Что означает Красный Крест? Крест медицинский: происхождение, значение и описание Красный крест знак полевого госпиталя.

Уже более ста лет красный крест и красный полумесяц стоят на службе у человечества, обеспечивая защиту жертв вооруженных конфликтов, а также тех, кто оказывает им помощь. В декабре 2005 года была создана дополнительная эмблема красного кристалла, которая используется наравне с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Предлагаемый вашему вниманию документ рассказывает об истории создания эмблем.

До девятнадцатого века в каждой стране были свои символы, использовавшиеся медицинскими службами вооруженных сил. Эти символы не имели широкой известности, редко пользовались уважением и не обеспечивали никакой правовой защиты.

Во второй половине девятнадцатого века, быстрое развитие производства огнестрельного оружия привело к значительному росту числа убитых и раненых во время войны.

Двадцать четвертого июня 1859 года шла Война за воссоединение Италии. В ходе частной поездки гражданин Швейцарии по имени Анри Дюнан оказался в городе Сольферино. Там он стал свид етелем трагедии более чем 45 тысяч брошенных на произвол судьбы солдат, которые погибли или получили ранения на поле боя.

Вернувшись в Женеву, Анри Дюнан начал писать книгу, в которой предложил значительно расширить масштабы помощи жертвам войны.

    создать в мирное время в каждой стране группу добровольцев для оказания помощи жертвам во время войны;

    добиться того, чтобы страны дали свое согласие обеспечить защиту добровольцев службы первой помощи, а также раненых на поле боя.

Первое предложение легло в основу создания национальных обществ, которые сегодня существуют в 183 странах. Второе – в основу создания Женевских конвенций, которые подписаны сегодня 192 государствами.

Семнадцатого февраля 1863 года комитет из пяти членов - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК) - встретился для изучения предложений Анри Дюнана.

Одной из основных целей собравшихся было принятие единой отличительной эмблемы, использование которой было бы подкреплено законом и обеспечивало уважительное отношение к медицинской службе вооруженных сил, добровольцам обществ первой помощи, а также к жертвам вооруженных конфликтов.

Эмблема должна была быть простой, хорошо различимой с большого расстояния, всем известной и одинаковой, как для союзников, так и для врагов. Она должна была быть единой для всех и пользоваться всеобщим признанием.

Двадцать шестого октября 1863 года была созвана первая международная конференция. На ней присутствовали делегаты из 14 стран.

Было принято десять резолюций, которые регламентировали создание обществ помощи раненым солдатам – будущие общества Красного Креста, и в последствии общества Красного Полумесяца. Помимо этого, конференция также приняла эмблему красного креста на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

В августе 1864 года Дипломатическая конференция, созванная с целью переработки принятых в 1863 году резолюций в договорные нормы, приняла первую Женевскую конвенцию.

Так родилось современное гуманитарное право.

Первая Женевская конвенция признала красный крест на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

Эмблема должна была отражать нейтральность медицинской службы вооруженных сил и обозначить защиту, которая ей предоставляется. Принятая эмблема представляла собой обратные цвета швейцарского флага.

Постоянный нейтральный статус Швейцарии подтверждался практикой последних нескольких лет, а также подкреплялся Венским и Парижским Договорами 1815 года. Более того, белый флаг был и остается символом стремления к переговорам или желания сдаться в плен. Стрелять в кого бы то ни было, кто вывесил белый флаг по доброй воле, неприемлемо.

Получившаяся в результате эмблема обладала тем преимуществом, что она легко воспроизводилась и была узнаваема с большого расстояния, поскольку имела контрастные цвета.

Во время Русско-турецкой войны Османская империя объявила о том, что намеревается использовать эмблему красного полумесяца на белом фоне вместо эмблемы красного креста. Уважая эмблему красного креста, власти Османской империи придерживались мнения, что красный крест, по своей природе, является оскорбительным для мусульманских солдат. Эмблема красного полумесяца была временно одобрена для использования до завершения конфликта.

