Как посчитать налоговая нагрузка в страховых организаций. Как рассчитать налоговую нагрузку

). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год – от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций – менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722).

Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 году (формула)

Отправить на почту

- один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что для этого нужно.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/ Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/ , его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/ , регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе - для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля - для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности - непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/ , обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/ - одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ - несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО (таблица 8.2 приложения № 8 к письму № АС-4-2/).

Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

согласно формулировке, содержащейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

;

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Что определяет величину нагрузки по прибыли

напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Формула налоговой нагрузки по НДС

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС , рекомендованный ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки (приложение № 4 к письму № АС-4-2/).

Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:

ННндс = 100 × Нндс / НБрф,

;

Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:

ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),

;

НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).

Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/ , нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:

  • продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
  • продаже предприятия как комплекса;
  • авансам полученным.

Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.

Что определяет величину нагрузки по НДС

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?» .

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль

- один из индикаторов, на основании которых налоговики выносят решение об очередной налоговой проверке компании. Налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитывать самостоятельно, изучив ряд нормативных документов. Каких - расскажем в нашей статье.

Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»

Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности , надо обратиться к следующим законодательным актам:

Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/ Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/ информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.

Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.

Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/ налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.

Определение налоговой нагрузки

При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя - это:

уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;

общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.

Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия , и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.

В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:

для страны или ее территориальных образований;

отрасли народного хозяйства;

объединения компаний с одним направлением деятельности;

конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:

объем продаж (с НДС или без);

налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;

прогнозные показатели доходов и прибыли.

Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.

Пользователи информации о налоговой нагрузке

Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:

для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, - с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;

для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;

организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.

Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/ предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.

Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:

повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;

построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.

Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:

размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;

дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;

дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.

Последовательность расчета

Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

В приказе № ММ-3-06/ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

Нн = Сн / Вг × 100%,

где: Нн - показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

Сн - сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

Вг - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

НагП = НалП / (Вг + Вд),

где: НагП - показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль ;

Вг - выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

Вд - доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

В первом случае:

НагНДС = НалНДС / Б1,

Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

Во втором случае:

НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

ПН - сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

Д - совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

При упрощенке алгоритм примет другой вид:

где: НагУ - уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

НалУ - общая сумма налога по декларации;

Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

НагСН = НалСХ / Д,

НалСХ - размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

Д - итоговый доход по данным декларации.

Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

где: НагОС - уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

НалП - годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

В - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.

Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

Критерии оценки налоговой нагрузки

Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:

в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;

при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий - не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, - не ниже 1%);

уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).

В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:

спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;

некорректно определенный ОКВЭД;

рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;

масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;

увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;

существенный объем реализации за пределы России.

Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.

По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.

Налоговая нагрузка – это общая сумма налогов, которые компания должна уплатить в бюджет. Низкие показатели – верный способ попасть в план выездных проверок. Сверьте свои показатели с нагрузкой по видам экономической деятельности в 2019 году.

Одним из приоритетных направлений деятельности финансового директора является снижение суммы налогов к уплате. Ведь переплачивать государству, недополучая заработанную прибыль, не хочет ни один собственник. Особо ценятся те специалисты, которые могут в рамках законодательства, используя различные инструменты, приблизить сумму налогов к критическому порогу – среднестатистической нагрузке на бизнес, определенной фискальной службой по отраслям деятельности. Переход через пороговое значение будет чреват для предприятия выездной проверкой.

Что такое налоговая нагрузка предприятия и зачем ее считать

Вначале разберемся с терминами. Налоговая нагрузка в абсолютном исчислении – это общая сумма платежей, которые предприятие должно уплатить в государственную казну. В относительном исчислении – это общая сумма уплаченных предприятием налогов, отнесенная к сумме выручки, полученной предприятием за релевантный период, исчисляется в процентах.

Именно вторым показателем пользуется Федеральная налоговая служба для формирования плана выездных проверок на следующий год, сравнивая показатель в сданной финансовой отчетности со среднестатистическим по отрасли. Те компании, чьи показатели ниже нормы, попадают в список подозрительных. У инспекторов возникают сомнения, не использовала и компания противозаконные налоговые схемы, ведь в рамках закона получить столь позитивный результат теоретически невозможно.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности 2019

Каждый год ФНС публикует на своем сайте среднеотраслевые показатели по видам деятельности. Последняя информация, которую служба предоставила налогоплательщикам, это показатели за 2017 год. Компаниям нужно руководствоваться этой информацией, пока ФНС России не обновит данные. Сведения за минувший год служба обычно приводит в мае, то есть ждать показатели за 2018 год стоит в мае 2019 года.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2017 год
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых - всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение -всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи - всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Определить вид экономической деятельности фирма может по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Для каждого вида деятельности ФНС устанавливает свою нагрузку. Например, для производителей одежды она составляет 8,1 процента, а для производителей лекарств – 6,9 процента.

