Мягкий знак в звуковой схеме. Как научить младшего школьника составлять схемы слов? Звуко-буквенный разбор слов

Составление звуковых схем к словам.

Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором .

Помнить: звуки можно услышать или произнести. Буква - это знак для обозначения звука. Букву можно написать, прочитать, увидеть.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.

Речевой аппарат - это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.При составлении звуковых схем к словам необходимо уметь делить звуки на гласные и согласные.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом -

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Когда мы произносим согласные звуки , воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума - это глухие согласные. Другие - из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом -

мягкие - зелёным -

С чего начать работу?

Начинайте работу с простых слов - односложных или двусложных. Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку? Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный; если согласный - твёрдый или мягкий.

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных - сколько из них твёрдых согласных, сколько мягких.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши - лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук - [л]. Это согласный твёрдый звук. Выбираем нужную карточку твёрдого согласного (синий цвет).Второй звук - [у]. Это гласный звук. Выбираем нужную карточку гласного звука (красный цвет). Третий звук [к] - твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного (синий цвет).

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] - буквой “у”. Звук [к] - буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим.

ЛЕНТА БУКВ.

Для составления звуковых схем слов необходимы следующие заготовки:


Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Звуковой анализ слова. Экскурс для родителей.
Основные правила составления звуковой схемы слова:

Гласные буквы обозначаются кружочками (большими точками),
Согласные твердые – одной полоской (черточкой),
Согласные мягкие – двумя полосками (двумя черточками).
Согласная становиться мягкой, если после согласной буквы стоит смягчающая гласная – И, Я, Ю, Е, Е или мягкий знак Ь.

Например, МЫШКА - . - - . МИШКА = . – - .

Существуют и исключения из правил. Так согласные Й, Щ, Ч всегда мягкие, а Ж, Ш, Ц всегда твердые.
Некоторые буквы составляют два звука после гласной, мягкого или твердого знака, а также в начале слова обозначаются:

Я – состоит из звуков (Й А), схематически это выглядит так = .

Ю – (Й У), схематически = . Е – (Й Э), схематически = . Е – (Й О), схематически = .

Например, ЯБЛОКО = . – - . – . ЮЛА = . – . ЕЖИК = . – . -

1 Этап. Когда с ребенком начинаете с ребенком учить буквы и звуки, постепенно нужно знакомить малыша с понятием гласные и согласные звуки. Чаще всего в садике говорят, что гласные можно петь, а согласные невозможно. Хотя моя дочь долго и упорно доказывала мне, что согласные звуки можно петь. Не замечая даже, что в конце каждого согласного добавляла гласный и так протягивала звук. Поэтому нам пришлось заучить чаще всего встречающиеся гласные звуки. Со временем она уловила разницу и теперь понимает, что такое петь звуки.

Когда ребенок легко может отличить согласные звуки от гласных, смело знакомьте его с понятием мягкий и твердый согласный.

2 Этап. Считается, что составление схем слов способствует развитию навыков чтения. От себя могу сказать, чем лучше ребенок читает, тем легче и точнее складывает схемы слов. Поэму с уверенностью не скажу, что чему больше способствует.

Самое сложное для малыша, как при чтении, так и при составлении схем это когда в слове встречаются рядом два согласных. Поэтому для начала составляйте схемы простых слов, состоящих минимум букв – ДОМ, КОТ, САД. Затем – КОРОВА, СОБАКА, ЧЕЛОВЕК. И только потом СТОЛ, ЛОЖКА, БЕЛКА.

Играем с детьми и составляем звуковой анализ слова.

Для занятий с ребенком необходимо сделать карточки (см. рисунок выше). На листе картона рисуем обозначения звуков, достаточно по 10 каждого вида. Размер карточек не имеет значения.

Игра 1. Перемешиваем карточки и переворачиваем тыльной стороной. По очереди берем карточку. Называем слово, начинающее на звук соответствующий картинке. Например, попалась карточка с кружочком, называете слово АНАНАС, с одной полоской – СТУЛ, с двумя – МЯЧ. Если правильно ребенок назвал слово – карточку берет себе, нет – кладет в общую стопку. У кого больше карточек в конце игры тот и выиграл.

Игра 2. Для этой игры понадобятся маленькие игрушки (можно из киндер-сюрприза). С двух сторон стола размещаем по игрушке. Между игрушками выкладываете из карточек слово. Разбираете это слово с малышом. Спросите у ребенка какая первая буква в слове, какая последняя, как та или другая обозначается. Где в слове гласная, как она обозначается. Убедились, что ребенок понял схему – разбираете мостик и предлагаете малышу его отремонтировать.

История для ребенка: Игрушки большие друзья, но живут на разных берегах речки. Берега речки соединены волшебным мостиком из карточек. Прилетел злой волшебник и сломал мостик (или подул сильный ветер). Помоги друзьям построить мостик. Для этого нужно сложить из карточек волшебное слово, которое поможет соединить два берега реки.

Когда малыш научится самостоятельно складывать схемы слов, сразу предлагайте ребенку сделать мостик.

Игра 3. Участвует минимум два игрока (мама и ребенок). Мама говорит слово, а малыш складывает схему этого слова. Затем мама и ребенок меняются ролями. Если верно сложена схема, тогда игрок составивший схему зарабатывает очко. Нет – очко зарабатывает игрок загадавший слово, но только в том случае если найдет ошибку в схеме. У кого больше очков тот и выиграл. Дорогие родители не забываем ошибаться и дать ребенку шанс почувствовать себя САМЫМ умным.
Звуковая схема слова в примерах:

Лес = . – Мак – . – Ежик = . – . –

Осень. = . = Йод – . – Яблоко = . - – . – .

Юла = . – . Дуб – . – Кот – . –

Дверь - = . = Ящерицы = . = . = . – . Экран. – - . –

Енот = . – . – Шмель = = . = Печать = . = . =

Еж = . – Ручка – . = – . Заяц – . = . –

Косточка – . - – . = – . Вечный = . = – . =

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Вконтакте

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • звук;
  • слог;

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .

Фонетика — схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.