1829 г корабль меркурий. Бриг "меркурий" - чудеса отваги под покровительством святого николая

20-пушечный бриг «Меркурий» заложили в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года. Его построили из крымского дуба и спустили на воду 7(19) мая 1820 года. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал «Меркурий» как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка «Меркурия» обуславливала меньшую, чем у других бригов, глубину интрюма и ухудшала его ходовые качества. В конце русско-турецкой войны 1828-1829 г.г. три русских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт» (командир капитан-лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг «Орфей» (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский), и 20-пушечный бриг «Меркурий» (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский) получили приказ крейсировать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 года корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.

На рассвете 14(26) мая, в 13 милях от пролива, отряд заметил турецкую эскадру, в числе 14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому очень хотелось поближе разглядеть противника, чтобы определить, с какими силами на этот раз вышел капудан-паша. На фалах «Штандарта» затрепетал сигнал: «Меркурию» - лечь в дрейф». Сахновский берег самый тихоходный корабль своего отряда. Сосчитав турецкие вымпелы, «Штандарт» и «Орфей» повернули назад. Неприятельская эскадра устремилась в погоню за русскими кораблями. Увидев возвращающихся разведчиков, Казарский самостоятельно приказал сниматься с дрейфа и поднимать паруса. Очень скоро быстроходный «Штандарт» поравнялся с «Меркурием». На его мачте взвился новый сигнал: «Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход».

Казарский избрал NNW, «Штандарт» и «Орфей», взяв курс NW, резко вырвались вперед и быстро превратились в два пушистых облачка на горизонте. А за кормой «Меркурия», который нес все возможные паруса, неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Ветер был WSW; неприятель шел строго на север. Лучшие турецкие ходоки - 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана - постепенно настигали «Меркурий». Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят, либо утопят строптивый русский бриг. Шансы на спасение у «Меркурия» были ничтожны (184 пушки против 20, даже не принимая во внимание калибры орудий), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.

Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, Казарский, используя весла брига, хотел увеличить расстояние, отделявшее его от противника, но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных пушек.

После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет.

По давней воинской традиции первым имел привилегию высказать свое мнение младший по чину. «Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев - Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух». Командир брига «Меркурий» 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, за бои под Варной в 1828 году награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота, в своем донесении адмиралу А. С. Грейгу писал: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру».

Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага. Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры; заступил на пост у флаг-фала часовой с категорическим приказом Казарского стрелять в любого, кто попытается спустить флаг; висевший за кормой ял был сброшен в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю.

Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. Несмотря на девятилетний возраст (не преклонный, но почтенный), «Меркурий» был крепок, правда, тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров. Настоящий бой начался, когда «Селимие» попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее, в течение получаса, «Меркурий», используя весла и искусно маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями, но потом был поставлен между обоими кораблями. Густой рой ядер, книппелей и брандскугелей полетел в «Меркурий». На требования «сдаваться и убирать паруса» Казарский отвечал залпами карронад и дружным ружейным огнем.

Такелаж и рангоут - вот «ахиллесова пята» даже таких гигантов, как эти многопушечные великаны. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра «Меркурия» перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу «Селимие», что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. «Реал-бей» настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. «Меркурий» упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фор-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать преследование и в половине шестого он прекратил бой.

Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, «Штандарт» и «Орфей», посчитав «Меркурий» погибшим, приспустили, в знак траура по нему, свои флаги. Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой А. И. Казарский подсчитывал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 - в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 - в такелаже, разбиты все гребные суда.

В 1820 в составе эскадры вице-адмирала А.С. Грейга находился в практическом плавании в Черном море. В 1821–1827 в составе отрядов крейсировал у берегов Абхазии.

Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21.4.1828 с эскадрой вице-адмирала А.С. Грейга вышел из Севастополя и 2 мая прибыл к Анапе. 5 мая с отрядом был отправлен в крейсерство у Кавказского побережья. 8 мая у Суджук-Кале взял в плен турецкое судно с десантом до 300 человек и привел его к флоту, затем конвоировал пленные суда в Керчь.

