Чудотворный образ цареградской иконы богородицы. Икона Пресвятой Богородицы «Цареградская Икона божией матери цареградская в чем помогает

Цареградская икона почитается в православном мире за свои чудотворные способности. К ней обращаются в самых разных ситуациях, просят защиты и покровительства, а также исцеления от недугов.

Образы Богоматери многочисленны и являются чудотворными. Икона Цареградская не является исключением. Эта реликвия почитается с древнейших времен. Намоленный образ Богоматери способен исцелить от недугов и помочь в трудной ситуации, защитить каждого, кто обратится за поддержкой к Высшим Силам.

История Цареградской иконы

Всего икон, носящих название «Цареградская», две. Один лик является древним первообразом, который был выбит на грифельной доске. Эта икона невелика: она насчитывает всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь этого образа совершается в осенний период, 24 сентября по новому стилю.

Вторая икона получила наибольшее распространение. Ее явление относят к 1071 году. По предположениям, этот образ был доставлен из Рима в Константинополь. Этот город назывался Царьградом на Руси, и икона получила одноименное название. На Руси икона появилась приблизительно в 1439 году и была доставлена преподобным Евфросином Псковским в монастырь на псковской земле.

Описание иконы

Икона написана в стиле Одигитрия. Изображение Богоматери поясное, голова склонена к Богомладенцу, который располагается на ее левой руке. Правая рука Богоматери прислонена к груди Сына. Лик Богородицы преисполнен страдания, а взор Младенца Иисуса строг к грешникам, но по-прежнему милостив к праведникам. Правой рукой Младенец держится за хитон, которым покрыта голова Девы Марии. На левой руке его расположен Святой Дух в виде голубя. Он готов взлететь к грешникам, дабы простить раскаявшихся в своих неблаговидных поступках. Правая нога Младенца выписана так, будто он готов подняться навстречу раскаявшимся, а левая согнута, готовая отринуть неверных, продолжающих соблазняться грехами и слушающих Дьявола.

В каких храмах находится Цареградская икона

Списки с иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • Москва, церковь Успения пресвятой Богородицы;
  • село Нижерово, Ярославская область;
  • Спасо-Елеазаровский монастырь в 30 километрах от города Псков.

В чем помогает Цареградская икона Божией Матери

С молитвенными словами к святому лику обращаются с просьбами:

  • благословить на работу;
  • исцелить недуги;
  • помочь отказаться от искушений и дурных поступков;
  • преодолеть неприятности;
  • сохранить семью;
  • предотвратить кражи, пожары и иные бедствия;
  • укрепиться в вере.

Молитвы, исходящие от самого сердца, всегда помогут верующим, поэтому молиться перед Цареградской иконой можно своими словами.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Пресвятая Богородица, будь милостива к рабу Божьему (имя). Защити меня от напастей и негатива. Сохрани мое здоровье и помоги исцелиться от недугов, меня терзающих. Дай сил противостоять нападкам людским, отринь от меня клевету. Укрой меня от любой напасти и не позволь пойти по кривой дороге. Усмири гнев мой и помоги жить по заповедям Божьим. Аминь».

Дата почитания иконы

В православной церкви дважды в год происходит почитание иконы: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 24 сентября (17 сентября по старому стилю). Почитание двух образов, весеннего и осеннего, происходит в разные дни, несмотря на то, что один является списком. Различия в иконах не велики, однако каждый из образов по-своему привлекателен для православных верующих.

Молитвы не обязательно читать перед иконой . Если вам потребовалась поддержка, вы можете представить себе образ Богородицы и рассказать обо всем, что вас беспокоит. Однако молитвы перед самой иконой и зажженная свеча позволяют быстрее достичь желаемого эффекта. Священнослужители призывают чаще посещать Храм Божий, чтобы проникнуться атмосферой блага. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.05.2018 05:12

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона...

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К...

Для любой женщины рождение ребенка - самый главный подарок Бога. Молитва перед иконой Божией Матери...

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись...

С рождением на земле Сына Божьего Иисуса Христа появился небесный Царь, который стал гражданином земного царства - Римской империи.

"Земные правители предали Его смерти, но после воскресения Господь не оставил землю, Он соцарствует земным царям того царства, в котором хранится ковчег православной веры" (иг. Елисавета Беляева).