После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Турецкая, персидская и египетская делегации обратились к Конференции с просьбой о признании эмблем красного полумесяца, а также красного льва и солнца. После продолжительных дискуссий участники Конференции согласились признать эти эмблемы в качестве отличительных эмблем в дополнение к эмблеме красного креста. Однако для того, чтобы избежать дальнейшего увеличения числа эмблем, Конференция ограничила число стран, которые могут использовать эти эмблемы вышеупомянутыми тремя государствами, которые их уже использовали. В соответствии с Женевскими конвенциями, три отличительные эмблемы обладают равным статусом.

Сегодня 151 национальное общество использует эмблему красного креста и 32 национальных общества – эмблему красного полумесяца.

Дипломатическая конференция, созванная в 1949 году для пересмотра Женевских конвенций после окончания Второй мировой войны, изучила три предложения по решению вопроса об эмблемах:

    предложение Нидерландов о введении новой единой эмблемы;

    предложение вернуться к использованию единой эмблемы красного креста;

    предложение Израиля признать новую эмблему красного щита Давида, которая использовалась в качестве отличительной эмблемы медицинской службы вооруженных сил Израиля.

Все три предложения были отвергнуты. Конференция выразила свой протест против увеличения числа защитных эмблем. Эмблемы красного креста, красного полумесяца и красного льва и солнца остаются единственными признанными эмблемами.

Исламская Республика Иран объявила о том, что она отказывается от своего права на использование эмблемы красного льва и солнца и будет в дальнейшем использовать эмблему красного полумесяца в качестве отличительной эмблемы медицинской службы вооруженных сил. Однако Иран зарезервировал за собой право вернуться к эмблеме красного льва и солнца, если в будущем будут признаны какие-либо новые эмблемы.

Дебаты об эмблемах продолжились и после решения, принятого в 1949 году. Ряд стран и действующих на их территории обществ помощи все еще хотели использовать национальные эмблемы или же обе эмблемы красного креста и красного полумесяца одновременно. К девяностым годам возникли также опасения по поводу уважения нейтральности красного креста и красного полумесяца в ходе нескольких сложных вооруженных конфликтов. В 1992 году президент МККК выступил с публичным призывом о создании дополнительной эмблемы, лишенной каких бы то ни было национальных, политических или религиозных коннотаций.

Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца 1999 года поддержала предложение о формировании совместной рабочей группы из представителей государств и национальных обществ для выработки всеобъемлющего и долгосрочного решения вопроса об эмблеме, приемлемого для всех сторон как в содержательном, так и в процедурном плане

Рабочая группа пришла к пониманию того, что история большинства государств и национальн ых обществ неразрывно связана с использованием эмблем красного креста и красного полумесяца. Таким образом, единственным вариантом решения, которое устроило бы все стороны, было принятие третьей дополнительной эмблемы, лишенной национальных, политических или религиозных коннотаций.

Дизайн новой эмблемы должен был позволить использующим ее национальным обществам:

    разместить в центре новой эмблемы красный крест или красный полумесяц;

    разместить в центре новой эмблемы и красный крест, и красный полумесяц;

    разместить в центре новой эмблемы любой другой символ, который используется данным национальным обществом и был передан государству-депозитарию Женевских конвенций и МККК.

В декабре 2005 года в ходе Дипломатической конференции в Женеве, государства приняли Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, регламентирующий использование дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Новая эмблема, известная под названием эмблемы красного кристалла решает несколько проблем, с которыми Д вижение сталкивалось на протяжении целого ряда лет. В их числе:

    возможность для стран, не желающих принимать эмблему красного креста или эмблему красного полумесяца, присоединиться к Движению и стать его полноправными членами путем использования эмблемы красного кристалла;

    возможность использовать красный крест и красный полумесяц одновременно.

В июне 2006 года в Женеве была созвана Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца для изменения Устава Движения вследствие принятия новой дополнительной эмблемы.

