Кто построил собор Василия Блаженного. Как строили соборы в Средние века? Внутреннее убранство собора

Петропавловский собор в стиле петровского барокко в городе на Неве является частью архитектурного ансамбля знаменитой Петропавловской крепости и относится к церковной Епархии Санкт-Петербурга. Уже долгие годы он считается памятником архитектуры. В соборе находится усыпальница царских семей, начиная со времен Петра I. Высота храма равна 122,5 м. До середины XX века храм считался высочайшим строением в стране, а в Санкт-Петербурге здание большей высоты построили только в 2012 году.

История строительства собора

Биография собора начинается со времен Петра I. Именно благодаря велению этого государя было решено построить храм в честь Петра и Павла.

Предпосылки строительства

Строительство нового храма Петром I задумал неспроста. В 1712 г. Петербург стал столицей России, и нужно было подчеркнуть новый статус города. Для этого по задумке государя на территории Петропавловской крепости было решено построить храм, который будет располагаться в центре.

По предварительному проекту собор должен был подняться выше московских зданий: Меньшиковой башни и колокольни Ивана Великого. Храм стал архитектурным выражением идей того времени.

Возведение собора и его жизнь

Изначально при возведении Петропавловской крепости в 1703 г. вместе с сооружением земляных валов был построен деревянный храм. Его закладка состоялась 10 июля на Петров день. Через восемь месяцев 1 апреля состоялось освящение храма. 14 мая были проведены торжественные богослужения в честь знаменитой победы над шведами на Чудском озере.

Возведение каменного храма на этом же месте началось 30 мая 1712 г. При этом деревянную церковь разрушать не стали, она находилась внутри нового сооружения. Собор строился по чертежам архитектора — итальянца Д. Трезини, руководство строительством тоже возложили на него. Петр I приказал, чтобы работа начиналась с колокольни. Возведение храма затянулось по причине недостатка рабочей силы и стройматериалов, и главные работы были завершены только в 1720 г. Для установки шпиля был приглашен мастер из Голландии Харман ван Болос. Немного позднее его покрытие отделали золоченой медью. Задумка Петра I воплотилась в реальность: вышина Петропавловского собора в наивысшей точке была 112 м — это на 32 м больше колокольни московского кремля. Строительные и отделочные работы завершились уже после кончины царя в 1733 году.

В 1742 году Петропавловский собор получил статус кафедрального. Через шестнадцать лет этот статус передали только что построенному Исаакиевскому собору, а Петропавловский в 1769 году передали в ведомство при дворе государя.

В 1756 году в собор ударила молния, и начался пожар. Храм получил сильные повреждения, значительный урон был нанесен шпилю и часам, расположенным на фасаде. Восстановление здания длилось до 1772 года. В 1773 году был устроен новый придел святой Екатерины, и состоялось его освящение. Новые часы установили в 1776 году, через 20 лет после пожара. Куранты изготавливались по спецзаказу часовым мастером их Голландии Б. Оортом Красом. Жители Петербурга имели возможность каждый час слушать гимн Государства Российского.

В 1777 году в Петербурге прошла страшная буря, в которую был поврежден шпиль. Его восстановление поручили архитектору Петру Патону, а новую фигурку ангела с крестом взамен утерянной делал архитектор — итальянец Антонио Ринальди. Спустя 53 года в 1830 году возникла необходимость отремонтировать фигурку: починить крест и припаять крыло ангелу. Поистине героический поступок был совершен кровельным мастером Петром Телушкиным. Он с помощью веревок на руках поднялся на шпиль и выполнил требуемые работы.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора К. А. Тона вместо деревянных стропил шпиля были установлены металлические. По предложению инженера Д. И. Журавского была разработана восьмигранная пирамидальная конструкция, связанная кольцами. После завершения строительства нового шпиля высота здания увеличилась на 10,5 м.

