Могилы родственников Ф.М. Достоевского не восстанавливаются

При жизни этот человек – величайший русский писатель. Его уважали за романы, повести и в ХХ столетии, и сегодня читают и почитают во многих уголках цивилизованной Европы и других континентов. Эпические произведения переведены на десятки языков мира, по ним поставлены десятки кинофильмов не только в СССР, но и в России.

Биография писателя и гражданина

Его великая пятитомная антология («пятикнижие») вошло в ТОП 100 произведений всех веков и народов. Хотя в наши дни их называют не так, как задумал автор, а по новым понятиям: роман-триллер; криминальный роман; роман-пророчество и так далее. Все произведения отвечают на вопросы, которые задает жизнь и через два столетия после смерти Федора Михайловича.

Его называют современной «бабой Вангой», потому что, как и болгарская провидица, предсказывал своими повествованиями то, что может произойти или к каким последствиям приведут абсурдные действия. Указывал на грядущие социальные катастрофы от этого.

Демократические и социалистические идеи Ф. М. Достоевский перенял от своего коллеги писателя и литературного критика В. Г. Белинского и от теоретика европейского социал-утопизма Фурье. Если бы он был простым созерцателем жизни и не переносил ее литературно-иносказательно на страницы книг, то и жизнь себе не укоротил бы. В редактируемых журналах не прятался за псевдонимы, высказывал не только философские воззрения, но и социальные, считавшиеся при царизме опасными. Даже Ф. Ницше считал Федора Михайловича единственным превосходным психологом, у которого нужно поучиться.

Тем самым Достоевский напрямую пытался устранять возникавшие в обществе проблемы, примкнув к так называемым петрашевцам. Не раз читал на их собраниях запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. За это противоправное деяние Достоевского в 1849 году приговорили к смертной казни . Происходило это не в зале суда, а показательно – на плацу. Всем петрашевцам зачитали тот же приговор. Перед самым расстрелом сменили гнев на милость: заменили смерть четырехлетней ссылкой туда, откуда можно не вернуться, с дальнейшей службой в армии рядовым солдатом. Напомним, что он окончил в 1843-м Петербургское военно-инженерное училище.

На каторге в Омске Федору Михайловичу мешало его происхождение дворянина, каторжане не принимали его за своего, а это немаловажно в замкнутом специфическом пространстве. В Омске обострилась прежняя болезнь — эпилепсия. Возможно, там он заболел и чахоткой, и эмфиземой, ведь эти болезни, в конце концов, и свели его в могилу тогда, когда жизнь складывалась неплохо. В 60 лет.

Каторжные фрагменты писатель воспроизвел в «Записках из Мертвого дома» и в каторжном дневничке, который тайно вел в лазарете.

Похороны литератора

Вопрос: где похоронен Достоевский и на каком кладбище? – не праздный. О нем чуть ниже.

После бурной семейной ссоры по поводу имения у писателя горлом пошла кровь из-за разрыва аорты легкого. Похороны Федора Михайловича были организованы быстро. Траурная процессия к месту последнего приюта великого писателя 1 февраля 1881 года шла долго: гроб не устанавливали на траурную повозку. Панихида на Тихвинском погосте в Санкт-Петербурге была продолжительной.

Чтобы почитатели творчества не запутались в аллеях кладбища, напомним о месте, где похоронен Достоевский в Санкт-Петербурге. С северной части ограды есть памятники Мусоргскому, Бородину и Чайковскому.

История Тихвинского кладбища была непростой в начале XX века. Революция 1917 года коснулась и его. Вскоре было закрыто. Часть памятников разрушили. Сейчас вместо него действует Некрополь деятелей искусств.

Tags: ,

Адрес: Невский пр., 179/2 А
Телефон: (812) 274-2635
Часы работы (музея): 10:00-17:00
Выходной день: четверг
Станция метро: Площадь Александра Невского

К началу 19 века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было основано в 1823 году.

В 1869-1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами. Вскоре кладбище стало называться по имени новой церкви - Тихвинским.

К 1881 году Тихвинское кладбище приобрело современные размеры и очертания. Оно было почти в два раза больше Лазаревского, и с 1830-х годов захоронения велись преимущественно на его территории. К сожалению, многие могилы этого периода были утрачены. В 1826 году на Ново-Лазаревском кладбище был похоронен писатель и историк Н. М. Карамзин, автор монументального труда "История государства Российского". В 1857 году недалеко от его могилы был установлен надгробный памятник В. А. Жуковскому, созданный по проекту П. К. Клодта. В феврале 1833 года на кладбище состоялись похороны Н. И. Гнедича, знаменитого переводчика "Иллиады". На похоронах присутствовали выдающиеся литераторы того времени А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Плетнев, Ф. П. Толстой, А. Н. Оленин. Все они, кроме Пушкина, после своей смерти были похоронены на кладбищах Александро-Невской лавры, в том числе и на Ново-Лазаревском.

