одиночество. Да и сами эти дети, лишенные полагающейся ребенку доли семейного тепла, растут нельзя сказать чтобы очень душевными людьми.

Так почему бы свободной и деятельной женщине не заработать кучу денег (чаще всего мешает отсутствие необходимых способностей, но кто ж об этом думает) и на эти деньги обеспечить себе комфорт в старости? Но вот вам пример: Коко Шанель, красавица, умница, талант, величайшая из великих кутюрье, перевернувшая моду и создавшая стиль на десятилетия. Живет в сверхроскошных апартаментах сверхроскошного отеля. Умирает в полном одиночестве, как бесприютная бродяжка в чистом поле: не любила, чтобы ее беспокоили, вот никто и не заглядывал. А что было на душе у этой одинокой старухи, отвернувшейся от всех людей и от всего человеческого — можно только догадываться. Страшно.

Да разве только в старости дело? Юные о ней и не думают вовсе. Но «состоявшееся» супружество и в более молодые годы обладает удивительными свойствами, которые так просто не опишешь.

…Много лет назад Москве повезло: приехали на несколько дней две легенды — величайший режиссер Федерико Феллини и его жена, удивительная актриса Джульетта Мазина. Был на скорую руку устроен прием, на который набилось человек двести: режиссеры, актеры, композиторы… И каждому хотелось что-то сказать и что-то услышать. И вот, в одном конце большого зала буквально рвут на части Феллини, в другом — Мазину. Для собравшихся это было великим счастьем, уникальным, неповторимым событием. А для «гостей» — величайшим напряжением. И замечено было, что они совершенно синхронно оборачиваются, обмениваются быстрым взглядом — и снова отдают себя на растерзание. Это и есть брак: они в одну и ту же секунду чувствовали необходимость поддержки — и получали ее, лишь взглянув друг на друга.

Я очень люблю наблюдать, как идут супруги. Ведь вот и не в обнимку, и не под ручку, и подчас даже не рядом — а видно, что они едины. Удивительные слова Писания про единую плоть (см. Быт 2 :24; Мф 19 :5-6; Мк 10 :7-8, 1 Кор 6 :16; Еф 5 :31), как следует из контекстов, относятся отнюдь не только к физическому соединению супругов, но к образованию некоего таи нственного и та инственного единства, способного совершенно преобразить отношения между личностью и миром, сделать их как бы цветными и многомерными; точнее, это жизнь одиноких представляется черно-белой и плоской при сравнении. Никакая дружба, пусть самая крепкая и верная, и тем более никакой «роман», сколь угодно головокружительный, не дают того душевного взаимопонимания и взаимопроникновения, которое вырастает в браке и длится десятилетиями — и движется «по возрастающей».

Тайна христианского брака

На это на все могут сказать: ну, допустим, брак создает уникальные отношения, но ведь люди смертны, и далеко не всем удается «умереть в один день», как живописал супружеское счастье романтический Александр Грин. И что тогда — темный ужас одиночества, еще более страшного, поскольку произошла утрата? — Да в том-то и дело, что вовсе нет. Для христианского брака нет вечной разлуки, а есть вечная жизнь, хотя и в таких формах, о которых мы знать не можем. Но когда я в «Альфе и Омеге» печатала воспоминания двух супругов (кстати, идеально дополняющие друг друга), один из которых к тому времени скончался, я в послесловии написала, что язык не поворачивается назвать ту, которая еще в земной жизни, вдовой. И она позвонила мне, поблагодарила и сказала, что это чистая правда, что она себя вдовой и не чувствует.

Вот это все и есть то, ради чего очень даже стоит вступать в брак. А то, что обычно называют семейными радостями — это лишь внешнее выражение удивительной тайны супружества, но и оно полно красоты и величия и дивно в очах Божиих и человеческих.