"сеньоры и вассалы". Вассальные связи и отношения между сеньором и слугой Кто такой сеньор и вассал

Отношения сеньор - вассал восходят к самым истокам западноевропейского феодализма . Уже в капитуляриях Карла Великого мы встречаем воинов, связанных, вероятно, на всю жизнь с вождем, который ведет их на войну. Вождь уже носит название сеньора, его люди – вассалы (это слово означает, по-видимому, домашних слуг). Эти названия сохраняются в течение всех Средних веков .

Сеньором является всегда богатый человек, сановник или крупный собственник. Он вооружает, кормит, содержит, может быть, даже обеспечивает жалованьем отряд рыцарей и оруженосцев, которые служат ему обществом и телохранителями. В рыцарских поэмах (chansons de gestes) этот отряд называется «домом» (maisnie, то есть maison) сеньора.

Сеньор и его люди живут вместе в одной и той же комнате, вместе едят, вместе идут в поход. Вассал действительно, слуга: он прислуживает своему сеньору за столом, обязан повиноваться ему и всюду за ним следовать; в сражении он должен дать убить себя, чтобы защитить своего сеньора. Это служебное положение соединяется с чувством товарищества, которое, не уничтожая расстояния между господином и слугой, создает между ними тесную связь взаимной преданности. Символом этой связи является клятва, которую дает вассал, вступая в службу сеньора.

В таких же чертах изображают эту систему, на которую намекают документы IX в., и рыцарские поэмы более позднего, впрочем, времени (XII и XIII столетий). Продолжала ли она существовать в X и XI столетиях, этого мы не можем ни утверждать, ни отрицать; воины не писали, а летописи светских знатных семейств, если и существовали, то до нас не дошли. Таким образом, происхождение феодализма остается не только спорным, но и неразрешимым вопросом.

Как и во времена Карла Великого , вассал связывается с сеньором посредством торжественного обряда, потому что вассалом не родятся, а делаются, и потому что им надо сделаться, чтобы получить возможность пользоваться феодом. Вот почему обряд клятвы, которым устанавливалась вассальная зависимость, сохранялся в течение целых веков: он служил для засвидетельствования прав сеньора. Старинный церемониал был, по-видимому, почти одинаков во всех странах.

Вассальная клятва королю Артуру. Миниатюра XIV века к «Истории святого Грааля»

Будущий вассал является к будущему сеньору с обнаженной головой и безоружный. Он опускается перед ним на колени, кладет свои руки в руки сеньора и объявляет, что становится его человеком. Сеньор целует его в уста и поднимает на ноги. Такова церемония оммажа (hommage). Она сопровождается присягой: положив руку на мощи или Евангелие, вассал клянется оставаться верным сеньору, то есть исполнять обязанности вассала. Это – присяга в верности (foi или féauté). Оммаж и присяга в верности – два различных акта: один есть обязательство, другой – клятва; но так как нет оммажа без клятвы верности, то их в конце концов стали смешивать.

Что такое феод?

Несомненно, по-видимому, то, что с X в. во Франции устанавливается обычай вознаграждать вассала не деньгами и не натурой, а поместьем, в котором есть зависимые держатели. Этот вид дарения не нов: это бенефиции . «Бенефиций» есть единственное название, употреблявшееся в латинских актах Германии и Италии до конца XI столетия. Во Франции появляется название fevum fief, feodum (феод); первые достоверные примеры этого словоупотребления, которые нам известны, относятся к началу X в. На востоке это имение, пожалованное сеньором, называют chasement (casamentum, поместье). С этих пор вассал, вместо того, чтобы оставаться при своем сеньоре, поселяется в полученном им имении, но продолжает быть слугой сеньора. Не доказано, чтобы каждый вассал, даже в XII в., непременно получал феод. По крайней мере, никто не может получить феод иначе, как стать вассалом того, кто дает ему поместье, и почти все вассалы обладают феодами.

Сеньор предоставляет в пользование вассалу принадлежащий ему феод; обычно это земля; но феодом может быть всякий доходный предмет и всякое доходное право.

Сеньор передает свое право посредством торжественного обряда: он вводит вассала во владение феодом, вручая ему соломинку или палку, или копье, или перчатку, служащую символом передаваемого предмета. Это инвеститура (investir значит вводить во владение).

Сеньор уступает не право собственности на феод, а только пользование последним; легально он остается полным собственником феода. Договор обязывает только тех, кто заключает его, и сохраняет силу, лишь пока они живы. Со смертью вассала феод возвращается к сеньору; после смерти сеньора вассал может сохранить феод лишь в том случае, если сызнова обяжется новому сеньору.

