Согласные звуки м, н, л, р. НОД по развитию произносительной стороны речи Дифференциация звуков "М" - "Н"

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка сесть ровно, голову держать прямо и спокойно.
Губы следует сомкнуть.
Тянем длительно звук «М».

2) Звукоподражания

му (корова), ме (коза).

3) Заводная кукла

Поиграйте с ребенком в следующую игру. В этой игре у ребенка роль куклы. Вы заводите «куклу» ключом, после чего она произносит: «Ма - ма». Звук «М» нужно постараться выделить голосом.

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «ма», «мо», «му», «мы» при каждом соприкосновении.

5) Потешка

6) Скороговорка

Логопедическое упражнение произнесения звука «Н»

1) Артикуляционная гимнастика

Рот чуть приоткрыт в этом упражнении.
Тянем длительно звук «Н».
Воздух выпускаем через нос при этом.

2) Игра

Играйте с ребенком в игру лошадка, произнося следующее стихотворение:

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «на», «но», «ну», «ны» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Потешка

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

5) Скороговорка

Тема: «Звуки М, Мь, Н, Нь» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Оборудование: доска; куклы; алгоритм «Звуки»; кассы букв, карточки с буквами М, Н; простые карандаши; перфокарты; пеналы; картинки со звуками Н, Нь, М, Мь.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

II. Повторение и сообщение темы.

Дети стоят перед доской полукругом.

Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

Эти две куклы нам в этом помогут.

Они принесли с собой волшебную картинку, которую надо «раскрыть». Каждая часть этой картинки с цифрой – одно задание. По порядку открываем и картинку получаем.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

2. Развитие фонематического слуха: «Дразнилки».

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

«Подними нужную букву».

Слоги: ма, на, ам, ан.

Слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

«Подарим картинки Нате и Маше».

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Пальчиковая гимнастика:

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

5. Выполним звуковой анализ слов «кино», «муха» — на перфокарте. (Работа с перфокартой.)

Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

6. Составьте предложения с этими словами «кино», «муха». (Составляют предложения с этими словами.)

Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

Анализ предложений.

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Какая картинка получилась?

Где находятся звуки М, Н? (Звуки М, Н находятся в середине слова «витамины».)

Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

Молодцы! Нашим гостям понравилось как вы работали. Они принесли вам угощение — витамины.

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск

Звук ТЬ

Звук Т

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.



Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

Практический материал по автоматизации звука Т.

1. Повторислоги.

Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут
То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат
Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт
Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.

3. Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4. Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7. Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

(Топор)

8. Выучи стихотворение.

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тоннаножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1. Повторислоги.

Тя-тя-тя Тя-те-ти-те Ать-уть-оть
Те-те-те Ти-те-тя-те Ить-ять-ёть
Те-те-те Те-ти-тя-те Еть-ють-ять
Ти-ти-ти Ти-тя-те-те Ють-ить-еть

2. Повторислова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3. Повторипредложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима - дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4. Повторичистоговорки.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.

5. Повторипословицу.

Где растяпа да тетеря -

Там не прибыль, а потеря.

6. Повторискороговорку.

Грабли - грести,

Весла - везти,

Полозья - ползти.

7. Повторизагадки.

Живет внем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8. Выучистихотворение.

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1. Повтори слоги.

Та-тя То-те Ти-ты Ту-тю
Тя-та Те-то Ти-ты Тю-ту
Тя-та-тя То-те-то Ти-ты-ти Ту-тю-ту
Та-тя-та Те-то-те Ты-ти-ты Тю-ту-тю

2. Повтори слова.

Тук - тюк Тома - Тема Кот - котенок
Тик - так Ната - Митя Рот - ротик
Тут - Тит Ходит - ходить Картон - картина
Ток - тень Бегает - бегать Думает - думать
Тук - тюк Несут - носить Готовит - готовить
Тот - тир Готовит - готовить Строит - строить

3. Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4. Повтори чистоговорки.

