Английский морской офицер 17 века. Специалисты и нижние чины британского флота Xviii века

До середины восемнадцатого века морские офицеры выходили в море, одетые в соответствии с канонами моды, принятой на берегу для джентльмена. Несмотря на некоторые изменения, вносимые в одежду для соответствия жизни на борту, костюм мало подходил для выполнения корабельных обязанностей и было невозможно отличить строевого офицера от волонтеров, уоррант-офицеров (категория командного состава между унтер-офицером и офицером) и других щеголей, которые находились в рядах простых матросов.
Для того, чтобы обеспечить офицеров костюмом «подобающим настоящему офицеру», на флоте была принята приемлемая альтернатива мундиру: первый устав по мундирам морских офицеров был введен в 1748 году. Всем офицерам надлежало иметь два комплекта формы: парадный костюм и повседневную форму одежды, последнюю изначально именовали «сюртуком». Пересмотренный в ноябре 1787 года устав предполагал парадную форму как: темно-синий китель, носимый поверх белой блузы, белые бриджи, белые чулки и туфли с пряжками. Разница в форме, количестве, расположении и стиле пуговиц служила для отличия в званиях, начиная от волонтера до адмирала. В качестве повседневной формы одежды служил простой синий сюртук без каких либо военных знаков отличия, что, по словам самих офицеров, «вызывало не меньше уважения как на берегу, так и на борту»

В 1793 году парадная форма старших офицеров имела значительное количество вышивки, соотносимое с формой армейских генералов того же периода, но с введением устава 1795 года последовало большинство нововведений и изменений. Данный устав ввел ношение эполетов на мундирах морских офицеров (некоторых); офицеры морской пехоты также носили эполеты в течение определенного времени. В то время как многие офицеры ратовали за введение данного знака отличия, другие, включая Нельсона, считали эполеты веянием французской моды и с пренебрежением относились к тем офицерам, которые носили эполеты до включения их в устав.

Рис 4. Волонтеры 1-го и 2-го классов. Около 1830 г.

Рис 5. Капитан 3 ранга; старший помощник командира. Около 1830 г.

Рис. 6. Контр-адмирал. Около 1828 г.

Не всем строевым офицерам полагались эполеты, к огорчению лейтенантов их форма осталась без изменений. Треуголка с позолоченным кантом полагалась офицерам в звании не ниже лейтенанта, также были введены пуговицы нового типа для всех офицеров. На рубеже веков становиться обыденным ношение отворотов на кителях застегнутых на пуговицы поперек: дополнительный галун, который иногда можно встретить на мундирах капитанов того времени поверх обшлагов, считался неофициальным, но, скорее всего, являлся обычным делом для отличия капитана от старшего помощника.

В 1812 году вновь появляется на мундирах офицеров белая отделка. На всех пуговицах над якорями теперь располагалась корона. Первое время мундир адмирала флота отличался от мундиров других адмиралов. Кителя лейтенантов остались без изменений, но после многих лет они получили один эполет, носимый на правом плече. Старшим помощникам капитана теперь полагались два простых эполета, на капитанских же эполетах располагалось по якорю, после трехлетней выслуги над якорем добавлялась корона.

Рис 10. Помощник, юнга и старший помощник капитана. Около 1849 г.

В 1825 году куртки и брюки были заменены на сюртуки и бриджи и в 1833 году были введены для повседневной униформы остроконечные шляпы с кокардами. Развитие и характерные признаки офицерского мундира приведены в таблице ниже.

Адмирал

Парадная

Синий однобортный китель на белой подкладке (застегивался с помощью крючков), с синим стоячим воротником отделанный золотой окантовкой, без лацканов, с отделкой золотым галуном, девятью золотыми пуговицами и петлями равномерно расположенными с каждой стороны; белые обшлага с галунами – одна у контр-адмирала, две у вице-адмирала, три у адмирала; без эполетов. На пуговицах: якорь с лавровым венком по краю. Белый однобортный жилет, белая рубашка, белые бриджи, белые чулки, черные туфли с пряжками.

Повседневная

Синий двубортный китель на белой подкладке, носимый как застегнутый, так и не застегнутый; простые обшлага, клапана кармана с тремя золотыми пуговицами и петлями. Без выпушки; девять золотых пуговиц расположенных равномерно у адмиралов, по три у вице-адмиралов и десять парных для контр-адмиралов. Без эполетов.

Парадная

Синий однобортный китель на белой подкладке, с синим стоячим воротником, синие лацканы с девятью золотыми равномерно расположенными пуговицами, золотая окантовка обшлагов, воротника, лацканов и фалд; эполеты с одной, двумя и тремя восьмилучевыми звездами у контр-адмиралов, вице-адмиралов и адмиралов соответственно; синие обшлага с широким дополнительным галуном; остальное без изменений
Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую поперек.

