Что такое эпитеты и почему они делают нашу жизнь проще и интереснее. Эпитет в поэзии Какое выражение является эпитетом

Первый конкурс нашей учебной конкурсной серии "Тропы" будет посвящен Эпитету. Что это такое - мы уже познакомились в вводной статье . В этой мы еще раз вспомним особенности эпитета и рассмотрим, как используют это выразительное средство поэты.

1. Что такое эпитет?

В общем смысле ЭПИТЕТОМ называют слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. В составе предложения эпитетами часто бывают определения, при этом не всякое определение - эпитет, а эпитет- в предложении не всегда только определение: он может быть и подлежащим, и дополнением, и обращением.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

2. Какими частями речи выражается эпитет?

Эпитет может быть выражен прилагательным ("хрустальный воздух"), наречием ("горячо любить", " тихо ненавидеть"), причастием ("блуждающий вечер ") , деепричастием ("играя в прятки, сходит небо"), числительным ("вторая жизнь", "пятое колесо"), существительным («веселья шум») и даже глаголом. У М. Исаковского: "И такой на небе месяц, хоть иголки подбирай" - практически всё предложение - эпитет. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Это слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием и придает тексту определенную экспрессивную тональность.

Например, фраза «крылатые качели» содержит в себе эпитет «крылатые», который помогает читателю представить качели не просто как железяку, двигающуюся вперед-назад, а как некое подобие птицы, парящей в воздухе. Для того чтобы простое прилагательное стало эпитетом, его нужно «наградить» глубоким смыслом, при этом иметь образное воображение. Эпитет - это не просто определение, обозначающее какой-то признак, качество предмета ("деревянная палка), а его образная характеристика ("ДЕРЕВЯННОЕ выражение лица"). Так "тихий голос" - это не эпитет, а "ЯРКИЙ голос" - эпитет, потому что ЯРКИЙ здесь используется в переносном смысле. Или: "теплые руки" - не эпитет, а "ЗОЛОТЫЕ руки" - эпитет.

К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: "Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…" (А. Ахматова)

ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

3. Примеры эпитетов в поэзии

Несколько примеров эпитетов:

Румяная заря.
Ангельский свет.
Быстрые мысли.
Человек-кран.
Легкое чтиво.
Золотой человек.
Человек-компьютер.
Чудесный вечер.
Поющий костер.

Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):

«Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» (И. Тургенев).
«Что если я, ЗАВОРОЖЕННЫЙ, вернусь домой УНИЧИЖЕННЫЙ, ты можешь ли меня простить?» (Александр Блок).
«В БЛЮДЕЧКАХ - ОЧКАХ спасательных кругов» (В. Маяковский).
«ПРИЗРАЧНО царит» (И. Бродский).
«КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ, сходит небо» (Б. Пастернак)

Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:

"Есть в осени первоначальной
Короткая, но ДИВНАЯ пора -
Весь день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
И ЛУЧЕЗАРНЫ вечера.. .
Где БОДРЫЙ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины ТОНКИЙ ВОЛОС
Блестит на ПРАЗДНОЙ борозде.. ".

В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», тоже можно считать эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени.

Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:

«В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ».

4. Зачем нам эпитеты?

Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.

Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.

Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель - выразить ОТНОШЕНИЕ ПОЭТА К ТОМУ, О ЧЕМ ОН ПИШЕТ. Употребление эпитетов позволяет значительно разнообразить текст, особенно, при описании. И в стихотворении, где важно каждое слово, одним удачным эпитетом можно заменить целое предложение.

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность автора. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика - значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. ("…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти").

