Тема безумия в романах дорис лессинг. Нобелевская лекция Дорис Лессинг (2007)

Луцик В.И.
Луцик Владимир Игоревич / Lucik Vladimir Igorevich – аспирант, кафедра германских языков и переводоведения
Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, институт иностранных языков, г. Дрогобыч, Украина

Аннотация: в статье предпринимается попытка определить основные подходы к текстообразованию в жанре научной фантастики английской писательницы Д. Лессинг в 70-х годах ХХ века. Рассмотрены и проанализированы особенности построения художественной действительности в рассказе «Отчет о городе» («Report on the Threatened City», 1972).

Abstract: the article aims at defining Doris Lessing’s major approaches to writing in the genre of science fiction through the 70’s of the XXth c. Artistic, aesthetic and philosophical elements have been disclosed and analyzed. They pertain to artistic world creation in the short story «Report on the Threatened City» (1972).

Ключевые слова: Д. Лессинг, малая проза, фантастика, художественное мироздание, суфизм, рассказ «Отчет о городе», моральный выбор.

Keywords: D. Lessing, short fiction, science fiction, artistic world creation, Sufism, «Report on the Threatened City», moral choice.

Литературный ландшафт 60-70-х гг. ХХ века характеризуется расцветом жанра англоязычной научной фантастики. В этот период литературные критики начинают использовать термин «Новая волна» («New wave») по отношению к авторам, творчество которых промаркировано авангардными, радикальными и эклектичными элементами. Выдающийся австралийский фантаст Дамьен Бродерик отмечал, что данное литературное направление было реакцией «на истощение жанра, у которого отсутствует формальное определение» . Сам же термин ввел в научный оборот английский писатель Кристофер Прист, автор сборника «Бесконечное лето» («An Infinite Summer», 1979).

Творческой площадкой для представителей экспериментальной научной фантастики являлся лондонский журнал «Новые миры» («New Worlds»). В этом периодическом издании вышли произведения выдающихся английских писателей-фантастов Майкла Муркока, Джеймса Балларда, Эдвина Таба Брайана Олдисса, Джона Браннера. Представители нового направления переосмыслили специфику жанра, логику его формы, стиля и эстетики.

В этом контексте целесообразно отметить, что уход от устоявшихся канонов научной фантастики с ее упором на логику, рассудок и здравый смысл воспринимался многими литературоведами отрицательно. Например, известный английский новеллист и поэт Кингсли Эмис (1922–1995) критически отмечает присутствие «элементов шока, манипуляций с типографским средствами, абзацев размером в одно предложение, натянутых метафор, неопределенности в содержании, восточных религиозных верований и левых идеологических постулатов» .

Связь с восточным морально-этическим учением суфизма отчетливо проступает в творчестве Д. Лессинг, приходящемся на 70-е гг. ХХ в. Английская писательница подчеркивает необходимость целостности и активного морального выбора. Этот выбор, по мнению известной американской исследовательницы Ненси Топпинг Безин, направлен на «достижение совершенства внутреннего мира через единение с окружающими и природой» . Целостность и взаимозависимость такой действительности противопоставляется неизбежной катастрофе. Морально-этическое учение суфизма предполагает онтологическое измерение целостности и оперирует образами «человеческой души в поиске и приближении к состоянию конечной гармонии и интеграции со всем живым» . Именно такой вид поиска предлагает английская писательница в своих малых прозаических произведениях исследуемого периода.

В рассказе «Отчет о городе» («Report on the Threatened City», 1972) Д. Лессинг определяет важность достижения личностного, общественного и космического единства. Сложность реализации даного замысла заключается в «неспособности и нежелании западного патриархального общества рассматривать мир сквозь призму множественности субкультур и феноменов человеческой вселенной» . Измерение внутренней личности в рассказе Д. Лессинг приравнивается к сакральным возможностям творческого потенциала человека.

