Основные события и даты Великой отечественной войны. Теория по подготовке к ЕГЭ

Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – одна из составных частей Второй мировой войны – продолжалась с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 г . В ходе войны можно выделить 3 периода:

1) начальный период (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) – отступление Красной Армии, Московская битва;

3) заключительный период (начало 1944 – май 1945 г.) – освобождение СССР, освобождение стран Европы, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция фашистской Германии.

После окончания Великой Отечественной войны советские войска, верные союзническому долгу, разгромили японскую Квантунскую армию (9 августа – 2 сентября 1945 г.). Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Начальный период. Война началась рано утром 22 июня 1941 г. Первыми на себя удар приняли пограничники. Навсегда вошла в историю героическая оборона Брестской крепости . Почти месяц защитники крепости отвлекали на себя целую фашистскую дивизию. По немецкому плану «Барбаросса» гитлеровское командование, основываясь на тактике «блицкрига» («молниеносной войны»), намечало за 1–2 месяца выйти на линию Архангельск – Астрахань. С первых дней войны советским руководством были приняты меры для организации обороны:

1) 23 июня 1941 г. создана Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны С. К. Тимошенко (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным ) для стратегического руководства вооруженными силами.

2) введено военное положение (29 июня 1941 г.) . Выдвинут лозунг «Все для фронта, все для победы!» ;

3) разработана Директива о ведении войны: мобилизация сил на защиту советской территории, ничего не оставлять врагу, создание подполья и партизанского движения, укрепление тыла, борьба с паникерами и шпионами;

4) 30 июня создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти, во главе со Сталиным;

5) проведена эвакуация 1530 крупных предприятий, 12 млн человек из оккупируемых районов в глубь страны;

6) хозяйство страны перестроено на военный лад;

7) введено нормированное распределение продуктов по карточной системе ;

8) создан единый центр информации – Совинформбюро .

В первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины . До декабря 1941 г. Красная Армия потеряла до 7 млн солдат и офицеров, несколько миллионов оказалось в немецком плену. Для ужесточения дисциплины в армии 16 августа 1941 г. советское руководство издало приказ № 270 , объявлявший всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками. Согласно приказу, семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, а родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны.

В конце лета – начале осени 1941 г. важное значение имели бои за Киев, Одессу, Севастополь . В конце сентября пять советских армий попали в окружение под Киевом. Ожесточенные оборонительные бои за Одессу шли до 16 октября. Наиболее длительной была оборона Севастополя – 250 дней. Еще в августе 1941 г. противник установил блокаду Ленинграда , продолжавшуюся до января 1944 г.

Причинами неудач Красной Армии на начальном этапе войны историки считают следующее:

1) неожиданность нападения фашистов на СССР;

2) неблагоприятный для РККА момент нападения: реорганизация и перевооружение армии не были завершены;

3) просчеты и ошибки руководства страны в определении времени нападения Германии и в мерах по отражению фашистских ударов;

4) недостаточная профессиональная подготовка командиров из-за репрессий в армии накануне войны;

5) культ личности Сталина, порождавший страх и сковывавший инициативу военачальников.

На Московском направлении крупным событием в августе – сентябре 1941 г. стало Смоленское сражение , во время которого начали действовать соединения реактивных минометов («Катюши» ), родилась советская Гвардия, выиграно время для укрепления обороны Москвы.

Битва за Москву является крупнейшим событием начального периода войны. Она проходила с конца сентября 1941 по февраль 1942 г . По плану «Тайфун» на Москву наступала самая мощная группировка фашистских войск, ставившая целью расчленить советские армии и, не допуская отхода к Москве, уничтожить их. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км. Ценой неимоверных усилий 5–6 декабря 1941 г . Красная Армия перешла в наступление, которое продолжалось до конца января 1942 г. Обороной Москвы и контрнаступлением советских войск руководил Г. К. Жуков . По всему фронту от Твери до Ельца враг был отброшен на 100–150 км от Москвы.

Значение Московской битвы:

1. Впервые в ходе Второй мировой войны немецкие войска потерпели поражение.

2. Окончательно провалился план «молниеносной войны», и она превратилась в затяжную.

3. Развеян миф о непобедимости германской армии.

4. Ускорилось складывание Антигитлеровской коалиции .

Однако в общем ходе войны Красная Армия не смогла удержать стратегическую инициативу. Советское командование ожидало летом 1942 г. нового наступления на Москву, но весной – летом 1942 г. враг двинулся в южном направлении – на Крым, Кавказ, Нижнее Поволжье . Это было крупным просчетом Сталина и повлекло огромные потери в Крыму, под Харьковом и на ряде других направлений. Поражение привело к новому отступлению советских войск: в августе одна группа немецких армий вышла к Волге в районе Сталинграда, а другая – на Кавказе. В июле 1942 г. в районе города Любань на сторону фашистов перешел генерал А. А. Власов, создавший затем в составе гитлеровских войск «Русскую освободительную армию» (РОА), формировавшуюся из военнопленных.

