Корректировка бюджета. Корректировка бюджетов силами цфо

И книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

При выполнении проекта по постановке бюджетирования могут быть существенно переработаны все ее элементы, а некоторые созданы почти с нуля. В частности, такое может произойти с финансовой моделью бюджетирования .

Это значит, что с ней нужно будет еще научиться работать. В ходе такого обучения вполне возможно, что придется заниматься корректировкой бюджетов. К этому нужно совершенно спокойно относиться.

Необходимо помнить следующее:

  • в компании идет ПРОЕКТ по постановке бюджетирования, а не выполняются отлаженные ФУНКЦИИ бюджетирования на регулярной основе;
  • корректировка бюджетов (не важно, по какой причине – главное чтобы она не была каждый раз одной и той же) – это не катастрофа (особенно на ПРОЕКТНОЙ стадии, т.е. на стадии внедрения), а обычное явление, такое же, как и составление бюджетов;
  • идеальной системы создать нельзя, тем более с первого захода.

    Выполняя консалтинговые проекты с 1995 года, я работал с разными компаниями и видел различное отношение к выполняемой работе.

    Были такие случаи, когда я вообще не понимал, как возник консалтинговый проект, т.к. не мог понять кому на самом деле нужно то, что делается в рамках проекта. Такое, конечно, было в основном в крупных компаниях.

    При выполнении таких проектов либо вообще ничего толком не внедрялось, либо все это делалось очень поверхностно, т.к. клиент не очень активно участвовал в проекте, иногда не особо вникая в то, что происходит.

    Была и другая крайность, когда клиент пытался получить идеальный результат и готов был вылизывать его до бесконечности. Причем такое могло быть не только в сравнительно небольших компаниях.

    Например, в одной компании, являющейся одним их лидеров на своем рынке, так увлеклись на этапе "Организационное проектирование" , что никак не могли утвердить новую организационно-функциональную структуру компании.

    Вместо запланированных трех месяцев проект затянулся на полгода. И каков был результат? Через полгода появился план по доработке орструктуры еще на четыре месяца.

    Особенностью проекта по постановке бюджетирования является то, что он касается практически всех аспектов деятельности компании. Поэтому хочет того компания или нет, но если есть какие-то пробелы или недоработки в какой-то области, то они обязательно всплывут на поверхность.

    Естественно, хочется сразу все учесть и исправить, чтобы возможных корректировок бюджетов в будущем было как можно меньше. Но на этапе внедрения этого избежать нельзя.

    Таким образом, корректировка бюджетов – это абсолютно нормальное явление, особенно когда система только отлаживается. Естественно это не значит, что из-за "каждого чиха" нужно менять бюджеты, но все-таки корректировки возможны.

    И это тоже вполне естественный ход событий, т.к. когда возвращаешься к уже, казалось бы, решенной задаче (в данном случае разработка модели и регламента бюджетирования), то понимаешь, что в определенных местах можно было бы сделать лучше и эффективнее.

    Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Когда количество финансовых ресурсов ограничено, компания должна рационально распределять свои активы – только так их можно сохранить и приумножить. В этом помогает финансовый план доходов и расходов на определенный промежуток времени, иными словами, бюджет. Но одного его недостаточно. Наряду с процессом бюджетирования надо наладить бюджетное управление – систему учета, контроля, анализа планируемых и фактических данных. Она необходима для того, чтобы своевременно отслеживать отклонения от плана и затем принимать корректирующие действия.

    Бюджетное управление –процесс планирования, представляющий собой периодически повторяющиеся процедуры формирования, согласования, утверждения и исполнения бюджетов, анализа и контроля их исполнения (см. таблицу 1). В результате компания должна разработать четыре основных бюджетных формы:

    1. Бюджет доходов и расходов (БДР) – бюджетная форма, отражающая состав и величину доходов и расходов в плановом периоде.
    2. Бюджет движения денежных средств (БДДС) – бюджетная форма, отражающая поступление и выплаты денежных средств в плановом периоде.
    3. Бюджет балансового листа (ББЛ) — прогнозный отчет о стоимости имущества и обязательствах компании, представленный в табличной форме. ББЛ является результирующим бюджетом. При корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.
    4. Платежный календарь – форма, отражающая планируемое распределение денежных потоков в краткосрочном периоде. Составляется для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс финансово-хозяйственной деятельности компании. Формируется ежемесячно с еженедельной разбивкой по дням оплаты

    Периоды и интервалы планирования бюджетов

    Каждая компания вправе выбирать наиболее подходящие ее деятельности периоды и интервалы планирования.Общепринятые периоды планирования бюджетов:

    • годовой, формируется на год с интервалом планирования месяц/квартал;
    • квартальный, формируется на один квартал с интервалом планирования месяц/неделя;
    • ежемесячный, формируется на один месяц с интервалом планирования неделя/день.