Тя- та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6. Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7. Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8. Выучи стихотворения.

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

Открытый урок на тему: Звуко- буквенный анализ слов. Звуки и буквы М-Н

Цели урока:

Образовательные:

    Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

    Учить выделять согласные звуки М-Н из слогов, слов, словосочетаний, соотносить звуки с буквами и символами.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа.

    Обогащение словаря (слова признаки)

    развитие фонематического восприятия и слуха

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слуховой памяти, внимания, логического мышления

Воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, поздороваемся! Сели.

    Актуализация знаний

    Артикуляционная гимнастика

    «Слон» - «Забор»

    «Лягушка» - «Зайчик»

    «часики»

    «Качели»

    «Иголка» - «Блинчик»

    «Вкусное варенье

    «Лодочка – чашечка»

    «Маляр»

    «Грибочек»

    «Лошадка»

    Дыхательная гимнастика:

Давайте понюхаем цветочек «Ах, как пахнет!»

    Гимнастика для пальцев «Зайчики»

А теперь, давайте проведем гимнастику для пальцев.

«Зайчики»

«Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

    Развитие слухового внимания и восприятия

- Послушайте скороговорку ( айпад) и назовите звук, который часто встречается в словах.

Скороговорка:

    Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила. (закрепляем на доске букву М )

Давайте, прочитаем

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок, Сеньку – с ног,

Саньку – в бок, Соньку – в лоб,

С санок все в сугроб (закрепляем на доске букву Н )

Давайте, прочитаем

- Сформулируйте тему занятия

Сегодня мы научимся выделять согласные звуки М-Н в словах, словосочетаниях и предложениях. Научимся подбирать слова признаки.

Характеристика звуков М-Н (слайд)

Давайте произнесем звук «М» ( губы сомкнуты, воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Горлышко звенит. Звук «М» - звонкий, твердый согласный.)

При произнесении звука «Н» ( кончик языка прижат к верхним зубам. Спинка языка опущена. Воздух проходит через нос. Горлышко звенит.

Звук «Н» - звонкий, твердый согласный.

    Развитие графических навыков письма

Ребята отгадайте загадки

Отгадайте загадки:

    Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки

боится кошки. (мышь)

    Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: -Это... (гном)

Давайте поможем мышке и гномику. Начертите дорожки от одного предмета к другому, не отрывая руки от листа бумаги.

Кому мы помогли? (мышке и гному)

V . Звуковой анализ слов.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слово: мышка [Мышка]

- Сколько слогов ? (2)

Определи ударный слог (1 слог)

Скажите первый слог. (мыш)

Какие звуки мы слышим? (М - твердый, звонкий согласный, безударный гласный звук – Ы , твердый, глухой согласный – Ш)

Скажите второй слог . (ка)

Какие звуки мы слышим?(К - Твердый, глухой согласный звук, А - ударный гласный звук)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Вывод: Звуки мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем. Сколько гласных звуков, столько же слогов.

Определите место звука М в словах: Мышь, (в начале) дом (в конце)

Определите место звука Н в словах: Нора (в начале) гном (в середине)

    Знакомство с героями занятия (задание 2 с 18)

Рассмотрите картинку и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут? (Настенька, мачеха, Марфуша, Морозко ,)

    Активизация словаря действий.

Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка, Настенька. Вспомните и запишите, что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв М и Н в слове. (закрепляют на доске)

Метет

Носит воду

Кормит скотину

Накрывает на стол

Моет посуду

(подчеркивает фломастером буквы М и Н )

VI . Физминутка «Супер физкульминутка»

Ребята, немножко отдохнем и проведем физминутку.

    Активизация словаря признаков.

Давайте, их запишем героев сказки в тетради:

Настенька –

Мачеха –

Марфуша –

Недовольная мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Что она задумала? (Задумала погубить ее. И приказала старика отвести Настеньку в лес. Старик долго горевал и повёз любимую дочку в лес и её там)

- Подберите слова признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М-Н

Настенька (какая?) – м илая, послуш н ая, добрая, трудолюбивая

Мачеха (какая?) – власт н ая, жад н ая, недоволь н ая

Марфуша (какая? – ле н ивая, упрямая.

