Программа взаимодействия школы с семьей. Классный час (10 класс) на тему: сценарий к вечеру "Вера, Надежда, Любовь" Тематический вечер вера надежда любовь сценарии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Ильинская детская школа искусств»

Сценарий концерта

духовной музыки

«…ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ…»

п. Ильинский.

Гуляева Саша, Деменева С.В. – Чайковский « Вальс»

Что в имени тебе моем?.. А.С. Пушкин

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

Надежда, Вера и Любовь - вот три хозяйки в этом мире!

Они, без лишних разных слов, достойны матери – Софии!

1. Исп. Кант « Вера, Надежда, Любовь» - вок. Анс. « Духовный сад»

Вера, Надежда, Любовь

Муз. прот. Игоря Лепешинского, сл. неизв. Автора

Ярко лампадка горит
Дети притихли и вновь
Бабушка добрая им говорит
Про Веру, Надежду, Любовь.

В возрасте отроковиц
Приняли муки они
Кто не видал этих ангельских лиц -
Веры, Надежды, Любви.

Где только силы брались
Пытки, угрозы и кровь
Только от Господа не отреклись
Вера, Надежда, Любовь.

И на могиле детей
Слышался матери зов
Встретиться с вами спешу я скорей
Вера, Надежда, Любовь.

Ветры одежды сорвут
Юркнув под теплый покров
Но никогда не умрут
Вера, Надежда, Любовь.

Надо нам грешным взывать,
Господи, благослови,
Чтоб никогда, никогда не терять,
Веры, Надежды, Любви.

2. « С чего начинается Родина?» - исп. Вокальный ансамбль « Духовный сад»

*** В. Афанасьев

Путь наш – полями, лесами…

Все наше милое – здесь:

Мы и душой, и глазами

Смотрим на все, что тут есть.

Что же,- нам скажут, - за диво:

Сосны, да ели, да рожь…

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет:

Все здесь святое, все Божье-

Небо, природа, народ!...

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

3.муз. Дубравина, сл. Руженцева « Родная земля» исп. уч-ся ДШИ. (рук. Деменева С.В, концертмейстер Пермякова Л.И)

« Духовная родина» Патриарх Пимен.

Былое пролетает вихрем предо мною,

И чувства светлые рождаются в груди.

События и лица могучею стеною

Растут пред взором впереди!

О детство светлое и юность дорогая!

Вы принесли мне счастья глубину,

Не только в радости, но и страдая

Я ощущаю сердца тишину!

Привет Вам, чудные мои воспоминанья!

Привет, родные сердцу уголки!

Горячей юности желанья,

Друзей духовные полки!

Вам посвящаю эти строки,

Пусть каждый знает облик ваш

И извлекает сам уроки,

Забыв на веки злую блаж!

А облик тот, святой и добрый,

До самой смерти дорого мне,

Несет с собою дух он бодрый

И греет чувства в глубине.

Когда ж настанет час разлуки,

Душа из тела улетит,

То, взявши повесть эту в руки,

И воздохнет душою чистой

О прегрешениях моих,

Чтобы господь стезей лучистой

В сияньи дали серебристой

Ввел в царство праведных своих!.

4. « Храм» (Над моею головой…) исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

5. « Церковь Благовещения» сл. и муз. Т Гуляевой. Исп. Деменева С.В.

6. « Тебя призываю пречистая Дева» исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

ДЕТСКАЯ МОЛИТВА. Т. А. Гуляева

Платочек, юбка с кружевами,

Посмотришь – глаз не отвести,

Девчушка молится о маме

И шепчет: «Господи, прости!

Спаси от горя и болезни,

Что давит жесткою рукой,

Ты знаешь то, что ей полезней,

Верни здоровье и покой.

Без мамы очень одиноко,

Скучают дома папа, брат.

Не дай расправиться жестоко

Судьбе. Ты можешь все, Ты свят!»

В глазах горячей веры пламя,

Надежда от беды спасти.

Девчушка молится о маме

И шепчет: «Господи, прости!»

7. « Тихо шумят сады» (про маму) - исп. « Духовный сад»

8. « Крестик» - исп. «Духовный сад».

СПАСИ И СОХРАНИ. Гуляева Т.А.

«Господи, спаси и сохрани!» –

Только три, но самых важных слова.

Так нужны в безверии они

В гонке жизни, жесткой и суровой.

Древний век ли, техногенный век -

Силимся понять слова молитвы,

Понимая, грешный человек

Слаб, один не выстоит он в битве.

«Сохрани от гнева и обид,

Ты надежда наша и опора» -

Сердце плачет, горестно болит,

Но рассвет грядет еще нескоро.

«Силы дай в безверии моем

К истине великой обратиться,

Укажи заветный водоем,

Помоги живой воды напиться.»

Понемногу тихнет суета

Беспокойных дней, вперед летящих.

Жизнь идёт, понятна и проста,

Среди дел простых и настоящих.

«Господи, спаси и сохрани!» –

Нашей жизни вечная основа.

«Господи, спаси и сохрани!» –

Покаянно молимся мы снова.

9. « Молитва Господня» (из всех молитв, какие знаю) исп. «Духовный сад».

Гуляева Саша. Сигмейстер « Вечер настал»

10. « Колокольный звон над рекой плывет» исп. «Духовный сад».

Пролетают быстро жизни дни. С. Ерошенко.

Пролетают быстро жизни дни.

Как пройдя по жизненным дорогам,

Чистыми остаться пред людьми,

Чистыми остаться перед Богом?

Как в бездушной нашей суете

Не смешать святое с безобразным,

Сохраняя душу в чистоте,

Не поддаться дьявольским соблазнам?

Как прожить, любимых не забыв,

Как прожить, друзей не предавая?

Всем, кто рядом, зла не причинив,

Все, что есть, кому-то отдавая?

Как прожить, вокруг не сея ложь,

Не прельщаясь роскоши болотом?

Как прожить, чтоб в доме каждый грош

Заработан был умом и потом?

Как уметь прощать своих врагов,

Как прожить, обиды забывая,

Сохранив надежду и любовь

В миг, когда дошел почти до края?

Пролетают быстро жизни дни.

Как, пройдя по жизненным дорогам,

Чистыми остаться пред людьми,

Чистыми остаться перед Богом?

11. « Мольба» исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

12. « Знаешь ли ты, зачем ты родился?» исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

*** (?)

В годы свои молодые,

Смерть вы познали и кровь.

Девочки, сестры, святые-

Вера, Надежда, Любовь.

Всякие беды бывали,

Но на Руси вновь и вновь

Дочек своих называли

Вера, Надежда, Любовь.

Если несчастье - к порогу,

Душу к борьбе приготовь,

И призови на подмогу-

Веру, Надежду, Любовь.

В сердце людском не отыщешь,

Век на земле проживи

И прекрасней и выше

Веры, Надежды, Любви.

13. « Вера, Надежда, Любовь» (Иду я с иконой из храма). Исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

*** Схиигумен САВВА

Душа живет, когда молитвой дышит,

Тогда земное все так далеко!

Тогда она глас Божий ясно слышит,

И ей светло, отрадно и легко.

Тогда в уме и в помыслах все ясно,

А в сердце- мир, покой и теплота…

Тогда и жить так, кажется прекрасно,

И умереть готов бы за Христа!

