Уровня коэффициент сбалансированности значение. Коэффициенты финансовой устойчивости

Итог финансовой деятельности органов государственного управления определяется на основе сопоставления доходной и расходной частей бюджета. Если доходы превышают расходы, то имеет место профицит; если доходы меньше расходов – налицо дефицит бюджета. Статистические показатели, расчет которых предполагает сопоставление доходов и расходов бюджета, формируются в соответствии с такими принципами бюджетной системы, как принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

Общий итог деятельности дополняется расчетом относительных показателей (табл. 19.6).

Таблица 19.6

Показатели дефицита государственного бюджета

Показатели

Аналитическое значение

Коэффициент покрытия расходов бюджета ero доходами (отношение доходов бюджета к расходам)

Используется при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровня его дефицита

Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов)

Характеризует уровень дефицита

Соотношение дефицита бюджета и ВВП

Отражает финансовое положение страны, которое принято считать нормальным, если это соотношение не превышает 3%

Дальнейший статистический анализ деятельности органов государственного управления включает в себя определение показателей финансирования расходов бюджета, а также классификации и характеристики государственного долга. Направления анализа представлены на рис. 19.1.

Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует существенной трансформации отечественной статистики государственного бюджета и, в частности, рассмотренных выше классификаций и показателей.

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС 1993 г. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций.

Рис. 19.1.

Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий.

Эти изменения связаны прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Согласно кассовому методу учитывают:

  • признание операций в момент получения или выплаты денежных средств;
  • доходы как денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления;
  • расходы как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства;
  • финансовый результат как превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Согласно методу начислений учитывают:

  • признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств;
  • доходы как операции, увеличивающие чистую стоимость активов;
  • расходы как операции, уменьшающие чистую стоимость активов;
  • финансовый результат как разницу активов и обязательств, т.е. чистую стоимость активов.

Таким образом, переход с кассового метода учета на учет по методу начислений приводит к следующим изменениям в основных категориях статистики бюджета:

  • – возникает понятие запаса (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств;
  • – содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к ее увеличению, а расходы – к уменьшению.

При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов (например, продажа земли, оборудования), потому что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основ ные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами.

Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами.

Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Главным управлением Федерального казначейства Минфина России разработан план счетов и инструкция по его применению. В данном документе номер каждого счета включает в себя источник средств, код раздела и подраздела плана счетов, код бюджетной классификации счетов единого плана счетов и код соответствующей валюты. Данный план счетов позволяет на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода производить учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определять объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ заключается в том, чтобы обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств, но и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить их долгосрочную устойчивость. Например,

меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов.

С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны.

Государственные корпорации (организации) могут проводить операции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая дея ель- пость может осуществляться в различных формах. Непосредственно государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям но сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители.

Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления МВФ рекомендует вести статистику государственного сектора в целом, при этом подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода российской СГФ к международному стандарту.

Система сбалансированных показателей представляет собой специализированную систему управления, при помощи которой компания может предельно точно сформулировать свои планы на будущее, разработать стратегию и впоследствии воплотить ее в реальность.

Для чего нужна эта система?

При помощи такой системы достигается обратная связь между различными внутренними бизнес-процессами, а также внешними показателями, которая требуется для того, чтобы увеличить стратегическую эффективность и в конечном итоге добиться соответствующих результатов. Когда полностью внедряется система сбалансированных показателей, стратегическое планирование из стандартного теоретического упражнения превращается в одну из наиболее важных сфер деятельности предприятия. Таким образом увеличивается эффективность работы компании и повішается стабильность ее работы.

Что она собой представляет?

Как утверждают сами разработчики, система сбалансированных показателей предусматривает поддержку традиционных финансовых показателей, но при этом стоит понимать, что они отражают только ход будущих событий, а также обеспечивают адекватное описание для компаний времен промышленного производства, для которых инвестирование в какие-либо долгосрочные программы или же в улучшение взаимоотношений с потребителями было далеко не таким существенным, как сегодня. В то же время такие показатели являются абсолютно неактуальными, если речь идет об управлении деятельностью компаний времен информационных технологий, которые стараются добиваться будущих результатов, осуществляя вложение средств в удобство клиентов, сотрудников, поставщиков, инновации, технологии и самые разнообразные бизнес-процессы.

Именно по этой причине была предложена система сбалансированных показателей, при помощи которой можно было бы дополнить финансовые показатели той информацией, которая позволяет отобразить удовлетворенность потребителей, внутренние бизнес-процессы, а также возможность развития компании.