К осени 1942 г. на оккупированной фашистами территории оказалось более 80 млн человек. Страна лишилась не только огромных людских ресурсов, но и крупнейших промышленных и сельскохозяйственных районов. Для приостановки отступления войск Сталин применил жесточайший террор. 28 июля 1942 г. им был подписан приказ № 227 (получивший название «Ни шагу назад!» ). Отныне любое отступление без распоряжения командования объявлялось предательством Родины. Создавались штрафные батальоны и роты, заградительные отряды для расстрела отступающих. В армии действовал карательный орган контрразведки «Смерш» («Смерть шпионам») с неограниченными правами.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Начало коренного перелома. Сталинградская битва. В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.) . С середины сентября 1942 г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В. И. Чуйков, А. И. Родимцев, М. С. Шумилов . Германское командование придавало особое значение овладению Сталинградом. Его захват позволил бы перерезать Волжскую транспортную артерию, по которой в центр страны доставлялись хлеб и нефть. По советскому плану «Уран» (окружения противника в районе Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, через несколько дней окружив немецкую группировку под командованием генерала-фельдмаршала Ф. фон Паулюса .

С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, Красная Армия перешла от обороны к стратегическому наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома .

В окружении под Сталинградом оказалась 330-тысячная армия гитлеровцев. По плану «Кольцо» 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки, разделив ее на две части – южную и северную. Сначала капитулировала южная, а затем 2 февраля 1943 г. – северная часть.

Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она:

1) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне;

2) в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба;

3) обострились внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками.

В декабре 1942 г. началось наступление Красной Армии на Кавказе. 18 января 1943 г. советские войска частично прорвали блокаду Ленинграда. Коренной перелом , начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. Днепр . Битва на Курской дуге (Орел – Белгород) – планировалась немецким командованием уже зимой 1943 г. По плану «Цитадель» фашисты планировали окружить и уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов, сосредоточенные на Курском выступе.

Советскому командованию стало известно о готовящейся операции, оно тоже сосредоточило силы для наступления в этом районе. Битва на Курской дуге началась 5 июля 1943 г. и продолжалась почти два месяца. Ее ход можно разделить на два периода: первый – оборонительные сражения, второй – период контрнаступления. 12 июля 1943 г. под Прохоровкой состоялось грандиозное танковое сражение. 5 августа были освобождены Орел и Белгород . В честь этого события был дан первый в ходе войны салют. 23 августа битва завершилась освобождением Харькова. К этому моменту были освобождены почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, Орловская, Курская области.

В октябре 1943 г. прошли ожесточенные бои на р. Днепр , в результате которых был сокрушен «Восточный вал» – мощная линия обороны врага. 3-13 ноября 1943 г. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г. враг был отбит от города. Коренной перелом в ходе войны завершился.

Значение коренного перелома:

1) гитлеровская Германия на всех фронтах перешла к стратегической обороне;

2) более половины советской территории было освобождено от захватчиков и началось восстановление разрушенных районов;

3) расширился и активизировался фронт национально-освободительной борьбы в Европе.

Заключительный этап войны. В январе1944 г . советские войска при активном участии партизан разгромили крупную немецкую группировку под Ленинградом и Новгородом, окончательно сняв 900-дневную блокаду Ленинграда.

После разгрома фашистов на Днепре Красная Армия начала бои за освобождение Правобережной Украины и части Молдавии. В ходе Корсунь-Шевченковской операции в феврале – марте 1944 г. враг был разбит в районе Житомира и Бердичева и потерял десять дивизий. В марте – мае очищены от захватчиков черноморское побережье и Крым, освобождены города Николаев, Одесса, Севастополь.

В июне – августе 1944 г. в ходе Белорусской операции (кодовое название «Багратион») была разгромлена группа армий «Центр» и освобождены Белоруссия, Латвия, часть Литвы, восточная часть Польши.

В результате Львовско-Сандомирской операции (июль – август 1944 г.) освобождены Львов, Западная Украина, юго-восточные районы Польши, форсирована Висла.

В ходе Ясско-Кишиневской операции (20–29 августа 1944 г.) полностью освобождены территория Молдавии и восточная часть Румынии. В октябре – ноябре освобождены Прибалтика, Заполярье. В ходе операций 1944 г. советские войска вступили на территорию Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Австрии и, наконец, Германии.

6 июня 1944 г. высадкой союзников в Нормандии (север Франции) был открыт второй фронт (командующий американский генерал Эйзенхауэр). Чтобы поддержать союзников, Красная Армия 10 июня предприняла наступление на Севере против финско-немецких войск. Финляндия выступила против Германии. 24 августа Румынии объявила войну Гитлеру. В сентябре Болгария перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. В совместных действиях с народно-освободительной армией Югославии Красная Армия помогла освободить в октябре 1944 г. Белград.

В апреле 1945 г. советские войска, проведя Восточно-Прусскую операцию , вступили в Кенигсберг, а затем взяли Гданьск.