Вначале сеньор, по-видимому, пользовался после смерти вассала своим правом брать обратно феод, чтобы отдать его, кому захочет. Так поступают часто герои рыцарских поэм, и мы встречаем примеры пожизненных феодов еще в XII в. Но обычай, по которому сын наследует звание отца, был так силен в средние века, что сеньоры принуждены были предоставлять своим вассалам право завещать их звание сыновьям. Так установилась наследственность феодов, или, выражаясь более точно, наследственным сделалось право заключать договор вассальной верности с сеньором феода. Сам по себе феод никогда не становился наследственным, потому что сеньор всегда оставался его законным собственником; контракт пользования всегда был только пожизненным; он должен был возобновляться с каждым поколением вассалов и с каждым поколением сеньоров. Наследственным становится только право возобновлять этот контракт; но на практике это было равносильно наследственности владения.

Вот что такое феод. Во Франции развитие этой системы было почти закончено в конце X в.; в Ломбардии она была освящена эдиктом короля Конрада II в 1037 г.; в Германии процесс ее развития продолжался до XIII столетия.

Обязанности вассала

Феод не давался даром. Он налагал на вассала обязанности по отношению к сеньору. Эти обязательства вытекали из одного и того же общего начала, которое всегда и везде формулировалось в одинаковых выражениях; изменялись только способы его применения.

Прежде всего вассал обязан совершить клятву верности и оммаж – формальный акт, посредством которого он «признает себя человеком» сеньора и клянется ему в верности. Он обязан сделать это, вступая во владение феодом, и должен делать это каждый раз, когда его сеньор замещается другим: это называют возобновлением феода. Если вассал отказывается совершить обряд, он отвергает сеньора и, вследствие этого, теряет свое право на феод (это называется forfaire). Он должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких статей, он должен перечислить все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то вассал обязан допустить сеньора к проверке, которая состоит в осмотре на месте (montrée или vue). Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права. Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода.

Возобновляя феод, вассал принимает на себя отрицательные обязательства пользователя по отношению к настоящему собственнику. Он принимает на себя обязанность (часто особой формулой) поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать – то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отделять от него частей (это называется «сокращать»); обеспечивать – то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника и защищать феод против посторонних лиц.

Принося клятву верности, вассал обязуется не причинять вреда сеньору, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство. Часто встречаются акты оммажа, в которых вассал клянется уважать «жизнь и члены» сеньора. Эти отрицательные обязательства были, по-видимому, взаимны. «Сеньор, – говорит летописец Бомануар, обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек – своему сеньору». Сеньор и вассал обязаны любить друг друга. Каждый из них воздерживается от какого бы то ни было враждебного поступка по отношению к другому. Поэтому сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь. Если он сделает это, вассал может порвать связь с сеньором, сохраняя все-таки феод. Этот разрыв обозначается актом, который составляет противоположность инвеституры: вассал бросает соломинку или перчатку; это называется défi (уничтожение верности).

Церемония вассальной клятвы (оммажа). Средневековая миниатюра

Положительные обязанности вассала то выражаются одним словом service (служба), то разлагаются в формулу, которая появляется с X в.: aide et conseil (auxilium et consilium, помощь и совет).

Под помощью разумеется, прежде всего, военная помощь: вассал – солдат сеньора; он должен помогать ему в его войнах ; именно для этого он получил свой феод. В некоторых формулах вассальной присяги этот пункт оговорен особо; вассал клянется служить сеньору «против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых».

Это обязательство – вначале, без сомнения, неограниченное (таким оно является еще в рыцарских поэмах), позже, благодаря ограничениям, точно определилось, и в нем стали различать несколько родов службы.

Ost и chevauchée суть обязанности вассала сопровождать сеньора как в его походах (ost), так и в его разъездах по неприятельской стране (chevauchée). Эта служба, особенно в XII в., ограничена пространством и временем: вассал следует за сеньором (по крайней мере, за свой счет) только в пределах известной области, часто очень небольшой; он служит ему только в течение известного срока, утвержденного обычаем, – чаще всего 40 дней. Estage есть обязанность держать гарнизон в замке сеньора, одному или с семейством. Вассал обязан по требованию сеньора отдавать в его распоряжение свой собственный замок; такой замок называется jurable et rendable, и в актах, особенно XIII в., часто постановляется, что вассал обязан отдать его сеньору «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.