Возможна ситуация, когда компания не может найти свой вид деятельности в списке ФНС. Служба предусмотрела порядок действий для такой ситуация. Его она привела в своем письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@.

Служба рассмотрела случай, когда компания не может найти допустимый уровень налоговой нагрузки по своему виду деятельности. Так, на сайте ФНС отсутствует информация для курортно-санаторных организаций. В подобных ситуация служба советует ориентироваться на уровень налоговой нагрузки по России. По последним данным, он составляет 10,8 процента.

До какого уровня компания может безопасно снизить налоговую нагрузку

Смотрите, до какого уровня безопасно снижать налоговую нагрузку, чтобы снизить риск выездной проверки, и как отслеживать этот показатель.

Формула налоговой нагрузки

Формула расчета общей налоговой нагрузки на бизнес в относительном исчислении проста:

∑налог к уплате – общая сумма начисленных налогов за период, чаще за год

Выручка – выручка предприятия за аналогичный период

В включаются все виды применимых к предприятию налогов, а именно:

  1. Налог на прибыль.
  2. Налог на добавленную стоимость ().
  3. Налог на имущество.
  4. Налог на доходы физических лиц.
  5. Транспортный налог.
  6. Земельный налог.
  7. Акциз.
  8. Единый налог (для УСНО).
  9. Единый вмененный налог.
  10. И т.д.

Внимание! В расчет нельзя включать:

  • социальные взносы;
  • другие взносы во внебюджетные фонды;
  • НДС налогового агента по ввозимым товарам;
  • таможенные пошлины;
  • штрафы и пени по налогам и сборам.

Показатели налоговой нагрузки на бизнес по экономическим видам деятельности обновляются ФНС на ежегодной основе и публикуются в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на сайте ФНС.

Пример расчета

Посчитаем плановую налоговую нагрузку на бизнес на примере производственного предприятия, занимающегося производством химикатов.

Таблица . Выдержки из прогнозного баланса предприятия на 31.12.2018, млн руб.

Статьи баланса

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

48 352,8

Внеоборотные активы

25 672,2

Здания и сооружения

Производственное оборудование

Офисное оборудование и мебель

Автотранспорт и прочее

Капитал и резервы

Уставной капитал

  • прибыль / убытки прошлых лет
  • прибыль / убыток отчетного года
  • дивиденды

Прогнозная выручка с НДС за 2018 год составит 61 624 млн руб.

Доходы от внереализационной деятельности – 15,42 млн руб.

Прогноз по начисленным налогам представлен ниже:

  1. НДС – 2 304 млн руб.
  2. Налог на прибыль – 3 081,2 * 20% = 616 млн руб
  3. Налог на имущество – (25 210,9+25 672,2) / 2 * 0,022 = 560 млн руб
  4. НДФЛ – 246 млн руб
  5. Транспортный налог – 2,3 млн руб
  1. В абсолютном выражении

ННобщ = 2 304 + 616+560+246+2,3 = 3 728 млн руб.

  1. В относительном выражении

НН общ = 3 728/ 61 624 = 6,05%

Согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, среднестатистическая нагрузка на предприятия химической отрасли за 2016 год составила 3,5%.

Значит, налоговая политика рассматриваемого предприятия выстроена корректно, но не оптимально. У предприятия есть резервы для снижения показателя на 2,4%.

Помимо общей нагрузки на бизнес, принято считать нагрузку по каждому виду налога. Такой более детальный расчет позволяет проанализировать структуру уплачиваемых государству налогов, выявить потери и резервы по налогам, наметить вектор развития налоговой политики.

Так как наибольший вклад в общую налоговую нагрузку вносят налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, рассмотрим расчеты по ним, снабдив их примерами.

Как контролировать налоговую нагрузку

Финансовому директору нужно пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка предприятия не отличалась от плановой и от среднестатистической по отрасли долее чем на 1% в меньшую сторону. В большую – пожалуйста, но это влечет за собой переплату по налогам.