1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский. По воспоминаниям его вдовы, Александро-Невская лавра предложила для погребения писателя, столько сделавшего для распространения и укрепления православия в сердцах людей, любое место на территории лавры. В конце концов, место было выбрано рядом с могилами Карамзина и Жуковского. Надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого, был установлен на могиле великого русского писателя спустя два года, в 1883 году. В 1880-е годы в северной части Тихвинского кладбища были похоронены композиторы М. П. Мусоргский и А. П. Бородинский. Рядом с ними был установлен надгробный памятник П. И. Чайковскому, умершему в 1893 году.

К началу 20 века на Тихвинском кладбище было более тысячи трехсот надгробий. Всевозможные кресты, скульптуры, обелиски, небольшие часовни и семейные склепы, представлявшие развитие монументального искусства на протяжении 19 века, стояли в большой тесноте. Вскоре после революции 1917 года Тихвинское кладбище закрыли, но захоронения продолжались вплоть до начала 1930-х годов, когда было принято решение о создании музея-некрополя мастеров искусств. В 1935-1937 годах были проведены масштабные работы по благоустройству и реконструкции кладбища, приобретшего статус мемориального парка. В Некрополь мастеров искусств с других кладбищ города (Фарфоровского, Митрофаниевского, Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического, Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего, Никольского) были перенесены захоронения и памятники, представляющие большую историческую и художественную ценность. В то же время на самом Тихвинском кладбище было уничтожены многие могилы, которые, по мнению руководителей, не представляли никакой ценности. Во время Великой Отечественной войны некоторые скульптурные детали с ряда памятников Некрополя мастеров искусств были спрятаны в подземном тайнике Благовещенской усыпальницы. Большой вред музею-некрополю нанесли бомбежки, в результате которых было разрушено несколько памятников. В послевоенные годы в некрополе были проведены реставрационные работы, вернувшие музею его довоенный облик.

После Второй мировой Войны в Некрополе мастеров искусств были похоронены некоторые известные деятели культуры советского времени: художник М. И. Авилов, артисты В. А. Мичурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Александровская, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов и другие. В 1972 году в Некрополь был помещен прах композитора А. К. Глазунова, привезенный из Франции. Последним на бывшем Тихвинском кладбище был похоронен выдающийся режиссер Г. А. Товстоногов. Его похороны состоялись летом 1989 года.

В Некрополе мастеров искусств можно увидеть работы выдающихся скульпторов и архитекторов, создавших великолепные монументальные памятники, - И. И. Горностаева, И. Я. Гинцбурга, Н. Е. Лансере, П. К. Клодта, А. И. Теребенева, Н. А. Лаверецкого, П. П. Каменского, М. К. Аникушина, И. А. Фомина, Л. К. Лазарева, Н. К. Рериха, А. В. Щусева и других. В Некрополе мастеров искусств похоронены: литераторы, писатели, поэты Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, И. Ф. Горбунов, А. А. Дельвиг, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский, А. Е. Измайлов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов; композиторы: В. В. Андреев, А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Д. С. Бортнянский, А. К. Глазунов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, К. А. Кавос, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Серов, П. И. Чайковский; балетмейстер М. И. Петипа; художники Ф. А. Бруни, М. Н. Воробьев, А. А. Иванов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Шишкин; скульпторы И. Я. Гинцбург, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, Б. И. Орловский, С. С. Пименов; архитектор В. П. Стасов; артисты: В. Н. Асенкова, М. В. Дальскому, И. А. Дмитревский, П. А. Каратыгин, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. Я. Корвин-Круковский, Е. П. Корчагина-Александровская, П. В. Самойлов, Г. А. Товстоногов, Н. И. Ходотов, Н. К. Черкасов, Ю. М. Юрьев.

Как добраться

Доехать до станции метро "Площадь Александра Невского" и перейти через площадь к Скорбященской церкви. Пройдите под аркой Святых ворот, и Вы окажетесь в небольшом проезде. По обе стороны этого проезда возвышаются каменные ограды с небольшими входными калитками расположенными симметрично. Вход в Некрополь мастеров искусств находится справа.