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов ("Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…"

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

5. Устоявшиеся эпитеты

Есть такое понятие, как УСТОЯВШИЙСЯ ЭПИТЕТ. Это такой эпитет, который плотно «прилип» к слову и ассоциируется исключительно с ним. Красная девица, чистое поле, широкая душа, добрый конь, светлая голова, зеленая земля… Все эти эпитеты – стёртые, устоявшиеся. Они даже не воспринимаются как эпитеты. В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Ищите яркие, необычные эпитеты, которые будут поражать читателя, вызывать у него целый поток ассоциаций и чувств: «Малиновый звон» (Толстой), «Простодушная клевета» (Пушкин), «Мраморный грот» (Гумилев)…

Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой. В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синееморе», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.

В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:

"Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
Заря АЛАЯ подымается..."

6. Ошибочное использование эпитетов

У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.

С современной точки зрения это - ошибка. ЭПИТЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ. И, конечно, они должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ. Всё-таки, наверно, «зелёных молний» и «быстрокрылых мух» не бывает.

7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой

В дополнении к сказанному рассмотрим примеры использования эпитетов (а точнее - НЕ ТОЛЬКО ЭПИТЕТОВ, А ЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТРОПОВ) в лирике Анны Ахматовой.

ВНИМАНИЕ:

(Конкурсанты - прошу не путать троп с эпитетом, эпитет - это один из видов многочисленных тропов!!!)

А) Красочные определения, выраженные прилагательными:

"Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ".
"МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь".

Б) Прилагательные-эпитеты, выполняющие роль подлежащего, дополнения, обращения:

"Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…"

В) Эпитеты- действия.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства ("ГОРЬКО волную", "звенела и пела ОТРАВНО"). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: "я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА".

Г) Зооморфные эпитеты.

Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: "Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…"

Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное - их подробной разработкой. Сравнивая любовь с миром животных, она пишет: "То ЗМЕЙКОЙ, свернувшись клубком, у самого сердца КОЛДУЕТ, то целые дни ГОЛУБКОМ на белом окошке ВОРКУЕТ". Или: "В белом поле я тихою девушкой стала, ПТИЧЬИМ ГОЛОСОМ кличу любовь". В творчестве А.Ахматовой «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом.

"Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом" (ср. лохматый медведь);
"И что память ЯРОСТНАЯ мучит…"(ср. яростный волк);
"Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…"(ср.жалящая оса);
"Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…"(ср. насторожившийся зверь).

Д) Цветовой эпитет

Каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Цветовых определений очень много в ее стихах и чаще всего - для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии: "Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть", " Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора". Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет.

Белый – это цвет невинности и чистоты. На Руси белый цвет –это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни. Но белый цвет имеет и свою печальную сторону значений - это и цвет смерти. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Он есть олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках: "Я голубку ей дать хотела, ту, что всех в голубятне БЕЛЕЙ, но птица сама полетела за стройной гостьей моей". Белая голубка– символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.«Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти: "Как БЕЛЫЙ камень в глубине колодца, лежит во мне одно воспоминанье". День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой: "В БЕЛЫЙ рай растворилась калитка, Магдалина сыночка взяла".

Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «за алелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.

Голубой цвет -признак света, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.

Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень -все это эпитеты Ахматовой.

Проанализировав лирику Ахматовой, можно сделать следующий вывод: обозначения цвета у нее всегда выполняют смысловую, описательную и эмоциональную цели. Так, смысловая функция заключается в актуализации различных приращений смысла; описательная - в том, что цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримым, выпуклым; эмоциональная же особенно интересна: цвета-символы у Ахматовой являются своего рода «проекцией» душевного состояния ее лирического героя. Детали -символы были необходимы автору для того, чтобы усилить лирическую основу произведения, более четко подчеркнуть то или иное настроение и, несомненно, привнести в произведение символическую загадку.

Е) Бытовые эпитеты

В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растут из сора», что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.

"Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце –пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне".

Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини, самое главное - ее боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения. Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.

А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии "Тропы". Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.

С уважением, Ваша АлКора.

Русский язык

Что такое эпитет и как его найти?

Комментариев нет

Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.

Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.

Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. ).

Простые и слитные эпитеты

  • простые - присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
  • слитные - у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.

