Что где когда вопросы географии. Что? Где

Открытие Недели географии.
Цели проведения Недели географии.

1. Расширить и углубить знания, полученные учащимися на уроках географии.
2. Занимательная форма проведения недели используется для того, чтобы прививать интерес к изучению географии, любознательность, познавательный интерес.
3. Внеурочное проведение мероприятий является одной из форм отдыха учащихся.
Слово учителя.

С сегодняшнего дня у нас в школе проводится Неделя географии.

План проведения Недели географии.

30.01. Открытие Недели Географии. Беседа о материках: «Почему их так назвали?»

31.01. Конкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?» для учащихся 6-9 классов.

1.02. Конкурс плакатов: « Охранять природу - значит охранять Родину!» (5-9 классы).

2.02. КВН «Занимательная география» между командами 6-9 классов.

3.02. Проведение интеллект – шоу «Эврика» на тему «География – наука о тебе и о Земле».

Приглашаем всех отгадывать вопросы викторины. Ответы отдавать учителю географии до 2.02. Победителей ждёт приз!

Дерзайте, удачи Вам!

1 день.

Слово «география» в переводе с греческого означает «землеописание».

Можно считать, что первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали своим соотечественникам о природе и людях, о растениях и животных других стран и о многом, многом другом, т.е. как бы описывали отдельные участки Земли.

А что собой представляет строение планеты Земля мы сейчас узнаем из сообщения учащегося 6 класса Рудого Дмитрия. (Демонстрация иллюстрации «Строение Земли».)

- «Земная кора состоит из твёрдого вещества. Это твёрдое вещество обладает свойством текучести, как лёд, воск и свойством упругости, то есть способностью к вертикальным движениям под действием внешних сил. Учёные считают, что в начале геологической истории земли формировалась только тонкая базальтовая земная кора типа океанической. Затем на ней в разных местах возникли глубокие прогибы, в которых был накоплен рыхлый материал. Через какое-то время в местах прогибов произошли мощные поднятия, образовались мощные складки горных сооружений, рыхлые породы сильно уплотнились, кристаллизовались.

Территория с океанической корой сокращалась, а выросшие территории с континентальной корой превращались в материки, окружённые водой мирового океана. Таким образом, поверхность планеты Земля составляют материки, Мировой океан, атмосфера (воздушная оболочка Земли) и биосфера (растительный, животный мир Земли и человечество)».
^ Сообщения учащихся 8 класса об истории названия материков и частей света «Почему их так назвали?» (Показ материков и частей света на физической карте.)

«На протяжении всей жизни мы привычно употребляем названия частей света, редко задумываясь над историей их возникновения и значением.

Специалисты считают, что основой слова «Азия» стало ассирийское «аззу», переводимое как «блестящая». Так моряки древности, проходившие Средиземным морем, называли восточное(ныне азиатское) побережье, откуда восходило Солнце. Ту область, где Солнце заходило (т. е. Европу), называли «эреп», что означает – сумерки, темнота. Правда, что касается Европы, есть ещё одна гипотеза, авторы которой придерживаются иного мнения. Они считают, что континент получил своё название по имени дочери финикийского монарха – Европы.

Название африканского континента происходит от слова «афри». Так называло себя одно из местных племён. Древние римляне обозначали им вначале средиземноморское побережье материка, а позже название распространилось на весь континент.

В конце 15-начале 16 веков флорентиец Америго Веспуччи обследовал в ходе длительной экспедиции северное и восточное побережья нынешней Южной Америки. Тогда открытый Колумбом материк называли ещё «Новый свет». Но уже в 1538 году картограф Меркатор, отмечая заслуги Веспуччи, назвал в его честь новый континент Америкой, закрепив название на всех картах.

Австралия была открыта несколько позже – в начале 17 века. Однако её существование предсказывалось ещё древними учёными. Они называли земли, расположенные к югу от Азии,- «терра аустралис», что в переводе с латинского языка означает «южная земля».

В начале 19 века экспедиция русских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева открыла ещё один континент, получивший имя «Антарктида». Слово это имеет древнегреческое происхождение и состоит из двух частей: «ант», «анти» (в переводе – против, противоположный) и «арктос» (в переводе – медведь). Дело в том, что ещё с незапамятных времён области, прилегающие к Северному полюсу, получили название Арктика (т.е. медвежий край). Новый континент был расположен на противоположном – Южном полюсе. Иначе говоря, находился в краю, противоположном Арктике, и поэтому стал именоваться Антарктика, Антарктида.

^ Чтение учащимся 7 класса Белоконевым Ю. стихотворения «На уроке географии».

Я повторяю слово: «Кругосветное».