Необходимость изменения устоявшихся шаблонов собственного отношения и поведения провоцирует болезненные реакции и сопротивление при переходе в состояние внутреннего единства. Нежелание жителей города принимать информацию о неизбежности катастрофы наглядно демонстрирует их пассивное восприятие смерти не только своей, но и многих тысяч себе подобных. Американский культурный антрополог Эрнест Бекер отмечает в фундаментальном труде «Отрицание смерти» («The Denial of Death», 1974), что наиболее глубинная потребность человеческого существа проявляется в «избавлении от страха смерти и небытия, которые несет жизнь» . Признание катастрофы, согласно этому определению, – это констатация кризиса собственной идентичности и признание неэффективности старых подходов. Следовательно, люди обречены на ограниченное существование из-за невозможности преодоления экзистенциальных вызовов. Иллюстрация из произведения:

Текст на языке оригинала :

«Everyone in the System knows that this species is in the process of self - destruction, or part destruction. This is endemic. The largest and most powerful groupings – based on geographical position – are totally governed by their war – making functions» .

Текст на русском языке:

«Каждый в Системе знает, что этот вид находится в процессе самоуничтожения или частичного уничтожения. Это эндемично. Наиболее крупные и влиятельные группирования – по географическим параметрам – в своей деятельности полностью руководствуются военными функциями» (перевод – В. Л.).

Повествование малого прозаического текста «Отчет о городе» сфокусировано на передаче чувства ответственности за сохранение жизней тысяч людей. Сама Д. Лессинг определяет свои моральные принципы как старомодные и «отказывается подвергаться новому и всеохватывающему ощущению беспомощности» . Английская писательница стремится разбудить читателя перед катастрофой. Неадекватность мировосприятия сегодняшней науки, по мнению автора, под силу преодолеть путем обращения к экстрасенсорике и исследованию внутреннего мира человека.

Текст на языке оригинала :

«Here we approach the nature of the block, or patterning, of their minds – we state it now, though we did not begin to understand it until later. It is that they are able to hold in their minds at the same time several contradictory beliefs without noticing it. Which is why rational action is so hard for them» .

Текст на русском языке:

«А теперь рассмотрим структуру человеческого сознания – мы анализируем его сейчас, хотя мы только начали его понимать. Люди, сами того не замечая, способны удерживать в уме несколько противоречивых взглядов. Поэтому рациональные поступки настолько трудны для них» (перевод - В. Л.).

«Инопланетный» взгляд, избранный для подачи информации о человеческой цивилизации, по мнению английского литературоведа Бетси Дрейн, способствует «дистанцированию условного реципиента от земной суеты и облегчает понимание проблематики произведения» . Созвучное мнение высказал выдающийся хорватский критик Дарко Сувин в своей монографии «Метаморфозы научной фантастики» («Metamorphoses of Science Fiction», 1979). Он сформулировал принципы и подходы к текстообразованию в области научной фантастики. При этом основным условием выступает присутствие и взаимодействие «альтернативной реальности, которая идет в разрез с принципами эмпирической науки» . Механизм отчуждения от реальности гибко встроен в тело рассказа Д. Лессинг. Изменение угла зрения достигается формальным стилем в лексике и синтаксисе произведения, а также подачей информации в виде официальных документов отчетности. Такое размещение материала создает плюрализм земных и инопланетных точек зрения. Отношение гостей с других планет к землянам также варьируется в широком диапазоне эмпатии.

Следует отметить, что в произведении отсутствует детальная характеристика главных персонажей. По наблюдению Б. Дрейн, большинство героев «изображены статически, личностное и психическое развитие отсутствует» . Заслуживает внимания и отсутствие в данном рассказе центрального героя как такового. В этом смысле «Отчет о городе» соответствует нормам научной фантастики. Тематическое наполнение этого жанра больше касается общей судьбы большого количества людей, чем личностных трансформаций на уровне отдельных индивидов. Ключевой задачей такого подхода становится необходимость охвата широких временных и пространственных горизонтов.

Рассказ «Отчет о городе» ведет краткое изложение истории человечества: войны, идеологические догмы, условия проживания и природные катастрофы. Многочисленные вставки из периодических изданий и телевизионных программ подают читателю отдельное видение земного существования. Переплетение этих двух путей повествования отчетливо проступает в текстовой ткани. Множественность взглядов достигается посредством использования типографских средств. Инопланетное и человеческое видения представлены контрастным набором шрифтов и различаются в средствах редактирования. Такое комбинированное изложение материала делает возможными частые переходы между планами повествования.