15 мая с отрядом вице-адмирала Ф.Ф. Мессера ушел от Анапы в Севастополь, а затем к м. Калиакра. До августа 1828 крейсировал у Варны, ходил в Одессу с донесениями, сопровождал фрегат -Флора-, который доставил в Одессу Е.И.В. Николая I. 27 августа ушел в Севастополь "для исправлений", затем находился в крейсерстве у берегов Абхазии.

В апреле 1829 прибыл к флоту, стоявшему у Сизополя, и 21 апреля с отрядом вышел к пр-ву Босфор. Не обнаружив турецкого флота, русские суда 7 мая вернулись в Сизополь.

12 мая в составе отряда (фрегат -Штандарт- и бриг -Орфей-) -Меркурий- вышел к пр-ву Босфор. 14 мая, встретив турецкую эскадру, -Штандарт- и -Орфей- оторвались от преследования, -Меркурий- же был настигнут двумя турецкими кораблями (110– и 74-пушечными). Воспользовавшись штилем, на веслах он начал уходить от неприятеля, но ветер засвежел и турецкие корабли, догнав бриг, открыли огонь из погонных орудий. Артиллеристы -Меркурия- вели огонь по рангоуту и такелажу противника. Было решено взорвать бриг в случае невозможности уйти от неприятеля. Бой длился 4 часа. Получив значительные повреждения, турецкие корабли прекратили преследование. Потери команды Меркурия составили: 4 убитых и 8 раненых. Бриг получил 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений рангоута и 148 такелажа, а также 133 пробоины в парусах. 15 мая он встретился с эскадрой, вышедшей из Сизополя ему на помощь. Бриг был отправлен в Сизополь для исправлений, а 30 мая ушел в Севастополь на ремонт.

Указом Е.И.В. Николая I от 28.7.1829 бриг -Меркурий- был награжден Георгиевским флагом.

Завершив ремонт, 16 июля он прибыл к Сизополю. Ходил в крейсерство у Сизополя и к пр-ву Босфор. 5 сентября в связи с объявлением мира был отправлен к Синопу и Трапезунду для возвращения крейсирующих там отрядов, после чего ушел в Севастополь.

В 1830, 1831, 1837–1842, 1846–1848 и 1853 в составе отрядов и эскадр действовал у Кавказского побережья. 30.7.1830 задержал у Сухум-Кале турецкое судно с пушками и боеприпасами.

23.7.1831 в составе отряда капитана 2 ранга Г.И. Немтинова доставил десант из Анапы в Геленджикскую бухту. 25–27 июля суда отряда обстреливали укрепления Горцев, затем высадили десант. -Меркурий- участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии: высаживал десанты, основавшие укрепления в устьях рек Сочи (13.4.1838, с эскадрой контр-адмирала Ф.Г. Артюкова), Туапсе (12.5.1838, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева), Псезуапе (7.7.1839, с эскадрой контр-адмирала С.П. Хрущева) и Субаши (3.5.1839, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева).

8–10 октября 1841, находясь в составе отряда контр-адмирала М.Н. Станюковича, содействовал продвижению войск генерала И.Р. Анрепа от Адлера до Сочи. В 1832–1836 стоял в Севастопольском порту.

Зимой 1837/38 тимберован в Севастополе. В 1843–1845 и 1849–1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 1854–1856 (во время Крымской войны) стоял в Николаеве.

Разобран после 1857

Командиры брига

И.М. Головин (1820), Л.А. Мельников (1821), А.Г. Конотопцев (1822–1825), С.М. Стройников (1826–1828), А.И. Казарский (до 25.5.1829), С.А. Стерленгов (с 26.5.1829), М.П. Панютин (1830–1832), Ф.М. Новосильский (1835–1838), Н.П. Вульф (1839–1840), Н.И. Казарский (1841–1848), Н.М. Соковнин (1849), Н.Е. Каландс (1850–1851), К.Я. Явленский (1852–1853), С.Ф. Загорянский-Кисель (1854–1856)

Для справки:

Информация о бриге:

В работе лейтенанта К.Климова -Материалы, современные Синопскому бою и обороне Севастополя-, изданной в 1903 г., со ссылкой на Архив штаба Черноморского флота и портов Черного моря (дело № 1749, арх. № 61 за 1853 г.)