Оно, как глобус, круглое и светлое.

И видятся мне сразу

Море, скалы.

И много приключений небывалых,

Обиды вдруг скрываются куда-то,

Дороже мне мои друзья-ребята,

И кажется:

Вот счастье постучится!

И почему-то хочется учиться…
^ 2 день. Конкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?» для учащихся 6-9 классов.

Оргмомент.

Слово капитана знатоков.

Команда знатоков присутствует в полном составе и готова играть.

Ведущая.

За правильный ответ каждый знаток зарабатывает себе баллы в виде жетонов. Минута на обсуждение, кто правильно отвечает, получает 1 жетон, а за быстрый ответ без обсуждения – 2 жетона. Итак, крутим барабан(у нас это юла).

(На столе лежат 15 писем - вопросов, составленных учителем географии и учителей – предметников, 4 музыкальных паузы.) Учащиеся крутят барабан, начиная с капитана, по часовой стрелке.

Вопросы:


  1. «Уважаемые, знатоки! Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб - всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокие урожаи?
Ответ . Яровая. Озимая пшеница в Сибири не растёт, так как там неглубокий снежный покров и сильные морозы, её посевы будут вымерзать.

  1. Где в апреле и мае много овощей и фруктов?
Ответ . В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы соответствуют- осенним, т.е. сбору урожая.

  1. «Когда я прихожу летом, становится холоднее и дождливее. Когда я прихожу зимой, становится теплее. Кто я?
Ответ. Морская умеренная воздушная масса. Летом она приносит дождь и похолодание, зимой – оттепели и снегопады, часто с дождём.

  1. Что такое мелиорация, вы, конечно, знаете. В Грузии осушать земли мелиораторам помогают растения, которые любят влагу. Что это за растения? И откуда они появились на Кавказе?
Ответ. Это деревья – эвкалипты, которые завезли в Закавказье из Австралии. Их мощная корневая система помогает осушать заболоченные места.

  1. Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?

Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.


  1. «Уважаемые, знатоки! Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом – песчаное море. Единственное, что вы знаете, это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?
Ответ. Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон – пологий, подветренный – обрывистый.

  1. «Уважаемые, знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы могли это слышать?
Ответ. В пустыне Сахара. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».

  1. Недавно я был в гостях у своего друга. Он угостил меня очень вкусной рыбой. Я спросил: «Как она называется?» Друг ответил: «Так же, как один из городов в Липецкой области». Помогите мне узнать название рыбы.
Ответ. Елец.

  1. Среди растений, привезённых в Европу матросами Колумба, был всем известных сейчас овощ. Что это?
Ответ. Картофель.

  1. Название какого города говорит о том, что он сердитый?
Ответ. Грозный.

  1. Какая сибирская река носит название посуды?
Ответ. Река Таз.

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою?
Ответ. Лиственница.

  1. Какой город «летает»?
Ответ. Город Орёл.

  1. Какая тайга в России напоминает тропические джунгли?
Ответ. Уссурийская тайга.

  1. Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова.

Если буква в нём меняется –

Птица в рыбу превращается.

^ Ответ. Фазан - Сазан.

3 день. Конкурс плакатов: « Охранять природу - значит охранять Родину!» (5-9 классы).

Учащимся заранее даётся задание (в начале недели), где они вместе с классным руководителем рисуют плакаты на данную тему. В этот день они выступают с защитой своих плакатов – рассказывают о значимости данной темы.

Например, были нарисованы плакаты на тему: «Защитим птиц!», «Охрана окружающей среды», «Мать – водица – всему царица», «Красная книга».

^ 4 день. Проведение интеллект – шоу «Эврика» на тему «География – наука о тебе и о Земле».

Ход игры.

Ведущая:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Очень просто в ясную погоду

Помечтать в лесу иль у пруда.

Но любить по-настоящему природу –

Это значит действовать всегда.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.
- Сегодня в этом зале мы проведём самую популярную игру среди молодёжи –интеллект-шоу «Эврика». Я представляю наших участников.

Учащиеся рассказывают о себе, своих увлечениях, желают успеха соперникам.

Мы начинаем нашу игру.

^ Первый конкурс «Тема». Задаются вопросы по темам по очереди каждому участнику.

Физическая география.


  1. Какую погоду приносит циклон? (Пасмурную, дождливую).

  2. Кто осуществил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

  3. Кто первым посетил Южный полюс? (Амундсен)

  4. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы).
Экономика.

  1. Как называется финансовое предприятие, где накапливаются и распределяются финансы? (Банк).

  2. Какая страна выпускает автомобили марки «Вольво»? (Швеция)

  3. Как называется отрасль металлургии, которая производит сталь и чугун? (Чёрная).

