Толкования на Ин. Почему мы считаем, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына

...Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков...

Что значит «Верую в Святого Духа»?

Веровать в Святого Духа – значит поклоняться Ему так же, как Богу Отцу и Сыну. Это значит верить, что Святой Дух приходит в наше сердце, чтобы мы, как Божьи дети, познали нашего Отца, Сущего на небесах. Движимые Святым Духом, мы можем изменять облик земли.

Перед Своей смертью Иисус обещал ученикам, что пошлёт им «другого Утешителя» (Ин 14, 16), когда Он Сам уже не сможет быть с ними. И когда потом на учеников первой Церкви излился Святой Дух, они поняли, чтO имел в виду Иисус. Они познали глубокую уверенность и радость в вере и получили определённые ХАРИЗМЫ; то есть они смогли
пророчествовать, исцелять и творить чудеса. До сего дня есть в Церкви люди, которые обладают такими способностями и реализуют их

***
ХАРИЗМА (от греч. charis – привлекательность, очарование, дар, благодать) – дар благодати Святого Духа, о котором говорится, например, в Первом послании к Коринфянам: исцеление, чудотворение,
пророчество, способность говорить на языках и их толковать, мудрость, знание, вера и т.д. Сюда также относятся семь Даров Святого Духа; это особые Дары к руководству, управлению, делам милосердия и провозглашению веры.

***
См. также ККЦ 683–686.

По поводу исхождения Святого Духа: православные веруют, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как у католиков. Ведь Сын должен был вернуться к Отцу, чтобы ниспослать Святого Духа, а не призвал Его напрямую.

Почему Иисус должен был возвратиться к Отцу, чтобы послать Святого Духа? Ответ прост: возвращаясь к Отцу, Иисус показывает, что ниспосылает Духа не один, а вместе с Отцом, с Которым Он одно: «Я и Отец – одно».

Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, показывая, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе: «Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из 14 главы Евангелия от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.

В Катехизисе Католической Церкви уточняется: православные не утверждают, что Святой Дух исходит только от Отца, но что Он исходит от Отца через Сына. Приведенный священный текст совершенно ясно это доказывает. Иисус говорит, что Отец пошлет Духа во имя Его.

Возвращаясь к этой же теме, Иисус говорит, что Он пошлет Святого Духа. Он пошлет Его от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15,26). И еще: «Он (Святой Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14-15).

Катехизис Католической Церкви продолжает: «Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15, 26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны» (248).

«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден»» (ККЦ 246).

«Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедовал его догматически в 447 г., еще прежде чем Рим узнал и получил в 451 г. на Халкидонском соборе Символ веры 381 года. Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами» (247). Тем не менее, как мы уже процитировали выше, «эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность одной и той же исповедуемой тайны».

Какую роль играет Святой Дух в жизни Иисуса?

Без Святого Духа нельзя понять Иисуса. Как нигде больше проявляется в Его жизни присутствие Духа Божьего, Которого мы называем Святым Духом.

Именно Святой Дух вызвал к жизни Иисуса во чреве Девы Марии (Мф 1, 18), подтвердил, что Он есть возлюбленный Сын (Лк 4, 16–19), вёл Его (Мк 1, 12) и поддерживал Его жизненные силы до самого конца (Ин 19, 30). На кресте Иисус испустил дух. После Своего воскресения Он даёт Святого Духа Своим ученикам (Ин 20, 20). Так Дух Иисуса перешёл на Его Церковь: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).

***
"Кто просит «Приди Святой Дух», должен быть готов к тому, чтобы просить «Приди и помешай мне там, где надо помешать».
ВИЛЬГЕЛЬМ ШТЕЛИН (1883–1975), протестантский богослов

***
"Он побуждает нас принимать другого, Он воспламеняет в нас огонь любви, Он превращает нас в миссионеров Божьей Любви"
Бенедикт XVI о Святом Духе.

***
См. также ККЦ 689–691, 702–731.

Под какими именами и знаками является Святой Дух?

На Иисуса Святой Дух нисходит в образе голубя. Первые христиане познали Святого Духа как исцеляющий елей, как живую воду, как сильный ветер и как огненные языки. Иисус Христос Сам говорит о Помощнике, Утешителе, Учителе и Духе Истины. В таинствах Церкви Святой Дух даруется через возложение рук и помазание елеем.

Мир, который Бог заключил с людьми после Потопа, был возвещён Ною через явление голубя. Уже языческая античность знала голубя как символ любви. Поэтому ранние христиане сразу же поняли, почему Святой Дух – олицетворенная любовь Божья – снизошёл на Иисуса в образе голубя, когда Тот принимал крещение в Иордане. Сегодня голубь – признанный во всём мире символ мира и один из главнейших символов примирения человека с Богом (ср. Быт 8, 10–11)

***
"В Иисусе Христе Бог стал человеком и позволил нам заглянуть в душу самого Бога. И мы видим там кое-что совершенно неожиданное: таинственный Бог – это не бесконечное одиночество; Он – событие любви, в которой существует Сын, говорящий с Отцом. И оба Они – единое целое в Духе, который является, так сказать, атмосферой дарения и проявления любви, делающей Их единым Богом".
Бенедикт XVI, в канун Пятидесятницы, 2006 г

***
См. также ККЦ 691–693.

Как понять, что Святой Дух «вещал через пророков»?