Замок Каркассон, Франция. Видны цилиндрические башни и мост через существовавший прежде ров

Другой вид помощи, правда, второстепенный, состоит в помощи натурой или деньгами, которую вассал обязан оказывать сеньору в определенных случаях. Как правило, вассал, получая инвеституру, дает подарок, установленный обычаем. Часто это предмет, служащий символом вассальных отношений: копье, золотая или серебряная шпора, пара перчаток; в Орлеане – это боевой конь, в Гиени – денежная сумма (l"esporle). Обычно при каждой смене сеньоров, иногда и при каждой смене вассалов, сеньор получает вознаграждение (relief или rachat), очень тяжелое на севере Франции (годовой доход) и еще более тяжелое, если новый вассал только побочный наследник прежнего. Точно так же, в случае продажи вассалом феода, покупатель обязан получить согласие сеньора на переход феода и уплатить ему покупную пошлину (quint), доходящую иногда до тройной суммы годового дохода.

Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Этот вид помощи в некоторых странах носит название aide aux quatre cas (помощь в четырех случаях). Эти случаи в разных странах не одинаковы; даже их число бывает и больше и меньше четырех. Наиболее обычные: выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход , выход замуж его дочери, посвящение в рыцари его сына. Субсидию должны платить благородные вассалы; но они не платят ее своими деньгами, а вычитают ее с держателей своего поместья.

Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя (gîte, на юге – albergement), часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго регулировано. Так, владелец Соммьера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.

Служба совета обязывает вассала помогать сеньору своими советами в затруднительных обстоятельствах; эту службу называют также придворной (service de cour). Сеньор созывает сразу всех вассалов и собирает их на своем дворе. Обязанность принимать участие в этих собраниях часто ограничена тремя съездами в год, происходящими обычно по большим праздникам – в Пасху, Троицу и Рождество.

Это собрание играет роль почетной свиты на торжествах, которые сеньор устраивает по случаю своего бракосочетания, или бракосочетания своих детей, или посвящения в рыцари своих сыновей; оно удовлетворяет его тщеславие, увеличивая пышность церемонии. Оно служит политическим советом по важным вопросам, касающимся сеньории, по вопросам о войне, мире, об изменении кутюмов. Оно является судебной инстанцией (plaid) для разбирательства споров между вассалами сеньора. Сеньор созывает и председательствует в судебном собрании (cour de plaid), которое произносит приговор. Участие в судебных съездах – не право, а повинность, которая не приносит никакой выгоды и может вовлечь судью в дуэль с проигравшим дело. Притом, это – строго узаконенная обязанность: ни вассал не может отказаться от участия в судебном съезде, ни сеньор не может отказаться от созыва съезда. Это было бы «нарушением права» (отказ в правосудии), которое разрешило бы вассала от его клятвы верности.

Женщины и дети в отношениях между сеньором и вассалом

Казалось бы, что в феодальном строе не было места ни для женщин, ни для детей, потому что вассальные обязанности мог нести только воин; но сила собственности и наследства одержали верх над логикой. Сеньор был еще более собственником, чем вождем отряда. Ребенок или женщина могли наследовать крупное поместье, розданное в феод вассалам, и таким образом эти вассалы становились людьми нового собственника.

Так как малолетний не мог сам осуществлять свои права, то ближайший родственник с отцовской стороны принимал опеку, то есть владение поместьем. Он пользовался доходами и занимал место сеньора; он носил даже его титул. Вначале в его обязанности входили также охрана и воспитание малолетнего собственника. Но так как наследником ребенка являлся опекун (baillistre), то, чтобы отнять у него искушение содействовать освобождению наследства, установился обычай поручать охрану ребенка ближайшему родственнику по женской линии, который ничем не был заинтересован в его смерти. Достигнув совершеннолетия (между 14 и 21 годами, в зависимости от страны), молодой человек приказывал посвящать себя в рыцари и затем принимал присягу вассалов.

Дочь – наследница сеньории, если она была совершеннолетняя, пользовалась правами сеньора, вытекавшими из обладания поместьем: вассалы были обязаны ей оммажем и службой. Были примеры, когда женщины лично управляли своей сеньорией, председательствовали в своем феодальном суде и даже сражались. В феодальном языке не было слова для обозначения сеньора-женщины: ее называли латинским словом dame (domina – госпожа), по-испански dona.

Дети и женщины вошли в феодальный строй как наследники сеньоров; они вступали в него также в качестве наследников вассалов. Если вассал умер, оставив малолетних сыновей, то сеньор первоначально имел право отобрать феод и передать его человеку, способному к службе; но, начиная с XI в., он ограничивался тем, что брал феод вместе с опекой над ребенком до его совершеннолетия (это была сеньориальная опека, которая позже была заменена опекой родственников малолетнего). Достигнув совершеннолетия, молодой человек вступал во владение феодом.