  4. Как называют заём банком денег? (Кредит).
Страны и народы.

  1. Какие страны экспортируют тюльпаны? (Голландия, Дания).

  2. Который из городов – Монреаль или Мельбурн расположен в Южном полушарии? (Мельбурн).

  3. Назовите славянское государство, в котором картофель называют бульбой? (Белоруссия).

  4. В какой стране исповедуют синтоизм? (В Японии).
Экология.

  1. Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу? (Смог).

  2. Назовите научно-исследовательское учреждение, в котором сохраняются типичные или уникальные для определённой территории природные комплексы? (Заповедник).

  3. Что называют техногенной катастрофой? (Катастрофу, связанную с объектом, созданным человеком).

  4. Куда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений? (В Красную книгу). А почему она называется Красной книгой? (Красный – цвет предостережения).
Ведущий: У нас появился лидер! В эфире …(Вместе с ведущей) Шоу «Эврика»!

^ Ведущий: Следующий конкурс – конкурс ораторов.

Магия слов – огромная сила. Когда-то в Африке лучших ораторов съедали, а мы сегодня награждаем баллами. Оценивать этот конкурс будут наши зрители и жюри из состава учителей русского языка и литературы по 4-балльной системе. Тема для обсуждения «География – наука о тебе и о Земле». Каждый участник поочерёдно выступает, а жюри и зрители (тайно) оценивают лучшего оратора.

^ Третий конкурс «Дуэль».

Ведущий: я задаю вопросы, а вы, кто быстрее ответит на заданный вопрос. Тот и заработает себе балл.

Вопросы:


  1. Какой остров говорит о себе, что он спортивная одежда? (Ямайка).

  2. Какая река протекает у вас во рту? (Десна).

  3. Самый твёрдый минерал на Земле? (Алмаз).

  4. Как называли Днепр древние греки? (Борисфен).

  5. Северский Донец – приток Дона или Днепра? (Дона).

  6. Бриз – это ветер ил волна? (Ветер).

  7. Киви – это птица или фрукт? (И птица, и фрукт).

  8. Как называют новую европейскую валюту? (Евро).

  9. Население какой из европейских столиц самое многочисленное? (Лондона).

  10. Какое государство мира самое большое по площади? (Россия).
Музыкальная пауза.

Определился наш победитель. Награждение призами тех, кто набрал большее количество баллов в игре. Благодарим всех.

^ 5 день. КВН «Занимательная география» между командами 6-9 классов.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.

Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье позволят вам

Сыграть вничью.

Ведущий 2.

Не в театре телевизионном,

А среди наших школьных стен

Начнем сейчас мы традиционный

Наш ГеоКВН.

(Команды приветствуют друг друга. Капитаны расшифровывают эмблемы команд «Радуга» и «Земля»).

^ 1. Разминка. Ведущий задает вопросы командам:

1). Когда и где день бывает равен ночи? (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)

2). Как называется самая глубокая часть океана? (Марианская впадина, 11022 м)

3). Какая река дважды пересекает экватор? (Река Конго в Африке.)

4). Для какого материка характерно большое количество эндемиков и реликтов? (Для Австралии).

6). Какой рыбой можно забивать гвозди? (Рыбой – молот)

^ 2. Команды передают друг другу заранее заготовленные вопросы: (по 3 вопроса)

1) Где расположены самые «страшные» горы в мире? (Драконовы в Африке.)

2) В чем различие Русской и Западно- Сибирской равнин? (Русская – холмистая равнина, а Западно-Сибирская низменная равнина).

3) Что общего между баобабом и верблюдом? (Делают запас воды).
1) Чем отличаются тутси и пигмеи? (Ростом).

2) Остров, откуда нам возят цейлонский чай? (Шри-Ланка)

3) Где камень «стреляет»? (В Сахаре)
^ 3. Разгадайте ребус и прочтите пословицу.

4. Игра «Флюгер». В ней участвуют 3 человека от каждой команды, которые умеют хорошо ориентироваться.

Ведущий: Ветер дует с севера (учащиеся поворачиваются лицом к югу).

Ветер дует с юго- востока (учащиеся поворачиваются лицом к северо- западу).

Ураган (все кружатся).

Штиль (все стоят).

Кто не правильно выполняет задания, выбывает из игры.

^ 5. Занимательные загадки:

1) Этот город очень странный,

Чересчур всегда туманный,

Люди днем идут с огнем,

Все живут, как будто в банке

Со сгущенным молоком. (Лондон)

2) Мы знаем эту линию,

То черную, то синюю.