Повседневная

Китель и эполеты как на парадном мундире, но окантовка только на обшлагах.

После марта 1812 г.

Парадная

Как и раньше, но с белыми лацканами и обшлагами: на пуговицах над якорем добавилась корона. Была введена новая униформа для адмирала флота с четырьмя золотыми галунами на обшлагах.

Повседневная

Без изменений, за исключением новых пуговиц.
Адмирал флота: белые лацканы и обшлага с золотыми галунами (четыре золотых тесьмы на обшлагах) и золотая выпушка на воротнике.

Капитан

Парадная

Синий китель на белой подкладке со стоячим воротником; синие лацканы с золотым галуном, девять пуговиц на каждой стороне; синие обшлага и карманы с тремя пуговицами на каждом. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Капитанские пуговицы.

Повседневная

Двубортный китель на белой подкладке с подгибаемым воротником; девять пуговиц расположенных равномерно для капитанов с трехлетней выслугой и по три для капитанов с меньшей выслугой; лацканы без галунов. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Три пуговицы для карманов и обшлагов. Пуговицы для обеих форм: якорь в овале из каната, окантовка пуговиц в форме каната.

Парадная

Как и раньше, но синие лацканы, обшитые не золотыми нитками петли и одна тесьма окантовки по всем краям, включая фалды, обшлага вновь стали с треугольными отворотами с тремя позолоченными пуговицами из латуни, две тесьмы («разрезанная манжета», отмененная в 1787г.); девять пуговиц равномерно расположенные, дизайн пуговиц без изменений. Пуговицы обычно располагались с внутренней стороны и застегивались внахлест. Китель обычно носили расстегнутым. Белый жилет, бриджи, чулки. Капитаны с трехлетней выслугой имели простые золотые эполеты на каждом плече, у капитанов с меньшей выслугой лет – один на правом плече. Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую вдоль.

Повседневная

Китель как в парадном мундире, но без галунов и вышивки; подкладка обычно синяя. Белый жилет, бриджи и/или ботфорты если удобно. Эполеты не обязательны.

После марта 1812 г.

Парадная

Как и ранее, но китель двубортный с белыми обшлагами и лацканами, для капитанов с выслугой меньше трех лет теперь предусмотрен серебряный якорь на эполетах, у капитанов с выслугой более трех лет над якорем добавилась корона, все капитаны носили по два эполета. На пуговицах над якорями введены короны.
Капитаны первого ранга и капитаны дисциплинарного надзора носили повседневную форму контр-адмирала в качестве парадной и повседневной.

Повседневная

Штурман и старший помощник капитана (капитан 3-го ранга)

Парадная

Синий китель с белой подкладкой и синим стоячим воротником; синие лацканы с золотым галуном и девятью пуговицами с каждой стороны; синие обшлага и карманы с тремя пуговицами. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Пуговицы как у капитана.

Повседневная

Двубортный китель на белой подкладке с подгибаемым воротником; десять пуговиц расположенных попарно с каждой стороны, лацканы без галунов. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов.

Парадная

Как у капитана, за исключением одного эполета на левом плече, одна тесьма на обшлагах.

Повседневная

Как парадная, но без галунов; простые обшлага с пуговицами, параллельными запястью; под-кладка обычно синяя. Белый жилет и чулки, синие бриджи.

После марта 1812 г.

Парадная

Как и ранее, но с белыми обшлагами и лацканами; два простых эполета. На пуговицах над якорем появилась корона

Повседневная

Как и ранее, но с новыми эполетами и пуговицами.
Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую вдоль. В начале века термин «повседневная униформа» был заменен на термин «фрак».

Парадная

Как и у капитана, но без окантовки. Белый однобортный жилет, бриджи, чулки, обшлага. Без эполет.

Повседневная

Синий однобортный китель с белой подкладкой (обычно застегивался внахлест), стоячим воротником и девятью пуговицами. Карманы, круглые обшлага, лацканы и воротник без галунов, но были окантованы белым; карманы и обшлага имели по три латунные пуговицы каждый. Белый жилет, бриджи, чулки (обычной практикой было ношение бриджей и ботфортов). Без эполетов.

Парадная

Без изменений

Повседневная

Без изменений

После марта 1812г.

Парадная

Как и у капитана, включая такие же пуговицы, но без галунов; простой золотой эполет на правом плече.

Повседневная

Как и ранее, но с новыми эполетами и пуговицами. Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую вдоль. В начале века термин «повседневная униформа» был заменен на термин «фрак». Младшие лейтенанты носили повседневную форму лейтенантов все время.