В 70-х гг. творчество Д. Лессинг активно включает элементы научной фантастики. При этом подходы английской писательницы к текстообразованию в произведениях данного периода отличаются уходом от устоявшихся канонов научной фантастики с ее упором на логику, рассудок и эмпирические данные. На первый план выходят морально-этические принципы суфизма, которые предполагают измерение внутренней целостности и гармонии. Плюрализм взглядов, интерпретаций и прочтений, на взгляд Д. Лессинг, должен помочь читателю сформировать объективное видение мира.

Литература:

  1. Bazin N. T . Androgyny or Catastrophe: The Vision of Doris Lessing’s Later Novels // Frontiers: A Journal of Women Studies. 1980. № 3. P. 10–15.
  2. Becker E . The Denial of Death. New York: The Free Press, 1973. 225 p.
  3. Broderick D. New Wave and Backlash: 1960–1980 // The Cambridge Companion to Science Fiction. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 48–63.
  4. Draine B. Substance Under Pressure. Madison: University of Wisconsin Press, 1983. 240 p.
  5. Kingsley A. The Golden Age of Science Fiction. Harmondsworth: Penguin, 1981. 368 p.
  6. Lessing D. Small Personal Voice. London: Flamingo, 1995. 192 p.
  7. Lessing D. Stories. New York: Alfred A. Knopf, 1978. 696 p.
  8. Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction. New Haven:Yale University Press, 1979. 336 p.

Одним из признанных классиков феминистской литературы считается британская писательница Дорис Лессинг. Многие книги, вышедшие из-под ее пера, являются знаковыми в мировой литературе. Каким был ее путь к славе?

Детство

Дорис Мэй Лессинг родилась в семье военного и медсестры родом из Англии - но, как это ни странно, не в Британии, а… в Иране: именно там познакомились родители будущего литератора. Отец лежал в госпитале после ранения и ампутации ноги, мать ухаживала за ним. На свет Дорис появилась в октябре 1919 года, а спустя шесть лет маленькая семья уехала из Ирана - на сей раз в Африку. Там, в Зимбабве, и прошло детство Дорис Лессинг, а затем - и несколько лет взрослой жизни.

В Африке отец служил, мать девочки упорно и неутомимо старалась преодолеть пропасть между местными народами и европейской культурой, пытаясь привить им свои традиции, а Дорис была вынуждена посещать католическую школу. Позже, правда, образовательное учреждение она сменила - начала ходить в специальную женскую школу, где проучилась до четырнадцати лет, однако так ее и не окончила. Тогда никто не знал, но впоследствии окажется, что это было единственным образованием будущей писательницы во всей жизни.

Юность

С четырнадцатилетнего возраста Дорис стала зарабатывать деньги. Девушка перепробовала множество специальностей: трудилась сиделкой, журналисткой, оператором на телефоне и прочие. Нигде особо не задерживалась, поскольку нигде ей особо и не нравилось. Она, что называется, «искала себя».

На личном фронте

Дорис Лессинг выходила замуж дважды, и оба раза - еще во время своей жизни в Африке. Первый брак случился в двадцатилетнем возрасте, избранником ее стал Франк Висдом. У супругов родились двое ребятишек - дочка Джин и сын Джон. К сожалению, союз их не продлился долго - всего через четыре года Дорис и Франк развелись. Дети после этого остались с отцом.

Через два года Дорис пошла под венец во второй раз - теперь за Готфрида Лессинга, немца, который эмигрировал из родной страны. Она родила ему сына Питера, но и этот брак оказался недолговечным - по иронии судьбы, он продержался также четыре года. В 1949 году супруги расстались, Дорис оставила себе фамилию бывшего мужа и маленького сынишку, вместе с ним вдвоем покинула африканский континент. С таким багажом она прибыла в Лондон - город, где и начался новый виток ее жизни.

Дорис Лессинг: начало литературной карьеры

Именно в Англии Дорис впервые попробовала себя на литературном поприще. Будучи активной сторонницей феминистического движения, вступила в коммунистическую партию - все это нашло отражение в ее творчестве. Первое время девушка работала исключительно в социальной тематике.