В 1866 году завершилась замена царских врат на новые, которые были изготовлены из бронзы по проекту архитектора А. Кракау. В 1877 году завершилась роспись новых плафонов, продлившаяся два года. Работу выполнял итальянский живописец Д. Больдини.

Члены царской семьи часто присутствовали на божественных литургиях в Петропавловском соборе. Некоторые панихиды удостаивал своим почтением сам государь. Когда Петра Великий умер, внутри храма было решено устроить усыпальницу, где и было упокоено его тело. С тех пор там стали погребать всех членов царской семьи. В 1865 году надгробья заменили на плиты, изготовленные из мрамора белого цвета. Сверху на них были высечены позолоченные кресты.

В 1919 году Петропавловский собор закрыли. С 1924 г. в здании устроили музей. Многие ценные реликвии передали другим музейным учреждениям.

Значительные повреждения собору были нанесены в ходе войны. Ремонт фасада был сделан в 1952 году. В 1954 году храм передали в ведомство Музея истории города. В 1957 г. завершилось восстановление внутреннего убранства здания.

Современное состояние

В 1990 году Петропавловский собор снова вернули православной церкви, тогда же начали проводиться панихиды по русским царям. В 2000 году начали проводить службы и литургии. Сейчас во главе храма стоит арх-п Александр. В отдельном зале собора располагается музей, где собраны уникальные коллекции церковной утвари.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.

Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа - обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5-4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10-12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.

Кому посвящали храмы

Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.

Видео

Видео: Владимир Будько

Ну то, что в средние века строили очень-очень долго - известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки: например, если это был королевский или императорский заказ (и выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство). Например, Собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за 6 лет (и стоил 3 годовых бюджета Византии!), в летописи сохранились и имена архитекторов - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Кстати, в Милете ещё со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы скорее всего назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя немного времени уже был рассчитан следующий купил, еще большего диаметра. Конечно, Византия была наследницей Римской империи и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, изучающие сопротивление материалов, позволяющие рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.

Впрочем, не стоит противопоставлять "ученую Византию" и "варварский Запад". Распространено мнение, что после падения Римской Империи, в Европе "все всё забыли", утратили всяческие навыки и строили "на глазок". Когда в Европе возникли крупные государства, к 12 веку здесь начинается активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К 13 веку их осмысляют и дополняют накопленным опытом. Например, в 1268-1271 годах Фома Аквинский делает научный комментарий к "Физике" Аристотеля. В его знаменитую "Сумму" вошли "Органон" Аристотеля", "Тимей" Платона, "Начала" Евклида, также тексты Гипократа, Галена, Аверроэсы и Авицены. Примерно в это же время еще более глобальный труд под названием "Великое зерцало" составляет Винцент из Бове. Создаются учебники по математике - в 11 веке Герберт из Орийяка составил первый учебник "О правилах абака", а в 12 веке Леонард Пизанский усовершенствовал, внедрил арабские цифры, показав что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).

К чему это всё? К тому, что к началу строительства Великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что "всё строилось на глазок". К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов "Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. В книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии". Там действительно много полезного. Например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартимента (длина, ширина). Есть и другие трактаты - упоминаниях их есть и в "Великом зерцале" и "В Сумме", есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) "Об освещении церкви Сен Дени", но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.

В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной. Что необходимо было рассчитать в средние века? Расчеты велись и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было. Например при "королеве соборов" - Шартрском соборе, сложилась грандиозная научная школа и знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего. В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Их имена они сами и история старались сохранить. Это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых мастеров. Например, в Амьенском и Реймском соборе архитекторы оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в европейской практике ввели практику архитектурные конкурсы.

Легкий и величественный одновременно, он напоминает своей архитектурой древнерусские храмы...

Собор Зачатьевского монастыря вовсе не походит на тот, что был в обители до ее разрушения в XX столетии. Почему?