Мичман

Парадная

Синий однобортный китель на синей подкладке без лацканов, стоячий воротник с белой нашивкой с одной пуговицей с краю, девять маленьких равномерно расположенных пуговиц (якорь, но без окантовки канатом); синие обшлага с тремя пуговицами. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Кортик на ремне из черной кожи.

Повседневная

Не установлена: обычно синий китель, пошитый по офицерскому образцу. Серые бриджи для повседневного использования.

Помощник коммандера

До августа 1807 г.

Парадная

Как и у мичманов, но отложной воротник без нашивки и окантовки по переднему краю кителя, карманов, и позади пуговиц на обшлагах. Без эполетов. Пуговицы как у уоррант-офицеров (большие якоря без канта).

Повседневная

Как у мичмана.

После августа 1807г.

Парадная

Как и ранее, но стоячий воротник с пуговицей на каждой стороне с новым рисунком (якорь в овале из каната).

Повседневная

То же самое.

Волонтер

Парадная

Не установлена: обычно синий китель, пошитый по офицерскому образцу.

Повседневная

Не установлена.

Уоррант-офицеры (категория командного состава между унтер-офицером и офицером)

С 1 ноября 1787 года уоррант-офицеры носили простой синий однобортный китель на белой подкладке с отложным воротником и девятью пуговицами (на позолоченной пуговице изображался якорь), три пуговицы на обшлагах и карманах; белый жилет, бриджи, чулки; без эполетов. При изменениях устава в 1795 г. и в августе 1807 г. мундир остался без изменений, но 1812 г. на всех пуговицах была добавлена корона.

Штурманы и казначеи носили стандартный мундир уоррант-офицеров. Парадный мундир был утвержден 29 июня 1807 года, на пуговицах штурманов изображался якорь военно-морского ведомства, окруженный двумя меньшими якорями в овале в форме каната, на пуговицах казначея изображались два скрещенных якоря Продовольственного ведомства. В 1812 году на пуговицах обоих типов появилась корона. Механики были отнесены к рангу уоррант-офицеров в 1837 году и носили стандартную униформу до 1841 года, когда на пуговицах механиков было внесено изображение рычага. В 1847 году механики были отнесены к строевым офицерам и носили мундиры лейтенантов или коммандеров, это касалось только главных механиков.

У матросов до 1857 года не было официальной формы, их одежда зависела от условий службы, общего благосостояния корабля и команды, а так же предпочтений капитана. Когда корабль находился в домашних водах, казначей получал одежду и обмундирование, у казначея же потом матрос мог (или был обязан) купить все необходимое для жизни на борту, обычно в кредит, который примерно равнялся двухмесячному жалованию.
В 1824 году была проведена попытка унифицировать форму матросов. В «Инструкциях для казначеев» приводился перечень необходимого обмундирования на корабле. Инструкция включала: синюю суконную куртку и штаны, вязанный камвольный жилет, парусиновые брюки и куртку, рубахи, чулки, шляпу, рукавицы и черные шелковые платки. Данная «стандартная» униформа матроса могла легко сочетаться с вещами, принесенными на борт человеком, когда он поступал на службу, а многие во время пребывания в заграничных плаваньях добавляли более экзотичные и яркие предметы одежды.
Одежда матроса была очень характерна, позволяя сразу отличить его от человека другой профессии. Они носили «укороченную одежду» и сухопутную «длинную». На берегу обычно это были: жилет, длинная куртка, доходившая почти до колен, носимая поверх узких бриджей и чулок. На рубеже девятнадцатого века бывалые моряки щеголяли в короткой синей куртке «бум-фризер» (шерстяной бушлат и тельняшка) в холодную погоду и парусиновой одежде в теплом климате с красным жилетом, клетчатой рубахе и шарфом или платком, свободно повязанным на шее. Очень популярны были круглые шляпы, особенно из соломы, которые в холодную погоду покрывались смолой. Шляпы обычно украшались именем корабля. На берегу матросы носили туфли, на борту же, для работы на реях, матросы были босыми.

Рис 13. Матрос. Около 1790 г.

Рис 14. Матрос. Около 1828 г.

Рис 15. Матрос. Около 1862 г.