Свое дебютное произведение литератор опубликовала в 1949 году. Роман «Трава поет», главной героиней которого является молодая девушка, рассказывает о ее жизни и об общественных взглядах, которые сильно влияют на героиню. Дорис Лессинг продемонстрировала в книге, как под воздействием общества, из-за его осуждения человек (в частности - женщина), ранее вполне счастливый и довольный собственной судьбой, круто может ее изменить. И не всегда это - к лучшему. Роман сразу принес начинающей писательнице достаточную известность.

Первые произведения

С этого момента Дорис Лессинг стала активно печататься. Произведения из-под ее пера появлялись одно за другим - благо, ей всегда было, что сказать. Так, например, в начале пятидесятых она выпустила новеллу «Колдовство не продается», в которой описала множество автобиографичных моментов из своей африканской жизни. Она вообще сочиняла много произведений небольшого размера - «Это была история старого вождя», «Привычка любить», «Мужчина и две женщины» и так далее.

На протяжении практически семнадцати лет - до конца семидесятых - писательница публиковала наполовину автобиографический цикл из пяти книг. В этот период к социальной направленности ее творчества добавилась еще и психологическая. Именно в то время свет увидело сочинение Дорис Лессинг «Золотая тетрадь», считающееся и поныне образцом среди литературы феминизма. При этом сама писательница всегда подчеркивала, что основное в ее произведении - вовсе не права женщины, но права человека в целом.

Фантастика в творчестве

С семидесятых годов в творчестве Дорис Лессинг наступает новый этап. Она увлеклась суфизмом, что нашло отражение в следующих ее произведениях. Писавшая прежде исключительно об остро-социальном и психологическом, теперь литератор обратилась к фантастическим идеям. В трехлетний промежуток - с 1979 по 1982 год - она создала пять романов, которые объединила в один цикл («Канопус в Аргосе»). Все книги Дорис Лессинг из данной серии рассказывают историю утопического будущего, где свет разделен на зоны и населен архетипами.

Данный цикл был принят неоднозначно, снискав как одобрение, так и негативные отзывы. Впрочем, сама Дорис не считала вышеуказанные произведения лучшими среди своих работ. Как критики, так и она сама признавали одним из самых знаменательных в ее творчестве роман «Пятый ребенок». Дорис Лессинг даже советовала в одном из интервью начинать знакомство с ее книгами именно с этого произведения, повествующего о жизни необычного ребенка в обычной семье и о том, как его воспринимают окружающие.

Последние годы

В начале двадцать первого века Дорис Лессинг трудилась также активно, как и в минувшем столетии. Она выпустила роман «Бен среди людей», который является продолжением нашумевшего «Пятого ребенка». Также большую популярность снискала книга Дорис Лессинг «Расщелина», написанная ею в эти годы и предлагающая вниманию читателей иной вариант реальности: сначала существовали только женщины, а мужчины появились гораздо позднее.

Возможно, она написала бы и еще что-нибудь - энергии у этой пожилой женщины было хоть отбавляй. Однако в ноябре 2013 года Дорис Лессинг не стало. Произошло это в Лондоне. Писательница прожила без малого практически сто лет.

Признание

В середине девяностых прошлого века Дорис Лессинг стала доктором в университете Гарварда. В последний год минувшего столетия она получила Орден кавалеров почета, а двумя годами позже - премию Дэвида Коэна.

Кроме того, Дорис Лессинг является обладательницей многих других наград, среди которых особенно подчеркнуть нужно одну - полученную ею в 2007 году Нобелевскую премию по литературе.

Наследие

К наследию британского литератора относится множество трудов в самых разных жанрах. Отдельного упоминания заслуживает сборник Дорис Лессинг «Бабушки», куда вошли четыре новеллы, в том числе и одноименная. Его можно отнести к феминистической литературе, поскольку все четыре рассказа в книге повествуют о женщинах, об их страстях и желаниях и об обществе, которое ограничивает их. Восприятие книги оказалось неоднозначным. Заглавная новелла сборника четыре года назад была экранизирована (в России фильм вышел под названием «Тайное влечение»).