Бог ещё в Ветхом Завете исполнял мужчин и женщин Духом, так что они возвышали свои голоса в защиту Бога, говорили от Его имени и приуготовляли народ к пришествию Мессии.

В Ветхом Завете Бог избирал мужчин и женщин, которые были готовы к тому, что Он будет утешать, направлять и предостерегать через них Свой народ. Именно Дух Господень говорил устами Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Иоанн Креститель, последний среди этих пророков, не только предвидел пришествие Мессии: он ещё и встретил Его и возвестил о Нем как об Избавителе от власти греха.

***
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1–2).

***
См. также ККЦ 683–688, 702–720.

Как Святой Дух мог действовать в Марии, с Марией и через Марию?

Мария была полностью открыта Богу и готова услышать Его слова (Лк 1, 38). Поэтому действием Святого Духа Она смогла стать «Матерью Господа» и – как Мать Христа – также Матерью христиан и даже Матерью всех людей.

Мария помогла Святому Духу совершить чудо всех чудес: Боговоплощение. Она дала Своё согласие Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Укреплённая Святым Духом, Она прошла с Иисусом сквозь огонь и воду, до подножия креста. И там Иисус дал Её всем нам в Матери (Ин 19, 25–27).

***
"Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1, 35)

***
См. также ККЦ 721–726.

Что произошло в день Пятидесятницы?

На пятидесятый день по Своем воскресении Господь ниспослал с небес на Своих учеников Святого Духа. Началось время Церкви.

В день Пятидесятницы Святой Дух сделал охваченных страхом апостолов мужественными свидетелями Христа. И в самое короткое время тысячи людей приняли крещение: это был час рождения Церкви. Происшедшее в день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ чудо, когда апостолы заговорили на разных языках, показывает, что Церковь с самого начала была предназначена для всех; она Вселенская (именно таково значение слова католическая, пришедшего в латинский язык из греческого) и миссионерская. Она говорит со всеми людьми, преодолевает этнические и языковые преграды и может быть понята всеми. По сей день Святой Дух является жизненным эликсиром Церкви.

***
ПЯТИДЕСЯТНИЦА – пятидесятый день после Пасхи. Изначально праздник, в который Израиль вспоминал заключение Завета с Богом. После события в Иерусалиме для христиан этот день стал праздником сошествия Святого Духа.

***
"И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать, (…) ибо, каждый слышал их говорящих его наречием" (Деян 2, 4,6).

***
См. также ККЦ 731–733.

Почему в Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус после Воскресения сказал «Примите Духа Святого», а потом Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы? Когда же по-настоящему они приняли Святого Духа?

Святой Фома Аквинский замечает, что Дух Святой сошел дважды не только на апостолов, но и на Иисуса Христа. В первый раз это произошло в день Крещения, а во второй – в день Преображения. Дух Святой почил на Нём в двух различных образах: сначала в виде голубя, а потом – в виде сияющего облака. Святой Фома в «Толковании на Евангелие от Иоанна» пишет, что это произошло потому, что «благодать Христова, которая даётся нам Святым Духом, должна была снизойти до нас как посредством Таинств (вот почему в Крещении он сошел в виде голубином, то есть в образе плодородного животного), так и через учение, и поэтому Он снизошел в форме сияющего облака. Вот почему в таких ситуациях упоминается о задании Учителя: «Его слушайте!».

Точно так же, Он сошёл дважды на апостолов, под двумя разными видами, для осуществления двух разных служений: служения Таинств и служения проповеди.

По словам святого Фомы Аквинского, «в первый раз Он сошел на них в виде дуновения, чтобы обозначить распространение благодати на Таинства, служителями которых они станут. Поэтому Он добавляет: «Кому простите грехи, тому простятся». В Мф 28,19 читаем: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во второй же раз Он сошел в форме языков пламени, чтобы указать на распространение благодати в форме учения. Вот почему в Деяниях 2,4 рассказывается, как они, исполнившись Духа Святого, сразу же начали говорить».

Святой Иоанн Златоуст толкует стих из Евангелия от Иоанна (20,22) следующим образом: «Святой Дух был тогда дарован ученикам, но не универсально, для всех служений, а с определенной целью, то есть отпускать грехи». Господь тем самым напомнил, что для отпущения грехов необходимо быть облеченным определенной Божественной властью.

Остается всегда актуальным вопрос, который в сердце своем задавали книжники, учителя Израилевы. У них слова Иисуса к расслабленному – «прощаются тебе грехи твои» - вызывают следующую реакцию: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2,7). Совершённым чудом Иисус показывает всем, что Его слово столь же эффективно, сколь эффективно Слово Бога, сотворившего мир. Будучи Богом, Он прощает грехи. В день Своего воскресения Иисус сообщает апостолам Свою власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,23).

Что делает Святой Дух в Церкви?

Святой Дух созидает Церковь и движет её вперёд. Он напоминает ей о её миссии. Он призывает людей к служению в ней и преподает им необходимые дары. Он ведёт нас ко всё более глубокому общению с триединым Богом.

Даже когда на протяжении долгой истории часто казалось, что Церковь «оставлена всеми добрыми духами», то и тогда Святой Дух несмотря на все ошибки и человеческие недостатки не прекращал Свое действие. Уже одно её 2000-летнее существование, а также многочисленные святые всех эпох и культур являются зримым доказательством Его присутствия. Святой Дух – это Тот, Кто содержит Церковь как единое целое в истине и ведёт её ко всё более глубокому познанию Бога. Именно Святой Дух воздействует на нас через Таинства и делает живым Священное Писание. Людям, которые полностью открываются навстречу Ему, Он и сегодня преподает Свои Дары (харизмы).

