Министерство обороны азербайджанской республики. Ходжалинская трагедия 26 февраля 1992 ходжалы

В течение 200 лет азербайджанский народ постоянно подвергался этнической чистке и политике геноцида со стороны армянских шовинистов. Азербайджанцы изгонялись со своих исторических земель, становились беженцами и вынужденными переселенцами, и все это сопровождалось массовыми убийствами, совершаемыми армянами. Изгнание азербайджанцев со своих историко-этнических земель продолжалось и в советское время. В 1948-1953 годах из Армении было депортировано 150000 азербайджанцев, которые были размещены в Кура-Аразской низменности. Во 2-ой половине 80-ых годов ХХ века армяне, воспользовавшись ситуацией, сложившейся для осуществления идей "Великой Армении" вновь выдвинули территориальные притязания в отношении нагорно-карабахского региона Азербайджана. А в 1988 году с этой территории было изгнано 250000 азербайджанцев. Эти беженцы-азербайджанцы были вынуждены поселиться в окрестных районах. Институт Истории им.А. Бкиханова НАНА. Ходжалинский геноцид - трагедия ХХ века [Электронный ресурс]. - http: //www.azerbaijan. az/portal/Karabakh/Genocide/genocide_r.html Одним из пунктов их расселения стал Ходжалы, бывший в то время поселком с численностью населения в 2135 человек. Армянская сторона выступала против того, чтобы власти Азербайджана осуществляли там интенсивное строительство и размещали беженцев - азербайджанцев и турок-месхетинцев, считая это целенаправленными действиями по изменению демографической ситуации в регионе. Население поселка к 1991 году возросло до 6300 человек, в том числе и за счет беженцев-азербайджанцев из Агдама (Степанакерта) и некоторых других населённых пунктов Нагорного Карабаха. Для обеспечения занятости резко увеличившегося населения в городе было развёрнуто строительство филиалов крупнейших промышленных предприятий Азербайджана, жилых зданий и других объектов бытового назначения. В 1990 году Ходжалы получил статус города. В Ходжалы располагалось подразделение ОМОН МВД Азербайджана, которое с 1990 года контролировало аэропорт. С осени 1991 года Ходжалы был практически блокирован армянскими вооружёнными формированиями, а после вывода внутренних войск СССР из Нагорного Карабаха (октябрь 1991 года) установилась полная блокада. В городе отсутствовала электроэнергия, телефонная связь, отопление, водопроводная вода. Часть жителей покинула блокированный город, однако часть населения отказывалась покидать город, несмотря на настойчивые просьбы главы азербайджанской исполнительной власти Ходжалы Эльмана Мамедова. С 30 октября 1991 года была прервана автомобильная связь и с октября 1991 года единственным средством связи с внешним миром стали вертолёты. Последний рейс был осуществлен 28 января 1992 года, когда из города было вывезено менее 300 жителей. Доклад правозащитного центра "Мемориал" о массовых нарушениях прав человека, связанных с занятием населённого пункта Ходжалы в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооружёнными формированиями [Электронный ресурс]. - http: //www.memo.ru/hr/hotpoints/karabah/Hojaly/index. htm Воздушная связь была прервана из-за того, что над городом Шуша был сбит гражданский вертолёт, в результате чего 41 человек трагически погиб. В течение зимних месяцев 1991-1992 годов Ходжалы находился под постоянным артиллерийским обстрелом. В основном обстрелы производились ночью.

С начала 1992 года армянская армия оккупировала один за другим азербайджанские населенные пункты в нагорной части Карабаха. Во время продолжавшегося с 13 по 17 февраля вооружённого нападения на село Гарадаглы Ходжавендского района 118 человек (дети, женщины, старики) были взяты в плен, 33 человека расстреляны армянами, одновременно, убитые и раненые были вместе зарыты в хозяйственной яме.68 человек из числа взятых в плен были безжалостно убиты, а 50 человек с большим трудом освобождены из плена.18 человек из числа освобождённых впоследствии скончались от полученных неизлечимых ран. Чудовищное обхождение с содержащимися в плену, вандализм в отношении их, отсечение людям голов, закапывание заживо, выдергивание зубов, содержание без хлеба и воды являлось самым тяжким преступлением против человечности. Гасанов, А.Ш. Ходжалинский геноцид: причины, последствия и признание на международной арене [Электронный ресурс]. - http: //www.1news. az/politics/20170226115442395.html Стоит учитывать то, что начиная с 1992 года Азербайджан и Армения находились в состоянии войны, и поэтому следует опираться на Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, в отношении действий, которые совершались армянами в отношении гражданских лиц. Так, согласно данной конвенции, "запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться а) посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; б) взятие заложников; в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение. Данные пункты были нарушены в отношении азербайджанцев села Гарадаглы.

Город Ходжалы, как стратегически важная территория в нагорно-карабахском регионе Азербайджана, мешал захватническим планам армян. Областной центр Карабаха Степанакерт, главный город Карабаха и столица армян, был крайне уязвим. Расположенный на открытом пологом склоне горы, он был со всех сторон окружён азербайджанскими населёнными пунктами. В 25 км к востоку находился Агдам и равнинная часть Азербайджана, в 10 км к северу - населённый азербайджанцами город Ходжалы. Прямо над Степанакерт, в южной стороне, на горе - город Шуша. Единственную связь с внешним миром обеспечивали вертолёты, летавшие в Армению над горами. Де Ваал, Т. "Кавказский узел" [Электронный ресурс]. - http: //www.kavkaz-uzel. eu/articles/201859/ Один из моментов, повышающих значение города, заключался в том, что здесь находился единственный в Нагорном Карабахе аэропорт. Поэтому основная цель армянских вооружённых сил заключалась в осуществлении контроля за проходящей через Ходжалы дорогой Аскеран-Ханкенди и в захвате находящегося в городе аэропорта. Кроме того, в ходе совершения Ходжалинского геноцида, учинённого с особой жестокостью, армяне поставили цель стереть с лица земли это древнее поселение Азербайджана.

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, в ходе армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского вооружённого конфликта произошла одна из самых больших трагедий в истории азербайджанских тюрков - Ходжалинская резня. В 23: 00 той ночи армяне напали на Ходжалы с 3-ёх направлений. В этой атаке участвовали вооруженные группы, находящиеся в подчинении Вооружённых сил Армянской Республики, наёмные солдаты, армянские объединения Нагорного Карабаха, именующие себя Арцахской Народной Армией, и военнослужащими 366-ого российского мотострелкового полка, состоящего, как выяснилось позже, в основном из армянских офицеров и прапорщиков. В этом штурме проявляли наибольшую активность военная техника 366-ого полка, занимающего передовую позицию со стороны Ханкенди, стоящие за ними российско-армянские вооружённые отряды, а в направлении из Аскерана - более 1000 вооружённых боевиков. Вначале пешие силы, продвинувшись с помощью танков 366-ого полка в сторону города, уничтожили артиллерийским огнём находящиеся в городе военные штабы и огневые позиции. Защитники города храбро сражались с врагом до самого утра. Некоторые из них надевали на себя взрывные устройства и бросались на вражескую технику. Последний пункт сопротивления был уничтожен в 7 часов утра. Во время обстрела в городе Ходжалы, храбро сражаясь, погибли сотни людей. Мирное население, движущееся с разных направлений в сторону Агдама, было обстреляно армянскими вооружёнными силами, взято в заложники и подвержено чудовищным пыткам. Армянские солдаты, спрятавшиеся на дорогах, по которым могли бы бежать мирные жители, убивали всех подряд. Мамедов, С.С. Ходжалинский геноцид [Текст]. / С.С. Мамедов. - Баку: Мутарджим,2012. - 16с.