Четырнадцатого января 2007 года вступил в силу Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года (это произошло через шесть месяцев после того, как его ратифицировали первые две страны). Это завершило процесс создания дополнительной эмблемы для использования правительствами и Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца.

Это и вариации чаши со змеей, и шестиконечная звезда жизни, и кадуцей, и медицинский красный крест. Последний символ пользовался огромной популярностью в СССР, хотя тогда его значение трактовали не совсем верно.

Символ красный крест: первое появление

Несмотря на то что возраст красного креста как медицинского знака - около 150 лет, этот символ имеет более древнюю историю.

В XII-XIV столетиях в Европе были основаны тамплиеров и госпитальеров. Их целью было освобождение священного города Иерусалима из-под власти евреев и мусульман. После того как город был завоеван, многие европейцы захотели своими глазами увидеть местность, где жил, умер и воскрес их Господь.

Однако путешествие в Иерусалим было небезопасным, так как на дорогах было много разбойников. Кроме того, непривычные к палестинскому климату европейцы заболевали местными болезнями. Чтобы решить эти проблемы, рыцари-храмовники, покорившие Иерусалим, взяли на себя заботы о нуждах паломников. Ордена тамплиеров и госпитальеров обеспечивали защиту путешественников из Европы во время паломничества, а также организовывали госпитали для помощи раненым и больным.

Тамплиеры и госпитальеры, чтобы быть узнанными, украшали верхнюю одежду и щиты знаками ордена. Госпитальеры - белым крестом на черном или красном фонах, а тамплиеры - алым крестом на белоснежном фоне. Не все деяния этих рыцарей были достойными, однако для большинства паломников они стали символом бескорыстной заботы и защиты.

Именно поэтому, выбирая знак для всемирной организации помощи пострадавшим от военных действий, ее создатели решили использовать хорошо известный красный крест рыцарей-храмовников.

Как красный крест стал символом военной медицинской службы

Сколько существуют люди, существуют и войны. После каждой битвы остается немало раненых, которые могут выжить при своевременном оказании медицинской помощи. Однако раньше военные медики занимались поиском раненных только после окончания сражения, так как, не имея отличительных знаков, рисковали быть убитыми.

В период войны 1859 г. в Европе погибло немало солдат, многих из них можно было бы спасти, если бы вовремя оказать медицинскую помощь. Наблюдавший за этой войной швейцарский бизнесмен и филантроп Жан Анри Дюнан загорелся идеей создать организацию помощи раненым солдатам.

В 1863 г. по инициативе Дюнана в Женеве была собрана международная конференция, на которой была учреждена международная организация помощи жертвам войн - Красный Крест.

Эмблемой этой организации был выбран (внешне напоминал символ ордена госпитальеров). Но из практических соображений вскоре логотипом новой гуманитарной организации стал всем известный красный крест (символ на белом фоне.

Постепенно все сотрудники полевых военных госпиталей стали носить повязки с красными крестами, сигнализирующими солдатам противника, что они всего лишь медики. Таким образом, появилась возможность эвакуировать раненых с поля битвы, не дожидаясь ее окончания.

Значение символа красного креста

Красный крест - не просто красивая эмблема. Все четыре конца этого знака символизируют важные человеческие качества, которые должны быть у членов организации в равной степени.

  • Мужество рисковать собственной жизнью ради помощи ближнему.
  • Благоразумие при оказании помощи пострадавшим, чтобы без нужды лишний раз не рисковать своей жизнью.
  • Справедливое отношение ко всем нуждающимся, независимо от их социального положения или расовой принадлежности.
  • Умеренность в работе, ведь, чтобы помогать больным, медик должен сам быть здоров.