Больше затруднений встретило признание вассального права дочерей. Женщина не могла нести службу за феод. Поэтому были страны, где феод не переходил к дочерям; его наследовали сыновья, даже младшие, или более далекие родственники. Но привычка смотреть на дочерей, как на законных наследниц, была настолько сильна, особенно на юге Франции, что, в конце концов, в XI и XII столетиях она распространяется даже и на феоды. Женщины стали получать их в наследство, даже в приданое; они делались вассалами, как могли сделаться сеньорами. От прежней системы, исключавшей наследование женщин, осталась только привилегия в пользу побочных наследников мужского пола.

Для вассальной службы за феод женщина должна была представлять сеньору заместителя. Она не имела права выходить замуж без согласия сеньора, и в некоторых странах (Испании, Иерусалиме) сеньор указывал наследнице феода двух или трех рыцарей, между которыми она должна была выбрать себе мужа.

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Сеньория: обстановка повседневной жизни

Сеньорией называлась совокупность земель, на которых сеньор, каковы бы ни были его состояние и могущество, реализовывал права собственности и суверенитета. Она служила основной политической и экономической единицей общества, практически полностью сельскохозяйственного. Сеньория могла иметь разные формы и размеры: типичная сеньория представляла собой округ, подчиненный сеньору, не очень большой, но достаточный, чтобы включать в себя несколько деревень, укрепленный замок и феоды, необходимые для содержания собственного войска.

Герцогства, графства и большие церковные феоды также разделялись на некоторое число округов, подчиненных сеньору. Для феодальной географии характерна крайняя раздробленность, поскольку сеньории редко бывали цельными из-за существования множества способов их получения (наследование, подарок, покупка, завоевание), а кроме того, из-за необходимости самим производить все, в чем была нужда. Междоусобные войны часто возникали по причине того, что какой-нибудь сеньор желал путем присоединения территории соседа объединить в одно целое два своих разрозненных владения.

В целом, без учета небольших феодов, предоставленных сеньором своим вассалам, сеньория делилась на две части: землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян, и господскую землю, на которой велось хозяйство феодала. Первая – это маленькие участки земли, предоставляемые сеньором крестьянам в обмен на часть их продукции (в зависимости от случая, выплачиваемую натурой или деньгами, и в разных местах по-разному), и всякого рода отработки на его земле: то есть барщину (сюда входили пахота, сенокос, сбор винограда, различные перевозки). Господской землей называлось владение, непосредственно используемое сеньором. Оно включало в себя: замок и подсобные помещения (пристройки, службы), пахотные земли, возделываемые домашними слугами или крестьянами, состоявшими на барщине, пастбища, леса и реки. Водами и лесом более или менее свободно могли пользоваться все жители сеньории.

На всей территории сеньории сеньор представлял государственную власть: он вершил правосудие, выполнял полицейские функции, обеспечивал военную защиту. Помимо политической власти, он обладал еще и экономической, связанной с его положением собственника. Он взимал налоги на все виды товарообмена (мостовые, ярмарочные, рыночные пошлины); а также владел несколькими производственными мастерскими и сооружениями (кузницей, мельницей, прессом для винограда, пекарней), ими должны были пользоваться все жители, которые, соответственно, платили определенный налог. Эта монополия, называемая «баналитетом», распространялась даже на животных: в хозяйстве некоторых сеньоров имелся бык или хряк, к которому крестьяне обязывались приводить своих коров или свиней под страхом подвергнуться высокому штрафу.

Сервы и вилланы

Крестьяне, которым предоставляли наделы, юридически делились на две группы: вилланы . И сервы .

Вилланы имели полную личную свободу; политически зависимые от сеньора, они могли свободно передвигаться, жить, где хочется, и даже иногда менять сеньорию. Серв, напротив, был прикреплен к своему наделу, неправоспособен и обременен повинностями. Он платил налоги более тяжелые, нежели виллан; не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником и в полной мере пользоваться общественными благами. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом; сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни продать серва.

В некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право встречается редко, в других же, наоборот, почти все крестьянское население состояло из сервов (Шампань, Ниверне). Кроме того, подневольное положение крестьян различалось в зависимости от того, где они жили, – в феоде или сеньории. Как правило, в конце XII века разница между свободными и зависимыми крестьянами ощущалась слабо. Сервы и вилланы вели одинаковую повседневную жизнь, и существовала тенденция к их объединению в одну социальную категорию с определенными ограничениями и обязательствами, присущими поначалу только сервам: таковы, например, «фор-марьяж» – специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мертвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Так что разница – скорее экономическая, чем юридическая.