Историческая справка

1823 г. - основание Нового Лазаревского кладбища.
1826 г. - на Новом Лазаревском кладбище похоронен Н. М. Карамзин.
1869-1871 гг. - строительство церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери (арх. Н. П. Гребенка).
1870-е гг. - расширение кладбища.
1876 г. - Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское.
1881 г. - на Тихвинском кладбище похоронен писатель Ф. М. Достоевский.
1937 г. - открытие Мемориального парка Некрополя мастеров искусств.
1985 г. - в Тихвинской церкви открыт выставочный зал Музея городской скульптуры.
1989 г. - последнее захоронение в Некрополе мастеров искусств (похоронен выдающийся советский режиссер Г. А. Товстоногов).

Легенды и мифы

На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор. В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог. В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой. В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя. Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств. После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.

Биография и эпизоды жизни Федора Достоевского. Когда родился и умер Федор Достоевский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Федора Достоевского:

родился 11 ноября 1821, умер 9 февраля 1881

Эпитафия

«Тоскуя в мире, как в аду,
Уродлив, судорожно-светел,
В своем пророческом бреду
Он век наш бедственный наметил».
Из стихотворения Владимира Набокова, посвященного Достоевскому

Биография

Его имя известно во всем мире - наряду с другими такими российскими писателями, как Лев Толстой и Антон Чехов. Хотя популярность в биографии Достоевского пришла к нему лишь в последние годы его жизни, а настоящая слава обрушилась на писателя уже после его смерти.

Он родился в Москве в довольно состоятельной и зажиточной семье. Но когда Федору было 16 лет - он лишился матери, а в 18 - и отца, которого убили собственные крепостные, с которыми тот плохо обращался. К этому времени Федор вместе с братом Михаилом уже обучались в Санкт-Петербурге. Федор Достоевский окончил инженерное училище в звании инженера-подпоручика и отправился на службу. Но настоящими увлечениями молодого человека были литература, история и философия, он даже посещал кружок Белинского, а со временем увлекся и революционными идеями. Свою первую повесть Достоевский написал в 21 год — «Бедные люди» были встречены тепло даже самыми строгими литературными критиками. Достоевскому пророчили великое литературное будущее, но через пять лет - его жизнь круто изменилась. Сначала он был арестован за участие в заговоре против правительства, затем последовало заключение и приговор к расстрелу. К счастью, приговор был отменен, но Достоевского лишили дворянства, чинов, денег и отправили на каторгу в Сибирь на четыре года. После каторги его зачислили в рядовые солдаты - тот факт, что Достоевского не лишили гражданских прав, не был случайным. Талант Достоевского как писателя оценил сам император Николай I, вот почему первый остался в живых. Вскоре Достоевский снова вернул себе офицерский чин.

Из-за состояния здоровья Достоевского (у него была эпилепсия), он был отправлен в отставку, вернулся в Петербург и занялся литературой. Свой роман «Униженные и оскорбленные» он опубликовал в собственном журнале «Время», который издавал вместе с братом. Когда брат Михаил скончался, для Достоевкого это стало страшным ударом, он был очень привязан к Михаилу. Тогда он написал свое самое известное произведение — «Преступление и наказание», затем последовали «Идиот» и «Бесы». Все три произведения были по заслугам признаны российским обществом.

Хорошее время для писателя началось, когда он вступил в свой второй и последний брак. Анна Сниткина стала ему настоящим другом и соратником. Она помогала ему вовремя сдавать произведения, занималась его финансовыми делами, приведя их в порядок, помогла избавиться от пристрастия к азартным играм. Эти годы жизни в счастливой семье с любимой супругой стали для Достоевского плодотворными и успешными. В это же время он приобрел самую большую популярность за всю свою жизнь.

Смерть Достоевского наступила 28 января 1881 года. Причиной смерти Достоевского стало обострение эмфиземы. Похороны Достоевского прошли 1 февраля, могила Достоевского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Линия жизни

30 октября 1821 г. Дата рождения Федора Михайловича Достоевского.
1838 г. Поступление в Инженерное училище.
1843 г. Окончание училища, зачисление на службу в офицерском звании.
1844 г. Увольнение.
1846 г. Выход романа «Бедные люди».
1849 г. Арест Достоевского по делу Петрашевского.
1850 г. Ссылка в Омский острог.
1854 г. Окончание каторги, зачисление в Сибирский батальон.
6 февраля 1857 г. Брак с Марией Исаевой.
1859 г. Уход в отставку.
1860 г. Издание журнала «Время».
1863 г. Запрет публикации журнала «Время».
1864 г. Смерть жены Достоевского.
1866 г. Публикация «Преступления и наказания».
15 февраля 1867 г. Брак с Анной Сниткиной.
1869 г. Рождение дочери Любови.
1868-1873 гг. Написание романов «Идиот» и «Бесы».
1871 г. Рождение сына Федора.
1875 г. Публикация романа «Подросток».
10 августа 1875 г. Рождение сына Алексея.
1880 г. Окончание «Братьев Карамазовых».
28 января 1881 г. Дата смерти Достоевского.
1 февраля 1881 г. Похороны Достоевского.