Помимо данных новелл и вышеупомянутых книг, можно выделить такие работы, как «Воспоминания выжившей», «Великие мечты», сборник рассказов «Настоящее» и еще множество иных трудов.

  1. Свои ранние годы считала несчастливыми, на африканском континенте ей не нравилось. Бытует мнение, что именно из-за этого начала писать.
  2. В годы жизни Лессинг в Африке Зимбабве была английской колонией.
  3. Девичья фамилия писательницы - Тейлор.
  4. Критиковала политику апартеида.
  5. В восьмидесятых годах создала два произведения под псевдонимом Джейн Сомерс.
  6. Является автором четырех пьес, поставленных в различных театрах Британии.
  7. На протяжении многих десятилетий появляются все новые труды о творчестве британской писательницы.
  8. Ее портрет был выставлен в Национальной портретной галерее британской столицы.
  9. Писала научные статьи.
  10. Отказалась от звания дамы-кавалера Британской империи.
  11. Первая, кто получила Нобелевскую премию за работу в жанре фантастики.

Возможно, Дорис Лессинг не является нынче самой популярной и известной писательницей в читающих кругах. Однако наследие ее столь велико и многообразно, что ознакомиться хотя бы с частью его должен каждый, кто любит литературу.

  • Дорис Мэй Лессинг (англ. Doris May Lessing ; урожденная Тэйлор; 22 октября 1919, Керманшах, Персия - 17 ноября 2013, Лондон) - английская писательница-фантаст, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин». Феминистка.
    Дорис Мэй Тейлор родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Отец был офицером, а мать медсестрой. В 1925 году, когда Дорис было 6 лет, семья перебралась в Южную Родезию (сейчас - Зимбабве), бывшую тогда английской колонией. Сама Лессинг описывала годы, проведенные в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия. Несчастливое детство было одной из причин того, что стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с черными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Мать с энтузиазмом пыталась внедрить традиции эдвардианского уклада жизни среди местного населения. Дорис получила образование в католической школе, а затем в школе для девочек в столице Солсбери (ныне Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем не получила. В юности сменила несколько профессий, в том числе работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом. Была замужем дважды. В первый раз вышла замуж в 1939 году за Франка Чарльза Висдома, которому родила дочь и сына. В 1943 году развелась с мужем, оставив ему детей. В 1945 году вышла замуж за немецкого эмигранта Готтфрида Лессинга. У Лессингов родился сын. Брак закончился разводом в 1949 году. Дорис забрала сына и покинула Африку. Новый этап свой жизни начала в Лондоне.
    В 1950-х и 1960-х годах примкнула к британской компартии и стала активисткой антиядерного движения. Ей было отказано в праве въезда в ЮАР и в Родезию за критику апартеида.
    Литературное творчество Дорис Лессинг можно условно поделить на три четко выраженных периода: коммунистическая тематика (с 1949 по 1956 годы), когда она писала на острые социальные темы; психологическая тематика (1956-1969 годы); еще одним этапом был суфизм, который выразился во многих ее научно-фантастических произведениях из серии «Канопус».
    Дебютный роман Лессинг, «Трава поет», был опубликован в 1949 году. Между 1952 и 1969 годом опубликовала полуавтобиографическую серию «Дети насилия», состоящую из пяти романов: «Марта Квест» (1952), «Подходящий брак» (1954), «Зыбь после шторма» (1958), «Окруженный сушей» (1966), «Город о четырех вратах» (1969). В 1962 году был опубликован роман «Золотая тетрадь», считающийся классикой феминистской литературы. «Инструкция к спуску в ад» (1971) - одно из первых произведений писательницы, написанных в жанре научной фантастики. В период с 1979 по 1983 годы опубликовала серию фантастических романов «Канопус в Аргосе», в которых выстраивает утопический мир будущего, поделенный на шесть основных зон и заселенный архетипами мужчин и женщин. Описываемые зоны представляют собой определенные «уровни бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между зонами три, четыре, пять» (1980), «Эксперименты на Сириусе» (1981), «Создание комитета представителей для планеты восемь» (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла «Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен» вышел в 1983 г.
    В 1985 году Лессинг опубликовала сатирический роман «Добрый террорист» (англ. The Good Terrorist) о группе лондонских революционеров. Роман был благосклонно принят критиками. В 1988 году вышла знаменательная для автора книга «Пятый ребенок». Она признана наивысшим достижением писательницы в позднем периоде творчества. Роман рассказывает о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В 1990-х издала две автобиографические книги «В моей шкуре» и «Идти в тени». В 1996 г., после восьмилетнего перерыва, вышел роман «И снова любовь». В 1999 - футурологический роман «Мара и Дэн». Роман «Бен, брошенный», продолжение «Пятого ребенка», был опубликован в 2000 году. Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонімом Джейн Сомерс: «Дневник хорошей соседки» (1983) и «Если бы старость могла…» (1984).