По словам почти всех 22-ух азербайджанцев, свидетелей событий Ходжалы, опрошенных "Хельсинки Вотч ", зимой 1991-1992 годов посёлок обстреливался практически ежедневно. По словам Хасана Аллахьярова, рабочего-строителя, город постоянно подвергался обстрелу, но обычно это были пулемёты, а в тот день перед его глазами предстал БМП [боевые машины пехоты] и танки, стрелявшие со всех сторон. Когда он вышел, он увидел, что везде падают бомбы. Жители бежали отдельными группами, среди хаоса и паники, большинство из них не взяли личных вещей или тёплой одежды. В результате сотни людей пострадали от сильно обморожения, некоторые погибли. Большинство жителей Ходжалы двигались по дороге, через горы и незадолго до рассвета вышли к открытому полю у деревни Нахчыванлы, которая в то время находилась под контролем армян. Именно здесь произошёл самый интенсивный обстрел. В числе жертв данного обстрела были женщины и дети (Сахвет Алехпелиев, которому было 9 лет). По словам Назили Хаметовой, получившей огнестрельное ранение в левую ногу, те, кто вставал, его ранили.51-летний Балоглан Аллахьяров рассказывает, что, когда они добрались до поля, в них открыли огонь со стороны леса. Тогда они были вынуждены бежать по направлению к ущелью, где были застрелены го жена и невестка. После армяне сняли с них кольца. Обстоятельства нападения к деревне Нахчыванлы на людей, бежавших из Ходжалы, свидетельствуют, что армянские вооружённые силы и 366-ой полк СНГ намеренно игнорировали это обычное, оговорённое законом, ограничение при нападении. Несмотря на то, что свидетели и жертвы дали различные показания о точном времени начала обстрела у Нахичеваника, все они сообщили, что было достаточно светло, чтобы всё хорошо видеть, и, таким образом, нападавшие могли различать невооружённых гражданских лиц от вооружённых и/или использующих оружие людей. Также свидетельства говорят о том, что нападавшие стреляли во всех бежавших людей без разбора. В таких обстоятельствах убийство бегущих военных не может оправдать предсказуемо большее количество жертв среди мирного населения. Кровопролитие на Кавказе: Эскалация вооружённого конфликта в Нагорном Карабахе (

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна.

ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНУТ ВЗРОСЛЫМИ

Səriyyə Cəfərova. «Onlar heç vaxt böyüməyəcəklər», ensiklopediya, ingilis, rus, azərbaycan dillərində, «Çaşıoğlu» nəşriyyatı, Bakı, 2006.

Читатель! Эта книга – о детях. Но в ней нет ни детских песен, ни нарисованных ими рисунков, ни написанных ими стихов, ни сказок, которые они слушают. Они никогда не вырастут. Они навсегда останутся детьми. Они – это тоска, горе, скорбь, которые никогда не сотрутся из сердец азербайджанцев. Ибо эта тоска, это горе, эта скорбь вписаны в наши сердца кровью. Но мы не смыли кровь кровью. Почему? Этот ужасный вопрос предназначен не только для азербайджанцев, переживших Ходжалинскую трагедию. Ответ на него должны найти все народы мира.

Мы – народ, выпрямляющийся и встающий на ноги после великих трагедий, переживающий свое горе в себе. Мы не оглашаем о нем на весь мир и никому не доносим своих горестей. Да и эта книга не является летописью наших печалей. Мы подготовили ее для того, чтобы сообщить о трагедии не только детей из Ходжалы, но и всех детей мира. Да, эта книга – выражение протеста детей взрослым чьи жизни оборвались.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна. История была свидетелем многих кровавых событий. Но пережить ужасы Ходжалинской трагедии, во время которой женщины, старики и дети были обагрены собственной кровью, выдержать эти ужасы – вневоли человека.

Каждый год 26 февраля миллионы азербайджанцев смотрят видеоленты, отражающие ужасы армянского кровопийства и содрогаются. Эти кадры запечатлел Национальный Герой Азербайджана Чингиз Мустафаев, погибший при исполнении своего профессионального долга во время боев за Карабах. Дать письменное изображение этих кадров, наверное, не удастся ни одному пишущему человеку. Ибо картина зверства, кровопийства, ужаса настолько глубока, что человеческое воображение бессильно найти слова, способные ее выразить.

В Ходжалинской трагедии убито 63 детей и подростков. Эти убийства выполнены настолько жестоко, что в знак протеста против этой резни невозможно задать вопрос: «В чем была вина детей?». Ибо ненависть армян к расстрелянным ими людям так сильна, что вопрос: «В чем же вина детей?» в противовес той ненависти выглядел бы очень примитивным. Какое же у ребенка может быть прегрешение? За обагренными кровью детьми из Ходжалы была лишь одна вина: они были азербайджанцами!

Эти дети никогда не будут петь песни, рисовать, читать стихи, слушать сказки.
Никто не задаст им вопроса: «Кем ты станешь, когда вырастешь?»!
На их несбывшихся мечтах зазеленеет тоска мира.
Люди, сделайте так, чтобы это горе не пустило корни!

Я – свидетельница!

О 26 феврале 1992 года – одной из самых ужасных и безжалостных ночей в истории – я не в книгах прочла, не от людей, переживших трагедию той ночи, слышала. Просто судьбой мне было предначертано страшное.
Я – свидетельница той трагедии.
Я – несчастная жительница Ходжалы, прошедший через Ходжалинскую трагедию, испытавший тот ужас, а теперь удивляющийся тому, что осталась в живых, и в тоже время сожалеющий об этом.

У меня не хватает сил ухватиться за историю и задать ей вопросы. У меня хватает сил лишь призывать людей и кричать: «Хватит, хватит проливать кровь!..»

Книга, которую вы прочтете, — может быть, единственный в мире сборник историй о детях, чья жизнь оборвалась. Может быть, это первая энциклопедия о детях-шехидах. Но, читатель, эта энциклопедия лишь даст тебе сведения об ужасных событиях жизни. Если ты прочтешь эту книгу и не будешь готов расплакаться, не потеряешь покоя, оглянись на своего малыша, сладко спящего в колыбели, на ребенка, играющего во дворе со сверстниками. Согласился бы ты, чтобы они замерзли в морозную ночь на снегу? Вынесешь ли ты, если твои дети пропадут без вести, если встретят пулю и обагрятся красной кровью?

И ходжалинские дети так же сладко спали в колыбели, их так же нежили звуки материнской колыбельной.

И ходжалинские дети играли на берегу реки, на горе, на горных склонах. И стремились вслед своим мечтам.
Теперь их нет.
Но ходжалинцы выдержали это отсутствие.
Этих детей никогда не будет.
Матери никогда не будут звать их домой.
Учителя никогда не будут поднимать их с места и спрашивать урок.
Их имен не будет в классных журналах, они станут кровавой страницей истории.
Ибо у большинства из них даже могил нет …

Я преподавала большинству из тех детей. Их лица, их глаза все еще стоят у меня перед глазами, их слова, их голоса всё еще звучат у меня в ушах. Они снятся мне каждую ночь. Я написала эту книгу, чтобы рассказать людям эти свои сны. Пядь за пядью я обходила деревни, города, собирала их фотографии, еще раз пережила ночь ужасного 26 февраля. Может быть, это мой последний долг перед их душами. Четырнадцать лет я старалась исполнить этот долг. Но суждено было только ныне. Глава Политического Движения «Азербайджанский Путь», взяв на себя всю финансовую нагрузку, издал эту книгу на трех языках, и она получится еще лучше, чем я желала. Если бы все старались исполнить свой гражданский долг перед Родиной вот так. Тогда и Ходжалинской трагедии не произошло бы, и не было бы необходимости писать подобные горькие и кровавые книги. Ибо я больше ни разу не задам им вопрос: «Ребята, кто выучил урок?»
Теперь я вынуждена обратиться к ним и задать вопрос: «Кто хочет жить?»
Я знаю, что все поднимут руки и прошепчут: «Учительница, я!»
Я не хочу слышать этот шепот от детей из Ходжалы.
Я не вынесу этого ответа, никак не вынесу…
Мои слезы, мое горе, скорбь, моя не заживающая рана, моя неизбыточная тоска… мои ученики-шехиды. Я должна была быть вашей учительницей, а не свидетельницей вашей смерти!
Я люблю вас!
Люди, любите их и вы!
Любите и печальтесь.
Ибо руки этих детей, цепляясь за взрослых, будут до скончания времен спрашивать: «В чем была наша вина?!»
Ответьте, взрослые!

Хотела бы привлечь внимание читателей на отсутствие фотографий в некоторых материалах. Фотографии у некоторых убиенных детей в Ходжалинской трагедии были порваны, сожжены, превращены в пепел, как и их судьбы.