На карте эта линия

Очень нам нужна,

Чтоб нам не спутать вдруг,

Где там север, где там юг. (Компас)

3) К названию животного приставь одну из мер – получишь полноводную реку России. (Вол-га)

4) К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг. (Ура-л)

5) Название какого цветка надо соединить с титулом тюркского князя и мягким знаком, чтобы получить торговый город в России? (Астра-хан-ь)

6) С птицы начинается,

Зверьком кончается.

Как город называется? (Воронеж)

^ 6. Члены команд задают друг другу вопросы:

Кто первым открыл Северный полюс? (Георгий Седов)

Кто первым доплыл до Южного полюса? (Джеймс Кук)
Где находится «крыша мира»? (Памир)

Где на земном шаре тень в полдень падает полгода в одном направлении и полгода – в другом? (Экватор)

^ 7. Команды получают конверты, в которых находят рассказы. Задача команд – найти в рассказах географические ошибки.

Рассказ охотника.

Это было в пустыне Каракум, в Туркмении. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утомили мучавшую нас жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшего у самой реки. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец, сообразили: построили из сауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

^ Рассказ бывалого моряка.

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна – цунами – то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направили к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.

Есть ли в списке лишнее название -
Это ваше следующее задание.

^ 8. Игра "Пятый лишний".
Выбрать из списка названий пятое лишнее:

Ориноко
Парана
Калахари
Днепр
Дон

Байкал
Ладожское
Килиманджаро
Чад
Танганьика

9 задание.

Ведущий 1. Потеряли мы покой
От вопросов: что такое? кто такой?
Если кто-то нам поможет,
То рассчитывать уж может
На удачу в этот раз.
Что ж, начнем уже сейчас.

(^ Объяснить географические термины : торнадо, крики, самум, вади, косцюшко, пиранья, Аконкагуа, Анхель, Эребус, оазис, Намиб, гевея, сельва, прерии, Парана, Аппалачи, Пуэрто-Рико)

Ведущий 2. Портретная галерея на стенах у нас
Прошу разобраться, не медля, я вас.
Кто какую пользу географии принес
Это, я так думаю, потрудней вопрос.

^ Вопросы о путешественниках: (Учащийся показывает портрет путешественника)
- Кто совершил первое кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
- Какой материк был открыт на судах "Восток" и "Мирный"? И кем было совершено это открытие? (Беллинсгаузен, Лазарев)
- Кому принадлежат эти строки:
"Я обошел южный океан на высоких широтах и... неоспоримо отверг возможность существования здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания"...) (Д. Кук)
-Кто из европейцев открыл первым проход в Индийский океан, обогнув Африку? (Б. Диаш)
-Кто первым достиг южного полюса? (Р. Амундсен)
- "Величайшая ошибка, которая привела к величайшему открытию" - Об открытии какого (материка) путешественника сказал французский географ Ж.-Б. Анвель (Открытие Америки Х. Колумбом)
-Кто из английских исследователей посвятил свою жизнь изучению Африки? (Д. Ливингстон)
-Какой материк исследовал Александр Гумбольдт? (Южную Америку).

Учитель географии:

Что ж, я рада, что мои
Знания пригодились.
Вы не зря, мои друзья,
Сегодня потрудились.
Всех я щедро награжу
Знаками внимания:
Всем подарки я вручу
За смелость и за знания!
А также присуждаю титулы: мальчикам - граф-географ, девочкам - графиня-географиня.

(Учитель вручает подарки).

Конспект внеклассного мероприятия по географии

«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10класса.

Учитель географии Жданович Людмила Тадэушевна.

ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

Ход игры

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Источники информации:

      Аношко В.С.- Олимпиады по географии. -Минск 2004;

      Безруков А.М. –Занимательная география. –Москва 2001;

      Касаткина Н.А. – География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. – Волгоград 2004;

      Кривицкий В.М. – Неделя географии в школе. – Мозырь 2002;

      Новик Н.Н. – Итоговые проверочные работы по географии. – Минск 2003.