    В зависимости от деятельности компании, сезонности и прочих условий период планирования бюджетов может совпадать с календарным периодом, а может устанавливаться нормативно-распорядительными актами компании.

    Для оперативного управления формируются бюджеты со скользящим периодом. Например, на следующие 12/24/36 месяцев помесячно/поквартально.

    Таблица 1. Участники бюджетного процесса

    Должность Функционал
    Генеральный директор 1. Подписывает приказы и иные документы, подготовленные в целях организации бюджетного процесса и исполнения бюджета.

    2. Утверждает БДР, БДДС, Платежный календарь и их изменения.

    Финансовый директор 1. Несет персональную ответственность за качественную подготовку бюджета.

    2. Выполняет иные действия в целях эффективной организации бюджетного процесса.

    Руководители структурных подразделений (ЦФО) 1. Формируют БДР и БДДС по статьям в сроки, определенные приказами и иными нормативными актами, регламентирующими бюджетный процесс;

    2. Осуществляют необходимые расчеты и представляют обоснования по каждой бюджетной статье.

    3. Участвуют в совещаниях по согласованию разногласий, дают необходимые пояснения по вопросам обоснованности и величины доходов и расходов.

    4. Выполняют иные действия в рамках бюджетного процесса в целях своевременной и качественной подготовки бюджета и (или) его корректировки.

    5. Согласовывают нормативно-распорядительные документы, подготовленные в целях организации бюджетного процесса.

    6. Несут ответственность за достижение плановых показателей подведомственными структурными подразделениями.

    4. Выполняют иные действия в целях системного и эффективного проведения мероприятий в рамках бюджетного процесса в подведомственных структурных подразделениях.

    Департамент финансового управления 1. Организовывает бюджетный процесс в целях качественного составления бюджета компании в сроки, установленные нормативными актами и настоящим Регламентом.

    2. Разрабатывает нормативные и распорядительные документы для эффективной подготовки бюджета компании.

    3. Разрабатывает основные параметры бюджетного планирования, их своевременную актуализацию в периоды корректировки бюджета.

    4. Обеспечивает утверждение БДР, БДДС и Платежного календаря в установленном компанией порядке.

    5. Анализирует исполнение бюджета в целом и в разрезе отдельных статей.

    6. Разрабатывает предложения по повышению эффективности планирования.

    7. Подготавливает проекты приказов и распоряжений в целях организации бюджетного процесса и управленческого учета, осуществляет их согласование и представление на подпись генеральному директору компании.

    6. Формирует отчеты об исполнении бюджета и пояснительные записки в порядке, и сроки, предусмотренные настоящим Регламентом и иными локальными нормативными актами компании.

    Основа формирования бюджетов – четкая структура справочников и аналитик учета компании. Необходимо разработать, согласовать и утвердить следующие справочники и аналитики учета:

    1.Проекты – применяется для формирования плановых и фактических данных об основной деятельности компании в разрезе направлений (проектов). Это может быть структура продукции (товаров, услуг), регионов, объектов и пр. Пример см. в таблице 2.

    Таблица 2. Структура регионов в разрезе направлений деятельности компании

    1. Центры финансовой ответственности (ЦФО) — это перечень структурных подразделений компании, ответственных за достижение целевого значения того или иного финансового показателя. Основа для справочника ЦФО – организационная структура компании. Пример см. в таблице 3.

    Таблица 3. Перечень центров финансовой ответственности

    1. Справочник статей бюджетов – это перечень статей, в разрезе которых будут формироваться плановые и фактические данные о деятельности компании. Для упрощения анализа исполнения бюджетов справочник статей бюджетов должен быть идентичен справочникам статей затрат, движения денежных средств и прочих доходов и расходов, используемых в учетной системе компании.

    Формы бюджетов составляются в соответствии с утвержденными справочниками статей бюджетов.

    Этапы формирования бюджетов

    Формировать бюджеты лучше всего в семь этапов.