С 16 апреля по 2 мая 1945 г. проходила заключительная Берлинская операция. В ней участвовали 1-й и 2-й Белорусские фронты (командующие маршалы Г. К. Жуков и И. С. Конев ) и 1-й Украинский фронт (командующий маршал К. К. Рокоссовский ). Битва началась с ожесточенных боев у Зееловских высот . 25 апреля 1945 г. на р. Эльбе произошло соединение армий союзников по Антигитлеровской коалиции. 2 мая берлинский гарнизон сдался. В пригороде Берлина Карлсхорсте 8 мая 1945 г. представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9-11 мая советские войска завершили войну, разгромив группировку немецко-фашистских войск в Праге .

Война с Японией (9 августа – 2 сентября 1945 г.) . В соответствии с союзническими обязательствами 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал советско-японский договор о нейтралитете и 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. США произвели атомную бомбардировку японских городов: 6 августа – Хиросимы , 9 августа – Нагасаки. Это представляло собой акт бессмысленной жестокости и демонстрации силы. В ночь на 9 августа СССР вступил в войну с Японией. В ходе боев советских войск против Квантунской армии Японии были освобождены Маньчжурия, города Дальний и Порт-Артур, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась .

С началом войны страна превратилась в единый боевой лагерь. В начале войны противник захватил огромную территорию, где раньше проживало около 80 млн человек и выпускалось до 50 % промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государственное руководство приняло решение о создании военно-промышленной базы на востоке страны, для чего проводилась эвакуация (перебазирование) предприятий в глубь страны. Вся экономика была перестроена на выпуск военной продукции. В основном трудились женщины, подростки, старики. Возникло движение «двухсотников» : выполнение нормы за себя и за ушедшего на фронт. К осени 1942 г. военное производство восстановило потерянные на начальном этапе войны мощности, а в 1943 г. произошел перелом в производстве военной продукции. Наивысший уровень военного производства был достигнут в 1944 г.

Ещё к началу войны советские ученые разработали новые образцы военной техники: танки Т-34, КВ, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Ил-2. Бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1 превзошли лучшие немецкие аналоги (авиаконструкторы А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин, С. В. Ильюшин, А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов) . Большую помощь раненым бойцам оказали представители медицинской службы А. Н. Бакулев, Н. Н. Бурденко, А. А. Вишневский . В 1942 г. было объявлено о создании нового государственного гимна вместо Интернационала (текст гимна написан С. В. Михалковым совместно с Г. А. Эль-Регистаном в 1943 г.). Творческая интеллигенция была вместе с народом. На фронты с концертными бригадами выезжали певицы Л. А. Русланова, К. И. Шульженко . Большой успех имели статьи Ильи Эренбурга , стихи К. М. Симонова , поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» , песни военных лет. Событием культурной жизни мирового масштаба стала созданная и исполненная в блокадном Ленинграде Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича . Большую роль в укреплении патриотизма сыграла Русская православная церковь.

В сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, вскоре после которой была восстановлена патриархия . В 1943 г. был распущен Коминтерн. Однако официальная идеология сумела использовать народный патриотизм для возвеличивания сталинского тоталитаризма.

Партизанское движение

Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории. По гитлеровскому плану «Ост» предстояло уничтожить 50 млн человек – представителей славянских народов и создать «жизненное пространство» для Германии. На оккупированной территории фашисты установили жесточайший террористический режим, создали концлагеря, угоняли население в Германию.

Партизанское движение. С первых дней войны развернулась ожесточенная борьба советских людей на оккупированной территории. На захваченной врагом территории действовало 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, объединявших более миллиона патриотов. Партизаны уничтожали живую силу противника, проводили диверсии (подрыв поездов с военной силой и техникой, мостов, железных дорог), вели разведку, защищали жителей. Крупными партизанскими соединениями командовали С. А. Ковпак, В. И. Козлов, А. Ф. Федоров и др. В мае 1942 г. для руководства партизанской борьбой был создан Центральный штаб партизанского движения . В 1943 г. произошел наивысший подъем партизанского движения, накануне и в ходе Курской битвы проведена «рельсовая война» .

Антигитлеровская коалиция

В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф. Рузвельт заявили о поддержке СССР в борьбе с Германией. Подписаны соглашения между странами. В августе 1941 г. принята Атлантическая хартия Англии и США о целях войны по «окончательному уничтожению фашистской тирании» и демократических условий послевоенного мира. СССР присоединился к хартии. 1 января в Вашингтоне 26 стран подписали на ее основе Декларацию объединенных наций. Оформилась Антигитлеровская коалиция. США стали оказывать материальную помощь СССР по ленд лизу (система передачи взаймы или в аренду вооружения, продовольствия, медикаментов и др.).

В ходе войны состоялись три конференции глав государств – основных участников Антигитлеровской коалиции.