Огонь любви горит неугасимо,

Из глаз бегут потоки слез…

И верится: таинственно, незримо

С твоей душой беседует Христос.

*** Э.Котляр

Ближе всего на свете

К Божьему престолу дети.

Души их просты,

Они чисты.

Вечер за окном,

Помолись перед сном:

Господи, мне спать пора!

Ангел, храни мой сон до утра.

Ангел златокудрый,

Чистый и мудрый,

Пригожий,

Вестник Божий.

14. « Благодатный дом, пресвятая Богородица в нем …» исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

*** (???)

Вера, Надежда, Любовь –

Имени три прекрасных!

Нет красивее слов,

Смыслом понятных, ясных!

Я пожелать хочу

Искренней, сильной веры!

И от души скажу-

Прочь пусть уйдут потери.

Пусть же надежда, любовь

В жизни у вас не кончается

Только все лучшее вновь

В вашей судьбе случается.

15. « Мы вас с Ангелом поздравляем» исп. вокальный ансамбль « Духовный сад»

Белугина Елена Трофимовна, учитель русского языка и литературы

Г Сургут Тюменская область ХМАО-Югры

Сургутский естественно-научный лицей

Сценарий праздника «Вера, надежда, любовь »

Цель:

1. Раскрыть значение и основное содержание праздника «Вера, Надежда, Любовь» в православной традиции, в предмете «Истоки», в традиции празднования этого дня у русского народа.

2. Показать, что русская история, русский народ, его культура уделяют большое значение таким понятиям как «Вера, Надежда и Любовь», что это не просто женские имена, а качества характера наших русских людей.

3. Познакомить учащихся с историей нашей страны, напомнить великие исторические имена защитников нашей Родины.

4. Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и национального самосознания.

Проводится до 30 сентября или в начале октября. Я этот праздник проводила 28.09. 2013 году силами учащихся 5- 7 классов нашего лицея.

Ведущими были учителя лицея. Чтецы: ученики 7 –го класса. Приглашены учащиеся, их родители. Это праздник делают учащиеся 7-го класса, а показываем праздник учащимся и родителям не только 7-го класса, но и учащимся и родителям 5-кл, которые в этом году продолжают курс «Истоки»

Презентация. Музыка

1 (из папки Сопровождение )

    Ведущий

Идут из глубины веков

И почитаются в России

Надежда, Вера и Любовь

С премудрой матерью Софией….

    Ведущий:

Вера, Надежда, Любовь, София…

Чьи это имена? (вопрос залу, участникам мероприятия. После ответов из зала, ведущий продолжает):

Такие замечательные имена принадлежат нашим близким и дорогим мамам, бабушкам, сестрам.

А еще это и возвышенные свойства характера человека.

А еще это и память в нашем православном календаре (ежегодно праздник мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается 30 сентября).

    Ведущий:

Давно это было...

В Римской империи в начале второго века, когда по приказу императора повсюду были гонения на христиан. От людей требовали отказаться от своей веры, а люди проявляли чудеса верности и любви к Богу.

    Ведущий:

Однажды, ранним утром, из ворот римской тюрьмы палач вынес тела трех казненных девочек-сестер Веры, Надежды, Любови. Положил их на землю на площади перед тюрьмой. Над ними склонилась их мать София. Это ее дочери отказались принести поклонение языческим богам, это они не отказались от Христа. А вечером и мать тихо скончалась от горя на могиле своих дочерей.

Музыка № 2 (стихи на фоне музыки; сначала музыка тише, а потом громче и уже без слов, пока пройдет музыка)

    Ведущий:

Не принято тужить в России,
Казнить себя потом виной,
За то, что дочери Софии

Когда-то в мир ушли иной.
Они ушли за веру в Бога,
С девичьей, чистою душой,
Не ради райского порога,
Не ради святости большой.
2. Ведущий:

Три юных дочки положили,
Жизнь молодую на алтарь
За то, чтоб в Мире нашем были
Бог православия и Царь.
С тех давних пор мы вспоминаем
Надежду, Веру и Любовь,
Как эталоны чувств, что знаем.
Или испытываем вновь.

1.Ведущий:
В тех чувствах души их живые
Нам помогают жить, любить,
Надежду с верой в дни лихие
Навеки в сердце сохранить.

2.Ведущий:
Светлы, чисты три чувства эти,
Святой девичьею слезой,
За чистоту тех чувств в ответе
Мы все пред троицей святой.

1.Ведущий:

Вера. Она живет в каждом человеке, освещает дорогу жизни.

Музыка № 3

1.Чтец

На свете есть много дорог, тропинок и вовсе не счесть!

Шагнув за привычный порог, в друзья возьми Совесть и Честь.

Пусть спутники будут твои Любовь, Доброта, Состраданье.

И Веру с Надеждой возьми, Достоинство и Понимание.

Музыка №4 (Моцарт)

2.Ведущий

Да, сердце доверяет Добру, а ум – знаниям.

Вера в Бога живет на земле с тех пор, как существует человек.

Различные народы мира веруют в Бога по-разному. Наши предки славяне более тысячи лет назад пришли к Православной христианской вере. В 988 году был крещен киевский князь Владимир, а вслед за ним в водах Днепра принимали крещение и киевляне.

1.Ведущий

«Вера благодатная по все земле простерлась и до нашего народа русского дошла»,- с радостью писал об этом древний писатель.

Издавна счастливым считают того, кто идет по жизненному пути с твердой верой. Такой человек доверяет, верит и верует. У него все ладится, рядом с ним легко, к нему тянутся люди. И все потому, что у него доброе сердце, светлый ум и живая душа. Верное сердце – доброе сердце.

2.Ведущий

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце добрым будет!

Чтобы пытливый ум трудился в согласии с добрым сердцем.

1.Ведущий

Мы верим, что добро сильнее зла.

Знаем, что ни один злой человек не бывает счастливым.

Умеем ли мы своего обидчика сделать лучше? Как?

(Вопрос залу. Ответ: Нужно сделать ему больше добра?)

Музыка № 5

2.Чтец

Не для себя деревья плодоносят

И реки чистых вод своих не пьют.

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем радостней живешь и для себя!

Ученик

Н.Заболоцкий

Не позволяй душе лениться… (читает стих)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

2.Ведущий

Почти 400 лет прошло с той поры, когда наша Родина переживала страшное время, называемое Смутой. В наши пределы вторглись иноземцы, повсюду чинились грабежи и убийства, разорения. Унижалась Православная вера. Казалось, Россия погибает. Но не все так думали. Торговец Козьма Минин на городской площади Нижнего Новгорода призвал своих земляков встать на Защиту Отечества, не пожалеть ради него ни имущества, ни самой жизни. Горожане объединились в народное войско – ополчение, приобрели для него оружие. Командовать ополчением согласился Димитрий Михайлович Пожарский. Ополчение вышло из Нижнего Новгорода и направилось к Москве. К ним примыкали вооруженные отряды из многих городов. В души людей возвращалась вера, что враг будет изгнан. Это и случилось осенью 1612 года. Ополченцы очистили от захватчиков столицу. Отечество было спасено.

    Ведущий

Родину спасла верность ее сыновей и дочерей. Она шла от веры в правое, т.е. справедливое дело. Из века в век передают молву о том, как преподобный Сергий Радонежский в эти времена явился во сне нижегородскому купцу Козьме Минину и благословил его на подвиг, предсказав, что «благое дело будет иметь добрый конец». В этом добром деле была и надежда на успешное завершение дела.