Сария Муслимкызы

Злополучные жители злополучного города
Биографии

Чинара Назим кызы Абышова, родилась в 1982 году в Ходжалы. Чингиз Назим оглы Абышов, родился в 1986 году в Ходжалы. После 26 февраля 1992 года никто не видел их ни живыми, ни мертвыми.

Они не смогли покинуть Ходжалы 26 февраля. Поэтому их судьба неизвестна, так же как и судьба Ходжалы. Чинаре было 10 лет, ее брату Чингизу 6. Рядом с их домом протекал арык… Берег арыка был любимым местом Чинары и Чингиза. Их мать Махбуба была портнихой. Из обрезков разноцветных тканей, из которых она шила платья, Чинара сшила много одежек для своих кукол. Когда одежки пачкались, девочка стирала их в арыке и сушила на камнях. Отец детей Назим был водителем. Он тоже останавливал машину рядом с арыком. Промокая насквозь, Чингиз мыл машину отца. После того как дом их бабушки Медины в старом Ходжалы, в местечке под названием Гышлаглар, сожгли армяне, она жила вместе с внуками. Когда бабушка Медина, свидетельница ужасной трагедии, рассказывала внукам о том, как подожгли ее дом, Чингиз испуганно спросил у бабушки: «А если армяне сожгут наш дом, как же мы останемся на морозе?» Когда армяне сожгли старый Ходжалы, убили детей, бабушка Медина осталась в живых.

Бабушка Медина не смогла защитить внуков. Да и самой ей спастись не удалось. В ту ночь ее сын Назим стоял на посту. Бабушка Медина, Махбуба, Чинара, Чингиз ждали его. С полуночи прошло довольно много времени. Махбуба привязала Чингиза к спине, а Чинару взяла за руку и решила спрятаться в одном из подвалов деревни и посидеть там до тех пор, пока придет муж. Когда они перебирались через арык, одна туфелька Чинары упала в воду и уплыла. Они бежали. Женщины, дети, старики, толпившиеся в подвалах, возлагали надежду лишь на Бога.

Попавшая в ту ночь в плен Сара Сиявуш кызы Салимова рассказывает: «Мой брат Хагани был полицейским. Моя мать, сестра, я, брат Хазар ждали его дома. Ворвавшись к нам, армяне взяли нас в плен, повезли в деревню Норакия. Утром меня посадили в машину и привезли в нашу деревню, чтобы я показала дома людей, имена которых они называли. Дом культуры, где обитали солдаты Национальной Армии, был сожжен дотла. У калитки дома дяди Алиша, некогда работавшего председателем, были убиты два ребенка и женщина». Ими были Махбуба Абышова и ее дети Чинара и Чингиз. А бабушка Медина в ту мрачную ночь исчезла. … Вы, наверное, слышали выражение «могила неизвестного солдата», но пусть никогда вам не встретится выражение «могила неизвестного ребенка». А если встретится, знайте, что эта могила детей, оставшихся в Ходжалы, детей, чья судьба неизвестна…

Рассказ о трех братьях
Биография

Усубов Эльшад Кямран оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Взят в плен вместе с братьями Закиром и Алияром 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. Судьба их до сих пор неизвестна.

В ночь оккупации Ходжалы Агиля Кулиева, командира отряда добровольцев, пришедших на защиту города, тяжело ранили. Мать Эльшада Матан ухаживала за Агилем, как за родным сыном. Дороги были закрыты, и поэтому отправить его в Баку было невозможно. Ночью 26 февраля три брата – Закир, Алияр, Эльшад, и друзья Агиля, объединив усилия, хотели вытащить Агиля из города на носилках. Однако одна из пуль попала в Агиля, и он погиб. После этого три брата, их отец Кямран и мать Матан шли три дня. Они выбиваются из сил от мороза и холода. Сбившись с пути, они подошли не к Агдаму, а к деревне Дахраз, где проживали армяне. Когда они, подумав, что свыше трехсот вооруженных армян, стоящие на скале, кричат им на азербайджанском: «Ходжалинцы, сюда!», подошли ближе, было уже поздно. Ходжалинцы, которые, желая спастись, убежали вместе с ними, попали под град армянских пуль, многих армяне убили, оставили в снегу раненых, оставшихся в живых увезли в плен. Среди пленных выбрали 13 молодых людей, в том числе трех братьев Закира, Алияра и Эльшада и увезли. Хотя их отец Кямран киши и мать Матан умоляли: «Оставьте нам, старикам, хотя бы одного из трех сыновей», армяне пинком оттолкнули их и избили прикладом автомата.

До сих пор ни о братьях Закире, Алияре и Эльшаде, ни от остальных взятых в плен молодых людей никто никаких вестей не сообщал.
У кого поднимется рука поставить точку в конце повествования о трех братьях, пропавших без вести?

Потерянные мечты…
Биография

Аллахвердиев Махир Новруз оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Пропал без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. До сих пор о его судьбе ничего не известно.

18 лет – это пора, когда цветут мечты человека. Но в 1992 году у молодых людей Ходжалы было одно желание: чтобы закончилась война, пришел мир на плодоносную землю Карабаха, чтобы и они как все получили образование, создали семьи, завели детей… На самом деле, это мечта каждого молодого человека, живущего в зоне конфликта. Как жаль, что там, где говорит оружие, столько таких же подростков, как Махир, не могут осуществить это простое желание. Да и сейчас…

26 февраля 1992 года Махир вместе со своим отцом Новрузом перевозит через крепость Аскеран деда Салеха, потерявшего в Великую Отечественную войну оба глаза. По словам жителя Ходжалы Таджира, свидетеля этого события, Новруз, который не мог нести слепого отца, беспрерывно курил. Судьба отца-инвалида и восемнадцатилетнего сына зависела от него. Дед, отец, сын… увы, та ночь сделала неизвестной судьбу их троих… В ту ужасную ночь с ними была и бабушка Махира Малейка. Когда началась перестрелка, бабушку Малейку они потеряли. Поблизости от Нахчиваника бабушку Малейку взяли в плен. Она пережила все муки плена. И Махир, взятый армянами в плен, тоже подвергся невообразимым мучениям. Плененные бабушка и внук, которых держали в Аскеране, здесь встретили друг друга. После этого никто ничего не знает об их судьбах.

Теперь Махир отмечается в официальных документах как без вести пропавший. А за этим словом потеряны несбывшиеся мечты восемнадцатилетнего молодого человека.

Тебя ждут, девочка
Биография

Юсифова Натаван Панах кызы, родилась в 1988 году в Шуше. Пропала без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 4 лет. Судьба ее до сих пор неизвестна.

До рождения Натаван ее семья была изгнана из своих исконных земель Масисского района Армении и нашла приют в Шуше. Так как третий ребенок в семье Натаван родилась в Шуше, ей дали имя дочери карабахского хана Натаван. Бойкая девчушка с длинными ресницами, черными бровями, черными глазами была любимицей семьи. Судьба привела их в Ходжалы. Панах работал в Ходжалы в полицейском отделении, поэтому семья жила в Ходжалы. А затем…

Об остальном лучше всего услышать из уст отца Натаван Панаха Юсифова: «Той ночью я стоял на посту. После того как наш пост захватили враги, я прибежал домой и разместил троих своих детей и супругу Сару в доме посередине деревни. Недалеко от дома, заняв позицию с Видади Джавадовым, мы начали перестрелку. Вдруг армяне разрушили дом из гранатомета. Дом горел. Подойти было невозможно. Мы пришли в отделение полиции. Там никого не было. Придя под мост в Ходжалы, под предводительством одного человека мы пошли к лесу. Это было под утро 26 февраля. Когда мы подошли к месту под названием Гара Гая, началась сильная перестрелка. Нас отовсюду обстреливали и убивали. По арыку, ширины которого хватало лишь для одного человека, мы ползком добрались до Агдама. Через несколько дней после трагедии начался обмен пленных, взятых в Ходжалы. В центральную больницу Агдама пришел автобус освобожденных из плена людей. Свою дочь Сервиназ и сына Рамиля я нашел там. О своей супруге и Натаван я спросил тетю Нурханым, освобожденную из плена. Она ответила, что когда рухнул дом, Сара погибла, но о Натаван она ничего не знала».