Памятные места

1. Музей-квартира Достоевского в Москве, где писатель жил с рождения до 1837 года.
2. Усадьба Даровое, принадлежащая Достоевским, где писатель проводил время в 1832-1836 гг.
3. Дом Достоевского в Санкт-Петербурге в 1841-1842 гг.
4. Петропавловская крепость, где Достоевский находился в заключении с 23 апреля по 24 декабря 1849 года.
5. Дом Достоевского в Старой Руссе (ныне дом-музей).
6. Дом Достоевского в Санкт-Петебурге в 1878-1881 гг. (ныне Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского).
7. Памятник Достоевскому в Москве.
8. Памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге.
9. Памятник Достоевскому в Дрездене.
10. Тихвинское кладбище, где похоронен Достоевский.

Эпизоды жизни

Когда Достоевский познакомился со своей последней женой, он был весь в долгах. Он даже был вынужден заключить кабальный контракт с издателем, по которому обещался продать свои произведения и написать за короткие сроки новое. Друзья посоветовали взять ему стенографистку - так произошло знакомство Достоевского с Анной, которая была моложе его на 25 лет. Со временем Сниткина взяла в свои руки финансовые дела писателя и привела их в порядок. Когда умер Достоевский, его супруге, родившей писателю троих детей, было всего 35 лет, но она больше никогда не выходила замуж, храня верность мужу.

Диагноз «эмфизема легких» Достоевскому поставили еще в 1879 году. Писателю было рекомендовано избегать волнений и нагрузок. Существует версия, что за два дня до смерти Федора Достоевского к нему приехала его сестра, с которой у писателя произошла бурная ссора, которая, возможно, и стала причиной ухудшения здоровья Достоевского. По другой информации Достоевский часто работал по ночам и в одну из таких ночей, незадолго до своей смерти, уронил ручку, которая закатилась под тяжелую этажерку. Достоевский сдвинул ее с места, чем спровоцировал сильное кровотечение из горла. Утром в день своей смерти Достоевский сказал жене: «Я знаю, я должен сегодня умереть». Вечером он скончался.

Завет

«Если хочешь победить весь мир, победи самого себя».


Документальный фильм о Федоре Достоевском

Соболезнования

«Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне дорог, и я плакал, и теперь плачу».
Лев Толстой, писатель

«Смерть унесла его действительно полного замыслов».
Анна Достоевская, супруга писателя

«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, — этот человек Достоевский».
Максим Горький, писатель

9 февраля - 130-я годовщина смерти великого русского писателя. В знак памяти и скорби приводим записки литературоведа Евгении Саруханян и свидетельство вдовы Фёдора Михайловича.

26 января 1881 года, ночью, когда в доме всё затихло, Достоевский, как обычно, работал в своём кабинете. Случайно он уронил на пол ручку, которая тут же закатилась за этажерку с книгами. Достоевский резким движением сдвинул тяжёлую этажерку с места. У него началось горловое кровотечение. В следующие два дня оно несколько раз повторилось…

По рассказу дочери писателя, накануне у Фёдора Михайловича произошло тяжёлое объяснение с родственницей о разделе наследства богатой тётки. Достоевский, всю жизнь нуждавшийся, боялся, что та же участь постигнет и его детей. Разговор расстроил писателя. Это, видимо, также сказалось на его состоянии. Но когда Достоевскому становилось легче, он, желая успокоить жену и детей, шутил, показывал детям картинки в новом журнале, говорил о планах на будущее…

Писатель Б.М. Маркевич вспоминал: «В глубине неказистой, мрачной комнаты, его кабинета, лежал он, одетый, на диване с закинутой на подушку головой. Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке… Дыхание каким-то слабым свистом прерывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким механическим судорожным процессом поражённого организма… Он был в полном забытьи».

Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, в возрасте пятидесяти девяти лет.

