Задания для подростка по ораторскому искусству. Тренинговые упражнения на развитие ораторского мастерства

Ораторское искусство - одна из самых популярных тем тренингов. И это не удивительно, ведь навыки риторики, ораторского искусства нужны многим. Ораторское мастерство необходимо и для рабочих задач, и для того, чтобы быть интересным собеседником, харизматичным лидером.

На тренингах по ораторскому искусству используются специальные упражнения, которые раскрывают участников, развивают у них навык говорить легко, убедительно и красиво, помогают участникам освоить великое искусство ораторского мастерства.

И у тренеров, преподающих ораторское искусство, часто возникает вопрос, где взять новые интересные упражнения, которые не только усилят ораторские навыки участников, но и активно вовлекут группу, повысят её энергетику и мотивацию, понравятся и запомнятся участникам тренинга.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров сайт подобрали для вас несколько качественных упражнений на развитие навыков ораторского искусства, которые вы смело можете использовать на своих ораторских тренингах.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Дебаты»


Цель
: тренировка выступления перед группой, развитие навыка аргументации.

Время : 10 минут на каждого участника.

Количество участников : не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий задает тему выступления и вызывает двух участников. Они выступают по очереди на выбранную тему по 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым.

Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.

Каждой новой паре дается новая тема.

Упражнение для тренингов ораторского искусства «Связанные слова»


Цель
: тренировка креативности в речи.

Время : пять минут на каждого участника.

Количество участников : не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д.). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.

После выступления слушатели дают обратную связь:

  • Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
  • Интересно, заметили ли эти 2 слова?

Рекомендация от эксперта крупнейшего портала для тренеров сайт Ольги Паратновой:

Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.

Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Собеседование»


Цель:
тренировка аргументации и стрессоустойчивости.

Время: 5–7 минут на каждого участника.

Количество участников: не ограничено.

Проведение упражнения:

Вызываем двух участников. Один проводит, другой - проходит собеседование. Цель переговоров - устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату).

Затем подводим итоги:

  • Удалось ли выполнить поставленную задачу?
  • Что помогло/помешало?

Затем участники меняются ролями в этой же паре.

Данные упражнения взяты из свободных источников, поэтому нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны вашим участникам. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • не содержат подробной инструкции и методики проведения упражнения. и скорее всего, вам понадобится провести их несколько раз, чтобы найти самый удачный и результативный формат.

Когда вам понадобятся упражнения на другие темы, и при этом вы захотите, чтобы это были:

  • самые лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения , известные только узкому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,

вы сможете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренинг-центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие , самые профессиональные и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

И вы можете приобрести наши эксклюзивные тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе или приобрести готовые программы тренингов в разделе .

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И никого не оставляет равнодушным - это уж точно!

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Хорошее целевое упражнение, позволяющее в короткие сроки помочь в решении одного из наиболее волнующих вопросов: «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно (интересно)?»

Простая технология поможет участникам тренинга поверить в то, что, во-первых, сочетание «любимая работа» очень даже возможно, во-вторых, произвести инвентаризацию своих желаний, умений и соотнести их с делами (профессиями), которые способны приносить прибыль.

С большой степенью вероятности это упражнение можно назвать «беспроигрышным вариантом», поэтому оно отлично подходит не только опытным тренерам, но и начинающим.

Простое и эффективное упражнение, способное в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления.

Одно из лучших в своем роде.

Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале!

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала сайт!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов . 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения общей стоимостью более 28000 руб.!
    2. Готовую программу «»(6990 руб.)
    3. Готовую п рограмму «»(2990 руб.)
    4. Готовую программу "" (6990 руб.)
    5. Готовую п рограмму « » (6990 руб.)
    6. Готовую п рограмму«Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды , которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! У частники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
      Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц.
    7. Воздушный шар

      Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

      Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

      Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Предлагаем вам практиковать ораторское искусство, упражнения для жестов можно выполнять самостоятельно. Когда вы общаетесь с одним или несколькими собеседниками, оставьте руки свободными и обратите внимание на то, какие жесты вам свойственны. Что делают ваши руки во время разговора, какие движения повторяются чаще остальных? Проанализируйте свои ощущения и поведение, постарайтесь понять, из какой точки начинаются жесты? Как бы вы сами оценили их: это уверенные и широкие движения или мелкие и суетливые, что они могут сказать о вас? Если можно привлечь окружающих – сделайте это, пусть они выскажут свое мнение о жестах оратора в вашем исполнении. В итоге, определите свой уровень умения жестикулировать – эти сведения вам непременно пригодятся.