2.Ведущий

Русские люди в течение многих веков заселили и освоили огромные пространства. Проложили пути-дороги, основали деревни, города, возвели храмы.

Их надежда строилась на вере в свои силы и опыт, в помощь Божию

Обустройство России шло с верой и надеждой.

Музыка № 6 перед началом сценки

Сценка «Голубая стрекоза» Михаил Пришвин

(исполняют учащиеся)

    Ученик (писатель, рассказчик)

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе. Я записывал все свои впечатления, но не мог понять то страшное, что творилось вокруг меня.

(Вой, грохот, свист пуль, крики) Медсестра, бойцы вносят раненых, укладывают на скамейки, перевязывают.

(ученик- писатель продолжает)

И однажды во время налета мне пришлось поднимать людей, укладывать раненых. Я забыл, что я литератор, я почувствовал себя настоящим человеком, мне было радостно, что я здесь на войне, не только писатель

(Разрывы гранат)

    Вот бы водицы…

Ученик (Писатель) (бежит за водой ) приносит, поит раненого, а тот все равно повторяет:

    Водицы, водицы, ручья.

Ученик (Писатель) (изумленно разглядывает раненого мальчика, как бы приглядываясь, что он еще совсем ребенок) Обращается к санитару:

    Давай перенесем его к ручью.

(Берут раненого на носилках и несут к ручью. Санитар уходит. Писатель остается с мальчиком у ручья. Журчание ручейка, пение птиц)

Раненый слушает, закрыв глаза, пытается пробудиться, открылись глаза, милая улыбка.

    Спасибо. (Вдруг видит голубую стрекозу, летающую над заводью, улыбается. Стрекоза на слайде)

    Спасибо. (вновь закрывает глаза) Через какое-то время спрашивает:

    А что, она еще летает?

    (Голубая стрекоза кружится )

    Летает! И еще как летает!

Мальчик улыбнулся. Впал в забытье. Писатель прошелся вдоль заводи. Опять голос мальчика.

    Все еще летает?

    Летает.

    Почему же я не вижу? (Спрашивает, с трудом открывая глаза ) Стрекоза в этот момент летала низко у речной заводи .

    Ученик (Писатель ) : Я подумал, что мой мальчик потерял перед смертью зрение. Так бывает. Глаза его умерли раньше. Он понимает, что я его обманул. И вдруг я закричал:

    Летает, летает! (показывает рукой на отражение, на бабочку .

Мальчик улыбается .

Стрекоза поднимается, делает полеты вверх и вниз. Мальчик улыбается и следит за движениями стрекозы.

Ученик (Писатель), отойдя в сторону:

Мы спасли раненого, его спасли доктора. Но я верю, им, докторам, помогла песнь ручья и мои слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Музыка № 7

    Ведущий.

Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Это любовь к ближнему. А ближние – это те, кто ежедневно окружают тебя. Любовь имеет великую силу, которая все побеждает и всех спасает. Если в семью приходила болезнь или какая другая беда, то помогали всем миром. Плачущих утешали, а осиротевших принимали в свои семьи. Так жила крестьянская Русь.

Есть правило: «Получив добро, помни, а сделав – забудь»

    Ведущий

«Друг верный – прибежище и утешение».

(Презентация и песня все под № 8 ) Сценка (Принц и Лис)

( Лис выбегает на сцену в перьях, шарахается от Принца, Принц- от него. Но потом осторожно выходят друг навстречу другу).

МП: Здравствуйте. (Лис хватает его и опрокидывает на землю).

Л: Тс-с-с! Тише. Ах, нет. Вроде бы показалось.

П: Здравствуйте!

Л: Здравствуй, здравствуй. Ты никого здесь не видел?

П: Нет!

Л: Вот и славненько...

П: Разве, что Вас...

Л: А вот это заблуждение, понимаешь?

П: Нет.

Л: Запомни, меня ты здесь никогда не видел. Так же как и я тебя. ...Понял?

П: Но ведь мы же видели друг друга?!

Л: Ну и что? Кому станет хуже, если мы будем говорить, что никогда не видели друг друга?

П: Но ведь это же неправда!

(Лис с любопытством смотрит на Принца. Они стоят на разных краях сцены ).

Л: О, я смотрю, ты умен! Тебя просто так не проведешь! Понимаешь, здесь очень опасно! Но ты бы мог мне помочь!

П: Я бы рад, но я не знаю как.

Л: Дело в том, что все наши горести случаются оттого, что мы все поодиночке, мы никому не нужны, понимаешь? А вот если бы у меня был бы тот, кто думал обо мне, кто бы со мной играл, помогал мне... Но здесь пустынное место - никого нет, а ты бы мог помочь мне найти такого друга! Да, хотя, что ты можешь сделать, ты такой маленький...

П: Лис…

Л: Что?

П: … А что если я буду...

Л: Что буду?

П: Ну, я буду тем, кто будет думать о тебе, играть и...

Л: Это исключено!

П: Но почему?

Л: Мы не можем стать друзьями, потому что я не приручен. Понимаешь, ты должен приручить меня.

П: Я бы рад, но я не знаю, как это сделать.

Л: О, это просто! Но для этого нужно сильно стараться. Приручить - это значит создать узы. Понимаешь?

П: Нет, не очень.

Л: Вот, смотри, ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я для тебя буду один в целом свете... Понимаешь?

П: Кажется, да. Есть одна Роза... наверное, она меня приручила...

Л: Очень возможно, но не о ней сейчас речь. У меня скучная жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и все люди одинаковы тоже. И живется мне скучновато. Но, если ты приручишь меня, моя жизнь точно озарится солнцем. Я буду различать тебя среди тысячи других. Заслышав шаги, я всегда убегаю и прячусь, но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
Жизнь моя станет намного счастливее...

Музыка № 9

    Ведущий

Известный поэт Расул Гамзатов писал, что «мы живем, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево иль слова». А вот другой поэт уточняет

Быть может, кто меня оспорит в том,

Но верю я – всё так, а не иначе:

С душою мрачной не построить дом,

А коль построить – дом тот будет мрачен.

И сад разбить тому не суждено,

В ком вместо сердца ключ стучит холодный,

Зачахнет сад, невзрачный и бесплодный.

2.Ведущий

Оставить память о себе может только человек, богатый душой.

Мы завершаем наше путешествие по дороге Веры, Надежды и Любви. Но путешествие к истокам ума, сердца и души будет продолжаться всю жизнь.

Музыка № 10 (На фоне музыки)

1.Чтец

Солнце в окошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки.

Птицу на ветке, пчелу на цветке

Муравья на травинке,

Чтобы рядышком жук,

Весь покрытый загаром.

2.Чтец

И все это – вам!

И все это даром!

Вот так – ни за что!

Лишь бы вы жили,

Любили бы мир

И другим сохранили!

Ведущие

Радуйтесь каждому дню и каждому часу, делайте добро, любите ближнего, учитесь и трудитесь радостно!