VIII . Работа над предложением.

А теперь, составьте предложение про Настеньку.

Домашнюю, делала, Настенька, всю , работу (Настенька всю домашнюю работу делала)

Вывод : предложение состоит из слов. А слова в предложении связаны по смыслу.

Итог занятия :

- Назовите слова со звуками М и Н

Звук «М» какой?( твердый звонкий согласный)

- Звук «Н» какой? ( твердый звонкий согласный)

Логопедическое занятие в 4 классе «Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н»».

Учитель – логопед Исупова Марина Васильевна

Тема: Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н».

Цель занятия:

Закреплять умения дифференцировать оптически сходных согласных «М-Н» на письме и на слух в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Учить различать отически схожие буквы «М-Н» на письме.

Профилактика буквенных замен.

Пополнять словарный запас у учащихся.

Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй речи.

Закрепить умение правильно составлять деформированные предложения.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику, мышление, фонематический слух и зрительное восприятие, диалогическую речь.

Коррекционно – воспитательные:

Развивать коммуникативные навыки учащихся, воспитывать умение внимательно слушать товарищей, следить за правильной речью обучающихся, воспитывать стремление к получению новых знаний, навыков, положительных результатов, аккуратность.

Оборудование : слоговые таблицы, индивидуальные карточки с заданиями,

предметные картинки, зашифрованные слова, карандаши (палочки), буквы

«м – н», выполненные по трафарету из картона.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!
- Прежде чем начать наше занятие, проведем артикуляционную гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка о веселом язычке.

Ротик - домиком, губы – дверкой. А кто в домике живет?

В домике, живет Весёлый Язычок.

Приоткрыл ротик окно, а на улице темно.

Язычок наш потянулся, широко улыбнулся, (упражнений «Улыбочка»).

А потом пошёл гулять, на крылечке загорать (упражнений «Лопаточка»).

На крылечке полежал, на качели побежал (упражнений «Качели»).

Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор (упражнений «Заборчик»).

Быстро взялся он за дело, и работ закипела.

Гвозди, молоток и клещи - нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «ТУК-ТУК!» Языку он лучший друг (упражнений «Автомат».)

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнений «Маляр»).

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

- Я с лошадкой погуляю (упражнений « Лошадка»).

-На гармошке ей сыграю (упражнений «Гармошка).

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик (упражнений «Футбол»).

Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой (упражнений «Горка»).

Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк (упражнений «Лопаточка»).

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята к нам в гости пришёл сказочный герой. На доску вывешивается картинка. Ребята должны угадать кто это?

Логопед читает стишок:

А в нашей кладовке
Кто - то живет.
Весь год она сыр
Из кладовки крадет.

(Мышка).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт мышка?

Учащиеся: (в норке).

Логопед: Скажите, пожалуйста, как мы назовём нашего сказочного героя?

Учащиеся: Мышка-Норушка.

Логопед: Правильно. Она к нам на занятие пришла с корзинкой заданий. Давайте ребята попробуем вместе с ней решить все задания.

Учащиеся: хорошо.

Логопед : Какие первые звуки в слове мышка-Норушка.

Учащиеся : В слове мышка – «м», а в слове Норушка «н».

Логопед: Ребята давайте произнесем звук «М»

Артикуляция звука:

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу.

А теперь дадим характеристика звука «М»

Согласный (есть преграда – губы), твердый, мягкий, звонкий.

При произнесении звука [н]:

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика звука «Н»

звук [Н] - согласный, твердый и мягкий, звонкий.

Логопед: Ребята, как вы думаете на что наши буквы похожи?

Учащиеся: называют…

Знакомство с буквой.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».

Если палочки мы поменяем получаем буква «Н».