Ораторское искусство: упражнение «Зеркало»

Его можно назвать ключом к практике грамотного владения жестами. Закрытые и открытые жесты могут быть отшлифованы с его помощью, а суть в следующем:

Ищем образец, который обычно жестикулирует в манере, нам несвойственной, и пытаемся перенять его движения. Прекрасно, если это будет харизматичный лидер и хороший оратор. Если ваши жесты энергичны и быстры, то для «отзеркаливания» нужно выбрать человека спокойного и солидного. Хотя почему человека? Любимый мультперсонаж тоже подойдет! Подобрали образец? Теперь пытаемся копировать его жесты, сначала пусть это будут только жесты рук, подсмотренные за короткое время (полминуты – минуту). Потом увеличиваем временные отрезки, а к движениям рук подключаем походку и мимику. Старайтесь упражняться незаметно для сторонних наблюдателей, на специальном тренинге в кругу единомышленников или дома, при просмотре видео.

В упражнении «Зеркало» возможны варианты, оно поможет не только освоить основные принципы использования жестов , но и потренироваться в применении каждого из них. Так, широту и открытость жестикуляции можно отработать, если принять за образец двух ораторов: симпатичного вам и отталкивающего. Тщательно изучив применение ими жестов, повторяем, заучиваем и запоминаем полюбившиеся движения.

Ораторское искусство: упражнения для симметричности жестов

Недостаток симметричности успешно корректируется практикой, тем более, что упражнений, помогающих выработать красивые, симметричные жесты немало, рассмотрим некоторые из них.

  1. «Левша». Название говорит само за себя – суть упражнения в том, чтобы на пару часов сделать основной ту руку, которая в жестикуляции почти не используется. Делаем левой (или правой) рукой все – моем посуду, держим компьютерную мышку, одеваемся и жестикулируем. Постепенно увеличиваем время «леворукости» и заменяем одну руку другой уже на целый день.
  2. Второе упражнение – это небезызвестное нам «Зеркало», теперь нам нужно постараться повторить все до одного жесты выбранного оратора в зеркальном отражении – он поднял правую руку – мы левую, и наоборот.

Еще одно полезное упражнение называется «пантомима». Оно заключается в сопровождении речи максимумом описательных жестов. Можно его усложнить и для каждого слова в монологе придумать свой жест.

Если ваша проблема — это быстрые, мельтешащие жесты, то поможет упражнение «Король», созданное для формирования солидности и плавности речи и жестикуляции.

Представьте, что вы играете роль короля. Какой он? Какие жесты ему свойственны, какие движения и манера речи? Примеряем царскую осанку и плавность перемещений, манеру спокойно и с достоинством говорить, ведь каждое королевское слово – на вес золота.

Ораторское искусство: упражнения для конгруэнтности

Отработать соответствие жестов их содержанию, то есть конгруэнтность, поможет любое из упражнений, предназначенных для тренировки ораторского мастерства. Можно дополнить наш арсенал тренировок веселым упражнением «Сурдопереводчик» (точнее его обратной версией). Суть его в том, что слушая партнера, мы должны изобразить содержание речи жестами прямо противоположными. А если партнеров под рукой не оказалось, тренируйте креативность при помощи телевизора.

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова. Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход - почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Регулярность - вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий - вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются , и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

Например:

Тема «человек» (называете вы)

Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка - дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

Например:

Я услышал, как тикают часы в комнате

А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

На какое животное похож этот предмет?

На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

Его можно брать с собой куда захочешь!

Это пенал?

Да! Молодец.

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

8.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо всем скороговорка, например: «Про бе­дою бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б ». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Основные правила создания красивой речи

Наука красноречия предполагает тренировку голосовых связок, чтобы обладать приятным тембром. Также нужно заполнять свой словарный запас и не использовать тавтологий.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие. Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Риторика – направление филологии, изучающее правильное построение речи и законы художественного текста. В современном мире риторика воспринимается, как искусство убеждать, используя определённое мастерство ведения разговора.

Освоить ораторское искусство не так сложно, если заниматься развитием речи постоянно, с ранних лет. Для детей умение чётко формулировать мысли, свободно выбирать слова и выражения, говорить грамотно и выразительно – непростые задачи. Взрослые могут помочь, выполняя дома нехитрые упражнения.