Эпитеты помогают придать яркость образам

Виды эпитетов

В русском языке эпитет разделяют на три вида:

Общеязыковой

Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:

  • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
  • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
  • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность;

Народно-поэтический

Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, например: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром.

Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Эпитеты в литературе

Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.

Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее. У них есть и другие цели, а именно:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
  • помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;

Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.

Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

Эпитеты в метафоре

Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

  • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
  • метонимические. Их цель - создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.

Утро может быть разным и эпитеты помогут

Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

ВАРИАНТ4 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

А1.Какое выражение является эпитетом?


  1. Седые моря 3)Глубокие моря

  2. Холодные моря 4) Теплые моря
А2.Что высмеивают басни?

  1. Ложь, глупость, невежество 3)смелость, мужественность

  2. Дружбу, честность, доброту 4)трудолюбие, усердие
А3. Узнай сказку А.С.Пушкина по словам: базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, черт, расплата

  1. «Сказка о мертвой царевне….»

  2. «Сказка о рыбаке и рыбке»

  3. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

  4. «Сказка о золотом петушке»
А4.Какой былинный богатырь победил Змея Горыныча и освободил Забаву?

  1. Добрыня Никитич 3)Алеша Попович

  2. Илья Муромец 4)Святогор
А5.Укажи автора сказочных повестей « Волшебник Изумрудного города», «Желтая гора», « Тайна заброшенного замка»

  1. А.Волков 2)К.Булычев 3)Е.Велтистов 4)Э.Успенский
А6.Какую книгу написал Н.Сладков под впечатлением от «Лесной газеты» В.Бианки?

  1. «Воздушная газета» 3) «Подводная газета»

  2. «Степная газета» 4) «Зимняя газета»
А7. В произведении К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками» описан случай из жизни композитора:

  1. В.Моцарта 2) Э.Грига 3)Ф.Листа 4)М.Глинки
А8.Кому из поэтов принадлежат следующие строки?

На пушистых ветках Распустились кисти

Снежною каймой Белой бахромой


  1. А.Пушкину 2)С.Есенину 3)В.Жуковскому 4)Е.Баратынскому
А9.Какая пословица подходит к сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  2. Дал слово- держись, а не дал слова – крепись.

  3. Друг познается в беде.

  4. Старый друг лучше новых двух.
А10.Подбери к отрывку из стихотворения С.Маршака фразеологический оборот.

Друг на друга так похожи Где тут Петя, где Сережа-

Комаровы- братья. Не могу сказать я.


  1. Как две капли воды 3)Как рыба в воде

  2. Как в воду глядит 4) Как в воду канул
ЧАСТЬ В
В1.Прочитай отрывок из басни и вставь пропущенные слова

« Как, милый Петушок, « А ты, Кукушечка, мой свет

…… ты громко, важно!»- Как……плавно и протяжно»

В2. Дополни пословицу: При солнышке тепло, при матери…..

С1. Какую роль играют в книге иллюстрации? Напиши.

С2. Прочитай. Определи стиль рассказа. Объясни свой выбор.

Зайцы.

Зимой зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимыми и травой, гуменники – хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след.

До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

^ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЧАСТЬ А

А1. Какие виды природы существуют?


  1. Живая и неживая 3)большая, маленькая

  2. Твердая, мягкая 4) высокая, низкая
А2. К какой группе относятся перечисленные растения?

Шиповник, сирень, смородина, жасмин.


  1. Деревья 2) кустарники 3) травы 4) мхи
А3. В какой строчке перечислены только животные водоема?

  1. Стрекоза заяц мышь жаворонок

  2. Утка бобр лягушка жук- плавунец

  3. Выдра лиса дятел бабочка

  4. Цапля улитка кабан медведь
А4. Какое полезное ископаемое используют при производстве бензина?

  1. Каменный уголь 3)нефть

  2. Торф 4)горючие сланцы
А5. В какой природной зоне обитают белые медведи?