Когда мы собирались строить Собор, многие искусствоведы решительно утверждали, что по существующим правилам на территории монастыря, являющегося памятником федерального значения, нельзя ничего строить, кроме точной копии последнего стоявшего здесь храма, и то по прохождении длительных согласований. Но последний храм был построен в готическом стиле, а Зачатьевскому монастырю 650 лет, он стоит в уголке старой Москвы - готика тут смотрелась бы неуместно.

Нас больше привлекало московское зодчество - то, как был возведен храм при царе Феодоре Иоанновиче в конце XVI века. Однако и его мы не могли в точности воссоздать, так как тот храм был слишком маленьким, да и детальных изображений его не сохранилось.

Я пошла к почившему ныне Святейшему Патриарху Алексию II , показала ему фото собора XIX века и маленькую гравюрку с изображением собора века шестнадцатого. Святейший все внимательно рассмотрел, затем посмотрел на меня и вдруг спросил: «Матушка, а мы с вами где живем?» Я опешила: «Ваше Святейшество, в Москве...» - «Так будем строить характерно для Москвы, проектируйте новый собор».

Неужели чиновники не препятствовали такому решению?

Препятствовали... Из министерства мне прислали торжественное письмо, которое начиналось похвальными словами: «Глубокоуважаемая матушка Игумения! Мы восхищаемся Вашими трудами...» - а далее следовало: «Доводим до Вашего сведения, что в связи с такой-то статьей федерального законодательства на территории памятника федерального значения запрещается что-либо строить... В противном случае, глубокоуважаемая матушка, Вы будете привлечены к уголовной ответственности по такой-то статье. С уважением...»

Но мы с сестрами были глубоко убеждены, что по благословению Святейшего Патриарха Господь нам поможет построить Собор - белоснежный, стремящийся ввысь, чтобы воспеть в камне чистоту Матери Божией. Потянулась череда согласований... Сначала мы встречали жесткое сопротивление, мне говорили: «Матушка, поберегите нервы, не добивайтесь невозможного». Но мы молились.

Перед одним из совещаний, которое оказалось решающим, я сказала сестрам: «Идите в храм и читайте акафисты - Матери Божией, нашим небесным покровителям, до тех пор пока я вам не позвоню». На седьмом акафисте мы получили принципиальное согласие... Известный искусствовед Алексей Ильич Комич, который проводил совещание рабочей группы при Министерстве культуры, вдруг сказал: «Давайте примем пожелания монастыря»... Поскольку это человек с мировым именем, возражений не возникло.

Потом состоялся градостроительный совет при мэрии Москвы, где тоже было множество противоречий, но Юрий Михайлович Лужков, спаси его Господи, сказал: «Раз Патриарх благословил - мы не будем спорить».

А как удалось изыскать средства на столь грандиозное строительство?

Когда мы начинали строить, то не имели никаких финансовых средств. Недоставало денег даже на покупку картошки, на оплату коммунальных услуг. Божией милостью нашелся человек, который оплатил разбор здания школы, затем другие - те, кто пожертвовал средства на археологические изыскания. Когда надо было приступать собственно к строительству, помощи не было ни от кого. Святейший Патриарх Алексий II спросил меня: «Матушка, у Вас есть благотворители?» - «Нет». - «А как же Вы собираетесь строить?» - «Надеемся на Господа и Матерь Божию». - «Ну, тогда построим».

И действительно, каким-то чудесным образом средства понемногу поступали. Наконец, как раз в то время, когда все денежные источники иссякли, пришел человек, который сказал: «Матушка, я привык помогать по-крупному. Строительство Собора беру на себя». Я даже не совсем поверила этому, потому что в начале строительства многие брались нам помогать, а потом по не зависящим от них причинам отходили в сторону...

