Теоретические основы исследования перифраз. Описательный оборот: примеры

Перифраза является одним из сложнейших лингвистических феноменов. Достаточно глубокие противоречия обнаруживаются прежде всего в сфере понятийно терминологического аппарата перифразы.

Полисемия термина связана с его широким использованием в разных областях научного знания (литературоведение, логика, стилистика, риторика, психолингвистика, социолингвистика, морфология, музыка), что позволяет рассматривать перифразу не только в рамках лингвистического анализа. Кроме того, термин осложнен наличием разнообразных произносительных вариантов, представленных целым рядом дублетных терминов одного этимологического гнезда: парафраз, парафраза, парафразис (устар.), перифраз, перифраза, перифразис (устар.), перифрасис (устар.). Эти произносительные варианты произошли от греч. paraphrasis, periphrasis и зафиксированы в словарях в значениях «пересказ» и «окольная речь».

Как полагают некоторые исследователи, термин перифраза / перифраз есть, по всей вероятности, результат заимствования из французского языка. Об этом, в частности, свидетельствуют два варианта термина. Во французском языке слово periphrase относится к женскому роду, и первый вариант (перифраза) отражает стремление сохранить грамматический род заимствованного термина, а второй - воспроизводит фонетический облик соответствующего французского слова.

Наряду с французским термином в научной литературе встречаются его синонимы: метафразис (греч. metaphrasis «окольная речь»), циркумлокуция (лат. circumlocutio «окольная речь»), кеннинг (шотл. kenning «узнавание»); а также русские аналоги обиняк, намек, описание, околичнословие, оговорка, иносказание. Однако эти терминологические соответствия представляются не очень четкими и неоднозначными или относящимися к разным объектам номинации. Поэтому целесообразно придерживаться точки зрения большинства ученых, которые используют в своих исследовательских работах французский термин, в частности, первый его вариант - перифраза .

Термином перифраза в лингвистике обозначают достаточно широкий крут языковых (речевых) явлений, то есть этот термин не имеет четкой и единой предметной отнесенности. В лингвистической и литературоведческой стилистике немало работ, посвященных перифразе, но актуальность лингвистического анализа этого явления бесспорна. Важно прояснить предметную и понятийную отнесенность термина, что, в свою очередь, поможет понять лингвистическую природу перифразы, сделает более ясным соотношение перифразы со смежными явлениями .

В романе Диккенса “Dombey and Son” Гальперин А. В. находит следующее определение понятия «мать»:

I understand you are poor, and wish to earn money by nursing the little boy, my son, who has been so prematurely deprived of what can never be replaced .

Сочетание what can never be replaced является перифразом. Здесь выделяется черта описываемого понятия, которая Диккенсу представляется наиболее существенной, а именно - незаменимость.

Кухаренко В.А. определяет перифразу как очень специфичный стилистический прием, который в основном состоит из использования непрямой формы выражения, вместо более простой, например, использование более или менее усложненной синтаксической структуры вместо слова .

Исследование определений перифразы в различных литературных источниках показало, что разброс в определении и понимании перифразы большой. Содержание и объем понятия «перифраза» существенно различаются в определениях.

С точки зрения предметной отнесенности, то есть реалии, которую обозначает термин, выделяется несколько групп определений:

1. Перифраза определяется как описательное выражение:

«Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова» .

«Выражение, являющееся описательной, распространенной передачей смысла другого выражения или слова» .

«Описательное выражение (иносказание), стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности...» .

К этой же группе примыкают определения перифразы как оборота речи: «… оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков» .

При таком определении объем понятия перифразы наиболее широк. «Выражение» - это и словосочетание, и предложение, и несколько предложений, описывающих что-либо. То есть термин «выражение» на уровне языковых единиц отделяет перифразу только от слова.

2. Перифраза определяется как стилистический прием.

«Стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи» .

«Стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности» . В эту группу входят и определения, описывающие перифразу как «фигуру речи».

При таком подходе объем понятия «перифраза» сужается: перифраза уже не любое описательное выражение, а только такое, которое используется для выразительности.

3. Перифраза определяется как троп.

«Специальный художественный троп...» .