    Высокую репутацию завоевала Лессинг и своими рассказами. Основные сборники: «Это была страна старого вождя» (1951), «Привычка любить» (1958), «Мужчина и две женщины» (1963), «Африканские истории» (1964), «Искушения Джека Оркни» (1972). В 1978 вышел том рассказов, включивший всю ее «малую прозу», кроме рассказов, действие которых происходит в Африке. Еще один сборник, «Настоящее», вышел в 1992.
    Лессинг - автор четырех пьес, ставившихся в английских театрах: «Мистер Доллинджер» (1958), «Каждому - своя собственная пустиня» (1958), «Правда о Билли Ньютоне» (1961) и «Игра с тигром» (1962). В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф.Глассом явилась опера «Браки между зонами три, четыре, п’ять», премьера которой состоялась в Германии.
    Публицистика Лессинг включает книги «Прежде всего кошки» (1967, переработанное издание «Прежде всего кошки и Руфус», 1991), а также два тома воспоминаний «Идя домой» (1957) и «В поисках английского (1960)».
    Библиография
    Романы
    1950 Трава поет / The Grass is Singing
    1952 Марта Квест / Martha Quest
    1954 A Proper Marriage
    1956 Retreat to Innocence
    1958 A Ripple from the Storm
    1962 Золотая тетрадь / The Golden Notebook
    1965 Landlocked
    1969 The Four-Gated City
    1971 Briefing for a Descent into Hell
    1973 Лето перед закатом / The Summer Before the Dark
    1974 Воспоминания выжившей / The Memoirs of a Survivor
    1979 Шикаста / Shikasta
    1980 Браки между Зонами Три, Четыре и Пять / The Marriages Between Zones Three, Four and Five
    1980 Сириус экспериментирует / The Sirian Experiments
    1982 Создание Представителя для Планеты Восемь / The Making of the Representative for Planet 8
    1983 The Diary of a Good Neighbour
    1983 Сентиментальные агенты в Империи Волиен / The Sentimental Agents in the Volyen Empire
    1984 If the Old Could...
    1985 The Good Terrorist
    1988 Пятый ребенок / The Fifth Child
    1995 Playing the Game
    1996 Любовь, опять любовь / Love, Again
    1999 Маара и Данн / Mara and Dann
    2000 Бен среди людей / Ben: In the World
    2001 Великие мечты / The Sweetest Dream
    2005 Повесть о генерале Данне, дочери Маары, Гриоте и снежном псе / The Story of General Dann and Mara"s Daughter, Griot and the Snow Dog
    2007 Расщелина / The Cleft
    2008 Alfred and Emily
    Повести
    1951 Джордж «Леопард» / "Leopard" George
    1953 Эльдорадо / Eldorado
    1953 Голод / Hunger
    1953 Муравейник / The Antheap
    Рассказы
    1951 Маленький Темби / Little Tembi
    1951 Колдовство не продается / No Witchcraft for Sale
    1951 Старый вождь Мшланга / The Old Chief Mshlanga
    1955 Саранча / A Mild Attack of Locusts
    1957 День, когда умер Сталин / The Day Stalin Died
    1963 Англия и Англия / England versus England
    1963 Повесть о двух собаках / The Story of Two Dogs
    Пьесы
    1958 Мистер Доллинджер
    1958 Каждому - своя собственная пустыня
    1961 Правда о Билли Ньютоне
    1962 Игра с тигром
    В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф.Глассом явилась опера «Браки между зонами три, четыре, пять», премьера которой состоялась в Германии.
    Публицистика
    1967 Прежде всего кошки (1991 переработанное издание Прежде всего кошки и Руфус)
    1957 Идя домой
    1960 В поисках английского.
    Экранизации
    1. Трава поет (The Grass Is Singing, Великобритания, 1962)
    2. Привычка любить (The Habit of Loving, Великобритания, 1963)
    3. Среди мужчин (Between Men, Великобритания, 1967)
    4. Игра с тигром (Play with a Tiger, Великобритания, 1967)
    5. Игра с тигром (Tigerlek, Швеция, 1969)
    6. Воспоминания выжившей (Memoirs of a Survivor, Великобритания, 1981)
    7. Трава поет (Gräset sjunger, Замбия-Швеция, 1982)
    8. Мужчина и две женщины (Un homme et deux femmes, Франция, 1991)
    9. Улица уединения (Rue du retrait, Франция, 2001) - по роману "The Diary of a Good Neighbour"
    Титулы, награды и премии
    В 1995 г. была удостоена степени доктора Гарвардского университета.
    В 1999 г. вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются люди, имеющие «особые заслуги перед нацией».
    В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба.
    Испанская литературная премия принца Астурийского
    Британская премия Сомерсета Моэма
    Итальянская премия Гринцане Кавур
    Германская Шекспировская премия Альфреда Тепфера
    Премия Дэвида Коэна
    Нобелевская премия по литературе"2007
    https://goodreads.com/author/show/7728.Doris_Lessing
    книги на английском языке:
    https://coollib.com/a/33901
  • Лессинг Дорис (Мей) , прозаик, драматург. Награждена орденом Почета (2000). Получила премию Д. Коэна за достижения в области английской литературы (2001).