(Праздник заканчивается музыкой № 10 и музыкой № 11можно)

Литература

1.Камкин А.В.Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5 класса.-М.: Издательский дом «Истоки», 2012

2..Камкин А.В.Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 3 класса.-М.: Издательский дом «Истоки», 2012

3.М.М.Пришвин «Голубая стрекоза»Пришвин Михаил . Название: Голубая стрекоза . Жанр: Природа и животные. Серия: Мои тетрадки.

Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Издательский дом Антуана де Сент-Экзюпери. Год издания: 1983.


На фоне проигрыша к песне В.Меладзе “Странница – осень”

Ведущий 1.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя:
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я..
Что в имени тебе моем?

Ведущий 2. Может, и прав был Александр Сергеевич Пушкин, дав миру эти строки. Но твердо уверен: даже если все имена забудутся и станут пустым звуком, три из них останутся, пока жив на земле хоть один человек. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Им мы посвящаем наш сегодняшний вечер.

Звучит музыка к опере “Ромео и Джульетта”

Ведущий 3. Это случилось еще в древние времена в Риме, при императоре Андриане, истреблявшем христиан. Принимать мученический венец за Христа и святую веру и преданность ему было в те годы явлением очень распространенным. Но сестры были совсем юными: Вере 12 лет, Надежде – 10 лет, а Любови – 9 лет. И тем не менее, они остались верны Христу до конца, несмотря на пытки, которым их подвергли. Сестры предпочли смерть, зная, что после нее их ждет жизнь вечная с Богом, которого они не предали. Мать их София, похоронив дочерей, вскоре умерла на их могиле.

Ведущий 4. С тех пор Православная Церковь превозносит святых мучениц – Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию как образец беззаветного служения Богу и отмечает их память 30 сентября. Имя София в переводе с греческого означает “мудрая”, память этой святой чтится еще и первого октября. Но ни в одном толкователе имен вы не найдете объяснения, что означают имена Вера, Надежда, Любовь.

Триединство этих имен звучит как с детства заученный стих, и каждому без слов понятно, что речь идет о самом светлом, самом лучшем, что только дал человеку Бог.

Под фонограмму пьесы “Прощание” из кинофильма “Собака на сене” читается стихотворение Ю.Мироновой “О главном”(см. приложение 1)

Ведущий 1. Имена ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ - давно стали символами. Именно о вечных понятиях, что стоят за этими именами, хотелось бы сегодня поговорить.

Звучит третий куплет песни В. Меладзе “Вера”. Затем на фоне проигрыша читается отрывок из стихотворения А.Пушкина “Безверие ”.

О вера, ты стоишь у двери гробовой,
Ты ночь могильную ей тихо освещаешь,
О ободренную с надеждой отпускаешь…
Лишь вера в тишине отрадою своей
Живит унывший дух и сердца ожиданье
“Настанет! – говорит, – назначено свиданье!”

Ведущий 2. С тех пор, как Владимир Великий в 988 году ввел христианство на Руси, вера стала неотъемлемой частью жизни русского человека. Никакое дело не начиналось без Божьего Благословения, без молитвы.

Звучит песня в исполнении А.Шишкова “Мольба”, затем на её фоне читается стихотворение М.Лермонтова “Молитва” (см. приложение 1).

Ведущий 3. Вера столь же необходима людям, как воздух. И как мучительна жизнь, не наполненная светом веры, как она бессмысленна! Александр Сергеевич Пушкин говорил о человеке неверующем с жалостью.

Звучит медленная мелодия

Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! Он первого лишился утешенья!..
… бродит он с увядшею душой,
своей ужасною томимый пустотой,
то грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной пустоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет Божества, а сердце не находит.

Ведущий 4. Сергей Есенин с болью восклицал:

Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Инсценировка отрывка из романа Ф.Достоевского “Преступление и наказание” (Встреча Раскольникова с Соней(часть 5, глава 4) см. приложение 2)

Ведущий 3. В Евангелии сказано: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а в душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?”

Верящий в Бога не узрит смерти вовек, но наследует жизнь вечную.

Звучит припев из песни “Надежда” в исполнении А.Герман.

Ведущий 1. Так уж устроен русский человек, что ему жизненно необходима надежда. Мы надеемся на лучшее будущее, на то, что завтра будет лучше, чем вчера, надеемся на доброго дядю, который протянет нам руку помощи через океан. Надеемся на хорошую погоду, на людскую доброту, на любовь ближних. И, наверное, это неплохо, но часто получается, что, надеясь на хорошее, мы не прилагаем ни малейших усилий, чтобы приблизить это хорошее. Мы просто сидим и ждем, когда все разрешится само собой, хотя прекрасно знаем, что “под лежачий камень вода не течет”.

За счастье надобно бороться,
И за мечту, и за любовь.. (И.Тальков.)

Инсценировка эпизода из повести И.Тургенева “Ася (глава 16) (см. приложение 2)

Звучит “Баллада о любви” в исполнении В. Преснякова из кинофильма “Робин Гуд”.

Ведущий 1. Любовь… Что это такое, каждый решает для себя сам. Она сопровождает нас с детства – любовь к матери, любовь к Родине, любовь к ближним, к родному человеку.

Ведущий 2. В древнеиндийском трактате написано: “Потребность души рождает дружбу, потребность ума – уважение, потребность тела – желание. Все три потребности вместе рождают любовь.” По-моему, лучше всех описал любовь апостол Павел в своем послании к коринфянам:

Ведущий 3. “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит.

Ведущий 4. Как много сказано и написано о любви! Наш великий и могучий русский язык способен выразить все – даже само существование духа, саму сущность любви. Вероятно, поэтому, всякое сильное переживание обязательно ищет выхода в слове..

Ведущий 1. В истории и литературе есть огромное количество примеров настоящей Любви: Антоний и Клеопатра, Ромео и Джульетта, Ассоль и Грей, королева Виктория и принц Альберт..

Чтец. Это было очень давно. В Италии, в городе Вероне, жили две знатные семьи – Монтекки и Капулетти, которые веками враждовали между собой. В семье Монтекки рос прекрасный юноша Ромео, а в семье Капулетти расцветала очаровательная Джульетта. Однажды Ромео в маскарадном костюме попадает на бал во дворец Капулетти и с первого взгляда влюбляется в Джульетту. Джульетта отвечает ему взаимностью. Зная, что родители не разрешат им быть вместе, они тайно венчаются и становятся мужем и женой. Лишь одну – единственную ночь проводят они вместе.

Звучит музыка И.С.Баха “Пассакалия” до минор. Появляются Ромео и Джульетта..

Джульетта.

Ты хочешь уходить, но день не скоро!
То соловей, не жаворонок был.
Поверь мне, милый, то был соловей.

То жаворонок был, предвестник утра,-
Не соловей, смотри, любовь моя,-
Ночь тушит свет, радостное утро
На цыпочках встает на горных кручах.
Уйти – мне жить, остаться – умереть.

Джульетта.

Нет, то не утра свет – я это знаю;
Побудь ещё, не надо торопиться.

Ромео .

Что ж, пусть меня застанут, пусть убьют,
Останусь я, коль этого ты хочешь.
Привет, о смерть!
День не настал, есть время впереди.

Джульетта

Настал, настал! Нет, милый, уходи!
И нам пора объятья разомкнуть.
Ступай, уж все светлее и светлее.

Ромео. Светлей? А наше горе все темней.

Джульетта Впусти же день, окно, а жизнь возьми.