Троп - переносное выражение, используемое для выразительности речи. Поэтому объем понятия «перифраза» здесь еще уже, чем в определениях перифразы как стилистического приема. Перифразами в данном случае признаются не все описательные выражения в функции создания выразительности, а только те из них, у которых непрямое, переносное значение.

4. Перифраза определяется как словосочетание: «семантически неделимое словосочетание...» ; «описательное сочетание, назначение основной части которого подчеркнуть характерные черты предмета или явления» .

Термины словосочетание и сочетание сужают понятие «перифраза» по сравнению с термином «выражение», так как выражение это и словосочетание, и предложение.

5. Перифраза определяется как номинация. «Описательная номинация, чаще всего метонимическая» , ее также определяют как вторичную номинацию.

Данное определение ставит перифразу в ряд номинативных единиц языка. Термин «номинация» конкретизируется за счет признака описательности -«описательная номинация», а также за счет признака вторичности, то есть перифраза предстает в качестве вторичной номинативной единицы (первая леди (жена президента), красная планета (Марс), хозяин Кремля (президент). То есть перифраза - неоднословная номинативная единица.

Однако среди определений перифразы встречаются и такие, в которых предметная отнесенность термина обозначена не очень четко или неоднозначно, или реалия обозначает слишком широкий класс объектов, а значит неопределенна. Определение перифразы как «одного из средств языка, которое заменяет собой название соответствующего предмета или явления» - пример слишком широкого, а значит, не очень определенного обозначения предметной отнесенности этого термина.

Заметны различия в определении перифразы с точки зрения предметной отнесенности в литературе лингвистической и литературоведческой. В литературе лингвистической (справочной и научной) преобладают определения перифразы как «выражения» или «словосочетания». Такие дефиниции выражают взгляд на перифразу как на языковое явление и позволяют увидеть соотношение перифразы с единицами языка - словосочетанием и предложением.

Справочная литературоведческая литература определяет перифразу как стилистический прием, фигуру речи или троп. Все эти определения представляют взгляд на перифразу как на средство выразительности.

Таким образом, анализ данных определений показывает, что у термина «перифраза» нет единой предметной отнесенности.

Термином «перифраза» обозначаются реалии разные, но взаимосвязанные. Так, перифраза как словосочетание - разновидность перифразы как словесного выражения (понятие «выражение» шире, чем понятие «словосочетание»). Перифраза как стилистический прием, фигура речи реально тоже описательное выражение, но только такое, которое используется в стилистической функции (как средство выразительности). Определение перифразы как тропа, в свою очередь, уже, чем определение перифразы как стилистического приема. Понимание перифразы как описательной номинации связано с ее определением как словесного выражения. Ведь именно словосочетание и предложение («выражение») являются основными неоднословными номинативными единицами языка. То есть описательная номинация - это прежде всего языковое выражение в номинативной функции.

Таким образом, определения перифразы как описательного выражения, словосочетания, стилистического приема и тропа с точки зрения предметной отнесенности оказываются по отношению друг к другу родо-видовыми.

В источниках справочного характера наблюдаются различия в определении понятийной природы перифразы. Следует отметить, что каждое из проанализированных определений вносит свою лепту в термин «перифраза». Следовательно, дифференцированными понятийными компонентами перифразы, выводимыми из лексикографических описаний, являются:

способность осуществлять номинацию объектов или явлений действительности;

вторичность именования объекта или явления действительности;

описательность номинации (неоднословность, выделение предмета на основании признака или признаков);

семантическая неделимость номинативного выражения;

экспрессивность (эмоционально оценочный характер номинации).

На основании лексикографических определений перифразу можно определить как неоднословную вторичную номинацию описательного, преимущественно эмоционально экспрессивного, оценочного характера, представляющую собой семантически неделимое выражение, косвенно указывающее на существенные, отличительные либо субъективно выделенные носителем языка признаки (признак) обозначаемого объекта или явления действительности .

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;
  • знакомство с одним из памятников культуры Древней Руси – иконой Владимирской Богоматери;
  • воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства;
  • формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения;
  • развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом;
  • развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.

Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию темы

Чтение учителем эпиграфа к уроку:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

А.С.Пушкин

1. Работа с эпиграфом

– О чём говорится в этом стихотворении?

– Какова его основная мысль?

– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)

– Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в словосочетания:

  • “родное пепелище” – ... (Наша история.)
  • “отеческие гробы” – ... (Память о своих предках.)

2. Проверка домашнего задания

– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)

– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)

– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)

– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

3. Определение целей

– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.

Запись темы в тетрадь.

II. Работа по теме урока

– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы

1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :

– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.

Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)

Чтение полученного стихотворения и его анализ:

– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)

– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?

– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?

2. Определение описательного оборота

– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.

Запись определения в словарики.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)

3. Работа с эпиграфом

– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)

III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.

Репродукция иконы Владимирской Богоматери.

– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)

1. Предварительная беседа об иконе

– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)

2. Основные иконописные приёмы

– Для чего стали писать иконы?

– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)

– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)

Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.

– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)

– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.

Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.

– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)

Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.

Релаксация. Музыка Вивальди.

– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.

Беседа по содержанию иконы.

– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?

– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)

– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)

Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.

– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.

Презентация:

  • грусть радость
  • печаль нежность
  • кротость ласка
  • тревога умиление
  • страдание гордость
  • скорбь любовь

Презентация: слова акад. М.Алпатова.

– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.

IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)

Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение?

– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.

Составление устного описания иконы.

Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.

“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)

“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…

Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.

А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.

V. Итог урока

– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.

Примерный план (презентация):

1) История иконы.
2) Описание.

а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.

3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы всматриваетесь в это произведение искусства.

– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Выставление оценок за урок.

Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Текст. Средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»

Учитель высшей категории Иванова Любовь Валерьевна ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Класс 6 «А»

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи урока.

  1. Образовательные :
  • повторить и обобщить знания о признаках текста;
  • обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
  • познакомить учащихся с описательным оборотом;
  1. Развивающие :
  • формировать навык создания текстов с использованием
  • описательного оборота;
  • продолжить формирование навыков и умений структурировать
  • материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;
  • обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
  • развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
  • способствовать выявлению личностных качеств учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии обучения : технология исследовательского

Обучения, технология обучения на основе схемных моделей, тестирование

С применением ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Пояснительная записка. Данный урок является логическим продолжением темы «Текст» в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - создание творческих работ.

Примечание к пояснительной записке: урок проводится для Клуба молодых учителей лицея в рамках лектория «Современный урок как система» к занятию «Структурный анализ урока». Задача учителя – показать целостность урока, необходимость всех его компонентов, логичность перехода от одного этапа урока к другому, результативность.

Учебник: Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь. М: Дрофа,2009.

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, аудиозапись музыки МР3: пьесы «Слоны», «Королевский марш львов» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных», раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

Речь - удивительно сильное средство,

Но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Речь – это язык в действии.

Текст (от лат. textus - ткань, сплетение) - в лингвистике понимается

Как продукт речевой деятельности.

Основные признаки целого текста:

  • заглавие;
  • тема;
  • идея;
  • делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  • связность;
  • стилевое единство.

Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.

Средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические.

Лексические средства связи предложений в тексте:

  • лексический повтор;
  • синонимическая замена;
  • использование антонимов;
  • родовидовые слова;
  • употребление слов одной тематической группы.
  • описательный оборот.

Описательный оборот – это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного слова.

Описа́тельный -ая, -ое.

  1. Содержащий в себе общее описание чего-л. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие-л. признаки, например: дневное свети́ло - о солнце).

Ход урока:

  1. Организационный этап и вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

На доске слайд 1: титульный

  • Взаимные приветствия учащихся и учителя.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку, порядка на парте и правильности посадки.
  • Подготовка тетрадей к работе.

На доске 2 слайд: эпиграф к уроку.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно

Иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Учитель:

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и подумайте, о чем размышлял немецкий философ 19 века Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

  • Речь – это богатство каждого человека, так как это общение посредством языка, но чтобы пользоваться ею, надо развивать мышление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим развивать наши мыслительные способности, совершенствовать речь. Что такое речь?

  • Это язык в действии.

Учитель:

Как понятие речь связано с понятием «текст»?

  • Текст – это продукт речевой деятельности.

Учитель:

Ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

  1. Этап проверки домашнего задания.