До сих пор Панах Юсифов расспрашивает о Натаван и ищет ее…
Даже ее невинная душа не сообщает о себе. Как знать, может, у детей не бывает душ…

Самый печальный рассказ…
Биографии

Кулиева Парване Гаръягды кызы, родилась в 1979 году, Кулиева Реване Гаръягды кызы, родилась в 1982 году, Кулиев Шукюр Гаръягды оглы, родился в 1985 году, Ходжалы. Замерзли насмерть вместе с матерью 26 февраля 1992 года в лесу: Парване в возрасте 13 лет, Реване в возрасте 11 лет, Шукюр в возрасте 7 лет.

Саре не довелось узнать материнской любви, материнской заботы. И поэтому каждый раз, при рождение ребенка, она считала себя счастливой и говорила: «Я их воспитаю с материнской заботой, которая мне на долю не выпала». А когда Сара прочла рассказ «Ледяная статуя», ее очень впечатлило то, как мать на войне, превратившись в ледяную статую, спасла свое дитя от мороза. Откуда Саре было знать, что и она, желая спасти троих своих детей, превратится в ледяную статую, замерзнет вместе с детьми…

Может ли стереться из памяти то, как эти светловолосые детишки с большими миндалевидными глазами танцевали и пели на праздновании Нового года? Надев на голову корону, Парване превратилась в озорную искорку, Реване пела песню, а Шукюр танцевал.

А 26 февраля всё замерзло…
Дядя детей Тахир был болен желтухой и уже несколько месяцев находился в постели. А Шукюр метался в жару.
Гаръягды укутал больного брата шалью и взвалил его на спину. А Сара, привязав сына Шукюра к спине, взяла детей за руки. Семья побежала к лесу. Гаръягды, который, отправляясь на пастбище, охранял скот от хищных волков, поднимался по снежным перевалам, опираясь на свой посох. А Сара, отрезанная во время перестрелки от мужа, шла, собрав все силы, взяв за руки детей. Температура у Шукюра постепенно поднималась. Хотя из-за мороза, метели они выбились из сил, Сара не останавливалась. Они шли уже три дня, и мать хотела разжечь костер, чтобы согреться. Спросила спички у земляков, встреченных поблизости от деревни Дахраз. А те ответили: «Пока будешь костер разжигать, время потеряешь, соберись лучше с силами и добирайся до Агдама». Дети, шедшие без еды и питья, потеряли последние силы. Парване и Реване идти больше не могли. Они были босыми – обувь потеряли. Их ноги покраснели и распухли.

Так вот – сын на спине матери, дочери рядом – прямо на снегу они замерзли и превратились в ледяные статуи…
О, летописец, встречался ли тебе на страницах истории такой печальный рассказ?

Ее назвали Севиндж…
Биография

Севиндж Акпер кызы Кулиева, родилась в 1985 году в Ходжалы. Убита 27 февраля 1992 года, в возрасте 7 лет.

Она с тоской ждала того дня, когда, повязав волосы белоснежным бантом, взяв в руки портфель, пойдет в школу. Быть может, в ее навеки закрытых глазах до сих пор живет тоска того ожидания…

Она должна была учиться в школе, которую только что построили в Ходжалы. Но однажды, рано проснувшись, она услышала от родителей, что эту школу разрушил армянский снаряд. Весть день она ходила грустная: значит, в новой школе учиться она не сможет… А с другой стороны, строители уходили. Какой был смысл строить? Армяне все равно всё разрушали. Уход строителей окончательно оборвал надежду девчушки…
По вечерам на Ходжалы будто опускалась безмолвие смерти. И Севиндж, и ее ровесники не хотели наступления ночи. От взрывов снарядов дети вздрагивали, проводили ночи без сна.
Севиндж частенько бегала к дедушке, работавшему в отделе связи, таращилась своими глазенками на телефонные аппараты. Дед тревожно просил помощи сверху, а ему говорили: «Ждите».
А 26 февраля уже ничего не пришлось ждать. Злополучный 366-й полк напал на Ходжалы. Когда мать взяла Севиндж за руку и они побежали, девочка прижала к груди и свою азбуку.

В местечке Гара Гая одна из армянских пуль попала Севиндж в левый бок. Ее мать Метанет тоже была тяжело ранена. Хотя мать и смогла спастись от смерти, Севиндж после полученного ранения жила всего лишь день. Она умерла в Агдамской больнице. Ее отец Акпер, сражавшийся с врагом, тоже погиб в ту ночь.
Могила девочки, семь лет носившей имя Севиндж, но не вкусившей радостей жизни, находится в деревне Шотланлы Агджабединского района. Каждую весну вокруг этой могилы видны поникшие фиалки.

Внук тети Тамаша
Биография

Мамедов Захир Рамиз оглы, родился в 1985 году в Ходжалы. Был расстрелян в возрасте 7 лет 27 февраля 1992 года.

Когда у тети Тамаша родился внук Захир, она была безмерно счастлива. Тогда жизнь была прекрасна. Бабушка и внук души друг в друге не чаяли. Так продолжалось до 26 февраля 1992 года. После того дня и тетя Тамаша стала одной из тех, кому на долю выпала «Ходжалинская судьба».

В ту ночь тетя Тамаша, просеяв муку, оставшуюся на дне мешка, замесила тесто. А еще один колобок слепила для своего внука. Едва она закончила печь хлеб, затрещали пулеметы. Тетя Тамаша, сердце которой наполнил черный страх, со словами: «О Аллах, помоги!» сняла передник. Уже стемнело, всё вокруг было окутано мраком. Тетя Тамаша поджидала своих сыновей Васифа, Расифа, зятя Салима, внука Захира и постепенно теряла терпение. Открыв калитку, она вышла во двор. Люди разбегались. Ее сын Васиф, возвращавшийся в это время с поста, прокричав: «Армяне повсюду в деревне!», взял мать за руку. Они побежали к лесу. Когда они приблизились к дороге в Нахчиваник, танк и два БТР преградили им путь. Сошедшие с БТР армяне открыли огонь по людям. В Расифа попала пуля. Тетя Тамаша крикнула Васифу: «Брата твоего убили, иди закрой ему глаза!» Васиф закрыл брату глаза. Объединенными усилиями они вместе с матерью положили его тело под дерево и прикрыли ветками и сучьями, чтобы оно не досталось в корм хищникам. Вооруженные армяне, окружив людей, взяли их в плен. Повезли людей в отделение милиции в Аскеране. Раненного в ногу Захира тоже привели в Аскеран.

Армяне убили сына тети Тамаша Васифа, ее зятя Салима, внука Захира, а тетю Тамашу отпустили на свободу.
Чтобы тетя Тамаша всю свою оставшуюся жизнь носила в себе горечь потери сыновей и внука…

Продолжение книги

(Посещено: в целом 5 262 раз, сегодня 1 раз)

25-26 февраля 1992 года армянскими бандитами был совершен геноцид в отношении 7-тысячного населения города Ходжалы.

Предлагаем вашему вниманию небольшую хронологию, в которой собраны материалы о тех, кто повинен в совершении Ходжалинского геноцида, свидетельства жителей города, а также об исторической привязанности этой трагедии к ряду других дат.

Как это было…

Во время штурма Ходжалы восточная сторона города была оставлена армянами открытой умышленно – это был выход в направлении города Агдама. Полураздетые, обезумевшие от страха ходжалинцы в кромешной тьме, всюду натыкаясь на шквал огня, интуитивно бежали в восточном направлении, которое казалось обманчиво спокойным.

Ходжалинцы вброд в 12-градусный февральский мороз переходили реку Гаргар-чай, где на противоположном берегу, по свидетельству ходжалинцев, находилась армянская разведгруппа, которая докладывала по рации оперативную сводку и информацию о передвижениях бегущих жителей города.

Для ходжалинцев в так называемом «гуманитарном коридоре» армянами было подготовлено минимум три засады. Первая группа ходжалинцев была расстреляна и взята в плен на противоположном берегу реки Гаргар-чай. Армяне тут встретили ходжалинцев, выбиравшихся из ледяной воды, плотным пулеметным огнем.

Далее у армянского села Кятук, которое лежит на пути к Агдаму, ходжалинцы вновь попали в армянскую засаду, где понесли большие потери и многие попали в плен. А выбравшиеся из этой засады живыми бежали в сторону села Нахичеваник, о котором за несколько часов до начала штурма сами же армяне пустили по рации слух, что село освобождено азербайджанскими ВС.