Прости, прости! Последний поцелуй –
И я спущусь. (Спускается со сцены)

Джульетта.

Как, ты уже ушел?
Возлюбленный, супруг мой, друг мой нежный.

Прости! Ловить я буду каждый случай,
Чтоб посылать тебе привет, мой ангел.

Джульетта.

Ты думаешь, мы свидимся ещё?
Душа моя полна предчувствий мрачных.

Ромео. Прости, моя любовь. (Уходит)

Джульетта (оставшись одна в глубокой печали)

Судьба, тебя зовут непостоянной.
Так будь же постоянной, я надеюсь,
Тогда его держать не станешь долго
И мне вернешь.

Чтец. Больше друг друга живыми они никогда не видели. Они оба погибли, потому что очень сильно любили друг друга и хотели быть вместе.

Звучит стихотворение Ю. Мироновой “Полжизни за любовь!” (см. приложение 1)

Ведущий 2. О вере, любви и надежде написано немало стихотворений, прозы, создано огромное количество фильмов, картин. Только благодаря им появились все художественные шедевры.

Я предлагаю сейчас вспомнить и послушать стихи об этих вечных понятиях.

Выходят участники и под музыку со свечами в руках.читают по очереди стихи о любви.

Чтец 1.

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И, поединок роковой..
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец..

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил..

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Сначала самого любовь должна
Расти неслышно, как во сне глубоком
Дитя растет..
Огласка ей вредна:

Как юный гриб, открытый зорким оком,
Замрет, завянет, пропадет она..
Потом вы можете её с потоком
Сравнить, с огнем, и с лавой, и с грозой..
.. но первый страх и трепет сердца.
Его внезапный, первое страдание
Отрадно грустное, как первый звук
Печальной песни, первое желание,
Когда в огне нежданных слез и мук
С испугом просыпается сознание
И вся душа заражена тоской..
Как все это прекрасно, боже мой!

Мне говорят:
Нету такой любви.
Мне говорят:
Как все,
Так и ты живи!
Больно многого хочешь,
Нету людей таких.
Зря ты только морочишь
И себя и других!
Говорят: зря грустишь,
Зря не ешь и не спишь,
Не глупи!
Все равно ведь уступишь,
Так уж лучше сейчас
Уступи!
..А она есть.
Есть.
Есть.
А она – здесь,
Здесь,
Здесь.
В сердце моем
Теплым живет птенцом,
В жилах моих
Жгучим течет свинцом.
Это она – светом в моих глазах,
Это она – солью в моих слезах,
Зрение, слух мой,
Грозная сила моя,
Солнце мое,
Горы мои, моря!
От забвенья – защита,
От лжи и неверья – броня..
Если её не будет,
Не будет меня!
.. а мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят: как все,
Так и ты живи!
А я никому души
Не дам потушить.
А я и живу, как все
Когда – нибудь
Будут жить!

Инсценировка эпизода из повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” (гл.10.) (см. приложение 2)

Звучит мелодия из кинофильма “Ирония судьбы..”

На сцену вдоль зрительного зала с зажженными свечами входят с одной стороны он, с другой стороны – она.

Как больно, милая, как странно!
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой!
Не зарастет на сердце рана –
Прольемся чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольемся пламенной смолой.

Пока жива, с тобой я буду
Душа и кровь не раздвоимы,
Пока жива, с тобой я буду. -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Не забывай меня, любимый!
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них.

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!

Звучит песня “Всегда быть вместе не могут люди”

Ведущий 1. Можно по-разному любить: мучая и мучаясь, сгорая и летя мотыльком на огонек, или гореть спокойно, как пламя свечи, даря себя людям и ничего не требуя взамен..

Ведущий 2. Можно по-разному надеяться: одни надеются на деньги, богатство, положение в обществе, но все это суетно и преходяще; другие надеются лишь на себя, а третьи – на друзей, и кто из них прав – судить не нам..

Ведущий 3. Можно по-разному верить: кто-то верит, что Бога нет, а кто-то уверен, что есть, и уповает на него…

Ведущий 4. Важно помнить, что все мы странники в этом мире, и то, что мы оставим после себя, долго ли нас будут вспоминать, и добрым ль словом – зависит от нас.

Луч солнца золотой упал в мое окно,
И звон будильника пронзает тишину.
Но я уже не сплю, и на душе светло.
Мне снова кажется – сегодня я весь мир люблю.
Ах, этот мир с печальными глазами.
С пороками и с бедами, с весной.
Что ценим в нем – порой не знаем сами,
И лишь весна идет вслед за зимой.
Все призрачно и жалко в мире этом,
Не видим мы порою и любви.
И за любовь мы часто принимаем
Забавы молодой крови.
Да, кровь кипит, и нас туда уводит,
Где, знаем сами, - счастья не найти.
Так, может, стоит всем остановиться?...
И выбрать путь. И по нему идти?

(Ю.Г.Миронова.” Луч солнца золотой упал в мое окно..”)

Звучит песня в исполнении В.Меладзе “Не тревожь мне душу, скрипка…”. Все участники на сцене

Ведущий 1. Любовь приходит не к тем, кто её больше заслуживает, а к тем, кто в ней больше нуждается.

Ведущий 2. Если вы хотите, чтобы вас любили, вам верили, на вас надеялись, относитесь к людям так же: с любовью, добротой и уважением. И помните слова апостола Павла: “А теперь пребывают силы три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

Ведущий 3. Для каждого человека любовь имеет свое определение. Когда мы её ожидаем, она - предвкушение, когда мы любимы, она – счастье, когда мы расстаемся с близкими людьми, она – горе, страдание и одиночество. Но за расставаньем приходит ожидание новой любви, новой встречи, и все повторяется по кругу.

Ведущий 4.

Любите и будьте любимы!
Всего вам доброго!

(на фоне музыки звучат стихи)

В годы свои молодые,

Смерть вы познали и кровь.

Девочки, Сестры, Святые –

Вера, Надежда, Любовь.

Всякие беды бывали, —

Но на Руси вновь и вновь

Дочек своих называли

Вера, Надежда, Любовь.

Если несчастье — к порогу,

Душу к борьбе приготовь

И призови на подмогу –

Веру, Надежду, Любовь.

В сердце людском не отыщешь, —

Век на земле,- проживи,-

Чувств

И прекрасней и выше

Веры, Надежды, любви.

1. Из истории

В1. В Православной Церкви существует традиция давать каждому человеку при рождении имя святого, который становится его небесным покровителем.

— Сегодня наше мероприятие мы посвящаем святым — Вере, Надежде, Любови и Софии, которые пострадали за веру в Христа в 137 году. И гостем нашего мероприятия является настоятель Покровского храма отец Сергий.

В2. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь были почти вашими ровесницами. Вере было всего 12 лет, Надежде — 10. а Любови — 9. Отец у них умер, и воспитывала девочек - мать София. Она воспитывала их настоящими христианками.

Они жили тихо и счастливо. Другим людям быта непонятна такая жизнь, и они донесли императору, что Вера, Надежда. Любовь и их мать — христианки. Император повелел привести сестер к себе. Когда он увидел трех маленьких сестер, то подумал: «Они не могут быть христианкам, их наверное, кто-то обманом обратил в христианскую веру, надо убедить их отречься от Христа».