приводятся такие данные о артиллерийском вооружении брига Меркурий в кампанию 1853 г.:

18 пушечный бриг "Меркурий": 2 чугунных 6-фунтовых пушки; 1 медная 3/4-фунтовая пушка; 16 чугунных 24-фунтовых карронад; 3 чугунных 3-фунтовых фалконета - итого 22 орудия

А. Сацкий. Черноморские бриги "Меркурий", "Орфей" и "Ганимед". Ж-л Судостроение и судоремонт, №2 2003 г.

Дополнительно:

Размеры (в футах) Конвертировать в метры Размеры (в метрах) Конвертировать в футы

Внимание! Для работы с конвертером необходимо, чтобы в Вашем браузере была включена поддержка JavaScript. Если Вы читаете это предупреждение, поддержку JavaScript Вы (видимо) выключили... Конвертер работать не будет.


Из Рапорта контр-адмирала Быченского вице-адмиралу Грейгу
(О спущении на воду брига «Меркурий» 11 дня мая 1820 года - РГАВМФ Ф.243 оп.1, д.1679, л.12):
"Сего месяца 6-го числа в 11 часов утра, в присутствии моем и господ директора над здешним портом и капитана над портом же в нем, построенный здесь бриг «Меркурий»
длиною по палубе 96 фут 8 дюймов 29.46 м
шириною без обшивки 30 фут 10 дюймов 9.4 м ,
глубиною в интрюме 13 фут 6 дюймов 4.1 м
со стапеля на воду спущен благополучно.
По спуске с полозьями на воде сел
форштевень 6 фут 9 дюймов 2.06 м ,
ахтерштевень 12 фут 3 дюйма 3.73 м ,
с помещением грузового балласта 704 пудов, о чем Вашему Превосходительству донести честь имею."

Из интернет-публикаций А.М. Глебова:
В записях адмирала А.С. Грейга (Сметы, ведомости и таблицы по конструкции 20-пушечных бригов "Ганимед", "Меркурий", "Орфей" - РГАВМФ: Фонд 8, опись 3, д.359) имеются такие данные о размерениях брига "Меркурий":

Длина по палубе: 96ф 8д 29.46 м
Ширина с обшивкой: 31ф 4д 9.55 м

По дельной книге (1820 г.) По обмеру (1829 г.)
Длина Диаметр Длина Диаметр
Бушприт 41" 6" 12.65 м 20" 0.51 м 41" 6" 12.65 м 19½" 0.50 м
Утлегарь 30" 9.14 м 7¾" 0.20 м 30" 9.14 м 8" 0.20 м
Бом-утлегарь 30" 9.14 м 5¼" 0.13 м 28" 8.53 м 5¼" 0.13 м
Фок-мачта 60" 8" 18.49 м 19¾" 0.50 м 60" 8" 18.49 м 19¾" 0.50 м
Топ Фок-мачты 9" 4" 2.84 м - 9" 4" 2.84 м -
Грот-мачта 67" 8" 20.62 м 21¾" 0.55 м 67" 8" 20.62 м 24¼" 0.62 м
Топ Грот-мачты 10" 1¼" 13.07 м - 10" 1¼" 13.07 м -
Фор- и Грот-стеньга 40" 12.19 м 11¾" 0.30 м 35" 10" 10.92 м 11½" 0.29 м
Фор- и Грот-брам-стеньга 24" 7.32 м 7¾" 0.20 м 21" 3" 6.48 м 7½" 0.19 м
Фор- и Грот-бом-брам-стеньга 18" 5.49 м - 13" 7" 4.14 м 6" 0.15 м
Реи
Блинда-рей 40" 12.19 м 7⅞" 0.20 м 35" 8" 10.87 м 7⅞" 0.20 м
Фок- и Грот-рей 51" 6" 15.70 м 11¾" 0.30 м - -
Фор- и Грот-марса-рей 40" 12.19 м 8½" 0.22 м 32" 5" 9.88 м 8" 0.20 м
Фор- и Грот-брам-рей 26" 7.92 м 5¼" 0.13 м 25" 3" 7.70 м 5¼" 0.13 м
Фор- и Грот-бом-брам-рей 18" 5.49 м 3⅜" 0.09 м 17" 6" 5.33 м 4¼" 0.11 м
Гафель 34" 6" 10.52 м 9⅛" 0.23 м 34" 6" 10.52 м 9⅛" 0.23 м
Гик 53" 16.15 м 12⅞" 0.33 м 53" 16.15 м 12⅞" 0.33 м