    Этап 1. Формирование бюджета продаж в разрезе источников доходов компании. Планирование доходов должно быть максимально приближено к реальности, поскольку бюджет продаж – основа для составления бюджетов всех ЦФО компании.

    Этап 2. Изменение штатной расстановки. На основе бюджета продаж отделы компании меняют штатную расстановку сотрудников.

    Этап 3. Подготовка бюджетов по статьям прямых расходов – на основе данных бюджета продаж.Статьи прямых расходов формируют себестоимость продаж (в том числе доставка и прочие статьи расходы, которые можно учесть только в периоде получения дохода).

    Этап 4. Подготовка бюджетов по статьям расходов на содержание коммерческого и административно-управленческого персонала. В том числе:

    • оплата труда и отчислений с ФОТ;
    • приобретение товарно-материальных ценностей и основных средств;
    • командировочные расходы;
    • прочие статье расходов на обеспечение бесперебойной работы сотрудников компании.

    За основу надо брать данные о планируемой штатной расстановке.

    Этап 5. Формирование бюджета налогов – на основании полученных от ЦФО бюджетных данных.

    Этап 6. Планирование привлечения внешних источников финансирования или размещения инвестиций – на основании данных консолидированного БДДС.

    Этап 7. Бюджеты компании утверждает генеральный директор.

    Этап 8. Бюджеты «спускают» до руководителей структурных подразделений.

    Исполнение и корректировка бюджетов

    Контроль исполнения бюджетов обязателен. Любое отклонение от бюджета более чем на 5% должно быть обосновано ответственным за данную статью ЦФО.

    Превышение бюджета может быть принято к учету только, только если его утвердит генеральный директор.

    Корректировать годовой бюджет нельзя, если только не произошло существенное изменение факторов внешней среды.

    Корректировка годового бюджета должна быть утверждена приказом генерального директора.

    При формировании бюджетов со скользящим периодом корректировке нельзя подвергать первые два месяца бюджетного периода. Так же важно соблюдать утвержденные обороты по бюджетным статьям в рамках годового бюджета.

    Детализация статей бюджета

    Чем подробнее будут детализированы статьи в бюджетах, тем проще анализировать корректность данных, и понадобится минимум дополнительных расшифровок при защите бюджетов.

    Например, для торговой компании форматы бюджетов можно детализировать по группам статей, представленным в таблицах 4 и 5.

    Таблица 4. Детализация по группам статей бюджета доходов и расходов

    Таблица 5. Детализация по группам статей бюджета движения денежных средств

    Каждая группа статей в бюджетах, представленных примере, будет включать максимально возможное количество статей.

    Статьи «Прочие расходы» или «Прочие затраты» можно использовать для планирования резерва затрат. Для проведения фактических расходов желательно такие статьи не использовать, так как при проведении анализа исполнения бюджетов их нужно будет расшифровывать отдельно.

    Один раз в год можно расширять текущий перечень статей, если окажется, что его недостаточно. Чаще менять справочники не стоит, так как каждое изменение справочника будет означать внесение изменений в положение о бюджетировании, форматы бюджетов и справочники учетной системы.

    Дополнительные расшифровки при утверждении бюджетов

    Чтобы не нагромождать форматы бюджетов, можно отдельно представить детализацию:

    • выручки по проектам;
    • покупной стоимости товаров по поставщикам;
    • изменений штатной расстановки по отделам;
    • начислений заработной платы;
    • премий;
    • отчислений с ФОТ по сотрудникам согласно планируемой штатной расстановке.

    Если в компании есть утвержденные нормативы по содержанию сотрудников, например, на их обучение, закупку канцтоваров хозтоваров, то планирование таких расходов надо делать так: умножьте планируемое количество сотрудников на норматив по статье расходов. Тогда дополнительной расшифровки не требуется.

    По таким статьям, как аренда помещения, услуги провайдеров, аудит, лизинг, кредиты и займы и т.п., планируемая сумма расходов может быть расшифрована по контрагентам и договорам.

    Для случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходов принимается органами исполнительной власти.

    Если же фактические доходы бюджета существенно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон о бюджете, которое предполагает участие законодателей.

    Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

    1) Если в процессе исполнения федерального бюджета недофинансирование расходов не превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ. При этом расходы бюджета по всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всех распорядителей и бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращения бюджетных расходов производится тем органом власти, который принял решение о его введении;

    2) Если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются другие материалы.