Но тут помощь не прервалась. Когда мы еще только делали фундаменты, благотворитель предложил закупить материал для куполов. Мы покрыли главки золотой смальтой, которую приобрели в Италии: на большую главу - из желтого золота, на остальные - из белого. Этот материал долговечен, в отличие от сусального золота, которое в условиях Москвы быстро теряет свой вид. Спаси Господи раба Божия Димитрия, средств на материалы он не жалел. Храм снаружи и внутри отделан белым камнем, покрытым ручной резьбой. В разгар кризиса я предложила хотя бы наверху, на барабане , использовать искусственный камень - но ктитор ответил: «Что Вы, матушка, мы с Вами на века строим, не будем экономить».

А как родился проект Собора?

С нами работали несколько архитекторов, они предлагали свои проекты, но ни на одном из них мы не могли остановиться. И тут произошло чудо. Наш прихожанин - раб Божий Петр, архитектор по профессии, увидел удивительный сон: будто он ночью пришел на территорию монастыря и увидел столп, на который по лестнице поднимались преподобные матушки Иулиания и Евпраксия . Петр пошел следом за ними. С высоты увидел Москву: Кремль, Храм Христа Спасителя... Преподобная Иулиания спросила у преподобной Евпраксии: «А что, Храм Христа Спасителя большой?» - «Да». - «А наш Собор большой?» - «Большой, но поменьше». Петр проснулся с мыслью сделать набросок Собора. Сделал. Принес его нам. Оказалось, что это именно то, что мы хотели...

Похоже, строительство Собора - это какое-то чудо от начала до конца!

У нас особое место: шесть веков здесь был монастырь, сонмы подвижниц - это очень сказывается. И еще: в обители осязаемо ощутим покров Матери Божией. Богородица - действительно наша Небесная Матушка, все, что здесь делается, совершается Ее предстательством, а не нашими какими-то силами или заслугами. Удивительно, что все основные события в монастыре совершаются

25 ноября, в день «Милостивой» иконы Богоматери . Надвратный храм Патриарх планировал освятить в день Нерукотворного Образа - в его престольный праздник, но вышло так, что освящение перенесли на «Милостивую». Зачатьевский храм освящали на «Милостивую», Свято-Духовский - накануне, Собор планировали заложить летом, но по не зависящим от нас причинам закладка была перенесена на «Милостивую», в этот же праздник в разные годы освящали колокола, кресты... В этот день освятили и сам Собор.

Матерь Божия Своей милостью покрывает нас, грешных и немощных. Возведение Собора - это чудо Пречистой, сами мы никогда бы не смогли его построить. Строительство шло во время кризиса, это была едва ли не единственная стройка в Москве, которая не была заморожена, так что даже СМИ обращались к нам с вопросом, как такое возможно. Когда сняли леса - мне показалось, что этот храм был спущен с неба.

- «Милостивая» икона Божией Матери - главная святыня монастыря. А ведь она была возвращена в него не сразу по открытии обители?

В 1993 году, когда монастырь начали возрождать, мы хотели сразу же забрать чудотворную икону, а прихожанам храма Илии Обыденного , где она хранилась все годы гонений на веру , оставить список. Но священноначалие не благословило сделать это сразу, поскольку храм еще не был отреставрирован.

Мы взяли список, и буквально через две недели он замироточил.

А саму икону перенесли только в 1999-м, когда появился Зачатьевский храм в Трапезном корпусе. Планировали провести большой крестный ход, но дату все лето переносили.

Наконец наступила глубокая осень, когда крестные ходы уже обычно не устраивают. Мы с сестрами решили сорок дней читать акафист «Милостивой» Божией Матери , чтобы Пречистая Сама все управила так, как угодно Ей. После этого я пригласила Святейшего послужить у нас 25 ноября, уже не упоминая о переносе иконы. И Патриарх сам решил не только совершить богослужение, но и перенести чудотворный образ. На улице было двадцать пять градусов мороза, однако состоялся величественный крестный ход , в котором приняли участие больше ста священнослужителей, четыре архиерея...

Почему Собор сделали двухэтажным, да еще столь сложной планировки: с множеством приделов наверху, с двумя подземными храмами и музеем внизу?