Средневековьем историки называют времена с V по XV столетия, то есть период от падения Римской империи до открытия Америки. На протяжении многих лет эти времена считались темными, варварскими, невежественными, жестокими и кровавыми. Однако наряду с этим людям известно о романтичности, рыцарских подвигах, трубадурах, строительстве величественных соборов и замков того периода.

Кто такой сеньор

В Средние века общество разделялось на три сословия, каждое из которых обладало важными обязанностями:

  • молящиеся - это духовенство;
  • воюющие - это сеньоры, охраняющие страну;
  • работающие - это крестьяне.

Принадлежность к определенной группе передавалась по наследству. Детям крестьян подобает быть крестьянами, рыцарем может стать только потомок рыцаря, священником - сын аббата.

Все сословия выполняли свои важные общественные функции. Духовенство заботилось о душах людей, сеньоры охраняли страну, члены крестьянских семей всех кормили. Согласно этой теории, представители каждого из сословий должны неукоснительно выполнять свои обязанности и жить в мире с другими.

Кто такой сеньор? Определение по истории гласит, что господин, который обладает властью короля на территории собственных земель.

Строение иерархической лестницы феодальных времен

Высшую ступеньку лестницы занимал король. Его называли верховным сюзереном или первым сеньором. Непосредственными вассалами короля считались представители знатных и богатых семей:

  • герцоги и графы;
  • архиепископы и епископы;
  • аббаты.

На следующей ступени находились вассалы вышестоящих представителей - бароны, которым, в свой черед, подчинялись рыцари. Вся эта «лесенка» поддерживалась трудом ремесленников и крестьян, обеспечивающих страну продуктами питания и одеждой.

При внимательном рассмотрении этой иерархической конструкции становится ясно, кто такой сеньор в Средние века - это имеющий в собственности поместья и своих вассалов.

Взаимозависимость сословий

Жизнь крестьян, составляющих основную массу населения, очень сильно зависела от сеньоров. В их обязанности входила не только работа для своей семьи, но и труд в хозяйстве графа несколько дней в неделю, а также общественные работы по ремонту заборов, мостов и дорог. Они платили медом, яйцами или зерном, фруктами или мясом птицы за возможность жениться, за использование местной мельницы для помола зерна.

Кто такие сеньоры для средневековых крестьян? Эти более сильные «соплеменники», которые в обмен на продукты питания и труд гарантировали землепашцам возможность получения полей в аренду для проживания, выращивания зерна. Господин служил защитой своим крестьянам от военной повинности, от набегов чужаков в нестабильные времена.

На вопрос «кто такой сеньор», история отвечает, что это своего рода покровитель. Чем больше крестьян и земельных наделов было во владениях сеньора, тем он становился могущественнее, богаче, росла его общественная значимость.

Повинности и права нижнего сословия

Некоторые крестьяне были вынуждены отказаться от собственности на земли и свободы. Они соглашались на зависимую жизнь в обмен на уверенность в защите и безопасности. Феодалам выгоднее было получить от работников как можно больше. Однако от голодных и нищих крестьян, которые также являлись подданными своего покровителя, не было никакой пользы. Поэтому в Средние века подати, оброки и поборы ограничивались некоторыми нормами обычая.

Кто такие крупные феодалы, которые всегда охотно брали под свою защиту крестьян, забирая у них в ответ на это свободу и имеющуюся землю. Однако ни продать, ни обменять, ни телесно наказывать, ни казнить этих людей они не имели права.

Даже самого зависимого из крестьян нельзя было выгнать с участка земли при уплате им установленных оброков. Отношения знати и землепашцев регулировались не капризами господина, а устоявшимися в обществе обычаями. В случае нарушений своих прав крестьяне обращались в суд и довольно часто выигрывали.

Прямые и почетные владельцы

Земельная территория с усадьбой, замком и местной церковью называется сеньорией. Принцип такого владения был сердцем средневековой экономики. В большинство поместий входили от одной до нескольких деревень с окрестными землями. Кто такой сеньор? Определение следующее: почетный или прямой владелец всей недвижимости в конкретной сеньории.

На территории обязательно должен находиться замок - значимый символ и центр управления усадьбой. Такое укрепленное строение являлось своеобразной демонстрацией власти над людьми и данной территорией.

Итак, отвечая на вопрос «кто такие сеньоры», можно сказать, что это крупные феодалы, имеющие в подчинении вассалов, обладающие возможностью вершить правосудие и получающие доходы от своих земель.