Красный крест и красный полумесяц

В 70-х годах XIX столетия частым участником военных конфликтов стала Османская империя и другие восточные нехристианские страны. Их правительства разрешили Красному Кресту вести свою деятельность на своих территориях, взамен попросив адаптировать символ организации для мусульман. Так появилась эмблема алого полумесяца на белом фоне, который стал символом военной медицинской помощи в мусульманских странах. А сама организация с тех пор стала называться Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Красный крест и другие эмблемы

В первой половине XX века турецкие, персидские и египетские власти обратились в Красный Крест с просьбой ввести дополнительные отличительные знаки: красные лев и солнце. Руководство организации согласилось, но вскоре другие государства потребовали добавления дополнительных символов. Опасаясь, что у Красного Креста будет слишком много отличительных знаков и это создаст путаницу, руководство отказывалось признавать другие эмблемы и упразднило в 1980-м символы красного солнца и льва.

Начиная с 2000-х, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца начало разрабатывать новую эмблему, и в 2005-м был создан третий действующий символ организации - алый ромб.

Символ медицинского красного креста в Российской империи

Организация Красный Крест в Российской империи начала действовать с 1876-го на основе Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Ее члены носили специальный жетон в виде красного крестика с эмблемой внутри.

С началом XX столетия все военные медики стали активно использовать эмблему красного креста как отличительный знак. Медицинские сестры, работавшие в полевых госпиталях или эвакуировавшие раненых бойцов прямо с поля битвы, вместо жетона, носили вышитый красный крест на фартуке, головном уборе или на плечевой повязке.

Был красный крест медицинский на машинах и фургонах, в которых перевозились раненые. Увидеть его можно было и на зданиях, где располагались временные военные госпитали.

Происхождение в СССР

После Февральской и Октябрьской революций Красный Крест был упразднен, а его имущество национализировано. Однако через несколько месяцев эту организацию восстановили в правах.

На протяжении всей Гражданской войны и в последующие годы именно Красный Крест занимался профилактикой и лечением туберкулеза, тифа и других болезней, а также помогал голодающим в 20-е годы. Из-за этого у народа символ организации стал восприниматься как крест медицинский.

Вплоть до 1938-го в СССР Красный Крест выполнял функции всех медицинских и профилактических учреждений, пока указом Совнаркома все имущество данной организации не было вновь изъято и отдано официальным органам здравоохранения. Вместе с многочисленными больницами и санаториями (в том числе и знаменитым «Артеком»), организованными Красным Крестом, был присвоен и знак медицинский крест.

С этого периода он стал играть роль уже не только символа военно-полевой медицины, но и всей системы здравоохранения в СССР.

С началом Великой Отечественной войны Минздрав СССР и Красный Крест объединили свои силы для помощи воинам на фронте и мирным гражданам в тылу.

Обе эти организации использовали в качестве отличительного знака алый крест медицинский. В результате после победы этот символ стал ассоциироваться у граждан СССР с медицинской помощью. С конца 40-х красный крест стал использоваться на вывесках и инвентаре больниц, медпунктов и аптек.

Символ красного креста сегодня

После развала СССР многие страны СНГ продолжили использовать в качестве эмблемы медицины красный крест, однако, начиная с 2000-х, постепенно они отказываются от этой традиции, поскольку это незаконно. Дело в том, что знак алого креста является собственностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и символизирует бесплатное оказание медицинской помощи, а также военно-полевую медицинскую службу. А большинство современных больниц в СНГ работают полностью или частично на коммерческой основе, что противоречит принципам, которые символизирует этот знак. Кроме того, красный крест был создан как отличительный знак медиков на поле боя, не предназначенный для использования в мирное время.

В связи с этим в СНГ сегодня в качестве медицинских символов чаще используют чашу со змеей или американскую звезду жизни. А военная медицинская служба РФ, начиная с 2005-го, разработала собственную эмблему с красным крестом на зеленом фоне и чашей со змеей в центре.

Сегодня постепенно уходит в прошлое красный крест медицинский как символ здравоохранения на просторах СНГ. Хочется верить, что все те принципы, которые он символизировал, будут оставаться актуальными для медработников и в будущем.

Предполагают, что символ змеи в медицине появился в Древнем Вавилоне около четырех тысяч лет назад.