Конструирование букв м – н из карандашей (палочек).

Логопед: Сколько элементов в букве «м» и «н»?

Запись на доске: м – 4 элемента.

Запись на доске: н – 3 элемента

Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?

Учащиеся: «М-Н».

Логопед: Мышка-Норушка, зашифровала наши буквы. Давайте их расшифруем.

Сколько элементов в букве м? (4).

А сколько элементов в букве н? (3).

Логопед: Давайте откроем тетради и приготовимся к письму.

Принятие правильной позы для письма:

Я тетрадочку открою

И в наклон скорее положу

Ручку в руки правильно возьму я.

Сяду прямо и красиво

За работу я примусь.

Логопед: Я называю цифры 4 или 3, а вы записываете буквы м или н в тетрадь:

4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4 3 4

Логопед: проверяем задание.

Логопед: Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох.

Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Логопед: хорошо, молодцы.

Логопед: Ощупывание букв м – н, выполненных по трафарету из картона.

Закройте глаза. Я дам вам трафареты букв, а вы на ощупь определите, что это – м или н?

Учащиеся: выполняют.

Дифференциация букв «м-н» в слогах.

Логопед: На доске мышка – Норушка приготовила нам задание. Давайте прочитаем (чтение слоговых-таблиц).

Логопед: Хорошо, что мы сейчас делали? Учились различать буквы «м-н» в слогах. Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы «м-н»).

Учащиеся: Слоги.

Логопед: Ещё наша дорогая, мышка очень любит разговаривать. Давайте вместе с ней проговорим чистоговорки с нашими звуками «м-н»:


Му-му-му - я музыку люблю.
Ом-ом-ом – снежный ком.
Мы-мы-мы - мы прошли кусты.
Ми-ми-ми - мишку мы нашли.

Ма-ма-ма - кончилась зима.

На-на-на – посмотрите на меня.

Ан-ан-ан – вот и наш диван.

Не-не-не – шишка на сосне.

Ни-ни-ни – мы пошли одни.

Ин-ин-ин – к нам идёт пингвин.

Но-но-но - мы окрыли окно.

Он-он-он – молока бидон.

Ня-ня-ня –няня моя.

Учащиеся: повторяют за логопедом.

Логопед: Ребята, назовите слоги которые дают мягкость звукам м и н, а какие твердость.

Дифференциация букв «М-Н» на уровне слова.

Логопед: Мышка-Норушка очень спешила к нам на занятие через лес и потеряла буквы в словах что, несла в корзинке. Ребята поможем ей? Учащиеся: Да.

Логопед: Раздает карточки с заданием. Необходимо вставить пропущенную букву «м» или «н».

Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.

Логопед: Дополни слоги до слов, следующее задание нашей хитрой мышки - Норушки.

му - (муха, мука, мусор, музыка)

мы - (мышка, мыло, мысль)

мо – (мост, морковь, море)

ма – (Маша, мармелад, маска, мама)

ми – (миска, мир, мишка, миф, Митя)

но - (ножницы, нож, нос)

ни – (нитки, Нина, низко)

на – (наши, начало, настал)

Учащиеся: проговаривают свои слова.

Работа с предложением

Логопед: Прочитайте предложения и выпишите из них сначала слова с буквой «м», потом с буквой «н»:

Михаил собирает хворост. У Мити новый ножик. Мама убирает на кухне мусор. У слона есть хобот. Никита с Машей встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Наступила весна. На подносе лежит мармелад. Мой друг бежит домой.

Учащиеся: слова с буквой «м» - Михаил, Митя, мама, мусор, Маша, громко, моржи, мармелад, мой, домой.

Слова с буквой «н» - новый, ножик, на кухне, слон, Никита, наступила, весна, на подносе.

Итог занятия.

Цель:

подвести итог проделанной работы на занятии

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема занятие была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение?

Я умею ………….

Я научился ………

Я хочу научиться …….

Всем спасибо за работу (словесная оценка).