Что такое вассал или кто? Как они появились и какими правами обладали? История этого вопроса уходит своими корнями глубоко в века. Разберемся во всем по порядку.

История появления вассалов

Еще задолго до Средневековья, в европейских странах и Азии, стали появляться особые взаимоотношения между людьми состоятельными и не очень. Почти любому сеньору или господину, который имел богатства, земли, и поместья, можно было дать присягу и стать его подданным. Также были вассалы короля.

Что означало это слово? По сути, это был слуга. Человек, который становился вассалом богатого сеньора, должен был ему прислуживать. У него обязательно появлялись какие-то обязанности, он должен был сопровождать господина в сражениях, поездках и боях. Если господину угрожала опасность, вассал обязан был прикрыть его, а если нужно, даже умереть за него.

Между подданными и их сеньорами складывалась особая форма доверительных, дружеских отношений, при которых господин всячески покровительствовал своему слуге. И если было нужно, оказывал какую-либо услугу или помощь.

Посвящение в вассалы или церемония Оммаж

Чтобы стать вассалом, нужно было пройти специальный обряд посвящения. Как он происходил?

Воин, или любой другой человек, желающий получить статус вассала, должен был прийти к господину с непокрытой головой, оставив все оружие дома. Он вставал на колени, вкладывал свою руку в руки сеньора и изъявлял свое желание вступить на службу к нему. После этого, если господин был согласен принять этого человека в вассалы, то он поднимал его с колен и целовал в губы.

С вопросом, что такое «вассал», разобрались. Теперь, поговорим о правах и обязанностях сторон.

Права вассала

Наряду с обязанностями у человека, давшего присягу господину, появлялись разного рода привилегии и права.

Во-первых, вассал мог получить от господина поместье в личное пользование. Это было своего рода вознаграждением за верность. Поместье не переходило в собственность слуги, а оставалось во владении хозяина.

Во-вторых, вассал имел право передать в наследство свои титулы и статусы своим сыновьям. Вручить в собственность поместье своим детям он не мог, но мог отдать право пользования. Для осуществления этого процесса дети вассала должны были дать присягу господину, в собственности которого было поместье. И право это было пожизненным, для конкретного человека.

В-третьих, слуга мог рассчитывать на определенную материальную поддержку господина. Также, в случае несогласия с сеньором, вассалы имели право восстать против него.

Обязанности

Что такое вассал обязывался делать? После получения в пользование поместья, слуга обещал заботиться о нем, своевременно ремонтировать. Нельзя ему было сокращать площадь поместья. Нужно было защищать от воров и бережно относиться к имуществу господина, не претендовать на то, что слуге не полагается.

Сеньоры и вассалы должны были проявлять взаимное уважение, не оскорблять и не покушаться на жизнь друг друга.

Одно время подданные должны были скидываться деньгами на каждое день рождения дочери господина. Конечно же, было много несогласных, ведь у разных господ были разные запросы в финансовом и материальном плане. Одни довольствовались небольшими суммами, другие требовали с вассалов больших денег, которые были не у всех. Со временем подданные отстояли свое право скидываться для дочерей господ лишь единожды.

Вассал имел право отвергнуть сеньора и порвать с ним договор, если тот соблазнил его дочь или, например, жену. В этом случае поместье все равно оставалось в пользовании слуги.

Права господина

Теперь, поговорим о правах господствующей стороны. Когда сеньор принимал на службу нового вассала, он имел право на получение от него платы за свое размещение, и за то, что тот получит во владение поместье.

Иногда, вместо жилья, в пользование передавался другой феод, какая-то иная недвижимость или имущество. Согласно обычаю, вассал отдавал за это золото, копье, перчатки. Иногда сеньор требовал коня или определенную денежную сумму. Порой она была равна годовому доходу несчастного подданного.

При заключении договора между слугой и сеньором оговаривался такой пункт, как «помощь в четырех случаях». Иногда этих причин могло было быть больше.

Что такое вассал должен был делать? А вот что. Если у господина были какие-либо долги или большие расходы, он имел право собрать столько денег, сколько ему было нужно со всех своих вассалов. Если вдруг дочь сеньора выходила замуж, часть денежных средств или полная сумма, опять же собиралась с подданных. Если сын господина проходил посвящение в рыцари, вновь можно было просить слуг об оплате расходов.

Когда сеньор ехал куда-то со своими рыцарями или семьей, он мог потребовать вассала предоставить помещение в своем поместье, питье и пищу для всех членов «команды».

Как обстоял вопрос наследования феода у женщин

С вассалами-мужчинами вопрос о наследстве рассмотрен выше. А как же обстояли дела, если звание и право пользования феодом унаследовала дочь или жена слуги?