    Государственная Дума рассматривает проект закона во внеочередном порядке в трех чтениях общей продолжительностью 15 дней.

    Первое чтение должно состояться не позднее чем через 2 дня после внесения законопроекта.

    Процедура его такова. Дума заслушивается доклад Правительства и доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет, принимает законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета. Если проект закона был принят в первом чтении, не позднее чем через 5 дней после этого должно состояться его второе чтение. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ. Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня после принятия законопроекта во втором чтении. В нем проект закона выносится на голосование в целом.

    Если в указанный срок проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не был принят, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета. Такой порядок действует вплоть до принятия указанного закона.

    Помимо недостаточного поступления доходов в бюджет, в процессе его исполнения может возникнуть и обратная ситуация, когда фактическая сумма доходов превышает утвержденную законом о бюджете. Порядок использования дополнительных доходов также регулируется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним доходы, полученные сверх запланированной величины, должны быть направлены Министерством финансов на уменьшение дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства РФ. Внесения изменений в закон о бюджете при этом не требуется, Минфином составляется и утверждается дополнительная бюджетная роспись.

    На что надо обратить внимание? При составлении записок нужно учитывать несколько важных аспектов:

    1. Ходатайство пишется на руководителя конкретной организации. Должно быть обозначено название продукции, количество и назначение.
    2. Записка на конкретного работника или группу лиц составляется с указанием вышестоящего руководителя, которому подчиняется автор, и лица, на кого оформляется документ.
    3. При необходимости замены старого оборудования следует указать причины, по которым просьба должна быть удовлетворена.
    4. Письмо о премировании оформляется с обозначением достижений сотрудника.
    5. При желании повышения в должности надо обозначить полные сведения о том, с чем связана эта просьба.

    Обзор видов служебной записки и руководство как составлять

    Как мы уже упомянули выше, специального бланка служебной записки не существует. Однако есть общие требования к содержанию документа. К таковым относятся:

    1. Обязательное указание адресата служебной записки.
      В правом верхнем углу нужно написать фамилию, имя и отчество, а также должность лица, которому направляется обращение.
    2. Ниже указывается наименование документа и его номер.
    3. Далее следует изложить суть проблемы, с которой столкнулся составитель документа, или ситуацию, с которой необходимо разобраться.
    4. Ниже указываются предложения по решению вопроса, либо указание на действия, которые автор служебной записки ждет от ее адресата.
    5. В конце документа указываются фамилия и инициалы лица, направившего обращение, а также его должность.

    Этим шаблоном служебной записки можно воспользоваться в случае необходимости.

    Образец ходатайство на выделение денежных средств

    ФАЙЛЫСкачать пустой бланк служебной записки.docСкачать образец заполнения служебной записки.doc Для чего нужна служебная записка Важное значение служебной записки состоит в том, что она показывает, что работник предприятия видит, осознает и доводит до уполномоченных лиц возникшее затруднение, попутно законно перекладывая ответственность с себя на специалистов, которые обязаны заниматься решением той или иной задачи по долгу службы. В случае возникновения спорных ситуаций, разногласий и конфликтов этот документ позволит быстро понять, кто виновен в каждом конкретном случае. Цель служебной записки – уведомление какого-либо уполномоченного должностного лица о появившейся проблеме, а также просьба о ее устранении, внесение рациональных предложений и согласование совместных действий.

    Инструкция по составлению бюджета движения платежных средств

    Как написать служебную записку (образец)? С таким вопросом периодически приходится сталкиваться представителям разных сфер деятельности. Записка является одним из наиболее распространенных и востребованных способов взаимодействия между сотрудниками предприятия и его руководством. Образец служебной записки мы приведем ниже и расскажем, как правильно написать служебную записку.

    Для чего нужно писать служебную записку? Пример составления служебной записки, ее форма, шаблон Как составить служебную записку: образец оформления Особенности электронного документооборота Для чего нужно писать служебную записку? Служебная записка – это форма внутреннего документооборота, позволяющая наиболее эффективно и оперативно решать текущие производственные ситуации.

    Служебная записка. образец написания

    Имя пользователя, которому отправляется обращение, будет внесено в строку «Адрес». Если говорить об обмене документами через общий ресурс (например, один адрес электронной почты на отдел), в строке «Тема» нужно указать, кому адресовано послание. Помимо этого, при использовании электронной почты (индивидуального почтового ящика) в большинстве случаев уже имеется подпись, которая вставляется в текст письма автоматически.

