Духовно-нравственный кризис общества. О духовно-нравственном кризисе в россии и путях его преодоления Духовно нравственный кризис

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Мирошниченко Ю. С.

Мингалёва Виктория, студентка Белгородского педагогического колледжа

Данная статья раскрывает проблемы духовности современной России. Акцент делается воспитание патриотизма и гражданственности. особое внимание уделено необходимости возвращения православных традиций и ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мингалева Виктория,

11 КП группа,

Белгородский педагогический колледж

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

Гёте

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя .

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

В Белгородской области, Прохоровском районе в дань памяти и преклонения перед подвигом предков на месте страшных событий Великой Отечественной войны создан Государственный мемориальный музей-заповедник.

Храм святых апостолов Петра и Павла построен в 1995 году в посёлке Прохоровка на народные средства в память о погибших в Курской битве. В нем на мраморных плитах высечено более 7000 имён воинов, павших под Прохоровкой в годы Великой Отечественной.

В 2000 году на территории храма открыт памятник «Колокол единения». Главный архитектор - Д. С. Соколов.

Памятник Победы - открыт 3 мая 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Воздвигнут на Прохоровском поле в районе высоты 252,2, где 12 июля 1943 года произошло встречное танковое сражение. Памятник представляет собой 4-гранную звонницу высотой 52 метра. Её венчает золоченная сфера с 7- метровой скульптурой Покрова Пресвятой Богородицы. Авторы проекта: В. М. Клыков, Р. И. Симерджиев, Г. К. Силохин.

В 2003 году осуществлён масштабный проект мемориального музея «Прохоровское поле - третье ратное поле России». В нём представлена широкая экспозиция и экспонаты времён Великой Отечественной войны. Люди со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории и почтить память героического подвига нашего народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи . На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Примечания

  1. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас //Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 10-15.
  2. Федоряк, Н.А. Современная молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества. 2009. С. 22-23.
  3. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М., 2003. – 458 с.
  4. Протоиерей Евгений Шестун Православная педагогика. – М., 2001
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть? Мингалёва Виктория, 11 КП группа, Белгородский педагогический колледж

«Сон разума порождает чудовище» ИОГАНН ВОЛЬФГАН ГЁТЕ 1749 - 1832

Актуальность исследования: Страна потрясена духовно-нравственным кризисом, вызванным экспортом чуждых России традиций и культурных ценностей из-за рубежа; Глоболизация и технологизация общества приводит к формированию человека потребления и невосприятию традиционных духовных ценностей.

Как же вернуться к духовным идеалам и вырастить нравственно здоровое поколение? Добро Правда Милосердие Вера Надежда Любовь Духовность Семья Память Историческое наследие Патриотизм

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Блок А. А. *** Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский

Любовь к Родине – понятие многогранное: осознание причастности к истории, культуре, традициям своей земли и народа; ощущение неразрывности со своими корнями и этносом; чувство долга и самопожертвования; гордость и неугасимая Вера в величие своей Родины

Россия – Дом Пресвятой Богородицы

Ратные поля России Куликовское поле - 1380 год Бородинское поле – 1812 год Прохоровское поле – 1943 год

Прохоровское поле (из к / ф «Неизвестная война»

Храм Петра и Павла

«Колокол Единения»

Памятник Победы

Покров Пресвятой Богородицы

Мы победили!

А сегодня: Нравственная опустошенность молодежи; Кризис и разрушение семейных ценностей; Несогласие социальных институтов в реализации одной цели: восстановление духовности, нравственности, интеллектуального потенциала русского народа.

Мы считаем необходимостью: Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже – в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один – в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, – раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .


И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее – Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм – религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог – это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира – И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других – свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир – это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) – точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная – это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей – биополя, которое отражает его мысли и чувства.
Проблема Нравственности и глобальный кризис общества

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека – за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» – в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество – это братство народов.
«Свобода» – в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода – это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» – в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть – это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» – в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы – временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» – в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд – высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» – в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе – мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» – в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья – гармония с Природой.

«Образование» – в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» – в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе – способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» – в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе – даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» – в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» – в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья – опора общества и государства.
«Свободное время» – в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса – повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!