***
"Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин 16, 12–13).

***

***
См. также ККЦ 733–741, 747.

Что делает Святой Дух в моей жизни?

Святой Дух открывает меня для Бога. Он учит меня молиться и помогает мне служить другим людям.

«Тихий гость нашей души» – так называет Святого Духа св. Августин. Кто хочет Его почувствовать, должен быть тих и безмолвен. Часто Этот Гость очень тихо говорит в нас и с нами – например, голосом нашей совести или через иные внутренние и внешние импульсы. Быть «храмом Святого Духа» означает: телом и душой служить Этому Гостю, Богу в нас. Наше тело, таким образом, в определённом смысле является жилищем Бога. И чем больше мы открываемся Святому Духу в нас, тем в большей степени Он становится Учителем нашей жизни, тем чаще даже сегодня Он дарит нам Свои харизмы для созидания Церкви. Так в нас произрастают вместо дел плоти плоды Святого Духа.

***
"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал 5, 19–21).

***
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5, 22–23)

***
Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец...

ИВАН НИКИТИН (1824–1861), русский поэт, о Библии

***
"Наше понимание ограничено; отсюда и смысл ниспослания Духа, Который вновь и вновь из поколения в поколение вводит Церковь в величие тайны Христа". Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 738–741.

В лектории Иоанно-Кронштадтского храма города Рязани с 2016 года проходят беседы о жизни Церкви, вопросах богословия, истории и других темах. Глава Рязанской митрополии, владыка Марк, последние свои встречи в рамках лектория посвятил Символу веры - пониманию и детальному осмыслению главного вероучительного текста православных христиан. Предлагаем Вашему вниманию четвертую из бесед, состоявшуюся в январе 2017 года.

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего…»

«В Символе веры говорится о том, во что мы верим, - подчеркнул Владыка. - Сначала - о том, что мы верим в Бога-Отца, затем - о вере во второе Лицо Святой Троицы, Иисуса Христа». «И в Духа Святаго»…

«А кто знает, как слово «Дух» звучит по-гречески? - спросил митрополит. - Само слово «Дух», «душа» происходит от слова «дышать». Оригинальное греческое слово «пневма» (πνεύμα) имеет весьма широкий спектр значений: это и дыхание, и дух, и душа, и даже ветер. А на еврейском «дух» звучит как «руах». Иногда эти слова употребляются в Священном Писании в разных смыслах: как «ветер» или «дыхание».

«Но читая текст Символа веры, мы не можем говорить о том, что здесь имеют место такие значения, потому что следом за словом «Дух» говорится «Святой». Мы говорим о том, что верим в Духа Святого. Но и это еще не все: следом употреблено слово «Господа».

Какой смысл имеют три эти слова? Постоянная участница лектория Татьяна пояснила, что в данном члене Символа веры имеется в виду «Бог как Лицо Святой Троицы».

«Да, - подтвердил Владыка, - речь здесь идет не просто о каком-то ветре или безличном, пусть и освященном, Духе. Произнося слово «Господь», мы подразумеваем, что говорим о Лице. Хотя для обозначения Лиц Святой Троицы употребляется особое слово - «ипостась ». От греческого «ύπόστασις» - осадок, проявление, выявление, основание, сущность».

Каждый человек – это не только тело, душа. Каждый человек – это личность , сотворенная Богом. То есть о человеке, как индивидуальности, мы говорим - «личность». А о Боге – «ипостась». «Одна природа и три ипостаси, или лица…

И говоря о Святом Духе, Господе, мы свидетельствуем, что это Лицо Святой Троицы. То есть слово за словом, постепенно, вырисовывается все большая и большая определенность того, во что мы верим. Так, дальше, после уже упомянутых слов, следует еще одно понятие - Животворящий».

Владыка предложил аудитории выдвинуть свои версии значения этого слова.

«Творящий жизнь», - прозвучало из зала. «Верно, - согласился Владыка. - Дух – это не ветер, не какая-то особая душа. Это то, что дает, творит жизнь. А какие ассоциации у вас возникают со словами «Святой Дух» и «Животворящий»?»

Слушатели предложили слово «рождение». Один напомнил о том, «что схождение Святого Духа на апостолов мы называем Днем рождения Церкви. А через Церковь, через Христа, мы получаем жизнь вечную».

Митрополит Марк похвалил участника за столь подробный ответ и предложил вспомнить образы, связанные в нашем сознании «с замечательным праздником Пятидесятницы, когда в храмах постилается трава, ставятся березки…»

«Рисуя в уме этот образ, можно пойти дальше и попытаться представить себе эпоху мироздания, когда все вокруг было сухим и безжизненным. И вдруг, однажды, было оживотворено Духом, и стало совершенно другим - всюду начали распускаться и благоухать цветы, произрастать травы и самые разные растения. Эту удивительную тайну жизни изучают биологи, но так и не могут до конца постигнуть…»

«Когда мы говорим о Духе, то вспоминаем о Пятидесятнице, потому что апостолы после получения Святого Духа стали совершенно другими. Прежде они были боязливыми, даже трусливыми, маловерными. А после сошествия на них Духа совершенно изменились, какая-то особая жизнь вошла в них, они сделались мужественными и дерзновенными. Это был решающий, переломный момент в их жизни - они стали исповедниками, мучениками, бесстрашными свидетелями жизни во Христе».