Ходжалинцы поэтому и выбрали это направление, думая, что в Нахичеванике их ждет наконец-то спасение. Когда спасшиеся группы ходжалинцев добрались до Аскеранского шоссе, наступил рассвет, и закончилась лесополоса, в которой они прятались. Теперь ходжалинцы с восходом солнца оказались на равнине, видные, как на ладони.

Здесь на подступах к Нахичеванику их ждала очередная армянская засада, где произошла основная бойня и погибла большая часть выживших после штурма жителей города. Армяне расстреливали оказавшихся на равнинной местности и ставших легкой мишенью женщин, детей, стариков. Еще была засада у села Гюльаблы и затем на подходе к селу Шелли, где тоже погибло много ходжалинцев.

Историческая нить между Сумгайытскими событиями и Ходжалинской резней

После Ходжалинского погрома в Ереване говорили, что напав на этот азербайджанский город, армяне намерены «отметить» годовщину Сумгайытских событий 1988 года. Именно поэтому была выбрана дата - 25 февраля. В этот день из 10-11 направлений началась массированная армянская атака на город, сопровождавшаяся плотным ракетным обстрелом.

СПРАВКА : Печально известные «Сумгайытские события» февраля 1988 года были спланированы самими армянами с целью обоснования территориальных притязаний на Нагорный Карабах.

Возникает вопрос, какую же цель преследовали армяне, наметив город Ходжалы для этой кровавой акции?

Если, с одной стороны, цель заключалась в том, что убрать со своего пути населенный азербайджанцами пункт в Нагорном Карабахе, представляющий собой препятствие стратегического значения, то, с другой стороны, она заключалась в том, чтобы целиком стереть Ходжалы с лица земли.

Потому что Ходжалы был таким населенным пунктом, который отражал исторические и культурные традиции Азербайджана с древнейших времен до современной эпохи. Эта особая культура попала в историю как Ходжалинско-Гедабекская культура. Ходжалинские кромлехи, долмены, циклопы, курганы и прочие памятники, а также различного рода предметы являются образцами материальной культуры, отражающей динамику развития человеческого общества.

Уничтожение всех этих памятников материальной культуры после захвата этой территории армянами, а также полное разрушение с помощью техники Ходжалинского кладбища, считавшегося одним из древнейших мест захоронения в мире, являются не только наглядным примером армянского вандализма, но и актом насилия против общемировой культуры.

Эпизоды Ходжалинского геноцида вызывают у человека ужас

Жительница Ходжалы Антига была заживо сожжена армянами за то, что отказалась повторить по их требованию слова «эти земли принадлежат великой Армении». Другая жительница Ходжалы Сария Талыбова рассказывала, что «4 туркам-месхетинцам и 3 азербайджанцам отрезали головы на могиле армянина. Затем еще 2 азербайджанцам выкололи глаза».

«Сегодня Азербайджан делает серьезные шаги к дальнейшему созданию международного трибунала по расследованию событий Ходжалинской трагедии. Этот процесс должен быть поднят на уровне международного Гаагского трибунала с целью добиться уголовного наказания лиц, виновных в совершении геноцида Ходжалы. В списке этих преступников числятся нынешний президент Армении Серж Саргсян, экс-президент Роберт Кочарян, министр обороны Армении Сейран Оганян и другие высокопоставленные армянские чиновники», - отмечает директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.

По его словам, важно рассматривать геноцид азербайджанского населения Ходжалы как большое преступление, совершенное армянскими отрядами. Рассматривая эти преступления как единое целое, можно составить полную картину произошедшей трагедии и взглянуть с более широкой призмы на причины и последствия событий Карабахской войны. К тому же, подобная оценка позволяет рассмотреть подробнее методы мирового армянства по осуществлению массовых этнических чисток и преступлений против человечности на территории Азербайджана.

В конце хотелось бы напомнить, что в результате зверства армянских боевиков в Ходжалы 613 человек были убиты, 487 человек стали калеками, 1275 мирных жителей – старики, дети, женщины, – попав в плен, подверглись немыслимым унижениям и пыткам.

Это, пожалуй, самая шокирующая фотография, активно подпитывающая миф о вспарывании живота беременной женщины и извлечении оттуда мертвого плода.

Важно отметить, что данная сцена не зафиксирована на заполонивших весь интернет кадрах видеохроники, что свидетельствует прежде всего о нежелании авторов показать окружающий фон. Отсюда следует, что даже если на фотографии действительно запечатлена жертва агрессии, то данный акт насилия однозначно произошел не в окрестностях Агдама (реальная локализация места событий, которые азербайджанцы предпочитают называть "ходжалинскими").

Фокус локализован на плоде, тогда как остальные части композиции "смазаны" таким образом, чтобы скрыть истинное местонахождение трупа, в частности, больничные носилки, на которых покоится тело, а значит, и факт постановки кадра.

Теперь рассмотрим несоответствия по очереди.

1. Ровный контур, форма и линия разреза однозначно свидетельствуют о том, что это классический секционный разрез, а значит, налицо не акт садизма, а целенаправленная судебно-медицинская процедура. И раздутый миф о "разъяренном армянине, вспоровшем живот беременной", в данном случае очевидным образом несостоятелен.

2. Отчетливо просматриваются руки в медицинских перчатках.

3. Скальпель на трупе. Да, во время войны с оружием было туго, однако вряд ли медицинский скальпель входил в арсенал вооружения Освободительной армии Нагорного Карабаха.

4. Белая простыня, заботливо прикрывающая интимные места трупа, просунута за головку ребенка, которого приложили к мертвому телу. Вероятнее всего, старались избежать соприкосновения живого ребенка с трупом. Часто ли патологоанатомы, извлекая плод из утробы умершей матери, так заботливо оборачивают ребенка простыней, чтобы не допустить соприкосновения с мертвым телом? Подобная предосторожность может свидетельствовать лишь о том, что на фото зафиксировано не извлечение, а прикладывание плода. При этом, имея в качестве ориентира скальпель, размеры которого стандартизированы, нетрудно вычислить рост ребенка, объем головки, длину рук и ног и определить, что его размеры соответствуют живорожденному ребенку, что было бы невозможно при предъявляемой азербайджанцами картине.

5. "Извлекающий" плод человек определенно обряжен в хирургический халат, а не просто медицинскую одежду или военную форму, что в свою очередь свидетельствует о профессиональной процедуре, осуществляемой при препарировании трупа.

6. Руки, держащие головку плода: так осторожно головку ребенка может держать только профессиональный акушер, причем ребенка живого, а не мертвого новорожденного.

7. На фото также отлично просматриваются распилы ребер. Кто хоть немного разбирается в способах препарирования трупов, уверенно определит: без наличия специальной техники в виде специальной пилы и скальпеля для разрезания реберных костей, простым или военными ножом разрезать грудную клетку невозможно.

8. Обратите внимание на правую руку трупа: вздутие и окраска кожных покровов свидетельствуют о том, что давность смерти - не менее 24-36 часов, тогда как цвет кожи ребенка - светлый, ровный, ни вздутия, ни каких бы то ни было других трупных явлений не наблюдается. Вряд ли плод мог оставаться живым, находясь в утробе матери, умершей более суток назад. А факт того, что ребенок живой, сомнению не подлежит.

9. Граница светлого и темного на бедре трупа. С определенной долей вероятности можно утверждать, что это посмертные изменения кожных покровов (трупные пятна) и труп лежал на животе, что объясняется непотемневшей внутренней частью бедра. Иными словами:

А) беременная не могла умереть на спине, о чем свидетельствует специфическое потемнение кожных покровов,
б) но и лежать на животе, будучи беременной, тоже не могла - из-за живота бедра должны были оставаться на весу и тогда внутренняя часть бедер также потемнела бы.

10. Повышенный blur для пленочной черно-белой фотографии, как и отсутствие свойственной черно-белым фотографиям зернистости, свидетельствует о неоднократной коррекции фотографии в Photoshop или любом другом редакторе.

11.Измененный фокус. Чтобы сфокусировать кадр таким образом, необходимо было снимать при помощи объектива со смещенным фокусом (tilt-shift lens) – очень редкой и дорогой аппаратуры, которая, к тому же,появилась гораздо позже 1992 года.