Дидактическая задача: установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

На дом было задано: повторить признаки текста, а также способы связи предложений в тексте, используя упр.1 задание 1 учебника и опорную запись на странице 9. Так как урок проводится после выходного дня, письменного задания не было.

Учитель

Вспомните, что было задано на дом.

  • Повторить признаки текста.

На доске 3 слайд: Признаки целого текста

Учитель

Поработайте в группах из 4 человек. Вам даны карточки, запишите в них фамилии участников группы, приготовьтесь их сдать по окончании урока для оценки работы на уроке. Обратитесь к 1 заданию: дан перечень признаков текста. Установите, все ли признаки текста указаны. Если какого-то признака не хватает, впишите в карточку. Время на работу 1 мин.

7 групп – 7 карточек:

1 карточка

заглавие; [тема] ; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

2 карточка

заглавие; тема; [идея] ; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

3 карточка

[заглавие] ; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

4 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; [стилевое единство] .

5 карточка

заглавие; тема; идея; [делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец] ; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

6 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; [композиционная завершенность] ; стилевое единство.

7 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; [связность] ; композиционная завершенность; стилевое единство.

* Красным цветом отмечены пропущенные признаки.

По мере проверки выполнения домашнего задания на доске выплывают признаки текста в следующем порядке:

  1. тема;
  2. идея;
  3. заглавие;
  4. стилевое единство;
  5. делимость:1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  6. композиционная завершенность;
  7. связность.

Учитель

В ваших карточках дан текст-миниатюра (задание 2). Прочитайте его, докажите, что это текст.

Каждая группа должна подобрать аргументы для доказательства наличия «своего» признака. На подготовку 1-2 минуты.

На доске 4 слайд: текст-миниатюра

Текст

(1)Я бродил подолгу и видел много примет осени.(2) По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. (3)Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. (4)Я разбивал лед, доставал замерзшие листья и приносил их домой. (По К. Паустовскому)

Тема: приметы осенью.

Идея: у осени много удивительных примет.

Заглавие: можно озаглавить «Лист в хрустальном шаре».

Стиль: художественный (наличие средств художественной выразительности: сравнение как в полом хрустальном шаре , эпитеты под стеклянной коркой, багровый или лимонный лист, метафора коркой льда; образность).

Делимость: начало – 1 предложение; основная часть – 2,3 предложения, конец – 4 предложение.

Композиционная завершенность: полное раскрытие авторского замысла (автор показывает удивительное в природе осенью) и проявляется в строении текста: есть зачин, основная часть и концовка.

Связность: все элементы текста связаны между собой.

На доске 5 слайд-заставка «Приметы осени»

  1. Этап всесторонней проверки знаний

Дидактическая задача: проверить объем и качество усвоения ранее изученного материала различными методами

Учитель

Используя данный текст, решите тесты.

На доске слайд 6. Какие способы связи предложений имеет текст?

А) параллельный;

Б) цепной;

В) параллельный и цепной.

Ответ: Б

На доске слайд 7. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

А) слова одной тематической группы (ключевые слова);

Б) глаголы одного вида;

В) повтор одного и того же слова;

Г) синонимы

Ответ: Г

Учитель

На какие 2 группы можно разделить средства связи предложений в тексте, представленные в тесте?

После ответов учащихся на доске появляется схема.

На доске слайд 8. Средства связи предложений в тексте.

Учитель

Выпишите из текста средства связи в два столбика: морфологические, лексические.

При проверке – названия средств связи выплывают.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.

Учитель

Сегодня на уроке мы будем говорить о лексических средствах связи предложений в тексте. В столбик «Лексические средства связи» уже записаны слова одной тематической группы (ключевые слова); повтор одного и того же слова; синонимы. Какие бывают еще?

Давайте вспомним, проанализировав мини-тексты (задание 3), данные в карточках, недостающие допишем (выплывают на доске по мере работы).

Работа в группах.

1 карточка

Лесная тропинка привела нас к обрыву . Под кручей шумела река.

Ответ: синонимы

2 карточка

В конце осени в лесу замирает жизнь птиц . Над берёзовыми опушками уже не встретишь резвящихся ласточек , по просекам не услышишь свиста рябчиков , высоко в небе летят последние косяки гусей .

Ответ: родовидовые слова

3 карточка

Дни и ночи напролет моросит мелкий дождь . От дождя никуда не скрыться.