В чем ее особенности?

Данная технология предусматривает основные факторы работы компании, включая обслуживание клиентов, а также финансовую и операционную эффективность, в виде целого набора различных характеристик. Компания может фиксировать и впоследствии анализировать эти характеристики для того, чтобы понять, действительно ли в процессе работы достигаются стратегические цели. Всецело реализованная система представляет последовательное рассмотрение работы компании на каждом из уровней. В конечном счете каждым отдельным сотрудником компании обрабатывается личная BSC (система сбалансированных показателей), при этом он старается достичь собственных персональных целей. В данном случае сотрудник основывается на показателях, связанных с корпоративной стратегией.

Основы

BSC (система сбалансированных показателей) предусматривает рассмотрение компании с точки зрения четырех перспектив, а также разработку количественных параметров, сбор данных и их последующий анализ в соответствии с каждой перспективой.

Перспектива развития и обучения

Данная перспектива включает в себя тщательное обучение специалистов, а также культивацию корпоративной культуры не только в личностном плане, но еще и на корпоративном уровне. В компании, в которой работают действительно образованные люди, сотрудники в конечном итоге становятся главным ресурсом.

В современных условиях, в которых присутствуют быстрые технологические изменения, работники, занимающиеся умственным трудом, должны постоянно совершенствоваться. Государственные организации достаточно часто не имеют возможности для того, чтобы набрать новых технически подготовленных сотрудников, и параллельно этому также сокращают обучение уже работающих. Это наиболее важный признак утечки интеллектуальной силы из компании, и это нужно в обязательном порядке останавливать в самые короткие сроки.

Определенные показатели должны в конечном итоге полностью продемонстрировать руководящему составу, в каком именно месте нужно будет сконцентрировать средства для детальной подготовки сотрудников для того, чтобы они принесли максимально возможную пользу. В любом случае развитие и обучение – это основной фундамент успеха каждой действительно прогрессивной компании.

Перспектива в бизнес-процессах

Данная перспектива, как следует из названия, непосредственно связана со внутренними бизнес-процессами. С этой точки зрения стратегии сбалансированная система показателей предоставляет менеджерам возможность определить, насколько эффективно работает компания, а также соответствуют ли услуги и продукты требованиям потенциальным клиентов. Такие показатели нужно будет максимально тщательно разрабатывать только тем людям, которые действительно точно представляют себе бизнес-процессы, то есть подобную работу не должны выполнять пусть даже самые профессиональные консультанты со стороны.

Перспектива клиентов

Сбалансированная система показателей эффективности с точки зрения перспективы клиентов учитывает увеличивающуюся важность ориентации на определенного клиента, а также его удовлетворенность. Основным параметром в данном случае является то, что если клиенты остаются неудовлетворенными, то в таком случае они просто начнут искать других поставщиков.

Низкая эффективность в данном направлении представляет собой явный признак того, что в будущем компанию ждет упадок, даже если на данный момент общая финансовая картина остается на стабильно высоком уровне. Для того чтобы разработать показатели удовлетворенности, нужно будет тщательно проанализировать виды процессов и клиентов, для которых нужно будет обеспечить те или иные виды услуг и продуктов.

Финансовая перспектива

Люди, которыми разрабатывалась система сбалансированных показателей предприятия, не отрицали того, что можно использовать также и традиционные финансовые данные. Предоставление своевременной, и в то же время достаточно четкой информации всегда будет оставаться достаточно важным, поэтому менеджеры должны постараться сделать максимум возможного для того, чтобы это обеспечить.

Однако в преимущественном большинстве случаев обработке и поддержке финансовых данных уделяется гораздо больше внимания, чем это действительно нужно. При реализации корпоративной базы данных немалая часть работы может и должна быть не только централизованной, но и автоматизированной, при этом вы должны понимать, что особенная ставка на финансовые показатели ведет к несбалансированной ситуации касательно других перспектив. Именно по этой причине, возможно, нужно будет учитывать также дополнительные финансовые данные, включая оценку риска и данные сравнения результатов и затрат.

Управление, которое основывается на измерениях

Сбалансированная система показателей организации основывается на ключевых концепциях, которые разрабатываются в предыдущих управленческих методиках, таких как полное управление качеством, включая:

  • качество, которое определяет клиент;
  • непрерывное совершенствование;
  • расширение полномочий тех или иных сотрудников;
  • самое важное – основываться на измерениях управления, а также на использовании обратной связи.