Чтобы не вызывать подозрений у ФНС, нужно из года в год последовательно выполнять шаги:

  1. Свериться с текущим законодательством, узнать изменения, среднестатистическую нагрузку по отрасли.
  2. Спланировать нагрузку по каждому из налогов и в целом по предприятию на год.
  3. Наметить методы, с помощью которых будет достигаться плановый уровень показателя. Закрепить их в налоговой политике.
  4. Контролировать выполнение плана и использование методов.

Периодический самостоятельный расчет налоговой нагрузки будет полезен по нескольким причинам. Во-первых, вы поймете, стоит ли ждать в скором времени выездную проверку, и успеете предпринять меры по предотвращению негативных последствий этого мероприятия. Или же примете решение поменять налоговую политику с целью небольшого повышения нагрузки и возможностью избежать проверки.

Во-вторых, вы сможете оперативно проверять эффективность проводимой налоговой политики и получите еще один понятный механизм оценки вашей работы со стороны собственников.

Расчет нагрузки по налогу на прибыль

Расчет производят по формуле:

Нпр – налог на прибыль согласно декларации за период, обычно год

Доп – доходы от операционной деятельности за аналогичный период

Двн – доходы от внереализационной деятельности за аналогичный период

Показатель не вызовет подозрений ФНС, если будет выше:

  • 1% – для торговых компаний;
  • 3% – для остальных предприятий.

Пример расчета

Рассчитаем показатель на примере вышеописанного химического предприятия

НН приб = 616 / (61 624 + 15,42) = 1%

Мы видим, что по нагрузка по налогу на прибыль существенно ниже норм, принятых ФНС. Поэтому Финансовому директору стоит перепроверить:

  1. Правильность прогнозных расчетов. В 70% причиной экстраординарного результата становятся ошибки расчета
  2. Правильность выбранной налоговой политики. Возможно, стоит спланировать увеличение налоговой нагрузки по налогу на прибыль, уменьшив при этом нагрузку по другим налогам.

Расчет нагрузки по НДС

Расчет и оценка нагрузки по НДС сложнее и более неоднозначен. Показатели для расчета берутся из декларации по НДС за отчетный период.

Согласно указаниям ФНС, нормальной нагрузкой по НДС считается та, которая соответствует двум критериям:

  1. Сумма вычетов из налога, рассчитанного по налогооблагаемой базе, не должна превышать 89%.
  2. Общая сумма налоговой нагрузки по НДС документально не определена. Но, исходя из опыта выбора компаний для проведения выездных проверок, требования к нагрузке аналогичны налогу на прибыль. Сумма НДС, отраженного в декларации за отчетный период, отнесенная к налогооблагаемой базе, должна быть больше 1% для торговых компаний и 3% для остальных компаний.

Расчет производят по одной из двух формул:

Нбвнут – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС,

Нбэксп – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

Пример расчета

В примере с химическим заводом, который не производит внешнеэкономических операций со ставкой НДС 0%, произведем расчет по первой формуле.

Прогнозная налоговая база по НДС, эквивалентная совокупной прогнозной стоимости по всем операциям продажи и авансам от заказчиков, равна 72 716 млн руб.

ННндс = 2 304 / 72 716 = 3,2%

Рассчитаем суммарные вычеты, повлиявшие на налог:

Исходный НДС:

72 716/1,18*0,18= 11 092

Итоговый НДС:

11 092 – 2 304 = 8 788

Доля вычетов:

8 788 / 11 092 = 79,2%

Как видно из расчетов выше, прогноз по налоговой нагрузке по НДС составлен верно. Показатели полностью соответствуют запросам ФНС и находятся на минимально низких диапазонах.

Как пояснить снижение налоговой нагрузки

Прежде чем прийти в компанию с выездной проверкой, налоговики направят ей требование пояснить низкую налоговую нагрузку. Если такой запрос от контролеров проигнорировать, выездной ревизии уже вряд ли удастся избежать. Поэтому лучше объяснить налоговикам, почему у организации снизилась налоговая нагрузка. Разберемся, как правильно составить пояснения.

Налоговики будут анализировать налоговую нагрузку организации в динамике. Изменениями в течение года контролеры вряд ли заинтересуются. А вот если нагрузка фирмы снижалась на протяжении трех лет подряд, это будет подозрительно. Как раз в такой ситуации организация, скорее всего, получит требование о пояснениях.

Написать пояснение для налоговиков можно в свободной форме. Закон не установил какой-либо конкретной формы для этого случая. Главная цель организации – показать проверяющим, что у нее не было цели намеренно занизить нагрузку. В качестве хорошего пояснения ревизоры могут принять, например, повышение цен на товар или услугу поставщиком либо снижение спроса на продукцию, которую производит организация.

