План работы над поэмой «За далью – даль» А. Т






Проверка домашнего задания: 1. Жанровая характеристика поэмы. Особенности жанра. Сам поэт называл первоначально поэму «из путевого дневника», затем применил термин «книга», но с большей определенностью выражение «мой дневник дорожный». 2. Особенности композиции и сюжета поэмы. Функцию сюжета, композиционного начала берет на себя дорога, она ведет, объединяет воедино лирическое повествование.


3. Каким размером написана поэма: На хуторском / глухом / подворье / / / / / В тени / обкуренных / берез / / / / Стояла / кузница / в Загорье, / / / / / И я / при ней с рожденья / рос./ / / / 1.Двусложная стопа, ударение падает на второй слог. 2. Есть пиррихии – ослабление ударений. Вывод: Ямб, четырехстопный.


4. Как перекликается глава «Две кузницы» с автобиографией поэта? С чем сравнивает Твардовский деревенскую кузницу и почему с благодарностью говорит о «главной кувалде» батюшки-Урала? Волга, великая река, вобравшая в себя все реки – от Валдая до Урала – как символ Родины-России. В размышлениях лирического героя (автора) возникает образ «кузницы в Загорье», в которой «под бой кувалды» он «с рожденья рос», сравнивает ее с «вселенским грохотом» Урала, в нём он «родной расслышал звон» и благодарит, что «был в той кузнице, как дома». Урал – державный образ Родины, «Её добытчик и кузнец, // Ровесник древней нашей славы // И славы нынешней творец».




Словарная работа: Артель – объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы. Пафос (греч. чувство, страсть) – страстное воодушевление. Пафос произведения – это захватившая автора идея, большое чувство, пронизывающее всё произведение. Притча – небольшой рассказ, заключающий в иносказательном виде моральное или религиозное поучение. Потрафить – то же, что угодить. Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов в морях, озерах, реках. Трошки – «немного».


Работа в группах: 1) Волга, Урал, Сибирь – художественное открытие Твардовского. Задание: Проанализировать главы «Две дали», «Фронт и тыл», «До новой дали». Как автор показывает историю и что объединяет эти главы? Подберите цитаты для ответа на вопрос. 2) Пейзажи, дали поэта. Задание: Проанализировать главы «Огни Сибири», «На Ангаре». Какие образы рисует автор? Какие художественные средства использует А.Т. Твардовский в описании пейзажа? Найти примеры использования художественных средств и объяснить их роль? 3) «Народ в лицах». Задание: Проанализировать главы «Москва в пути», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре». Как изображается народ в поэме? Какие черты русского народа выделяет автор? Применимо ли понятие «народности в литературе» к поэме «За далью – даль»?


Краткий конспект: 1. В главах «Фронт и тыл», «Две дали», «До новой дали» больше автобиографического, личного сокровенного. В них история преломляется в каких-то частностях, которые рождаются в воспоминаниях поэта. 2. В пейзажах Твардовского укрупненные образы: «Волга- матушка», «Батюшка-Урал», «Огни Сибири». Метафоры, гиперболы: в Волгу «смотрелось пол-России», «под кувалдой главного Урала земля отчетливо дрожала», «Как Млечный Путь, огни земные».


3. Масштаб дел русского народа, «подвижника и героя», ощущение Сибири, ее просторов, ее величия: смысловые и эмоциональные контрасты, звукопись, романтическая приподнятость, а рядом «угрюмые зоны», «недоброй славы край глухой». 4. Жизнь утверждала новые пейзажи – с плотинами, эстакадами, мостами. Радость от преобразования Сибири и чувство горечи от потерь, которые несла природа. На месте ее явится другая красота, но уже другая.


5. Народ, собирательный, многоликий образ, в поэме «За далью – даль» персонифицирован. Многие персонажи только упомянуты, кто с симпатией, кто – с иронией: «старичок научный, сквозной, как молодой сморчок», моряк «в «путеец», «охотник», «врач солидных лет», «лысый творческий работник, с утра освоивший буфет», «поп с медалью Восьмисотлетия Москвы»... – «все сведены дорожной далью». Некоторые персонажи выделены из среды «спутников- пассажиров», даны крупным планом: «мой майор, седой и тучный», «молодожены-москвичи». хрустящем кителе», «в орденах старик кудрявый», «дама строгая в пижаме», что «загородит весь проход», «щеголь с усами», «горняк»,









В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль) "книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".

Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает

память и о других пережитых народом муках. Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны. Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой. Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом. В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации) . Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегодняшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь) , от имени которого и идет рассказ о путешествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток) . Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие пространственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географический рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны исторически "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.

Ответ оставил Гость

В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль) "книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".

Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает
память и о других пережитых народом муках. Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны. Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой. Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом. В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод­няшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь) , от имени которого и идет рассказ о путе­шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток) . Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран­ственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи­ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны истори­чески "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.

В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль)"книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".

Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает
память и о других пережитых народом муках.Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны.Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой.Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом.В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод­няшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь), от имени которого и идет рассказ о путе­шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток). Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран­ственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи­ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны истори­чески "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.