    Внимание

    Это позволяет значительно сэкономить время, в том числе и на написание служебной записки. Если ваша почта не позволяет идентифицировать отправителя (например, при использовании общего почтового ящика), в конце письма обязательно укажите свое имя и должность. Важно: при отправке информации по электронной почте не забывайте запрашивать уведомление о прочтении отправленного сообщения (для этого нужно проставить галочку в соответствующем окне).

    Как правильно написать служебную записку

    • Работник заболел. Выполнение его обязанностей может быть исполнена работниками, имеющими удостоверение стропальщика. В Служебной записке необходимо указать номер удостоверения и срок его действия во избежание нарушений по требованиям охраны труда.
    • Доплата за совмещение должна быть обоснована, и Служебная записка должна содержать все данные по отсутствующему работнику и данные по работнику, который будет исполнять его работу для отдела кадров (они оформляют приказ на замещение) и службы оплаты труда (для начисления дополнительной зарплаты).
    • В содержании записки должен быть обозначен срок или период, в течение которого будет осуществляться замещение.

    Таким образом, цель оформления – регламентировать организационные вопросы, связанные с распределением работы за отсутствующих и обеспечить доплату тем, кто будет его замещать.

    Служебная записка: пример написания. как пишется служебная записка: образец

    К ним относят записки на списание или покупку материалов, о выделении средств, повышении в должности, премировании.Этот документ составляется между подчиненными и работодателем. Образец служебной записки на приобретение оборудования или необходимых товаров такой же, как и в других случаях. Только необходимо полностью осветить волнующий вопрос по конкретной проблеме.

    Информация В содержании этого документа освещаются производственные, материальные, хозяйственные вопросы. В нем можно сообщить о премировании, повышении или понижении по должности. Получается, что работник может написать просьбу о предоставлении средств для производственного пользования.

    Важно


    Основные правила написания служебной записки Законодательно закрепленного понятия «Служебная записка» не существует, поэтому и нет строго установленной формы по ее написанию. Каждый сотрудник может составлять ее в свободном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному на предприятии.

    Как написать служебную записку на распределение бюджетных ассигнований

    Дата Некоторые аспекты данного примера рассмотрены в следующем разделе. Ответ и реакция руководства Решение руководителя будет адресовано в соответствующую службу предприятия в зависимости от его решения, например:

    1. В Отдел персонала и Отдел оплаты труда в случае положительного решения. Указанные службы подготовят приказ и оформят доплату по факту после завершения периода замещения.
    2. Обратно в подразделение, оформившего Служебную записку в случае отказа или другого решения.
    3. Делегировать решение этого вопросы другому сотруднику, например, заместителю.

    Заключение Успешная работа предприятия обеспечивается слаженной работой мотивированного коллектива.

    Здесь требуется обеспечение резерва сотрудников в случаях планового или внепланового отсутствия сотрудников.

    Целью служебной записки является уведомление какого-либо должностного лица о существующей проблеме, внесение предложений по ее разрешению или согласованию намеченных действий. Дополнительная польза от такого рода документов состоит в том, что они являются прямым доказательством, что специалист осветил проблему, находящуюся в поле его ведения. В случае если специалист не может разрешить возникшую проблему самостоятельно и в форме служебной записки выносит ее на разрешение другими специалистами, он тем самым снимает с себя ответственность за несвоевременное или некачественное рассмотрение вопроса.

    Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал Специальной формы служебных записок не предусмотрено, они составляются в произвольной форме, могут передаваться на бумажном носителе или посредством электронных средств связи.
    Служебная записка – наиболее распространенная форма общения между сотрудниками внутри предприятий и организаций. Можно сказать, что это своего рода информационно-справочный документ, который призван облегчить взаимодействие сотрудников из разных подразделений друг с другом. Этот документ позволяет оперативно решать любые вопросы: хозяйственные, производственные, трудовые, правовые и т.д. Кто может писать служебную записку Служебную записку может писать абсолютно любой работник предприятия, столкнувшийся с какой-либо проблемой. Адресатом записки также может быть каждый сотрудник организации, в том числе руководитель, начальник подразделения или же рядовой работник, при условии, что решение озвученного в записке вопроса входит именно в его компетенцию.

    Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса: исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом; исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

    Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней. Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

    Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства.

    Корректировка бюджета в процессе его исполнения

    В процессе исполнения бюджета его расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходов принимается органами исполнительной власти.