В 1. Император отправил девочек с матерью на несколько дней к одной богатой женщине, чтобы она уговорила их отвернуться от Бога. Эта женщина отвела сестрам удобные комнаты, угощала вкусной едой, но они отказывалась есть. Девочки понимали, что им предстоит подвиг мученичества. Они решили умереть, но не отрекаться от Христа и потому непрестанно молились Богу, чтобы Он даровал им силы перенести страдания мужественно.

В2. Через несколько дней сестры опять предстали перед императором. Когда император узнал, что девочки не отреклись от Христа, он тешил их подвергнуть мукам, одну за другой. А матери оставил самую страшную муку — видеть невыносимые страдания своих детей. Первой подвели к императору Веру.

Принеси жертву великой богине Артемиде, — повелел ей император, — и я отпущу тебя на свободу.

Лучше мне умереть, — твердо ответила Вера, — я христианка и поклоняюсь Иисусу Христу, а бесу не поклонюсь.

Тогда император приказал бить ее железными прутьями. Потом Веру бросили в чан с кипящей смолой, но оттуда она вышла живой и невредимой. Увидев, что никакими муками невозможно заставить девочку принести жертву Артемиде, император приказал отрубить ей голову.

В.1. He сокрушили мучители твердости и второй девочки, Надежды, воодушевленной мужеством старшей сестры. Ее били, скоблили тело железными когтями. От потоков крови мученицы исходило чудное благоухание. Ее, как и Веру, бросили в котел с кипящей смолой. Котел распался на части, и смола обожгла пала чей. Надежда же осталась невредимой. Тогда император и ее повелел казнить мечом. Она обняла мать, сестру и бесстрашно преклонила главу свою под меч.

В2 .3атем император стал убеждать младшую сестру — Любовь — поклониться языческим богам и тем сохранить себе жизнь.

Можешь не приносить жертву, произнеси только: «Велика богиня Артемида» — и я отпущу тебя, — говорил мучитель.

Велик Господь Иисус Христос! — отвечала на это Любовь. Тогда ее подвели к раскаленной печи, и ока сама смело вошла в нее. Пламя, вырвавшись из печи, опалило палачей и самого императора. Девочка же вышла оттуда невредимой. Император повелел немедленно казнить Любовь.

После казни дочерей София взяла их тела и похоронила за городом. Три дня молилась она на могиле дочерей, а потом умерла, и ее похоронили рядом с дочерьми.

В1. Православная церковь увековечила память об этом событии. Перед вами икона святых мучениц. На ней три девочки и их мать. Самая маленькая девочка- Любовь, она одета в длинное голубое платье. Средняя девочка- Надежда, самая старшая- Вера. Они тоже одеты в длинные платья. Рядом стоит их мать — София, на голове у неё накидка. Лица у них спокойные, они не боятся смерти. Православные люди веруют, что Вера, Надежда, Любовь и София умерли телами, чтобы духом радостно жить вечно. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

2. Стихотворение «Три сестры» (Борис Любимов) (Показ слайдов)

Горя, страданья, отчаянья полны,

Моря житейского бурные волны,

Брызги их – слезы и кровь!

Но человеку в юдоле томленья

Чудные сестры даны в утешенье:

Вера, Надежда, Любовь!

Первая в доле суровой, унылой

К людям приходит могучею силой,

Светом небесным полна.

И, ободряя унылых душою

Вера приносит им бодрость с собою,

Гонит сомненья она.

В жизни суровой, в тоске безысходной

Светит вторая звездой путеводной,

Эта звезда нас ведет.

Смотрим вперед мы с надеждой смелее,

Темная даль и ясней, и светлее,

Легче нам бремя невзгод.

Третья сестра это — Божье дыхание.

С ней не страшны никакие страдания.

Храм ее — наши сердца!

В ней сострадание, жалость, участие,

В ней красота всепрощенья и счастья,

Царство любви без конца!..

В2,- Вера, Надежда, Любовь и София — это не только распространенные имена, но и самые чистые и возвышенные качества человека. Постараемся прикоснуться к ним не только разумом, но и душой и сердцем.

Вера… (Кондратова А.)

Она живёт в каждом человеке, освещает дорогу жизни. Вера дарует любовь и надежду, умудряет и спасает. Иметь веру — значит доверять, вполне верить, твёрдо веровать.

В1 .Наши предки — славяне более тысячи лет назад пришли к Православной христианской вере. В 988 году был крещен киевский князь Владимир, а вслед за ним в водах Днепра принимали крещение и киевляне. Душа православного человека верует в единого и всемогущего Бога. Вера наполняет жизнь человека особым смыслом. Она направляет жизнь на путь заповедей Божиих. Издавна счастливым считают того, кто идёт по жизненному пути с твёрдой верой. Такой человек доверяет, верит и верует. У него всё ладится, рядом с ним легко и надёжно, к нему тянутся люди. А всё потому, что у него доброе сердце, светлый ум и живая душа. Вера пробуждает в человеке верность. ВЕРНОСТЬ — это преданность, надежность, твердость в слове и деле. Родину спасла верность её сыновей и дочерей.

Надежда…(Сергеева Оксана)

Начиная любое дело, мы надеемся на его успешное завершение. Иначе зачем и начинать. Да, нам всегда нужна надежда — устремление к доброму исходу дела.

В2. Православный человек во всем самую твердую надежду возлагает на Бога. Он надеется, что Бог его вразумит и защитит, спасет и помилует. Такая надежда рождается во время молитвы – прямого обращения к Богу.

София… (Бердышева Настя)

мудрость, ум, знания

Ум да разум — бесценные сокровища человека. Птице — крылья, человеку — разум. Мудрым может быть и знаменитый ученый, и простой крестьянин. Их роднит одно: они оба понимают, что знание — плод ученья, а мудрость — любви и правды.

В.2 Имя Софит имеет греческое происхождение и переводится на русский язык как «мудрость». В некоторых древнейших русских городах главные храмы носили название Софийских. Так первые поколения православных людей вручали себя под покровительство Премудрости Божией. Такие храмы и до наших дней возвышаются, например, в Киеве, в Новгороде, в Вологде. Вот, что значит София для православных людей.

  1. Показ фильма «Закон Божий — Добродетели: Вера, Надежда, Любовь, София»
  1. Работа в группах.

Задание:

  1. Постарайтесь сформулировать определение каждого слова.
  1. группа — Вера
  2. группа- Надежда
  3. группа- Любовь
  4. группа — София
  1. Для оценки ответов слово предоставляется настоятелю Покровского храма иерею отцу Сергию.
  1. Подведение итогов.

Живут ли в нашей душе Вера, Надежда, Любовь с матерью их Софией?

Они неразделимы. Вера придает силы Надежде. Любовь их делает счастливыми, а София — мудрыми. В единении Веры, Надежды, Любви и Софии — истоки всего лучшего, что было, есть и будет в человеке. И главное — человек всегда должен идти в жизни «Дорогою Добра».

Исп. Песня «Дорога Добра» Приложение 1 .

Как хочется верить, что такие чувства как вера, доброта, надежда, любовь, сострадание поселятся в наших душах и станут святыми и главными в жизни. А для этого нужно любить свою Родину, не забывать свои корни, помнить о родителях, помогать им, не забывать родные места, бережно относиться к наследию предков, хранить традиции и обычаи своего народа. Только так Россия вновь станет великою!

Приложение 1.