Тегеранская конференция , на которой встретились главы правительств Великобритании – У. Черчилль, США – Ф. Рузвельт и СССР – И. В. Сталин («Большая тройка»), состоялась 28 ноября – 1 декабря 1943 г . На конференции были приняты решения по совместным военным действиям против фашистской Германии, о послевоенном сотрудничестве, об открытии не позднее 1 мая 1944 г. второго фронта в Европе вторжением через Ла-Манш [второй фронт был открыт в июне 1944 г. (операция «Оверлорд» )]. Обсуждался вопрос о послевоенных границах Польши. Сталин обещал объявить войну Японии после окончания военных действий в Европе.

Крымская (Ялтинская) конференция «Большой тройки» проходила 4-11 февраля 1945 г. На конференции были согласованы планы разгрома Германии, условия капитуляции, принципы послевоенного сотрудничества, создания Организации Объединенных Наций (ООН), вопрос о суде над нацистскими преступниками, о послевоенных границах Польши. После окончания войны предполагалось разделить Германию и ее столицу Берлин на зоны оккупации.

На Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) встретились Сталин, Г. Трумэн – президент США, К. Эттли – премьер-министр Великобритании. Подтверждены решения Крымской конференции. Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом передавалась СССР. Утверждались границы Польши, был решен вопрос об уничтожении германских монополий, о суде над главными военными преступниками, о взыскании контрибуции с Германии. Переговоры велись с позиции силы, что создавало предпосылки «холодной войне».

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн

Разгромлен германский фашизм и японский милитаризм. Окреп международный авторитет СССР и расширились его границы. В состав Советского Союза были включены территории Западной Украины, части Восточной Пруссии, Южного Сахалина, ряда Курильских островов, а также Тува. Сложилась мировая система социализма и биполярная система мира.

Общие потери населения СССР оцениваются современными историками в 27 млн человек, из них невосполнимые потери в действующей армии – 10 млн человек. В годы войны подверглись депортации (насильственному переселению) целые народы: немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки, греки и др. Усилился тоталитарный режим, осуществлялись репрессии против людей, возвращавшихся из немецкого плена. Экономика СССР была подорвана, потери составляли около 30 % всего достояния страны, многое нужно было восстанавливать.

Образцы заданий

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Важным событием 1942 г. был(о)

1) разгром фашистов под Москвой

2) издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»

3) завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне

4) пленение армии генерала Ф. фон Паулюса

Ответ: 2.

А2. В ходе Великой Отечественной войны блокаду немецко-фашистских войск выдержал город

1) Севастополь

3) Мурманск

4) Ленинград

Ответ: 4.

А3. Тегеранская конференция лидеров трех держав состоялась в

2) мае 1945 г.

Ответ: 4.

А4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск

2) под Москвой

3) в Восточной Пруссии

4) на Висле и Одере

Ответ: 1.

А5. Укажите выдающихся полководцев Великой Отечественной войны

1) А. А. Брусилов, Д. Ф. Устинов

2) А. Н. Косыгин, А. А. Громыко

3) И. В. Сталин, С. М. Буденный

4) И. С. Конев, К. К. Рокоссовский

Ответ: 4.

А6. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие

1) оборона Брестской крепости

2) Тегеранская конференция

3) выход на государственную границу СССР

4) форсирование Днепра

Ответ: 3.

А7. Советскую политическую систему 1940-х гг. периода Великой Отечественной войны характеризует

1) переход от унитарного к федеративному устройству государства

2) внутрипартийная борьба за персональное лидерство

3) смягчение политики в отношении церкви

4) многопартийность

Ответ: 3.

А8. Каково главное значение победы советских войск в битве за Москву?

1) сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости гитлеровских войск

2) завершен коренной перелом в Великой Отечественной войне

3) наступательная инициатива перешла к советским войскам

4) завершено складывание Антигитлеровской коалиции

Ответ: 3.

А9. Прочтите отрывок из приказа народного комиссара обороны и укажите, когда был принят этот документ.

«Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках...

б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа...

в) формировать в пределах армии 3–5 хорошо вооруженных заградительных отрядов... и в случае беспорядочного отхода частей расстреливать на месте паникеров и трусов».

Ответ: 1.

А10. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите пропущенное в нем название города.

«Ожесточенные оборонительные бои велись у Одессы. По приказу Ставки был создан Одесский оборонительный район. Бои шли до 16 октября, после чего Одесский гарнизон был эвакуирован в Крым. Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре – октябре 1941 г. Наиболее длительной была оборона, она длилась 250 дней. Моряки-черноморцы держались до последнего».

2) Ленинград

3) Севастополь

4) Новороссийск

Ответ: 3.

А11. Прочтите отрывок из плана военного командования и укажите название плана.

«Конечной целью операции является создание защитительного барьера против азиатской России на линии река Волга – Архангельск. Таким образом, если необходимо, последний индустриальный район русских в Уральских горах может быть уничтожен воздушными силами».

2) «Тайфун»

3) «Цитадель»

4) «Барбаросса»

Ответ: 4.