Двухконтурная обратная связь

В традиционной промышленной сфере все подчинялось таким понятиям, как «отсутствие дефектов» и «контроль качества». Для того чтобы обеспечить действительно высокую эффективность защиты клиентов от некачественной продукции, нужно будет предпринять серьезные меры, связанные с проверкой и тестированием на поточной линии.

Основной проблемой при использовании данного подхода является то, что действительную причину брака никогда нельзя обнаружить, при этом в процессе отбраковки всегда будет сохраняться определенная неэффективность. В частности, было отмечено, что на каждом отдельном производственном этапе могут появляться те или иные незначительные отклонения, причины которых нужно будет определить и зафиксировать.

Если причины эти можно зафиксировать, то в таком случае есть путь к тому, чтобы сократить количество бракованной продукции, и, соответственно, открыть для себя практически неограниченные перспективы повышения качества. Для такого прогресса их объединяет система сбалансированных показателей, пример которой можно увидеть во многих современных компаниях, имеющая цепочку обратной связи.

Зачем это нужно?

Информация в дальнейшем будет прорабатываться менеджерами для того, чтобы определить причины возникновения отклонений процессов, в которых часто появляются ошибки. И уже после этого принимаются соответствующие меры, направленные на то, чтобы изменить набор этих процессов. Точно так же, как в системе полного контроля, разработка сбалансированной системы показателей предусматривает наличие обратной связи между различными внутренними бизнес-процессами и внешними результатами. Но, помимо этого, в ней предусматривается также дополнительное кольцо обратной связи, которое объединяет в себе результаты используемых бизнес-стратегий. Таким образом, внедрение сбалансированной системы показателей образует двухконтурное кольцо обратной связи.

Результирующие показатели

Невозможно исправить то, что не поддается измерению, вследствие чего показатели должны разрабатываться, основываясь на приоритетах стратегического плана, в котором присутствуют ключевые факторы развития бизнеса, а также критерии выбора самых интересных характеристик для менеджеров. После этого тщательно проектируется процесс сбора информации, которая описывает эти характеристики, и они приводятся к численному виду для хранения, отображения и дальнейшего анализа.

Лица, которые в данном случае принимают решения, оценивают итоговые значения нескольких измеряемых процессов и стратегий, а также осуществляют контроль результатов для того, чтобы добиться правильного управления компанией, а также обеспечить обратную связь.

Следовательно, в данном случае ценность параметров заключается в том, что они представляют собой основу, определяющую:

  • Стратегическую обратную связь, которая демонстрирует лицам, ответственным за принятие решений, нынешний статус организации в соответствии с несколькими перспективами.
  • Диагностическую обратную связь с разными процессами для того, чтобы управлять изменениями.
  • Временные тенденции изменения эффективности работы в соответствии с мерой контроля показателей.
  • Обратную связь между технологиями измерения, а также выбор контролируемых параметров.
  • Количественные входные параметры для различных способов моделирования и прогнозирования, которые будут использоваться в системах поддержки принятия решений.

Фактическое управление

В данном случае основная задача выполнения измерений заключается в том, чтобы менеджеры могли более четко представлять работу собственной компании в соответствии с несколькими перспективами и, соответственно, добиваться более мудрых и долгосрочных решений.

Современный бизнес непосредственно зависит от того, как осуществляются процессы измерения и анализа результатов деятельности. Измерения в данном случае основываются на используемой стратегии компании и должны обеспечивать критическую информацию о ключевых процессах, выходных параметрах и конечных результатах. Информация, которая требуется для оценки и увеличения эффективности работы, может быть самой разной, включая сведения о:

  • клиентах;
  • эффективности предоставления услуг или реализации продуктов;
  • рынке;
  • операциях;
  • конкурентных сравнениях;
  • сотрудниках;
  • поставщиках;
  • финансах и расходах.

Анализ, который включает в себя сбалансированная система показателей Нортона и Кэплена, предусматривает использование информации для определения перспективных оценок, тенденций, причин и следствий, которые нельзя будет определить без его использования. Данные и анализ представляют собой достаточно важный инструмент для достижения самых разных целей компании, включая также оценку результатов, планирование, улучшение операций, сравнение производительности компании с конкурирующими фирмами или же с оптимальными характеристиками в данной сфере.