1)в Арктике 2) в тундре 3)в пустыне 4) в зоне лесов

А6.Каким цветом на карте изображаются горы?

1)синим 2) зеленым 3) коричневым 4) белым

А7. В какую сторону света направлены тени от предметов в солнечный полдень?

1)на север 2) на юг 3) на запад 4) на восток

А8. В чем заключается первая помощь при ожоге?


  1. Обработать подсолнечным маслом

  2. Приложить холод или обильно полить холодной водой

  3. Заклеить пластырем

  4. Смазать йодом
А9. Какой орган защищает тело человека от различных повреждений?

  1. Скелет 2) мышцы 3)нервы 4) кожа
А10. Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

  1. Дмитрий Донской 3)Князь Иван Калита

  2. Александр Невский 4) Юрий Долгорукий
ЧАСТЬ В

В1.Выпиши лишнее

К источникам воды на Земле относятся: осадки, водоемы, водопроводная вода, ледники и снега, родники и ключи.

В2. Определи по описанию природное сообщество.

Это участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, но без постоянного слоя воды на поверхности. Деревья здесь растут низкорослые и чахлые, зато много ягодных растений: клюквы, голубики, морошки. Под ногами расстилается мох- сфагнум. Тут можно увидеть много насекомых, которыми питаются ужи, лягушки. Это природное сообщество - излюбленное место для аиста. Крупные животные здесь не живут, но сюда заходят в поисках корма зайцы, олени, кабаны, волки.

В3. Закончи предложение

Место, где начинается река- это……

С1. Назови пять признаков живой природы

С2. Составь цепь питания: заяц мышь осина сова лиса пшеница волк

^ РУССКИЙ ЯЗЫК ЧАСТЬА

А1. Отметь слово, в котором одинаковое количество звуков и букв .


  1. Акация 2) петлять 3)солнце 4) январь
А2. Значение « коллективное посещение музея, выставки, достопримечательных мест» имеет слово:

  1. Прогулка 2)экскурсия 3) путешествие 4) поход
А3. В каком ряду во всех словах есть приставки?

  1. (по)литый (по)небу 3)(на)стольный (на)подобие

  2. (на)горе (на)стенный 4) (под)столом (под)ставка
А4. Отметь слово, в котором допущена ошибка :

  1. Девочка 2) бабочька 3) коньки 4) письмо
А5. Отметь имя существительное, которое не употребляется во множественном числе

1)телепередача 2)красота 3)завтрак 4) молоко

А6. Мягкий знак в слове СКРИПАЧ не пишется, потому что это слово:


  1. Сущ-ое женского рода 3-го склонения

  2. Сущ-ое мужского рода 2-го склонения

  3. Сущ-ое во множественном числе

  4. Глагол в неопределенной форме
А7.Выбери лишнее слово

А8. Выбери предложение с глаголами в неопределенной форме


  1. Галчонок широко раскрывает клюв, машет слабыми крылышками.

  2. Старичок бережно подобрал птенца и посадил его в большую коробку.

  3. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.

  4. Перед сном полезно погулять и принять теплый душ.
А9. Какой ряд слов не является предложением? (знаки препинания не расставлены)

  1. Мы гуляли в поле и нашли лисенка

  2. Он жалобно скулил

  3. Малыш был беспомощным

  4. В зарослях высокой травы
А10. Отметь предложение с пунктационными ошибками.

  1. Зима была не холодная, но снежная.

  2. Мама налила молоко в стакан а не в чашку.

  3. Мы собирали в лесу малину и землянику.

  4. Мы собирали в лесу не малину, а землянику.
ЧАСТЬ В

В1. Даны слова: прыщ, пришей, спишь, просить. Выпиши из предложенных слов слова с орфограммой «Ь после шипящих»

В2. Распредели слова на группы в зависимости от состава слова.

Наступить отзвук натаскать открыть набок отлепить набросать отсрочка напеть отяжелеть


  1. С приставкой НА 2) с приставкой ОТ
Какое слово не вошло ни в одну группу? Запиши его в бланк ответа №1 для части В .