А в Мерике очень популярен сериал (в октябре ожидаются новые поделки) под названием Walking Dead, зомби то есть. Проблема философски-нравственная - на нижайшем уровне, мельчайшим курсивом - ПОЧЕМУ люди (америкосы) вдруг стали зомби (какой-то вирус от кого-то) и КАК МОЖНО уничтожать людей и даже - притом - своих соотечественников. Их просто уничтожают в борьбе за существование и даже уничтожают НЕЗАРАЖЕННЫХ, опять же, в борьбе за существование. В этом - как в зеркале - духовно-нравственный кризис "общества".
Дон Борзини

Спасибо, Дон. На самом деле, идея отстреливать всех поголовно в зараженной зоне присутствует во множестве подобной лит-ры. Где-то выпячивается на первый план, где-то проходит обыденкой, как само собой разумеющееся(просто, очистка территории от заразы).
Борьба за существование -- это, худо-бедно, мотив, естественный, природой подаренный. Но, как ты и сам догадываешься, большинство войн и соответственно убийств совершается "на потребу": по экономическим, политическим, религиозным мотивам, иногда из любопытства(убить и посмотреть, как это будет).
А еще есть мотив классовый, самый из всех гадкий. Одна часть общества считает себя интеллектуальной и денежной элитой(золотой миллиард) и старается очистить землю от неугодных и недостойных жить быдл и холопов, примерно, как киевская знать вычищает Донбасс, не выносит она запаха мужицкого(невольно Михаил Евграфовича процитировал).
Они считают это не духовным кризисом, а духовным возрождением, мол, чем больше интеллектуалов на душу населения, тем общество красивее, а это всего лишь интеллектуальный фашизм. Кстати, ничуть не лучше всякого другого фашизма.

Рецензия на «Лицо элиты» (Анатолий Шинкин)
Здравствуй, Анатолий!
Хорошо накаляешь, такая злость
закипает, только куда её направить?
Второе поколение выращиваем после
распада великой страны, а ничего не меняется...
Чем отличается тамбовская группа от кОховской,
только названием: элитно-чиновничья (вторая)...)))
С выходом тебя на орбиту, как поработал?
Крепко жму руку, Юрий.

Здравствуй, Юрий. У нас без перемен: работы все больше за все меньшие деньги.
Ребята с Путинского двора никак не нажрутся. Скажу точнее, поговорка: "Аппетит приходит во время еды", -- к ним подходит идеально, желание хватать и жрать прирастает в геометрической прогрессии.
На вопрос, почему твои клевреты на заоблачных зарплатах? Красавец ответил четко, как понаписанному:
-- Их доходы сопоставляются с зарплатами ведущих, талантливых топ-менеджеров мира.
Юра, я выпал из кресла. Чтобы стать другом президента и получить в управление весь газ, всю железную дорогу, всю экономику большой страны и так далее, -- не нужны таланты управленца. Живут в России, но равняются непременно на весь мир. А могли бы они сделать карьеру там? Или прыгали бы в труселях по островам, пока не выловит тамошняя полиция?
Сопоставить бы зарплаты топ-, извини за выражение, "менеджеров" с зарплатами наших рабочих.
Вот только что в новостях яндекса прочитал, мол, Набиулина -- лучший в мире начальник Центробанка, а до нее кудрин был лучшим министром финансов)))), президент у нас, ты уже догадываешься наверное... так же лучший в мире.
И чего нам не хватает?)))

Чиновники не с Марса прилетели, -- это наши соседи, друзья, родственники. Капитализм, кто первым схватил за горло, тот и съел и выжил за счет ближнего. У них сейчас любимая поговорка: "Не я такой, жизнь такая"))
Путь предпринимателяв России не усыпан розами. Это бесконечная борьба с жестким, напичканным коррупционными ловушками законодательством; с чиновниками; службами, радеющими о благе потребителей; коллегами-конкурентами; аферистами, жирующими в данной сфере и пр. и пр. чему нет числа))
Остаться доброжелательным и человеколюбивым предприниматель не может по определению.

Место действия -- среду создают люди, а среда, агрессивная, злобная, подозрительная, создает соответствующих людей.
Встречаются приличные люди. Многие, начиная карьеру, работали "за бесплатно", в надежде на будущие дивиденды, -- цинизм и жадность приходят с опытом.
Чем больше зарплата, тем выше самооценка, и дальше скамья подсудимых.
Даже средний чиновник быстро достигает порога, за которым начинается неподсудность и вседозволенность))

В Гоголевском "Портрете" чиновники заказывали нарисовать себя любимых, опирающимися на фолиант с надписью "Всегда стоял за правду"))))
Нынешние, обтеревшись от разноцветной икры, упражняются на инетовских форумах. Отстаивают идеи справедливости и моральные ценности.
превращаются в зверей (попробуй, тронь слугу народа -- загрызут); и становятся рабами у денег и власти -- совершенно несвободные люди -- живут при деньгах и власти, а, если отойдут от руля, сядут, как мадам из оборонсервиса.
Я бы назвал такое наказание Щадящая посадка")))))))