Принцип сбалансированности является принципом построения любых бюджетов. В соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета . Несмотря на понятность и логичность теории сбалансированности, достижение ее практической реализации в бюджетам сопряжено с рядом проблем. В связи с этим, более часто наблюдается проблема несбалансированности, которая в свою очередь проявляется в дефиците и профиците бюджета.

В настоящее время существует большое количество методик и показателей, характеризующих сбалансированность бюджета, которые рассчитываются по данным бюджета. Основные показатели бюджета Республики Коми, которые необходимы для расчета коэффициентов сбалансированности и финансовой устойчивости, представлены в таблице 2 .

Таблица 2 - Основные показатели бюджета Республики Коми, в миллионах рублей

Наименование

Отклонение

Доходы всего, в том числе

Налоговые

Неналоговые

Безвозмездные поступления

Субвенции

Дефицит бюджета

Собственные доходы

Собственные расходы

В 2013 году доходы бюджета Республики Коми составили 48,4 млрд. рублей, что на 4,5 млрд. рублей меньше, чем в 2012 году. Что касается расходов бюджета, то можно отметить, что их величина увеличилась на 3,7 млрд. рублей. Основной причиной увеличения расходов бюджета является повышение с 1 июля 2013 года оплаты труда отдельным категориям работников бюджетных учреждений социальной сферы. Кроме того, в 2013 году возросли расходы на увеличение государственного резерва топливно-энергетических ресурсов, на возмещение выпадающих доходов организациям воздушного, речного и железнодорожного транспорта. Сокращение доходов и увеличение расходов привели к росту дефицита бюджета на 8,2 млрд. рублей, который в 2013 году составил 11,5 млрд. рублей.

Для проведения анализа сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми были рассчитаны суммы собственных доходов и расходов бюджета, которые определяются как разница между доходами (расходами) бюджета и субвенциями. Также необходимо рассчитать следующие коэффициенты:

1) Коэффициент бюджетного покрытия = Доходы / Расходы

2) Коэффициент бюджетной автономии = (Налоговые доходы + Неналоговые доходы) / Собственные доходы

3) Коэффициент дотационности = Дотации / Собственные доходы

4) Коэффициент дефицита бюджета = (Доходы - Расходы) / (Доходы - Безвозмездные поступления)

5) Коэффициент финансовой независимости = Собственные доходы / Собственные расходы

6) Коэффициент деловой активности = Неналоговые доходы / (Налоговые доходы + Неналоговые доходы)

7) Доходы на душу населения = Доходы / Численность населения

8) Коэффициент бюджетной обеспеченности = Расходы / Численность населения

При расчете доходов на душу населения и коэффициента бюджетной обеспеченности принимаем, что численность населения Республики Коми в 2012 году составляла 880700 человек, а в 2013 году - 872060 человек .

Результаты расчетов показателей сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет показателей сбалансированности бюджета

В 2013 году коэффициент бюджетного покрытия составил 0,81, т.е. 81% расходов бюджета покрываются за счет доходов. За год этот показатель сократился на 0,13.

Коэффициент бюджетной автономии, который показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов бюджета республики, в 2013 году составил 0,89. Анализируя таблицу 4, можно заметить, что в отношении этого коэффициент наблюдается положительная динамика.

Коэффициент дотационности в 2012 году составил 0,04, т.е. дотации занимают 6% в общем объеме собственных доходов бюджета республики. Однако значение этого показателя в 2013 году уменьшилось в 2 раза. Это обусловлено сокращением дотаций бюджета на 832 млн. рублей

Коэффициент дефицита бюджета Республики Коми в 2012 году составил 0,08. Это значение находиться в пределах нормативов бюджетного законодательства, в соответствии с которым дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Что касается 2013 года, то дефицит бюджета составил 28%. Как уже отмечалось ранее, резкое увеличение дефицита бюджета Республики Коми связано с уменьшением доходов, поступивших в бюджет, и ростом расходов бюджета.

Коэффициент финансовой независимости в 2013 году составил 0,80, который по сравнению с предыдущим годом снизился на 0,14. Это значит, что 80% собственных доходов республика может покрыть самостоятельно без привлечений субвенций

Коэффициент деловой активности в 2013 году составил 0,88, что на 0,01 больше, чем в 2012 году. Это связано с тем, что сумма налоговых и неналоговых доходов сократилась на 2705 млн. рублей, при том, что на 72% это произошло за счет уменьшения налоговых доходов. Полученное значение коэффициента свидетельствует о том, что доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 88%.