До определенного времени представительницы прекрасного пола не могли давать присягу, становиться вассалами и получать во владение феод. Но время не стояло на месте, и постепенно женский пол получил такое право.

Женщина-вассал не могла выйти замуж без разрешения господина. В некоторых странах, даже был такой обычай, когда сеньор показывал двух или трех рыцарей, между которыми девушка должна была выбрать. И это была ее единственная возможность.

Если вассал был не согласен с господином, не исполнял его волю, происходило отречение от сеньора. Подданный терял земли и все свои права.

Если наследовал феод малолетний ребенок вассала, то сеньор брал над ним опекунство до 18 лет. В этом случае, после совершеннолетия, наследник обязан был присягнуть на службу к господину и продолжить работать на его благо.

История 6 класс «Средние века»

Тема: Сеньоры и вассалы

Цели:

    Образовательные

    дать представление о формировании феодального общества

    показать основные признаки феодального общества

    сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры

    Развивающие

    продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах

    Воспитательные

    воспитывать культуру делового общения

Задачи урока:

    охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;

    развивать умения работы с текстом параграфа, иллюстрациями, выделять основную мысль автора, уметь оценивать её;

    формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Основные понятия: сеньор, вассал, феодал, рыцарь

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок-игра

Оборудование : учебник «История Средних веков»

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя

II. Проверка домашнего задания

Мы закончили изучать Раннее Средневековье. И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху.

Работа в группах

Сейчас проведем блиц-опрос (за каждый правильный ответ- 1 балл), вопросы по очереди задаются каждой группе):

    Главная церковь в средневековом городе. (Собор)

    Повинность в пользу церкви. (Десятина)

    Человек, обязанный нести военную службу за землю. (Вассал)

    Как называли людей, исповедующих ислам? (Мусульмане)

    Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов. (Артур)

    Духовное лицо. (Епископ, дьякон, аббат)

    Название религии арабов. (Ислам)

    Группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству. (Сословие)

    Священный город мусульман. (Мекка)

    Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное хозяйство)

    Как назвали человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик)

    Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением. (Политика)

    Город в Палестине. (Иерусалим)

    Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина)

    Название одного из германских племен. (Франки)

    Рядовой член общины монастыря. (Монах)

    Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде. (Ремесло)

    Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота. (Алхимия)

    Начальник монастыря. (Аббат)

    Укрепленное место, поселение ремесленников и купцов. (Город)

    Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла. (Мозаика)

    Часть общинной земли, принадлежащая отдельной земле. (Надел)

    Государство арабов. (Халифат)

    Лженаука о предсказании будущего по расположению звезд. (Астрология)

III.Объяснение нового материала учителем:

Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, цели. Учащиеся распределены на две группы.

Какой период принято называть расцветом средневековья? (XI- середина XIV в.в.)

После Великого переселения народов окрепла власть королей и членов их дружин. Имущественное первенство вело к разрыву племенных связей, и знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Могущественный сосед становился теперь сеньором крестьянина, а крестьянин зависимым.

Все общество делилось на три сословия:

Общество в период Средневековья

Сословие молящихся- духовенство

Сословие воюющих- воины феодалы

Сословие работающих- зависимы крестьяне

При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого?

Вспомните, в чём заключались основные черты реформ Карла Мартелла во Франции, Альфреда Великого в Англии, Генриха I в Германии? Что общего в этих реформах?

(Из-за военных угроз правители старались создавать конное войско, крестьяне не могли заниматься военным делом, постепенно попадали в зависимость от владельцев земли).

Объяснение и запись понятий в тетрадь

Сословия – большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, передающиеся по наследству.

Вассалите́т - система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Сеньор- с латинского «старший»: феодал, земельный собственник

Вассал - владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями. (службой в войсках) сюзерену, т.е. тому кому пренадлежала вся земля.

Зависимые крестьяне – крестьяне, имевшие свою землю, но выполняющие повинности в пользу сеньора.

Феодал - землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).

Среди феодалов были старшие, дававшие землю и младшие, несшие службу.

Старших по положению феодалов называли сеньорами.

Феодалов, находившихся в подчинении у сеньоров, называли вассалами.

Вассалы давали клятву сеньору (читает заранее подготовленный ученик)

«Клянусь честью не делать того, что ниже перечислено и желаю тем самым заслужить твою милость:

Никогда не поднимать руку на тебя и твоих родичей;

Всегда защищать тебя от врагов твоих, коих немало;

Никогда не покушаться на твои богатства;

Никогда не действовать против тебя советом и оружием, кроме тех случаев, когда буду выполнять свой долг перед сеньором, которому обещал клятвенно верность;

Не причинять достоинству и чести твоей никакого вреда;

Приходить на помощь по первому зову со своими рыцарями».