Рецка на память Интересный вопрос

А как насчёт законности присоединения Крыма к России?
Я и к украинской власти отношусь плохо. Но, по крайней мере,
она не засылает в соседнюю страну оружие и своих вояк...
Александр Рубаха

Александр, ломать копья не буду, все аргументы сторон высказаны и, как водится, не услышаны. Все остались при своем мнении.
Моя позиция: я всегда играю и болею за свою команду, и в свои ворота мячей не забиваю. Законность-незаконность, объективность-субъективность, -- все мимо.
Мы взрослые люди и точно знаем, что правила и законы не соблюдают воюющие стороны.
Я всегда за наших, а правы или не правы будем разбираться, когда победим, а мы победим -- даже не сомневайтесь

Рецка на память Бардачок
Анатолий Шинкин
Путин -- форвард, забивающий голы. При том что команда бестолково мечется по полю, сплошь и рядом, намеренно или случайно направляет мяч в сторону своих ворот, Путин перехватывает, прорывается и вкручивает соперникам очередную "банку".
В новейшей истории мы уже видели два пути развития России: Ельцинский -- либеральный, демократический, уступающий, под диктовку советников из Европы и Америки. Дошли до ручки, траву ели, мерли, как мухи. Свобода была полная, только мало кто ей радовался.
Сейчас Путинская несвобода, с закручиванием гаек, затыканием ртов, санкциями и прочим.
Во-первых, а для многих главном, -- наелись, -- из жратвы только норвежской семги не хватает да фуагры.
Не хлебом единым. Всяк болтает и пишет, что угодно и где угодно, не заботясь о последствиях. Едет в Зарубежи свободно, теперь Зарубежи думают, как от русских загородиться.
Цены растут, на то они и цены. Снижал только Сталин, -- люди из той эпохи, произнося это имя, до сих пор опасливо оглядываются.

Егоров
Не, если сравнивать режимы Путина и Сталина, то честь и хвала Путину. Но о закручивании гаек речь и не идет. Нет у современного режима ни ключа гаечного, ни слесаря грамотного. В том то и беда, что бардак перестал быть управляемым

Анатолий Шинкин
Соглашусь, Емельян. Легкий бардачок добавляет творчества, позитива и конструктива, но в Путинской команде бардачок уже перерос средний и все более доминирует, прикрываясь словечками о единении вокруг вождя и патриотизме. Путин уже сказал. что если свой начинает брать на лапу, он автоматически превращается в чужого со всеми вытекающими.
Хочется верить, что это не просто фраза

Рецка на память Достали

Можно помечтать, что настигнет некоторых депутатов судьба-расплата, но девяносто девять и девять десятых депутатской массы будут продолжать валить на народ тем, что остается от хорошо переваренной фуагры и норвежской семги.
В Украине война -- цены растут. У нас войны нет, но цены зашкаливают: газ, вода, бензин -- не нажрутся никак. Видна, точнее, ярко выражена работа депутатов и правительства.
Наша Дума и наша Власть -- жадная глотка и она же громадная жопа, которая не устает срать на нас

Рецка на память Человек человеку...

Народ учится и привыкает получать удовольствие от конфликта. Все чаще пустяшные недоразумения превращаются в схватки до выдирания волос и попыток перегрызть горло ближнего.
В России традиционно кастовое общество. Имущественное неравенство проблему обострило. Народ бьется за место на более высокой ступеньке социальной лестницы.
Самый простой способ почувствовать свою значимость -- опустить ближнего.
Прикинул двухметровый дяденька-охранник, мол, старушка сдачи не даст, и мгновенно "соблюл инструкцию"
Ощутив слабину, разом обозначаем массив, на который можем плюнуть сверху вниз и ничего за это не будет. Чем шире массив, тем больше значимость, тем больше мы люди.
И как-то сразу захотелось из людей... в кого-нибудь более человечного... котейку дворового или щенка лопоухого.

Природа,... мать

Примеришь на себя "Законы Природы",
и хочется "по волчьи выть"

Заложенная природой предосторожность: отдаваемое должно возвращаться с рентой, чтобы иметь запас доброго и хорошего на случай непредвиденного.
Кто отдает больше, чем получает в ответ, -- наращивают в себе несоответствие, которое постепенно выльется в обиды, а там и в неврозы

Закон джунглей -- это и есть закон природы: следование законам выживания, оттачивающимся веками борьбы за место под солнцем.
Пытавшихся быть добрыми быстро съедали... и съедают
Законы морали и нравственности противоречат законам природы, как заповедь "Ударили по левой щеке -- подставь правую" противоречит здравому смыслу.