С1. Со словами стих, дали составь по два предложения (разные части речи) . Укажи, какими частями речи являются эти слова в твоих предложениях.

С2. Один ученик написал предложения с ошибками. Перепиши текст, исправив ошибки.

Пчелы вылитают изулья рано утром – к ясной пагоде. Варобьи веселыи, подвижныи - к харошой пагоде.

^ МАТЕМАТИКА ЧАСТЬ А

А1. Укажи данную сумму разрядных слагаемых в виде числа.

900 000+ 60 000+ 3 000+70

1)960 370 2) 906 370 3) 963 700 4) 963 070

А2. Выяви закономерность и укажи следующие два числа: 9, 3, 12, 6, 15,9


  1. 9,3 2) 18,12 3) 19,13 4) 20,10
А3. Укажи выражение нахождения площади прямоугольника со сторонами 17 см и 9 см

  1. (17+9)х2 3)17х2+9

  2. 17х9 4) 17х2+ 9х2
А4. Укажи, сколько миллиметров в 26м78см?

  1. 2 678 2) 26 078 3) 267 800 4) 26 780
А5.Найди разность чисел 980 062 и 45 789

  1. 934 274 2) 1 025 851 3) 934 273 4) 935 274
А6. Вставь нужное слово: чтобы найти скорость, нужно расстояние….на время.

  1. Уменьшить 2) увеличить 3) умножить 4) разделить
А7. Заполни пропуск:

1 дм. 2 = ….см. 2


  1. 10 000 2) 1 000 3) 100 4)10
А8. К 7 сотням 5 единицам II класса прибавь 6 десятков 4 единицы I класса. Укажи правильный ответ.

  1. 7 564 2) 705 064 3) 64 705 4) 75 064
А9. Укажи значение выражения: (592х63+204х35) : 14

  1. 93 750 2) 2 724 3) 31 740 4) 3 174
А10. На складе было 1 800 ц. картофеля. В течение недели ежедневно в магазины отпускали равное количество картофеля, после чего осталось 365ц. Сколько центнеров картофеля отпускали ежедневно?

  1. 365 2)205 3) 10 045 4) 1 435
ЧАСТЬ В

В1. Лена и Оля соревновались в беге. Кто-то из них одолел дистанцию за пять минут, кто-то за две. Юля пробежала за 4 минуты, Катя – за 6 минут, Вика – за 3 минуты, а Оля – за две. За сколько минут пробежала дистанцию Лена?

В2. На доске написаны цветными мелками слова: ДРУЖБА СТОЛИЦА

Белое слово левее желтого, желтое – выше красного. Какое из слов белого цвета?

С1. У Насти 200 открыток. Половина всех открыток - с цветами, четверть – с пейзажами, половина остатка – с животными, а остальные – с птицами. Сколько открыток с птицами у Насти?

С2. Из куска проволоки согнули треугольник с равными сторонами по 4 см. Затем проволоку разогнули и сделали из неё квадрат. Чему равна сторона квадрата?

В школьной программе эпитету уделяется много внимания: ему посвящаются целые уроки, начиная с пятого класса и заканчивая девятым. Эпитет - это важное выразительное средство, используемое не только писателями, но и обычными людьми в повседневной речи. Возможно, они не такие витиеватые и не представляют никакой художественной ценности, но каждый из нас использует их чуть ли не ежедневно.

Этой фигурой речи активно пользовались поэты и писатели 18-19 веков, благодаря которым сложился современный русский язык. Это Пушкин, Державин, Баратынский и другие. Эпитет является художественным определением явления или предмета, помогающим более живо представить себе этот предмет, почувствовать то, как относится к нему автор. Как мы привыкли еще говорить - красочное определение. Слово в переносном значении - это эпитет. Примеры: печальный человек - здесь слово употребляется в своем прямом значении; печальная погода - в переносном. Словари дают другие определения, более развернутые.