Змея у древних людей вообще была одним из тотемных животных. Для того времени характерно наделение волшебными свойствами животных — тотемизм. Им поклонялись, возводили в культ. Тотемной змее приписывалась двойная роль: роль добра и зла. С одной стороны, змея символизировала коварство и хитрость, а с другой — бессмертие, мудрость и знание.

Символ змеи присутствует у многих народов и символизирует добро, благосостояние и здоровье. Также змеям приписывалась магическая роль исцелять раны и обучать знахарству.
Существуют разные гипотезы, пытающиеся объяснить связь змеи у многих народов с исцелением больных. По одной из них — ассоциации людьми непонятных явлений с непонятными и загадочными существами, которыми были змеи. Причины болезней и смертей были еще неизвестны.
Змей обожествляли и считали бессмертными, так как они способны сбрасывать свою кожу и возрождаться. Считалось, что этот дар имели и люди но хитрые змеи украли его.

Твари ползущие фигурировали в мифологии Древнего Востока, в которых их связывали со здоровьем и врачеванием. В Африке они были связаны с врачеванием и колдовством. Очевидно потому, что лечением занимались колдуны (символом колдуна была змея).

В странах Европы змея была символом не просто лечения. Она символизировала знание и мудрость. Вполне возможно, что первых врачей отмечали как знающих, «ученых» людей.

Гипотез и предположений довольно много, но факт один — символ медицины — змея.

Поначалу змея изображалась без каких-дибо дополнительных атрибутов. Уже позднее стала известна эмблема в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.Но все же самые известные — три эмблемы медицины : чаша со змеей, кадуцей и посох Асклепия.

Один изнаиболее узнаваемых символов медицины — посох Асклепия. Змея, которая обвилась вокруг сучковатой палки.

Асклепий — бог врачевания, сын бога правды и пророчеств Аполлона. По преданию, умел воскрешать мертвых. Зевс, испугавшись, что все люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. По одной из легенд Асклепия пригласили во дворец Миноса, царя Крита, у которого умер сын. Асклепий в пути опирался на посох, как вдруг этот посох обвила змея. Испугавшись, врач убил ее. На посох сразу же забралась вторая, чтобы воскресить первую при помощи волшебной травы. Асклепий нашел эту траву, и воскресил лекарством из нее сына царя Миноса.
Поэтому Асклепия изображают стоя в длинном плаще, опирающегося на посох со змеей. Кстати иногда как раз изображали с двумя змеями, который по видимому и путали с жезлом Гермеса.

Жезл Гермеса (у римлян — Меркурия) или кадуцей

Слово «кадуцей» — греческое. Означает знак полномочий вестника. Кадуцей — волшебный жезл бога Гермеса, вестника греческих богов. Обвивают его две змеи. На вершине жезла — пара крыльев, символ уравновешенного и добродетельного поведения. Сейчас это сивол коммерции и медицины. Однако раньше это была довольно разнообразная символическая фигура (интересно, если знать, что Гермес кроме торговцев покровительствовал еще ворам и плутам). Последние четыре тысячи лет кадуцей ассоциировался с божественными силами, иногда — с вестниками богов. В алхимии был символом двойственности и космической энергии.

Ассоциация с медициной возникла из-за присутствия тех же змей, также как и змея на посохе Асклепия.

Чаша со змеей

«Хитрый как змея и выпить не дурак» —
студенты медики

Самая распространенная медицинская эмблема у нас в России. Первые изображения относятся к 8 веку до нашей эры. Поначалу это были два разных символа: . Это были атрибуты дочери Эскулапа — богини здоровья Гигеи (наука гигиена, помните?). Гигею изображали с чашей в одной руке и со змеей в другой. И не было раньше такого символа, какой мы привыкли видеть сейчас.

Историки считают, что чаша со змеей как символ была предложена известным врачом Парацельсом в 16 веке. Версий об истинном значении символа несколько. Вполне возможно, что чаша со змеей символизирует змеиный яд с его лечебными свойствами. Но чаще всего чашу рассматривают как источник мудрости и разума, источник познания для врача.