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Ответ: 3.

В1. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В. И. Чуйкова и напишите название битвы, о которой в нем говорится.

«...Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь центра города и там поживиться трофеями... Наши бойцы... выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом, боеприпасами, и снова бросали в бой».

Ответ: Сталинградская.

Установите соответствие между датами и событиями, относящимися к этим датам.

В2.

Ответ: 5132.

Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.

В3. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 5142.

В4. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) контрнаступление советских войск под Сталинградом

Б) Корсунь-Шевченковская операция

В) оборона Севастополя

Г) освобождение Праги

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: ВАБГ.

В5. Какие три из перечисленных ниже событий произошли в период Великой Отечественной войны? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) «рельсовая война»

2) репрессии против различных народов СССР

3) оккупация японскими войсками Владивостока

4) политика «военного коммунизма»

5) Висло-Одерская операция

6) Х съезд РКП(б)

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 125.

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Здравствуйте, дорогие абитуриенты и друзья сайта!

Сегодня мы с вами поговорим о крайне важной теме - Великой Отечественной Войне, в рамках . Это не только величайшее событие XX столетия. Война — стала символом непобедимости русского и дружественных ему народов. Само собой тема входит в тесты егэ. Естественно я не смогу тут разобрать все грани этой темы. Для этого я готовлю авторский курс по все истории России для абитуриентов. Однако привести ключевые вещи все же смогу в рамках этого поста по истории егэ онлайн.

Рекомендация первая: никогда не путайте Вторую мировую войну и Великую отечественную войну. Даты Второй мировой 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945; Великой Отечественной — 22 июня 1941 по 8 мая 1945. Эти войны соотносятся между собой как частное с целым: Великая отечественная война — большой период во Второй мировой войне.

Вторая Мировая Война и Великая Отечественная Война:

Причины : агрессия гитлеровской Германии, подкрепленная идеологией нацизма, на которую смотрели сквозь пальцы западные державы: Англия, Франция, США. Страх перед «красной угрозой», который не позволил обеспечить функционирование системы коллективной безопасности в Европе, отсюда желание Запада руками Гитлера задушить СССР, направить агрессию на Восток. Именно в этом причины так называемой «странной войны» в первые месяцы.

Повод : 31 августа 1939 г. группа переодетых в польскую форму гитлеровцев захватила радиостанцию в немецком городе Глейвиц и передала в эфир на польском языке, что Польша хочет войны против Германии. Само собой это была провокация.

Повода для ВОВ не было: после нападения на СССР 22 июня 1941 годы Германия заявила, что СССР обстрелял аэродромы Румынии, а Румыния — союзница Германии и следовательно Германия объявила войну Советскому Союзу.

Ход событий . Вторую мировую войну можно разделить на следующие периоды:

1. Начало военных действий в Европе: от нападения гитлеровской Германии на Польшу до агрессии против Советского Союза (1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г.)

2. расширение фашистской и нацистской агрессии и масштабов войны: от нападения гитлеровской Германии и ее союзников на СССР и начала Великой Отечественной войны Советского Союза до высадкаи англо-американских войск в Северной Африке и контрнаступления Советской Армии под Сталинградом (22 июня 1941 г. по ноябрь 1942 г.)

3. Коренной перелом в ходе второй мировой войны: от советского контрнаступления под Сталинградом до капитуляции фашистской Италии и освобождения левобережной Украины (ноябрь 1942 г. — декабрь 1943 г.)

4. Разгром фашизма и нацизма в Европе: от наступления Советской Армии под Ленинградом, на Украине и в Белоруссии и открытия второго фронта в Европе до капитуляции Германии (январь 1944 г. — 8 мая 1945 г.). На этом завершилась Великая отечественная война! Но Вторая Мировая война продолжалась!

5. Разгром милитаристской Японии: от капитуляции Германии до капитуляции Японии 2 сентября 1945 г.

Пожалуйста, выучите эти периоды — тогда вам будет легче при выполнении заданий по истории егэ онлайн .

Итоги Второй Мировой Войны : разгром стран поддержавших нацизм и фашизм как приоритеты своего развития.

Следствия: осознаны и закреплены на международном уровне права и свободы человека, возникновение действующей (а не бездействующей, как Лига Наций) международной организации для мирного урегулирования конфликтов — Организации Объединенных Наций (ООН),раскол мира на две противостоящие друг другу системы капиталистическую (лидер США) и социалистическую (лидер СССР), как следствие — раскол среди стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Начало Холодной войны — политического, экономического и идеологического противостояния стран и систем.

Идеология это система идей об устройстве общества. Фашизм выступает за этатизм — примат такого государства, которое разберется с врагами вовне, путем возвеличивания одного народа. Но фашизм не выступает за уничтожение всех народов, кроме одного этого избранного народа. Он лишь дает ему бо льшие права, чем другим (шовинизм, антисемитизм). Нацизм же — за уничтожение всех народов и наций — кроме одной, в случае с гитлеровской Германии — арийской. Это крайне важно помнить, когда решаете и оффлайн.