Отношение старшинства и подчинения складывались подобно лестнице - одни феодалы находились на более высоких ступеньках, т.е. имели больше власти и богатства, чем другие.

По отношению к крестьянам все феодалы были сеньорами. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (на доске слайд)

Феодальная лестница

Король

Герцоги и графы

Бароны

Рыцари

По каким же признакам можно определить феодализм? (вопрос к классу)

Проверим ответ (на доске слайд)

Признаки феодализма

    Собственность на землю находится в руках феодалов

    Крестьяне находятся в зависимости у феодалов и должны на них работать

Кто такие рыцари?

Поисковая работа

Найти в словаре определение слова рыцарь и записать в тетрадь

Ры́царь - средневековый дворянский почётный титул в Европе.Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Послушайте отрывок из средневековой поэмы и определите, каким видом деятельности занимались рыцари?

Широкий круг расчищен там.

Народ стоит по сторонам.

Участники игры лихой,

Яря коней, стремятся в бой,

Сшибаясь, копья их сверкают,

Щиты с размаху пробивают

И сами зубрятся и гнутся-

Упорно всадники дерутся!

Сломала седла их игра,

Обоим спешится пора.

Вот падают они с коней,

И мчатся те в простор полей.

Но снова оба на ногах.

Нет пользы в копьях, стременах.

Нужны помощники иные-

В руках у них мечи стальные,

И пыл в сердцах все столь же яркий;

По шлемам сыпятся удары,

И не жалеет сталь меча

Ни шеи крепкой, ни плеча…

Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником

    Прочитайте самостоятельно и подготовьте ответы на вопросы, записанные на доске

«Война как образ жизни»

    Кто мог стать рыцарем?

    Сколько весили доспехи средневекового рыцаря?

«Мир турниров и гербов»

    Чем занимались рыцари в свободное время?

    Что являлось отличительным знаком каждого рыцаря?

    Поисковая работа

    Найдите в словаре определение слов: турнир , герб записать в тетрадь

Вопросы к классу:

    Как вы считаете, что было главным в подготовке и воспитании рыцаря?

Рыцари проживали в неприступных каменных замках. В замках расцветала рыцарская культура - совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Рыцарь подчинялся определенным правилам поведения (кодекс рыцарской чести).

По отношению к простолюдинам и горожанам эти правила не соблюдались.

    Каково было место и обязанности рыцарства в обществе?

IV. Закрепление нового материала.

Работа в группах

Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, выполним тесты. «5» бонусов получает тот, кто все выполнит без ошибок. Ответы сверяем с ответами на доске. Побеждает та команда, у которой больше бонусов.

1. Расцветом Средневековья считается период … веков:

4) XI- XIV

2.Знатный владелец крупного участка земли назывался:

1) магнатом

3) рыцарем

2) вассалом

4) герольдом

3.Стремясь получить защиту и покровительство, крестьянин попадал в зависимость к:

1) сословию

3) сеньору

2)донжону

4.Третье сословие состояло из:

1) рыцарей

3) монахов

2) епископов

4) крестьян

5.К сословию молящихся относились:

1) аббаты

3) ремесленники

2)магнаты

4) крестьяне

6.К сословию воюющих относились:

1) ремесленники- оружейники

3) бароны

2) епископы

7.Рыцарь, получавший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался:

1) вассалом

3) оруженосцем

2) крестоносцем

4) трувером

8.Порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему, получил название «феодальная (ое):

1) сословие»

3) зависимость»

2) общество»

4) лестница»

9.Главным занятием рыцаря считалось:

1) управление зависимыми крестьянами

3) служение богу

2) строительство замка

4) военное дело

10.Основное оружие рыцаря:

1) лук и стрелы

3) боевой топор

2) меч и копье

V. Рефлексия

Складываем бонусы тесты. Побеждает команда, набравшая больше бонусов.

Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого? (Обсуждаются ответы учеников. )

Какие основные сословия сформировались в Европе?

Кого в средневековье называли рыцарем и кого можно назвать рыцарем в наши дни? Какими качествами должен обладать современный рыцарь?

Если бы вы были рыцарем, какой бы герб вы себе взяли?

Нарисуйте герб вышей фамилии дома.

Подводятся итоги работы на уроке.

6. Домашнее задание – записи в тетради. Нарисовать рыцарский герб и объяснить его значение.