Эту одежду называли «короткой» потому, что она доходила до пояса или чуть ниже, не оставляя болтающихся концов, которые бы подвергали опасности человека, карабкающегося по реям. Вместо бриджей матросы носили свободные брезентовые штаны, совсем не похожие на те, которые носились на берегу. Иногда эти брезентовые штаны были расклешенными. Все эти предметы одежды делали моряков легкоузнаваемыми и любой, кто бы оделся таким образом, мог быть принят за моряка. Моряки с пренебрежением относились к «сухопутной» одежде и их выходная одежда представляла усовершенствованную и украшенную версию той, в которой они работали: белые парусиновые штаны (вместо брезентовых), серебренные пряжки на туфлях, латунные пуговицы на бушлатах, цветные тесьмы около швов и ленты на шляпах.
На флагманских кораблях или других кораблях с состоятельным капитаном нередко экипажи адмиральского баркаса имели специальное обмундирование, которое представляло конкретный корабль (и придавала значимости перевозимому офицеру).
С июня 1827 года унтер-офицерам было позволено носить нашивки, указывавшие на их ранг: у унтер-офицеров второго ранга это был белый матерчатый якорь на рукаве, у унтер-офицеров первого ранга тот же самый якорь, но с короной наверху. В 1857 году для матросов были введены нашивки, носимые на левом рукаве, которые служили для различия между старшими и младшими рангами. В 1859 году форму унтер-офицера составляли: бушлат, жилет, штаны и остроконечная шляпа.
Дальнейшие изменения в викторианский период (эпоха правления королевы Виктории 1837-1901гг. – прим. переводчика) привели к униформе матросов, существующей в наши дни.

Морская пехота

Корпус морской пехоты, позднее Королевская Морская пехота, ведет свое начало от 1664 года. Обычно вербовка в морскую пехоту проходила так же, как и в сухопутную армию. Морская пехота обеспечивала присутствие на кораблях подразделений, способных сражаться как пехота на суше, позволяла укомплектовывать расчеты орудий либо морские пехотинцы выполняли функции стрелков в ближнем бою. В униформе морской пехоты прослеживались тенденции мундира армейской легкой пехоты с минимальными изменениями с целью приспособления ее к службе на борту и хотя морские пехотинцы сражались так же и на суше, их униформа была не полностью укомплектована для службы на берегу.

Рис 18. Офицер Королевской Морской пехоты. Около 1805 г.

Рис 19. Рядовой Королевской Морской пехоты. Около 1845 г.

28 апреля 1802 года Морская пехота была переименована в Королевскую Морскую пехоту, а в августе 1804 года был создан Артиллерийский корпус Королевской Морской пехоты, состоявший из трех дивизионов, сохранившихся до настоящего времени (Четам, Портсмут и Плимут, четвертый дивизион был образован в Вулвиче в 1805 году). Целью его создания была замена офицеров и матросов Королевской Артиллерии в обслуживании мортир и гаубиц, установленных на бомбардирских судах, так как их обслуживание требовало большего мастерства, нежели обычных орудий.

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Естественно, видно, что ни всплеск поэтической метафоры, ни громоздкая калька правильным переводом не являются.

То, что это одна из должностей в британском флоте, переводчик, даже совершенно незнакомый с системой званий британского флота начала XIX века, мог бы легко понять из таких фраз, как "some of his fellows already had a brig or a cutter in charge, or even promoted to master and commander" , но он почему-то предпочёл калькировать. Хотя, в принципе, изначально Master and commander и означало "Штурмана и командира", и хорошо хоть, что в русском варианте его шкипером не обозвали, а то очень любят это словечко совать, куда ни попадя.

Начиная с одиннадцатого века на английских кораблях появились офицеры ("captains"), которые командовали солдатами, в то время, как матросами и кораблём управлял штурман ("masters" or "warrant officers"). В то время искусство морского боя сильно деградировало по сравнению с античностью, ни о каком тактическом маневрировании и речи не было, потому что таранный удар перестал использоваться. Соответственно, корабли просто тупо сходились, осыпали друг друга стрелами (только византийцы делали прогрессивное жгунимагу греческим огнём), и в дело вступала абордажная команда, которой и руководили эти капитаны. Никакой специфики по сравнению с боями на суше не было, только ограниченное пространство.

Начиная с XV столетия капитаны и их лейтенанты (интересно, что на флоте lieutenant традиционно произносят не как на суше, а "лефтенант") помимо командования в бою абордажной командой стали участвовать в управлении всем кораблём. К середине XVIII века эти офицеры стали обладать всеми полномочиями по командованию кораблями, и в 1747 году в британском флоте появилась официальная должность капитана, а в 1748 году капитанов поделили на три вида в зависимости от класса корабля, которым они командовали. А абордажную команду заменила морская пехота ещё в 1664 году (ставшая отдельным родом войск в 1755 — His Majesty"s Marine Forces , с 1802 года — Royal Marines , с 1855 — Royal Marines Light Infantry , с 1923 года — The Corps of Royal Marines ), и командовали ей уже другие офицеры, подчинявшиеся капитану.

Низший вид капитанов называли Lieutenant Commander , высший — Post-Captain , а вот между ними как раз и находилась должность Commander , до начала XIX вв. называлась Master and Commander .