«Иже от Отца исходящего»

Что означает это выражение? Зачем нам знать, что Дух исходит именно от Отца? Активная слушательница Татьяна ответила, что «сам Иисус Христос говорил, что через Него сойдет Дух Утешитель, от Отца через Сына».

Но с этим утверждением оказались согласны не все. Слушатель Вадим высказал мнение, что Дух Святой не может исходить через Иисуса Христа, что Он может исходить только от Отца. А Дмитрий уточнил, что в словах «Иже от Отца исходящего» «формулируется ипостасное свойство Духа Святого: то есть дается понять, что Дух Святой - равночестный, равнозначный Господь», и что «в Евангелии есть упоминание, что Святой Дух исходит от Отца». Иисус Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». То есть Сам Спаситель явно говорит о том, что Святой Дух исходит от Отца.

Однако Владыка заметил, что у святых отцов есть выражение «διά τού Υίού», то есть «через Сына». Как же нужно воспринимать это выражение? «Есть единственное свойство, которое отличает Духа Святого от Отца и Сына - это то, что Святой Дух исходит», - констатировала одна из «умниц». Другая уточнила, что Католическая Церковь учит, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. «Мы верим, что Святой Дух исходит только от Отца».

«Нам нужно понимать самые главные понятия: «творить», «рождать» и «исходить», - поделился своими мыслями активный слушатель по имени Александр. - Причем значение слова «творить» тоже можно разделить на две части. По-еврейски есть два понятия: «бара» - творить из ничего, это слово употребляется, что важно, в самом начале книги Бытия, и «аса» - делать, творить то, что обычно делает человек из уже существующего, тварного материала. «Филиокве» - это фундаментальное отличие Католичества от Православия, - продолжил Александр. - Дословно «filioque» переводится «и от Сына». То есть Дух Святой, по мнению католических богословов, исходит и от Отца, и от Сына, в то время как в Православии признается исхождение Святого Духа только от Отца». Это различие, заключил Александр, разорвало христианский мир на две части, стало причиной грандиозного разрыва Католичества и Православия.

Владыка констатировал, что ему остается только одно - тут же подарить Александру книжку «за блестящие познания»!

«Действительно, «филиокве» переводится как «и от Сына», - продолжил архипастырь. - Когда мы говорим о взаимоотношениях в Святой Троице, то затрагиваем трудную и таинственную тему, разъяснения которой можем почерпнуть в Священном Писании и у святых отцов: Григория Богослова, Василия Великого и других. Они учат, что Дух Святой исходит от Отца и не исходит от Сына. В некоторых случаях у отцов есть выражение: «Бог Святой Дух исходит через Сына».

К слову Александр процитировал преподавателей, которые завещают своим студентам-теологам: «Если вы постигли Святую Троицу - вам пора на исповедь, ведь до конца постигнуть Святую Троицу невозможно!»

Владыка Марк согласился, что рассуждения о таком тонком предмете должны совершаться с благоговейным трепетом. При этом он привел свидетельства древних историков о том, что в IV-V веке о Троице и Ее свойствах спорили на рынках, площадях и в банях. Это была самая «горячая» тема того времени.

«Возвращаясь же к нашей дискуссии, надо сказать, что человек, использующий выражение «через Сына», не погрешает и не отказывается от Православного учения. Ведь после Боговоплощения мы имеем возможность получать полноту Духа Святого через Сына, через соединение со Христом в таинствах Крещения и Евхаристии. Дух Святой сошел через подвиг Иисуса Христа, через Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение, поэтому мы можем говорить, что Святой Дух приходит в мир через Сына. А с точки зрения свойств Святой Троицы, Святой Дух исходит только от Отца, но не от Сына ».

Так в чем же разница между верой католиков и православных? В чем смысл этой богословской тонкости, которую, может быть, и не все понимали? В чем ее значение для Церкви, для духовной жизни? Одна из слушательниц предположила, что особой разницы между верой католиков и православных «для простого человека нет». Однако большинство присутствующих с этим не согласились.

«Если Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, как считают католики, то нарушаются свойства Божии, и у Сына становится больше свойств, нарушается равновесие», - включился в обсуждение слушатель Вадим.

«Так ради чего страдали святые отцы, ради чего проливали свою кровь, отстаивая истину? – обратился Владыка к собравшимся. - Это должно быть что-то фундаментальное, значимое, ведь для святых отцов была важна каждая деталь, каждая запятая в осмыслении Священного Писания».

«В начале февраля Церковью установлено празднование памяти Марка Эфесского - святого, боровшегося с католическим искажением истины. Именно святителя Марка позвали на Флорентийский собор, главной целью которого было вовлечь православных в унию с католичеством. Когда закончился собор, папа спросил: «А подписал ли Марк Эфесский документы об унии?» Ему ответили, что нет, и папа воскликнул: «Тогда мы ничего не достигли!..» Марк Эфесский не согласился на унию, называя католиков еретиками. Богословы, историки, исследуя жизнь Церкви, утверждают, что фактически любое изменение в вере вносит изменения и в духовную жизнь человека, Церкви, общества ».

«Так произошло и в случае с филиокве. Учение об исхождении Святого Духа «и от Отца, и от Сына» появилось в Испании, а затем начало распространяться в других странах. Словосочетание «и от Сына» привело к тому, что Дух Святой стал представляться как некое «служебное существо», Лицо Святой Троицы второго порядка.