В драке стараемся непременно отдать больше, чем сами получили -- альтруисты

Несколько тезисов о революции
Анатолий Шинкин-2
В ответ на максимализм девушки

Уходят Кибальчиши, гаснут искры
от растоптанного сердца Данко,...
Плохиши правят бал...

Революционное мнение
Давно не считаю революции благом. Народ от них получает только разорение и кровь, выигрыш достается "главным революционерам", которые -- правило без исключений -- хуже и гаже свергнутых консерваторов.
Единственный положительный момент революционной ситуации -- анархия, возможность выплеснуть злость, вцепившись зубами в горло врага, упиться, опьянеть от возможности мстить, -- оторваться по полной в революционном угаре.
Жить после такого отрыва совесть не позволит. Герой умрет, предварительно спившись, а революционные плоды будут жрать очередные мерзавцы.

Победа революции
Места рядом с Богом заняли победители и начали жрать оставшихся внизу.
Едва заметив проблески победы, бросают врага и вцепляются в горла друзей, стремясь занять и закрепить за собой место под солнцем.
Не дай бог гражданской войны и не дай бог стать в ней победителем.

Смерть как повод

Плохишами не рождаются, их заботливо
выращивают на привозных деньгах,
как на элитном навозе

У Путина своя игра, а Бывший Губернатор
сыграл роль в чужой

Ум мой уже не тот, а года уже эти. И чем больше мне этих лет, тем меньше я сочувствую революционерам, -- тем, этим, а также самым продвинутым и благородным.
От души желаю, чтобы всех их вовремя "опускали". Чтобы люди могли наконец вздохнуть свободно, работать на себя и жить спокойно в труде и мире.
Тут у нас днями грохнули одного... . Оппозиция радостно бросилась в кураж, в протест, и в наступ. Такое ощущение, что они его и грохнули, чтобы создать повод.
Уж, больно быстро все организовалось. Будто выполнение плана по пунктам: выстрел "Авроры", захват мостов, телеграфа, телефона..., штурм Зимнего...
Грустный юмор революционного цинизма.

Замкнутый революционный круг

Дантон казнил предыдущих, ему снесли голову следующие.
Естественный процесс сменяемости и обновления
революционеров в обществе

К благополучию идти, как Ильич
завещал: "Своим путем")

Теперь только эволюция, пусть недружелюбная
и слишком медленная, но чтобы все были живы

Многие революционеры ощущают себя первопроходцами, распахивают рубахи и бросаются на баррикады, не подозревая, что механизм бунта давно изучен и просчитан; и направляющая рука уже рассчитала по скольку килограммов "мяса" положить под каждый из углов новой власти.
Революции происходят по одной схеме-алгоритму: хорошие парни свергают, занимают место плохих и сами становятся не лучше. Революции сбрасывают социальное напряжение, но не лечат человеческую природу.
Выдвигаем, а потом начинаем понимать, что задвинуть выдвинутого можно только революционным путем. За место держаться будет, даже по самые уши обгадившись.
Народ, выплеснувший беспощадную ярость, поначалу довольствуется бессмысленной победой, а потом разочаровывается и начинает внутри себя готовить новых "хороших парней"

Человек человеку

Буржуй буржую рознь. Для одних "быдло" по барабану, что есть, что нет. Другие – лениво, от случая к случаю, презирают. Третьи -- активно ненавидят. Приблизительно такая градация и у пролетариев: первым -- плевать, вторые -- на буржуев свысока, по завещанию пролетарского поэта, а вот третьи -- убить готовы.
Когда настроения третьих овладеют толпой, русские в очередной раз набросятся друг на друга, брат на брата, отец на сына, не столько от жажды справедливости, а, скорее, от сжигающего желания утолить ярость.