Доходы на душу населения в 2013 году составили 54,97 тыс. рублей доходов бюджета на человека, что 5,13 тыс. рублей меньше чем в 2012 году. Это сокращение связано со значительным уменьшением доходов Республики Коми.

Что касается коэффициента бюджетной обеспеченности, или расходов бюджета на душу населения, то в 2013 году они увеличились по сравнению с 2012 годом и составили 68,8 тыс. рублей на человека (в 2012 году - 63,87 тыс. рублей). Это изменение связано с увеличением расходов бюджета при одновременном сокращении численности постоянного населения Республики Коми.

Проанализировав все рассчитанные показатели сбалансированности и финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что положение республики ухудшается. Об этом свидетельствует увеличение дефицита бюджета, сокращение доходов бюджета на душу населения, рост значения коэффициента бюджетной обеспеченности и т.д.

Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость.

Нижеприведенные коэффициенты финансовой устойчивости , характеризуют независимость по каждому элементу активов предприятия и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива компания в финансовом отношении.

Наиболее простые коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют соотношения между активами и обязательствами в целом, без учета их структуры. Важнейшим показателем данной группы является коэффициент автономии (или финансовой независимости , или концентрации собственного капитала в активах ).

Устойчивое финансовое положение предприятия - это результат умелого управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

1

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТЕНДЕМ». Издательство ЭКМОС. – 2013. – 128 с.

2. Программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009 – 2012 годы и на период до 2016 года. – Йошкар-Ола, 2009 г.

3. Кaрчeвский. В.В. Oргaнизaция испoлнeния бюджeтa: учeб. пoсoбиe для вузoв / В.В. Кaрчeвский. – М: Вузoвский учeбник, 2009. – 242 с.

4. Марченко Г.Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2013. – № 01. С. 36-38.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. По настоящее время сохраняется проблема стабильности функционирования бюджетной системы, так как продолжается увеличение внутреннего долга, в бюджет будущих периодов закладывается уменьшение доходной части налоговых поступлений и увеличение налогового бремени .

Согласно одному из важнейших принципов Бюджетного кодекса Российской Федерации сбалансированность бюджета - это соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных услуг, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождая неплатежи в экономике страны. Действующая система межбюджетных отношений ориентирована на поддержание сбалансированности бюджетной системы РФ, прежде всего, в краткосрочном периоде, что решается в основном за счет роста количества и объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам из федерального бюджета.

Как показывает практика, установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения размера госдолга субъекта РФ не позволяют избежать риска неплатежеспособности региона и, как следствие, необходимости решения данных проблем федеральным центром за счет предоставления дополнительной финансовой помощи.

В связи с этим целесообразно было бы проводить оценку качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Для этого необходимо выделить следующие виды сбалансированности:

Общая сбалансированность бюджета, достигаемая с привлечением возвратных финансовых ресурсов;

Базовая сбалансированность, обеспечиваемая за счет общей суммы доходов бюджета субъекта РФ, включая межбюджетные трансферты;

Собственная сбалансированность, оцениваемая только на основе показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Для количественной оценки качества могут рассчитываться коэффициенты, характеризующие соотношение источников финансового обеспечения расходов и общей суммы расходов региональных бюджетов, в разрезе выделенных видов сбалансированности. Эти коэффициенты могут также использоваться для сравнения показателей финансового состояния отдельных субъектов РФ с аналогичным показателем других публично-правовых образований, выявления динамики их развития и тенденций изменения финансового состояния.

В связи с этим предлагается использовать следующие коэффициенты:

1) коэффициент общей сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета и всех источников их финансирования:

где Д - доходы бюджета; ИФДБ - источники финансирования дефицита бюджета; Р - расходы бюджета.

В соответствии с трактовкой в Бюджетном кодексе РФ принципа сбалансированности бюджета коэффициент общей сбалансированности любого бюджета равен 1, при этом в случае, если на протяжении длительного периода времени сбалансированность достигается в значительной мере за счет источников финансирования дефицита бюджета, существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств соответствующего публично-правового образования. В связи с этим анализ качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ целесообразно проводить с использованием дополнительных коэффициентов.

2) коэффициент базовой сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов и доходов бюджета:

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета покрывается за счет доходов, при этом из расчета исключаются источники финансирования дефицита бюджета. Это позволяет оценить бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения заемных инструментов. Таким образом, если данный коэффициент принимает значение, близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным при низком уровне риска возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

3) коэффициент собственной сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений:

где БП - безвозмездные поступления в бюджет; С - субвенции.