Развернутое определение эпитета

Эпитет является словом или целым выражением, которое, благодаря структуре и особым функциям в тексте, способно приобретать новый смысловой оттенок или даже значение, выделяя, таким образом, в изображаемом объекте неповторимые индивидуальные признаки и заставляя оценивать его с новой, необычной точки зрения.

Эпитет может взаимодействовать с любым из типов семантических переносов - метонимией, метафорой, гиперболой, оксюмороном и др., окрашивая текст в определенную тональность. Максимально ощутимой экспрессивная функция этой фигуры речи становится тогда, когда она образует синонимический (иногда - квазисинонимический) ряд, в котором каждый его член оттеняет или дополняет эпитет. Примеры: унылая, грустная погода ; печальный, траурный отблеск увядания .

Постоянный эпитет

Такой, который, сочетаясь с определяемым словом, образует при этом устойчивое образно-поэтическое выражение. То есть, это такие словосочетания или фразы, слыша которые, мы уже не чувствуем того, что это эпитет. Примеры: золотая осень , синее море . Особенно много постоянных эпитетов мы встречаем в фольклоре: красная девица , добрый молодец , чисто поле .

Кроме того, есть группы эпитетов, встречающиеся преимущественно в каких-либо конкретных жанрах народной поэзии: для сказок характерны постоянные эпитеты, носящие фантастический характер - хрустальный мост , золотой дворец .

Грамматическая форма эпитетов, его характеристики и функции

В этих вопросах мнения филологов расходятся. Некоторые уверены в том, что в роли эпитета может выступать только определение, выраженное прилагательным. Другие склоняются к тому, что грамматическая функция слова-эпитета может быть различной, главное - определяющее положение к другому слову. Другими словами, и глагол, и наречие, и деепричастие при определенных обстоятельствах - эпитет. Примеры: призрачно царит (И. Бродский), крадучись, играя в прятки, сходит небо (Б. Пастернак). Как видим из определения и пояснений, эпитеты действительно встречаются в повседневной речи: разве не говорим мы про хмурое небо или грустный дождь? Эти фигуры позволяют делать нашу речь образной и приятной.

ЭПИТЕТ, слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием, который, взаимодействуя с основными типами семантических переносов – метафорой, метонимией, метаморфозой, оксюмороном, гиперболой и др., – придает тексту в целом определенную экспрессивную тональность.

Экспрессивная функция эпитета становится максимально ощутимой в тех случаях, когда эпитеты выстраиваются в (квази)синонимический ряд и каждый член ряда вносит свой уникальный стилистический оттенок значения: ср. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный , траурный отблеск (А.И.Герцен). В стихотворном тексте, благодаря единству и «тесноте» стихового ряда, эпитет в роли определения и само определяемое им выражение в совокупности приобретают некоторый слитный групповой смысл, растворяя в своем составе и другие стилистические тропы и фигуры, например метафору-сравнение; ср. у А.Пушкина : Низал он хитрою рукой / Прозрачной лести ожерелья / И четки мудрости златой . Здесь подчеркнутые эпитеты распространяют семантические признаки (соответственно, "быть прозрачным" и "быть золотым") на метафорические конструкции конструкции в целом, заставляя по-новому перегруппировывать и коррелирующие семантические признаки самих этих конструкций. Получаются не отдельные высказывания "низать лесть подобно прозрачному ожерелью" и "низать золото мудрости на четки", а параллельные: прозрачными оказываются и лесть, и ожерелье; а золотыми – и четки, и мудрость. В этом смысле мы можем говорить о признаковой, предицирующей функции эпитета, которая позволяет отыскивать в словосочетаниях такой смысл, который напрямую не выводится из значений согласуемых слов и допускает широкий спектр семантических трансформаций: ср. громокипящий кубок (метафора), красный смех (цветовая метафора-гипербола), левый марш (метонимия), горячий снег (оксюморон), белая гибель (Б.Лавренев – метонимия на фоне паронимической аттракции). Поэтому неслучайно, что подобные атрибутивные сочетания нередко выступают в роли заглавий целых произведений, вынося доминантный признак на поверхность всего текста: Красный смех Л.Андреева, Громокипящий кубок И.Северянина (само это название – цитата из Ф.Тютчева), Левый марш В.Маяковского , Белая гибель Б.Лавренева, Горячий снег Ю.Бондарева . Таким образом, внутри обобщенной «признаковой» функции эпитета оказывается возможным говорить о более частных его функциях – характеризующей, индивидуализирующей, выделительной, номинативной и текстопорождающей.