При раскопках мы нашли целую улицу келий конца XIV - начала XV века, остатки полов XIII столетия, по которым ходили еще святитель Алексий и преподобные матушки Иулиания и Евпраксия. Были обнаружены фундаменты первого каменного храма, возведенного в начале XVI века, затем - каменного храма второй половины того же столетия, возведенного усердием царя Феодора Иоанновича и его супруги - царицы Ирины Годуновой, а также фундаменты последнего каменного Собора, построенного в XIX веке.

Когда мы соприкоснулись со всей этой древностью, то поняли, что не можем уничтожить или зарыть найденное. Хотя очень многие советовали вызвать экскаватор, все быстренько выгрести, вывезти и начать строить Собор. Но мы чувствовали, что это - наша святыня, что все эти камешки пропитаны подвигом наших предшественниц.

Поэтому решили сохранить находки и сделать под Собором музей. Конечно, это усложнило проект строительства, вызвало немало проблем: надо было как-то и сохранить исторические фундаменты и создать новые. Теперь в подклете Собора у нас оборудуется музей и уже действуют два храма.

Кому посвящены эти подземные церкви?

Один храм освящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» , другой - во имя Всех преподобных отцов и жен, в подвиге поста и молитвы просиявших. При раскопках мы наткнулись на огромное количество останков, большинство из которых принадлежало монахиням, подвизавшимся в нашей обители. Многие из косточек - золотистого, медового цвета, а это, согласно афонской традиции, свидетельствует об усопших как об угодивших Богу. Многие останки - с веригами, с четками, крестиками... Мы поняли, что их молитвами, потом, кровью, слезами стоял, стоит и будет стоять монастырь.

Возникло желание особо почтить их память, чтобы приходящие сюда могли молитвенно поминать усопших здесь монашествующих. Имена всех подвижниц обители нам неизвестны, и поэтому было решено посвятить придел всем преподобным отцам и женам, на что было получено благословение и почившего Первосвятителя, и ныне здравствующего Святейшего Патриарха.

В этом храме богослужения совершаются регулярно, в основном для сестер обители, а в определенные дни, например на ранних воскресных литургиях и на престольный праздник обители, здесь могут молиться и прихожане. Мы долго думали, каким сделать иконостас, тем более что подземное помещение церкви сыровато.

Наконец остановились на довольно необычном варианте - кованом иконостасе. Его основной мотив - виноградная лоза, которая напоминает нам о том, что Христос - это Лоза, а мы - рождие, отростки.

Никогда до сих пор не видела кованого иконостаса!

А где погребли обретенные при раскопках останки?

Сначала хоронили на монастырском кладбище и на подворье, а затем сделали придел для храма Преподобных

Костницу как на Афоне и Синае. Под полом устроили склеп, где лежат кости, а черепа расположили на полках. Сделали надпись, которую мы видели в одной из костниц: «Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы». Здесь мы служим литии, панихиды, сестры сюда приходят просто помолиться. Тут невольно задумываешься о Вечности, о бренности земного существования... Это помогает остановиться, отрезвиться. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь».

Очень символично, что в основании главного собора обители - мощи предшественников...

Когда в 2011 году в Россию приносили Пояс Пресвятой Богородицы, наш монастырь посетил старец Ефрем из Ватопеда . Он поделился, что, когда зашел на территорию обители, сразу почувствовал покров Царицы Небесной. И сказал: «У вас было столько подвижниц, которые за вас предстоят Престолу Божию - и мучениц, и преподобных, - их молитва очень ощутима».

А почему устроили подземный храм в честь «Неопалимой Купины»?

Во второй половине XVIII века над местом предполагаемого захоронения основательниц монастыря - прпп. игумений Иулиании и монахини Евпраксии на средства благотворительницы - дворянской девицы A.M. Аничковой был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Он был невелик, не отапливался. В конце XIX столетия на его месте был устроен просторный Казанский придел, который соединили с основным объемом Собора.