Ответ: лексический повтор

4 карточка

Поздняя осень настраивает на долгие размышления. Ранняя весна приносит радость.

Ответ: антонимы

5 карточка

Мы в предзимнем лесу . Деревья давно сбросили разноцветное убранство. Листья успели почернеть, трава - пожухнуть. Лужи покрылись тонким ледком.

Ответ: слова одной тематической группы.

6 карточка

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.

Ответ: местоимение; это не лексическое, а морфологическое средство связи.

7 карточка

Раскидистая ель Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Ответ: словосочетание? Оборот речи?

Учитель

Это описательное сочетание (выражение, оборот речи). Оно употребляется вместо того или иного слова и содержит элемент характеристики или подчёркивает какую-либо сторону, качество, признак описываемого предмета. Называется описательным оборотом.

На доске слайд 9. Описательный оборот.

  • Запись темы в тетрадь.
  1. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: дать учащимся представление об описательном обороте, познакомить с его видами, научить распознавать в тексте; показать практическую значимость изучаемой темы.

Учитель

Сравните тексты (появляются на доске ) :

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Ель не боится скорых морозов.

Прочитайте теоретический материал параграфа 5 учебника стр. 39, 40 и ответьте на вопрос: как вы думаете, для чего необходимо знать описательный оборот и научиться употреблять его при создании текстов?

  • Они не только связывают предложения в тексте, но и украшают его, помогают избежать лексических повторов - наиболее распространённой речевой ошибки. (Вывод появляется на доске .)

Учитель

Понаблюдаем, какие бывают описательные обороты. Выполним задание упражнения № 47.

Задание: рассмотрите на вклейке рисунки. Как вы думаете, почему под каждым из них не одна подпись, а две и более?

  • Вывод: описательные обороты могут быть с прямым и переносным значением (метафора). Они могут являться описательными толкованиями лексического значения слова, могут быть устойчивыми сочетаниями. (Запись вывода в тетрадь). На доске 10 слайд: вывод.
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (На доске 11 слайд)
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача: установить, усвоены или нет учащимися содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Учитель

Выполните упражнение №49: в тетрадь запишите только текст, где сцепляющий оборот имеет только переносное значение.

  • Проверка:

Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

На доске 12 слайд-заставка: иллюстрация к упражнению «Шоссе».

Учитель

Придумайте свои описательные обороты для связи предложений в данном тексте.

  • Варианты: широкая стальная лента, многокилометровая полоса, новая дорога, кратчайший путь, современная магистраль.
  1. Этап закрепления нового материала.

Дидактическая задача: закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель

Часто музыка помогает мысленно представить те или иные образы.

Давайте послушаем музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» и представим этих животных на арене цирка.

На доске 13 слайд-заставка. Слоны на арене цирка.

Звучит музыка.

Учитель

Подберите описательные обороты к слову «слоны».

  • Варианты: могучие артисты, веселые циркачи, африканские гости, милые толстяки.

Выполним упражнение №51 . Задание: прочитайте начало

Сочинения ученика. Найдите описательные обороты, которые помогли

Ему избежать повторения слова слоны.

  • Огромные умные животные. Четвероногие артисты. Зверь-великан.

Допишите концовку сочинения. Используйте описательные обороты для

Связи предложений.

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

  • Вариант (на доске слайд 14) :

Второй веселый гигант уселся и в такт музыке размахивает хоботом. Третий африканский танцор топает ногами.

Забавное зрелище получилось!

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

Дидактическая задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Учитель

Послушайте еще одну музыкальную пьесу К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Каких животных вы себе представили?

Звучит пьеса «Королевский марш львов». На 15 слайде .

  • Дети пробуют отгадать. Учитель называет пьесу.

На доске 16 слайд-заставка . Львы.

Попробуйте дома написать сочинение о том, что вы мысленно видите (или какое настроение испытываете), слушая эту пьесу. Используйте в сочинении 2-3 описательных оборота.

На доске 17 слайд : домашнее задание

Это задание упражнения № 52, которое и будет вашим домашним заданием. За сочинение все ребята получат оценки.

Подведение итога:

  • Для какой цели вы будете использовать описательные обороты?