На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя - образ Духа Святого, одндой ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Богомладенца ниточка - связующая нить между Богом и человекам, душой человека и Господом. Этой ниточкой Он связан с нами и по плоти, мы дети по благодати, принимая Его Кровь в причастии.На начало христианской эры на крови мучеников утвердилось первое римское царство. Как знамение того, что Господь пребывает в этом Царстве Царей, в Риме хранилась Царьградская икона Богородицы. Рим поэтому и именуется Царьградом, городом Небесного Царя.

Когда Первый Рим отклонился от догматов веры, то царство разделилось на две части - западную и восточную. Незадолго до разделения в 1051 году Царьградская икона покидает Первый Рим и становится хранительницей Второго Рима - Византии.Незадолго до падения Константинополя, в середине XV века. Патриарх Царьградский Геннадий II передает Евфросину, монаху Елеазаровой обители, чудотворную Царьградскую икону Божией Матери, как дар Небесный, прибежище православных, щит против врагов. "Великая православная святыня была предпослана на святую Русь как указание на то, что единоверная ему Византия под Святым Покровом Церкви, дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась православия и не впадала в новшества Рима" (Иг. Елисавета Беляева).

Встречать преподобного Евфросина с иконой Царьградской Божией Матери из Константинополя на дорогу, ведущую из Пскова в Елеазарову обитель, вышла вся монастырская братия. На месте, где произошла встерча, забил святой источник. В память Сретения иконы Царицы Небесной насельники обители со временем заложили на сем источнике деревянную часовню с кладезем. Это часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по временам заменяема новой. Первоначальное название монастыря было Сретенский - в знак встречи Царьградской иконы Божией Матери.

После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсветительским.В середине XV века набирает силу процесс объединения земель вокруг Москвы, Псков присоединяется к Московскому княжеству. Собирателем русских земель вокруг московского князя явился преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Евфросин был младшим современником преподобного Сергия. Ему была поручена высокая миссия: хранить откровение о высочайшей миссии Руси, русского православия. Однако Московское княжество в это время было еще слабым, поэтому не время было открывать это откровение миру.

"В недрах обители преподобный Евфросин воспитал ученика Филофея, причастного Божественному откровению о судьбах мира и человечества. Псков считается родиной Третьего Рима, а Москва его священной столицей наравне с Римом и Константинополем. Это откровение о том, что Россия будет последним на земле царством, удерживающим наступление антихриста. С исчезновением этого царства с лица земли придет царство антихриста, а за ним и страшный Божий суд. Старец Филофей был воспитателем и духовным наставником правящей власти в России. В своих посланиях к московским князьям он писал: "Князь, ты хранитель Престолов Божиих во всей вселенной." Именно от благочестия и мудрости правителя Руси зависит судьба не только российского народа, но и всего мира... В своих посланиях к московским князьям Филофей пишет о России как хранительнице всех христианских престолов, как о Третьем Риме, которому надлежит стоять до скончания мира, ибо Четвертому Риму не бывать" (Иг. Елисавета Беляева).

"Цареградская икона Божией Матери - хранительница России, она покровительствует правящей власти земного царства Христова. День почитания Цареградской святыни - (17) 30 сентября - принесение ее в обитель в середине XV века из КОнстантинополя, в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Память этой иконе празднуется еще (25) 8 мая, это знамение того, что Матерь Божия не оставила Россию, является победа русского народа в Великой Отечественной Войне, это была победа Третьего Рима над Третим Рейхом" (иг. Елисавета Беляева).

Чтимые иконы

Икона Божией Матери "Цареградская"

"Цареградская" икона Божией Матери - название двух различных икон. Или же, хотя один образ и является списком с другого, но сильно отличен.

Вот что пишет Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870-1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон»: «Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии...»

Существует предание, что "Цареградская" икона Божией Матери была хранительницей Рима, а после отпадения его от Православия в 1054 году очутилась в Константинополе. С принятием Византией Флорентийской унии в 1439 году перешла на Русь, а именно - в Спасо-Елеазаровский монастырь. Преподобный Евфросин с братиею монастыря для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном. В память Сретения иконы Царицы Небесной на источнике была заложена деревянная часовня с кладезем. Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью.