Долгосрочным последствием принятия этого учения в католичестве стал недостаток духовности. Постепенно началась деградация, со временем развернулся Ренессанс, связанный с интересом к язычеству, античности. Угасал интерес к аскезе, его сменил все возрастающий интерес к светскому искусству.

В церковном искусстве появилось много светских элементов, произошло обмирщение, пленение язычеством. Пошли дальнейшие расколы, крупнейшим из которых стало отделение от католичества протестантизма, потом раздробившегося на множество новых деноминаций», - констатировал митрополит.

Татьяна с жаром резюмировала произошедшую в католичестве вероучительную трагедию: «Святого Духа лишили равноправия!» Все в зале заулыбались, в том числе и Владыка: «Одно слово - а какая разница! – подчеркнул митрополит. - Нужно понимать, в чем состоит эта разница, ведь малейшая черта, йота не прейдет из закона! Святые отцы не просто так отстаивали каждое слово, каждое выражение».

«Иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»

Слушатель Александр отметил, что в этих словах говорится «о равночестном и равнозначном поклонении, которое воздается Святому Духу наравне с Отцом и Сыном, что делает все это предложение определенным противопоставлением филиокве».

«Глаголавшего пророки»

Святой Дух говорил через многих пророков. Митрополит Марк поинтересовался у присутствующих, может ли кто-то назвать пророков, которые пророчествовали о Святом Духе? Вспомнили пророка Иоиля и его слова: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». (Иоил.2:28) «Мы видим, что Иоиль говорит конкретно о Святом Духе, что Им, Духом, будут пророчествовать. Тем самым пророк дает ключ к восприятию пророчеств».

«Я однажды попросил священников объяснить слова апостола Павла, - поделился митрополит Марк. - Кто-то объяснил, кто-то не смог… А слова я им привел такие: «Закон - пестун ко Христу». Кто из вас сможет объяснить эту фразу?»

Сразу несколько слушателей сошлись на том, что Ветхий Завет подготавливал человечество к принятию Христа. В русском языке славянское слово «пестун» переводится как «детоводитель», «педагог». Один из «умников» рассказал, что читал о значении слова педагог: в греческом языке им был человек, который вел детей в школу («παιδαγωγός»). А вот учитель по-гречески назывался по-иному - дидаскал («διδάσκαλος»). Когда выяснили все нюансы в значении слов и их перевода, митрополит Марк предложил участникам лектория сформулировать главную идею апостола Павла, назвавшего Ветхий Завет пестуном ко Христу. После общего мозгового штурма пришли к выводу, что Ветхий Завет не был учителем. Иногда некоторые люди спрашивают: «И чему же Ветхий Завет учит? Люди там занимались и преступлениями, и прочим…» Слова апостола Павла как раз и отвечают на этот вопрос: Ветхий Завет был всего лишь детоводителем, который вел человечество к Учителю - Христу.

«Какое богатство скрыто в этом, казалось бы, простом выражении, какие сокровища содержат апостольские послания! – заключил Владыка. - Три слова - а какое значение, какой глубокий смысл!»

И во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь



Этими словами продолжается Символ веры, и с ними участники семинара приступили к исследованию следующей части вероучительного текста - о вере в Церковь. До этого говорилось о вере в Бога-Отца, Иисуса Христа, Святого Духа. А тут - Церковь… Почему в нее тоже верят? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, митрополит Марк предложил рассмотреть ближе значение самого слова «Церковь».

Слушатели высказали свои мнения: что Церковь - это собрание верующих, и что еще этим словом обозначается здание, где собираются верующие. Кто-то отметил, что Церковь в переводе с греческого – «собрание».

Владыка подтвердил, что действительно люди часто используют это слово в разных значениях, и иногда в головах даже возникает путаница - человек начинает выяснять, а что же такое храм, церковь, собор…

«На самом деле, - продолжил архипастырь, - существуют четкие и ясные понятия. Если говорить о Церкви, то нужно отличать Церковь от храма. Храм – это здание. И первое слово, которое возникает в сознании, когда мы говорим о здании – это храм. А Церковь, как было правильно сказано, это собрание людей. Само слово «Церковь» происходит от греческого слова «экклисия» (εκκλησία)».

Далее владыка привел звучание слова «Церковь» в других языках: во французском - l’église. А по-испански – iglesia. Невооруженным глазом видно сходство этих слов, каждое из которых происходит от греческого слова εκκλησία.

Поэтому Церковь - это εκκλησία, что буквально означает «собрание». А происходит оно от слова «собирать, созывать». Так что Церковь - это собрание людей, которых призвал Господь, и которые образуют Церковь.

На вопрос, а с каким словом вы можете отождествить слово «призвание »? - из зала предположили, что призвание – это покаяние. Этот ответ оказался совершенно правильным, и был поощрен подарком - книжкой.

Суть связи слов «покаяние» и «призвание» в данном случае лежит в том, как происходит призвание Богом людей в Церковь. Так, в Евангелии описывается, как Иисус Христос призывал апостолов: как призвал Симона Петра, и как тот сказал: «Выйди от меня, Господи, ибо я – человек грешный» А Господь ему ответил: «Иди, и я тебя сделаю ловцом человеков». Или можно вспомнить еще призвание апостола Матфея, когда тот оставил свою мытницу и пришел ко Христу.