Гигея изображалась со змеей, пьющей из чаши

В России чаша со змеей как основной медицинский символ появилась в 18 веке (поначалу с двумя змеями). В 1924 году — символ, сходный с современным был отличительным знаком военной медицины. Этот знак в настоящее время — официальная эмблема военно-медицинского состава Российской армии.

Символ военных медиков, начиная с 2005 года

Символ красного креста

Это официальная эмблема общества Красного Креста. У многих ассоциируется с медицинской деятельностью, воспринимается как «все медицинское». Значение этого сивола совершенно другое. Это особый символ. Предназначается для защиты медиков во время военных действий. Поэтому сейчас он убирается с вывесок аптек, медицинских шапочек, автомобильных аптечек (не уверен, что активно). Это один из немногих символов, который узнают во всем мире.

Символика Красного Креста

Символ красного креста и красного полумесяца (а теперь еще и красного ромба) — официальная эмблема Международного Движения Красного Креста. Инициатором создания общества, оказывающую благотворительную медицинскую помощь раненым во время войн был швейцарец Анри Дюнан, в 19 веке. По сути, красный крест — это инвертированный (цвета поменяли местами) флаг Швейцарии. Хотя символ красного креста известен еще со времен крестовых походов.
В мусульманских странах ту же роль выполняет эмблема красного полумесяца, в Израиле распространена красная звезда Давида.

В 2005 году Международный Комитет Красного Креста принял еще одну символику: красный ромб (или кристалл). Дело в том, что в Комитет было прислано большое число заявок на признание национальных эмблем: красное пламя от Тайланда, красный кедр от Ливана, красная пальма от Сирии, даже красный носорог от Судана. От Зимбабве вообще была заявлена красная звезда. Посчитали, что такое разнообразие может разрушить саму идею универсального символа, поэтому оставили эти три эмблемы.

По Женевской конвенции 1949 года эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным медицинским транспортам, зданиям, миссиям с целью защиты от атак во время вооруженного конфликта. Этим символом оборудуют здания, автомобили, она наносится на форму. У этой эмблемы одна особенность: её нельзя приобрести как торговый знак и бренд.
Сейчас в России возникла путаница: красная полоса, красный крест и номер телефона 03 на машинах скорой помощи наносится по ГОСТу 1975 года, но по Женевской Конвенции это запрещено.

Звезда жизни (Star of Life)

Эмблема неотложки. Прежде всего в США

Эмблема, похожая на синюю снежинку. Символ шестилучевой звезды, обозначающий неотложную медицинскую помощь в США. В центре эмблемы — знаменитый посох Асклепия со змеей. Используется на автомобилях экстренной медицинской помощи на территории Соединенных штатов. Неотложка до 1973 года использовала оранжевый крест на белом фоне (оранжевый — цвет всех МЧСников, так как хорошо заметен). В 1997 году истек срок патента на этот символ у США. Теперь его можно увидеть и в других странах (например Перу, Польша).

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Разговор о Красном Кресте и Красном Полумесяце – точнее, о Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца – уместнее всего начать с 24 июня 1859 г., когда состоялось сражение близ Сольферино – деревушки в Ломбардии. Сказать, что битва была жестокой – значит, ничего не сказать: несколько тысяч раненых были брошены на поле сражения умирать в мучениях!