Все упражнения для освоения риторики выполняются так, чтобы корпус был выпрямлен, а грудная клетка свободно расправлена. Помещение для занятий заранее проветривается. Посторонние звуки, музыка, шум улицы, могут отвлекать детей, поэтому лучше создать тишину. Взрослый располагается так, чтобы ребёнок видел движения его языка и челюсти. Если ребёнок не хочет заниматься, не стоит настаивать, упражнения и игры можно проводить между делом. Только в хорошем расположении духа можно долго и увлечённо говорить.

Разминка речевого аппарата

Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с физической подготовки. Артикуляционная гимнастика в риторике предназначена для развития верхней и нижней челюсти, языка и губ и мимических мышц лица.

  • Открываем рот

Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».

  • Улыбаемся

В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.

Другой вариант упражнения – в положении улыбки открывать на 2 см рот и закрывать его, слегка щёлкая зубами. Чтобы перевести занятие в игру можно строить «заборчик» из зубов, показывать челюсти акулы, протягивать звук «и».

  • Вытягиваем губы

Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

  • Мастерство чтения вслух

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

  • Определения

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

  • Рифмы

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

  • Искусство этикета

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Речевые отклонения и проблемы письма

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с развитием устной речи – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивать фразы.

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи. Ребёнок с таким диагнозом не может правильно написать практически ни одно слово. Существует мнение, что чаще дисграфия проявляется под воздействием врождённых и перенесённых заболеваний или травм. При наличии в семье носителей разных языков, дефиците общения, искажённой речи в близком окружении ребёнок также подвергается риску.

Обычно дисграфия обнаруживается в начальных классах. Дети путают похожие буквы, не дописывают их элементы, переставляют местами, пропускают слоги и окончания, используют лишние буквы и их повторы, пишут слова слитно. Решить такую проблему школьному педагогу не под силу, дисграфия требует вмешательства логопеда.

Если у ребёнка возникают похожие проблемы при чтении, то это - дислексия. Ошибки многочисленны и имеют устойчивый характер, чтение медленное, развитие устной речи слабое. У некоторых детей дислексия и дисграфия часто развиваются одновременно, но могут иметь различную степень тяжести. Дислексия также исправляется с помощью логопеда.

Помимо обязательных занятий с логопедом, дома можно проводить несложные регулярные упражнения.

  • Корректура

В течение 5–7 минут ежедневно ребёнок выделяет в предложенном тексте определённые буквы. Текст должен быть хорошо читаемым, но не слишком интересным.

Начинать упражнения нужно с буквы «а», заштриховывать её или зачеркивать чёрточкой. Постепенно переходя от гласных к согласным. Через некоторое время предлагается выделять по две буквы разным способом: одну заштриховать, вторую обвести в кружок. Нужно постараться подобрать проблемные пары букв, которые ребёнок чаще всего путает.

  • Проговаривание

Очень важно для ребёнка с диагнозом дисграфия всегда проговаривать вслух правильное написание слова непосредственно в момент письма. То есть произносить слова при написании именно так, как они пишутся, а не слышатся (не «крушка малака», а «к-руЖ-ка мО-лО-ка). При этом необходимо подчеркнуть так называемые «слабые доли»: безударные согласные, сочетания глухих согласных и согласные в конце слова. Это те буквы, которые в разговорной речи звучат не так, как пишутся.

  • Заполнение пропусков

Предлагается вписать пропущенные буквы в заранее подготовленный текст из 5–10 предложений. Места, где пропущена буква, должны быть выделены подчёркиванием или пустым кружком. Упражнения следует усложнять постепенно, включая в текст больше пропусков.

  • Диктанты

Подбирается текст размером в 150 символов. Он прочитывается ребёнку целиком, затем разбирается по одному предложению. Ребёнку предлагают предположить простановку знаков препинания, проговорить по буквам самые сложные слова. Только после этого предложение диктуется и записывается частями, в очень медленном темпе. Произношение каждого слова попутно проговаривается и обсуждается, объясняются знаки препинания.

При проверке ошибки помечаются на полях нейтральным (не красным) цветом, ребёнок после небольшого отдыха пробует сам найти и исправить их.

Любые отклонения в развитии можно постараться исправить. Ораторское искусство и мастерство грамотного письма приходят постепенно, с регулярными занятиями, постоянным общением, ростом эмоционального и жизненного опыта. Развивая талант красноречия, родители закладывают основы для лёгкого общения, успешной учёбы и гармоничного развития ребёнка.