Не лишним будет приложить к пояснениям какие-либо документы, которые подтвердят ваше обоснование. Для этого подойдут, например, выписки из бухгалтерских регистров, копии организационно-распорядительных документов.

Завершите пояснение обещанием исправить ситуацию и повысить нагрузку в будущем. Если уверены в примерных дата, когда это можно сделать, покажите их. Но конкретные даты все же лучше не ставить. Если организация не уложиться в срок, у контролеров вновь возникнут вопросы к ней. В случае со снижением спроса на продукцию можно написать, что если ситуация изменится, компания поднимет отпускные цены.

Анализ и планирование налоговой нагрузки

Ориентируются ли налоговики на показатели налоговой нагрузки? Конечно. Анализ ФНС проводит, когда формирует план выездных поверок на следующий год.

Внимание налоговиков привлекают компании:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам.

Если компания выглядит «недобросовестной» в глазах налогового инспектора, то он направляет от имени ФНС официальный запрос с просьбой прояснить найденные несоответствия. Если ответ не удовлетворит инспектора, выездной проверки не избежать.

С другой стороны, анализ должен проводиться и внутри предприятия с целями своевременного обнаружения ошибок налоговой политики и выявления неэффективности.

В рассмотренной в примере ситуации:

  • по налогу на прибыль – ниже норматива на 2%;
  • по НДС – соответствует нормативу.
  • Финансовому директору в первую очередь стоит задуматься о выравнивании показателей и правильном распределении налоговой нагрузки между видами налогов и попутном снижении общего показателя.

    Наиболее очевидным выходом из ситуации будет снижение налога на имущество с помощью таких методов как:

    • использование ускоренных методов амортизации;
    • лизинг ;
    • продажа малоэффективного и не используемого оборудования, зданий, сооружений;
    • возможно, аренда оборудования;
    • снижение первоначальной стоимости основных средств;
    • ;
    • использование налоговых льгот.

    Благодаря реализации методов по снижению налога на имущество, предприятие получит возможность повысить нагрузку по налогу на прибыль и снизить при этом общую налоговую нагрузку, избежав пристального внимания ФНС.

    В заключение отмечу, что финансовому директору не обязательно самостоятельно заниматься расчетами, анализом и планированием налоговой нагрузки. Так как за ведение налогового учета отвечает главный бухгалтер, логично будет включить эти функции в его должностную инструкцию. Вам нужно будет лишь запустить и контролировать процесс.

    ФНС обновила налоговую нагрузку по отраслям и видам экономической деятельности на 2019 год. Ее налоговики используют в первую очередь при подготовке плана выездных проверок. Поэтому компания должна заранее рассчитывать нагрузку самостоятельно, чтобы снизить риск проверки.

    ФНС изменила безопасную налоговую нагрузку

    Компания может оценить вероятность проверки, даже если для ее деятельности налоговики не определили среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки. ФНС в новом письме подсказала,

    Формула расчета

    Есть формула расчета налоговой нагрузки . Необходимо разделить совокупную сумму уплаченных/начисленных налогов на общую сумму выручки за год и умножить на 100 процентов. Полученный результат можно сравнить с таблицей показателей ФНС.

    Где Налоги – совокупная сумма уплаченных/начисленных налогов за период,

    Выручка – выручка компании за год.

    Пример:

    За прошлый год компания уплатила в совокупный бюджет налогов на сумму 4 200 000 руб., а общая выручка составила 98 млн. руб. Компания занимается обработкой древесины. Рассчитываем налоговую нагрузку так: 4,2 млн. делим на 98 млн. и умножаем на 100%, получаем налоговую нагрузку − 4,3%. Сравниваем эту величину с показателем по аналогичному виду деятельности в таблице, который составляет 2,8%. Получается, что налоговая нагрузка в компании соответствует среднему значению и риск оказаться в плане выездной проверки небольшой.