Господь их призвал, подчеркнул владыка Марк, и для них это стало чем-то равносильным покаянию. Ведь покаяние - изменение ума, жизни, а у них как раз и произошла смена ценностей, они бросили все и последовали за Христом.

И каждый из нас также призван Богом.

Ну вот не ходил человек в храм, - продолжил владыка. - Поверил и стал ходить – вот это и есть призвание Богом. Мы-то об этом слове редко говорим, нечасто его употребляем, а на западе, например, оно употребляется достаточно широко. Вспоминаю, как столкнулся с одним католиком – он в беседе посетовал, что у них в католичестве мало призваний. Не только в смысле приходов в Церковь, но и призваний к священническому служению.

Поэтому призвание Господом – по сути дела, способ вхождения в Церковь .

Конечно, многие из нас были крещены в детстве и восприняли веру с молоком матери, но при этом фактически не были призваны. И более того, многие потом ушли в грешный мир. А другие наоборот - не были крещены, но были призваны Богом и стали членами Церкви.

Тут митрополит Марк вновь задал вопрос - на этот раз он предложил присутствующим высказать свое мнение о том, можно ли каких-то верующих, прихожан того или иного храма, назвать частью Церкви, или все же правильнее их назвать Церковью? Один из слушателей ответил, что Церковь - это тело Христово. Имеет главу - Христа. Следовательно, можно употреблять слово часть.

Прозвучало и мнение о том, что все-таки, наверное, Церковь нельзя так делить, называя что-то частью, потому что каждый член организма Христова тела по-своему важен.

Тогда Владыка предложил вниманию аудитории вопрос, который должен был прояснить эту тему. Он посоветовал вспомнить, что говорит архиерей или священник на богослужении после пения «Достойно есть».

«В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего» - ответила одна из слушательниц, и за прекрасное знание православного богослужения получила в подарок молитвослов.

И неслучайно было сказано Спасителем, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть двое-трое людей, собранных во имя Христа - это и есть Церковь.

И тем более не стоит забывать, добавил владыка, что психология древнего человека всегда очень конкретна. Так, на прошлых встречах митрополит Марк говорил со слушателями о том, что существует несколько понятий, слов, которые обозначают конкретную сторону любви: любовь дружеская, христианская, родственная и так далее. И поэтому понятие «Церковь» употреблялось в древности конкретно в отношении общин, являясь синонимом словосочетания «церковная община». Возглас, который вспомнили на встрече, и свидетельствует об этом. «Даруй святым твоим церквам» - то есть общинам, малым Церквам. На этом митрополит Марк предложил завершать встречу, которая к тому времени продолжалась гораздо более часа. Владыка пожелал всем участникам быть активными, изучать Символ веры, тем более, что это, как сказал архипастырь, основной вероучительный «документ» православных христиан, который говорит - как нужно верить, какие существуют особенности восприятия веры. «Также наша беседа показала, что в выражениях Символа веры, в соборных определениях нет ничего случайного, и каждое слово имеет свой глубокий смысл», - подытожил митрополит Марк.

Завершился семинар традиционным вручением подарков самым активным и любознательным участникам: Людмиле, слушательнице, отвечавшей на многие вопросы, владыка вручил золотой крестик, Дмитрию - серебряный, а Вадиму подарил книгу.

Кроме того, еще некоторое время владыка отвечал на дополнительные вопросы присутствующих - о вере, о филиокве и примате пап как главной причине отрыва католичества от православия.

Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь - людям:

Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5)

О том, что Дух Святой исходим от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа:

«Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26).

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков - духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века.

1. О божественном достоинстве Святого Духа

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог».

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:
для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1 Кор. 3, 16) и «храм… Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что
«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например

а) о всеведении
«Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор.2. 10).
б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,
«потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов».

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?».

Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).

2. Личное свойство Святого Духа

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.
Ап. Павел говорит о Святом Духе:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).
Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26).

Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.
В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен… Сыну, как именуемый единосущным с Ним».

«Все восточные Отцы признают, что Отец есть mone aitia - единственная Причина Сына и Духа.Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне - «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу».

Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:
«Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем».

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй»‘, но особым местом Его присутствия и действия является Церковь.
Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков». С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам.

Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви.

Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.
«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего. Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

«Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:
«… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви.
В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара.

Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви.

Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

Хорошо известно, что католический и православный символы Веры имеют одно различие в восьмом члене. Непрекращающаяся дискуссия об этом различии, т.наз. спор о filioque, является одним из важных факторов, препятствующих полному взаимному признанию и каноническому общению между западными и восточными христианами.

Восьмой член православного символа Веры гласит:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

В западной традиции используется католическая формулировка:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Западное христианство не является вполне единым по этому вопросу. В 1978 Синод англиканской церкви рекомендовал перейти на восточно-православную формулировку. Однако этот переход так и не состоялся и вряд ли состоится ввиду наблюдающейся эволюции католичества в сторону сближения с англиканством и умеренным протестантизмом. Католики вообще не слишком категоричны. Многие униатские церкви, вошедшие в католическую церковь канонически и принявшие католическую догматику, продолжают использовать восточно-православный символ веры без filioque. Некоторые богословы с обоих сторон видят данный спор как более лингвистический чем доктринальный, т.е. считают, что filioque является скорее вопросом формулировки, чем догмы. Предлагались и промежуточные редакции, например что «Святой Дух исходит от Отца через Сына».