Бриг «Меркурий» - российский военный корабль, спущенный на воду в 1820 году, стал знаменитым благодаря насыщенной боевой истории, а также полотнам живописцев, среди которых выделяются работы Айвазовского. Закладка судна и последующий спуск на воду состоялись в Севастополе, что предопределило будущий театр военных действий, где он принял непосредственное участие и вписал свое имя в летопись русского флота. В первую очередь речь идет об эпизоде Русско-турецкой войны 1829 года, когда «Меркурий» в одиночку противостоял двум линейным кораблям противника: «Селимие» и «Реал-бей». Тогда остальная эскадра, столкнувшись с превосходящими силами, ушла в Севастополь, а «Меркурий» вследствие небольшой быстроходности не сумел оторваться и принял бой.


Несмотря на несопоставимые силы, экипаж сумел нанести турецким судам тяжелые повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее преследование. Подвиг небольшого судна сразу же оказался в центре внимания мировой общественности, и в частности многие английские газеты писали, что русскому кораблю удалось сделать невозможное. На родине героические действия оценили по достоинству, наградив «Меркурий» кормовым георгиевским флагом. Кроме этого, в честь данного события изготовили медаль, а император повелел всегда иметь в составе Черноморского флота судно, изготовленное по чертежам «Меркурия». Во многом именно благодаря этому указу чертежи сохранились вплоть до настоящего момента и послужили основой модели, представленной вниманию конструкторов компанией Amati.

Описание набора для постройки брига «МЕРКУРИЙ»

Модель о которой я так долго мечтал. И наконец фирма Amati разработала прекрасный набор.

При производстве модели использовались лазерные технологии, что позволило создать детали из цельного материала, исключив фанеру и избавив судно от «пропеллерности». Помимо этого, лазер применялся для прорисовки палубного настила, позволившего четко обозначить ватервейс, врезки и люки. Столь же качественно проработаны ящики, решетки и шпили. Примечательно, что оформление при помощи лазера имеет место и на нижней палубе, создавая гармоничный облик. Корпусная обшивка включает два слоя, внутренний изготовлен из липы, а внешний из ореха, что создает благородный внешний вид. Фальшборта уже включают в себя прорезанные порты для пушек и весел, избавляя авторов от ненужных усилий, тем более что на этом этапе часто имеют место повреждения корпуса. Кормовые и бортовые декорации включают в себя ряд элементов, созданных с помощью фототравления, в том числе государственный герб. К числу оригинальных особенностей набора относится присутствие медных пластин, а также двигательного механизма, с помощью приложенной инструкции его можно создать так, что при повороте штурвала будет двигаться и руль.

Корабельную артиллерию составляют 18 карронад и две пушки, расположенные на деревянных станках, в оформлении которых присутствуют детали, созданные с помощью фототравления. В комплект входят сборные шлюпки, также включающие в себя двойную обшивку и настил. При необходимости автор может разместить одну из них сзади корабля или сбоку, для чего в набор входят киль–блоки. Система такелажной оснастки представлена ореховыми рангоутами, а также нитями двух цветов, хорошо вписывающимися в общую картину. Amati только к этой модели подготовила и прикладывает идеальные скругленные одно-, дву- и трехшкивные блоки из груши. Наконец в комплект входит набор Андреевских флагов и подробные чертежи на 17 листах. Они существенно упрощают сборку модели, тем более что компания Amati сделала все, чтобы справиться с ней могли даже начинающие авторы. Впрочем, вне зависимости от опыта, всех моделистов ожидают незабываемые минуты сборки и радость от удачно завершенной работы в виде первоклассного макета одного из самых славных русских кораблей.

НАБОР ИМЕЕТ ПЕРЕВЕДЕННУЮ НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИНСТРУКЦИЮ.

Фото содержимого данного набора.

