Свидетелем этих ужасных событий был в числе прочих швейцарец Жан Анри Дюнан. Потрясённый, он решил, что надо что-то делать! Если государство не заботится о солдатах, не щадящих себя по воле политиков – значит, этим должен заниматься кто-то другой – должна быть организация, которая возьмёт на себя заботу о пострадавших во ходе войн, не делая различий ни по гражданству, ни по национальности, ни по религии – которая будет помогать людям только потому, что они нуждаются в помощи!
И вот Ж.А.Дюнан пишет книгу, где не только рассказывает о кошмарах битвы при Сольферино, но и даёт рекомендации, что можно сделать, чтобы такое не повторялось: нужно создать национальные организации, которые будут заниматься помощью пострадавшим, и международный комитет, чтобы координировать их действия.
И голос Ж.А.Дюнана был услышан! Женевский адвокат Г.Мойнье организовал Международный комитет помощи раненым (известный также как Комитет Пяти), и комитет этот созвал в 1863 г. конференцию в Женеве. Там было всего 36 участников – но и резолюции этой конференции привлекли внимание к проблеме. Вторая конференция состоялась 8 августа 1864 г., именно тогда принята конвенция «Об улучшении состояния раненых в армиях воюющих стран», известная как Женевская конвенция, и достигнута договорённость о международной организации, в задачи которой будет входить помощь людям, пострадавшим в военных конфликтах. Тогда же учредили эмблему этого общества – она должна была стать своего рода «охранной грамотой» для её представителей в районах, где идёт война.
Поскольку рождение новой организации имело место в Швейцарии, то эмблема её была создана «по образу и подобию» флага этого государства: швейцарский флаг, как известно, белый крест на красном, знаком же организации стал его «обратный» вариант – красный крест на белом. Сама же организация – исходя из эмблемы – получила такое имя: «Международный комитет Красного Креста». Правда, Османская империя усмотрела в таком знаке иной смысл, ассоциируя крест с ненавистным христианством, и заменила крест мусульманским символом, а именно – красным полумесяцем. Позднее – в 1929 г. – красный полумесяц утверждён как ещё одна официальная эмблема (в 2005 г. выдвигалось предложение ввести ещё и третью – красную звезду Давида – но поддержки это предложение не получило). Правда, уже в XXI веке – когда всякое упоминание о религии вообще и о христианстве в особенности – вызывает бурю иррациональной ненависти – была введена третья эмблема – красный кристалл, в виде ромба.
Следует заметить, что такая эмблема – сочетание символов разных религий – как нельзя больше соответствует принципам этой организации, провозглашённым на Международной конференции в 1965 г.:
-гуманность
-беспристрастность
-нейтральность
-независимость
-добровольность
-единство
-универсальность.
Это значит, что организация международная, все входящие в него национальные общества имеют равные обязанности и права и содействуют друг другу, она не становится ни на одну из сторон в военных конфликтах и оказывает помощь абсолютно всем нуждающимся, не делая различий ни по национальности, ни по расе, ни по религии, ни по каким-либо другим признакам, не стремится к получению выгоды.
С 1986 эта организация именуется Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца. Начав с помощи раненым на войне, она со временем расширила деятельность.Это и помощь пострадавшим во время природных катаклизмов и техногенных катастроф, и подготовка медсестёр, и помощь больницам, и сбор донорской крови, и помощь инвалидам, и даже «ликбез» для населения: как правильно ухаживать за детьми, как оказывать доврачебную помощь и т.д. Как видим, деятельность Красного креста и Красного Полумесяца достаточно обширна. В эту организацию входит 190 национальных обществ и более 100 миллионов добровольцев.

July 22nd, 2012

Я вот тут задумался, мы часто слышим вещи о которых ничего не знаем подробно. Вот например кто не знает словосочетание клятва Гиппократа. А вы читали ее? И я нет. Вот давайте вместе почитаем, а заодно узнаем и историю символов медицины: змеи, чаши, креста и т.п. Итак...

Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.

Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.


Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Вот впрочем она и сама:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи - эскулаповы змеи - жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.
Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.
И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх -является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.


Асклепий, бог врачевания.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

Кадуцей (жезл Меркурия)

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян - Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.

Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это - эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.

На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей - как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.


Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.

А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.

В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и... глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно...

Этот символ вовсе не означает "все медицинское". Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз". Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?

Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d"utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне - . Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Во время Восточного Кризиса (1875-1878) и Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.

В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.

В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.

У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.

По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).

Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии.

Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили "скорой помощи", относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.

В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона "03") наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574-2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).

Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.

Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).

Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.

Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.

Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

Вот вроде бы все символы обошли. Ничего не забыли?