Новые люди

Нувориши (от слова "вор") размножаются в геометрической прогрессии.
Власти сумели внушить народу, что деньги и успех, добытые любым путем, -- это хорошо и нравственно, и уж точно не наказуемо.
Потому у наших высокопоставленных воров длинная скамейка запасных, всегда готовых подставить плечи и карманы для воровства к новым вершинам.
Благо, революций в ближайшее время не предвидится: желающих отстоять, толкаясь и грызясь, в очереди к кормушке в разы больше, чем горящих стремлением умереть или сесть за идею.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проявления кризиса . В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах. Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых россиян не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными, особенно у представителей мужского населения. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, развлечениям, сексу, картам и наркотикам. Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков современного российского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других. Отношения любви все больше сводятся к чисто сексуальному партнерству, а дружба чаще всего диктуется корыстными интересами. Данная проблема имеет давние корни, восходящие к тому времени, когда гражданин государства рассматривался в качестве механизма огромной государственной машины, "колесика и винтика единой системы". Однако в последние годы ситуация еще более усугубилось, поскольку раньше коммунистическая мораль в какой-то мере сдерживала скрытые пороки, а сейчас они вышли наружу и, в отсутствие каких-либо ограничений, практически захватили все слои общества. Нездоровый нравственный климат, отсутствие перспектив будущего наряду с неблагоприятными социально-экономическими условиями являются главными причинами отъезда многих талантливых россиян за границу (утечки мозгов). Выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены и предприниматели уезжают не потому, что там благополучная и безопасная жизнь (хотя и это немаловажно!), а потому что не могут реализовать свой богатый внутренний потенциал в пределах своей страны. Оказавшись в более благоприятных условиях, они добиваются значительных успехов в избранной сфере деятельности. При этом Россия теряет свои лучшие интеллектуальные и духовные силы, которые могли бы внести значительный вклад в ее благополучие и процветание. Те, кто остается, озабочены преимущественно тем, как заработать больше денег, или попросту борьбой за выживание. Они страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего получает массовое распространение депрессия, растут заболеваемость и смертность населения. Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в России имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон электропоездов. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Наши леса, пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия. О причинах духовного кризиса . Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в постперестроечной России новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу . После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены августовской революцией 1991 г., в условиях России либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое. Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сейчас, по прошествии 16 лет, в стране не создано взамен никакой идеологии! Нет четких социальных ориентиров на будущее. Россия не знает, куда идет! Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие - которые активно усваиваются нашими согражданами. Средства массовой информации, а также многочисленная появившаяся на прилавках литература учат нас, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Нравственные качества человека а таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются. Вторая причина заключается в том, что государство в постперестроечный период фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач. В результате этим делом активно занялись СМИ, формируя моральные идеалы российского общества на свой лад, ориентируясь на те самые образцы западной культуры, о которых уже говорилось выше. Возможно, государство считает, что воспитание нравственности - дело церкви, но ее влияние слишком незначительно! Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности (имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ). Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества. На службу этим порокам становятся СМИ, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости. Всем известно, что Рим погубили не варвары, а падение нравов. Не станет ли Россия очередной жертвой духовной деградации? О возможности преодоления кризиса . Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности! Необходима специальная политика в этой области! У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать? России срочно необходима новая идеология! Все здоровые силы общества, обеспокоенные будущим российской нации, должны сплотиться для решения проблемы духовного возрождения страны. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Какие ценности будут усваивать молодые россияне? Можем ли мы ориентироваться на западный идеал? Западное общество, ориентированное на потребление материальных и духовных благ, значительно опережает нас как по социально-экономическим показателям (уровень жизни), так по уровню нравственности (соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности). И нам еще многое предстоит сделать, чтобы достичь того уровня, который имеют развитые страны. Поэтому в какой-то мере ориентация на западные ценности обоснована. Но что стоит за этим? Рост депрессий и самоубийств в ряде вполне благополучных стран свидетельствует, что эти общества на самом деле далеко не благополучны. Кроме того, жители Западной Европы и Северной Америки подвержены хроническим заболеваниям не меньше, чем россияне. В ряде стран падает рождаемость, увеличивается число бесплодных женщин. Все пороки современного общества - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. - распространяются с ужасающей скоростью и у них. По свидетельству многих россиян, побывавших за границей, уровень культуры и нравственности западной молодежи крайне низок. Все блага легко достижимы, ни за что не надо бороться, а что дальше? Смысл жизни потерян. По-видимому, отсутствие концепции будущего для развитых стран также является проблемой. Следовательно, ценности общества потребления не должны служить для России в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Идеалы насилия и свободной любви уже сейчас в нашем обществе выходят на первое место, достаточно только включить телевизор или взять в руки любую газету. Духовная деградация молодежи увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. О благополучии государства нельзя судить лишь по уровню зарплаты, росту доходов населения и числа богатых людей. Если духовно-нравственное развитие человека отстает от уровня его материального благосостояния, возникает духовный кризис, который знаменуется теми явлениями, о которых уже говорилось выше. Это вовсе не значит, что государство не должно стремиться к росту материального благосостояния граждан! Но на первом месте должна быть забота о воспитании моральных качеств, которые позволят человеку принять эти блага без духовного ущерба для себя. Богатство, пришедшее к человеку, который в буквальном смысле не заслужил его (не дорос до него по своим личностным качествам) развращает, портит характер и лишает смысла жизни. О принципах воспитания нового мировоззрения. При разработке будущей идеологии необходимо опираться на богатое духовное наследие нашего прошлого исторического опыта, в том числе принципы православия, патриотизма и коллективизма, а также на выдающиеся достижения мировой философской и этической мысли. Во главу угла должны быть поставлены идеалы гуманизма, то есть человеколюбия, уважения к человеку, которое, как уже говорилось, в современном российском обществе практически отсутствует. С одной стороны, это является пережитком крепостнических времен, с другой - наследием советского режима. Гуманистические идеалы, провозглашающие приоритет человека - это то позитивное, которому нам необходимо научиться у наших соседей из западных стран. Россия должна использовать лучшие традиции своего и чужого исторического опыта и отказаться от тех, искоренять те, которые являются препятствием для создания нового сообщества духовно развитых людей (в частности, такие качества, как авторитарность, пассивность, низкая ответственность, безынициативность). О роли религиозно го сознан ия . Необходимо вернуться к идее Божественного происхождения человека, поскольку учение Дарвина о том, что человек есть результат эволюции приматов, наносит человечеству огромный нравственный ущерб. Если исходить из этой теории, человек появился случайно, а человеческое общество возникло либо как результат общественного договора, либо в ходе развития общественного неравенства и эксплуатации, и непонятно, что же ждет человечество в будущем. Люди сочиняют разные социальные доктрины, утопии, которые опровергаются самой жизнью. Но хуже всего, что на человеческие отношения автоматически переносятся законы животного царства (выживает сильнейший, который уничтожает и подавляет своих соперников). Однако даже животные в каком-то смысле оказываются более милосердными, чем люди! Материалисты могут возразить, что существование Высшего разума и Божественное происхождение человека не доказано. Однако нравственные аспекты проблемы нельзя сводить к чисто научным! Ситуация в нашей стране и в целом на планете такова, что на повестке дня стоит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Проблемы терроризма, участившиеся природные катаклизмы есть прямое следствие нарушения человечеством нравственных законов, которые придуманы не человеком, а вытекают из Высших мировых законов природы и Вселенной. Поэтому возвращение идеи о божественном происхождении человека продиктовано высшей целью, задачей выживания человечества! Как не вспомнить великого Канта с его идеей о необходимости морального обоснования бытия Бога! Слова гения нашей литературы Ф.М.Достоевского о том, что "если Бога нет, то все дозволено", произнесенные устами одного из братьев Карамазовых, стали пророческими. В ХХ веке и в начале нового тысячелетия человечество оказалось ввергнуто в пучину жесточайших катаклизмов, равных которым не знала история, катаклизмов, виновниками которых стали люди, отвернувшиеся от веры в Бога и сами возомнившие себя богами. Наша жизнь коренным образом изменилась бы, если бы с детства каждый человек знал, что его появление на нашей планете не является случайностью. Уровень нравственности резко повысился бы, если бы каждый из людей осознавал, что является результатом Божественного творения, частью Высшего Замысла, воплощенного на Земле, чтобы выполнить свое предназначение и внести вклад в развитие Вселенной и в создание мировой гармонии. Об использовании позитивного опыта прошлого . В настоящее время проблемами духовности и нравственности занимается преимущественно церковь, но ее влияние слишком незначительно. Государству следует объединить усилия с церковью! Оправдано ли в наших условиях отделение церкви от государства