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений, объем которых, по сути, не зависит от деятельности органов власти публично-правового образования, имеет непостоянный характер и в любой момент может существенно сократиться.

При расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета следовало бы из знаменателя исключить объем расходов, осуществляемых в рамках исполнения переданных полномочий, а из числителя - объем субвенций. Однако достаточно трудно выделить из общего объема расходов региональных бюджетов те расходы, которые осуществляются в рамках исполнения переданных полномочий. Поэтому, при расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета указанные расходы условно принимаются равными объему субвенций, хотя на практике они могут незначительно различаться.

Это позволяет оценить собственную бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения источников финансирования дефицита бюджета и безвозмездных поступлений: если данный коэффициент принимает значение близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным за счет собственных источников поступлений с несущественным риском возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

Расчет и анализ значений коэффициентов общей, базовой и собственной сбалансированности в разрезе субъектов РФ повышает степень объективности оценки состояния региональных бюджетов, способствует выявлению факторов, влияющих на такое состояние .

Проведем оценку качества сбалансированности консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2008-2012 гг., представив необходимые сведения в табл. 1.

Таблица 1

Данные для проведения оценки качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг., млн. руб.

Таблица 2

Оценка качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг.

Показатели

Согласно данным табл. 2, значение коэффициента общей сбалансированности в течение анализируемого периода превышает значение 1. Это свидетельствует о том, что на протяжении последних лет сбалансированность достигается за счет источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к ежегодному возрастанию государственного долга, и как следствие существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств.

Так, бюджетная политика в области расходов направлена на ограничение принятия новых обязательств, приостановление роста расходов. В 2012 году наблюдается сокращение расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, культуры, и средств массовой информации. Наблюдается незначительное снижение базовой сбалансированности бюджета в период с 2010 по 2012 г. по сравнению с кризисным периодом 2008-2009 гг., но в целом значение этого коэффициента близко к 1, и бюджет может считаться сбалансированным .

Что касается коэффициента собственной сбалансированности, то он находится на низком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Менее 60 % расходов регионального бюджета на реализацию собственных полномочий покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений. Это вызвано недостатком налоговых поступлений, возросшими потребностями в расходах.

Необходимо отметить, что, несмотря на снижение коэффициента собственной сбалансированности регионального бюджета, благодаря реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. и оперативной работе Минфина России по оказанию финансовой поддержки субъектам РФ удалось сохранить показатель базовой сбалансированности регионального бюджета на достаточно высоком уровне.

Коэффициент собственной сбалансированности бюджета по сравнению с коэффициентом базовой сбалансированности бюджета позволяет более точно оценить качество сбалансированности с учетом возможных рисков снижения источников финансирования расходов, поскольку налоговые и неналоговые доходы в меньшей степени подвержены влиянию различных факторов, в результате которых может произойти их сокращение, в том числе и непредвиденное. В такой ситуации важнейшим инструментом достижения сбалансированности бюджетов субъектов РФ являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Так, в 2009 г. при существенном снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджета РМЭ (на 7,3 % к 2008 г.) за счет предоставления дополнительных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов (соответствующие бюджетные ассигнования из федерального бюджета были увеличены на 470 млн. руб.) удалось сохранить позиции. В 2009 г. впервые была разработана формализованная методика распределения указанных дотаций, что позволило более эффективно использовать данный инструмент обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях кризиса.

Соблюдение баланса бюджета - сложная задача на любом уровне управления. Для стабилизации экономики и поддержания баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.

Предлагаем определить четыре основных направления, по которым должна осуществляться работа по увеличению доходов бюджетов субъектов РФ. Это - совершенствование бюджетной системы и межбюджетных отношений; увеличение доходной базы (доходного потенциала); совершенствование региональной нормативно - правовой базы; совершенствование системы администрирования и контроля.

В рамках указанных направлений необходимо выделить ряд мероприятий, способствующих росту доходов субъектов РФ:

Создать благоприятные условия для инвестиций;

Разработать и внедрить политику поддержки инноваций;

Применить фискальные стимулирующие механизмов с целью увеличения поступлений в региональные бюджеты;

Разграничить доходы между уровнями бюджетной системы, что максимально способствовало бы увеличению их поступлений и при этом обеспечивало бы справедливое распределение бюджетных ресурсов;

Снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.

Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Библиографическая ссылка

Кожанов Т.В., Романова М.Н., Смирнов А.А. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 101-104;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4591 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»