12. Отсутствие фотографий "жертвы" с других ракурсов. После недолгих поисков в Интернете была найдена страшная фотография, относящаяся к событиям на Балканах, которая, скорее всего, и навела азерпроповцев на подобную мысль. Доказательством служит и тот факт, что фотография от бакинского азерпропа была предъявлена не раньше 2004 года - во всяком случае, нам не удалось обнаружить более старые копии ни в Сети, ни на видеохронике.

Для сравнения: обратите внимание на линию разреза, позу плода и то, как держит извлеченный из утробы матери мертвый плод патологоанатом на фотографии, приведенной ниже. Это фотосвидетельства жертв балканской бойни. Они запротоколированы по всем канонам сбора фактологического материала, чего не наблюдается в случае с фотографией от «ходжалы».

Ходжалинская трагедия

Ходжалинская резня - массовое убийство жителей азербайджанского города Ходжалы членами армянских вооруженных формирований, которое вошло в историю как самая кровавая трагедия Карабахского конфликта . В ночь с 25 на 26 февраля года армянские вооруженные формирования при поддержке тяжелой техники и личного состава 366-го мотострелкового полка, расквартированного в Степанакерте , осуществили захват города Ходжалы . В результате погибли сотни мирных жителей города, включая женщин и детей.

Предпосылки трагедии

Наступление армянских вооруженных формирований на Ходжалы было предопределено стратегическим расположением города. Город располагался в 10 км юго-восточнее от Степанакерта, на череде Карабахских гор. Через Ходжалы проходят дороги Агдам -Шуша , Аскеран -Степанакерт и здесь же расположен аэропорт, единственный в Карабахе .

Начиная с 1988 г. Ходжалы неоднократно становился эпицентром конфликта. Армянская сторона неоднократно выступала против того, что власти Азербайджана осуществляли там интенсивное строительство и размещали беженцев-азербайджанцев из Армении, а также турок-месхетинцев, считая это целенаправленными действиями по изменению демографической ситуации в регионе. Население поселка в 1988 г. составляло 2135 человек, однако к 1991 г. оно увеличилось до 6300 человек, в том числе и за счет беженцев-азербайджанцев из Степанакерта и некоторых других населенных пунктов Нагорного Карабаха, а также Армении. В городе также поселились 54 семьи турок-месхетинцев , бежавших от погромов из Ферганы (Узбекская ССР). В 1990 году Ходжалы получил статус города. В нем располагалось подразделение ОМОН МВД Азербайджанской Республики, которое с 1990 г. контролировало аэропорт. Имеются многочисленные свидетельства о насилиях и издевательствах со стороны сотрудников ОМОН над пассажирами и летчиками армянской национальности, пока аэропорт еще функционировал. В городе было развернуто строительство филиалов крупнейших промышленных предприятий Азербайджана , жилых заданий и других объектов бытового назначения .

Другой американский журналист Хью Попп, также побывавший в регионе, отмечал:

«Алиф Гаджиев, руководитель обороны города, помог Ходжалы продержаться несколько месяцев с небольшим количеством еды, без газа, без электричества и без пожарников вокруг сужающегося периметра.»

К 13 февраля 1992 года, когда был выполнен последний рейс вертолета в Ходжалы, оттуда в общей сложности эвакуировали менее 300 жителей.

Штурм Ходжалы

Штурм начался в ночь с 25 на 26 февраля. Этот день был, вероятно, выбран в память об армянских погромах в Сумгаите , случившихся четырьмя годами ранее. Боевую поддержку армянам оказывала бронетехника 366-го полка Советской Армии. Они окружили Ходжалы с трех сторон, после чего армянские солдаты вошли в город и подавили сопротивление защитников.

Часть населения вскоре после начала штурма стала покидать Ходжалы, пытаясь уйти в сторону Агдама . Как указано в отчете правозащитной организации «Мемориал», люди уходили по двум направлениям:

1) с восточной окраины города на северо-восток вдоль русла реки, оставляя Аскеран слева (именно этот путь, как указывали армянские официальные лица, был оставлен в качестве «свободного коридора»);

2) с северной окраины города на северо-восток, оставляя Аскеран справа (по-видимому, по этому пути ушла меньшая часть беженцев).

По сообщению правозащитной организации «Мемориал», «в результате обстрела города неустановленное количество мирных жителей погибло на территории Ходжалы во время штурма. Армянская сторона практически отказалась предоставить информацию о количестве погибших таким образом людей».

Как сообщает «Мемориал», «большой поток жителей устремился из города вдоль русла реки (путь 1). В некоторых группах беженцев находились вооруженные люди из гарнизона города. Эти беженцы, идущие по „свободному коридору“, на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны, в результате чего много людей погибло. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись. Бегущие натыкались на армянские заставы и подвергались обстрелам. Часть беженцев все же сумела пройти в Агдам; часть, в основном женщины и дети (точное количество установить невозможно), замерзла во время скитаний по горам; часть, по показаниям прошедших в Агдам, была пленена у сел Пирджамал и Нахичеваник. Есть показания уже обменянных жителей Ходжалы, что некоторое количество плененных было расстреляно».

По данным международной правозащитной организации Human Rights Watch , которая также провела собственное расследование трагедии, беженцы из Ходжалы были атакованы армянскими вооруженными формированиями и военнослужащими 366 полка СНГ в поле возле села Нахичеваник, которое тогда находилось под контролем армян .

Обстрелам подвергались также и группы беженцев, идущих по пути 2, которые оставляли Аскеран справа от себя.

Расследование

28 февраля группа журналистов на двух вертолетах смогли добраться до места гибели азербайджанцев. Увиденное зрелище ужаснуло всех - поле было усеяно трупами. Несмотря на прикрытие второго вертолета, из-за сильного обстрела армянскими боевиками они смогли вывезти только четыре трупа. Российский телерепортёр Юрий Романов, вместе с азербайджанским журналистом Чингизом Мустафаевым первым побывавший на месте трагедии, следующим образом вспоминал момент прибытия на место гибели мирных жителей:

Я выглядываю в круглое окошко (вертолета) и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов, лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка… Глаз вырывает из месива тел две фигурки - бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны еще и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырех, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломленный, я даже не сразу вспоминаю о камере…

Беженцы говорят, что сотни погибли во время армянской атаки… Из семи трупов, увиденных нами здесь сегодня, два были детские и три женские, у одного из тел было ранение в грудь, как видно, с близкого расстояния. У многих из 120 беженцев, находящихся на лечении в агдамской больнице, множественные ножевые ранения .

1 марта на место трагедии смогла вылететь группа зарубежных и местных журналистов, их взору предстала жуткая картина кровавой бойни. Растерзанные тела лежали повсюду на мерзлой земле. Анатоль Ливен из лондонской «Таймс » писал:

Две группы, видимо две семьи, были убиты вместе - дети охвачены руками женщин. У некоторых из них, включая маленькую девочку, были чудовищные раны головы: фактически осталось только лицо. Выжившие рассказали, что армяне расстреливали их в упор, уже лежащих на земле .

Около Агдама, на границе Нагорного Карабаха, как утверждает фотограф агентства Рейтерс Фредерика Лангень, она видела два грузовика, заполненных трупами азербайджанцев. «В первом грузовике я насчитала 35, и, похоже, во втором было столько же», сказала она. «У некоторых головы были отрублены, многие были сожжены. Всё это были мужчины, но лишь немногие были в защитной униформе».

По данным утренних новостей BBC ,

Репортер сказал что он, видеооператор и другие западные журналисты виделы свыше 100 трупов, мужчин, женщин и детей, зарезаных армянами. Они были застрелены в головы с близости в один метр. Фотография также показывает почти десять трупов (в основном женщин и детей) застрелянных в голову.