Дорога добра

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба ведёт

Себя не как сестра,

А если с другом худо —

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь —

Не детская игра!

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

«Вера, Надежда, Любовь и София в российских семьях»

1-й чтец.

В знак творческой встречи и в знак процветания школьного союза примите приветствия агитбригады «Синяя блуза»!

2-й чтец. За что агитируем?

3-й чтец. За родную школу.

4-й чтец. За возрождение народных традиций.

5-й чтец. За праздник имени, как прежде, Любови, Веры и Надежды.

6-й чтец.

Не менее чудесный праздник

Нам предстоит сейчас отметить.

Жить нелегко, жить невозможно,

Чтоб не любить, надеяться и верить.

1-й чтец.

День тридцатый сентября -

Праздник трех имен чудесных.

Их историю узнать

Всем нам будет интересно.

На фоне звучания духовных песнопений, при зажженных свечах ребята читают легенду из «Жития Святых», переложенную на стихи.

2-й чтец.

В древней старой церковной книге,

О Боге и Святых где написано,

Жизнь Надежды, Любви и Веры

С их рождения до смерти описана.

3-й чтец.

В те далекие от нас века и годы

Император Адриан правил Римом.

Проживала там вдова по имени София,

Привечала всех она добром и миром.

4-й чтец.

Звали женщину римляне Софьей мудрою,

Дочерей троих красавиц воспитала,

Именами христианских добродетелей -

Любовью, Верой и Надеждой - величала.

5-й чтец.

Жила с верою она в Христа-Спасителя,

Эта вера выживать ей помогала.

И молитвою, постами, жизнью праведной

Уважение людей она снискала.

6-й чтец.

Подрастали дочки, слух пошел по Риму:

«Мудры дочки у Софии и красивы!

И по вере - христианки, не язычницы!»

А язычество в ту пору было в силе.

7-й чтец.

Император Адриан узнал об этом,

Приказал их во дворец к себе доставить,

От Христа хотел отречься их заставить

И красавиц при дворце своем оставить.

1-й чтец.

Вера, Надежда, Любовь и София при детях

Перешагнули порог и предстали пред троном.

Царь головы пред собой не увидел склоненной,

Гнев свой сдержал - был,

Как и все, красотой покоренный.

2-й чтец.

«Рим покланяется весь Артемиде-богине.

Веру в Христа зря с рожденья внушала вам мать!

Я обещаю вам роскошь, веселье, богатство,

Вам не Христа - Артемиду лишь надо признать!»

3-й чтец.

«Нет, дочь Христа я!» - ответила гордо Надежда.

«Не отрекусь никогда! - Прошептала Любовь за сестрою, -

Не с Артемидою, нет, наш Христос, я с тобою…»

4-й чтец.

«Ах! Не хотите добром?

Я заставлю вас силой! -

Грозно вскричал Адриан, стукнув жезлом, -

Вы отречетесь под плетью, смолой и прутами,

Будут пытать, не жалея, каленым железом!»

5-Й чтец.

Но и под пыткою сестры Христа не предали,

Только молились, чтоб души забрал их на небо.

Приняли смерть они от мечей царедворцев,

Царь послал смерть от бессилия, страха и гнева.

6-й чтец.

Веру, Надежду, Любовь люди чтят и поныне.

Русская церковь их к лику святых причисляет.

Это так верно, что Вера, Любовь и Надежда

Яркой звездой путеводной нам жить помогают.

7-й чтец.

Это легенда, но смысл ее явно глубокий,

Вера, Надежда, Любовь - они мир нам откроют.

Вы присмотритесь, какие прекрасные люди

Те, кто с рождения носит чудесное имя такое.

1-й чтец.

И прежде, чем мы будем именинниц поздравлять

С их праздником чудесным, с именинами,

Расскажем вам о знаменитых русских женщинах,

Прославленных в делах их добрым именем.

2-й чтец.

София, Соня, Софья - это имя

Носила замечательная женщина.

Талантлива, настойчива, умна,

Она ученым-математиком была.

3-й чтец.

Это Софья Васильевна Ковалевская, первая женщина-математик в России.

Родилась она в Москве 15 января 1850 года. Ее отец, артиллерийский генерал Коровин-Круковский, дал своей дочери прекрасное образование. Больше всего девочку привлекала математика. Но высшее образование в России того времени женщины получить не могли, двери университетов для них были закрыты. Получить образование и работать в данной области можно было только за границей, причем получить разрешение на дальнейшее обучение могла лишь замужняя женщина. В сентябре 1868 года Софья заключает фиктивный брак с неродовитым, но честным и деликатным соседом-однофамильцем Владимиром Онуфриевичем Ковалевским, также увлеченным науками, впоследствии ставшим известным палеонтологом. Он писал о ней брату: «Несмотря на свои 18 лет работает, как муравей, с утра до ночи, и при всем этом жива, мила и чертовски хороша собой… Такое счастье свалилось на меня, вообще это маленький феномен…» В дальнейшем они полюбят друг друга.

За границей, в Германии, она была принята в университет только тогда, когда за 7 дней решила подборку труднейших задач у профессора Вейерштрассе, а позднее совет Геттингенского университета, рассмотрев три научные работы, выполненные Ковалевской, присудил ей ученую степень доктора философии по математике и магистра изящных наук «с наивысшей похвалой». Стокгольмская газета назвала ее «Принцессой наук». Шведы были горды тем, что в их университете лекции читает сама Софи Ковалевская, но сама она очень тосковала по Родине и мечтала заниматься в российском университете, но чиновники в грубой форме заявили, что этим делом всегда занимались мужчины и новшества им не нужны.

В феврале 1891 года С. В. Ковалевская умерла, оставив после себя гениальные работы в области математики, добрую память и великолепные стихи. Послушайте одно из них, которое Софья Васильевна посвятила своему отцу.

Мой друг,

Вот целых три недели, ежечасно,

Тебя я жду, и мучаюсь, и жду напрасно,

Зову, пишу фальянты, злюсь,

Но мне в ответ

Ни самого тебя, ни писем нет…

Забыв поваренную книгу, интегралы Магистерства

И Коркина дифференциалы,

Я, рифмоплетствуя, бешусь и каждый час

Душою уношусь раз десять на Парнас.

И вот моей я Музе покоряюсь снова

И на нее Минерву променять готова.

Права пословица, как видно, хоть стара,

Которая гласит: «qiarimera»

Qiarimera- в переводе с латинского означает «Кто писал стихи, тот будет писать».

4-й чтец.

Имя Люба - просто удивительно,

Оно символизирует любовь,

Любовь большую, безграничную.

И те, кто это имя носит,

Забыв про интересы личные,

Готовы всю себя отдать

Во имя счастья для других.

Печально то, что имя Люба у нас редкость,

И значит, современниц нет таких?

А ведь любовь так всем нужна,

В ней смысл бытия,

И быть она должна.

Мы о Любови вам сейчас расскажем.

Она погибла, это было в дни войны.

Любовь Шевцова, Люба, просто Любка,

Она герой, о ней мы знать должны.

Она любила жизнь, свой город Краснодон.

И город был когда фашистами пленен,

И не пришло еще спасенье - наша армия,

С врагом боролась «Молодая гвардия».

5-й чтец.