Ведущий: Ребята, мы здесь сегодня собрались, чтобы проверить ваши знания по географии. Помните или нет? Сейчас проверим. Но прежде чем перейти к игре, выберем жюри.
Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты
1 вопрос (+ 2 очка)
Погода и климат – понятия разные.
Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?
Ответ: экватор.
2 вопрос (+ 2 очка)
Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.
Вопрос: что это за город и какое у него исключение?
Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.
3 вопрос (+ 2 очка)
Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.
Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?
Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.
4 вопрос (+ 2 очка)
В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»
Вопрос: чем примечательно это место?
Ответ: здесь центр Европы.
Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»
5 вопрос (+ 2 очка)
К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.
Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.
6 вопрос (+ 2 очка)
«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,
Она, как песня, мчится в край угрюмый.
Налево Каракумы залегли,
Направо притаились Кызылкумы.
Ей нипочем пустынь палящий зной…»
Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?
Ответ: Амударья.
7 вопрос (+ 2 очка)
Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?
Ответ: Анды.
8 вопрос (+ 2 очка)
В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.
Вопрос: как называется река и растение?
Ответ: Нил, папирус.
Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)
В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.
Вопрос: какое это растение?
Ответ: тыква.
10 вопрос (+ 2 очка)
Одно из удивительных явлений, которое происходит на реке, это водопад. На земном шаре существует множество водопадов.
Вопрос: назвать самый большой водопад мира, на какой реке, высота. Ответ: Анхель, Ориноко, 1054 м.
Вопросы к капитанам
1. Какие горы самые высокие в мире?
2. Что такое «урбанизация»?
3. Что объединяет страны – США, Германия, Япония?
4. Что такое атолл?
5. Что такое Гринвич?
Музыкальная пауза: учащиеся 11 класса исполняют песню «Где-то на белом свете…»
Ведущий: Сейчас жюри подведет итоги и огласит результат игры. Спасибо за участие!

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 5 – 6 классов.

Учител ь ШСР “Альтер»:

Сабитова Н.Г.

г.Караганда

Игра проводится в форме брейн – ринга между тремя командами. Возраст игроков – 5 –6 класс. В команде 6 человек.

Оборудование :

· 2 кубика (на гранях одного кубика цифры от 1 до 6, на гранях другого кубика – цвета: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый и белый);

· цветные таблички с названием предмета: зеленый – биология и география; синий – логика; красный – математика; желтый – история; оранжевый – казахский, английский языки; белый – русский язык и литература;

· набор вопросов по предметам;

· эмблемы для игроков;

· сигнальные карточки;

· вопросы для игры со зрителями.

Правила игры:

· Игра ведется до 6 очков, набранных одной из команд.

· Жеребьёвкой определяется порядок игры команд.

· Кубики выкидывают игроки команд по очереди, определяя номер вопроса и цвет предмета.

· Право первыми дать ответ предоставляется команде, играющей раунд.За верный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать ответ, то право ответа предоставляется болельщикам. За верный ответ болельщиков команда получает 0,5 балла.

· Если и команда, и болельщики не дали верного ответа, то право дать верный ответ переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карточку. В этом случае за верный ответ команда получает 0,3 балла.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре трёх команд знатоков.

Очень часто мы слышим, что школьные науки - вещь скучная. Они не скучные – они просто очень серьезные.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, понятиям, которые изучил в школе. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Каждое утро смотрит на термометр, чтобы определить, какой будет день – тёплый или холодный, и надеть соответствующую одежду. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Путешествуя, определяет маршрут следования, используя географические данные места назначения. Попав в другую страну, использует все доступные ему средства общения – мимика, жесты, а прежде всего – язык. Пользоваться основами школьных предметов стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали науки. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по школьным предметам. И в этом нам помогут команды знатоков.

Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команды 5/1, 5/2 и 6 классов. Встречаем команды. (Приветствие и представление команд знатоков)

Вопросы по математике:

1. С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891)

Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Внимание, вопрос: Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?

Ответ: Лóкоть.

2. С вами играет Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России - обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки – сектор «Блиц»:

1). Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

2). На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

3). Сколько дней в летних каникулах? (92)

3. С вами играет Евклид -древнегреческий математик , автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Внимание вопрос:

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

Ответ: Один, два, много.

4. Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:

1. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

2. Город, состоящий из 101 имени. (Сева-сто Поль)

3. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)

5. С вами играет Ганс Христиан Андерсен.

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Внимание вопрос:

Что это за единица длины?

Кто эта героиня?

Ответ: Дюйм. Дюймовочка.

6. Играют учителя математики Григорьева Т.С. и Сабитова Н.Г.

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: Радиус

Вопросы по биологии и географии

1. Играет учитель географии Чалапко Л.М.

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка поверхности Земли расположена по отношению к ней только в одном направлении. Через эту точку проходят все меридианы.

Внимание, вопрос: Что это за точка?

(Северный полюс)

2. С вами играет Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множества научно-популярных книг.
Сектор «Блиц»:

3) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу. Здесь высота прилива достигает максимума. (Залив)

3. Внимание, черный ящик!

У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию.

(Очки)

4. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь?

(О яблоках)

5. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

(Луковица)

6. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

(Вода)

Вопросы по истории

1. Играет учитель истории Исина А.С.