Интересно, что православная формулировка как она есть, т.е. понимаемая буквально, католической формулировке не противоречит. Действительно, говоря что Святой Дух исходит от Отца, мы не утверждаем, что он не может исходить от Сына, следовательно filioque явно не отрицается. Таким образом, противоречие связано не c самой формулировкой Никео-Константинопольского Символа Веры, а с её интерпретацией в исключительном смысле. Произнося слова «от Отца исходящего», мы подразумеваем «только от Отца исходящего», хотя в самом Символе Веры «только» не содержится. Отсюда следует один из логически возможных способов примирения: признать допустимость обоих формулировок, не отрицая права католиков считать свою формулировку более полной. Однако для православных это вряд ли приемлемо, так как такое примирение намекало бы на возможную неполноту Никео-Константинопольского Символа Веры.

Несмотря на огромное количество информации исторического характера по поводу данной дискуссии, удивляет почти полное отсутствие ссылок на богословские доводы по существу. Такое впечатление, что дискуссия происходит больше на церковно-канонической и философской чем на евангельской почве. Обе стороны больше ссылаются на решения соборов и требования логической стройности троичной догматики, чем на Св. Писание или на духовный опыт верующих. При чтении этой литературы иногда возникает странное ощущение, будто внутреннее устройство Божества зависит от процедурной правильности принятия церковных решений или от отточенности формулировок философских сочинений.

Не претендуя на решение тысячелетнего спора, я пытаюсь здесь собрать и сформулировать основные факты Евангелия в поддержку каждой точки зрения. Все эти доводы не являются абсолютными. Практически все пункты из приводимого ниже списка могут быть интерпретированы в духе обоих традиций. Однако в определенных случаях одна из точек зрения довольно явно представляется более естественной и правильной чем другая.

Доводы в пользу восточно-православной точки зрения (Святой Дух исходит от Отца):

1. Рождение Иисуса от девы было силой Св. Духа (Мф. 1:18,20. Лк. 1:35). Естественно считать, что земное рождение Иисуса отражает его сыновнее отношение к Богу-Отцу, и что Отец родил Сына пославши для этого Св. Духа.

2. Одновременное явление всех трёх лиц Св. Троицы наблюдается в акте крещения Иисуса, когда Бог говорит «Сие есть Сын мой возлюбленный» и посылает Св. Духа в виде голубя (Мк. 1:10,11. Мф. 3:16,17. Лк. 3:22). Назвать Иисуса Сыном очевидно мог только Отец. Естественно считать, что Он же посылает Иисусу Св. Духа. Примечательно, что образ Бога-отца, посылающего Св. Духа в виде голубя на Иисуса, весьма распрстранен именно в католическом искусстве, в частности в изображениях сцен распятия и крещения.

3. Ссылки на Св. Дух имеются и в Ветхом Завете, в частности в книгах пророка Исайи (Ис. 59:21, 61:1), т.е. до земной жизни Иисуса. Примечательно, что текст Ис. 61:1 избирает Иисус для чтения в синагоге и последующей проповеди (Лк. 4:18-30).

4. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с Вами вовеки, Духа Истины...» (Ин. 14:16.17), далее «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое...» (Ин. 14:26) и «Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит...» (Ин. 15:26). Здесь последняя фраза может рассматриваться как свидетельство самого Иисуса против filioque. Остальные цитаты допускают обе интерпретации.

Доводы в пользу западно-христианской редакции (Святой дух исходит от Отца и Сына):

1. Первое открытое появление Св. Духа (обещанное Иисусом) было после распятия во время Пятидесятницы. Так как это событие происходит всего через 10 дней после Вознесения, естественно считать причастным к нему воскресшего Иисуса. Именно после воскресения и вознесения Иисуса Св. Дух становится активным в первых церквах. Когда апостолы в «Деяниях» объясняют, какой силой они творят чудеса, они иногда ссылаются на имя Иисуса, иногда на силу Св. Духа, что может рассматриваться как указание на то, что эти два понятия в то время четко не различались. Совместное исхождение Св. Духа видится естественным проявлением единения Отца с воскресшим и вознесшимся на небо Сыном и отражает точку зрения верующих, ожидающих спасения и помощи именно через Христа.

2. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:11) и "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30) утверждая этим Свою единосущность Отцу. Но если Христос полностью единосущен Отцу, получив от Него при рождении все, кроме отцовства, то и исхождение Святого Духа Он также от Него получает. Этот аргумент использован в католическом катехизисе.

3. В Новом Завете церковь понимается как Тело Христово. Однако всякое тело имеет и душу. Может быть, этой душой следует считать сам Св. Дух, который в данном случае является также и Духом самого Христа?

Апостол Павел в послании Римлянам не разделяет понятия «Дух Божий» и «Дух Христов». Для него - это единый дух, который живет в сердцах верущих (Рим. 8:9-11). Присутствие этого Духа в собственной жизни он ощущал непосредственно, и вопрос о filioque наверное показался бы ему надуманным. Ап. Павел, добившийся мирного сосуществования в единой церкви иудео-христиан и обращенных язычников, придерживавшихся порой противоположных точек зрения по важнейшим аспектам религии и этики, был бы наверное удивлен, увидев, что его наследники раскололи единую прежде церковь на две взаимно несовместимые части несмотря на отсутствие существенных различий по подавляющему большинству богословских вопросов.