и школы от церкви? К решению проблемы духовного возрождения России необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества - философов, представителей церкви, писателей, политиков, психологов и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии, или объявить конкурс таких программ. Возможно, могла бы оказаться полезной практика пятилетних планов. Разумеется, речь идет не о мелочной регламентации всех сторон жизни, а лишь о создании четких ориентиров развития в различных областях общественного развития - как социально-экономической, так и культурной и нравственной. Почему бы не позаимствовать у прошлого строя его сильные стороны? Нравственность и школа. Особое внимание следует уделить работе с образовательными учреждениями. Уже говорилось о том, что культурно-нравственный уровень нашей молодежи вызывает опасение за наше будущее. Моральный климат во многих школах таков, что лучшие представители педагогических кадров часто вынуждены уходить из школ или не приходят туда вовсе. Школьники неоправданно перегружены теми предметами, которые им в жизни не понадобятся. Это отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Но хуже всего та нездоровая психологическая и нравственная атмосфера во многих российских школах, о которой уже говорилось выше. Все пороки современного общества расцветают в них пышным цветом - наркомания, культ силы, неуважение и презрение к человеку, сексуальная распущенность и т.д. Поэтому родители из состоятельных семей стремятся перевести своих детей в частные школы, чтобы уберечь от этого пагубного влияния. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных, поэтому лучшие выпускники пединститутов уклоняются от работы в школе (а также и по причинам, о которых говорилось выше). Государству необходимо срочно разработать систему мер по оздоровлению климата в школах, иначе мы рискуем вырастить духовно больные поколения, последствия чего могут быть самыми катастрофическими. Следует более тщательно подойти к разработке критериев отбора лиц, поступающих на педагогические специальности, может даже ввести особый нравственный экзамен для педагогов, для чего создать специальные комиссии по педагогической этике. Необходимо поднимать престиж педагогический деятельности, пересмотреть систему оплаты и социального обеспечения учителей. В оптимизации системы школьного образования необходимо объединение усилий с церковью. Церковь должна взять под опеку начальные и средние учебные заведения! Ее влияние должно быть усилено не только в плане введения преподавания специальных дисциплин, но и во внеучебной работе! Полезно вспомнить лучшие традиции детских и молодежных организаций, пионерских лагерей предшествующей эпохи! Этими организациями, а также различными кружками и секциями по интересам. следует охватить как можно больше детей и подростков, чтобы они не проводили свое свободное время в подъездах, с сигаретами и пивом или в поисках наркотиков. Для этого нужно не только поддерживать детские клубы, но и создавать такие кружки при школах, всячески поощряя полезные инициативы учителей. Конечно, методы вовлечения детей должны быть не формальными, а исходить из их желаний и интересов. Всех, кто работает с подрастающим поколением, необходимо подвергать самому тщательному нравственному отбору, ведь в их руках - будущее страны! Соответствующую гуманитарную и нравственную подготовку должны проходить и врачи, поскольку многие из них забыли, что такое человеческое отношение к своим пациентам! Об экологическом воспитании . Как уже говорилось, проблемы экологии вытекают из проблем нравственности, или, точнее, безнравственности людей. Поэтому экологическое воспитание должно играть важнейшую роль. Наряду с моральным воспитанием следует с ранних лет прививать детям любовь к природе, учить ухаживать за животными и растениями, воспитывать аккуратность и стремление к чистоте. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи средства массовой информации, чаще демонстрировать фильмы и передачи о природе, о мире животных, о нашей планете. В школах обязательно должны быть созданы экологические кружки и организации, полезно проводить экологические рейды, туристические слеты. Если новые поколения россиян не осознают важность защиты окружающей среды, мы лишимся в ближайшее время наших природных богатств, а это рано или поздно приведет к экологической катастрофе, а затем и к гибели нашей цивилизации. О принципах нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей должно включать в себя формирование правильного мировоззрения и соответствующих черт характера. Автором данных строк был проведен опрос среди студентов заочников, то есть людей уже взрослых, имеющих семьи, какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей. Выяснилось, что почти все опрошенные имеют очень слабое представление о том, чему они их учат! Родителям и педагогам следует четко себе представлять идеальный облик будущего человека (педагогический идеал) и воспитывать у подрастающего поколения соответствующие черты характера. 1. В раннем детстве родители должны помочь ребенку осознать его жизненные задачи, возложенные на него свыше, помочь ему найти свой Путь в жизни. В соответствии с этим должен происходить выбор профессии. 2. Необходимо внушить ребенку, что он должен развивать свои таланты и способности, которые даны ему свыше для выполнения своего Предназначения. 3. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих душевных качеств, позитивных черт характера и к максимальной самореализации. Каждый должен осознать данный принцип как один из основных духовных законов существования человечества, поскольку, если прекращается развитие и духовный рост, наступает деградация личности, разрушается организм, человек болеет и рано уходит из жизни. 