Сектор «Блиц»

1) В настоящее время ни у кого не возникает вопрос: на чём же писать? Конечно же, на бумаге. А на чём писали древние египтяне? (Папирус)

2) Эта сакская царица приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью. (Томирис)

3) Назовите первый период каменного века (Палеолит)

2. В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

(Карта)

3. Вопрос задаёт учитель истории Исина А.С. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

(Гвоздь)

4. Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

(Календарь)

5. Сектор «Блиц»

1) Изображение бога в виде статуэтки (Идол)

2) Захоронения в эпоху бронзы (Курганы)

3) Верхний деревянный купол юрты (Шанырак)

6. Сектор «Блиц»

1) Одно из первых орудий древнейщего человека (Рубило)

2) «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике… (Иссык)

3) Название новокаменного века (Неолит)

Вопросы по логике

1. В школе 400 учеников. У скольких учащихся совпадут дни рождения?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.

Ответ: совпадут у 35 человек.

2. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?

(Время обдумывания 2 мин.)

Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365: 7 = 52 ост 1).

С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.

Ответ: воскресенье.

3. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.

2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.

3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

4. . Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг. Ответ : 3 кг .

5. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.

Ответ: 6 дней

6. Вопрос: В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну. Как это сделать?

Ответ:

Вопросы по русскому языку и литературе.

1. Сектор «Блиц»: Назовите сказку:

1) «Шёл солдат по дороге: «Раз-два, раз-два!» Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

2) «Одну удивительную, полную захватывающих приключений историю, он услышал от ласточки…» («Дюймовочка»)

3) «Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24…» («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Уважаемые знатоки, с вами играет Ганс Христиан Андерсен: «В одной из моих сказок описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком тесте идёт речь?

(Горошина)

3. Реши примеры из грамматической арифметики. В ответах у вас должны получиться слова, обозначающие названия птиц.

1) Каро + со (Сорока)

2) Флаг + моника – ка (Фламинго)

3) Яд + тело – о (Дятел)

4) Гол + ива (Иволга)

5) Ров + секция – ия (Скворец)

6) Сало + точка – о (Ласточка)

4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель русского языка Е.Н.Водопьянова:

Разгадайте шарады:

1) Между союзом и предлогом

Поставь небесное явленье,

И три составленные слога

Дадут забор иль загражденье (О-град-а)

2) Мой первый слог – на дереве

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)

5. Мультипликационная пауза!

(Серия мультфильма «Маша и медведь»)

6. Сектор «Блиц»: Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой:

1) Чья душа потёмки? (Чужая душа - потёмки)

2) С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото )

3) Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

Вопросы по английскому и казахскому языкам

1. Чем уникально предложение

«The quick brown fox jumps over the lazy dog»?

(В нём используются все 26 букв алфавита)

2. Чем интересно слово « racecar »?

(Оно читается одинаково слева направо и справа налево)

3. К какому из слов английские поэты никогда не могут подобрать рифму?

a) month

B) lake

c) house

d) town

(month )

4. Назовите слово английского языка, где встречаются три удвоенные буквы подряд .

(Bookkee per )

5. Сектор «Блиц»

1) В чем состоит различие между сказками и легендами? (В легенде описываются события, которые имели место быть когда-то давным-давно)

2) Назовите сказку, в которой кошка поплатилась своим хвостом за необдуманный поступок. («Мақта қыз бен мысық»)

3) Назовите имя хитреца, который умудрился получить у бая десять отборных овец за обглоданную кость. (Алдар Косе)

6. Музыкальная пауза

Игра со зрителями

1. Отгадайте антифразы. Отгадками служат известные пословицы.

1) Злое предложение и собаке отвратительно. (Доброе слово и кошке приятно)

2) Коротка ночь от утра, если забот полно. (Долог день до вечера, коли делать нечего)

3) Начал безделье – работай трусливо. (Сделал дело – гуляй смело)

4) Слабую вражду пилой распилишь. (Крепкую дружбу топором не разрубишь)

5) За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь)

6) Щедрость – редкому счастью конец. (Жадность – всякому горю начало)

2. Отгадайте шарады:

1) Три первые буквы – сирены сигнал,

А последние две – предлог.

Целое – каждый в лесу видал

И в печке зимою жёг. (Сос – на)

2) К строению предлог добавишь,

а в целом ты руду расплавишь (Дом – на)

3) Слог первый – среди нот,

Второй – на танцплощадке,

Всё вместе – корнеплод,

Зреющий на грядке. (Ре – па)

3. Древний человек (Австралопитек)

4. Древнейшее религиозное представление (Тотемизм)

5. Первый сплочённый постоянный коллектив родственников (Род)

6. Главное условие для развития человека (Труд)

7. Древнегреческий историк (Геродот)

8. Материал для покрытия и утепления юрты (Кошма)

9. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило? (Она обращается к девочке.)