Анна Григорьевна, желая исполнить волю мужа, решила похоронить его рядом с Н.А. Некрасовым на Новодевичьем кладбище. Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Настоятельница монастыря запросила столь высокую цену, что семья писателя не смогла дать её. Вечером того же дня редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В.В. Комаров передал Анне Григорьевне официальное предложение Александро-Невской лавры похоронить Достоевского на её территории. Все расходы лавра брала на себя. Вдова вынуждена была согласиться и выбрала место на Тихвинском кладбище монастыря рядом с могилой В.А. Жуковского.

В то время в России было четыре лавры, это были привилегированные, богатейшие монастыри. Петербургская лавра была особенно влиятельной и богатой. Её состояние было оценено по описи в сорок миллионов рублей золотом. Расходы на похороны писателя, естественно, не были для неё обременительны. Кроме того, Александро-Невская лавра сделала своё предложение не без умысла: церковники думали превратить похороны в грандиозный спектакль, призванный продемонстрировать единение Достоевского с церковью, с правящими кругами. Однако осуществить этот свой замысел им не удалось. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие.


1 февраля 1881 года к десяти часам утра весь Кузнечный переулок, Владимирская площадь и прилегающие к ним улицы были запружены народом, собравшимся проводить тело писателя к месту погребения.

Церемониальное шествие за гробом было назначено в следующем порядке: учащиеся почти всех петербургских учебных заведений, и среди них одетые в парадную форму воспитанники Главного Инженерного училища, которое окончил Достоевский; затем художники, актёры, депутации из Москвы - всего было представлено более семидесяти учреждений и обществ. Ещё до выноса, когда все участники процессии заняли свои места, начало кортежа было на углу Невского проспекта и Владимирской улицы (то есть простиралось на расстояние около полутора километров - «СГ»).

В конце двенадцатого часа по знаку распорядителя, Д.В. Григоровича, траурная церемония началась. Гроб подняли на руках родные Фёдора Михайловича и некоторые литераторы, среди которых были петрашевцы А.Н. Плещеев и А.И. Пальм. До самой лавры гроб, установленный на носилках, несли друзья, поклонники писателя… За гробом шли родственники, литераторы и далее многотысячная толпа, молча и благоговейно прощавшаяся с писателем. Провожающих было пятьдесят - шестьдесят тысяч. Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. Известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ».

Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий - от города Петербурга. Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета - друг молодости Ф.М. Достоевского профессор А.Н. Бекетов (дед будущего поэта А.А. Блока - «СГ»). На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России - великому учителю». Венок от актёров несли Н.Ф. Сазонов и М.Г. Савина.

Присутствовавшая на похоронах писательница Е.П. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения».

В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений.

Народоволец И.И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище - всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов».

Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А.И. Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было - видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру.

«Разошлись от могилы, - продолжает свой рассказ И.И. Попов, - когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта».


Евгения САРУХАНЯН, «Достоевский в Петербурге», 1970

Напомним, 1 марта 1881 года состоялось покушение членов «Народной воли» на императора Александра I, приведшее к гибели монарха.

В книге своих воспоминаний Анна Григорьевна ДОСТОЕВСКАЯ ясно даёт понять, что её муж не пережил бы этого покушения на государя-императора. Вот её мысли и свидетельство одного из последних разговоров с умирающим мужем.

Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!

Это Евангелие было подарено Фёдору Михайловичу в Тобольске (когда он ехал на каторгу) жёнами декабристов. Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час, «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием - единственной книгой, позволенной в остроге». Фёдор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чём-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на странице. И теперь Фёдор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.

Открылось Евангелие от Матфея: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».

Ты слышишь - «не удерживай». Значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу.

Слова Евангелия, открывшиеся Фёдору Михайловичу в день его смерти, имели глубокий смысл и значение в нашей жизни. Возможно, что муж мой и мог бы оправиться на некоторое время, но его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Федора Михайловича, боготворившего царя - освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался. Конечно, его кончина и в смутное время произвела бы большое впечатление, но не такое колоссальное, какое произвела она тогда: мысли всего общества были бы слишком поглощены думами о злодействе и о тех осложнениях, которые могут последовать в такой трагический момент жизни государства. В январе 1881 года, когда всё было, по-видимому, спокойно, смерть моего мужа явилась «общественным событием»: её оплакивали самые различные по своим политическим воззрениям люди, самые различные круги общества. Необычайная торжественность погребального шествия и похорон Фёдора Михайловича привлекла массу читателей и почитателей из среды лиц, относившихся равнодушно к русской литературе, и, таким образом, возвышенные идеи моего мужа получили значительно большее распространение и надлежащую, достойную его таланта оценку.