    Показатели налоговой нагрузки по отраслям и видам экономической деятельности по данным ФНС России

    Вид экономической деятельности (отрасль)

    Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

    Рыболовство, рыбоводство

    Добыча полезных ископаемых в том числе:

    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

    45,4

    добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

    18,8

    Обрабатывающие производства в том числе:

    производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

    текстильное и швейное производство

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

    обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

    производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

    издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

    производство кокса и нефтепродуктов

    химическое производство

    производство резиновых и пластмассовых изделий

    производство прочих неметаллических минеральных продуктов

    металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

    производство машин и оборудования

    производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

    производство транспортных средств и оборудования

    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
    в том числе:

    производство, передача и распределение электрической энергии

    производство и распределение газообразного топлива

    производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

    Строительство

    Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе:

    торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

    оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

    розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

    Гостиницы и рестораны

    Транспорт и связь в том числе:

    деятельность железнодорожного транспорта

    транспортирование по трубопроводам

    деятельность водного транспорта

    Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

    Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

    15,4

    * Расчет 2015 - 2017 года произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

    Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников (НДФЛ).

    Обязательно требуется формирование налоговой отчетности. Все действия реализуются согласно установленному законодательству.

    Вся величина налоговых сборов обозначается термином «налоговая нагрузка» — данная характеристика позволяет оценить финансовое состояние конкретного предприятия.

    Базовые сведения

    Налоговая нагрузка – одно из основных понятий-характеристик, позволяющее наиболее адекватно оценить положение дел на конкретном предприятии.

    Потому руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю стоит заранее ознакомиться со всеми наиболее важными понятиями и вопросами.

    К основополагающим возможно отнести следующие:

    • необходимые определения;
    • средние показатели в государстве;
    • действующие нормативы.

    Необходимые определения

    Для понимания действующих законодательных норм в обязательном порядке требуется заранее ознакомиться с понятиями основных терминов.

    Наиболее важными на данный момент являются следующие:

    • налоговая нагрузка — совокупная, налоговое бремя;
    • ИП (индивидуальный предприниматель);
    • кредитная организация;
    • налог;
    • НДФЛ;
    • налогооблагаемая база;
    • рентабельность.

    Совокупная налоговая нагрузка – это отношение всей суммы уплаченных налоговых сборов к полученной в результате коммерческой деятельности предприятия прибыли.

    Также данный термин трактуется как налоговое бремя предприятия. Так как налоговая нагрузка – это отношение, то для вычисления её применяется достаточно простая формула.

    Обычно такие данные требуются налоговой инспекции — составляются статистические данные.

    ИП, индивидуальный предприниматель – ведущее коммерческую деятельность лицо, зарегистрированное в специальном государственном реестре и работающее на особом налоговом режиме.

    Осуществляет выплату не только налогов на прибыль и иных, но также представляет собой налогового агента для своих работников.

    Кредитная организация – юридическое лицо, которому выдано специальное разрешение ЦБ РФ для проведения банковских операций с целью извлечения прибыли.

    В обязанности таких учреждений также входит уплата налоговых сборов различного типа. Такие учреждения удостаиваются максимально пристального внимания со стороны ФНС.

    Налог – некоторая выражаемая в деньгах величина, перечисляемая в пользу государства. Существует множество различных видов налогов. .

    Его выплачивают определенные категории предприятий, занимающиеся деятельностью, обозначенной в законодательных нормах.

    Данный показатель может быть различным, он варьируется в зависимости от отрасли и сегмента экономики. Государство различным образом изменяет величину этого налогового сбора.

    Налог на прибыль одновременно решает сразу две задачи:

    • позволяет пополнить бюджет государства;
    • дает возможность осуществлять регулирование экономического развития.

    Также большое влияние на бюджетное бремя оказывает налог на добавочную стоимость.

    Но применение данного сбора актуально лишь для некоторых, отдельных предприятий, занимающихся определенным видом деятельности. Потому при анализе бюджетного бремени НДС учитывается далеко не всегда.

    Как рассчитать по формуле

    Формула для расчета налоговой нагрузки на предприятии, ведущим свою деятельность на территории РФ, достаточно проста.

    Но при этом несколько неточна. Налоговые органы, составляющие статистические данные, достаточно усреднено рассчитывают данный показатель. Допускается несколько способов расчета этой величины.

    Федеральная налоговая служба использует следующую формулу:

    НН – величина налоговой нагрузки;
    СН – суммарное количество всех налогов, которые были перечислены в пользу государства в течение рассматриваемого налогового периода;
    ВБ – размер бухгалтерской выручки.

    Минфин использует схожую формулу, дающую практически аналогичные показатели. Но формат данного метода несколько отличается от применяемого Федеральной налоговой службой.

    Также существуют иные методики расчета, обозначаются они в учебниках по экономике.

    Но их сложно применить на практике, потому ФНС и Минфин используют максимально упрощенные методы вычислений. Так удается минимизировать вероятность допущения ошибок.