10. 1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

11. Единица скорости на море? (узел)

12. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да, если один из множителей равен нулю)

13. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

14. Сколько вершин у куба? (8)

15. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

16. Количество материков умножьте на количество океанов. Что получили? (24)

17. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)

Разработка игры «Что? Где? Когда?»

Отборочный тур. В ходе отборочного тура формируются четыре команды по 3 человека. Тур проходит в четыре этапа. О готовности к ответу учащиеся сигнализируют лотами.

По ходу игры работает жюри. В отборочном туре оно отмечает тех учащихся, которые после объявления вопроса первыми поднимут лот.

Работники банка “Гео” контролируют передвижение капитала, т.е. раздают первоначальный капитал, взимают плату за вопрос, выигранный в ходе аукциона, выплачивают прибыль, полученную в результате правильного ответа.

Вопросы отборочного тура.

I этап

  1. Самый большой остров.
  2. Самый большой полуостров.
  3. Самая высокая точка мира.
  4. Самое маленькое море
  5. Самая глубокая впадина в Мировом океане.
  6. Самое жаркое место на Земле.
  7. Полюс холода планеты Земля.
  8. Самое сухое место на Земле.
  9. Самое влажное место на Земле.
  10. Самое мощное холодное течение в Мировом океане.

II этап

  1. Высшая точка Кордильер.
  2. Высшая точка Анд.
  3. Высшая точка Большого Водораздельного хребта.
  4. Высшая точка Гималаев.
  5. Высшая точка Альп.
  6. Высшая точка гор Атлас.
  7. Высшая точка гор Тянь-Шань.
  8. Высшая точка Памира.
  9. Высшая точка гор Кавказ.
  10. Высшая точка Уральских гор.

III этап

На каком материке находится озеро

  1. Байкал
  2. Титикака
  3. Танганьика
  4. Виктория
  5. Ладожское
  6. Большое Невольничье озеро
  7. Балатон
  8. Ньяса
  9. Балхаш

IV этап

  1. Самая длинная река мира.
  2. Самая многоводная река земного шара.
  3. Река, два раза пересекающая экватор.
  4. Река, на которой находится водопад Виктория.
  5. Самая крупная река Австралии
  6. Какую реку называли “отцом вод”?
  7. Притоком, какой реки является Иртыш?
  8. Ангара является левым или правым притоком реки Енисей?
  9. По какой реке проходит часть границы между Россией и Китаем?
  10. Какая река в Индии является священной?

Игра также проходит в четыре этапа.

В начале первого этапа командам вручают первоначальный капитал в условных деньгах (по 2000 долларов). Первый этап проходит в виде аукциона. Командам предлагается вопрос и называется первоначальная цена. Команды участвуют в аукционе, и право ответа предоставляется той команде, которая назвала большую цену. Соответствующая сумма изымается со счета команды в пользу банка “Гео”. В случае правильного ответа команда получает количество денег, обозначенных на вопросе. В противном случае пополняется фонд банка “Гео”.

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай».
Класс делится на 2 команды (по 7 человек). Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с названием команды)
На столах таблички с названием команд: «ПЛАН» и «КАРТА»
Участники команд выбирают капитана,
Представляется жюри. (Старшеклассники)

Цели: закрепление изученного материала, проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта», закрепление навыков решения географических задач.
Игра состоит из 6 геймов.

Задания для 1 команды :

  1. Создатель первого глобуса? (М. Бехайм)
  2. Ученый, впервые вычисливший окружность Земли и выделивший географию из других наук? (Эратосфен)
  3. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
  4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков… (План местности)
  5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
  6. Совокупность неровности земной поверхности называется… (рельефом)
  7. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
  8. Самая большая географическая широта? (90о)
  9. Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
  10. «Адрес» любого объекта на поверхности Земли определяется… (географическими координатами)

Задания для 2 команды :

  1. Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют… (солнечную систему)
  2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
  3. Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
  4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
  5. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)
  6. Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
  7. Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется… (абсолютной высотой)
  8. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  9. В каких точках «встречаются» все меридианы? (Северный и южный полюс)
  10. Что называют вторым языком географии? (Карта)

2 гейм «Заморочки из бочки»

Команды получат по 4 задания, по очереди выбирая числа от 1 до 8, время на задание 2 мин. за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если изменяется только долгота, а широта остается неизменной. (С-Ю или З-В)

2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

3. Замените выделенные слова условными обозначениями:

«Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге»

4. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м

5. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4)

6. Определите масштаб плана, если на них дорога длиною в 3 км имеет длину 10 см.