При этом должность нельзя путать со званием (rank). Низшее звание морского офицера в британском флоте XVIII-XIX века — это Midshipman . Затем шёл Lieutenant . Лейтенанты, хотя имели одинаковое звание, располагались в служебной лестнице в зависимости от времени назначения на корабль, чем дольше лейтенант служил — тем выше он стоит среди других лейтенантов этого корабля (но 1й лейтенант корабля А мог быть переведён на корабль Б и оказаться там опять 5-ым). Лейтенанты назначались на две низшие капитанские должности, Post-Captain же имел настоящее звание Captain . Соответственно, Lieutenant Commander и Master and Commander могли быть переведены от командования кораблём на другой корабль в качестве простого лейтенанта в подчинении Post-Captain . "Капитанами" их звали только если они командовали кораблём, Post-Captain же всегда назывался капитаном, просто когда он временно не имел корабля, то опускалось слово Post . Так что можно понять, почему в "Пиратах Карибского моря" Джек Воробей так упрямо требует, чтобы его называли "капитан Джек Воробей", даже когда корабля у него нет (хотя он наверно не служил в британском флоте). А вот у Джека "счастливчика" Обри из книг Патрика О"Брайана и заветная мечта была — дослужиться до Post-Captain (что ему и удалось уже во второй книге серии). Ещё из выдуманных героев должность Master and Commander (чаще всего сокращаемую до Commander ) занимали Джеймс Бонд (да-да, тот самый) и Горацио Хорнблауэр из книг Форестера .

Post-Captain обязательно потом становился адмиралом, если только этому не мешала смерть. Надо было только, чтобы наверху освободилось адмиральское место, потому что количество адмиралов было ограничено (намеренное уменьшение тиража!) -- сначала, по одному на каждую должность, потому чуть больше. Адмирал не командовал кораблём — он командовал всей эскадрой, а потому на флагманском корабле был и капитан, который им командовал. Система адмиральских званий в британском флоте была очень простой и логичной. Судите сами. Цвета британского флага располагались по возрастанию старшинства синий —> белый —> красный. Соответственно, карьерная лестница выглядела так:
1.Rear Admiral of the Blue,
2. Rear Admiral of the White,
3. Rear Admiral of the Red.
4. Vice Admiral of the Blue,
5. Vice Admiral of the White,
6. Vice Admiral of the Red.
7. Admiral of the Blue,
8. Admiral of the White,
9. Admiral of the Red (он же Admiral of the Fleet)

Правда, всё легко запомнить?
Достигнуть последнего звания было непросто — даже Нельсону не удалось, хотя он бы получил его автоматически, если бы дожил до 90 лет (на момент смерти этот "рыцарь бани" был Vice Admiral of the White).

Кроме должностей Lieutenant Commander и Master and Commander можно вспомнить должность командора (Commodore) — так звался командующий несколькими кораблями, даже всего двумя.

Но в итоге как лучше переводить название книги? Можно как "капитан 2-го ранга", но во-первых, это же не аналог наших капитанов 2-го ранга, а, во-вторых, для названия не вполне годится. Так что, по моему мнению, лучше всего просто — "Капитан". Правда, тогда как перевести название второй книги в серии, "Post-Captain" ? Да, тут уж надо либо первую, либо вторую книгу переводить неточно, чтобы не было двух "Капитанов".

P.S. В переводе Чуковского (кажется) Джон Сильвер назван "квартирмейстером", то есть человеком, который управлял размещением и снабжением команды. Соответственно, не ясно, почему "его боялся сам Флинт". А дело в том, что английское слово quartermaster действительно чаще всего обозначает квартирмейстера, но у пиратов оно имело другое наполнение — они калькировали его с французского Quartier-maître, начальника абордажной команды. У пиратов же кроме абордажа этот человек заведовал кучей других вещей и был вторым на корабле после капитана, выше первого помощника. Он определял, стоит ли нападать на корабль, что брать с захваченного корабля, делил добычу, разрешал споры, был секундантом в дуэлях, назначал наказания провинившимся и т.д., в том числе заведовал и снабжением, правда.