Мы решили восстановить этот храм в подклете нового собора, под Казанским приделом. Поскольку Неопалимая Купина, символизирующая Божию Матерь, - это куст, который горел и не сгорал, то и иконостас храма мы сделали керамическим - вышедшим из огня. Прошли через огонь и подсвечники, и паникадила - они кованые. И роспись «огненная» - в охристо-красных, насыщенных тонах. Наши иконописицы ездили в Каппадокию и расписали эту церковь изображениями и композициями в стиле фресок древних каппадокийских храмов.


С игуменией Иулианией (Каледа) беседовала Алина Сергейчук

Журнал «Церковный строитель» № 40 (осень 2013 г.), издательский дом «Русиздат».

Сегодня нам говорят, что известный Кёльнский собор в германском городе Кёльн строился якобы на протяжении нескольких сотен лет, (строительство Кёльнского собора в средние века. Слева видна недостроенная башня с нависающим деревянным краном. Взято из ).

Считается, что строительство началось ещё в Средние века, якобы в IV веке н.э. . Затем собор якобы много раз перестраивался, и от этих «ранних соборов» сегодня ничего не сохранилось. Готический собор на этом месте начали возводить якобы в 1248 году. Называют даже точную дату: 15 августа 1248 года . Далее предполагается, будто строительство было «в основном» завершено в XVI веке, около 1560 года . Затем этот огромный средневековый собор якобы лишь частично реставрировался и слегка подновлялся, но в целом его облик менялся мало, (cовременный вид Кёльнского собора. Город Кёльн, Германия. Взято из ).

Насколько обоснована эта точка зрения? Когда был построен тот собор, который мы видим сегодня? В самом ли деле мы видим средневековое сооружение, основная часть которого создана в XIII–XVI веках?

На рис воспроизведена схема из технической брошюры, наглядно показывающая, какие части собора состоят из средневековой кладки, а какие построены в последние два века. Полное название брошюры таково: «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff», брошюра предназначена для специалистов, интересующихся подробностями консервации и реставрации каменных сооружений. Отпечатана в Кёльне, и её можно получить внутри Кёльнского собора.

Что же видно из этой карты-схемы собора? Самая древняя кладка, а именно кладка 1248-1560 годов, показана на схеме горизонтальной штриховкой. Все остальные кладки, изображённые семью другими способами – наклонная штриховка, точечная и т.д., – относятся уже к эпохе позднее 1826 года!

Хронология кладки Кёльнского собора. Взято из технической брошюры «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff». Мы получили эту брошюру в самом Кёльнском соборе. Поразительно, что самая древняя средневековая кладка 1248-1560 годов, то есть горизонтальная штриховка на рисунке, составляет лишь малую часть современного здания. В самом деле, это лишь половина фундамента собора. Да и то. этот сохранившийся средневековый фундамент состоит из двух частей, довольно далеко отстоящих друг от друга. Вся остальная кладка, то есть, подавляющая часть объёма современного здания, появилась здесь лишь в начале XIX века! В частности, на схеме совершенно отсутствует кладка эпохи 1560-1825 годов. Означает ли это, что в эпоху с 1560 до 1825 года, то есть около двухсот пятидесяти лет, работы вообще не проводились? Или же они не привели к заметному изменению структуры стен собора?

Таким образом, германские историки и археологи совершенно недвусмысленно говорят нам, что тот собор, который мы видим сегодня, фактически полностью построен в XIX веке! Но в таком случае, на каком же основании скалигеровская история уверяет нас, что перед нашими глазами – средневековый храм? Возможно, кто-то скажет: хорошо, пусть собор почти полностью создан в ХIX веке. Но почти наверняка он воспроизводит средневековый оригинал, стоявший на этом месте начиная с XIII века.