Как сообщает «Мемориал»,

«официальные представители НКР и члены армянских вооруженных отрядов объясняли гибель мирных жителей в зоне „свободного коридора“ тем, что вместе с беженцами уходили вооруженные люди, которые стреляли по армянским заставам, вызывая ответный огонь, а также попыткой прорыва со стороны основных азербайджанских сил. По словам членов армянских вооруженных отрядов, азербайджанскими формированиями со стороны Агдама была предпринята попытка вооруженного прорыва по направлению „свободного коридора“. В момент, когда армянские заставы отбивали атаку, к ним в тыл подошли первые группы беженцев из Ходжалы. Вооруженные люди, находящиеся среди беженцев, открыли огонь по армянским заставам. Во время боя был уничтожен один пост (2 человека убиты, 10 человек ранены), однако бойцы другого поста, о существовании которого не подозревали азербайджанцы, с близкого расстояния открыли огонь по людям, идущим из Ходжалы. По показаниям беженцев из Ходжалы (в том числе и опубликованным в прессе) вооруженные люди, идущие в потоке беженцев, вступали в перестрелки с армянскими заставами, но каждый раз стрельбу начинала первой армянская сторона.»

По мнению обозревателя журнала Time Джилл Смолоу,

В простое объяснение, данное нападающими армянами, которые настаивают, что безвинные люди были убиты не специально, совсем не верится .

По мнению правозащитной организации «Мемориал», при осуществлении военной операции по захвату г. Ходжалы имели место массовые насилия над мирным населением этого города. Информация о наличии «свободного коридора» не была доведена до сведения основной массы жителей Ходжалы. Массовое убийство мирных жителей, находящихся в зоне «свободного коридора» и прилегающей территории, не может быть оправдано никакими обстоятельствами. Касаясь участия в боевых действиях военнослужащих 366 мотострелкового полка, «Мемориал» также потребовал провести специальное расследование по фактам участия военнослужащих СНГ в военных операциях и боевых действиях в регионе конфликта, а также факты передачи военного имущества формированиям конфликтующих сторон. Международная правозащитная организация Human Rights Watch назвала трагедию в Ходжалы «самой большой резней за время конфликта». По мнению этой организации, армянские формирования несут прямую ответственность за гибель гражданских лиц.

Как сообщает Мемориал, "по сведениям, полученным от обеих сторон, к 28.03.92 г азербайджанской стороне было передано свыше 700 пленных жителей Ходжалы, задержанных как в самом городе, так и по пути в Агдам. Основную массу среди них составляли женщины и дети. Вместе с тем, имеются показания жителей Ходжалы, что женщины и дети, также как и мужчины, содержались в качестве «обменного материала».

Данные о числе жертв

По официальным данным расследования, предпринятого азербайджанским парламентом, в результате этой трагедии погибло (включая умерших замерзших в пути) 485 человек. По мнению Тома де Ваала, эти данные наиболее достоверны.

«Мемориал» сообщает, что

По мнению Тома де Ваала, автора книги «Черный сад», даже принимая в расчет, что здесь учтены не только погибшие в перестрелке, но и умершие от переохлаждения, эта огромная цифра затмевает данные о потерях за всю историю войны в Нагорном Карабахе. Ответная стрельба азербайджанцев была незначительной и никоим образом не может служить оправданием хладнокровного убийства в открытом поле сотен беспомощных мирных жителей, в том числе и детей.

Данные о числе заложников

В письме азербайджанского правительства на имя Генерального секретаря ООН в 1994 году , приводится список из 82 азербайджанских детей взятых в заложники армянскими военными, в том числе 19 детей в Ходжалы.

Попытки возложить часть ответственности на азербайджанскую сторону

В 2005 г. утверждение о частичной ответственности антимуталибовского Народного фронта Азербайджана за жертвы Ходжалинской резни было повторено в статье азербайджанского журналиста Эйнуллы Фатуллаева:

Ознакомившись с географической местностью, с полной убежденностью, могу сказать, что домыслы об отсутствии армянского коридора лишены оснований. Коридор действительно был, иначе полностью окруженные и изолированные от внешнего мира ходжалинцы никак не смогли бы прорвать кольца и выйти из окружения. Но, преодолев местность за рекой Кар-Кар, вереница беженцев разделилась, и почему-то часть ходжалинцев направилась в сторону Нахичеваника. Похоже, что батальоны НФА стремились не к освобождению ходжалинцев, а к большей крови на пути к свержению А.Муталибова .

В интервью 2006 года Муталибов решительно отверг утверждения о том, что он обвинял в произошедшем азербайджанскую сторону:

История притязаний на азербайджанские земли знает немало кровавых страниц, бойня в Ходжалах - одна из таковых. И не следовало некоторым армянским деятелям играть на провокациях отдельных журналистов, в погоне за сенсацией или по каким-то иным причинам переиначивающих смысл некоторых моих высказываний и заявляющих «со ссылкой» на меня, что азербайджанцы якобы «сами» устроили ходжалинскую трагедию, чтобы получить пропагандистский козырь.

Что касается ссылок на мои высказывания в адрес Народного фронта Азербайджана, то, опять же - я нигде и никогда не связывал их с существом описываемых событий. Я говорил лишь о том, что Народный фронт Азербайджана цинично воспользовался случившейся в Ходжалы трагедией и сфокусировал своими действиями все общественное недовольство на мне.

В 2007 г. по иску главы Центра защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев Татьяны Чаладзе Фатуллаев был привлечён к суду в связи с тем, что

в своей статье «Карабахский дневник» Фатуллаев опубликовал мнение армянского офицера о том, что во время ходжалинской трагедии в феврале 1992 года армяне оставили для ходжалинцев коридор. В статье было сказано также, что ходжалинцы подтвердили наличие такого коридора. Сторона обвинения считает все это клеветой, и на суде потребовала предоставить доказательства, что ходжалинцы признавали наличие коридора. Кроме того, Фатуллаев обвинялся в том, что во время интернет-форума в январе этого года он заявил, что часть ходжалинцев стали жертвами беспорядочного огня с азербайджанской стороны .

Фатуллаев отрицал авторство высказываний на интернет-форуме и заявил, что «он или кто-либо из работников редакции никогда не высказывал мысль, что трагедия в Ходжалы была сотворена руками не армян, а самих азербайджанцев» . Суд Ясамальского района Баку признал главного редактора газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» (Ежедневный Азербайджан) Эйнуллу Фатуллаева виновным в клевете и оскорблении по делу о приписываемой ему интернет-публикации. Международные правозащитные организации и азербайджанские правозащитники считают Эйнуллу Фатуллаева политическим заключенным .

Реакция армянской стороны

По сообщению «Мемориала», «Верховный Совет НКР выступил с заявлением, где высказал сожаление о случаях жестокости при взятии Ходжалы. Однако никаких попыток расследования преступлений, связанных с взятием Ходжалы, предпринято не было. В беседах с наблюдателями „Мемориала“ официальные должностные лица не отрицали, что при взятии Ходжалы могли иметь место зверства, так как среди членов армянских вооруженных отрядов есть озлобленные люди, чьи родственники были убиты азербайджанцами, а также лица с уголовным прошлым».

Впоследствии, ссылаясь на противоречивые заявления Муталибова в интервью, опубликованном в апреле 1992 года в российской Независимой газете, некоторые армянские официальные лица пытались возложить ответственность за гибель мирных людей на самих же азербайджанцев. Это вызвало гневную реакцию Муталибова, который назвал это «подлостью, не имеющей аналогии в мире». Подобные же обвинения в адрес азербайджанской стороны со ссылками на Муталибова, Human Rights Watch и «Мемориал» содержались в письме, распространенном в ООН от имени МИД Армении. В письме министру иностранных дел Армении исполнительный директор Human Rights Watch Холли Картнер выразила удивление подобной интерпретацией докладов HRW и «Мемориала» и заявила, что возлагает прямую ответственность за гибель мирных жителей на «карабахские армянские силы».

Некоторые армянские правозащитники публично попросили извинение перед азербайджанцами за резню в Ходжалы, как Карен Огаджанян и Микаэл Даниэлян, президент Хельсинкской ассоциации Армении по правам человека, сказавший, что «Еще четыре года назад я попросил извинения за произошедшее в Ходжалы»

Маркар Мелконян, брат армянского полевого командира Монте Мелконяна , в посвященной своему брату книге пишет, что бойня в Ходжалы была приурочена к годовщине событий в Сумгаите и была актом возмездия. По его словам, в бойне были повинны армянские вооруженные формирования, и особенно отряд под названием «Арабо», участники которого кололи людей ножами.