Жила в небольшом шахтерском городе Краснодоне боевая жизнерадостная девчонка Любка Шевцова, влюбленная в свою тезку, знаменитую актрису Любовь Орлову, и мечтавшая о такой же яркой артистической судьбе. Люба была талантлива и артистична, недаром все звали ее Любка-артистка. Но война разрушила девичьи мечты и планы. Осенью 1942 года она стала бойцом-подпольщиком, членом штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». А ее умение танцевать, свободно держаться на сцене очень пригодилось в подпольной работе.

Так получилось, что в жизни этих молодых людей сошлись воедино любовь, вера и надежда: настоящая любовь к Родине, искренняя вера в победу своего народа, надежда на его счастливое будущее. Не случайно на мемориале погибшим молодогвардейцам читаем: «…и мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья: ведь мы вложили в него нашу жизнь».

События тех лет описаны в романе А. Фадеева «Молодая гвардия».

Предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма «Молодая гвардия», в роли Любови Шевцовой замечательная актриса Инна Макарова.

6-й чтец.

И среди тех, кто носит имя Вера,

Немало женщин ярких и талантливых.

А мы расскажем об одной из тех,

Которой имя, труд, талантливые руки

И славу принесли, и мировой успех.

На экране демонстрируется заставка к фильмам киностудии «Мосфильм»: скульптура «Рабочий и колхозница».

7-й чтец.

Перед вами знакомая с детства по заставкам к фильмам киностудии «Мосфильм» скульптура «Рабочий и колхозница». Ее автор - замечательный советский скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина, первая и, может быть, единственная женщица-скульптор, создававшая скульптуры.

Скульптуру «Рабочий и колхозница» Вера Мухина создала для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, ее высота 24 метра, выполнена она из нержавеющей стали. Скульптура символизирует единство и мощь народа, а также союз города и деревни. В настоящее время она украшает торгово-выставочный центр в Москве, до сих пор вызывая удивление масштабностью и восхищая тем, что ее автор - женщина, верившая в свой народ, творившая во благо его.

1-й чтец.

Теперь рассказ о женщине

С прекрасным именем Надежда,

Она участница войны с Наполеоном.

Сменила на мундир гусара,

Она привычную женскую одежду.

2-й чтец.

Кавалерист-девица Надежда Дурова родилась в 1783 году в семье, гусарского ротмистра. Следуя за полком отца, лихая девчонка смотрела на мир с высоты седла. В 1801 году Надежда была выдана замуж, И впереди ее ожидало размеренное существование жены, хозяйки, матери, но, романтичная по своему характеру, она жаждала подвига.

Для женщин путь в армию был заказан.

И тогда, переодевшись в мужское платье, бросив дом, Надежда Дурова присоединилась к казачьему полку, назвавшись Александром Дуровым. Свидетелями ее храбрости стали воины, сражавшиеся при Фридланде, под Смоленском, при Бородино. Надежда получила несколько боевых наград, в том числе Георгия, за храбрость и отвагу была произведена в офицеры.

Когда тайна была раскрыта и выяснилось, что лихой вояка - женщина, удивлению и восхищению сослуживцев не было предела. После этого с личного разрешения императора Александра Первого Надежда Дурова именовалась Александром Андреевичем Александровым и для сохранения инкогнито была переведена в Мариупольский гусарский полк. У Дуровой был сын, племянники, братья. Известная династия Дуровых, не военных, а всемирно известных дрессировщиков Дуровых, - прямые потомки этой женщины.

Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент фильма «Гусарская баллада».

Демонстрируется отрывок из фильма.

3-й чтец.

Праздником Веры, Любви и Надежды

Месяц сентябрь завершает правленье.

Кто имена эти носит чудесные,

Кто в зале, примите от нас поздравления!

4-й чтец.

Вы такие же, как те, о ком мы рассказали,

Вы умные, сильные, смелые, добрые,

У вас впереди будет много хорошего,

И по плечу, верим, будет вам многое!

5-й чтец.

И пусть вам ваши имена

По жизни будут талисманом,

Надежда, вера и любовь

В душе пусть будут - это главное.

6-й чтец.

А встречу мы закроем русским вальсом,

Его мелодия созвучна настроению.

Да будет родина Россия процветать,

Давайте жить с надеждою и верою!

Звучит песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Русский вальс», танцуют пары выпускного класса.

Приложение № 4 Диагностические материалы
МЕТОД ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ.

Инструкция:

Прослушайте утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с утверждением, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере? знак.


  1. Знаю, что члены моей семьи бывают часто недовольны мной.

  2. Чувствую, как бы я ни поступил (а), все равно будет не так.

  3. Я многое не успеваю сделать.

  4. Так получается, что именно я бываю, виноват (а) во всем, что случается в моей семье.

  5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

  6. Дома мне часто приходится нервничать.

  7. Когда я дома, то чувствую себя неуклюжим (неуклюжей)

  8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой)

  9. Когда я дома, то все время из-за чего-нибудь переживаю.

  10. Часто я чувствую критические взгляды членов моей семьи.

  11. Иду домой и с тревогой думаю - что еще случилось дома в мое
отсутствие.

  1. Дома у меня постоянное ощущение, что еще надо многое сделать. 13.Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15.Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16.Мне кажется, что если бы я исчез (исчезла), то этого никто бы не заметил.

17.Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать

совсем другое.

18.Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

19.Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед

друзьями и знакомыми.

20.Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.

21. Многое у нас в семье мне не нравиться, но я стараюсь этого не показывать.
Обработка результатов.

Один ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу.

В - чувство вины, Т - тревога, Н - нервно-психическое напряжение, С -

общая семейная тревога.

Д\З – допустимое значение

Данные этой методики позволяют определить доминирующий стиль семейных отношений, определяемых ребенком.
ОПРОСНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «МОЯ СЕМЬЯ»

Инструкция. Внимательно прослушайте вопрос. Рядом с номером вопроса

поставьте только номер ответа. Для некоторых вопросов следует выбирать

ответы с указанием матери или отца.

Варианты ответов:

5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет;

1 - конечно да.

Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?


  1. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?
3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно
принять какое-либо решение?

  1. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

  2. Часто ли родители вас наказывают?

  3. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

  4. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

  5. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

  6. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?
10.Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с

кем-нибудь из ваших товарищей?

11 .Кто является главой в вашей семье - мать или отец?

12.Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?

13.Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном? 14.Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения

между родителями?

15.Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних

16.Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг,

просмотренных телепередач, кинофильмов?

17.Считают ли вас родители капризным ребенком?

18.Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их

желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

19.С кем из родителей вы больше общаетесь?

20.Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия,

организуемые школой?

21.Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?

22.Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по

личным проблемам?

23.Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей? 24.Правда ли, что родители не ходят вместе с вами в музеи, театры, на

выставки и концерты?
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Выделяются 8 факторов:


  1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1.9.17)

  2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2.10.18)

  1. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3,11,19)

  1. Отношение к школе, учителям (4,12,20)

  2. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5,13,21)

  3. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6,14,22)

  4. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7,15,23)

  5. Общность интересов (8,16,24)
Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору - 15. Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору - 3. Максимальная сумма баллов по всем факторам - 120, минимальная - 24.

УРОВНИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.

Благополучный (высокий) - 120 -96. Менее благополучный - 95 - 72. Удовлетворительный - 71 - 47. Неблагополучный - 46 - 24.