    Практическое снижение на предприятии

    Снижение налогового бремени на конкретное предприятие – относительно сложная задача. Существует множество легальных схем уменьшения необходимого к выплате налога.

    К наиболее распространенным и простым можно отнести:

    • переход на иную систему налогообложения;
    • оптимизация расходов, налогов;
    • изменение формы собственности;
    • реорганизация.

    Первый способ является наиболее эффективным, но воспользоваться им можно будет лишь при наличии определенных факторов. Оптимизация расходов, налогов, реорганизация также приносит не меньше пользы.

    Но зачастую становится причиной повышенного внимания со стороны Федеральной налоговой службы. Это приводит к увеличению вероятности проведения камеральной, выездной проверки.

    Особенности в зависимости от объекта

    Налоговое бремя – сложный, динамический, постоянно изменяющийся показатель. Потому стоит при его определении учитывать большое количество самых разных факторов.

    Причем касается это не только отрасли, в которой работает предприятие, но также самого типа налога. Так как применительно к различным сферам величина отчислений НДС, иных сборов может существенно отличаться.

    К наиболее важным вопросам сегодня можно будет отнести следующее:

    • налог на добавленную стоимость – НДС;
    • налог, налагаемый на прибыль;
    • налог на фонд оплаты труда.

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    На данный момент налог на добавочную стоимость представляет собой сбор, выплачиваемый при свершении с ними следующих действий:

    • реализация;
    • передача в безвозмездное пользование;
    • строительные работы;
    • импортирование.

    При учете НДС в случае вычисления налоговой нагрузки следует учитывать возможность принятия его к вычету, возмещения.

    Также налог на добавочную стоимость может не учитываться в случае, когда свершается операция, не являющаяся объектом налогообложения.

    Также нет необходимости в выплате НДС при работе на . Величина данного налога определяется просто.

    В конце налогового периода из суммарного количества НДС необходимо вычесть положенные предприятию . Именно эта величина и будет учитываться при определении налоговой нагрузки.

    На прибыль

    Налог на прибыль представляет собой прямой вид отчислений в бюджет государства. Величина его прямо пропорционально зависит от конечного результата финансовой деятельности определенного типа предприятия.

    Процедура вычисления данного налога проста, включает в себя всего одно действие:

    Результат данной процедуры и есть налог на прибыль. Необходимо помнить о большом количестве различных нюансов, непосредственно влияющих на данный показатель.

    Все их требуется учитывать. При вычислении налоговой нагрузки на предприятие данный налог является одним из самых важных факторов.

    На фонд оплаты труда

    Одним из самых важных налогов сегодня является НДФЛ – величина его может колебаться в зависимости от типа дохода от 9% до 35%.

    Стандартной и наиболее распространенной ставкой является 13% — такой налог платят все резиденты РФ.

    Несмотря на то, что НДФЛ платит из своего кармана работник, но не работодатель, данный показатель учитывается при вычислении налоговой нагрузки.

    – информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.

    Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

    Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

    Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

    • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
    • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.

    Формула и порядок расчета

    Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

    Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

    Нв÷Бн × 100,

    Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

    Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

    Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

    1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

    НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

    1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

    НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

    Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

    Бн 0% – налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

    Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

    Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

    Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

    Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

    1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
    2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
    3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
    4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
    5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
    6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
    7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень НДС к оплате.

    На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

    1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
    2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
    3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
    4. Полученные авансы также увеличивают базу;
    5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

    Пример #1 расчета налоговой нагрузки

    Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.

    1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
    2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
    3. Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
    4. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
    5. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
    6. Налог на прибыль 41 333,76 руб. (206 668,8 × 20%).
    7. Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)

    Рассмотрим типовые проводки

    Дебет

    Кредит Сумма Расчет
    41 60 3 325 000
    19 60 598 500

    Входящий НДС

    60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
    68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
    62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
    90.3 68.2 704 471,18 Исходящий НДС
    51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
    44 76 336 694,92 Доп. Расходы
    19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
    76 51 397 300
    68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
    44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
    68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
    90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

    Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:

    659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

    Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:

    45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

    Пример #2 расчета налоговой нагрузки

    Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = – 66 832,2 руб.

    То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

    Дебет Кредит Сумма Расчет Содержание
    41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
    60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
    62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
    90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
    51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
    44 76 336 694,92 Доп. Расходы
    19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
    76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
    68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
    99 90 66 833,2 Убытки предприятия

    Удельный вес НДС к вычету

    60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

    Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

    643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

    Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

    Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

    Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.