Рангоут (от голл. rondhout, букв. - круглое дерево) брига, как и у подавляющего большинства кораблей Российского флота был изготовлен из сосны.
Бушприт и мачты были составными по сечению – центральный единый по длине стержень квадратного сечения – шпиндель – дополнялся до круглого сечения боковыми накладками – фишами. Вся конструкция скреплялась через каждые примерно полтора метра вулингами - обвязками из тросов или стальными бугелями. Остальной рангоут был выполнен "в одно дерево".
Размерения основных элементов рангоута (длина и максимальный диаметр в метрах):
Бушприт - 12.65, 0.51
Утлегарь – 9.14, 0.20
Бом-утлегарь – 12.00, 0.13
Фок-мачта – 18.49 (топ -2.84 м), 0.50
Грот-мачта – 20.62, 0.55 (топ -3.07 м)
Фор- и грот-стеньги – 10.9, 0.30
Фор- и грот-брам-стеньги
(в одно дерево с бом-брам-стеньгами) - 13.2, 0.20

Реи
Блинда-рей - 12.19, 0.20
Фок- и Грот-рей - 15.70, 0.30
Фор- и Грот-марса-рей – 12.19, 0.22
Фор- и Грот-брам-рей - 7.92, 0.13
Фор- и Грот-бом-брам-рей – 5.49, 0.09
Гафель – 10.52, 0.23
Гик - 16.15, 0.33
Рангоут модели изготовлен из древесины берёзы. Колонны мачт – естественного цвета, реи и стеньги – тонированы под орех.

Такелаж
Такелаж всех парусных кораблей в Европе изготавливался из пеньковых (конопляных) тросов специальной многократной свивки и различной толщины. Пенька для корабельных канатов была одной из главных статей российского экспорта.
Весь стоячий такелаж, служащий для фиксации неподвижных элементов рангоута - штаги, ванты и фордуны - у кораблей начала XIX века практически всегда тировался - пропитывался тиром - специальной смолой - для придания ему долговечности и защиты от намокания и гниения, и поэтому он имел тёмно-коричневый, вплоть до чёрного, цвет.
Диаметр основных снастей стоячего и бегучего такелажа в дюймах -
Фока-штаг – 10,
Фор- и грот-лось-штаги – 6,5,
Грота- и краг- штаги – 11,5,
Якорный канат длиной 100 саженей – 13,5
Канат кабаляринга – 9,5
Фок- и грот-ванты – 6,5
Фалы и шкентели брасов нижних реев – 6,5,
Фока- и грота- шкоты и галсы – 3,5
Бегучий такелаж служил для управления движением всех подвижных элементов рангоута – реев, гика и гафеля, и всех манипуляций с парусами, поэтому он должен был быть возможно более эластичным и мягким для удобства работы со снастями. Иногда он мог пропитываться конопляным маслом, а мог и не подвергаться никакой дополнительной обработке. Все снасти бегучего такелажа, так-же как и якорный канат, имели светло-бежевый цвет натуральной пеньки.
Такелаж модели выполнен из хлопчато-бумажных нитей. Стоячий – из чёрных, бегучий – из окрашенных спиртовой морилкой соответствующего цвета, и подобранных по толщине. Элементы такелажа самого большого диаметра (фока- и грота-штаги, а так-же якорный канат) имеют двойную свивку. Остальные тросы выполнены из одиночных нитей и имеют для стоячего такелажа - четыре, а для бегучего - три градации толщины.

К модели прилагается буклет

АЙВАЗОВСКАЙ Иван Константинович (1817-1900)
«Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями». 1892 г.
Холст, масло. 221 х 339 см.
Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.
«Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». 1848 г.
Холст, масло. 123 x 190 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Бриг "Меркурий" лунной ночью». 1874 г.
Дерево, масло. 15 x 21 см.
Частное собрание.




Один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны 1828-1829 годов, демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Каждому, кто узнавал об этой победе, с трудом верилось, что небольшой бриг способен одержать победу в бою с двумя линейными кораблями противника.

Военный бриг «Меркурий» был заложен на Севастопольской верфи 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащён 14 веслами (гребли большими вёслами стоя). Также бриг «Меркурий» стал одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса - с диагональными креплениями, что существенно повышало прочность корпуса. На носу брига находилась фигура бога Меркурия. Строительство велось под руководством корабельного мастера Ивана Яковлевича ОСМИНИНА (?-1838).