I . Специалисты (war rant officers ) британского флота XVIII века Эта категория офицеров британского флота конца XVII - начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от адмиралтейства (как королевские офицеры), а от флотской коллегии (Navy Board). Большинство из них руководили соответствующим подразделением, или службой. По своему положению их можно разделить на следующие группы: 1. Зауряд - офицеры ( wardroom warrant officers ): - Штурман (Master); - Хирург, или лекарь (Surgeon); - Казначей, или комиссар (Purser); - Капеллан (Chaplain). Эти офицеры приравнивались к "джентльменам" (commissioned officers) и питались в офицерской кают-компании (wardroom). Впоследствии, во второй половине XIX века, они стали полноправными офицерами. Штурман для получения своего патента сдавал экзамен в Тринити-Хауз - британской лоцманской и лоцмейстерской корпорации. Существовало несколько путей для занятия этой должности. Один из них - продвижение по службе из нижних чинов, учась искусству судовождения на должностях квартирмейстера и подштурмана. Второй - из тех мичманов, которые потеряли надежду на лейтенантский патент или предпочитали синицу в руках журавлю в небе. Третий путь - из капитанов или помощников торгового флота. Штурман отвечал за судовождение и навигационные инструменты, размещение и укладку балласта, груза и снабжения (т.е. посадку судна), надзирал - посредством подчиненных ему старших рулевых (квартирмейстеров) - за состоянием провизии, парусов, якорей и т.п. Положение его в судовой иерархии было достаточно двусмысленное. С одной стороны, в командной лестнице он шел за младшим из лейтенантов. Это означало, что при выходе из строя капитана, командование судном передавалось первому лейтенанту, затем второму, ...., и только по выходе из строя всех линейных офицеров он принимал командование судном. С другой стороны, выполняемая им функция была очень важна, что отражалось, например, в его жилищных условиях (каюта штурмана была такой же, как у первого лейтенанта). Также получаемое им денежное довольствие на большинстве судов было больше, чем у лейтенантов, и только на фрегатах 6 ранга меньше (данные на вторую половину 18 - начало 19 столетий). Хирург, казначей и капеллан относились к т.н. "цивильным" офицерам, так как их профессии не имели прямого отношения к морской службе. Хирурги , как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board). Казначей назначался флотской коллегией из числа тех, кто прослужил капитанским клерком не менее года или в секретариате флаг-офицера не менее полутора лет. Но это положение часто нарушалось, и казначеи назначались по протекции. Казначей заведовал денежным, вещевым и провиантским довольствием. В связи с тем, что ему доверялись значительные ценности, он должен был внести солидный залог перед получением патента. Это несколько напоминало систему покупки офицерских патентов в британской армии (патент же флотского офицера не мог быть приобретен за деньги). Оклады казначеев были довольно низки, на уровне боцмана, но они имели право на получение прибыли от экономии при закупках (фиксированная цена, выделяемая адмиралтейством vs фактическая цена закупки), в связи с чем обычно подозревались экипажами в мошенничестве, зачастую справедливо. Хотя случались порой и банкротства казначеев, но в основном это был прибыльный бизнес. Капеллан назначался соответствующим церковным учреждением с получением патента от флотской коллегии. До конца 18 века капеллан получал небольшой оклад, на уровне матроса 1 статьи, и его статус зауряд-офицера был сомнителен. Среди священнослужителей находилось немного желающих на эту должность, поэтому только некоторые (в основном корабли старших рангов) суда имели их на борту. Но к 1790-м годам их денежное довольствие было увеличено, и положение в качестве зауряд-офицеров упрочено. 2. КондуктОры (standing warrant officers) - Боцман (Boatswain); - Тиммерман (Carpenter); - Констапель (Gunner). Эта группа наиболее полно соответствует понятию "уорент-офицер" в современных вооруженных силах англо-саксов, институту прапорщиков-мичманов российских ВС и званию "кондуктор" в русском флоте 19-го - начала 20 столетия. Кондукторы находились на борту постоянно, в том числе и в период вывода судна на отстой, когда весь экипаж от капитана до последнего юнги списывался на берег или переводился на другое судно. Именно им чаще всего разрешалось брать своих жён в море. Обязательным условием для кондукторов (впрочем, как и для всех специалистов) была определенная грамотность - умение читать, писать и знание арифметики. Боцман был старшим из кондукторов (как и в русском флоте). Обычно он происходил из нижних чинов, и его назначение не сопровождалось сдачей специального экзамена, а происходило по представлению капитана или флаг-офицера. В его обязанности входил уход за такелажем, парусами, получение и содержание тросов, парусов и прочего подшкиперского имущества, составление отчетов о сохранности и движении этого имущества, крепление палубного и трюмного имущества, работа с якорями, шлюпками и т.п. Для выполнения этих работ ему подчинялись парусный мастер (sailmaker) и канатный мастер (ropemaker). Другой его обязанностью, более известной среди широкой публики, было поддержание дисциплины среди нижних чинов и организация палубных работ, в чем ему помогали его непосредственные помощники - боцманматы. Тиммерман , в отличие от боцмана, проходил предварительную подготовку на берегу учеником у корабелов на королевских или частных верфях, а также должен был прослужить на борту не менее полугода в должности помощника тиммермана. После этого, предъявив сертификат об ученичестве и характеристику с судна о "добронравном поведении", он мог претендовать на получение патента от флотской коллегии. Главной ответственностью тиммермана был корпус судна. Под его началом находилась довольно большая команда, до десяти человек на большом корабле, которая осуществляла регулярную инспекцию, уход и ремонт корпуса, мачт, стеньг и реев, также осуществляла обыденные плотницкие работы. Как и у боцмана, в его ведении находилось имущество, за которое он нес материальную и дисциплинарную ответственность. Констапель отвечал за материальную часть орудий и принадлежностей к ним, включая лафеты, ядра, бомбы, пороховые погреба, etc. Для получения патента он должен был сдать экзамен в коллегии артиллерийского и технического снабжения (Ordnance Board), что зачастую на практике нарушалось. В середине 17 века его положение в судовой иерархии было довольно высоким, он был вхож в офицерскую кают-компанию. Но с Реставрацией его положение постепенно изменилось до кондукторского. В его подчинении находилась довольно большая команда, состоявшая из одного или двух помощников констапеля, оружейного мастера (Armourer) и плутонговых (quarter gunners) - матросов, выделенных для повседневного ухода за орудиями (один человек на каждые четыре орудия). Во время стрельб к ним присоединялись подносчики зарядов - в основном юнги (т.н. "пороховые обезьянки") и ландсмены (матросы-рекруты). В отличие от русского флота тех времён, где и уход за орудиями, и их боевое использование осуществлялись артиллерийскими офицерами, констапель не руководил стрельбой, а только обеспечивал её. Самой стрельбой руководили флотские лейтенанты, обычно один лейтенант на половину орудий каждого дека. По своему положению в судовой иерархии к кондукторам примыкали: - подштурмана (Master"s mates) и - помощники хирурга (Surgeon"s mates). Они, не будучи держателями патента флотской коллегии, тем не менее были довольно квалифицированными специалистами в своем деле и являлись кандидатами в зауряд-офицеры, что обеспечивало им более высокое положение по сравнению с остальными унтер-офицерами. 3. Унтер - офицеры ( lower grade warrant officers ): - Кок (Cook); - Парусный мастер (Sailmaker); - Канатный мастер (Ropemaker); - Профос (Master-at-Arms); - Оружейный мастер (Armourer); - Конопатчик (Caulker); - Бондарь (Cooper); - Преподаватель (Schoolmaster); Специалисты этой группы не обладали привилегией иметь собственную, пусть небольшую, каюту, и размещались на деках вместе с нижними чинами. Единственным (но существенным) отличием их от остальных унтер-офицеров (petty officers), таких, как старшие марсовые (captains of the top), старшие рулевые (quartermasters), командиры орудий (captains of the gun), старшины шлюпок (coxwains) и прочие, было то, что они не могли быть разжалованы капитаном. Их денежное довольствие также было несколько выше. Кок назначался флотской коллегией, как правило, из числа матросов, не пригодных вследствия увечья к несению прежней службы, но которых капитаны не хотели выбрасывать на берег по каким-либо причинам (например, проявленное мужество в прошлом). Он занимался приготовлением пищи для экипажа, руководя выделенными ему помощниками и юнгами. Капитан и офицерская кают-компания имели собственных коков (подчинялись ли они коку - держателю патента мне пока не известно). Кок подчинялся первому лейтенанту. Парусный и канатный мастера подчинялись боцману и выполняли работу, прямо соответствующую названию их должности. В зависимости от размеров судна количество подчинявшихся им людей варьировалось от одного до нескольких человек. Профос являлся судовым полицейским и пожарным инспектором, говоря современным языком. Одной из его обязанностей было следить за тем, чтобы свечи и огонь на камбузе были потушены в положенное время. Наряду с боцманматами он следил за порядком на палубах. В его подчинении находились судовые капралы (ship"s corporals) - один или два. Также он занимался обучением нижних чинов обращению с ручным (холодным и огнестрельным) оружием. Профос находился в непосредственном подчинении первого лейтенанта. Оружейный мастер отвечал за состояние и ремонт личного оружия, подчинялся констапелю. Конопатчик и бондарь подчинялись тиммерману, имели в своем подчинении команды, зависящие от размеров судна. Конопатчик занимался водонепроницаемостью корпуса, а бондарь - бочкотарой и дельными вещами. Преподаватель сдавал экзамен в Трините-Хаузе на знание навигации и математики. Он не только обучал этим дисциплинам мичманов, но и зачастую учил их читать и писать. Первоначально его зарплата складывалась из отчислений с мичманов, затем к ним добавилась ставка матроса 1 статьи, в начале 19 века она стала самой высокой из всех унтер-офицеров. Литература : Brian Lavery "Nelson"s Navy" N.A.M. Rodger "The Command of the Ocean" John Masefield "Sea Life in Nelson"s Time"