Приведенная в заголовке иллюстрация выражает католические представления о Троице. Близкий по структуре канон существует и в православной иконописи и называется Новозаветной Троицей. Однако наиболее известным изображением Св. Троицы в православном мире является знаменитая икона Андрея Рублева, которая выражает не столько полноту троичной догматики, сколько живой опыт созерцания Св. Троицы, подчеркивает единосущность всех трёх Лиц и их загадочное со-бытие в любви и вечной гармонии. В Рублевской Троице отношения между тремя Лицами остаются Их интимной внутренней тайной, о которой они ведут тихую нескончаемую беседу вокруг евхаристической чаши.

Христианство воспринимает бога своего как единого, но при этом представляется он тремя лицами - Отцом, Сыном и Святым духом. То есть Святой дух является одной из ипостасей Творца, являющейся частью Святой Троицы. Вновь обратившимся в христианскую веру сразу бывает сложно разобраться в природе Бога, основа кажется замысловатой. Так что такое Дух Святой, разберемся подробнее.

Что же такое Святой Дух?

Итак, православие учит нас тому, что почитаем мы сразу всю - Отца, Сына и Святого Духа, потому что все они - единый наш Бог. проще простого. Как еще воспринимают Троицу? Отец Дух Святой - это ум, Сын Божий - это слово, сам же Святой Дух - это душа, а все это единое целое. Даже в обычном понимании ум, душа и слово не существуют по отдельности.

Некоторые толкователи Библии объясняют Святой Дух как «действующую божью силу», которая не знает препятствий ни материальных, ни духовных. Так, говоря «солнце вошло в дом», не имеют в виду, что само светило оказалось в комнате, а просто проникли его лучи и освещают все вокруг. Само же Солнце не изменило свое местоположение. Так и Бог наш посредством Святого Духа может находиться сразу во многих местах. Это утверждение значительно укрепляет веру христиан. Все знают, что Бог вездесущ, он никогда не оставляет детей своих.

Дух Святой избавляет от грехов

Одно из действий Святого Духа - обличать верующих во грехе, причем еще в то время, когда сам грех не совершен. С самого раннего детства объясняется, что такое грех, каких поступков не надо совершать. По писанию мы уже рождаемся грешниками на этот свет. Все знают легенду об Адаме и Еве, с той самой поры грех передается уже при рождении в нашем теле. В течение жизни каждый верующий должен искупить первородный грех, и помогает в этом ему Святой Дух.

Нет ничего проще, чем строго следовать основным заповедям. Вести праведный образ жизни. Все согласятся, что вполне совпадают с общечеловеческими. Каждый вменяемый человек вполне может контролировать свое отношение к миру, поведение. Ведь на самом деле, избавившись от злобы, зависти, гордыни, тщеславия и лени, можно обрести покой и удовлетворение жизнью. Не обманывайте ближних, проявляйте любовь к ним и заметите, как снизойдет благодать.

Сошествие Святого Духа

Само событие празднуется в Пятидесятницу. Духов день - на пятьдесят первый день от пасхи, после Воскресения Господня. В этот день, первый после Троицы, верующие отдают свое почтение Святому Духу, прославляют животворящую сущность, при помощи которой Отец-Бог наш «изливает благодать на чад своих». В церкви читаются особые молитвы, проходят службы. Считается, что на верующих в этот день исходит благодать Божья.

Сошествие Святого Духа не было чем-то неожиданным. Еще при земной жизни о нем поведал своим ученикам Спаситель. Заранее объяснял апостолам о необходимости распятия Божий сын. Святой дух, как он говорил, прибудет для спасения людей. И вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме в Сионской горнице собралось более 100 человек. Была здесь Дева Мария, жены-мироносицы, ученики Христовы.

Сошествие произошло внезапно для всех собравшихся. Сначала появился некий шум над горницей как от сильного ветра. Этим шумом наполнилось все помещение, и тут собравшиеся увидели языки пламени. Этот удивительный огонь совсем не обжигал, а имел удивительные духовные свойства. Все, кого он касался, чувствовали необычайный подъем духовных сил, некое воодушевление, огромный прилив радости. И тут все стали громко возносить хвалебные речи Господу. При этом заметили, что все могут говорить на разных языках, которые не знали раньше.

Проповедь Петра

Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.

Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.

Праздник Святой Троицы

Ежегодно церковь отмечает праздник Святой Троицы, совпадает он с Пятидесятницей. Вспоминают грандиозное событие сошествия Святого Духа. В этот день было заложено основание христианской церкви, прихожане укрепляются в вере, обновляют дары, ниспосланные святым Духом при таинстве Крещения. Благодать божья каждому дает все самое возвышенное, чистое, светлое, обновляет внутренний духовный мир. Если в ветхозаветном учении верующие почитали только Бога, то теперь они знали о существовании самого Бога, единородного Сына его и третьей ипостаси - Духе Святом. Именно в этот день много веков назад узнали верующие, что такое Дух Святой.

Традиции на Троицу

Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.

Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.

Храм Святого Духа. Сергиев-Посад

Первые храмы, посвященные святому Духу и Троице, появились только в XII веке. На Руси первый храм во имя Сошествия Святого Духа появился в Радонежском боре. В 1335 году выстроил его скромный инок Сергий, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, он-то хорошо знал, что такое Дух Святой. Постройка послужила основой для возведения на том месте Теперь это крупнейший духовный центр в России. Сначала был возведен небольшой деревянный храм и несколько келий. С 1423 года на месте том возвышается крестово-купольный, четырехстолпный Троицкий собор. На протяжении многих веков отстраивался здесь архитектурный ансамбль Лавры.