А какие есть основания для такой гипотезы? – скажем мы. Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор ранее XVII века? Похоже, что таких рисунков-оригиналов, датируемых ранее XVII века, попросту нет. Во всяком случае, в той же брошюре Арнольда Вольфа приведена лишь гравюра 1834-1836 годов, изображающая Кёльнский собор. Любопытно, что на ней показан собор, очень похожий на современный. В альбоме на с. 21 приведена, как, по-видимому, самая старая, лишь гравюра 1809 года с изображением собора. По нашему мнению это означает только то, что строительство собора в его современном виде началось только в XIX веке. Что, собственно говоря, и утверждает приведенная нами выше схема каменной кладки. Строительство было начато около 1820 года и завершено в основных чертах около 1835 года. То есть около 15 лет. Гравюра 1834-1836 годов зафиксировала последний этап создания храма. Затем, в XIX и XX веках, он несколько раз действительно реставрировался, перестраивался, но внешний его облик менялся незначительно.

Какие-то следы древнего строения на месте современного Кёльнского собора всё-таки, вероятно, были. Ведь отмечена же на чертеже какая-то загадочная кладка в некоторых частях фундамента, датируемая эпохой якобы 1248-1560 годов. Однако из той же схемы совершенно недвусмысленно следует, что эта древняя средневековая кладка была использована, в том числе, и как строительный материал при последующей постройке собора в XIX веке. Взгляните ещё раз на рис. 49. Левая башня собора в своей нижней части выложена камнями XIX века, между которыми кое-где проложены камни ХIII-XVI веков! А верхняя половина этой башни, как, кстати, и второй башни, целиком создана лишь в XIX веке. Таким образом, древнее средневековое строение, бывшее на месте современного Кёльнского собора, было демонтировано в XIX веке, и его материал пошёл на строительство фактически нового здания.

Итак, мы хотели бы задать историкам и археологам следующие вопросы.

1) Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор, или то здание, которое было на его месте ранее XVII века?

2) Верно ли, что современный Кёльнский собор «похож» на средневековый храм, стоявший здесь ранее XIX или XVIII века? Наша гипотеза: если какой-то храм и стоял здесь, то он не был похож на то, что мы видим сегодня. Например, был существенно меньше.

Почему в стенах современного Кёльнского собора нет никаких заметных следов кладки 1560-1825 годов? Не означает ли это, что реально строительство началось лишь в XIX веке? На месте какого-то небольшого строения эпохи XIII-XVI веков. Кстати, насколько достоверно датирована кладка, относящаяся якобы к XIII-XVI векам? А может быть, эти камни были положены здесь значительно позже, скажем, в XVII-XVIII веках? Кстати, зададим ещё один интересный вопрос: а как именно современные археологи датируют фрагмент каменной кладки? Как они узнают, что данный камень был положен в стену собора именно в таком-то году, а не в каком-то другом?

В заключение сделаем общее замечание о странной длительности строительства многих знаменитых сооружений Европейского Средневековья. Согласно скалигеровской истории, их строили очень-очень долго. На протяжении многих сотен лет. Вот, например, Страсбургский мюнстер. В своё время это было самое высокое здание Европы. Нам говорят, что его начали строить якобы в 1015 году, а окончили лишь в 1275 году . Получается, что строили 260 лет. Башня Эрвина фон Штейнбаха, при мюнстере, строилась якобы 162 года. Историк Кольрауш резонно отмечает «…следовательно, всё здание (мюнстера. – Авт.) строилось 424 года» . Почти полтысячелетия!

Не мог Кольрауш пройти и мимо якобы весьма длительного строительства Кёльнского собора. По-видимому. понимая, что такая странно большая длительность нуждается в объяснении, он пишет следующее: «Кёльнский собор, заложенный 1248 году… построение длилось 250 лет. такая медлительность, – теоретизирует Кольрауш, – объясняется тем, что на камнях его иссечены целые тысячи изображений» . Как мы начинаем понимать, дело не в изображениях, а в неправильной скалигеровской хронологии, искусственно растянувшей сроки строительства на многие столетия.

А.Т. Фоменко. «Четыреста лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое». – М.: Астреь; АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 350 с.