    Детство и юность Дорис Лессинг прошло в Южной Родезии. В возрасте 15 лет оставила школу, после чего работала няней, стенографисткой, телефонисткой. Дорис увлекалась политикой, выступала против расового неравенства. После переезда в Великобританию в 1949 ей вплоть до 1980 был запрещён въезд в Родезию. Первый роман "Трава поёт " ("The Grass is Singing", 1950; рус. пер. 1980) посвящен трагической судьбе женщины в условиях колониального общества.

    Протестующая героиня этого и других романов Лессинг 50-х гг. отдалённо напоминает героя "сердитых молодых людей" (хотя её статья "Тихий личный голос", опубликованная в 1957 в их коллективной "Декларации", заметно выпадала из общего "громкого" хора). Наиболее созвучен их темам конфликт поколений в пьесе Лессинг "Каждый себе пустыня " ("Each His Own Wilderness", 1958), поставленной на той же сценической площадке, что и пьесы других "сердитых". Своей политической ангажированностью Дорис Лессинг была всё же ближе "новым левым", движению, возникшему в кон. 50-х гг. Постоянное обращение к теме положения женщины в современном обществе обеспечило ей восторженный приём в среде феминисток. Но, как и английские писательницы следующего поколения (А. Брукнер, М. Дрэббл и др.), Лессинг выступала за женское равноправие, дистанцируясь от феминизма.

    В 1952-69 был создан 5-томный цикл романов "Дети насилия ". Лессинг определяла задачу этого произведения как "исследование индивидуального сознания в его взаимоотношении с коллективным". В этом взаимоотношении частного и общего Дорис шла от судьбы женщины к судьбе человечества и судьбе цивилизации.

    Действие заключительного романа цикла доведено до конца 2-го тысячелетия, воображаемое будущее завершается окончательной дезинтеграцией личности общества и Апокалипсисом 3-й мир. войны.

    Роман- эксперимент "Золотой дневник " (1962) состоит из 5 книг-"дневников", каждая со своими героями и смысловыми центрами. Их ведёт писательница Анна Вулф, достигшая независимости и постаревшая "Марта Квест". Она пишет о своей жизни в Родезии ("Чёрный дневник"), о политике ("Красный дневник"), о своей писательской деятельности ("Жёлтый дневник"), ведёт личные записи ("Синий дневник"). "Золотой дневник", объединяющий четыре предыдущих, посвящен природе художественного творчества, раздумьям о соотношении литературы и автобиографии. В построении романа (в частности, в его кольцевой композиции) обнаруживается влияние Дж. Джойса.