После перенесения образа обитель не раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из шведских грабежей была похищена вместе с другими ценностями из обители. Согласно преданию, корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно.

В настоящее время в монастыре находится дореволюционный список с чудотворной "Цареградской" иконы Божией Матери. В годы гонений его сберег протоиерей Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться.

Местонахождение: Псковская область, Псковский район, д. Елизарово, Спасо-Елеазаровский монастырь.

Тропарь: Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Иконография: "Цареградская" икона Божией Матери написана древним греческим письмом на плотно приклеенных одна к другой кедровых досках. Изображение Божией Матери поясное, лик склонен к находящемуся на Ее левой руке Богомладенцу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания, во взоре же Богомладенца видна не столько милость, сколько строгость к согрешившим. Правой рукой Он держит конец хитона, которым покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой - Духа Святого в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась вниз, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою отринуть нераскаявшегося грешника.

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

По благословению архиепископа Лонгина Клинского


Чудотворный образ Божией Матери "Цареградский" известен с 1071 года.
Дни празднования - 25 апреля (08 мая); 18 (30) сентября.

История иконы

"В 1453 году Константинополь был взят турками. Незадолго до этого эпохального и скорбного события здесь побывал преподобный Евфросин Псковский. Из "Второго Рима" на Псковскую землю он унес благословение Патриарха — чудотворную Цареградскую икону Божией Матери.

Как и при каких обстоятельствах явилась Цареградская икона Божией Матери неизвестно. Вот что пишет Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870—1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон»: "Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии..."

Есть, кроме того, мнение, что явилась икона — в 1051 году. И даже не столько явилась, а была перенесена из Рима в Константинополь. Если верить этому преданию, то выстраивается стройная схема: Цареградская икона Божией Матери была хранительницей Рима, после (или незадолго до) отпадения его от Православия (в 1054 году) очутилась в Константинополе, а с принятием Византией Флорентийской унии (1439) перешла на Русь, а именно — в Спасо-Елеазаровский монастырь, где впоследствии была (искусственно, по человеческому мышлению, -А. П.) сформулирована идея "Москва — Третий Рим".

Точно не известно, принес ли преподобный Евфросин на Псковщину самое Цареградскую икону или список с нее. Дело в том, что обитель после перенесения образа не раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из таких грабежей (напали в тот раз на монастырь шведы) была похищена вместе с другими ценностями из обители. Но существует предание, что корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно.

В настоящее время в монастыре находится относительно новый (но дореволюционный) список с чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. В годы гонений его сберег старец Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться. Есть сведения, что до разграбления монастыря 1918—20 годов в нем пребывал и древний список с иконы, датируемый предположительно концом XV века. В 1929 году, по утверждениям специалистов, он "засветился" в фондах Псковского музея, хотя дальнейшая судьба его неизвестна. Возможно, он и до сих пор находится где-то в музейных хранилищах."

Выше помещена информация сайта "http://antikvariat.dp.ua/". По моему мнению, это самая интересная и обширная информация в интернете о Цареградской иконе Божией Матери. К информации мной добавлена точка зрения об искусственности построения идеи "Москва-Третий Рим", поскольку "Первый Рим" продолжает быть, а вот "Второго", то бишь Константинополя, действительно, давно нет. Существует также мнение, что Москва - не третий Рим, а великая блудница, сидящая на водах многих. Но все эти логичные, но не доказательные и не подтвержденные Небесами мнения и домыслы, не имеют никакого отношения к Цареградской иконе Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Цареградской, глас 1:

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. /
Твоя, Владычице, икона, /
озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию /
и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. /
Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! /
Слава Приведшему ю от Царьграда! //
Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Цареградской, глас 8:

Препрославленная Вышняго Матерь /
созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда /
и возбуждает зрением того на подвиг, /
побеждати сопротивных силу /
и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: //
радуйся, Невесто Неневестная.

Акафист Цареградской иконе Пресвятой Богородицы неизвестен.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою "Цареградская":

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Величание чудотворной иконе Божией Матери Цареградской:

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево /
Богоизбранная Отроковице /
и чтим образ Твой святый, /
имже точиши исцеления //
всем с верою притекающим.