(Для связи предложений в тексте.)

  • К какой группе средств связи принадлежит описательный оборот?

(Это лексическое средство связи.)

  • Допишите предложение (на доске 18 слайд) :

Описательный оборот делает нашу речь более _______________________. (Выразительной, красочной, интересной.)

Оценка работы учащихся на уроке.


Технологическая карта урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Дмитровской общеобразовательной средней школы № 9

Васильевой Лады Евгеньевны.

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

информационно-коммуникативные технологии

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

УМК: Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивние своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Слоны».

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин.

(формируемые УУД)

Деятельность

Деятельность

учащихся

Форма рабо-ты

Результат

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебную деятельность

Л3, Р3, П3, К1

Включение в деловой ритм урока.

На экране надпись: «Что делает текст текстом?»

Волевая саморегуляция .

Запись числа и вида работы.

Учащиеся высказывают предположения.

Обще-класс-ная

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощ-рение

Этап «вызов».

Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Л1, Р2, Р3, П1, П3, К1

Этап актуализации знаний.

Учитель спрашивает: «Какие лексические средства связи предложений в тексте уже знают учащиеся»

Учащиеся называют лексические повторы. лексические синонимы, текстовые синонимы, антонимы.

родовидовые слова.

Инди-виду-альная с проверкой по образ-цу

Актуализа-ция знаний, необходи-мых для понимания новой темы

Словесное поощ-рение

Открытие новых знаний:

Работа с информацией

Л1, Л2, Р2, Р4, П3, П4, К1, К2

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Регулирует процесс работы с текстом упражнения № 48 .

Над сияющим миром рас кинулась в пол неба радуга. Один конец семи цветной дуги тонет в не глубокой речо нке, а другой край чудесн ой подковы опускаетс я за далекими ле сами.

Направляет учащихся к пониманию, что же такое описательный оборот и чем он выражается.

Выполняют упражнение № 48, затем упражнение № 47

Класс: Читают и перерабатывают информацию.

Формулируют тему и цель урока.

Фиксирова-ние новых знаний через моделирова-ние и работу с информа-цией

Словесная оценка учите-лем работы класса.

Оценка в баллах учени-ка у доски

Этап «осмысление»

Постановка учебной задачи и цели, уточнение темы урока

Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Организация деятельности для отработки навыков

Л2, Р2, Р3, Р4

П1, П2, П3, К2, К3

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Упражнение №49

(Приём выбора слов в прямом и переносном значении).

Упражнение № 50 призвано научить обучающихся выбирать описательные обороты, подчёркивающие наиболее важные в данном контексте признаки.

Творческое задание. На экране текст, в который нужно вместо многоточий поставить описательные обороты.

Читают упражнение и выбирают верное утверждение.

Письменно выполняют упражнение, вставляя вместо многоточий наиболее подходящие к данному контексту описательные обороты.

Сначала групповая работа. Класс выбирает наиболее подходящие в данном контексте описательные обороты, а затем записывает их тетради через запятую.

Груп-повая

Готовность к осмыслениюновых знаний

Словесное поощ-рение

Само-оценка с выявлением наибо-лее прави-льно выпол-ненных зада-ний

Физминутка (2 мин.) «Весёлая разминка».

Коррекция, анализ планируемых результатов усвоения новых знаний

Л1, Л2, Р2, Р3, Р4, П3, П5, К2

Организует деятельность по применению новых знаний и актуализации имеющихся.

Упражнение № 53

Демонстрирует роль описательных оборотов в текстах различных стилей речи

Групповая работа с индивидуальными ответами по поднятой руке.

Выполняют упражнение № 53. Сначала устно, а затем письменно, выбирая для записи один из трёх фрагментов текста.

Груп-повая работа с составлением описательных оборотов по моде-ли

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Оценка в баллах лиде-ров групп

Рефлексия

Коррекция, анализ полученных результатов, планирование домашнего задания

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Устанавливает осознанность восприятия. Завершающее обобщение.

Организует прослушивание отрывка «Слоны» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных» с последующим чтением упражнения № 51, в котором находят описательные обороты.

Обобщение знаний об описательном обороте:

1)позволяет избежать повторов одного и того же слова.

2) создание выразительного образа, дополнительной характеристики.