В 1618 году англичане ввели для больших судов деление на 4 ранга: Ships Royal- королевские суда с вооружеением 42-55 пушек, Great Ships - «большие корабли» с 38-40 орудиями, Middling Ships - «средние корабли» с 30-32 орудиями, Small ships - «малые корабли», позже они стали фрегатами, несли не менее 30 пушек.Это деление изначально имело совершенно прозаические цели - на больших кораблях зарплата матросов и офицеров была больше. Классификацуия эта несколько раз изменялась, на 1650 год оно было следующим: корабли I ранга несли 40-80 орудий и имели команду в 350-600 человек. Корабли II ранга несли от 40 до 48 орудий и имели команду от 200 до 300 моряков. Корабли III ранга - 30-34 орудий, 120-200 человек, IV ранг - от 14 до 25 орудий, от 100 до 110 человек. «Ранговость» корабля зависела не только отчисленности экипажей иколичества орудий, но и от калибра пушек. В списке Лорда-Адмирала на 1 марта 1652 года корабли классифицировались следующим образом: I ранг - 60-100 пушек, 300-600 человек, II ранг - 52-60 пушек, 260-280 человек, III ранг - 40-50 орудий, 180-200 матросов, IV ранг - 30-40 пушек, 120-150 человек, V ранг - 18-24 пушки, 60-90 человек и VI ранг -10-12 орудий, 25-50 матросов.