Бриг был вооружён восемнадцатью 24-х фунтовыми карронадами для ближнего боя, установленными на верхней палубе, и двумя переносными трёхфунтовыми пушкам для дальнего боя. Последние можно было использовать как кормовые орудия, так и носовые.

Командиру брига капитан-лейтенанту Александру Ивановичу КАЗАРСКОМУ (1797-1833) удалось организовать сплочённую команду из людей разных по убеждениям, положению, происхождению и темпераменту. Так, флота лейтенант Фёдор НОВОСИЛЬСКИЙ происходил из аристократической среды, был либералом, но при этом - очень требовательным офицером. Флота лейтенант Сергей СКАРЯТИН был потомственным моряком и старался воспитать в подчинённых умелость, расторопность и исполнительность. Мичман Дмитрий ПРИТУПОВ происходил из барской семьи и имел соответствующее воспитание. Он специально выписал себе из деревни крепостного, плававшего с ним в качестве денщика, поскольку иметь казённого денщика мичману не полагалось. Поручик корпуса штурманов Иван ПРОКОФЬЕВ вышел из народа, поэтому нижние чины считали его своим покровителем. Ивану Петровичу удалось получить образование и звание офицера лишь благодаря упорству и таланту.

14 (26) мая 1829 года бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра КАЗАРСКОГО одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями - 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем», чем увековечил своё имя и был награждён кормовым Георгиевским флагом. Слова Казарского: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают - они везут нам Георгия…»

Во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море из-за слабого ветра «Меркурий» не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. На одном из кораблей находился адмирал (капудан-паша) флота Османской империи. Российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 20 орудий против 184 орудий противника.

Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. По традиции сначала высказался самый младший по званию - поручик Корпуса флотских штурманов И.П. ПРОКОФЬЕВ: «Боя не избежать, и бриг не должен достаться врагу не при каких обстоятельствах». После военного совета командир обратился к команде с речью, призывая не посрамить свою честь и честь Андреевского флага. Команда единогласно предпочла смерть капитуляции и плену. Было принято решение, что последний из оставшихся в живых взорвёт судно. Для этого положили заряженный пистолет перед входом в пороховой склад.

«Меркурий» был крепок, но тяжеловат на ходу; прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство манёвра и меткость канониров. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить мачты «Реал-бея» и «Селимие», турецкие суда один за другим потеряли ход, возможность маневрировать и вести бой. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения (22 пробоины в корпусе, 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 в такелаже), но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Потери с турецкой стороны неизвестны. Во время боя на борту «Реал-бея» находился пленённый капитан 2 ранга СТРОЙНИКОВ, который без боя несколькими днями ранее сдал свой корабль - фрегат «Рафаил».

Бриг благополучно вернулся в Севастополь. «Меркурий» прослужил на Чёрном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение «о разборке его по совершенной ветхости». Однако имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 г. - корвет, а в 1883 и 1907 - крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг «Казарский» и одноименный черноморский минный крейсер.

АЙВАЗОВСКИЙ знал о морских сражениях не понаслышке - он принимал непосредственное участие в военных операциях на Чёрном море у берегов Кавказа в 1839 году. Исключительная храбрость и мужество русских моряков всегда привлекали художника. Отсюда - яркость образов и выраженный патриотический пафос его произведений.

Полотно очень лаконично по своему композиционному решению. Художник расположил корабли по диагонали полотна, что даёт возможность целиком охватить взглядом поле сражения.

Бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является несомненным плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений, не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано художником для придания трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига. На картинах других художников эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.

Колористическое решение картины отличается сдержанностью. Сине-голубые оттенки моря великолепно гармонируют с серебристо-серыми тонами, которые использованы для написания облаков. Красиво выделяются на этом фоне жемчужные паруса боевых кораблей. Включения красного цвета (изображение полумесяцев на турецких флагах) оживляют картину, имеющую достаточно холодный колорит.

ТКАЧЕНКО Михаил Степанович (1860-1916) «Бой брига "Меркурий" с турецкими кораблями 14 мая 1829 года». 1907 г.
Холст, масло. 120 x 174 см.
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

КОЖИН Семён Леонидович (р. 1979) «Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями». 2004 г.
Холст, масло. 40 х 50 см.
Собрание автора.