Индивидуальное осмысление полученных знаний с составлением синквейна по теме «описательный оборот»

Обще-класс-ная

Осознание значимости новых знаний

Ценностное отношение к деятельнос-ти и её оценка

Словесная оценка учителем и учащимися резуль-татов урока

Информация о домашнем задании

Закрепить полученные знания.

Развитие творческих способностей

Составить текст из 2-ух связных предложений с использованием описательного оборота.

Самостоятельная домашняя работа

По выбору

Оценка в баллах после проверки

Выставление оценок за урок

Учитель выставляет оценки, комментируя их

Подают дневники, для выставления оценок за работу на уроке.

Рефлексия

Учитель спрашивает: «Что на уроке вам запомнилось лучше всего? Какое назначение описательного оборота вам ближе?»

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

По выбору

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способнос-тей

Перифразы

Перифраза (от греч. periphrasis – окольная речь, иносказание) представляет собой описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого наименования. Перифразы являются также одним из важнейших средств соотносительности способов языкового выражения.

На лексическом уровне перифразы относятся к синонимичным средствам выражения определённых значений, напр., голубой экран (телœевизор), белое золото (хлопок), слабый пол (женщины), желœезная леди (Маргарет Тэтчер), голубые каски (миротворцы ООН), чёрные береты (морская пехота), зелёный друг (лес), второй хлеб (картофель) и т.п. Считается, что перифраза - ϶ᴛᴏ один из важнейших способов отказаться от называния чего-либо обычным словом. Необычность перифразы состоит в том, что она, как правило, обладает яркой внутренней формой и сообщает важную информацию об объекте номинации.

Посредством перифразы можно обозначить предмет по одному, а иногда и по целому ряду характерных для него признаков. Так, напр., К.Батюшков в письме к Н.И. Гнедичу называл Украину отчизной галушек, вареников, волов, мазанок и чубов . Ср. также, как именует Америку с помощью перифразы Иосиф Бродский: …не ваш, но и ничей верный друг вас приветствует с одного из пяти континœентов, держащихся на ковбоях . Чем более характерен, чем более существен подмеченный признак, тем более удачна перифраза.

Термином «перифраза» в широком смысле объединяются разные по языковой природе явления – и описательные характеристики и оценки (голый – в костюме Адама ), и глагольные пары (вредить – приносить вред, советовать – давать советы ), и перифразы на уровне текста: Уж гаснет пламень мой, схожу я в хладную могилу – умираю (А.С. Пушкин). Существует мнение, что собственно перифразы следует отличать от описательных предикатов, ᴛ.ᴇ. от глагольно-именных словосочетаний, синонимичных глаголам (ср. подвергать критике и критиковать, производить ремонт и ремонтировать, принимать пищу и есть, питаться ). Описательный предикат, или расщепленное сказуемое, используется преимущественно в официальной речи, а соответствующий глагол, как правило, имеет межстилевой характер. Описательный предикат по сравнению с синонимичным ему глаголом обладает более широкими возможностями в плане лексической сочетаемости, ср. давать ценные (полезные) рекомендации – при невозможности *ценно (полезно) рекомендовать , подвергнуть резкой (нелицеприятной, уничтожающей ) критике, но нельзя *нелицеприятно, *уничтожающе критиковать . Основной функциональной особенностью перифрастических (описательных) предикатов, оправдывающей их наличие в лексико-фразеологической системе языка, является их способность уточнять и конкретизировать передаваемое значение с помощью определœений к существительным, что даёт говорящему большую свободу в их использовании.

По характеру номинации перифразы обычно классифицируют на образные и логические. Образные перифразы основаны на метафоре (солнце русской поэзии вместо А.С. Пушкин ) или метонимии (белые воротнички вместо служащие ). Логические или необразные перифразы состоят из слов, употреблённых в их точных лексических значениях: автор «Евгения Онегина, город на Неве, остров свободы . Перифразы поддаются развёртыванию. Возможность простой развертки образной перифразы говорит о том, что перед нами – метонимия: белые воротнички люди в белых воротничках – люди, которые носят одежду с белыми воротничками . Возможность пояснения перифразы через сравнение свидетельствует о том, что мы имеем дело с метафорой: царь зверей лев как царь среди зверей .