После кончины великодушного царя-освободителя, возможно, что и семье нашей не было бы оказано царской милости, а ею была исполнена всегдашняя мечта моего мужа о том, что бы наши дети получили образование и могли впоследствии стать полезными слугами царя и отечества.

Судьба фамильных захоронений Достоевских в России драматична. Про многие из них можно сказать – «утрачены». Социальные и политические катаклизмы XX столетия привели к тому, что Ф. М. Достоевский был объявлен писателем «архискверным», переиздание его произведений остановлено. Печальная участь постигла и «отеческие гробы» Достоевских. Похороненная на Лазаревском кладбище при Свято-Духовском храме в Москве Мария Фёдоровна , мать писателя, и после смерти не обрела вечного покоя: в 1930-е гг. кладбище было закрыто и фактически уничтожено, а останки Марии Фёдоровны эксгумированы и определены на хранение в Музей антропологии при МГУ как фондовая единица. В это же время был закрыт моногаровский Сошествия Святого Духа, где на старинном погосте был похоронен Михаил Андреевич , отец писателя. Кладбище было стёрто с лица земли, а могила М. А. Достоевского утрачена. Точно так же приходили в запустение и забвение могилы Веры Михайловны , сестры писателя, похороненной на древнем в виду сельца Дарового, Марии Александровны и Юлии Александровны Ивановых, племянниц Ф. М. Достоевского, упокоившихся на села Моногарова.

Первым шагом к восстановлению родовых захоронений семьи Достоевских стала установка рядом с Моногаровским храмом плиты и креста в память М. А. Достоевского. Это событие произошло в 2005 г. и было приурочено к выездному Российского общества Ф. М. Достоевского. Открывал памятный знак правнук писателя Д. А. Достоевский.

Следующим этапом в реализации проекта «Память» стало восстановление в 2011 г. на Моногаровском кладбище заброшенной могилы Марии Александровны Ивановой, племянницы Ф. М. Достоевского, последней владелицы Дарового и хранительницы первого в России музея писателя.

Реализация проекта оказалась возможной при благотворительной поддержке коломенского МУП «Контур» и его директора К. Ю. Львова, а также при активном участии Администрации сельского поселения «Струпненское»: главы Администрации Е. В. Анохиной и её заместителя А. Н. Кононова. В дальнейших планах партнёрства – устройство родительского некрополя на церковном погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, восстановление могилы Веры Михайловны Ивановой, сестры писателя.

Одной из проблем в реализации проекта «Память» является вопрос об идентификации могил. Основанием стали документальные источники: воспоминания , младшего брата писателя, жены , а также свидетельства местных жителей. Самым сложным оказался поиск полностью утраченного погоста рядом с храмом Сошествия Святого Духа в Моногарове, где похоронен М. А. Достоевский, отец писателя. Работа велась на протяжении нескольких лет. Территорию храма необходимо было расчистить от многолетнего мусора, зарослей кустарника и бурьяна, после чего можно было приступать к и использованию георадара. В настоящее время границы погоста локализованы. Для установления точного места упокоения Михаила Андреевича требуется эксгумация с последующей антропологической, а при необходимости и генетической экспертизой. Это не только позволит ответить на самый спорный вопрос достоевсковедения – о причинах таинственной смерти отца Ф. М. Достоевского, но и даст возможность похоронить рядом его матери – Марии Фёдоровны.

Сомнения и скептические отклики вызвало восстановление могилы Марии Александровны Ивановой: если с отцом писателя всё более или менее ясно (есть документальные источники), то что дало повод считать более чем скромный камень в заброшенной части Моногаровского кладбища надгробием племянницы Ф. М. Достоевского? Во-первых, опорой снова явились документы, согласно которым на старинном Нечаевском погосте рядом с Даровым хоронить перестали уже в начале XX века, равно как и на кладбище при Свято-Духовской церкви. Во-вторых, решающим аргументом в данном вопросе стало свидетельство жительницы Дарового Н. Т. Ростовцевой, чья бабушка служила экономкой у М. А. Ивановой и не раз потом вместе с внучкой посещала могилу племянницы Достоевского. Именно Н. Т. Ростовцева указала и место захоронения его сестры, Веры Михайловны Ивановой на Нечаевском погосте.

НП «Заповедное Даровое» надеется, что к проекту «Память» присоединятся новые и .