Настоящий расцвет личности, ее внутренней свободы, досто­инства, ответственности, характерный для оттепели, обусло­вил особенности поэмы А. Твардовского «За далью-даль» (1950-1960). Исследователь А. Македонов определил это произ­ведение А. Твардовского как поэму смены эпох, поиска истины. Здесь автор стремится понять и сказать всю правду «о времени и о себе», не перекладывая трудных решений на чьи-либо дру­гие плечи. По сравнению с предшествующими произведениями в поэме «За далью – даль» еще более усиливается лирическое начало, которое становится определяющим, структурообразую­щим. Все изображенное в произведении показано глазами лири­ческого героя, дано сквозь призму его восприятия, его пережи­вания, осмыслено им. Так эпическая по своей сути поэзия Твардовского, обращенная к переломным историческим пери­одам в судьбе народа, обогащается открыто выраженным лири­ческим пафосом и глубиной философского размышления о больных проблемах века, о своем жизненном пути.

Твардовскому «есть, что видеть, есть, что петь». И верно, он «поет» об обновленной стране, о стойкости, созидательной активности, «молодеческом резоне» народа-труженика. В главах «Семь тысяч рек», «Огни Сибири» активно используется лекси­ка и эпитеты высокого стиля («древо», «державный», «краса»), метафоры («семь тысяч рек», «единая семья», «кузница держа­вы», «Млечный путь», «огни Сибири»), фольклорные образы («матушка Волга», «батюшка Урал»). В главе «На Ангаре» описа­ние перекрытия реки разворачивается в картину праздника тру­да, победы человека в трудной борьбе со стихией и переходит в открытое авторское размышление о самом дорогом:

Ты здесь – венец красы земной,

Моя опора и защита И песнь моя –

Народ родной!

В этих главах, выражающих самые искренние чувства поэта, его благодарность родине за счастье быть с ней на ее трудном пути, автор порой бывает многословным и велеречивым (дума­ется, Твардовский с его удивительным чувством правды и не­приятием всякого рода украшательства сознавал это и сам, ког­да просил сотрудников редакции посмотреть завершенные гла­вы еще и еще раз: «По-моему, я в них воспарил»). С другой стороны, этот утверждающий пафос связан, думается, со стремлением поэта не дать усомниться в том действительно ценном, что было создано трудом народа за годы Советской власти.

Наибольшей художественной силой обладают главы про­изведения, в которых автор не «поет», а размышляет, где преобладает пафос анализа и самоанализа. Такой настрой за­дает избранный писателем жанр книги. Первые публикации отрывков из нее шли с подзаголовком «Из путевого дневни­ка». Здесь точно определены особенности произведения, связь его повествовательного сюжета (путешествие в про­странстве – через всю страну и во времени – из настоящего в прошлое и будущее) и сюжета лирико-психологического. В дневник заносится то, что человеку особенно дорого, что важно лично для него, и это придает произведению испове­дальный характер, усиливает эффект подлинности, достовер­ности всего, о чем идет речь в поэме. Дневник необходим и для того, чтобы понять самого себя, вызвать себя на беспо­щадный суд совести, «немую боль в слова облечь». Особую роль в этом «путешествии за правдой» (вспомним традицион­ный фольклорный сюжет) играют главы «С самим собой», «Друг детства», «Так это было».

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было В дорогу – света и тепла…

Чтоб жил и был всегда с народом,

Чтоб ведал все, что станет с ним,

Не обошла тридцатым годом.

И сорок первым.

Твардовский мыслит себя частью народа, он не представля­ет свою жизнь вне судьбы общей, и это придает характеру ли­рического героя черты эпические. Вот почему «я» в поэме Твар­довского постоянно сочетается с «мы». Но это не лишает авто­ра возможности и необходимости быть «за все в ответе – до конца».

Просто, искренне и мужественно, стремясь понять, а не осудить, приступает Твардовский к самому важному и трудно­му – размышлению о пути, пройденном страной после рево­люции, о своем понимании сталинской эпохи.

Так это было: четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду…

Мы звали – станем ли лукавить? –

Его отцом в стране-семье.

Тут ни убавить,

Ни прибавить, –

Так это было на земле.

Два лица выделены в этой главе из коллективного портрета современников, две отзывающиеся мучительной болью в душе лирического героя судьбы. Один – «друг пастушеского детства и трудных юношеских дней», перед которым лирический герой чувствует свою неизбывную вину (подробнее об этом поэт рас­скажет в главе «Друг детства»). С ним входит в главу образ «зре­лой памяти», от сурового лица которой никуда не деться, «да нам с тобой и не пристало». Второй герой, точнее, героиня – тетка Дарья из родной смоленской деревни,

С ее терпеньем безнадежным,

С ее избою без сеней,

И трудоднем пустопорожним,

И трудоночью – не полней…

Со всей бедой – войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой…

Тетка Дарья – олицетворение совести народной, мнения народного, которое поэт ценит превыше всего и которое не позволит покривить душой, отступить от правды.

Глава «Так это было» имела для А. Твардовского принципи­альное значение. Вот слова поэта в передаче В.Лакшина: «Мне важно было написать это… Я должен был освободиться от того времени, когда сам исповедовал натуральный культ». О драме прозрения Твардовского размышлял и Ф.Абрамов: «Интелли­гент, крестьянин, да к тому же еще пострадавший от коллек­тивизации, правоверный коммунист, который все искренно оправдывал во имя революции… И силы ему давала вера, кото­рая сильнее была в нем, чем в других. Но так было, пока не по­шатнулась вера в Сталина, пока не грянул XX съезд… Вся пос­левоенная история – это раскрепощение».