Существуют разные взгляды на грамматическую форму эпитета, его морфологические и синтаксические характеристики, а также его функции в тексте. Одни ученые считают, что эпитетом может быть только определение-прилагательное (А.П.Квятковский), другие высказывают мнение, что эпитет как лексико-семантическое явление может быть выражен языковыми единицами с разной грамматической функцией, если такие единицы выступают в роли определяющего по отношению к другому слову. В таком широком понимании роль эпитета может выполнять наречие, выбор которого несет на себе печать субъективного восприятия автора, а также обусловлен звуковой организацией текста (ср. у И.Бродского : и безумно свистит этот вечный мотив посредине жизни ; в осенней полумгле сколь призрачно царит прозрачность сада ), или конструкция со сравнительной степенью прилагательного (Салфетки белей алебастр балюстрады – Б.Пастернак), а также существительное-приложение (Кто этот баловник-невежа / И этот призрак и двойник ? – Б.Пастернак). В функции эпитета может выступать и деепричастие (Словно с видом чудака, / С верхней лестничной площадки, / Крадучись, играя в прятки , / Сходит небо с чердака – Б.Пастернак), и даже инфинитивные конструкции с кратким прилагательным (калька с английского? – ср.: но прислуга мертва опознать твой шрам у И.Бродского), которые концентрируют в себе целые придаточные предложения. В то же время в эпоху символизма можно было встретить только сами определения-эпитеты без определяемых: ср. Странных и новых ищу на страницах / Старых испытанных книг (А.Блок).

Однако большинство исследователей все же склонны считать эпитетом именно определяющее слово в атрибутивной конструкции A + N и на этом основании различают, с одной стороны, логическое определение и эпитет (Б.В.Томашевский), а с другой стороны – собственно эпитет и поэтическое определение (В.М.Жирмунский); отдельно в историческом плане обсуждается также проблема «постоянных эпитетов» (А.Н.Веселовский).

По мнению Б.В.Томашевского, эпитет, в отличие от логического определения, не уменьшает объем понятия и не расширяет его содержания, а оставляет его неизменным. «Задача логического определения, – пишет он в своей работе Стилистика и стихосложение (1958), – индивидуализировать понятие или предмет, отличить его от подобных же понятий <...>. Эпитет – это такое определение, которое этой функции не имеет <...>. Эпитет ничего не прибавляет к содержанию, он как бы перегруппировывает признаки, выдвигая в ясное поле сознания тот признак, который мог бы там и не присутствовать». Так, в сочетании серый волк атрибут серый – это эпитет, а в сочетании серая лошадь это же прилагательное выступает как логическое определение, так как отражает именно масть лошади».

Согласно В.М.Жирмунскому, эпитетом в широком смысле можно назвать всякое определение, выделяющее в понятии существенный признак; в узком же смысле – это только украшающий признак, свойственный эпохе классицизма. И поэтому, считает ученый, историю эпитета можно представить как процесс вытеснения эпитета индивидуально-авторскими поэтическими определениями.