    Эксперименты с формой романа Лессинг продолжила в "Инструкции к сошествию в ад " (1971). Он читается как мифопоэтическая аллегория. В его композиции реализуется тема двоемирия (объективной реальности и мира грёз). Потерявший память и пытающийся вернуть себе осознание собственной сущности, герой романа совершает "путешествие во внутренний космос". Безумие трактуется писательницей как просветление, концентрация сознания на поисках высшей истины, Абсолюта, воплощающего, по мысли Лессинг, нравственно-доброе начало (здесь писательница опиралась на положения суфизма).

    Роман "Мемуары выжившего " (1974; экран. 1981), действие которого отнесено в недалёкое будущее, написан как воспоминание о прошлом, когда после некой катастрофы в стране наступила разруха и установилась анархия. Люди бегут из города, и только рассказчица и её близкие "наблюдают и ждут", пока за ними не приходит мудрая "Она", чтобы увести их "из этого распавшегося мира в другой, где царят порядок и гармония".

    За стремлением Лессинг осмыслить "удел человеческий" следует попытка осмыслить судьбы земной цивилизации, развитие которой носит циклический характер: подъём сменяется спадом. "Визионерская тревога", эсхатологические, апокалиптические мотивы пронизывают "космическую" серию романов Лессинг "Канопус в Аргосе: архивы " (1979-1983), близкую жанру научной фантастики. В "космических" романах автор стремится к созданию философского мифа. На примере нескольких планет (Канопус, Сириус, Шикаста, Шаммата и др.) она исследует природу и исторические судьбы "империй", судьбы земной цивилизации, которой угрожает уничтожение, точнее, самоуничтожение, ибо любое общество, по убеждению Лессинг, построено в большей или меньшей степени на зле и насилии.

    В творчестве Дорис последних двух десятилетий 20 в. тема "безумия мира" (по определению американской писательницы Дж.К. Оутс) перемежается с темой старости, исследованием отдельной человеческой судьбы. Тема "безумия мира" разворачивается в романе о молодёжном движении "Настоящий террорист " ("The Good Terrorist", 1985) и в философской притче о природе зла "Пятый ребенок " ("The Fifth Child", 1988). Тема старости (начатая в "Лете перед закатом " - "The Summer Before the Dark", 1973; рус. пер. 1977) - в центре "Дневника доброй соседки " ("The Diary of a Good Neighbour", 1983) и в его продолжении "Если бы старость могла " ("If the Old Could", 1984), повествующих о силе духа обездоленных и немощных.

    К концу столетия сохраняется, даже усиливается болезненная озабоченность Лессинг судьбами мира. Ожидание Апокалипсиса, экологических и социальных катастроф пронизывает приключенческий роман "Мара и Дэнн " ("Мага and Dann", 1999) о безнадёжных попытках брата и сестры спастись от неизбежной трагической судьбы, а также роман "Играя в игру " ("Playing the Game", 1995) о невозможности любви в бездушном мире, переполненном насилием. Неизбывного трагизма исполнена и история мальчика, бегущего от неблагополучного мира взрослых: вынужденный вернуться назад, он кончает жизнь самоубийством ("Бен, ушедший в мир " - "Ben, in the World", 2000; продолжение романа "Пятый ребенок").

    Несколько особняком в 90-х гг. стоит роман "Снова любовь " ("Love Again", 1996), в котором рассказано о сложном взаимодействии жизни и литературы в судьбе героини, писательницы, а также персонажа сочинённой ею пьесы. Размышления о будущем перемежаются зарисовками современного быта, проникнутыми сочувствием к обыкновенной жизни обыкновенных людей (рассказы и очерки "Наблюдая за Лондоном " - "London Observed", 1992), а также воспоминаниями о минувшем, о людях и событиях, повлиявших на её жизнь (очерки "Африканский смех " - "African Laughter", 1993; 2-томная автобиография "О сокровенном для меня " - "Under my Skin", 1994; "Прогуливаясь в тени " - "Walking in the Shade", 1997).