Международно-правовая оценка и реакция

В письменной декларации № 324, члены Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) из Албании, Азербайджана, Болгарии, Великобритании, Люксембурга, Македонии, Норвегии и Турции, заявили, что «26 февраля 1992 года, армяне вырезали население Ходжалы и полностью уничтожили город» и обратились к Ассамблее с призывом признать резню в Ходжалы частью «геноцида, проводимого армянами против азербайджанского населения» .

Ежегодно с 2002 года, беженцы из Ходжалы посылают воззвание к ООН, Совету Европы и ОБСЕ по «Ходжалинскому геноциду»

В Конгрессе США депутаты Соломон Ортис из Техаса , Дэн Бартон из Индианы, член Комитета по международным отношениям , Вирджиния Фокс из Северной Каролины и Зоя Лофгрен из Калифорнии выступали с осуждением Ходжалинской резни и соболезнованиями семьям погибших.

По мнению авторов специального исследования, ряд канадских и других западных средств массовой информации пытался приуменьшить масштабы трагедии и значимость события, в котором мусульмане были жертвами. Так, во время освещения событий, в которых армяне были жертвами, журналисты как правило подчеркивали религиозную принадлежность армян и азербайджанцев, однако при освещении событий в Ходжалы религиозный аспект всячески замалчивался, данные о количестве жертв назывались неясными, отрицанию произошедшего армянской стороной давалось предпочтение, а в редакторских колонках старались не комментировать резню, к которой относились как к событию второстепенной важности и обычно освещали в самом конце статей.

Последствия

Массовые убийства в Ходжалы спровоцировали кризис в Баку и вызвали народное недовольство действиями властей. Люди обвиняли правительство в неспособности защитить своих граждан. Под давлением оппозиции тогдашний президент страны Аяз Муталибов ушел в отставку.

Ходжалинская резня стала самой мрачной страницей конфликта вокруг Нагорного Карабаха и привела к дальнейшей эскалации насилия в регионе.

Примечания

  1. Доклад Правозащитного Центра «Мемориал» о событиях в Ходжалы
  2. Thomas Goltz. Azerbaijan Diary: A Rogue Reporter’s Adventures in an Oil-Rich, War-Torn, Post-Soviet Republic. - M.E. Sharpe, 1999. - P. 119. - Цит. по: Том де Ваал. Чёрный сад (Глава 11. Август 1991 - май 1992 гг. Начало войны)
  3. «Alef Hajiev, the militia leader, helped Hodjali cling on for a few months with little food, no gas, no electricity and firefights around a contracting perimeter.» - Hugh Pope. Sons of the conquerors: the rise of the Turkic world. - New York: The Overlook Press, 2006. - P. 59, ISBN 1-58567-804-X
  4. Human Rights Watch. Bloodshed in the Caucasus: Escalation of the Armed Conflict in Nagorno Karabakh. ISBN 1564320812
  5. Human Rights Watch World Report 1993 - The Former Soviet Union.
  6. Романов Ю. «Я снимаю войну…»
  7. Refugees claim hundreds died in Armenian Attack… Of seven bodies seen here today, two were children and three were women, one shot through the chest at what appeared to be close range. Another 120 refugees being treated at Agdam’s hospital include many with multiple stab wounds . - Thomas Goltz. Nagorno-Karabagh Victims Buried in Azerbaijani Town, The Washington Post, 28 февраля 1992. - P. A26. - Цит. по: «Diplomatiya Aləmi»: Azərbaycan Respublikasi Xarici İşlər Nazirliyinin jurnali. («Мир дипломатии: Журнал Министерства иностранных дел Азербайджанской республики») - - P.6.
  8. Two groups, apparently families, had fallen together, the children cradled in the women’s arms. Several of them, including one small girl, had terrible head injuries: only her face was left. Survivors have told how they saw Armenians shooting them point blank as they lay on the ground - Anatol Lieven. Bodies Mark Site of Karabagh Massacre. // The Times, London, 3 марта 1992. - Цит. по: «Diplomatiya Aləmi»: Azərbaycan Respublikasi Xarici İşlər Nazirliyinin jurnali. («Мир дипломатии: Журнал Министерства иностранных дел Азербайджанской республики») - Khojaly tragedy (Special edition) - P.9.
  9. Near Agdam on the outskirts of Nagorno-Karabakh, a Reuters photographer, Frederique Lengaigne, said she had seen two trucks filled with Azerbaijani bodies. «In the first one I counted 35, and it looked as though there were almost as many in the second», she said. «Some had their heads cut off, and many had been burned. They were all men, and a few had been wearing khaki uniforms.» - Massacre by Armenians Being Reported // The New York Times, 3 марта 1992.
  10. BBC1 Morning News at 08:12, Tuesday 3 March 1992
  11. «Известия», 13 марта 1992 г.
  12. But the facile explanation offered by the attacking Armenians, who insist that no innocents were deliberately killed, is hardly convincing. - Jill Smolowe, Yuri Zarakhovich. Tragedy Massacre in Khojaly. // Time, 16 марта 1992.
  13. Том де Ваал. Чёрный сад (Глава 11. Август 1991 - май 1992 гг.)
  14. Letter dated 23 April 2002 from the Chargé d’affaires a.i. of the Permanent Mission of Azerbaijan to the United Nations Office at Geneva addressed to the Chairperson of the Commission on Human Rights
  15. List of Azerbaijani children taken hostage by the Armenian side, A/49/682, S/1994/1324, 21 November 1994
  16. Независимая газета, 2.04.1992
  17. Эйнулла Фатуллаев. Карабахский дневник. Путешествие из Еревана в Карабах
  18. «Антиазербайджанская революция прошла под красным знаменем»: интервью экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова ИА REGNUM (6.02.2006)
  19. Татьяна Чаладзе подала в суд на Эйнуллу Фатуллаева за клевету о Ходжалинской трагедии // ИА АПА, 1 февраля 2007.
  20. Б. Сафаров. Арестован Эйнулла Фатуллаев // «Эхо», № 69 (1550), 21 апреля 2007.
  21. Эйнулла Фатуллаев отвергает обвинения в свой адрес // «Зеркало», 27 февраля 2007.
  22. Day.Az - Правозащитная организация Human Rights Watch: «Уголовное дело против Эйнуллы Фатуллаева было политически мотивированным»
  23. Azerbaijan: Imprisoned Journalists Recognized for Courage (Human Rights Watch, 24-4-2008)
  24. Азербайджан: законы о клевете вновь используются для подавления критики
  25. ИА REGNUM. «Ходжалу стал жертвой политических интриг и элементарной борьбы за власть»
  26. ИА REGNUM. Интервью экс-президента Азербайджана А. Муталибова
  27. Letter to the UN from the Ministry of Foreign Affairs of Armenia
  28. Letter to the Minister of Foreign Affairs of Armenia from the Executive Director of Human Rights Watch dated March 24, 1997
  29. Арзу Абдуллаева: «Если мы хотим вернуть наши территории, то мы не должны отдалять от себя живущих в Карабахе армян», интервью Day.Az, 04.08.2006
  30. Микаэл Даниэлян: «Еще четыре года назад я попросил извинения за произошедшее в Ходжалы», интервью Day.Az, 24 Мая 2006
  31. Markar Melkonian. My Brother’s Road: An American’s Fateful Journey to Armenia. Pages 213-214. I. B. Tauris, London, 2005 ISBN 1850436355
  32. «On 26 February 1992, Armenians massacred the whole population of Khodjaly and fully destroyed the city» , and called on the Assembly to recognize the massacre in Khojaly as part of «genocide perpetrated by Armenians against the Azerbaijani population» . Written Declaration No. 324, 2nd edition, originally tabled on 26 April 2001
  33. Appeal of refugees from Khodjaly to the United Nations, the Council of Europe and the Organization for Security and Cooperation in Europe, 19 February 2005
  34. http://www.usazeris.org/CR/CR_KhojalyCommemoration_SolomonOrtiz.pdf
  35. Congressman Dan Burton, «Remembering Khojali», Thursday, February 17, 2005
  36. http://www.usazeris.org/CR/CR_KhojalyCommemoration_VirginiaFoxx1.pdf
  37. http://www.usazeris.org/CR/CR_KhojalyCommemoration_ZoeLofgren.pdf
  38. Abbas Malek, Anandam P. Kavoori, The Global Dynamics of News: Studies in International News Coverage and News, Ablex Pub., 1999, с. 181-188.