А.Н.Веселовский в работе Из истории эпитета пишет, что «история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании и... всего поэтического сознания от его физиологических и антропологических начал и их выражений в слове – до их закрепощения в ряды формул, наполняющихся содержанием очередных общественных миросозерцаний». Веселовский определяет эпитет как «одностороннее определение слова, либо подновляющее его нарицательное значение, либо усиливающее, подчеркивающее какое-нибудь характерное, выдающееся качество предмета». На этом основании им выделяются так называемые постоянные эпитеты двух видов – тавтологические, в которых прилагательное и существительное выражают одну и ту же идею (типа красна девица, солнце красное, белый свет ), и пояснительные,в основе которых лежит признак, считающийся существенным в предмете или характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству (белая лебедь, столы белодубовые, ножки резные, золотая колесница ). Среди пояснительных эпитетов Веселовский выделяет эпитеты-метафоры (типа черная тоска ) и синкретические, рожденные благодаря синкретизму чувственных восприятий (сейчас их называют синэстетическими): острое слово, глухая ночь. Последний тип широко распространен и в авторской поэзии, например пестрая тревога у Пушкина или в переводе из Гюго: пугливый, темный шум, сделанный из теней .

История эпитета показывает, что сначала он отличался постоянством при известных словах (море у Гомера темное или серое , немочь – злая, небо – звездное ), а затем произошло «разложение этой типичности индивидуализмом». Это становится возможным, когда у слова появляется не один, а несколько эпитетов, разнообразно дополняющих его основное значение.

Эпитеты новейшей поэзии, согласно теории Веселовского, выросли на почве древних синкретических и метафорических эпитетов, т.е. на почве такого же рода «психологических скрещиваний», что и эпитеты-метафоры черная тоска, мертвая тишина : новые необычные метафоры «предполагают такую же бессознательную игру логики», только более сложную, «потому что усложнились и исторический опыт, и спрос анализа». Так, душистые сказки у Гейне появляются из простейшей аналогии «цветок-человек», «речь цветов» – их аромат, и когда цветы наклоняются друг к другу головами, они «нашептывают» друг другу сказки; точно так же появляется и эпитет-метафора звездные сказки у К.Фофанова.

Современные эпитеты-атрибуты можно классифицировать с точки зрения их структуры и синтаксической позиции (препозиция, постпозиция, дислокация).

Со структурной точки зрения, выделяются простые эпитеты (состоящие из одного прилагательного, образующего с определяемым парное сочетание A + N – например, голубая глубина у А.Платонова), слитные (когда эпитеты-прилагательные образованы из двух-трех корней – ср. обычный слитный эпитет у А.Толстого рассказ убедительно -лживый и неологический слитный эпитет у М.Цветаевой Девичий-свой-львиный Покажи захват !), составные (из двух или нескольких определений при одном определяемом – желтый ветер маньчжурский у И.Бродского), а также сложные, передающие «слитный групповой смысл»: ср. в блюдечках-очках спасательных кругов у В.Маяковского.

Ритмическая структура стихотворного текста требует определенного расположения эпитетов в рамках стихотворных строк. Поэтому в поэтическом тексте часто встречается инверсия эпитета, когда он оказывается в постпозиции к определяемому слову (у А. Пушкина – Твоих оград узор чугунный ; И пунша пламень голубой ), а также его дислокация – когда определяемое и определяющее слова разделены какими-то другими словами (ср. у А.Блока: В синем сумраке белое платье / За решеткой мелькает резной ). Б.В.Томашевский считал, что такое отделение слов в стихе ведет к их обособлению и несколько утяжеляет слово, придавая ему больший вес. В этом смысле разъединение эпитета и определяемого им слова по разным рядам и расположение их по вертикали может создавать иконический эффект «разрыва звучания», как, например, у А.Блока:

Все как было. Только странная
Воцарилась тишина
.

При расстановке эпитетов в стихе поэт может специально чередовать их препозитивное или постпозитивное расположение, в результате чего образуется особая стилистическая фигура – хиазм: подобным «обращением» синтаксических конструкций как бы «от противного» подчеркивается их параллелизм: ср. у Б.Пастернака

Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня
!