Также нельзя уравнивать коммунизм и нацизм — это разные вещи. Посмотрите следующее интересное видео, чтобы понять разницу.

В разберем некоторые сложные тесты егэ по теме Второй Мировой войне и Великой Отечественной войне.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Шаг первый: с чего начать?

Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.

Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.

Шаг второй: читаем источники.

Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».

Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.

Шаг третий: встречи глав государств.

Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!

Шаг четвертый: маршалы Победы.

Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).

Шаг пятый: герои войны.

Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.

Шаг шестой: запоминаем даты.

Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.

Шаг седьмой: ищем глобус.

Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.

Шаг восьмой: даешь культуру в массы.

Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.

Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.

Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.

Шаг десятый: контрольный.

Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!

Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!

Похожие материалы

Причины, этапы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война

Понимая неизбежность военного столкновения с фашистской Германией, СССР готовился к войне. С 5,4% в годы первой пятилетки до 43,4% в 1941 г. увеличилась доля военных расходов в бюд- жете страны. Создавались новые системы вооружений (танк Т-34, реактивные миномёты «Катюша» и др.). Проводилось перевооружение армии. Принят закон о всеобщей воинской повинности, численность армии была увеличена до 5 млн человек. Ужесточалась производственная дисциплина: увеличивалась продолжительность рабочего дня, ужесточено наказание за опоздания на работу и прогулы, запрещён неоправданный уход рабочих и служащих с предпри- ятий без разрешения руководства, выпуск некачественной продукции приравнивался к вредительству. 2 октября 1940 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах», согласно которому для обеспечения рабочей силой промышленных предприятий Совет Народных Комиссаров СССР получил право «ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн человек городской и колхозной молодёжи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения. …Все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях». 
К лету 1941 г. завершить подготовку к войне не удалось. С этим связаны требования Сталина не поддаваться на провокации и заявление ТАСС от 14 июня 1941 г. о беспочвенности слухов о возможной войне между СССР и Германией. 
22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия напала на СССР. 
Меры по организации отпора фашистской агрессии:
- Указ Президиума ВС СССР «О военном положении» 22 июня 1941 г.; 
- преобразование приграничных военных округов во фронты; 
- проведение мобилизации военнообязанных; 
- создание 23 июня 1941 г. Ставки Главного Командования во главе с С. К. Тимошенко, с 10 июля Ставка Верховного Командования, с 8 августа Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным; 
- создание 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО) во главе с И. В. Сталиным; 
- принята программа мобилизации всех сил на борьбу с врагом и превращения страны в единый военный лагерь 29 июня 1941 г.; 
- введено военное положение; 
- организована эвакуация промышленных предприятий и населения на восток страны; 
- организовано партизанское движение - 18 июля 1941 г. постановление ЦК ВКП (б) «Об организации борьбы в тылу германских войск», 30 мая 1942 г. создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П. К. Пономаренко. 
Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
- просчёты руководства страны в определении сроков начала войны; 
- опоздание с приведением войск в боевую готовность; 
- ошибочная военная доктрина, предусматривавшая после разгрома агрессора в приграничных сражениях ведение военных действий только на территории противника; 
- демонтаж оборонительных укреплений на старой западной границе («линия Сталина»), на новой границе линию обороны («линия Молотова») только начали создавать; 
- не завершено перевооружение армии; 
- репрессии среди командного состава армии накануне войны. 