Уже во время Елизаветы англичане разработали новый тип корабля - ярким примером тому может служить «быстрый галеон» «Ривендж», созданный королевским корабельным мастером Мэтью Бейкером, с которого убрали все надстройки и башенки, заузили корпус (соотношение длины к ширине - 3.5:1), и поставили большое количество пушек. Уолтер Рейли, корсар Ее Величества Елизаветы, в своей книге «Властелин мира», написанной в заключении в Тауэре, сформулировал правила для кораблей будущего:

1) длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;

2) тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены.

3) на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;

4) палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.

В первой четверти XVII века в Англии соперничали несколько семей потомственных кораблестроителей, среди которых, конечно же, выделялись Дины, Бейкеры и Петты. Именно Финеас и Питер Петты построили новый тип военного парусного судна - линейный корабль.

В 1610 году на королевской верфи в Вулвиче был спущен на воду 55-пушечный корабль «Принс Ройал» водоизмещением 1200 тонн. Он отличался от своих предшественников тем, что имел три артиллерийские палубы - нижнюю, среднюю и верхнюю. Корабль нес тяжелые орудия на нижнем деке, а на среднем деке, верхней палубе и квартердеке - только легкие пушки. Длина корабля составила 115 футов , ширина - 43.6 фута, осадка - 18 футов, на судне было четыре мачты, первые две несли прямые паруса, и вторые две - латинские. Такая компоновка была признана избыточной, четвертую мачту вскоре сняли, так появилось классическое парусное вооружение типа «корабль».

В 1637 году в том же Вулвиче на воду было спущено еще одно уникальное парусное судно - 102-пушечный «Соверин оф зе Сиз». Именно его называют первым настоящим линкором в истории. Корабль имел размерения 127 х 46.6 футов, три артиллерийские палубы, осадку - 19 футов 4 дюйма. Водоизмещение нового линкора было равно 1522 тоннам. Размещение пушек было следующим: на нижней палубе - 30 пушек (пушки и полупушки), на средней - столько же (кулеврины и полукулеврины), на верхней — 26 пушек меньшего калибра; кроме того, под полубаком 14 пушек, под полуютом 12 и много амбразур в надстройках для ручного огнестрельного оружия. Общее число орудий на этом корабле было 126 . Корабль имел 11 якорей с соответствующими якорными канатами; самый большой якорь весил 4400 фунтов . Общая стоимость постройки и оснащения нового корабля составила 26 177 фунтов стерлингов.

Сын Финнеаса - Питер Петт в 1645 году построил первый «истинный» фрегат - 32-пушечный «Констант Уорвик», который имел такое же парусное вооружение, как и «Соверин», но пушки у него были расположены на одной артиллерийской палубе. По мысли разработчиков подобные корабли должны были выполнять роль разведчиков в составе эскадры линейных кораблей, а так же конвоировать торговые караваны. Размерения корабля: водоизмещение - 315.5 тонн, длина - 85 футов, ширина - 26.5 футов, осадка - 13.2 фута, на артиллерийской палубе было расположено 12 кулеврин, 12 полукулеврин и 10 малых пушек. По его подобию была заказана целая серия фрегатов, множество из которых было построено к 1651 году.