4. Каждый молодой человек должен осознавать, что важнейшей его жизненной задачей является создание семьи и воспитание детей. Следует воспитывать осознанное, взвешенное отношение к правильному выбору спутника жизни, главным критерием которого должны быть любовь и духовная общность, а не страсть или расчет. Каждый молодой человек должен готовиться стать родителем и нести прямую ответственность за своих детей, за их здоровье и нравственный облик. Необходимо запретить пропаганду в СМИ и литературе идей сексуальной свободы, так как это уродует личность. 5. Принципы гуманизма должны стать основополагающими в отношениях между людьми. Необходимо воспитывать уважение и терпимость по отношению к своим согражданам, гражданам других государств, к противоположным мнениям и идеям. Одним из главных принципов должно стать воспитание чувства любви - к себе, как к частичке Вселенной, к другим людям, к природе и нашей планете. 6. Каждый человек должен понять, что он является ответственным за свои слова и мысли. Человек - часть Вселенной, он связан с ней единым информационным пространством, и необходимо помнить, что наши неправильные и агрессивные мысли и слова способны нанести непоправимый вред как окружающим людям и планете в целом, так и нам самим. 7. С самых ранних лет ребенок должен приучаться заботиться о своем здоровье, рассматривая это как одну из своих главных жизненных задач. Наше тело - часть природы, и мы должны относиться к нему также бережно, как и к окружающей нас среде. Развитие личности в целом должно определяться не частными интересами государства и меняющейся политической коньюнктурой, а опираться на знание Законов Вселенной! О Центр ах самореализации и духовного развития. В целях формирования у подрастающего поколения правильного мировоззрения, воспитания позитивных черт характера и развития лучших душевных качеств, с одной стороны, а также раскрытия заложенных в детях способностей и талантов и максимальной реализации внутренних возможностей необходимо значительно реформировать в целом систему образования и воспитания. Автором данных строк хотелось бы предложить идею создания специальных воспитательно-образовательных учреждений, Центров духовного развития и самореализации, сочетающих в себе дошкольное воспитание (детские сады), обучение в средней школе и получение высшего образования гуманитарного профиля. Для работы в таких учреждениях должна проводиться тщательная подготовка и отбор педагогических кадров. Эти учреждения будут работать не только с детьми, но и с родителями, прежде всего с теми, кто ждет ребенка, потому что воспитательное воздействие начинается еще до рождения, в утробе матери. От душевного состояния и здоровья беременной женщины во многом зависит судьба ее будущих детей! Все воспитатели и преподаватели, руководители кружков должны обладать соответствующими душевными и нравственными качествами, чтобы воспитать с самых ранних лет у детей правильный взгляд на мир, принципы безусловного уважения себя и другого человека, а также чувство любви к себе, другим людям, своей родине, природе, планете и Вселенной. Помимо детского сада, школы и вуза Центры духовного развития должны располагать различными кружками, спортивными секциями, музыкальной школой, театром и т.д., чтобы каждый ребенок мог найти себя и максимально реализовать заложенные в нем способности. Средняя школа должна ориентироваться на государственный образовательный стандарт с обязательным включением философии, религиоведения, психологии и этики. Но главное - в этих учебных заведениях должен быть здоровый моральный климат, основанный на принципах взаимоуважения, любви и ответственности! Отбор преподавателей по гуманитарным дисциплинам должен быть особенно строгим, поскольку они сами должны обладать соответствующими душевными качествами и чертами характера, которым будут учить детей! Обязательным должно быть трудовое воспитание - уход за садом, огородом, обучение девочек шитью, вязанию, кулинарии, основам ведения домашнего хозяйства, мальчиков - столярному и слесарному делу и т.д. Важнейшей составляющей должно быть экологическое воспитание. Желательно размещать такие Центры за пределами городской черты или иметь площадки, лагеря за городом. Рекомендуются походы, туристические слеты, рейды по очистке водоемов и лесов. Эти Центры должны существовать в сотрудничестве с православной церковью и представителями других церквей. Необходимо воспитывать у молодых людей веротерпимость и уважение к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Очень полезным видится сотрудничество с международными организациями гуманистического и экологического профиля для обмена опытом и духовного обогащения. Автор надеется, что данная идея найдет поддержку здоровых сил в среде российских предпринимателей, озабоченных будущим своих детей и своей страны, для спонсирования таких учреждений. Но, прежде всего, хочется верить, что наше государство осознает, что воспитание духовности и нравственности является задачей государственного масштаба, и в ближайшее время возьмется за ее осуществление, чтобы предотвратить дальнейшую духовную деградацию, в целях оздоровления нации, снижения уровня смертности и массового отъезда лучших представителей нации за границу. Российское общество содержит в себе огромные потенциальные возможности. Россияне очень талантливы и обладают значительными духовными резервами, способными привести нашу страну к процветанию и внести вклад в оздоровление всей планеты.