Основные сражения Великой Отечественной войны

На фронтах Великой Отечественной
Годы войны отмечены массовым героизмом граждан страны. Гарнизон Брестской крепости почти месяц сражался против превосходящих сил противника. Последний защитник крепости погиб в апреле 1942 г. Одиннадцать дней сражались в окружении пограничники под командованием лейтенанта А. В. Лопатина. В первые дни войны лётчики А. С. Маслов и Н.Ф Гастелло совершили «огненные тараны», направив свои подбитые в бою самолёты на скопления техники врага. В ночь на 7 августа 1941 г. В. В. Талалихин впервые совершил таран в ночном воздушном бою, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. Всенародную известность получили подвиги бойца диверсионного отряда З. А. Космодемьянской, казнённой оккупантами в ноябре 1941 г., рядового А. М. Матросова, в феврале 1943 г. закрывшего своим телом амбразуру вражеского дота, подпольщицы Е. И. Чайкиной и многих других. 
Одним из проявлений массового патриотизма граждан СССР стало формирование народного ополчения, в которое вступило свыше 4 млн человек, не подлежавших призыву на военную службу. 
За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены более 11 тыс. человек. 104 человека стали дважды Героями Советского Союза. Полководец Г. К. Жуков, лётчикиистребители И. Н. Кожедуб и А. П. Покрышкин - трижды Героями Советского Союза. 
Высшим военным орденом «Победа» награждены 11 советских военачальников: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, И. В. Сталин, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, С. К. Тимошенко, А. И. Антонов и К. А. Мерецков. Маршалы Г. К. Жуков, А. М. Василевский и генералиссимус И. В. Сталин - дважды. 
Орденами и медалями было награждено более 7 млн человек. 
«Тыл - фронту». Советская экономика в годы войны
С первых дней войны начинается перевод промышленности на выпуск военной продукции. Рабочий день был увеличен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены трудо- вые отпуска, увеличен обязательный минимум трудодней для колхозников. Место ушедших на фронт занимали женщины, подростки, старики. 
В оккуп ированных районах СССР проживало около 42% населения, находилось 47% посевных площадей, производилась треть промышленной продукции, свыше 40% электроэнергии, добывалось 63% угля. С первых дней войны организуется эвакуация предприятий в восточные районы страны. К концу 1941 г. было эвакуировано 2500 промышленных предприятий и более 10 млн человек. Для организации работы эвакуированных предприятий требовалось время. Падение промышленного производства удалось остановить к началу 1942 г. К середине 1942 г. были введены в строй все эвакуированные предприятия. В рекордно короткий срок была организована эффективная работа всего народного хозяйства в чрезвычайных военных условиях, что позволило обеспечить всем необходимым Красную Армию и стало одним из факторов достижения коренного перелома в ходе войны.
Движение сопротивления на оккупированной территории
Призыв к организации борьбы в тылу немецко-фашистских войск прозвучал в «Директиве СНК и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г.: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде… В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». 18 июля 1941 г. принято специальное постановление ЦК ВКП (б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». 
Партизанские отряды и группы подпольщиков разворачивают активную борьбу с оккупантами. К осени 1952 г. действовало около 6 тыс. партизанских отрядов, в том числе крупные партизанские соединения С. А. Ковпака, А. Н. Сабурова, П. П. Вершигоры, А. Ф. Фёдорова и др. В конце 1941–1942 гг. в Белоруссии, Ленинградской, Смоленской и Орловской областях возникли несколько так называемых партизанских краёв - районов, освобождённых от оккупантов и полностью контролируемых партизанами. 
С лета 1943 г. крупные партизанские соединения по согласованию с командованием Красной Армии проводили операции в районах наступления советских войск («Рельсовая война», «Концерт»). 
В годы Великой Отечественной войны сложилась 
антигитлеровская коалиция . 22 июня 1941 г. о поддержке борьбы советского народа против гитлеровской Германии заявил премьер-министр Великобритании У. Черчилль, 24 июня президент США Ф. Рузвельт. 12 июля 1941 г. подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях в войне против Германии. В августе 1941 г. США и Великобритания подписали Атлантическую хартию о принципах сотрудничества в годы войны. В сентябре к Хартии присоединился Советский Союз. 1 января 1942 г. 26 государств подписали Декларацию Объединённых наций, официально оформившую создание антигитлеровской коалиции. В июне 1944 г. союзники начали военные действия во Франции, открыв Второй фронт.

Конференции союзников

Московская 29 сентября - 1 октября 1941 г.

Подписано трёхстороннее соглашение - протокол о поставках. США и Англия обязались направлять Советскому Союзу ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, автомашины, алюминий и некоторые другие виды военных материалов. Американский представитель Гарриман от имени США и Англии подтвердил «получение от Советского правительства крупных поставок советских сырьевых материалов, которые значительно помогут производству вооружения в наших странах»

- Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии;
- Принято решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 г.;
- В целях сокращения сроков войны на Дальнем Востоке СССР заявил о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении военных действий в Европе: достигнута предварительная договорённость об установлении послевоенных границ Польши;
- Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана»

- Подготовила предложения, которые легли в основу Устава ООН

- Согласованы планы разгрома и безоговорочной капитуляции Германии;
- Согласована единая политика в отношении послевоенного статута Германии;
- Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа и о взыскании репраций;
- Намечены основные принципы согласованной политики союзников в отношении организации прочного мира и системы международной безопасности;
- Принято решение о созыве Учредительной конференции для выработки Устава ООН;
- Решён вопрос о восточных границах Польши;
- СССР подтвердил готовность вступить в войну против Японии через 3 месяца после капитуляции Германии;
- Принята «Декларация об освобождённой Европе», в которой выражена воля союзных держав вести согласованную политику помощи народам Европы;
- Достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трёх великих держав

- Подписан Устав ООН;
- Учреждён Международный суд, являющийся главным судебным органом ООН

- Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира;
- Целями оккупации Германии определены 4 Д – её денацификация, демилитаризация, демократизация, декартелизация;
- Провозглашена цель сохранения единства Германии;
- Определены восточные границы Германии по линии Одер-Нейсе;
- Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими преступниками;
- Принято решение о передаче Советскому Союзу Восточной Пруссии со столицей Кёнигсберг;
- Определены размеры репараций;
- СССР подтвердил готовность вступить в войну с Японией


Итоги войны:
- разгром фашизма; 
- укрепление международного авторитета СССР; 
- расширение территории СССР; 
- созданы условия для создания мировой социалистической системы; 
Цена победы:
- огромные людские потери - около 27 млн человек; 
- разрушено 1710 городов, более 70 000 деревень, 31 000 промышленных предприятий, 13 000 мостов, 65 000 км железнодорожных путей. По оценкам экспертов, прямой ущерб составил около 678 миллиардов рублей - 30% национального богатства; 
- падение уровня жизни населения, во время военных действий на территории государства было уничтожено 40 000 лечебных учреждений, 43 000 библиотек и 84 000 различных учебных заведений. 