А) В 1см 3000 м
Б) В 1 см 30 км
В) В 1 см 300 м

7. Запишите в таблицу численные масштабы, соответствующие указанным именованным.

Именованный

Численный

в 1 см - 5 м

1:500

в 1 см - 450 м

1: 45 000

в 1 см - 500 м

1:50 000

в 1 см - 25 км

1:2 500 000

в 1 см - 1 км

1:100 000

в 1 см - 50 км

1:5 000 000

в 1 см - 25 м

1:2 500

8. Чтобы определить стороны горизонта, мы обычно находим направление на север. Где на земном шаре наши взоры всегда будут обращены на север, как бы мы не поворачивались. (Южный полюс)

3 гейм «Ты мне – я тебе»

Капитаны команд выбирают задания для своих соперников, называя числа от 1 до 6, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исландия)

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д. (вдп. Виктория)

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.) . (о.Пасхи)

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д. (вдп. Анхель)

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров (о. Петра I)

6. Корабль находящийся в точке 30 о ю. ш 70 о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30о ю.ш. 110о в.д.) и «Вера» (20о ю.ш. 50о в.д.) . Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера»)

4 гейм «Темная лошадка»

Кто быстрее и точнее расшифрует послание (max 5 баллов) .

5 гейм «Конкурс капитанов»

Дается 3 задания разной сложности капитан получает количество баллов в зависимости от выполненного задания, если выполняется несколько заданий, то баллы суммируются. На выполнение задания дается 7 мин.

5 баллов. Каким видом транспорта можно быстрее совершить «кругосветное» путешествие (с возвращением в точку отправления): самолетом по экватору (средняя скорость 800 км/ч), на морском судне по 60° ю. ш. (средняя скорость 40 км/ч) или на лыжах по 89° ю. ш. (средняя скорость 12 км/ч). Сколько времени будет продолжаться каждое из этих путешествий (не учитывая остановок)? (На самолете – 50 ч., на морском судне – 500 ч., на лыжах – 58 ч.)

4 балла. Найдите изображение отмеченных на панораме местности ориентиров на фрагментах топографической карты: (1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – а, 5 – б, 6 – и, 7 – з, 8 – д, 9 – в, 10 – л, 11 – к) .

3 балла . Какое место на Земном шаре ближе всего расположено к центру Земли? Почему? (У полюсов, т.к. Земля приплюснута у полюсов)

Одновременно с конкурсом капитанов проводится конкурс для остальных членов команд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Заполните таблицу, определив географические объекты по данным координатам.

6 гейм «Гонка за лидером»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

1. Уменьшенная модель Земного шара – это … (глобус)
2. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой?
(Горизонталь)
3. Азимут измеряется в …
(градусах)
4. Широта бывает…
(северной и южной)
5. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.
(Масштаб)
6. Какое кругосветное путешествие будет короче: по экватору или по 60
о с. ш.
7. Прибор для определения сторон горизонта.
(Компас)
8. Легенда карты – это …
(условные знаки)
9. Все параллели имеют одинаковую…
(форму – окружность)
10. Сторона горизонта, имеющая азимут 270
о (Запад)

2 команда

1. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (Азимут)
2. Долгота бывает…
(западной и восточной)
3. Путь, по которому движутся планеты.
(Орбита)
4. Точка, у которой только одна координата.
(Полюс)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти?
(Горизонт)
6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90
о . (Восток)
7. Умение находить стороны горизонта.
(Ориентирование)
8. Самая длинная параллель.
(Экватор)
9. Этот полюс на глобусе находится внизу.
(Южный)
10. 510 млн. кв. км.– это…
(площадь поверхности нашей планеты)

Конкурсы для болельщиков

Конкурсы для болельщиков можно провести, когда жюри подводит итоги конкурса или одновременно с конкурсами для команд. Оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команды, за которую они болеют.

Задание 1 . Впишите в пустые клетки названия объектов, соответствующих изображенным условным знакам.

Задание 2 . Каждой команде болельщиков раздаются разрезанные карточки. Задача – установить соответствие «Картина – условный знак».

Подведение итогов. Награждение победителей

Литература :

1. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 г.
2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 г.
3. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 г.
4. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 г.
5. «Занимательные вопросы по географии» Б.А. Нагорный, М. – «Учпедгиз» – 1958»
6. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 г.
7. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г.
8. «Занимательные вопросы по географии» Н.М. Гробштейн М. – «Просвещение», 1965 г.
9. «География. 6 класс. Поурочные планы» И.И. Нагорная, Волгоград – «Учитель», 2007г.