СССР в послевоенный период 1945–1953 гг.

Главной задачей в  экономике было восстановление и развитие народного хозяйства. В марте 1946 г. принят IV пятилетний план на 1946–1950 гг. Поставлена задача не только восстановить, но и значительно превзойти довоенный уровень производства. Основной упор делался на развитие тяжёлой промышленности. Промышленность переводилась на выпуск мирной продукции.
Довоенный уровень промышленного производства достигнут в 1948 г. За годы пятилетки восстановлено и построено 6200 новых промышленных предприятий. 
В сельском хозяйстве восстанавливались разрушенные колхозы, совхозы и МТС. Проведена коллективизация в западных областях Украины и Белоруссии, в Прибалтийских республиках. Засуха 1946 г. привела к голоду. 
В декабре 1947 г. проведена денежная реформа и отмена карточной системы распределения. Денежные знаки менялись в соотношении 10 старых к 1 новому при сохранении неизменными заработных плат и цен. 
В социальной сфере:
- отменены обязательные внеурочные работы; 
- восстановлены отпуска; 
- началась выплата компенсаций за неиспользованные в годы войны трудовые отпуска; 
- сокращена доля заработной платы, выдававшаяся облигациями государственного займа. 
Политическая система в послевоенный период:
- укрепление единоличной власти И. В. Сталина; 
- проведение выборов в Советы всех уровней; 
- преобразование в 1946 г. Совета народных комиссаров в Совет министров (председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин); 
- новый виток политических репрессий - «ленинградское дело», дело Шахурина-Новикова, «дело врачей», «мингрельское дело», «дело Еврейского антифашистского комитета». 
Наука и культура в послевоенный период:
- восстановление разрушенной в годы войны материально-технической базы науки и культуры; 
- завершение перехода в всеобщему семилетнему образованию; 
- проведение дискуссий по философии, языкознанию и политической экономии; 
- развитие исследований по ядерной физике; 
- усиление идеологического контроля над культурой; 
- разгром генетики, объявленной немарксистской наукой, на сессии ВАСХНИЛ 1948 г.; 
- постановления ЦК ВКП (б) 1946–1948 гг. по вопросам литературы и искусства - «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели», «Об упаднических настроениях в советской музыке»; 
- гонения на деятелей культуры - кинорежиссеры Л. Д. Луков, С. И. Юткевич, А. П. Довженко, В. И. Пудовкин обвинены в «безыдейности» и «аполитичности», C. М. Эйзенштейн раскритикован за вторую серию фильма «Иван Грозный»; 
- закрытие «Исторического журнала»; 
- кампания по борьбе с космополитизмом. 
Внешняя политика в послевоенный период. После разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии в условиях усиления влияния СССР на международные дела происходит обострение отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции СССР, с одной стороны, и ведущими западными державами, с другой. На первый план выходят идеологические противоречия. Начинается холодная война. Советское руководство говорит о возможности Третьей мировой войны. Планы войны против Советского Союза действительно составляются. В мае 1945 г. У. Черчиллю представлен план войны с СССР, начать которую предполагалось летом 1945 г. Американский план «Дропшот» предусматривал начало войны в 1949 г. и атомную бомбардировку 100 советских городов. Испытание в 1949 г. в СССР атомной бомбы принципиально изменило международную ситуацию.
Основные внешнеполитические события:
- образование ООН (1945 г.); 
- приход к власти в странах Восточной Европы при поддержке СССР коммунистических партий; 
- образование Китайской Народной Республики (1949 г.); 
- разделение мира на две противоборствующие системы - капитализм и социализм; 
- фултоновская речь У. Черчилля (1946 г.), начало холодной войны; 
- создание Коминформа (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, 1947 г.); 
- разрыв отношений между СССР и Югославией; 
- создание НАТО (1949 г.); 
- создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); 
- Корейская война (1950–1953 гг.) 

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Шаг первый: с чего начать?

Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.

Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.

Шаг второй: читаем источники.

Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».

Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.

Шаг третий: встречи глав государств.

Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!

Шаг четвертый: маршалы Победы.

Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).

Шаг пятый: герои войны.

Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.

Шаг шестой: запоминаем даты.

Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.

Шаг седьмой: ищем глобус.

Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.

Шаг восьмой: даешь культуру в массы.

Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.

Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.

Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.

Шаг десятый: контрольный.

Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!

Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!

Похожие материалы